Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Инструмент № 19: воображение ощущенийСодержание книги
Поиск на нашем сайте
Наши пять органов чувств — зрение, слух, осязание, вкус и обоняние — несомненно, не есть то же самое, что эмоции. Они связаны с эмоциями тем, что интенсивный чувственный (сенсорный) опыт впол'не способен стимулировать сильный эмоциональный отклик; например, внезапная боль способна вызвать страх или гнев. Но слабая «фоновая» сенсорная стимуляция окружает нас в любое мгновение, по большей части так и оставаясь просто фоном. Пока я пишу эти строки, если прислушаться, я могу услышать звуки мультфильма, который идет по телевизору в соседней комнате, песенку, которая льется из радиоприемника на кухне, отдаленный гул за окном, где высоко в небе пролетает реактивный и самолет, а также шум газонокосилки — это моя соседка подстригает траву перед своим домом. Я поочередно гляжу то на монитор компьютера, то на клавиатуру, но при этом периферическое зрение говорит мне, что моя собака чутко спит в холле. Я только что с удовольствием сгрыз печенье и собираюсь отпить глоток чая. Клавиатура размещается в выдвижном металлическом ящике, который холодит мне пальцы, когда я кладу на него руки в перерывах между печатанием; размышляя над чем-нибудь, я почесываю свой небритый подбородок. Пес только что перевернулся на спину, устроившись в смешной позе, в которой выглядит так, будто только что свалился с потолка. Мои органы чувств подвергаются настоящей бомбардировке «фоновыми» стимулами, но ни одного из них недостаточно, чтобы оторвать Стр. 204 меня от работы. (Я солгал — только что я сделал глоток чая... вкусно!). Я только что сохранил написанное на компьютере, и программа, которой я пользуюсь, ответила на мою команду «Сохранить» резким звуком «клик!». Теперь я размышляю над тем, что этот звук представляет собой важный компонент процесса моего творчества; он подсказывает мне, что я продвигаюсь вперед, и стимулирует дальнейшую работу. Выражаясь проще, эффект получается следующий: сенсорный стимул (вызывает) эмоциональный отклик (который побуждает меня и влечет за собой) действие («Клик!» Я доволен тем, как продвигается моя работа, напишу еще немного). Однако суть состоит в следующем. Хотя для актера важно сознавать ощущения собственных пяти чувств, он не должен позволять сенсорным ощущениям доминировать над ним, когда они не имеют реального значения для развития сюжета пьесы. Посмотрите снова на (реальную) сцену, которую я описал, сидя за клавиатурой несколько минут назад. Если бы это был кадр из фильма, какие аспекты сцены оказались бы самыми важными для зрителей? Конечно, это зависит от сюжета и персонажа. Если героем фильма является писатель, который не может оторваться от своей работы, тогда присутствие пса, на которого не обращают внимания и который начинает от этого «нервничать», способно сказать зрителям нечто о состоянии ума писателя. Если герой шпион, «взломавший» код чьего-то компьютера, тогда почесывание подбородка может подсказать зрителям, какой психологический стресс переживает герой. Стр. 205 Некоторые другие сенсорные ощущения — вкус печенья, звук газонокосилки, ощущение холодной металлической поверхности, даже (в этом случае) пес — становятся, вероятно, не относящимися к делу отвлекающими деталями как для актера, так и для его зрителей. Конечно, актеру кино на съемочной площадке и так приходится справляться со стрессом, причем далеко не с одним, и, возможно, наиболее значительным из них является присутствие большой съемочной группы, члены которой беспокоятся только об одном — чтобы их «кусочек» рабочего процесса протекал нормально. Вы же волнуетесь о непрерывности съемки, лихорадочно вспоминаете реплики, ограничиваете свои движения, чтобы не «бросать тень» на партнера, стараетесь добиться своих целей, несмотря на (внутренне присущие герою) барьеры, преграждающие вам путь. Вы — актер, и вашей наиболее впечатляющей способностью является способность воображать что-то так, чтобы люди в это