Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Инструмент № 8: использование пространстваСодержание книги
Поиск на нашем сайте
В действительности пространство словно выпадает из общего перечня раскрываемых средств актерского мастерства, связанных с телом артиста. Пространство находится не внутри, а вокруг нас, а мы принимаем решение, как его использовать (или не использовать). Важно понимать, как мы двигаемся в пространстве в присутствии других людей — на сколь большую или малую часть окружающего пространства вы претендуете в сравнении с ближайшим к вам человеком. Это ваше личное пространство, которое можно представить себе в виде гибкого невидимого воздушного пузыря: люди ощущают соприкосновение с вашей «оболочкой», а вы знаете, когда «вторгаетесь в чужое пространство». Люди заявляют права на то или иное пространство в зависимости от величины их тела и размаха движений, а также посредством выражения своего внутреннего настроя. Поэтому для понимания пространства применительно к находящимся в нем телам необходимо знать четыре остальные характеристики движения — напряжение мышц, рост, открытость позы и зрительный контакт. Все эти четыре переменные позволяют вам предъявлять 1Кажется, мой Бобик уже не спит (фр.). Стр. 109 права на пространство, которое может требоваться другому человеку, или оставлять это пространство. В мире животных все обстоит достаточно просто. (Мне нравится одна старая шутка. Вопрос: А где крокодил спит? Ответ: Где захочет, там и спит). Степень выражения сравнительной угрозы обычно определяет на сколь большое пространство может претендовать зверь: львы, например, располагаются на обширных, протяженных пространствах; овцы по ночам предпочитают сбиваться в кучу. В мире людей все, безусловно, гораздо сложнее. Использование пространства чаще служит отражением представления человека о собственном статусе в сравнении со статусом окружающих: в результате мы ежедневно принимаем участие в конкуренции за пространство за кухонным столом, по дороге на работу, в офисе и даже в постели. Заявить собственные права на большое пространство, а следовательно, и на высокий статус, можно посредством формального или неформального использования предметов. Представьте себе карикатурно напыщенного управляющего, массивный рабочий стол которого занимает большую часть офиса, и бессловесного помощника, который ютится за крохотной конторкой за дверью начальственного кабинета. Или другая картинка: два пассажира в поезде, незнакомые друг с другом, сидят напротив, разделенные небольшим общим столиком. Тот человек, который претендует на большее пространство, использует открытость позы, рост, расслабленность мышц и уверенный взгляд, чтобы заявить свои права. Его намерение Стр. 110 подтверждается тем, как он располагает свое имущество: его сумка занимает соседнее сиденье, баночка с прохладительным напитком стоит ближе к противоположному краю общего столика, и даже когда он время от времени покашливает в кулак, голова его остается высоко поднятой. Пассажир, который не предъявляет прав на большое пространство, старается по возможности ограничить свои движения: его сумка стоит у него на коленях, а баночка с водой — строго на «его половине» столика. Когда он чихает, то опускает голову и отворачивается к окну. Эти два человека в целом вполне довольны «переделом наличного пространства». Более интересной ситуация становится, если два человека недовольны «разделом» имеющегося пространства или если обстоятельства требуют отказаться от установленных «правил». Всякий раз как я впервые прошу новую группу студентов образовать круг, я убеждаюсь, что с обеих сторон от меня остается пространство, которого вполне бы хватило еще для одного, а то и для двоих. Это пространство студенты выделяют мне из уважения, а может быть, из застенчивости. К началу второй недели расстояние между каждым из членов группы, в том числе и мной, уравнивается. Знаменитым людям окружающие часто отводят большие пространства, хочет такой человек этого или нет. Товарищ рассказывал мне, что видел, как известный композитор