Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Книга Иова 25 (глава 10. Какое дело богу до человека. ).

Поиск

Тема сегодняшней беседы можно обозначить словами, которые Иов обратил к Богу «Господи, я же бремя для Тебя». Это говорил Иов о своих мучениях в совершенной уверенности, что Бог человеколюбив. Иов говорит Богу, что это не хорошо для Бога, что Иов страдает.

10 гл 3 ст «Разве хорошо для Тебя, если я не право скажу: что Ты отрёкся от дел рук Твоих?». В масоретском тексте даже более решительно сказано: «Разве хорошо для Тебя, что ты притесняешь меня, что Ты отвергаешь дело ладоней Твоих». В данном случае – человека. Разве это хорошо для Тебя, что Ты отвергаешь человека? Иов уверен, что он бремя для Бога, что Богу нехорошо, если страдает невинный.

Совсем не так думают оппонетны Иова. За всеми аргументами, которые бросали друг в друга спорящие о Боге в Книге Иова встаёт этот вопрос: какое дело Богу до человека?

Давайте так, ещё раз вот, сформулировав, и будем держать этот вопрос. Какое дело Богу до человека. И вот последний аргумент Елифаза Феманитянина из его третьей речи. Очень сильный аргумент, и жестко высказан: «какая забота Господу, если ты был непорочен делами. Или кая Ему польза, что ты простым сделаешь путь твой? Разве Тот, Кто творит слово твоё будет обличать тебя и пойдёт вместе с тобой на суд?». То есть, если это Бог сотворил тебя словесным, о чём Ему с тобой говорить – спрашивает Елифаз. Вообще, это слова уже гнева. Понимаете, с каким напряжением идёт этот диалог, что наконец-то Елифаз высказался до конца. И вопрос Елифаза вполне понятен: что вообще творение может воздать Творцу?

Это такой способ религиозного мышления. Докопались, всё-таки спорящие о Боге вот да таких основопологающих богословских вопросов.

Отвечает Иов Елифазу в своей 8й речи. Общий смысл речи такой: «ты спрашиваешь какая Господу забота обо мне? Только бы мне слышать, что говорит Господь мне». То есть, ты говоришь о Боге, а я тебе о себе скажу. Моя забота, чтобы мне расслышать то, что сказано мне.

А начинает Иов с того, что он судиться не перестанет. Вот, Елифаз, смотрите, высказал такое решительное богословское суждение: «какая забота Господу, если ты непорочен. Вот, что вообще творение может воздать Творцу?». И что делает Иов? Иов начинает с того, что он судиться не перестанет, и отвечая Елифазу Софару и Вилдаду Иов не с ними спорит, не с человеками. Он говорит, что вот на этом суде.. вот для того, чтобы понять нам что говорит Иов, нужно вот как-то уловить это, что его мысль-то в том, что на этом суде Иова встретились два действующих лица, или на символическом языке – две руки, это Иова и Творца. Вот так. Иова – человека и Бога – творца. Так вот, от руки Иова обличение ему самому. То, что Иов говорит на этом суде ему же самому в тягость. Иов судиться с Богом зная, что Бог прав, и требуя, чтобы Бог до конца довёл суд, до конца довёл суд – вот что требует Иов.

Но главное, вот во всём этом вот процессе судебном – Иов доверчив Богу. А доверчивость это сыновние отношения. Вот Иов уверен, что Творец не таков, чтобы подавлять тварь своей мощью. Это важная религиозная мысль Книги, может быть одна из главных. Творец не таков, чтобы подавлять тварь своим могуществом. Бог человеку близок, поэтому Иов и осмеливается судиться с Ним.

Вот, послушайте, что он говорит:

«Ведаю, что от руки моей обличение, и рука Его тяжела есть. На моём воздыхании кто бы знал, что я найду его и приду к завершению? Изреку же суд мой уста мои да исполню обличений. Уразуметь бы мне слова исцеления, которые Он речёт мне. Ощутить бы, что Он мне возвестит. И если Он во многой крепости найдёт на меня – угрозу затем Он для меня не использует.». Смотрите, какая убеждённость. Вот это и есть доверчивость. Не будет Бог меня давить своим могуществом. «И если Он во многой крепости найдёт на меня – угрозу затем Он для меня не использует ибо Истина и обличение от Него. Да доведёт Он до конца суд мой».

Смотрите как. Суд мой, а Бог пусть доведёт до конца. Да доведёт Он до конца суд мой.

Вот так Иов. Праведен он, Иов, в своём желании встретиться с Божеством. Но Иов ощущает при этом свою оставленность. Он интересно выражает вот эту вот свою богооставленность Иов ощущеет. И он выражает её так: «пойдёт ли Он на любую сторону света». Восток это вперёд. Запад это назад. Север это налево. Юг это направо. Так вот, со всех сторон Иов Богом оставлен. Почитаем:

«Ибо вперёд пойду (на Восток) и уже нет меня. А если назад, что ведаю? То, что Он слева сотворил, я не постиг. Закрутит справа и я не увижу». Вообще, интересен сам по себе текст, потому, что здесь мы находим ощущение человека на 4 стороны света. Вот как Библейские люди символически ощущали стороны света.