поверили. Не позволяйте себе (или другим людям) заглушить эту творческую способность — достоверно передавать другим то, что вы воображаете. К примеру, вы не можете сыграть сразу две задачи — две «потребности». (Если вы затрудняетесь, какую выбрать, возможно, одна из них в действительности представляет собой барьер). Находясь «в роли», вы не в состоянии передать другим все, что происходит с вашими органами чувств, или, скорее, вам не помогут в этом даже очень сильные старания. Необходимо уметь выделять приоритеты. Если сенсорный стимул по большому счету является «фоновым», пускай таким и остается. Если он несет смысловую нагрузку, связанную с вашей «историей» — и Стр. 206 особенно, если сенсорный стимул подсказывает эмоцию, которая, в свою очередь, побуждает вас к действию («клик!»), — тогда воображайте этот стимул, причем очень усиленно. Насколько упорно вам придется работать, чтобы представить такой сенсорный стимул? Актеры XXI столетия в какой-то мере избалованы в сравнении с актерами, жившими сто и более лет тому назад. В конце XIX века драматург Август Стриндберг писал о том, как он мечтает о театре, в котором обстановка кухни состояла бы не только из «раскрашенных горшочков и мисок», освещенных искаженным светом софитов. Быстрое движение по пути к реализму, к которому так стремился Стриндберг, привело к тому, что мы получили театр и, конечно, мир кино и телевидения, в которых актеры просто окружены гарнитурами, костюмами, прическами и прочими абсолютно реальными атрибутами. Зачастую актерам остается только открыть свои чувства тем видам и звукам, которые обеспечивают им сценические художники и съемочная группа. А когда бывает по-другому? Интересно отметить, что те сферы, где по-прежнему ценится сила актерского перевоплощения, являются также сферами, где актерам приходится прилагать усилия для воображения вещей, стимулирующих чувства. Пьесы для малого числа исполнителей Стивена Беркоффа и Джона Годбера часто требуют от актера сотворения целого мира, наполненного видами, звуками, текстурой, вкусами и запахами. В радиопьесах тоже очень ценятся актеры, голоса которых бывают проникнуты воображаемыми образами, вкусами, запахами. А удивительно образный язык Вильяма Шекспира переполняет зрителей сенсорными стимулами, будь то Калибанова Стр. 207 «тысяча бренчащих инструментов», которые гудят в его ушах, или один из мириад образов, обретающих форму, цвет и чувство в умах и душах слушателей. Так как же развить у себя способность к воображению чувственных стимулов? В процессе подготовки актера значительное время должно посвящаться импровизациям, стимулирующим все пять органов чувств. Когда я учился в школе драмы в Англии, мы много занимались импровизациями. Нам приходилось представлять себя выжившими после крушения самолета в пустыне, мучающимися от ран, жары, ветра и непереносимой жажды. Или мы превращались в бездомных, устраивающихся на ночь в городском сквере, у которых животы подтянуло от голода, которые насквозь продрогли под снегом и ветром; мы жались друг к дружке, чтобы хоть немного согреться. А то становились пришельцами из иной галактики, у которых нет зрения, но прекрасно развит слух и движения очень своеобразные. Или даже представляли себя зверями, которые сидят в клетках опустевшего к ночи зоопарка и впитывают звуки и запахи угроз и соблазнов, носящиеся в ночном воздухе. Такие импровизации бесценны в поддержании воображения в «хорошей форме». Импровизировать лучше за закрытыми дверями, без зрителей. Импровизации не должны иметь завершения, четкой концовки, чтобы от вас не требовался никакой «результат». Цель импровизирования просто состоит в том, чтобы практиковаться в воображении вещей, стимулирующих ваши органы чувств. Помимо того, что это серьезное и полезное занятие, импровизация еще и удовольствие, приносящее давно забытую детскую радость. Стр. 208 Не менее важны одиночные этюды, зрителями которых в идеале являются ваши сокурсники. Вы можете вообразить, что находитесь один дома — одеваетесь, бреетесь, пританцовываете