Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Инструмент №11: контроль высоты голоса

Поиск

Каждому человеку присуща собственная голосовая тональность. Я имею в виду, что у каждого человека есть данный ему от природы голосовой тон, на котором мы издаем звуки в полностью расслабленном состоянии, например, звучно зевая в одиночестве. Скорее всего, вы уже продемонстрировали свой естественный тон: то был спонтанный звук, который вы издавали в состоянии полной релаксации в первом индивидуальном упражне­нии в подразделе «Громкость».

Конечно, люди обладают голосами разной высоты. Частично это обусловлено физиологическими причина­ми. У мужчин голосовые связки имеют больший размер и менее напряжены, у них более крупные резонаторы, поэтому для мужчин характерен более низкий природ­ный тон голоса, который хорошо усиливается. У женщин голосовые связки короче и напряженнее, что дает более высокий тон голоса; резонаторы, которые усиливают этот более высокий тон, как правило, меньше размерами.

Во взрослом возрасте некоторые люди вырабатывают у себя голос, высота которого отличается от их естествен­ной тональности. Причина выработки такого «публично­го» тона — более высокого или низкого, которым человек

Стр. 137

пользуется на людях и который, превращаясь в привыч­ку, начинает составлять основу его «нового» голоса, -обычно психологическая. С течением времени люди при­выкают общаться так, как от них ожидают. Среди деву­шек и женщин мягкий и довольно высокий тон может считаться привлекающим мужчин, потому что не таит в себе угрозы. Типичным примером может служить Мери-лин Монро. Девушку с довольно низким от природы го­лосом могут дразнить тем, что она разговаривает «мужс­ким» голосом. Более высокий голос часто считается неподобающим для мужчины: футболист Дэвид Бекхэм часто вызывал критические комментарии из-за того, что в его голосе звучит множество высоких нот.

Поэтому неудивительно, что девушки и женщины мо­гут стараться скрывать свой низкий от природы тон голо­са и вырабатывать вместо этого более высокий «публич­ный» голосок. Мужчины будут пытаться заставить свой голос звучать на тон ниже природного, чтобы говорить «мужественным» голосом. А у мужчин, которые живут в среде геев, со временем может, наоборот, выработаться более высокий голос, чем их природный.

Такая «утрата» своей настоящей высоты тона может сделаться проблемой, если человек — актер. Частично это связано с потребностью актера «проецировать» свой го­лос на зрительный зал. На театральной сцене голос с большим количеством высоких нот получает лишь огра­ниченную поддержку резонаторов: он не слишком хоро­шо передается со сцены в зрительские ряды. Кроме того, тон, отклоняющийся от природного, не будет согласовы­ваться с эмоциями человека. Поэтому стоит проанализи­ровать, произошло ли нечто подобное с вами, и если это

Стр. 138

следует предпринять попытку раскрыть свой истин­ный природный тон голоса. Это не так трудно, как ка­жется, но требует определенного времени. Вам необхо­димо будет регулярно выполнять упражнения для голоса и контролировать использование голоса в повседневных разговорах. Первые два индивидуальных упражнения из подраздела «Громкость» следует повторять ежедневно; контроль осуществляйте с помощью диктофона. Также выполняйте упражнения из подраздела «Контроль инто­нирования». Они помогут вам достичь любого специфи­ческого вокального тона.

А сейчас мы сосредоточим внимание на том, каким образом сочетание вокализованных нот способно изме­нять смысл произносимой фразы. Мы уже познакоми­лись с этим в предшествующем подразделе; сейчас мы рассмотрим взаимосвязь между высотой тона и интона­цией более подробно.

Для этого подраздела необходимо знакомство с нот­ным рядом «до-ре-ми» (помните замечательный фильм «Звуки музыки»?). Этот нотный ряд просто располагает ноты в определенном порядке, необходимом для образо­вания октавы (группа из восьми нот, используемая му­зыкантами и певцами как часть нотного письма). Кста­ти, вам не придется учиться читать ноты.

Громко напойте три первые ноты — до, ре, ми. Удосто­верьтесь в том, что находитесь в расслабленном состоянии, так, чтобы первая из нот прозвучала близко к вашему при­родному тону. Несколько раз напойте эти три ноты. Затем измените порядок: ми, до, ре. Пару раз попрактикуйтесь, прежде чем убедитесь, что «попали в нужный тон». Теперь пропойте слово «привет», сохраняя в его мелодике порядок

Стр. 139

следования тех же нот: ми, до, ре. (Возможно, ваше при­ветствие прозвучит, как молитва средневекового монаха). Теперь повторите то же слово, но старайтесь плавно сколь­зить с ноты на ноту. Попрактикуйтесь, представляя себе, что вы кого-то приветствуете. Вы получаете сознательное представление о том, как ноты формируют интонацион­ную схему в речи.

Пойдем дальше. Еще раз повторите октаву, начав с до и остановившись, дойдя до си. Выработайте и запомни­те простую последовательность: си, до, ре. Снова ис­пользуя слово «привет», трансформируйте его в повсед­невное речевое приветствие.

Теперь проанализируйте, каково различие между двумя способами произнесения вами одного и того же слова «привет». В техническом смысле можно сказать, что во втором случае вы начали с более высокой ноты. Подумайте, как изменение ноты могло сказаться на внутреннем смысле вашего приветствия.