Ну, первое. Восток. Человек обращён лицом к Востоку, к Богу. Восток это имя Божье. Запад – это противоположная сторона. Восток это вперёд, лицом, запад это противоположная сторона. Север в Книге Иова это направление, которое держат сторонники Божьи. Здесь сказано, вот только что, что Бог творит от Севера. Вот сказано так: «Он слева сотворил, и я не постиг». Слева значит от Севера. То есть, Север это Божественная сторона. А Юг в Книге Иова это сторона противников Божьих. И вот здесь сказано «закрутит справа, и я не увижу». То есть, кто-то крутит, вертит, обкладывает «переболей» с Юга. Заметим, что в этой системе координат правая сторона – Юг – угрожает. Поэтому, кстати, обвинитель на суде стоял с правой стороны. Это если смотреть от Бога в нашу сторону, то правая сторона у него почётная, а если мы обращены лицом на Восток, то правая сторона угрожает. Обвинитель поэтому стоял с правой стороны. Так например у пророка Захарии – дьявол стоит одесную Иисуса.

В книге Иова орёл, если помните, это птица, символизирующая крайнюю степень осознанного богоборчества, орёл смотрит (или ориентирова) на Юг, на правую сторону. И мучители Иова стояли в стале справа от него. 30 гл 12 ст.

Если сравнить греческий текст с еврейским, то есть одно существенное различие. Естественно, различие будет касаться Востока. Восток – имя Божье. В греческом: «Ибо вперёд пойду и уже нет меня». А в еврейском тексте: «вот Восток. Пойду и нет его». То есть, в еврейском тексте Иов говорит, что если он пойдёт на Восток, то там нет Бога. Кстати, Бог-то там и есть. А Иов в Септуагинте говорит, что если он пойдёт на Восток, то не будет уже его самого. А почему не будет самого Иова, если он пойдёт на Восток? А потому, что до Иова был один Библейский персонаж, который пошёл на Восток, желая скрыться от лица Божьего. Вот захотел Каин скрыться от лица Божия, он пошёл не на Запад. Если помните, Каин пошёл на Восток, попирая Восток, против Бога, желая чтобы Бог от него отвернулся. Это было отречение от Бога, от отца – Адама, и для Каина это была погибель души. Поэтому Иов говорит: на Восток пойду и уже нет меня.

Иов ощущает, что он Богом оставлен, но, Иов продолжает 8ю речь. Иов остался верен Богу. Понимаете? Вот она антиномия религиозного сознания очередная. И это испытание для человека. Человек, оставленный Богом, а остаётся верным Богу. Предельный случай это конечно Голгофа, когда Божество сокрылось в душе Распятого. Иисус по человечеству, Он остался верен Богу, хотя Он и спросил Его «для чего Ты оставил Меня».

Иов говорит: «Ведает Бог путь мой. Различил меня как золото. Буду ходить в заповедях Его, ибо пути Его я сохранил и не уклонюсь, не уклонюсь от заповедей Его и не приступлю. В недре моём я сокрыл глаголы Его. Если же Он Сам судил так, кто есть сказавший против Него? Ибо Он Сам восхотел – то и сотворил». Вот Елифаз спрашивает: какая Господу забота о непорочности человека? Что творение может воздать Творцу? Вот ответ. Бог и человек взаимно направлены друг к другу. Вот какая между ними связь – обоюдная. Бог и человек идут навстречу друг-другу. Это Иов знает совершенно твёрдо. И даже, когда он Богом оставлен, он не колеблется. Он говорит: я золото. И как поступал по заповедям, так поступать и буду, даже несмотря на то, что сейчас Бога со мной нет, и тяжко.

Это лучший ответ Елифазу. Это единственно правильный ответ. Потому что человек – образ Божий. Человек – образ Божий, и он призван разрабатывать в себе образ Божий в сторону уподобления образцу. Человек работает над тем, чтобы уподобляться образцу будучи образом Божьим. И разве Богу нет заботы, что происходит с его образом, то есть, с человеком? Не может такого быть. Это Иов знает твёрдо. О взаимности Бога и человека Иов говорит из опыта своего. Вот его слова 23 гл: «По сему я радею о Нём, вразумляем я имел попечение о Нём. Господь же умягчал сердце моё. Вседержитель порадел обо мне». Я радею о Нём, а Вседержитель порадел о мне.

Греческий глагол «спудадзо» выражает стремительность действия: спешность, порыв, старательность, усердие, рвение и серьёзность, тщательность. Вот, традиционный перевод это «делать со тщанием», или «потщиться». Иов радеет, стремится, старается, тщится о Боге. А Бог радеет, стремится, старается, тщится об Иове. Ясно, что связь обоюдная.

Дальше Иов говорит: «я имел попечение о Нём.». Греческий глагол «фронтидзо» это заботиться, стараться, беспокоиться. Традиционный перевод – иметь попечение. Иов говорит о Боге: «я имел попечение (попекохся) о Нём». Человек имеет попечение о Боге, а Бог – о человеке. Так сказано в псалме 39: «Господь попечется о мне».