в такт музыке, завтракаете, в общем, занимаетесь повседневными делами. Цель таких этюдов состоит в достижении состояния, которое Станиславский определял как «одиночество на публике», путем полной концентрации на воображаемом мире и полного игнорирования аудитории. Конечно, чтобы прийти в хорошую физическую форму, недостаточно тренироваться только в гимнастическом зале. Так что распрямляйте «мышцы» своего воображения постоянно, затевая с самим собой спонтанные игры «а что, если?». Что если вы внезапно почувствуете отвратительный запах? Что если кто-то очень, очень симпатичный улыбнется вам? Что если вы неожиданно «услышите» песню «по радио», которая пробудит в вашей душе особые воспоминания? А что, если в миг, когда вам грустно, нежданно появится ваш друг и нежно обнимет вас? Пример: Наташа из пьесы «Три сестры» А. П. Чехова Прочитайте и отрепетируйте эту короткую сценку из четвертого действия. В этой сцене подспудно звучит нота утраты, слышимая в отдаленных звуках военного марша, — это покидает город батальон, долгое время бывший средоточием жизни небольшого городка. Кроме того, где-то за авансценой затевается дуэль между бароном Тузенбахом и Солёным, которая может окончиться трагически (вы пока не знаете, что именно так она и закончится). Стр. 209 В сцене есть целый спектр самых разнообразных сенсорных стимулов, которые можно вообразить и исследовать: символы «жизни» (например, Наташа, появляющаяся в окне наверху, дети, газета) и звуки (военный марш вдалеке, птицы, плач, музыка) плюс возникающие в памяти ощущения, такие, как вкусы, запахи и сильный холод. Постарайтесь вспомнить что-нибудь подобное, сходный опыт и ощущения. Не спешите. Когда сконцентрируетесь, то есть придете в состояние, в котором ваши прошлые переживания и сенсорные стимулы как живые предстанут в вашем воображении, значит, вы готовы к исполнению предлагаемой сцены. АНДРЕЙ: Настоящее противно, но зато когда я думаю о будущем, то как хорошо! Становится так легко, так просторно; и вдали забрезжит свет, я вижу свободу, я вижу, как я и дети мои становимся свободны от праздности, от квасу, от гуся с капустой, от сна после обеда, от полного тунеядства... ФЕРАПОНТ Две тысячи людей померзло будто. Народ, говорят, ужасался. Не то в Петербурге, не то в Москве — не упомню. АНДРЕЙ (охваченный нежным чувством): Милые мои сестры, чудные мои сестры! (Сквозь слезы.) Маша, сестра моя... Стр. 210 НАТАША (в окне): Кто здесь разговаривает так громко? Это ты, Андрюша? Софочку разбудишь. Il ne faut pas faired bruit’la Sophie est dormie déjà. Vous ktes un ours. (Рассердившись.) Если хочешь разговаривать, то отдай колясочку с ребенком кому-нибудь другому. Ферапонт, возьми у барина колясочку!
ФЕРАПОНТ: Слушаю. (Берет колясочку.) АНДРЕЙ (сконфуженно): Я говорю тихо. НАТАША (за окном, лаская своего мальчика): Бобик! Шалун Бобик! Дурной Бобик! АНДРЕЙ (оглядывая бумаги): Ладно, пересмотрю и, что нужно, подпишу, а ты снесешь опять в управу... (Уходит в дом, читая бумаги; Ферапонт везет колясочку в глубину сада.) НАТАША (за окном): Бобик, как зовут твою маму? Милый, милый! А это кто? Это тетя Оля, скажи тете: здравствуй, Оля! 1 Не шумите, Софи уже не спит. Вы — медведь! — искажен, фр Стр. 211 Бродячие музыканты, мужчина и девушка, играют на скрипке и арфе. Из дома выходят Вершинин, Ольга и Анфиса и с минуту слушают молча; подходит Ирина. Инструмент № 20: Генерирование эмоций Я знаю, эмоции не всегда можно генерировать в любой момент, как, допустим, электричество, которое мы включаем в домах одним щелчком выключателя. И, сказать по правде, актеров просто настраивают на неудачу, пока режиссеры, преподаватели или определенные зрители продолжают считать, что актер обязан разражаться слезами «по сигналу», как в балагане на ярмарочной площади. (Актриса, участвующая в популярном телевизионном сериале, рассказывала, что от нее постоянно требовали чего-то подобного во время съемки «мыльной оперы» в Америке. Она сказала, что просто «боялась» таких сцен. Возможно, вы