ТОП 10:

Инструмент № 3: влияние власти



Обладание властью придает нам уверенности в отно­шениях с другими людьми. Оно несет с собой статус и дает нам нечто определенное для решения проблем по­вседневной жизни.

Драматурги и актеры понимают значение власти, но их знание скорее инстинктивно. Власть лежит в корне пове­ствования. Трагедия короля Лира — трагедия человека, от­дающего власть людям, которым ее все время недостаточ­но и которые в конечном итоге полностью забирают эту власть у короля. Центральные конфликты между героями в пьесах Гарольда Пинтера и Артура Миллера часто связа­ны с властью, ее использованием и злоупотреблением ею. Но что такое власть и какое определение ей можно дать?

Стр. 61

Основываясь на работах таких исследователей, как Джон Р. П. Френч и Бертрам Рэвен, преподаватели в школах бизнеса часто раскрывают понятие о власти во всем ее великолепии. В одной из глав книги Д. Картрайта и А. Зандера «Групповая динамика: исследования и те­ория» (Тavistock Publications, 1968) описано несколько типов власти. В моем понимании они сводятся к следу­ющим основным типам:

1. Допустимая властьвласть, которой человеку позволено пользоваться в силу его положения в данной культуре (например, менеджер может попросить сотрудника, занимающего более низкую должность, выполнить некое задание; полицейскому позволяется арестовать подозреваемого; родители могут наказать ребенка, лишив его карманных денег).

2. Злоупотребляемая власть— власть, которую человек использует для того, чтобы принудить другого сделать что-то (хулиганистый мальчишка в классе может вымогать у другого ребенка деньги). Такой тип власти применяется также тогда, когда человек, обладающий допустимой властью, злоупотребляет своими полномочиями (например, врач безо всяких оснований просит пациента раздеться).

3. Власть вознаграждениявласть предоставить то, что имеет ценность для другого человека (менеджер, проводящий собеседование с кандидатом на должность, принимает того на работу; за хорошее поведение родители дают ребенку сладкое; ребенок награждает маму или папу улыбкой).

4. Власть знания (или опыта) — власть, проистекающая из обладания информацией или знаниями,

Стр. 62

которые могут быть необходимы другому человеку (например, бомж знает, где находится ближайшая стоянка такси; мастер может починить компьютер).

5. Власть связейвласть, проистекающая из близости к лицу, обладающему влиянием (например, отец какого-нибудь ученика — директор школы; ваш друг — известный киноактер).

6. Личностная властьвласть, которой человек обладает благодаря своей привлекательности для других (например, модель; человек, великолепно рассказывающий анекдоты).

Вот пример власти в действии. В этом сценарии я от­метил соответствующими номерами типы власти, кото­рые используются в отдельных местах приведенной ниже истории.

Сторож парка видит бездомного парня, спящего на скамейке в центре города. Сторож будит юношу и прика­зывает тому убраться (1): молодой человек поднимается а уходит. Парень встречает хорошенькую (6) туристку, которая служит в полиции, но в настоящий момент нахо­дится в отпуске. Она спрашивает парня, как пройти к со­бору, и он дает ей четкие указания (4). Прощаясь, женщи­на предлагает молодому человеку мелочь (3), и тот ее берет. За всем этим наблюдает сторож. Когда женщина уходит, он подходит к парню и требует у него деньги, уг­рожая донести на него за попрошайничество (2). Молодой человек зовет на помощь женщину-полицейского (5). Та возвращается и вмешивается, предъявляя свое удостовере­ние (1). Сторож быстро удаляется.

Стр. 63

Итак, власть индивида проистекает из различных ис­точников. Работа, роль в семье, образование, приобре­тенные навыки (включая хобби), личные особенности, социальное положение — все это наделяет вашего персо­нажа аспектами власти, благодаря которым он оказыва­ет потенциальное влияние на других.

