Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Книга Иова 34 (глава 33. Теодицея. Часть 3. ).Содержание книги
Поиск на нашем сайте
Тема сегодняшней беседы – Теодицея – хвала Богу перед лицом смерти и Аввадона. Если Елиуй защищает Бога, то конечно не от Иова, а перед лицом зла, которое хочет быть беспредельно. Это трудная тема его речи – Теодицея – хвала Богу перед лицом Аввадона. Первый вопрос всякой Теодицеи: творит ли Бог зло. Этот вопрос надо задать. Мы знаем, что нет. И собеседники в книге Иова знают, что нет, Бог зла не творит. Но этот вопрос задать надо, он должен прозвучать. Вот так спрашивает Елиуй: «думаешь ли, что Господь безместное сотворит». Давайте здесь остановимся. Безместное. То есть, Господь сотворил всё, кроме безместного «атопа», которое однако существует. То есть, в контексте речи Елиуя, место безместное, вот такое вот само противоречивое понятие будет – место безместное. Вот, это бездна погибели – Аввадон. Вот, синоним «безместное» это зло, грех. И Иов говорил, что не сознаёт за собой безместного. Но безместное. Очень чудный, конечно, термин греки изобрели. Безместное это также может быть переводом ервейского «шаве», что значит «пустое», не имеющее места, пустое «шаве», что соответствует пустотности Шеола и Аввадона. Потому, что грех и есть опустошонность. Вот эту тему будет развивать Елиуй, вот к ней он сейчас подходит. «Думаешь ли, что Господь безместное сотворит, или Вседержитель возмутит суд. Он, Кто сотворил Землю, Кто есть творящий Поднебесную и всё в ней сущее.» Да, творит ли Господь безместное, злое, пустотное? Нет. Господь не творит зла. Он не творил смерти. Вот, однако есть черта, и вот за ней Аввадон, откуда Господь не спасает. Это мы сегодня увидим. Вот Господь не творил смерти, однако есть черта, за которой Господь не спасает. А почему? Увидим. То есть, Бог не творил смерти. Да нет. Мысль глубже. Бог творит живое, и нельзя думать, что он сотворил жизнь, и предоставил жизнь ей самой. Бог-Творец есть Бог творящий. То есть, Он во всякое время Духом своим творит жизнь. Вот это мысль, которую Елиуй выражает так: «Ибо если Он…». Вдумайтесь. Потому что, понимаете, это капитальная черта Библейского мировоззрения, что Бог всякий момент поддерживает нашу жизнь. Без Него жизни вообще нет. Не то, что Он сотворил жизнь, и она потом сама по себе живёт – ничего подобного. Бог – Творец есть Бог творящий. Вот, Елиуй это так выражает: «Ибо если Он захочет сдержать дух Свой у Себя удержать, то скончается вкупе всякая плоть. Всякий же человек в землю отыдет, из неё он и создан был.». Это греческий перевод, а еврейский текст мне кажется выразительнее. «Если Он обратит на Себя сердце Своё, Дух свой и дыхание Своё на Себя соберёт, то умрёт вкупе всякая плоть, и человек в прах возвратится». Вот, что значит Дух Божий животворящий. Эту истину ещё раз утвердил Христос. Вот, буквальный перевод ев. От Иоанна 6 гл: «Дух есть животворящий». Вот, так вот, буквальный перевод с греческого: «Дух есть животворящий. Плоть не пользует нимало. Слова, которые Я говорю вам, Дух суть и жизнь суть». Вот это из Евангелия. То есть, духом Творец присутствует в творении, как жизнь. Таково Библейское чувство жизни. Вот у каждого народа своё чувство жизни. В каждой культуре есть чувство жизни. Но те, кто считает себя христианами, вот они должны иметь это чувство жизни, что Духом Творец присутствует в творении, как жизнь присутствует в Нём. В Псалме как сказано: «Отвратишь лицо твоё – придут смятения. Отнимешь дух их и исчезнут и в прах свой возвратятся. Пошлёшь дух твой и созиждутся и ты обновишь лицо земли». И что хочет сказать Елиуй? Смотрите: не может человек обличать Бога в немилости. Вот Иов обличал Бога в немилости. Елиуй отвечает: не может человек обличать Бога в немилости, если дух Божий это его собственная жизнь. Вот согласитесь, ну это сильная мысль. Вот так Елиуй славит Бога. Но, кстати Иова он не опровергает, потому что Иову было в высшем смысле присуще вот это чувство жизни. Он это правда говорил в какой-то из своих речей, это 10я глава 12 стих: «жизни милости Ты создал вместе со мной, и посещение Твоё сохранило дух мой». Вопрос. Если Бог не творил зла и смерти, и дух Его животворящий, то откуда зло и смерть? И что будет после смерти? Значит, Елиуй ведёт теодицею. Ему