в одиночестве «фланировал» в центре большой комнаты на вечеринке, огорченно жалуясь на то, что никто с ним не разговаривает! Много лет назад на церемонии награждения в Лондоне я готовился к выходу в общей гардеробной, когда к нам заглянул певец Фредди Мер кури Стр. 111 Он пришел с двумя сопровождающими, но их могло быть и десять, поскольку пространство, которое мы выделили своему идолу (кстати, очень скромному человеку), заставило всех прочих присутствующих в буквальном смысле слова вжаться в стены. В следующий раз когда вы окажетесь в кабине лифта с другими людьми, понаблюдайте за тем, как люди используют доступное им пространство. Интересные вещи иногда происходят в лифтах, доступное пространство которых довольно тесно и неизменно. Ожидая лифта, вы не можете знать заранее, какие люди и сколько уже находятся в кабине. Вы не знаете представлений этих людей о собственном статусе. Вы не знаете, знакомы эти люди друг с другом или нет. Когда дверца лифта открывается, вам приходится мгновенно согласовывать представления о личном пространстве с тем, сколько людей находится в кабине; поэтому большинство людей в таких ситуациях претендует на небольшое местечко, по крайней мере, в первый момент. Люди, претендующие на большее пространство, могут сразу же показаться очень грубыми, просто потому, что они «вторгаются» на негласно установленное другими пассажирами лифта нейтральное пространство. В переполненном лифте приходится прятать свой «рог», побуждающий заявлять претензии на большее пространство. Люди бессознательно реагируют на невидимые «пузыри» окружающих, как будто избегая столкновения с твердыми оболочками личного пространства других людей. Голова и тело человека с более низким статусом инстинктивно слегка отклоняются от начальника. Чувство осознания людьми «размеров» пространства другого Стр. 112 человека — их «пузыря» — можно частично прочитать по тому, куда повернуто лицо человека. Когда свободного пространства почти нет, например, в переполненной подземке, пассажиры, сдавленные словно сардины в банке, тем не менее, смотрят в разных направлениях, чтобы свести к минимуму «вызов» зрительного контакта. У друзей все обстоит иначе, они рады вместе использовать пространство. Иногда человек, не находящийся в дружеских отношениях с окружающими, остается бесчувственным к потребностям в пространстве других людей; подобный «захватчик пространства» может стать причиной дискомфорта для других. Такое поведение может объясняться чертами характера, но также и культурой. Этот аспект человеческого поведения недавно забавно осветили в коммерческой телерекламе одного британского банка, в которой был показан англичанин, предпринимавший всяческие попытки уклониться от «слишком тесного» общения, свойственного жителям Мексики. Как-то раз в Испании я был принят за местного жителя английской парой в баре: хотя я сидел на расстоянии в добрых шесть футов (около 1,8 м) от своих соотечественников, женщина неодобрительно пробормотала, что я над ними просто «нависаю». Полезные советы Понимание того, как люди используют доступное им пространство, потенциально бесценно для актера, желающего показать жизненный стиль игры. Это одна из тех областей, где вы можете осмелиться в каждый конкретный момент доверяться собственным инстинктам. Стр. 113 Использование пространства вами и вашими партнерами должно по крайней мере незаметно слегка изменяться от спектакля к спектаклю (если только особенности освещения или угол установки камеры не накладывают более жестких ограничений). Мы движемся в пространстве в ответ на чье-то еще движение или действие; так что, если вы действительно «настроены» в лад со своим партнером по сцене, вы будете плавно изменять степень использования пространства сцены в ответ на взаимодействие с другими актерами. В эффективном использовании сценического пространства особенно ограничивающим фактором опять-таки является мышечное напряжение, вызванное психологическим состоянием неподготовленности. Вам необходимо сосредоточиться и внимательно прислушиваться к своим коллегам, прежде чем ваши