Фильмы, спектакли и телевизионные комедии до­вольно часто строятся вокруг недоразумений, касающих­ся власти: гоголевский «Ревизор» — блестящий тому при­мер. Простое недоразумение — убеждение в том, что появившийся в городе человек является важным государ­ственным чиновником, хотя он вовсе не тот, за кого себя выдает, — приводит к целому ряду событий и происше­ствий, отражающих темную сторону городской жизни. Сюжет классической телевизионной комедии «Фоулти-Тауэрс» («Fawlty Towers») целиком построен на ошибоч­ном представлении о том, что клиент — высокопостав­ленный инспектор ресторанов.

Но, пожалуй, лучше всего эта тема раскрывается в фильме «Я был там» («Deing There»). Стареющего и слабо­умного садовника (Питер Селлерс), буквально выброшен­ного в неведомый ему современный мир после смерти его хозяина, сбивает машиной, а затем окружает заботой бога­тый приятель американского президента. Скромное пове­дение садовника и его ненавязчивые советы по выращива­нию растений делают его в глазах новых влиятельных друзей великолепным гуру в сфере бизнеса, который изъясняется метафорами.

В мюзикле Вилли Рассела «Кровные братья» («Blood Brothers») также рассказывается о власти, в частности, о том, как доступ к власти дает людям преимущества

Стр. 64

в жизни. В сценарии Рассела близнецов из бедной семьи при рождении разлучают. Один из них, Микки, остается с матерью, уборщицей, а другой, Эдвард, становится при­емным сыном в зажиточной семье (где его мать работает уборщицей). Мы следим за тем, как с возрастом меняют­ся судьбы мальчиков. Они редко встречаются, так что мы (и они тоже) видят все более расширяющуюся между ними пропасть.

Проблемы, связанные с властью, встают особенно ос­тро, когда под властью находитесь вы, и Рассел приводит множество примеров того, как общество благоволит к людям, уже имеющим некие преимущества перед други­ми, будь то образование, работа, здоровье или социальная уверенность. Инцидент в первом акте служит примером того, как некто, обладающий допустимой властью, при­меняет ее избирательно — склоняясь к злоупотреблению властью в первом случае, и даже предлагая вознагражде­ние в форме совета от знающего человека во втором. Обо­их близнецов поймали с поличным на месте мелкого пре­ступления. Матери Микки этот некто рявкает:

«Так вот, с этого момента никаких чертовых предуп­реждений не будет. Или вы будете присматривать за ними, миссис, или вас вызовут в суд, а то и что-нибудь похуже, понятно?».

Приемной матери Эдварда он говорит:

«В общем, миссис Лайонз, это была не больше чем ша­лость, можете мне поверить. На вашем месте я бы да­вал ему поменьше карманных денег. (Смеется). Но, если не возражаете, я скажу вам одну вещь, ну, короче, я не по­зволял бы ему водиться с этими типами. Лучше ему об­щаться с ребятами его круга, миссис Лайонз».

Стр. 65

В своей музыкальной пьесе Рассел хочет показать, что, употребляя радикально различные типы власти в отношениях с окружающими — одного человека мы хва­лим, другого наказываем, одному отдаем предпочтение, а другого унижаем, — мы оказываем влияние на то, кем эти люди становятся.


Полезные советы

Осознав важность различных типов власти, вы може­те применять это знание для того, чтобы обострить свое восприятие на сцене. В планирование роли вы должны включить тщательное прочтение сценария, чтобы уяс­нить для себя, какими типами власти обладает ваш пер­сонаж. Вы можете занести эти данные в графу «Власть» Таблицы профиля характера.

Ощущение власти способно реально помочь актеру в понимании того, почему его герой ведет себя так, а не иначе, и почему другие позволяют ему поступать подоб­ным образом. Это поможет вам также избежать стереоти­пов. Персонаж с низким социальным статусом, например проститутка, может обладать рядом определенных типов власти: личной властью (красивая внешность); властью знания (уличной жизни, имен клиентов); властью, кото­рую обеспечивают связи (знакомство с сутенером и с важ­ными клиентами); злоупотребляемой властью (шантаж клиентов); властью вознаграждения (включите свое вооб­ражение!).

Подобным образом персонаж с, казалось бы, высоким социальным статусом — например, мэр небольшого го­родка — может оказаться мало влиятельным человеком.