нужно приближаться к описанию места безместного, который есть Аввадон. Вот, Елиуй говорит о бездне падения: «Бог Сам есть зритель дел человеческих. Не таится от Него ничто, что люди делают. И не будет места укрыться творящим беззаконие». То есть, не будет места укрыться. Потому Аввадон и не есть никакое место. Аввадон есть движение укрыться от Бога – бесконечное, за невозможностью достичь укрытия. То есть, Аввадон не определяется топографически. Это не статика. Это динамика. Аввадон это движение. Аввадон существует как стремление к небытию. То есть, место безместное. Смотрим еврейский текст. Та же мысль звучит: «Ибо глаза Его (Бижьи) над путями человека, и все шаги его Он видит. Нет тьмы и нет тени смертной, чтобы скрыться там, делающим грех». То есть, нет тьмы, чтобы там человек скрылся, который делает грех. «Ибо Он уже не назначает этому человеку идти к Богу на суд». Здесь имеет смысл вспомнить, кто был первый человек, который совершил грех и захотел скрыться от лица Божьего? Помните, да? Вот был такой сюжет. Человек сделал грех и захотел скрыться от лица Божия. Это был Каин. Вот, чтобы скрыться от Бога, нужно было идти не в тьму и не в тень, не бежать от Бога. Не на запад нужно было идти. Нужно было идти на Бога, на свет. То есть, не на Запад, но на Восток.То есть, против Бога, но на Восток. Вот Каин пошёл на Восток. И вот каждый шаг навстречу против Того, Кто видит все шаги человека, был удостоверением, что человек встал на этот путь богоборчества. Такие как Каин, смотрите, не пойдут к Богу на суд ибо уже осуждены. Бог не спасает из Аввадона. Память о том, что Бог видит все шаги человека, была дана Израилю, если помните. То есть, после его богоборчества, после его встречи с Богом лицом к лицу, Израиль и Иаков получил отметку в плоть бедра, чтобы хромать всю жизнь и на каждом шаге вспоминать эту встречу. Дальше. «Бог всевидящий до ада». Вот эта мысль, сейчас её Елиуй развивает. «И Он слышит бедняка». Вот две мысли. Смотрите, вот вейчас сразу две мысли. Одна и вторая. Они звучат просто как одно. Вот нам это уже трудно понять, что Бог всевидящий, и тут же, вот тут же говорится, что Он слышит бедняка. Читаем: «Он угасил нечестивых. Они видимы пред Ним.». Ну, угасить нечестивых, помните, это низвергнуть в ад на вечную муку, то есть, оставить в аде. «Они видимы пред Ним». Это мы читали тоже, что ад обнажён пред Богом. Вот, в деснь Страшного Суда мы все предстанем пред Господом и увидим друг-друга. «Он угасил нечестивых, и они видимы пред Ним, что они уклонились от закона Божьего, уставов Его не познали, чтобы принести к Нему вопль бедняка. И вопль нищих Он услышит, и сей тишину подаст». Нечестивые уклонились от закона Божьего, чтобы принести к Нему вопль бедняка. Вот главное в чём нечестивы уклонились от закона Божьего. Ещё раз говорится об этом. Это немилосердие. То есть, закон будет дан Израилю через Моисея. А Новозоветная идея, что суть закона - милосердие. Бог хочет милости. Эта идея из книг Ветхого Завета ярче всех представлена здесь. Вот, в Книге Иова. Она всё время звучит. Нечестивые уклонились от Закона Божия, чтобы принести к Нему вопль бедняка. А Господь вопль бедняка, вопль нищих слышит. «И сей (Господь) тишину подаст». То есть, смотрите, от человека вопль к Богу, от человека вопль к Богу, а от Бога - тишина. То есть, Господь человеку даёт тишину, покой во дни зла. Далее. В последних речах собеседников, когда был диалог Иова с друзьями, настойчиво звучал вопрос: какое дело Богу до человека. И Елиуй не обходит этот вопрос, он его формулирует и отвечает. Вообще, он по правилам всё делает. Он говорит Иову: «вот ты так говорил, но я тебе вот так возражу. Вот, они так говорили – я им так возражу». Он делает всё очень корректно. Елиуй так говорит: «если ты согрешил, что сделаешь? И если много беззаконного, что можешь сотворить? А если ты праведен, что дашь Ему? Или что из руки твоей Он возьмёт?». Какое дело Богу до человека. Ещё раз. Вопрос сформулирован. «если ты согрешил, что сделаешь? Если много беззаконного, что можешь сотворить? А если ты праведен, что Богу дашь? Или что из руки твоей Он возьмёт?». Ответ: «мужу, подобному тебе – нечестие твое; и Сыну человеческому – правда твоя». То есть, пред человеком, подобному тебе – покаяние. Тогда оправданым предстанешь перед