Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Инструмент № 9: контроль громкости

Поиск

В естественных ситуациях нам свойственно говорить громко, тихо или со средней громкостью. Актеру требу­ются чуткость и голосовой контроль для того, чтобы по желанию менять громкость голоса. Основная причина са­моочевидна: зрители, сидящие высоко на галерке, долж­ны слышать каждое произнесенное вами слово так же четко, как и зрители в первых рядах партера.

Стр. 121

Давайте для начала рассмотрим аспект громкости го­лоса в контексте повседневной жизни. Громкость голоса в реальной жизни способна отражать важные психологи­ческие аспекты личности. Начнем с клише: уверенный в себе человек всегда говорит громко, стеснительный и робкий — тихо. Как и в большинстве клише, в этом со­держится большая доля истины. Уверенность — реальная и не наигранная — вполне может частично проявляться в громком, четком голосе. Говорящий уверен в правильно­сти своего мнения и хочет, чтобы все об этом узнали. Че­ловек застенчивый лишен уверенности в собственной способности ясно излагать свои мысли и идеи. Он может сомневаться в уместности своего мнения. В попытке све­сти к минимуму удар по своему самолюбию такой чело­век, как правило, говорит негромким голосом.

Пока что все соответствует логике. Но, как и в слу­чае с невербальным общением, ситуация становится более интересной, когда говорящий старается замаски­ровать свои чувства. Человек, который привык считать себя застенчивым, может оказаться в ситуации, где ему необходимо выглядеть уверенным: например, произно­ся торжественную речь во время бракосочетания. В та­ких обстоятельствах человек старается говорить громче. Если он достаточно владеет собой, то способен успеш­но скрыть собственную робость и добиться уверенного звучания голоса. Если же ситуация окажется стрессовой и человек не сумеет возобладать над ней, он может гово­рить даже слишком громким голосом. Представьте себе также ситуацию, в которой очень уверенный мужчина на вечеринке почувствовал, что его тянет к застенчивой женщине. Боясь напугать ее излишней напористостью,

Стр. 122

мужчина заговаривает с понравившейся дамой более тихим и мягким голосом, чем ему обычно свойственно.

Как же тогда мы, люди, сохраняем контроль над соб­ственной «громкостью звучания»? Все происходит, как и со многими другими вещами — вы осваиваете теорию, анализируете процессы и затем практикуетесь, практику­етесь и еще раз практикуетесь. И, так же как и со многи­ми другими аспектами исполнения, основой успешного контроля громкости голоса является релаксация — спо­собность расслабляться физически и умственно (психо­логически).

Процесс образования звука происходит так: вы дела­ете вдох; вы делаете выдох; во время выдыхания некото­рая часть воздуха проходит над голосовыми связками в вашем горле; вы позволяете воздуху вызвать колебание голосовых связок; издаваемый при этом звук — это ваш голос.

Пока что все достаточно просто. Что же делают акте­ры, чтобы обрести больший контроль над громкостью звучания своего голоса?

Прежде всего, они учатся расслабляться в стрессовых ситуациях. Расслабленное тело — это тело, свободное от мышечного напряжения. Не случайно вокальные упраж­нения часто проделываются в лежачем положении: это положение практически не требует напряжения мышц.

Способность сохранять состояние физической ре­лаксации на сцене обеспечивает реальные преимуще­ства. Вы можете сделать более глубокий вдох. Вы може­те позволить себе больший контроль над направленным наружу потоком дыхания. Резонанс, помогающий уси­лить ваш голос, повышается. Что такое резонанс?

Стр. 123

Резонанс происходит, когда звук усиливается благо­даря эффективному использованию резонаторов. Что такое резонаторы? Резонаторы — это полые простран­ства: своеобразные камеры различного размера, распо­ложенные в верхней части человеческого тела. Рот чело­века — это резонатор; нос, а также горло и легкие тоже являются резонаторами. Такую же роль выполняют и синусы, которые покрывают череп человека. Каждый из указанных резонаторов потенциально способствует уси­лению голоса.

Представьте себе две гитары: одна из них — сплошная электрогитара, а вторая — полая акустическая гитара. Если натянуть струны на электрогитару, то без подсоеди­нения ее к усилителю вы с трудом сможете расслышать звук в другом конце комнаты. Если натянуть струны на акустическую гитару и заиграть на ней, звук будет резо­нировать в ее полом корпусе и значительно усиливаться. Полый корпус гитары исполняет роль ее резонатора.

Как проверить, действительно ли полое простран­ство способствует усилению звучания гитары? Если вы заполните полое пространство ватой или кусками ткани, уменьшение пустого пространства вызовет значительное снижение резонанса, что, в свою очередь, сильно ска­жется на громкости звучания.

То же самое верно для человеческого тела. Если че­ловек сильно напряжен, он начинает ограничивать свои резонаторы, что приводит к снижению усиления звука посредством резонанса. Если у вас простуда и ваш нос и синусы забиты, вы сами заметите, что ваш голос звучит не так громко. Такой эффект объясняется тем, что заб­локированные резонаторы не функционируют.