Стр. 66

Индивидуальные упражнения

1. Составьте список своих сильных качеств, способных оказывать влияние на других. Даже если вы безработный, у вас все же есть допустимая власть потребовать выплаты вам социального пособия в течение определенного периода времени. Приведите хотя бы один случай по каждому из типов власти, когда вы использовали ее по отношению к кому-либо.

2. Вспомните хорошо знакомого вам человека, который не кажется вам особенно влиятельным. Освежите в памяти шесть типов власти. Теперь постарайтесь привести хотя бы один пример власти каждого типа. (Знание человеком всех действующих лиц в «Звездных войнах» может лично на вас не производить впечатления, однако...).

3. Выберите в известной пьесе монолог, с которым вы обращаетесь к сценическому персонажу. Найдите в монологе места, где ваш персонаж использует конкретный тип власти, чтобы оказать влияние на другого героя пьесы. Определите тип власти, используемый в каждом случае.

Упражнения с партнером

1. Выберите «застывший» момент в воображаемой сцене, когда два

типа власти вступают в конфликт. Например, кто-то из родителей

собирается зло­употребить своей властью и ударить ребенка, а тот

пытается избежать наказания с помощью лично­стной власти,

придавая своему лицу выражение

Стр. 67

искреннего раскаяния; или директор школы пытает­ся воспользоваться допустимой властью, чтобы отка­зать в приеме в школу ребенка «пробивного» родите­ля, который предлагает внести некую сумму денег в школьный фонд. Не нужно планировать сцену. Ис­ходя из эпизода, дайте ему развитие и посмотрите, что получится. Постарайтесь убрать подоплеку вла­сти (например, у родителя нет лишних денег) и по­смотрите, что получится на этот раз. Затем добавьте одному из персонажей какой-нибудь новой власти.

2. Выберите диалог из известной пьесы, как и в пункте 3 в индивидуальных упражнениях. Найдите в диалоге места, где оба персонажа используют конкретный тип власти, чтобы оказать влияние на другого; определите тип власти, используемый в каждом случае.

3. Сделайте тоже, что и в предыдущем упражнении, но теперь обсудите с партнером некий сдвиг во власти — например, если А раньше находил В очень привлекательным (то есть В обладает личностной властью), то сейчас В считается менее привлекательным. Или (если взять воображаемый пример из п. 1) родитель, собирающийся применить свою власть против ребенка, прикован к инвалидному креслу. Проиграйте сцену заново и обсудите изменения в динамике действия, несмотря на неизменность текста.

Пример: Наташа из пьесы «Три сестры» А. П. Чехова

 

А. П. Чехов наделил Наташу удивительно широким спектром типов власти, которые в сравнении с

 

Стр. 68

возможностями Андрея и его сестер должны показать нам, почему пьеса в меньшей степени является драмой бездействия (за что обычно критикуют «Три сестры») и в большей степе­ни драмой людей порядочных и талантливых, страдаю­щих от ограничений, которые накладывают на них обще­ство и их собственные черты характера.

Будучи женой Андрея, Наташа приобретает благода­ря этому значительную допустимую власть — над слуга­ми, например, и в меньшей мере над сестрами мужа. Она считает, что имеет право злоупотреблять этой властью, когда выходит из себя, и направлять ее как на слуг, так и на сестер мужа. Ей нравится пользоваться властью воз­награждения по отношению к Андрею и детям, окружая последних заботой и вниманием. Как член семьи она, несомненно, получает ценную власть знания над окружа­ющими, но особый опыт она приобретает в роли матери (эту роль среди четырех женщин играет только она). То, что она родственными узами связана с Андреем, а стало быть, и с его сестрами, дает ей статус в местном обществе, а ее красота — источник личностной власти сперва над Андреем, а затем над Протопоповым (среди прочих, не­сомненно).

Так человек, воспринимаемый нами вначале как аут­сайдер и жертва, начинает вызывать все больший интерес.

Стр. 69


Раздел 3.

