ТОП 10:

Инструмент № 5: модуляции высоты



Человек достигает естественного роста, став взрос­лым. Мы не в состоянии контролировать этот процесс, который определяется такими, к примеру, факторами, как гены и питание. Но каким бы ни был ваш рост, вы то и дело изменяете его. Часто изменения являются незна­чительными, но могут быть заметными и иметь большое значение. Иногда побуждение к изменению высоты мо­жет быть вызвано потребностью в большем удобстве, на­пример, желание выпрямить позвоночник после длитель­ного сидения за клавиатурой компьютера. Но часто мы проделываем такие манипуляции без явных причин. По­чему?

Люди совершают попытки изменения роста в соот­ветствии с конкретным положением, занимаемым ими на социальных «качелях». Представьте себе типичную сценку в «шикарном» ресторане:

Молодой человек, впервые попавший в заведение по­добного рода, пригласил в ресторан свою девушку, частич­но с целью произвести на нее впечатление. Ему хочется выглядеть уверенным, но в глубине души он чувствует,

Стр. 80

что не слишком хорошо знаком с правилами этикета, и опасается, что будет иметь глупый вид. Столик обслу­живает официант, который в душе не одобряет и этого молодого человека, и сам тип подобных людей. С первого взгляда официант понял, что посетитель попал в незна­комую обстановку он слегка сутулится, словно стара­ясь казаться незаметным. Официанту хочется служить отражением статуса и репутации ресторана, в котором он работает, поэтому он стоит прямо, но не напрягает­ся, и его голова слегка откинута назад. Как только он об­ращается к юному посетителю, поза официанта остав­ляет у того четкое впечатление, что официант говорит с ним «через губу», несмотря на явно дружелюбный тон официанта.

В мире животных намеренное изменение роста вызы­вается вполне практическими причинами, связанными с выживанием. Охотник находит для себя возвышенное местечко или положение, с которого удобнее выслежи­вать добычу. Вспомните об орле, парящем в вышине над копошащимися на земле существами. Потенциальная добыча тоже иногда ищет более высокого положения — чтобы легче было заметить, с какой стороны надвигает­ся угроза. Аналогично и охотник, и его добыча иногда стараются казаться ниже своего роста: представьте себе кошку, подстерегающую мышь или птичку. Кошка при этом всем телом прижимается к земле, чтобы стать как можно менее заметной. Вспомните о реакции белки, ус­лышавшей какие-то угрожающие звуки: она прямо-таки распластывается по стволу дерева и замирает.

Люди имеют обыкновение изменять рост в окруже­нии других. Часто это происходит, когда род занятий

Стр. 81

человека требует постоянно следить за тем, какое впе­чатление он производит на окружающих. Следователь может продолжать стоять во время жесткого допроса си­дящего подозреваемого — это вызвано желанием оказать на подозреваемого большее давление и вынудить того сознаться. Психолог, работающий с ребенком, может присесть рядом с ним на пол, чтобы малыш перестал пугаться и более охотно отвечал на вопросы.

Люди могут также пытаться изменить свой рост от­носительно других в социальных ситуациях. Человек более высокого статуса в компании кого-то, сидящего в кресле, может присесть на подлокотник; такие люди предпочитают глядеть на окружающих «сверху вниз». Люди более низкого статуса, напротив, стараются гля­деть на других «снизу вверх». Даже в группе друзей обычно находятся такие, которые предпочитают занять место не на диване, а усесться прямо на пол или подло­жив под себя сумку.

Иногда люди стараются казаться выше (в попытке обретения более высокого статуса), чтобы скрыть от­сутствие уверенности: им легче контролировать себя, если они физически возвышаются над другими людьми.

Вернемся к сценке в ресторане. На этот раз официант хочет, чтобы его юный клиент почувствовал себя уверен­нее и комфортнее. Одновременно молодой человек жела­ет выглядеть более убедительно свободным. Официант стоит прямо, в полный рост, что, по его мнению, передает его уважительное отношение к клиенту: в конце концов официант находится «при исполнении». Однако его голо­ва не откинута вверх, а находится во вполне нормальном положении. Молодой посетитель не сутулится, а

Стр. 82

держится более прямо. Но, сказать по правде, он сидит слиш­ком прямо для того, чтобы выглядеть расслабившимся и спокойным.

Расположенный неподалеку от моего дома ресторан­чик, в котором подают пиццу, провел недавно своеоб­разный эксперимент. Обслуживающий персонал стал принимать заказы у посетителей, присаживаясь к ним за столик. Это была интересная тактика: я почувствовал, что обстановка стала менее формальной, более друже­любной — больше напоминало обычное общение меж­ду людьми. Правда, это требовало, чтобы официант «вторгался в частное пространство» посетителя (то есть за его столик), и не все люди привыкли сталкиваться с подобным при посещении ресторанов. Кроме того, не все официанты хорошо справились с задачей. Пример­но через месяц владелец ресторана полностью отказал­ся от новшества.

Полезные советы

Как и с напряжением, с высотой на сцене следует «обращаться» очень осторожно. Если вы будете старать­ся держаться слишком прямо или, наоборот, сжаться как можно сильнее, это приведет к добавочному напряже­нию ваших мышц, что способно повредить исполнению, особенно сказываясь на звучании вашего голоса.