Стр. 124

Существует немало книг, предлагающих множество полезных советов актерам, желающим повысить способ­ность владения своим голосом (см. раздел «Дополни­тельная литература»), поэтому, с вашего позволения, будем двигаться дальше.

Полезные советы

Я не вижу особого смысла в обсуждении психологи­ческих аспектов, которые обусловливают различные уровни громкости голоса, по той простой причине, что актер на сцене всегда должен говорить достаточно гром­ко, независимо от характера своего персонажа или об­стоятельств, в которые тот попадает. Потребность в том, чтобы вас хорошо слышала аудитория, перевешивает любые соображения «реализма»; это простое золотое правило, которое следует принимать как данность. Зри­тели могут простить не самое блестящее исполнение, но если вы будете говорить слишком тихо и не дадите им возможности в полной мере понять сюжет, они вам это­го не простят.

Во время киносъемки, если режиссер не сумеет рас­слышать все, что вы говорите, он остановит вас и начнет переснимать эпизод заново. Звукорежиссер попытается отрегулировать громкость звучания вашего голоса, одна­ко вас могут попросить говорить громче, а может, даже тише. Если вы участвуете в эмоциональной сцене, это бывает труднее сделать, чем кажется. Тем не менее, все­гда помните о том, что вы работаете в коммерческой ин­дустрии. Старайтесь делать все от вас зависящее; вряд ли люди заметят ваше внутреннее замешательство.

Стр. 125

Индивидуальные упражнения

Ниже приводится ряд упражнений для последова­тельного выполнения. Они помогут повысить звучность вашего голоса. До начала каждого упражнения необхо­димо убедиться, что ваше тело находится в состоянии релаксации.

1. Лягте на пол лицом вверх и полностью расслабьте тело. Равномерно дышите через нос, в процессе вдыхания воздуха представляя себе, что область вашего пупка притягивается к потолку. (Это способствует использованию в процессе дыхания диафрагмальной мышцы, расположенной как раз над пупком.) Зубы должны быть разжаты, а губы сомкнуты. Совершая выдох, позволяйте воздуху
проходить над голосовыми связками, чтобы получался звук. Не пытайтесь оформить звуки в слова, просто издавайте звук: вы слегка активируете голосовые связки и усиливаете возникающий звук с помощью своих естественных резонаторов. Издаваемый вами звук, легкое «мммм», будет звучать примерно на одной ноте, но, поскольку вы не поете, по мере выпускания воздуха интонация начнет слегка понижаться. Вы должны ощущать легкое покалывание на губах.

2. Продолжение первого упражнения. На этот раз во время выдоха через три секунды позвольте вашей челюсти расслабиться так, чтобы ваш рот широко раскрылся: визуализируйте звук как высвобождаемый из замкнутого пространства. Вы будете испускать легкое «ммммааа». По мере продолжения

Стр. 126

практики вы начнете замечать, что с относительно небольшими усилиями и безо всякой попытки кри­чать ваш голос становится удивительно громким. Проверьте наличие напряжения; ваши рот и горло являются крупными резонаторами, которые функ­ционируют более эффективно в открытом и рас­слабленном состоянии. Зевните, обращая внимание на открытое положение горла и задней стенки по­лости рта. Во время вдоха старайтесь достичь рас­слабленного варианта этого положения. Ежедневно проделывайте это упражнение; вы познакомитесь с силой резонанса и привыкнете находиться в состо­янии релаксации, когда издаете звуки.

3. Проделайте то же, что и в упражнении 2, но при этом попробуйте более тщательно контролировать поток дыхания. Мысленно просчитайте, сколько секунд вам требуется, чтобы сделать вдох, а потом
выдох. В обычной речи мы, как правило, очень быстро вдыхаем воздух, а затем контролируем поток выдыхаемого воздуха в течение нескольких секунд. Помните, что в работе над стихами или классическим текстом не всегда можно сделать вдох, когда вам того хочется: иногда приходится на одном дыхании произносить до конца длинную строку. С течением времени научитесь делать более глубокие вдохи, которые можно выпускать под контролем, при расслабленном теле, с успешным использованием резонаторов.

4. Повторите упражнения, описанные выше, но только в положении стоя. Ваши ноги должны быть слегка расставлены, вес тела уравновешен, руки

Стр. 127

должны находиться по сторонам тела. Чтобы сохра­нять это положение, требуется лишь несколько мышц — в основном вокруг лодыжек и колен. Все прочие мышцы должны оставаться максимально расслабленными. Задача состоит в том, чтобы под­держивать значительное усиление посредством ис­пользования естественных резонаторов, несмотря на необходимое напряжение определенных мышц. От­метьте, сколь малое количество групп мышц должно быть напряжено в таком положении. Позже, оказав­шись на каком-то социальном мероприятии, обрати­те внимание, насколько больше мышц вы использу­ете — вы хмуритесь, напрягаете челюсть, прижима­ете большой палец к остальным, напрягаете стопы ног, склоняете шею, переносите вес на одно бедро. Это лишь некоторые из областей добавочного напря­жения. Как актеру вам необходимо научиться ощу­щать, какие мышцы в вашем теле напряжены, чтобы можно было расслабить их при возникновении из­лишней напряженности.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-09-18; просмотров: 341; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.133.154.2 (0.012 с.)