ТЕЛО

В этом разделе мы сконцентрируем внимание на том, как актеры, а по сути дела — все люди в жизни исполь­зуют тело для передачи оттенков чувств или настроений. Мы познакомимся с пятью новыми «инструментами», которые помогут вам изменять способ самовыражения посредством языка тела.

Актеры используют свое мастерство невербальной ком­муникации, чтобы быть уверенными в том, что зрители точ­но и правильно воспринимают направляемые ими «посла­ния». На сцене или съемочной площадке актер должен хотя бы частично сознавать, каким образом его тело передает то или иное состояние, чтобы в случае необходимости поста­раться внести требующиеся коррективы. Этот раздел даст вам знания, необходимые для достижения такой осознанно­сти. Актеры используют тонкости физического поведения и для расширения собственного амплуа, то есть чтобы уметь передавать самые разные типы человеческих характеров. Новые инструменты мастерства, представленные в этом разделе, тоже отличаются большим разнообразием.

Инструмент № 4 — контроль напряжения — каким образом мышечное напряжение отражает психологиче­ское состояние персонажа. Инструмент № 5 — контроль высоты — почему люди в разных ситуациях стараются принять позу, в которой они кажутся ниже или выше своего роста. Инструмент № 6 — контроль

Стр. 70

открытости — как манера людей закрывать или открывать груд­ную клетку и область живота порой выдает их мысли и чувства. Инструмент № 7 — работа над визуальным кон­тактом — что скрывается за разной продолжительнос­тью и уровнем визуального контакта. Инструмент № 8 — контроль пространства — то, как люди используют фи­зическое пространство в присутствии других.

Здесь, как и в предыдущем разделе, вам будут пред­ложены примеры, полезные советы и упражнения для развития способности изменять свое физическое пове­дение на сцене.

Как бы самоочевидно это ни звучало, рискну повто­риться — никто не в состоянии услышать ваши мысли. Они принадлежат только вам, и если вы предпочтете держать их при себе, вы вполне в этом преуспеете. Люди могут (и будут) пытаться понять, что происходит у вас в голове, но это будут лишь догадки.

Несколько лет назад я видел объявление о наборе же­лающих работать в полиции, в котором самоуверенно заявлялось, что офицеров полиции обучают распозна­вать, когда подозреваемый лжет: якобы такой человек во время разговора потирает свой нос. Думаю, что по край­ней мере парочка подозрительных лиц предстала перед судом из-за того, что у них не вовремя зачесался нос.

Несомненно, существуют определенные физические признаки, которые не в состоянии имитировать даже не­которые из наших величайших актеров. Сильное потоот­деление, внезапная бледность, покрывающая лицо, или ощущение сухости во рту — для всех этих физических проявлений необходимы реальные психологические сти­мулы. За исключением этих «предательских» признаков,

Стр. 71

мы, люди, как вид, прекрасно умеем «заметать следы» — обычно за счет сдерживания животных инстинктов, по­буждающих нас бороться или пускаться наутек.

Тем не менее, часто один человек способен ощущать, что происходит в уме или душе другого человека. Секрет состоит в том, чтобы уметь внимательно наблюдать и улавливать те физические проявления, которые нам не столь успешно удается контролировать. В общем, чем дальше от лица, тем красноречивее «сигналы». Иногда движение пальца или ноги помогает узнать нечто дей­ствительно важное о настроении человека (эксперты на­зывают подобные признаки «утечкой»). Эти и прочие аспекты в поведении животных вида Нomo sapiens все­сторонне и поразительно интересно проанализировали эксперты вроде зоолога Десмонда Морриса.

Что же необходимо знать актеру, который действи­тельно стремится стать разноплановым, уметь передавать по возможности наибольший диапазон человеческих ха­рактеров? Каковы те ключевые телесные «переменные», которые изменяются в зависимости от личности конкрет­ного человека? Их пять — или, по крайней мере, четыре плюс «джокер в колоде». Это напряжение, рост (высота), открытость, пространство (или, точнее, его использова­ние) и визуальный контакт. Роль джокера выполняет про­странство, в чем вы убедитесь дальше.







Последнее изменение этой страницы: 2016-09-18; Нарушение авторского права страницы

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 34.236.38.146 (0.01 с.)