Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Книга Иова 22 (глава 19. Сон в Шеоле и воскресение мертвых).↑ Стр 1 из 23Следующая ⇒ Содержание книги
Поиск на нашем сайте Одна из тем, которая неизбежно встаёт при чтении Книги Иова это бессмертие души. Назовём эту тему так: Сон в шеоле и воскресение мёртвых.Сложная тема. Книга Иова по своему сюжету такова, что в ней идёт речь о жизни и смерти. Эта книга научает мудрости, в ней говорит Сам Бог, действие книги отнесено к древнейшим временам священной истории. Если в какой-то из книг Ветхого Завета учение о смерти, бессмертии, воздаянии, воскресении должно быть изложено наиболее полно, то в книге Иова. Это действительно так. Однако, верование Ветхозаветной религии о посмертном существовании человека не были однородными. Это мы можем видеть по Евангельскому повествованию. Во времена земной жизни Спасителя фарисеи признавали воскресение мёртвых, саддукеи воскресение мертвых отрицали, а по свидетельству, кстати, Иосифа Флавия, они не верили и в загробную жизнь, ну, впрочем полного доверия к показанию Флавия по этому вопросу мы питать не можем, поскольку фариаеи и саддукеи изображаются им как философские школы скорее. Так или иначе, фарисеи признавали воскресение, саддукеи воскресение мертвых отрицали. После Христа верования иудаизма о смерти и бессмертии тоже не были и не являются однородными. Вавилонский толмуд, это около 600го года по рождестве Христовом. Вавилонский толмуд учит о воскресении, а каббалистический иудаизм и современный каббалистический иудаизм развивает языческое учение о перевоплощении душ. Такое многообразие верований не должно нас смущать. Ветхий завет содержит пророчество о пришествии Спасителя, воскресение мёртвых и посмертном воздаянии. Ветхий Завет всё это внутри себя содержит. Так понимают Ветхий Завет христиане. Первым, кто в священной истории засвидетельствовал веру в воскресение был Авраам, когда он принёс в жертву сына, о чём пишет ап. Павел (к Евр. 11 гл). «Верою Авраам, будучи искушаем, принёс в жертву Исаака, и имея обетование принёс единородного, о котором было сказано: в Исааке наречётся тебе семя, ибо он (Авраам) думал, что Бог силён и из мёртвых воскресить, почему и получил его (Исаака) в предзнаменование». Вот так говорит ап. Павел. В современной науке сложилось иное мнение чем у ап. Павла. Утверждают, что учение о воскресении мёртвых возникло во 2 веке до нашей эры, раньше его не было. Воскресение мёртвых возникло где-то во 2м веке до нашей эры, следовательно его следов нет и не может быть в Книге Иова. Такое мнение. И полагают иные, что если бы Иов верил в воскресение, то весь его спор с друзьями и обвинителями лишился бы смысла. Вот такое есть мнение, с этим мнением современной науки мы категорически не согласны. Учение о воскресение мёртвых представлено в Ветхом Завете достаточно полно. В загадочной и трудной для понимания форме оно находится в Книге Иова, однако трудности понимания здесь обусловлены не только тем, что предмет таинственный. Да, предмет таинственный. Но трудности здесь могут быть и иного рода. Давайте вникнем в этот вопрос, тогда мы не будем блуждать и путаться в библейских свидетельствах. Дело в том, что существование всех умерших до воскресения одно, а после воскресения другое. Существование всех умерших до воскресения отличается от их существования после воскресения. Поэтому, излагая учение о воскресении мертвых по Ветхозаветным книгам, необходимо различать, о каком этапе посмертного существования душ мы говорим: до воскресения или после него. Поэтому, если в Ветхом завете говорится, что участь мёртвых такова. Вот «участь мёртвых такова», говорится. Из этого не следует, что она всегда такова. Когда мы говорим о воскресении, это второе, что нужно обязательно иметь в виду, то мы ведь различаем Воскресение Христово и всеобщее воскресение. Это ведь разные этапы существования умерших. Участь каждой души до воскресения Христа отличается от её участи после него. Христос нисшёл во ад и вывел из него души праведников. Там, где есть учение о воскресении, необходимо присутствует и идея посмертного воздаяния. То есть, там где есть воскресение, идея о воскресении где появляется, там присутствует и идея посмертного воздаяния. То