людьми. Что может хотеть Бог от человека? Покаяния, исповедания. Оказывается. Что творение может воздать Творцу? Вот это. И далее следует картина, как грешники сходят в ад. «От множества оклеветаемые они завопят, закричат, угнетаемые силою многих». Оклеветаемые. Понятно, что ангелы-смертоносцы, демоны, они же воздушные мытари, они же согласно Церковному преданию клевещут на души во время мытарств. Вот начальник этих ангелов, он назван в Откровении Иоанна Богослова «кэтегор» это «клеветник». То же самое, что дьявол. Это в Откровении Иоанна Богослова и в Евангелии от Иоанна 8 гл. Вот грешники сошли во ад. «И никто из них не сказал: где есть Бог, сотворивший меня? Учиняющий стражи ночные о мне.». Вот, ну здесь нельзя удераться: в еврейском тексте сложный образ, но очень красивый: «Бог, подающий песни в нощи». То есть, песни это то, что поётся и то, что воспевается. То есть, подающий песни в нощи это всегдашняя и всесторонняя помощь Божья. Подающий стражи нощные о мне – подающий песни в нощи. То есть, о человеке. «Отделяющий меня от четвероногих земных и от птиц небесных». Ну, это понятно. То есть, четвероногие земли это демоны, существа преисподни разумные, а птицы небесные это спутники райской жизни человека. То есть, человек имеет своё место в иерархии разумных существ после грехопадения ангелов и человечества. Вот человек это место своё знает, а вот грешники, которые действительно нисходят в преисподнюю, никто из них не сказал: «где есть Бог, сотворивший меня, учиняющий стражи ночные о мне, отделяющий меня от четвероногих земных и от птиц небесных. Там они завопят, и Он не услышит из-за гордыни лукавых ибо безместное не хочет Господь видеть ибо Сам Вседержитель есть зритель совершающих беззаконие.». Вот страшный текст. Там они завопят и Он не услышит из-за гордыни лукавых. То есть, грешники, нисходящие в Аввадон, не хотят знать ни Бога, ни человека, ни Творца, Который хранит человека, ни что из человек на это земле и того, кто ниже его, четвероногие, ни кто Ему помощник – птицы небесные – то есть, полное забвение Бога, как нежелание Его знать. Вот это называет гордыня, по-гречески «юбрис», по-еврейски «гауонт». Ещё раз повторю: полное забвение Бога, как нежелание Его знать, это есть гордыня. Вот она, гордость. Это не психологическое состовния. «Там они завопят, и Он не услышит из-за гордыни лукавых». То есть, они вопят, а Он не слышит. Вот, как интересно: милостивый Бог, вот не слышит тех, кто вопит. Там они завопят. То есть, какое-то странное это вот место безместное. Но очень ясно сказано. Это может быть кульминация смысловая речи Елиуя: безместное не хочет Господь видеть. То есть, зритель всякого беззакония, но он не хочет этого видеть. То есть, Всевидящий, не хочет видеть безместное. Из Аввадона не спасает. Но каково же это безместное, что это за бездна в Шеоле, этот Аввадон? Вот еврейский текст нам должен помочь. То есть, в греческом тексте Елиуй говорит об Аввадоне через понятия самопротиворечивое, ускользяющего смысла, то есть, «несуществующее бытие», безместное место. Вот понятию «безместное» в еврейском тексте соответствует категория, думаю, важная категория, ещё не исследованная: пустое, «шаве». Вот еврейский текст: «там они завопят, и Он не ответит из-за гордыни злых. Пустое не услышит Бог. И Шаддай не усмотрит этого». То есть, вот это вот пустое, пустота, то,что неслышимо и невидимо для Бога, однако оно существует. Кстати эта идея, она знакома собеседникам Иова - Софар говорит: «Бог ведает дела беззаконных. Увидив же безместное, Он не усмотрит». Это по-гречески. На еврейском: «Ибо Он ведает людей пустоты. Он увидел грех и внимать не будет.». И в Септуагинте Бог нечто видит, но не усматривает, это безместное. В масоретском тексте Бог нечто знает, но не внимает, это пустое. Вот такова природа греха на той степени упорства, которая называется «гауонт» (евр.) или «юбрес» (греч.) – гордыня. Бог это видя - не видит, зная - не знает. Также и люди пустоты «мете шаве», люди пустоты. Вот определение грешников. Они, зная о Боге, как будто не знают. Вот отсюда идёт Евангельский образ: «Они имеют очи и не видят, имеют уши и не слышат».
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-08-26; просмотров: 356; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.95.7 (0.008 с.) |