помните остроумную песенку из мюзикла «Хористки», в которой Диана Моралес, исключенная из актерской гильдии студентка, перечисляет, какие жуткие воображаемые «кульбиты» заставлял совершать свой класс их преподаватель. Она мрачно признается, что всякий раз «ничего не чувствовала!».) Лучше не напрягаться и не тужиться в попытке «почувствовать» эмоции. Вместо этого постарайтесь придерживаться метода рабочих «блоков», о котором мы говорили выше. Выработайте для себя сюжетный «маршрут», определив, к чему ваш персонаж стремится в каждый момент (ваша задача) и что при этом стоит на его пути Стр. 212 (барьеры). А потом вложите свою энергию в то, чтобы пред ставить себе все это, и старайтесь постоянно поддерживать реальное взаимодействие с партнерами по сцепе. Вам следует успешно «проникнуть» в конкретный эпизод сюжета — результатом чего явятся реальные эмоции. Именно это случилось со мной, когда я расплакался па репетиции «Кровных братьев». Что если вы не ощутите нужных эмоций? Если вы читали эту книгу с самого начала и выполняли предлагаемые упражнения, вы теперь «вооружены» практическими знаниями о невербальном и вербальном общении между людьми. Большинство этого опыта проистекает из переживания (или попытки скрыть) эмоции. Эти знания бесценны на репетиции, когда вы исследуете взаимоотношения и развиваете характер своего персонажа. Но они могут «бросить вам спасательный круг» и во время спектакля. Ваше знание представляет собой один из аспектов вашей «методики» — то есть нечто такое, на что вы можете опереться. И я уверен, что если вы обнаружите себя на сцене без всякого истинного «проблеска» эмоций («Встать к стене, Смит! Вы обвиняетесь в том, что играете спектакль в отсутствие у вас всяческих эмоций!»), то сможете привлечь эти знания себе в помощь. Осознанно выберите соответствующее мышечное напряжение, визуальный контакт, теми речи, и ваш мозг начнет «чувствовать», как происходи! что-то, вновь соединяющее вас со спонтанным эмоциональным состоянием. А если нет — вряд ли кто-нибудь ни заметит, потому что поведенческая сторона вашего испои нения, то есть то, что видят зрители, выглядит достоверно! Пускай эти знания послужат вам своеобразным трамплином для «разбега». Стр. 213 Станиславский понимал, что эмоции сложно «захомутать» и удерживать «в узде», особенно когда одна и та же роль исполняется в течение нескольких месяцев. Как актер, он сам в какой-то момент пережил определенный кризис уверенности и решил, что цель, движение вперед заключаются в том, чтобы чувствовать реальные эмоции все время. В тот период семимильными шагами набирали популярность психиатрия и психоанализ: понятия «бессознательное», подсознательное» становились принятым научным трюизмом. Станиславский размышлял над тем, что эмоции, по-видимому, каким-то образом привязаны к нашему бессознательному «я». Его постоянно развивающаяся система все более и более начала фокусироваться на использовании «сознательных средств для достижения бессознательного». Он начал экспериментировать с «эмоциональной памятью». По существу, упражнения по пробуждению воспоминаний об эмоциях должны обеспечивать соответствующую стимуляцию, позволяющую актеру вспомнить эмоциональный опыт, так, чтобы всплывшая в памяти эмоция вновь поднялась на поверхность. Конечно, это как раз то, чего просят от пациентов, проходящих курс терапии у психиатра или психоаналитика. Возможно, вы сумели «учуять» здесь опасность: две указанные выше профессии ставят (в большинстве случаев) во главу угла психологическое состояние пациента. Кроме того, необходимым условием является проведение сеансов в спокойной и пробуждающей доверие обстановке. Все актеры, как известно, — люди довольно неуравновешенные, обладающие тонкой душевной организацией. Тем не менее, лицам, не представляющим, как следует Стр. 214 работать с ранимыми людьми, позволяется «ковыряться» во внутренних ранах актеров, извлекая их из покрытого шрамами бессознательного, — причем делают они все это на публике. Мало того, актеры чаще