есть, все души до Христа шли в одно место. Пришёл Христос и вывел души праведных. До Воскресения Христова о воздаянии пророчили, как о том, что будет. А если не пророчили, и говорили о том, что есть, тогда посмертное воздаяние отрицалось, потому что все идут в Шеол. Участь всех умерших опознавали как единую. И последнее замечание. Мы различаем Христово Воскресение и всеобщее Воскресение мёртвых. Посмертное воздаяние после Христова Воскресения одно, оно касается души умершего. А после всеобщего воскресения воздаяние другое. Его принимает весь состав человека в полноте - душа человека и его плоть. Итак. Посмотрим, как книга Иова говорит о посмертном существовании до Воскресения. После смерти человек уходит в Шеол и не выходит из Шеола в том смысле, что он не возвращается на ту землю, то место, какое покинул. Иов говорит: «Человек как облако на небе яснеющем.» Такой образ. Небо яснеет, а человек как облако рассеевается. «Человек как облако на небе яснеющем ибо если человек снидет во ад (Шеол), уже не взыдет и не возвратится уже в дом свой и не признает его уже место его.». Тоже красивый образ. Не только человек знает своё место на земле, но и место на земле знает своего человека. И после смерти место человека на земле больше человека не увидит. И что же Шеол, Шеол.. Что мы узнаём. Шеол внизу, Шеол глубок, Шеол – самое глубокое и низинное, о чём может человек знать. Что глубже ада? Что бы мы не назвали – земля, вода – Шеол под этим. Шеол это преисподняя. В Шеоле тьма вечная и там нет дневного света. Послушаем, что говорит Софар Маовитянен, а потом Иов. Софар: «Высоко небо и что сотворишь? Глубже тех, кто во аде (Шеоле) что ведаешь?». Иов: «Или немало есть время жизни моей. Оставь меня упокоиться немного, прежде чем мне отойти откуда я не вернусь. В землю тёмную и мрачную, в землю тьмы вечной, где нет света. Ниже можно видеть жизнь человеков.». Вот такой вот Шеол. Такова участь умерших в Шеоле. Она у всех одинакова. Ну, разве справедливо, что праведный и нечестивый идут в одно место и участь их равна? Во-первых, так было до Воскресения Христова. Во-вторых. Умершие как бы не сознают, лишаются сознания, лишаются памяти. Их состояние символически обозначается как сон, как успение. Нет ещё наказания грешников, но нет и мучения праведных. И здесь вспоминаем об Аврааме, когда он желая спасти от истребления Содом молил Господа пощадить Содом. И Авраам дерзко приступил к Богу и сказал: (Быт 18:25) «Не может быть, что Ты поступишь по слову сему, чтобы погубить праведного с нечестивым, и будет праведный как нечестивый.» Не может быть. Именно так. Если бы с праведным было то же, что с нечестивым, то в Шеоле была бы всеобщая мука. Однако, до Воскресения Христова, до посмертного воздаяния, ради праведников в Шеоле не мука всеобщая, не мука, но всем дарован покой, успение. Так верили, такого покоя жаждет Иов. «Там выкидыш и царь равноупокойны». Иов в первой речи говорит: «по что я во утробе не умер? Из чрева же исшёл и сразу не погиб! Ныне я бы в успении умолк, уснув упокоился с царями и советниками земли, что хвалится оружием, или с князьями, их же злата много, что наполнили домы свои серебром, или как выкидыш, исходящий из ложесн матери, или как младенцы, что не видели света. Там нечестивые выжгли ярость гнева. Там упокоились претруждённые телом вкупе будучи вечными, они не слышат гласа сборщика дани. Малый и великий там пребывают. И служитель не боящийся господина своего смерть мужу упокоение». Вот что такое Шеол до Воскресения. В 7й речи Иов говорит о самых нечестивых людях. Эти нечестивцы, кто они? Они Богу говорят. Так они говорят нечестивцы(21 гл): «отступи от меня». Это Богу они так говорят. Есть такие люди. «отступи от меня. Путей Твоих ведать не хочу». Ну вот, глубже нечестия, чем то, которое выражено в этих словах представить нельзя. Иов сетует, что вот эти нечестивцы, они и на земле живут как в вечности, и в аде им покой дан. Так говорит Иов: «Пребывают как овцы вечные, дети же их играют взявши псалтирь и гусли, и веселятся гласом псалма. Они окончили во благих жизнь свою, в покое ада уснули». В масоретском тексте это констатация полного благополучия нечестивых звучит ещё сильнее: «они использовали во благе жизнь свою, во мгновение в