Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Инструмент №11: контроль высоты голосаСодержание книги
Поиск на нашем сайте
Каждому человеку присуща собственная голосовая тональность. Я имею в виду, что у каждого человека есть данный ему от природы голосовой тон, на котором мы издаем звуки в полностью расслабленном состоянии, например, звучно зевая в одиночестве. Скорее всего, вы уже продемонстрировали свой естественный тон: то был спонтанный звук, который вы издавали в состоянии полной релаксации в первом индивидуальном упражнении в подразделе «Громкость». Конечно, люди обладают голосами разной высоты. Частично это обусловлено физиологическими причинами. У мужчин голосовые связки имеют больший размер и менее напряжены, у них более крупные резонаторы, поэтому для мужчин характерен более низкий природный тон голоса, который хорошо усиливается. У женщин голосовые связки короче и напряженнее, что дает более высокий тон голоса; резонаторы, которые усиливают этот более высокий тон, как правило, меньше размерами. Во взрослом возрасте некоторые люди вырабатывают у себя голос, высота которого отличается от их естественной тональности. Причина выработки такого «публичного» тона — более высокого или низкого, которым человек Стр. 137 пользуется на людях и который, превращаясь в привычку, начинает составлять основу его «нового» голоса, -обычно психологическая. С течением времени люди привыкают общаться так, как от них ожидают. Среди девушек и женщин мягкий и довольно высокий тон может считаться привлекающим мужчин, потому что не таит в себе угрозы. Типичным примером может служить Мери-лин Монро. Девушку с довольно низким от природы голосом могут дразнить тем, что она разговаривает «мужским» голосом. Более высокий голос часто считается неподобающим для мужчины: футболист Дэвид Бекхэм часто вызывал критические комментарии из-за того, что в его голосе звучит множество высоких нот. Поэтому неудивительно, что девушки и женщины могут стараться скрывать свой низкий от природы тон голоса и вырабатывать вместо этого более высокий «публичный» голосок. Мужчины будут пытаться заставить свой голос звучать на тон ниже природного, чтобы говорить «мужественным» голосом. А у мужчин, которые живут в среде геев, со временем может, наоборот, выработаться более высокий голос, чем их природный. Такая «утрата» своей настоящей высоты тона может сделаться проблемой, если человек — актер. Частично это связано с потребностью актера «проецировать» свой голос на зрительный зал. На театральной сцене голос с большим количеством высоких нот получает лишь ограниченную поддержку резонаторов: он не слишком хорошо передается со сцены в зрительские ряды. Кроме того, тон, отклоняющийся от природного, не будет согласовываться с эмоциями человека. Поэтому стоит проанализировать, произошло ли нечто подобное с вами, и если это Стр. 138 следует предпринять попытку раскрыть свой истинный природный тон голоса. Это не так трудно, как кажется, но требует определенного времени. Вам необходимо будет регулярно выполнять упражнения для голоса и контролировать использование голоса в повседневных разговорах. Первые два индивидуальных упражнения из подраздела «Громкость» следует повторять ежедневно; контроль осуществляйте с помощью диктофона. Также выполняйте упражнения из подраздела «Контроль интонирования». Они помогут вам достичь любого специфического вокального тона. А сейчас мы сосредоточим внимание на том, каким образом сочетание вокализованных нот способно изменять смысл произносимой фразы. Мы уже познакомились с этим в предшествующем подразделе; сейчас мы рассмотрим взаимосвязь между высотой тона и интонацией более подробно. Для этого подраздела необходимо знакомство с нотным рядом «до-ре-ми» (помните замечательный фильм «Звуки музыки»?). Этот нотный ряд просто располагает ноты в определенном порядке, необходимом для образования октавы (группа из восьми нот, используемая музыкантами и певцами как часть нотного письма). Кстати, вам не придется учиться читать ноты. Громко напойте три первые ноты — до, ре, ми. Удостоверьтесь в том, что находитесь в расслабленном состоянии, так, чтобы первая из нот прозвучала близко к вашему природному тону. Несколько раз напойте эти три ноты. Затем измените порядок: ми, до, ре. Пару раз попрактикуйтесь, прежде чем убедитесь, что «попали в нужный тон». Теперь пропойте слово «привет», сохраняя в его мелодике порядок Стр. 139 следования тех же нот: ми, до, ре. (Возможно, ваше приветствие прозвучит, как молитва средневекового монаха). Теперь повторите то же слово, но старайтесь плавно скользить с ноты на ноту. Попрактикуйтесь, представляя себе, что вы кого-то приветствуете. Вы получаете сознательное представление о том, как ноты формируют интонационную схему в речи. Пойдем дальше. Еще раз повторите октаву, начав с до и остановившись, дойдя до си. Выработайте и запомните простую последовательность: си, до, ре. Снова используя слово «привет», трансформируйте его в повседневное речевое приветствие. Теперь проанализируйте, каково различие между двумя способами произнесения вами одного и того же