«Крайности» в этом смысле, вероятно, уместны в ка­кой-нибудь эксцентрической комедии или же в возвы­шенной драме времен Реставрации. В повседневной жизни наши старания изменить свой рост выглядят не столь заметно.

Стр. 83

Часто полезно бывает проверить, что получится, если попытаться «сделать противоположное». Допустим, на репетиции вы сидите, сжавшись на диванном подло­котнике в сцене, в которой ваш партнер стоит. Ваши персонажи спорят. Вы ощущаете потребность встать и взглянуть в лицо второму актеру, то есть хотите каким-то образом сравняться в споре со своим партнером. Вме­сто того чтобы резко встать на ноги, попробуйте сосколь­знуть с подлокотника на диванное сиденье: достигнутая в результате перемена в настроении, возможно, вызван­ная желанием вашего героя показать, что он не поддался на угрозы, может оказаться более интересным и близким к жизни выбором.

Индивидуальные упражнения

1. При посещении магазина старайтесь держаться очень прямо, чтобы казаться выше собственного роста. Проанализируйте, какое влияние оказывает на вас эта перемена. Постарайтесь заметить, как реагирует на эту перемену ваш мозг. Возможно, мысленно вы пытаетесь обосновать свои действия, может быть, начинаете ощущать себя более сильным, даже несколько высокомерным. Попробуйте и противоположное действие. Обратите внимание, замечают ли окружающие ваши манипуляции.

2. Наблюдайте за людьми на общественных мероприятиях. Отмечайте, когда люди без видимой причины стараются казаться выше или ниже ростом. Проанализируйте побудительные мотивы. Имитируйте действия других. Будьте изобретательны!

Стр. 84

3. Выберите короткий монолог, который хорошо зна­ете, — такой, где герой обращается непосредствен­но к другому персонажу. Разыграйте эту сцену, слегка изменяя рост в моменты, когда это пред­ставляется вам психологически оправданным. Иногда вы можете изменять рост, потому что ощу­щаете контроль над ситуацией; в иные моменты вы проделываете это, потому что чувствуете себя ме­нее уверенно. Эти перемены должны быть гибки­ми, незаметными и чуткими. Попросите кого-ни­будь понаблюдать за вашим исполнением: я уве­рен, что невидимый персонаж, к которому вы обращаете монолог, станет более «выпуклым» для вашего наблюдателя.

Упражнения с партнером

1. Продумайте формальную рабочую ситуацию, в которой люди при встрече и разговоре друг с другом сознательно стремятся изменить свой рост. Прорепетируйте, а затем разыграйте короткую сценку. Проанализируйте, какие ощущения вызывают попытки изменения роста обоими партнерами.

2. Обдумайте социальную ситуацию, в которой, по причине их

соответствующих уровней уверенности, люди могут изменять свой

рост при встрече и в разговоре. Прорепетируйте, а затем разыграйте

короткую сценку. Проанализируйте, какие ощущения вызывают

попытки изменения роста обоими партнерами.

Стр. 85

Пример: Наташа из пьесы «Три сестры» А. П. Чехова

Прочитайте и прорепетируйте предложенную ниже сцену из первого действия, которая происходит спустя короткое время после предшествующей сцены (той, где мы впервые видим Наташу). Обратите особое внимание на то, как испытываемое Наташей психологическое дав­ление, вызванное тем, что над нею посмеиваются, нахо­дит отражение в ее желании сделаться словно ниже ро­стом, то есть менее заметной.

Громкий смех. Наташа выбегает из залы в гостиную, за ней Андрей.

АНДРЕЙ:

Полно, не обращайте внимания! Погодите... постойте, прошу

вас...

НАТАША:

Мне стыдно... Я не знаю, что со мной делает­ся, а они поднимают

меня на смех. То, что я сейчас вышла из-за стола, неприлично,

но я не могу... не могу... (Закрывает лицо руками.)

АНДРЕЙ:

Дорогая моя, прошу вас, умоляю, не волнуй­тесь. Уверяю вас, они

шутят, они от доброго сердца. Дорогая моя, моя хорошая, они

все добрые, сердечные люди и любят меня и вас. Идите сюда к

окну, нас здесь не видно им... (Оглядывается.)

Стр. 86

НАТАША:

Я так не привыкла бывать в обществе!..

АНДРЕЙ:

О молодость, чудная, прекрасная молодость! Моя дорогая, моя хорошая, не волнуйтесь так!. . Верьте мне, верьте... Мне так хорошо, душа полна любви, восторга... О, нас не ви­дят! Не видят! За что, за что я полюбил вас, когда полюбил — о, ничего не понимаю. До­рогая моя, хорошая, чистая, будьте моей же­ной! Я вас люблю, люблю... как никого ни­когда...

Целуются. Два офицера входят и, увидев целующуюся пару, останавливаются в изумлении.







Последнее изменение этой страницы: 2016-09-18; Нарушение авторского права страницы

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 34.236.190.216 (0.007 с.)