Дальше, Иов гокорит: «Господь умягчал сердце моё». Вот, интересно, чем же и как умягчал Господь сердце Иова? Ответ только один – страданием. Через страдание мы сердцем познаём, что Господь имеет о нас попечение. Важная мысль. Её ап. Павел разрабатывал, и сейчас мы к ней обратимся. Через страдание мы сердцем познаём, что Господь о нас печётся. Вот ап. Павел говорит: «скорбь делывает терпение. Терпение же соделывает искусство (или опытность). Искусство соделывает надежду. А надежда не посрамит, ибо любовь Божья изливается в наши сердца Духом Святым». Через страдание умягчается сердце человека, и мы начинаем что-то понимать о том как Он о нас печётся. Вот, абсурдная кажется мысль, странная, но вот это достоверность религиозного опыта. Вероятно другого пути для человека нет. Всё-таки только через страдание, через скорбь наше сердце умягчается, и мы начинаем что-то понимать.

Какая Господу забота о человеке? Иов многострадальный и терпеливый познал на опыте, что связь Бога и человека обоюдная. Вот, Елифаз этого не знает, а Иов это изначально уже знает. Понимаете, до страдания, которые явились на наших глазах по сюжету Книги, Иов уже это знал, что связь Бога и человека обоюдная, и что связь Бога и человека жертвенная. Вот человек осознаёт эту связь, когда проходит по звеньям этой цепи: скорбь, терпение, искусство, надежда, любовь Божья. Любовь Божья это Его тщание, радение и попечение о нас. Иов страдающий – он доверчив, и верен Богу. Он знает заботу, тщание, радение, попечение, любовь Божью о себе. При этом мы должны помнить, что вера, надежда и любовь не обезболивают. Господь умягчал сердце Иова, страдания отнюдь не престали, и требование правды Божьей не утихло. Вот, опять, ещё одна антиномия религиозного опыта.

Требование правды Божьей в Иове не утихает, потому что невинные страдают, как он говорит. Иов требует правды, он продолжает свою 8ю речь. Такие слова: «по что же Господа утаились сроки? Нечестивые предел преступили, стадо с пастырем разграбивши.». Предел преступили. Вспоминается из притч из 22 главы: «не прилагай (не переноси) пределов вечных, что положили отцы твои.». Вот, а нечестивые, они беспредельщики, предел они преступили. И что видит вокруг себя Иов? Я не буду подробно читать эти стихи, перескажу. Он видит, что обижают сироту, обижают вдову, немощного, кроткого, нагого, и наконец, является символ невинного страдания – душа младенцев восстенала весьма. Душа младенцев восстенала весьма.

Сам же Бог по что не сотворил посещения им? Иов сам страдает невинно, и в этом смысле подобен младенцу. Этих младенцев он и вспоминает, когда речь идет об этом невинном страдании. Вот, как Иов умел говорит пред Богом с величайшим страхом и величайшим дерзновением, удерживая и то и другое – и страх и дерзость. Так и сейчас он свидетельствует, что он познал любовь Божью, всякое о себе попечение, и тут же, он требудет от Бога правды. Вот эти две вещи связаны в религиозном опыте. Тот, кто знает любовь Божью к нам, тот требует от Бога правды. И одно без другого не бывает. Тот, кто знает любовь Божью, тот умеет от Бога же правды требовать. Вот это одна из антиномий религиозного сознания, которое примет и Христа Распятого, и Христа Божью Силу и Премудрость.

И вот, надо обратиться к посланию 1му ап. Иоанна 3 гл 16 ст, где апостол объясняет что такое любовь.

«Любовь, познали мы в том, что Он (Бог) положил за нас душу Свою». Вот, яснее не скажешь. То есть, любовь не в том, что мы Его любим, а в том, что Он любит нас – это исходное. И Христос говорит о тех, кто ждёт от Бога правды: блаженны алчущие и жаждущие правды ибо они насытятся. Так оказывается, вот эта любовь Божья к нам и действует в нас, когда мы от Бога правды ждём. Это Бог действует в нас, когда верим, когда любим, когда жаждим правды. А Иов больше чем жаждал, Иов требовал.

Ещё раз. Что говорит Елифаз: какая забота Господу о человеке? Вот такие как Елифаз не знают любви Божьей к нам. Такие думают, что знают правды и уверены, и они не жаждут. Вот Елифаз не жаждет и не требует. Такие как Елифаз, если не исправят своего сердца, не примут Христа Спасителя. Во дни Ноя не было таких, как Иов на Земле. Почему? Потому, что он знал, как Бог о нас радеет и тщится. Иов точно так умел требовать правды, как никто. А жаждующие правды, они что? Насытятся. Например, как Иов. Иов, как сказано, умер исполнен дней. А в переводе с еврейского: «умер Иов стар и насыщен днями». На Иове в точности сбылись слова Христовы: «блаженны алчущие и жаждущие правды ибо они насытятся». Познавший любовь Божью и жаждущий правды, вот такой человек мудр. О Премудрости Божьей Иов скажет свою последнюю - 9ю речь.




Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-26; просмотров: 385; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.91.130 (0.009 с.)