слова «привет». В техническом смысле можно сказать, что во втором случае вы начали с более высокой ноты. Подумайте, как изменение ноты могло сказаться на внутреннем смысле вашего приветствия. Предлагаю одну из интерпретаций. В первый раз, когда вы произнесли «привет», вы не удивились, увидев человека, но заподозрили, что ему что-то от вас может быть нужно. Смысл приветствия был таков: «Я хотел бы знать, что вам нужно». Во втором случае вы приветствуете кого-то, с кем давно не виделись, и рады видеть этого человека. Вы хотите сказать: «Мне хочется, чтобы вы задержались и поболтали со мной». Давайте попробуем простой третий вариант. На этот раз проговорите слово «привет» на одной ноте «до», то есть на низкой монотонной ноте. Как прозвучит ваше приветствие? Каким может быть его скрытый смысл? Возможно, вы старались скрыться от человека, к Стр. 140 которому сейчас обращаетесь, потому что он раздражает вас, и вот он все-таки вас нашел. Вы хотите сказать: «Я бы предпочел, чтобы вы оставили меня в покое». Еще одна попытка. Вернемся к первому варианту произнесения слова «привет». Вы использовали три ноты в следующем порядке: ми, до, ре. Снова напойте ноту «до». Теперь продвигайтесь выше по октаве, закончив следующим «до» (то есть нотой «до» из более высокой октавы). Найдите три ноты «ми, до, ре» в этой, более высокой октаве. Снова преобразуйте эти ноты в речь с помощью все того же приветствия. Как изменилось значение слова? Предлагаю следующую интерпретацию. Хотя у вас по-прежнему имеются подозрения насчет встреченного вами человека, вы не ожидали его увидеть. Вероятно, вы снова думаете: «Хотел бы я знать, чего ему от меня надо», но при этом недоумеваете: «И как он только догадался, что я здесь?». Полезные советы Я не хочу убедить вас, что следует разрушать натуралистический сценарий таким образом. Это в самом лучшем случае мучительный процесс, и я гарантирую, что вы утратите некую долю спонтанности, если все будет жестко распланировано заранее. Цель приведенных упражнений состоит в том, чтобы помочь вам увидеть, что выбор нот и схема интонирования имеют большое значение для аудитории: слушатель сумеет «ухватить» самые важные тонкости, если актер понимает, что делает. Играя человека, который прекрасно умеет контролировать выражение своего лица и язык тела в целях маскировки Стр. 141 истинных своих чувств, к примеру, общественного деятеля высокого статуса, вы убедитесь, что тон и модуляции голоса приобретают первостепенное значение в выстраивании успешного контакта как с аудиторией, так и с партнерами по сцене. Индивидуальные упражнения 1. Начните с экспериментов по изменению природно- го тона вашего голоса. Копируйте голоса мужчин и женщин, которых видите по телевизору; затем постарайтесь взять заметно отличающийся тон при кратком общении с незнакомцами. Отметьте, как они на это прореагируют. Постарайтесь слегка изменить высоту тона в общении с друзьями и посмотрите, обратят ли они на это внимание. 2. Выберите монолог из натуралистической пьесы. Запишите чтение вами монолога на диктофон, произнося текст в медленном темпе. Прослушайте запись, обращая особое внимание на выбор тона и модуляций. Вновь воспроизведите запись, одновременно снова громко произнося монолог с совершенно другими интонациями и высотой тона. Запишите второй вариант монолога. Прослушайте оба варианта; проанализируйте, как две разные версии речи придают словам различные «значения». Упражнения с партнером 1. Продумайте повседневную ситуацию, в которой могут встретиться и поболтать о том о сем два Стр.142 человека. Начните импровизированный разговор. Обращайте внимание на ваш и вашего партнера природный тон голоса и схему интонирования, которые вы используете в разговоре: если сумеете, постарайтесь вести воображаемый «ретроспективный счет», когда «слышите» высоту тона и интонацию, которые используете. 2. Повторите упражнение. В этот раз поместите перед собой одну руку с указательным пальцем, отставленным в противоположную от вас сторону. Каждый раз, как говорите свою «реплику», поднимайте или опускайте палец в соответствии с модуляциями вашего вокального интонирования (если вы говорите монотонно, палец, естественно, будет оставаться неподвижным). Попросите партнера говорить очень медленно и используйте свой палец, чтобы «рисовать» интонационную модель партнера в воздухе. Чем ниже тон, тем ниже будет положение 3. Снова повторите первое упражнение. В произвольно избранных местах повторите любую фразу из нескольких слов с точно таким же выбором тональностей и такой же интонацией, как вы это сделали сразу перед тем, но спонтанно. 4. Ниже приводится «сценарий» ситуации, в которой два человека могут встретиться и поговорить. Сделайте по две копии текста для каждого актера. На каждой копии отметьте выбор высоты тона и интонации, которые явно отличаются от тех же характеристик другого варианта. Проиграйте каждый вариант. Обсудите с партнером, как разный выбор Стр. 143
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-09-18; просмотров: 366; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.26.221 (0.009 с.) |