благодарят их за это, чем проклинают. (Абсолютное доказательство невменяемости, можете подумать вы). Без сомнения, упражнения по пробуждению воспоминаний о пережитых эмоциях полезны, поскольку они «встряхивают» актера. Как правило, актер переживает приятный шок, когда в обстановке рабочего семинара вдруг испытывает спонтанный прилив глубоких эмоций, особенно если это именно те эмоции, которые актер втайне стремился «воплотить». Но как актер и одновременно преподаватель я ощущаю некоторый дискомфорт, связанный со своей ролью «повивальной бабки», помогающей людям выпустить на свет их воспоминания о самых сильных эмоциях. Я не хочу никого повергать в состояние депрессии или тоски, не хочу, чтобы мои ученики не могли уснуть ночью после моих уроков, потому что их давно и глубоко запрятанные травмы снова начали терзать их. Поэтому я всегда устанавливаю несколько базовых правил, помогающих по возможности сохранить состояние равновесия. Во-первых, студенту предоставляется право самому выбирать нужное воспоминание. Во-вторых, вам решать, хотите ли вы использовать настоящие имена. В-третьих, любой из нас может закончить занятие, как только сочтет это необходимым. В-четвертых, другие однокурсники-студенты должны наблюдать за процессом (актерство — публичная профессия). И, в-пятых, все должны принять общее решение о том, что все, что будет происходить во Стр. 215 время семинара, останется строго конфиденциальным. На опыте я пришел к выводу, что со всеми объяснениями и строгим соблюдением вышеуказанных пяти правил результаты семинара оказываются успешными для всех участников. Будущие актеры приобретают навык спонтанного выражения эмоций перед зрителями; кроме того, между студентами и преподавателем устанавливаются более доверительные отношения. И все равно, как и прежде, люди продолжают сомневаться в пользе и необходимости упражнений по пробуждению воспоминаний об эмоциях. Однажды Станиславский явился свидетелем того, как один из актеров его труппы сильно разволновался, вспоминая похороны своего недавно умершего отца. Глубоко тронутый горем актера, Станиславский принялся его утешать — и узнал, что отец актера жив и пребывает в полном здравии. (Актер просто воспользовался воображением.) Интересно отметить, что этот самый актер, Михаил Чехов, позже сделался чем-то вроде гуру в актерской среде Америки. Наверное, наибольшую известность принесла его методика «психологического жеста», в которой психологическое состояние человека получает выражение через на внешний взгляд бессознательный физический жест. Пример: Наташа из пьесы «Три сестры» А. П. Чехова Прочитайте и отрепетируйте короткий эпизод из сцены действия четвертого. В этой заключительной сцене в конце пьесы у зрителей возникает ощущение, что Наташа теперь полностью владеет ситуацией, держит все в доме под контролем. Она уверенно Стр. 216 отправляет своего любовника Протопопова и мужа Андрея гулять с детьми, планирует радикальные перемены в саду и, будто рикошетом, осмеливается даже возвратить Ирине ее критику по поводу манеры одеваться. Видно, что Наташа проделала «большой путь», и мы теперь слышим ее полностью осознанную манеру высказывать вслух свои планы. Что же при этом думают, но не высказывают, другие персонажи? Готовясь к репетиции, используйте весь диапазон средств, описанных выше, — выделите блоки, проясните задачи, установите физические и психологические барьеры, а также вспомните моменты личного опыта, которые находятся в эмоциональном «ладу» с событиями пьесы. Проявите творческий подход, вспоминая опыт из собственной жизни. Приходилось ли вам когда-нибудь молча выслушивать оскорбительные замечания хама? Как вы потом себя чувствовали? Вам необходимо прочувствовать чеховское видение этой краткой сцены, чтобы понять, что происходит в ней на самом деле. Не забывайте, что Чехов — мастер подтекста, и герои у него часто говорят одно, думая при этом вроде и о том же самом, но иначе. Помните также, что в реальной жизни люди не планируют произнесения монологов; их речь