реакции станут искренними и спонтанными. Постарайтесь как можно быстрее избавиться от жесткого «сценария». Учитесь слушать. Один интересный репетиционный метод состоит в том, что актеры на сцене постоянно делают выбор по поводу использования общего пространства. Вкратце: вы участвуете в сцене и в любой момент репетиции вам приходится выбирать один из трех вариантов: оставаться на месте, придвигаться ближе к партнеру или отходить от него. На этапе репетиций этот метод предназначен для стимулирования актерских открытий, для того, чтобы каждый актер мог облечь в конкретное выражение свои чувства к прочим персонажам; следовательно, движение здесь играет решающую и значимую роль. По мере продолжения репетиций каждое из таких движений Стр. 114 может сделаться более «тонким» или даже совсем исчезнуть: персонаж может иметь психологическую потребность отодвинуться от другого героя пьесы, но вынужден оставаться на месте, поскольку сделать желаемое ему не дает некий важный фактор, такой как потребность сохранить лицо или скрыть истинные чувства. При этом остается скрытое сопутствующее ощущение напряжения. Индивидуальные упражнения 1. В следующий раз, как вы окажетесь в некоем ограниченном пространстве с другими людьми, например, в поезде или кабине лифта, постарайтесь визуально представить себе пропорции вашего личного «пространственного пузыря». Затем представьте себе, что оно гораздо больше. Проделайте какие-то движения, которые могут выражать ощущение того, что вам полагается большее личное пространство. Некоторое время оставайтесь в таком состоянии и наблюдайте, как оно влияет на ваши собственные чувства. Отмечайте также, изменится ли поведение окружающих по отношению к вам. 2. Выберите какой-то современный натуралистический монолог, с которым вполне освоились, который вы прекрасно знаете и который обращен к отсутствующему персонажу. Попробуйте произнести этот монолог, используя все свои знания об использовании окружающего пространства. Стр. 115 Упражнения с партнером 1. Обдумайте некую ситуацию, в которой могут встретиться два незнакомых человека. Используя оценочную шкалу от одного до десяти, выберите для себя и партнера определенные уровни уверенности: низкий, средний или высокий. Придумайте определенную «предысторию» для обоснования своего поведения. Достигнув состояния готовности, войдите в заданную ситуацию и ведите себя настолько правдиво, насколько можете. Сконцентрируйтесь на сознательном восприятии использования вами пространства. Проиграйте эту сцену еще раз — на этот раз ваши персонажи должны быть друзьями. 2. В общении друг с другом люди часто используют неодушевленные предметы, которые помогают им заявить права на пространство. Выберите несколько мелких предметов для возможного использования. Вам могут помочь предметы, которые вы использовали в упражнении на открытость позы тела. Продумайте сценку, в которой между героями должен находиться стол. Во время игры осуществите «стратегическое» использование предметов, которое поможет вам либо заявить права на большее пространство, либо «ускользнуть» в более ограниченное пространство. 3. Обдумайте некую социальную ситуацию, в которой могли бы встретиться два человека. Спланируйте в разыгрываемой вами сценке такой момент, в который нечто важное изменяет «соотношение сил» Стр. 116 между партнерами — например, решение или некое признание. Исследуйте во время исполнения, как использование пространства изменяется у каждого из персонажей до такого важного момента, в сам этот момент или после него. Попробуйте разыграть эту сценку как: а) незнакомцы; б) друзья; в) влюбленные. 