Предлагаю одну из интерпретаций. В первый раз, когда вы произнесли «привет», вы не удивились, увидев человека, но заподозрили, что ему что-то от вас может быть нужно. Смысл приветствия был таков: «Я хотел бы знать, что вам нужно». Во втором случае вы приветству­ете кого-то, с кем давно не виделись, и рады видеть это­го человека. Вы хотите сказать: «Мне хочется, чтобы вы задержались и поболтали со мной».

Давайте попробуем простой третий вариант. На этот раз проговорите слово «привет» на одной ноте «до», то есть на низкой монотонной ноте. Как прозвучит ваше приветствие? Каким может быть его скрытый смысл? Возможно, вы старались скрыться от человека, к

Стр. 140

которому сейчас обращаетесь, потому что он раздражает вас, и вот он все-таки вас нашел. Вы хотите сказать: «Я бы предпочел, чтобы вы оставили меня в покое».

 

Еще одна попытка. Вернемся к первому варианту произнесения слова «привет». Вы использовали три ноты в следующем порядке: ми, до, ре. Снова напойте ноту «до». Теперь продвигайтесь выше по октаве, закон­чив следующим «до» (то есть нотой «до» из более высо­кой октавы). Найдите три ноты «ми, до, ре» в этой, бо­лее высокой октаве. Снова преобразуйте эти ноты в речь с помощью все того же приветствия. Как изменилось значение слова? Предлагаю следующую интерпретацию. Хотя у вас по-прежнему имеются подозрения насчет встреченного вами человека, вы не ожидали его увидеть. Вероятно, вы снова думаете: «Хотел бы я знать, чего ему от меня надо», но при этом недоумеваете: «И как он только догадался, что я здесь?».

Полезные советы

Я не хочу убедить вас, что следует разрушать натура­листический сценарий таким образом. Это в самом луч­шем случае мучительный процесс, и я гарантирую, что вы утратите некую долю спонтанности, если все будет жестко распланировано заранее. Цель приведенных уп­ражнений состоит в том, чтобы помочь вам увидеть, что выбор нот и схема интонирования имеют большое зна­чение для аудитории: слушатель сумеет «ухватить» самые важные тонкости, если актер понимает, что делает. Играя человека, который прекрасно умеет контролировать выражение своего лица и язык тела в целях маскировки

Стр. 141

истинных своих чувств, к примеру, общественного дея­теля высокого статуса, вы убедитесь, что тон и модуля­ции голоса приобретают первостепенное значение в выстраивании успешного контакта как с аудиторией, так и с партнерами по сцене.

Индивидуальные упражнения

1. Начните с экспериментов по изменению природно-

го тона вашего голоса. Копируйте голоса мужчин и женщин, которых видите по телевизору; затем по­старайтесь взять заметно отличающийся тон при кратком общении с незнакомцами. Отметьте, как они на это прореагируют. Постарайтесь слегка из­менить высоту тона в общении с друзьями и по­смотрите, обратят ли они на это внимание. 2. Выберите монолог из натуралистической пьесы. За­пишите чтение вами монолога на диктофон, произ­нося текст в медленном темпе. Прослушайте запись, обращая особое внимание на выбор тона и модуля­ций. Вновь воспроизведите запись, одновременно снова громко произнося монолог с совершенно дру­гими интонациями и высотой тона. Запишите вто­рой вариант монолога. Прослушайте оба варианта; проанализируйте, как две разные версии речи прида­ют словам различные «значения».

Упражнения с партнером

1. Продумайте повседневную ситуацию, в которой мо­гут встретиться и поболтать о том о сем два

Стр.142

человека. Начните импровизированный разговор. Обра­щайте внимание на ваш и вашего партнера природ­ный тон голоса и схему интонирования, которые вы используете в разговоре: если сумеете, постарайтесь вести воображаемый «ретроспективный счет», ког­да «слышите» высоту тона и интонацию, которые используете.

2. Повторите упражнение. В этот раз поместите перед собой одну руку с указательным пальцем, отставленным в противоположную от вас сторону. Каждый раз, как говорите свою «реплику», поднимайте или опускайте палец в соответствии с модуляциями вашего вокального интонирования (если вы говорите монотонно, палец, естественно, будет оставаться неподвижным). Попросите партнера говорить очень медленно и используйте свой палец, чтобы «рисовать» интонационную модель партнера в воздухе. Чем ниже тон, тем ниже будет положение
пальца в воздухе.

3. Снова повторите первое упражнение. В произвольно избранных местах повторите любую фразу из нескольких слов с точно таким же выбором тональностей и такой же интонацией, как вы это сделали сразу перед тем, но спонтанно.

4. Ниже приводится «сценарий» ситуации, в которой два человека могут встретиться и поговорить. Сделайте по две копии текста для каждого актера. На каждой копии отметьте выбор высоты тона и интонации, которые явно отличаются от тех же характеристик другого варианта. Проиграйте каждый вариант. Обсудите с партнером, как разный выбор

Стр. 143

  высоты тона и голосовых модуляций влияет на ре­акцию партнера на ваши реплики.
       
  А: — Привет.  
  В: — Привет.  
  А: — Что-то холодно сегодня.  
  В: -Да. *
  А: - Мы раньше встречались?  
' В: — Разве? Я не знаю.  
  А: — Мне кажется, встречались.  
  В: — Когда?  
  А: — Я не помню.  
  В: — Нет, не встречались.  



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-09-18; просмотров: 366; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.188.96.17 (0.007 с.)