превращается в монолог, потому что окружающие решают не отвечать им. Убедитесь в том, что вы сумели связать ваши представления с прошлым опытом, касающимся образа Наташи; в последний раз вернитесь к профилю развития характера Наташи в Приложении. Убедившись, что вы готовы, приступайте к работе, используя силу своего воображения. Стр. 217 Входит Наташа. НАТАША (горничной): Что? С Софочкой посидит Протопопов, Михаил Иванович, а Бобика пусть покатает Андрей Сергеич. Столько хлопот с детьми... (Ирине.) Ирина, ты завтра уезжаешь — такая жалость. Останься еще хоть недельку. {Увидев Кулыгина, вскрикивает; тот смеется и снимает усы и бороду.) Ну вас совсем, испугали! (Ирине.) Я к тебе привыкла и расстаться с тобой, ты думаешь, мне будет легко? В твою комнату я велю переселить Андрея с его скрипкой — пусть там пилит! — а в его комнату мы поместим Софочку. Дивный, чудный ребенок! Что за девчурка! Сегодня она посмотрела на меня такими глазками и — «мама»! КУЛЫГИН: Прекрасный ребенок, это верно. НАТАША: Значит, завтра я уже одна тут. (Вздыхает.) Велю прежде всего срубить эту еловую аллею, потом вот этот клен... По вечерам он такой некрасивый... (Ирине.) Милая, совсем не к лицу тебе этот пояс... Это безвкусица... Надо что-нибудь светленькое. И тут везде я велю по насажать цветочков, цветочков, и будет запах... (Строго.) Зачем здесь на скамье валяется вилка? (Проходя в дом, горничной.) Зачем Стр. 218 здесь на скамье валяется вилка, я спрашиваю? (Кричит.) Молчать! КУЛЫГИН: Разошлась! За сценой музыка играет марш; все слушают. ОЛЬГА: Уходят. Когда же необходимо использовать эмоциональную память для повышения уровня исполнения? Я рекомендую делать это нечасто, в моменты, когда вы стремитесь достичь того уровня эмоциональной глубины, который, как вы сильно подозреваете, заключен в подтексте пьесы. Вполне возможно скользить по поверхности пьесы на репетиции, преодолевая желание «с головой погрузиться» в текст, чтобы исследовать истинные эмоциональные его глубины. В конце концов открытые проявления эмоций часто кажутся нам неловкими, даже в репетиционном зале. Актерская профессия предполагает преодоление такой неловкости. Но как это сделать? Сидеть в небольшом кружке людей, вспоминая личные поражения (или победы), несомненно, совсем не одно и то же, что стоять на сцене, пытаясь передать зрителям реальные эмоции, при этом «не выпадая из роли». Есть два самых простых пути. Вы можете привлечь всю силу своего воображения для воздействия на объединенные стимулы конкретных обстоятельств, «задачи», за осуществление которой вы «боретесь», и барьеры Стр. 219 преграждающие вам путь. Или же вы можете отыскать эмоционально заряженную ситуацию в собственном прошлом, которая имеет большое сходство с ситуацией вашего персонажа, а потом попробовать мысленно объединить обе ситуации в единый опыт переживания. Этот подход, который обычно называют «замещением», может действительно успешно «сработать» — прежде всего, потому, что зрители не в состоянии прочитать ваших мыслей, поэтому они с радостью верят в то, что проявляемые вами эмоции принадлежат не вам, а вашему персонажу. Как и в случае любой попытки генерировать реальные эмоции, вас поджидают «подводные ямы». Актер на репетиции или на сцене подвергается риску испытать ощущение неадекватности, поскольку при каждом повторении «блока» замещающее воспоминание все более и более начинает утрачивать свою остроту и яркость. Такое ослабление эмоций не только неизбежно, но и необходимо — именно так людям удается справиться с глубоким горем в реальной жизни. Можно попробовать переключиться, «пошарить» в памяти и отыскать что-нибудь еще, что вас расстраивает (если это именно та эмоция, которая вам необходима). Но насколько это хорошо? И до чего способен довести актера подобный подход? Когда-то мне рассказали байку об актере, участвовавшем в «долгоиграющей» трагедии, которого так угнетала утрата остроты собственных воспоминаний, что он начал покупать бабочек — которые, как известно, живут всего один день, — чтобы иметь возможность каждый вечер на сцене оплакивать их.