4. Разыграйте сценку в кабине лифта, в которой оба партнера вполне удобно ощущают себя в своих соответствующих пространствах. Повторите ту же сценку, в которой один из партнеров оставался бы нечувствительным к пространственным «требованиям» другого человека. Если вы упражняетесь не вдвоем, а втроем или вчетвером, можете ввести в сцену дополнительных персонажей, чтобы проанализировать, как это усложнит ситуацию. Пример: Наташа из пьесы «Три сестры» А. П. Чехова Прочитайте и прорепетируйте предложенную ниже сцену, снова из второго действия. Для Наташи это очень трудная сцена. Гости все еще находятся в доме, и муж Наташи тоже присутствует. Но она договаривается с Протопоповым, который, видимо, является ее любовником, о том, чтобы тот зашел и повез ее кататься. В эпизодах, где речь идет об этом и где Наташа подступается к Ирине с разговором о ее перемещении в комнату Ольги, использование Наташей пространства комнаты вполне способно отражать ее психологическое состояние: (Наташа проходит со свечой.) Стр. 117 НАТАША (заглядывает в одну дверь, в другую и проходит мимо двери, ведущей в комнату мужа): Тут Андрей. Пусть читает. Вы простите, Василий Васильич, я не знала, что вы здесь, я по-домашнему... СОЛЁНЫЙ: Мне все равно. Прощайте! (Уходит.) НАТАША: А ты устала, милая, бедная моя девочка! (Целует Ирину.) Ложилась бы спать пораньше. ИРИНА: Бобик спит? НАТАША Спит, но неспокойно спит. Кстати, милая, я хотела тебе сказать, да все то тебя нет, то мне некогда... Бобику в теперешней детской, мне кажется, холодно и сыро. А твоя комната такая хорошая для ребенка. Милая, родная, переберись пока к Оле! ИРИНА (не понимая): Куда? Слышно, к дому подъезжает тройка с бубенчиками. Стр.118 НАТАША: Ты с Олей будешь в одной комнате, пока что, а твою комнату — Бобику. Он такой милашка, сегодня я говорю ему: «Бобик, ты мой! Мой!». А он на меня смотрит своими глазеночками. (Звонок.) Должно быть, Ольга. Как она поздно! (Горничная подходит к Наташе и шепнет ей на ухо.) НАТАША: Протопопов? Какой чудак. Приехал Протопопов, зовет меня покататься с ним на тройке. (Смеется.) Какие странные эти мужчины... (Звонок.) Кто-то там пришел. Поехать разве на четверть часика прокатиться... (Горничной.) Скажи, сейчас. (Уходит.) Стр. 119 Раздел 4. ГОЛОС Голос — это звук, который вы издаете. Речь предполагает использование губ, языка и зубов для формирования из звуков слов. В этом разделе мы сконцентрируем внимание на голосе и на том, как он подчеркивает значение слов. Актеры используют голос для обеспечения успешной взаимосвязи со зрительской аудиторией, а также для выражения того, что может быть скрыто за текстом пьесы. Мы рассмотрим четыре новых «инструмента», которые позволят вам расширить свои экспрессивные актерские возможности. Инструмент № 9 — контроль громкости — один из ключевых элементов успешного актерского исполнения. Инструмент № 10 — контроль интонации (модуляции) — исследует, как голосовое интонирование способно передавать эмоции и радикально изменять значение слов или фраз. Инструмент № 11 — контроль высоты тона — исследует, как естественный тон голоса человека может менять восприятие зрителей; прослеживается связь между тоном и модуляцией голоса. Инструмент № 12 — контроль тембра — оценивается, как резкость или мягкость голоса человека способна нести важные ассоциации. Как и раньше, мы сначала рассмотрим значение каждого термина; проанализируем, какие навыки Стр. 120 требуются для изменения каждой переменной; рассмотрим психологические причины того, почему эти характеристики будут различными для разных людей; завершим предложением нескольких упражнений, которые помогут вам обрести контроль над каждой из голосовых характеристик. Точно так же, как физическое поведение, и голосовые характеристики двух людей могут значительно различаться. Ваши голосовые характеристики могут не подходить для персонажа, роль которого вы исполняете. Важно выработать понимание характеристик собственного голоса и речи, чтобы иметь возможность использовать эти знания на практике. Каковы ключевые переменные, связанные с голосом? Их четыре: громкость, интонирование, тон и тембр. В идеале вам понадобится диктофон. Записывайте ваши попытки по контролю голоса и как можно чаще проигрывайте их: вы должны научиться слышать тончайшие отличия в собственном голосе. Практика и хорошее «ухо» помогут вам достичь потрясающих успехов.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-09-18; просмотров: 375; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.23.101.241 (0.011 с.) |