смерть. Однажды случилось так, что большая белая капустница Стр. 220 не умерла в заданный срок, и актер, который отчаянно нуждался в горестных переживаниях, убил собственную мать. Естественно, это история вымышленная и полная чушь (много ли актеров имеют возможность каждый день покупать себе по бабочке?), но если вы хотя бы на мгновение поверили в нее, возможно, это больше говорит о стоящей перед актерами дилемме, чем о вашем легковерии. Стр. 221 ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЕ РАЗМЫШЛЕНИЯ От всех актеров, особенно характерных разноплановых, требуется отточенная техника хотя бы для того, чтобы на что-то опереться, если режиссерские указания на репетиции мало что им дают, если характер персонажа превращается в карикатуру или если спонтанность при исполнении роли начинает пропадать. Не все могут захотеть выбрать структурированный подход к игре, например, тот, что описан в нашей книге. Вам понадобятся навыки детектива, а также желание анализировать, размышлять и экспериментировать. Стадия планирования роли может оказаться особенно трудной, хотя она действительно приносит дивиденды. Так или иначе, необходимы определенные инструменты, практические приемы, обдумывание того, как стать более универсальным и эффективным актером. Кое-что из перечисленного вы, возможно, встречали в той или иной форме в других пособиях. Как бы то ни было, я надеюсь, что, по крайней мере, помог сохранить чистой воду в бассейне, который становится довольно мутным, а именно, объяснил, как добиться максимальных результатов при исполнении роли. Те, кто обучает актеров в студии, ответственны за то, чтобы придать им уверенность, дать им возможность играть так же хорошо или даже лучше, чем их Стр. 222 преподаватели. Игра на сцене — публичная профессия, поэтому при обучении актерам необходимы зрители, чтобы был завершен треугольник, состоящий из трех А, без которого немыслим никакой театр (Автор, Актер и Аудитория). А выступление на публике заставляет людей нервничать. Поэтому, занимаетесь ли вы самостоятельно с помощью этой книги или работаете с преподавателем, вам необходимо практиковаться в исполнении роли перед аудиторией. Актер, не привыкший к зрителям, может показаться человеком, который этими зрителями пренебрегает и их не уважает, и они это чувствуют. Если им нравится ваша игра, вы будете знать, потому что с практикой к вам придет это ощущение. Но если аудитория вас не понимает — особенно, если она не слышит ваших слов, — она даст вам это понять. Тем более есть смысл использовать планирование, описанное в настоящей книге: сконцентрируйтесь на своей цели, эмоционально проникнитесь ролью, и тогда вам не нужно будет беспокоиться о том, что думают о вашей игре зрители. Подытоживая, могу дать следующие рекомендации относительно того, как создать прекрасную разноплановую роль. Планируйте роль как одержимый. Экспериментируйте на репетициях и в уединении с энергией и увлеченностью ребенка. В день выступления будьте максимально настроены на роль, как следует войдите в сценический образ, имейте четкое представление о том, как пользоваться голосом, чтобы вас слышали даже в самом заднем ряду. Сохраняйте уверенность во всем, что делаете при подготовке; затем выходите на сцену и выбросьте из головы детали - все детали. Доверьтесь своему умению быть спонтанным. И если хотите быть по-настоящему универсальным Стр. 223 характерным актером, используйте при игре сперва сознательно, а затем и подсознательно следующее: —напряженность —высоту —открытость —пространство —визуальный контакт —громкость —интонацию —акцент —дикцию —речевые особенности. Стр. 224 Приложение Указания по заполнению «Таблицы профиля характера персонажа» Заполняйте бланк таблицы каждый раз, когда начинаете работать над новой ролью. Пользуйтесь карандашом, чтобы потом можно было вносить изменения; вам может также понадобиться текстовыделитель. Начните с внимательного прочтения сценария, чтобы разгадать характер вашего персонажа. Берите таблицу с собой на репетиции и по мере нахождения новых особенностей в характере вашего героя вносите в нее дополнения и изменения. Таблица разделена на секции, и после того как вы записали основные факты в левой стороне таблицы, остальные секции можно заполнять в любом порядке. Ниже приводятся некоторые дополнительные разъяснения. · Любимая фантазия: здесь вам предлагается определить или (если вы достаточно хорошо знаете характер своего героя) придумать его тайную фантазию. Эта секция не только поможет вам глубже понять характер своего персонажа, но и позволит создать интересную импровизацию, — а что будет, если осуществить фантазию персонажа? Если вы играете слугу, в фантазиях представляющего себя королем, ощущение, которое персонаж мог испытывать, когда все ему прислуживали и превозносили его, становится мощным воображаемым воспоминанием. · Жизненная задача: это «сверхзадача», определяющая все поведение персонажа в данный момент его Стр. 225 жизни. Скорее всего, она останется неизменной, если в жизни героя не возникнут какие-то чрезвычайные обстоятельства. Примеры: «стать знаменитым», «помогать другим», «совершить что-то значительное прежде, чем я умру». * Качели статусов: эта секция позволит вам составить для себя представление об отношениях между вашим персонажем и другим значимым персонажем в пьесе, когда они впервые появляются на сцене вместе. Над бревном уже нарисована «тонкая» доска; нарисуйте новую доску, показывающую баланс статусов между вашим героем и другим персонажем. Угол наклона доски указывает на относительный статус. * Прозвище: это полезная «памятная записка» при исполнении роли, поскольку прозвище является обычно лаконичным описательным ярлыком, отражающим личность героя, — «Башковитый», «33 несчастья», «Солнышко», — выберите какой угодно. Очевидно, что прозвища, образованные от имени или фамилии человека, будут мало способствовать вашему «ощущению» персонажа. Собственно говоря, вам, возможно, придется самому придумать прозвище; в этом случае отложите это на потом, чтобы собрать всю нужную информацию для выбора подходящего прозвища. И помните, что сами мы прозвища для себя не выбираем. * Личностный тест: возьмите маркер и впишите качества, черты характера и взгляды, о которых вы с уверенностью можете сказать, что ваш персонаж их проявляет в определенном эпизоде пьесы. Наблюдаемое Стр. 226 поведение должно быть одномоментным. Вы наверняка обнаружите интересные парадоксы и конфликты: персонаж может в одном эпизоде показаться беззаботным, в другом — пессимистичным; в данном месте спокойным, а парой страниц ниже — нервозным. Я хочу помочь вам избавиться от стереотипов; подобно реальным людям, хорошо выписанные персонажи — это сложные создания, чьи мысли и настроения могут радикально меняться, причем неожиданно. Их поведение может непосредственно зависеть от людей, с которыми они тесно общаются. Обозначив все типы поведения, проявляемого вашим героем, вы заметите, что в одной «четверти» схемы будет выделено больше слов, чем в остальных. Из этого можно сделать вывод, является ли ваш персонаж, скажем, устойчивым экстравертом или невротиком-интровертом (комбинации могут меняться). Тем самым вы получите быстрое представление о личности персонажа и о том, чем он отличается от вас. * Власть: эта секция напоминает вам о власти, которой обладает ваш герой в ключевых отношениях с другими. Данная секция может иметь очень важное значение в плане понимания того, как власть сказывается на поведении персонажа в отношении к другим людям, поскольку и он, и его партнер четко осознают власть друг друга и последствия употребления этой власти. Если остальные актеры также заполнили эту секцию, можно провести обсуждение проблем власти в пьесе; если позволяет время, неплохо немного по импровизировать. Стр. 227
Стр. 228
Стр. 229
|
|||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-09-18; просмотров: 357; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.142.40.195 (0.013 с.) |