Шеол низошли.». Горчайшим упрёком сему божественному мироустройству звучат такие слова, что грешники до конца использовали дни своей жизни во благе и мгновенно, то есть, безболезненно отошли. Как же этот мир Богом устроен? Нет в нём никаких следов справедливости. Вот такие мысли звучат в прочитанных стихах. Ну, пожалуй, о Шеоле до Воскресения сказано достаточно, можно думать, что общим, утвердившимся, народным верованием было, что в Шеоле, мы говорим до Воскресения, что в Шеоле господствует уравнивание участи –бессознательность, успение, покой. Мы рассмотрели как книга Иова говорит о посмертном существовании до Воскресения. Теперь посмотрим, как книга Иова говорит о Воскресении. Смотрим. О Воскресении Христовом говорил Господь в Своей речи. Он спрашивал Иова (38гл 17 ст) «Отверзаются ли тебе от страха врата смерти? Вратники же ада увидев тебя убоялись ли?». Мы понимаем, о чём идёт речь. Силы ада и смерти, врата вечные не смогут удержать воскресшего Господа, сил Царя Славы. Это в пророческом псалме 23. Врата смерти откроются от страха, и вратники ада от вида Его убоятся и Христос Воскрес. О всеобщем воскресении в Книге Иова сказано: «И дал Господь вдвое того, что было прежде Иову, в удвоение. Родились ему сынов чемь и дочери три». А ранее умерло семь сыновей и три дочери. Удвоение произошло, потому что умершие живы у Бога. О том Христос говорил саддукеям: «О воскресении мёртвых не читали ли вы, речённого вам Богом: Я Бог Авраама, Бог Исаака, Бог Иакова. Бог не есть Бог мёртвых, но живых». Далее. О воскресении, самая выразтельная, но очень сложное место, и знаменитое место, это 6я речь Иова. Иов изрёк пророчество о Воскресении. Это 19 гл начиная с 23 стиха. Трудные стихи, но они в высшей степени достойны изучения. Перед тем, как изречь пророчество, Иов выразил такое желание: «Кто бы дал. Да напишутся слова мои». Вообще, необычное пожелание. Пусть мои слова будут написаны. Очень необычное пожелание. «Кто бы дал, да напишутся слова мои, и положатся они в Книге во век. Стилом железным и свинцом или да на камнях изрежутся». Вот, почему Книга Иова была написана и дошла до нас. Она содержит вечные истины. Вот, упоминание свинца, не обойдём его тоже в своём комментарии. Думают, что оно говорит, упоминание свинца, о технике письма, потому что предположительно, резцом по табличке свинцовой писали или когда буквы заливались свинцом. Ну, один пример такой есть, когда буквы вырезовались и свинцом заливались, это надпись персидского царя Дария. Я думаю, не об этом речь, не о технике письма. Упоминание письма имеет символическое значение. Пророк Захария видел такое, ну как бы сказать… оно увидел сосуд беззаконий. Есть такой сосуд «ефа», и мера. То есть, сосуд и одновременно мера. Вот, сосуд беззаконий, этот сосуд есть образ преисподней. Сосуд беззаконий. Представляете, вот сосуд, в котором заключена мера беззаконий. И этот сосуд закрыт кругом свинца. Или, в другом месте он говорит. Этот сосуд закрыт камнем свинца. Свинец здесь грань миров. То, что для человеков отделяет век сей жизни от того, что по смерти. Вот, Иов мог пожелать, чтобы на этом свинцовом круге, на этой свинцовой глыбе, на этой свинцовой перепоне были начертаны его слова. Вот на этой грани миров, чтобы осталось то, что он скажет о жизни и смерти, Воскресении. Прочитаем еврейский текст. И явно тут, конечно, в еврейском тексте говорит Иов не о технике письма. «Кто даст, и напишутся слова мои. Кто даст в книгу, и начертаны будут стилом железным и свинцом навеки на скале вырублены». Вот, скала «цур» это и тот камень, который источает елей (об этом камне знает книга Второзаконий и книга Иова). И эта скала «цур» - твердыня имя Божья. (Вот. 32 гл упомянуто). Вот, те буквы, которые примет на себя эта скала, а это Христос, это Бог во плоти. Вот те буквы, которые примет эти знаки, которые примет на себя эта скала, они пребудут вовек. Итак, Иов высказал желание о Книге, что пребудет вовек. Такое желание должно предворять самое значительное пророчество, то есть нечто крайне важное. О чём говорит Иов. О всеобщем воскресении. Тогда произойдёт и его собственное. Слушаем. Сначала в переводе с греческого. «Ибо ведаю вечен есть, Кто будет избавлять меня на земле, воскрешать кожу мою стерпевшую всё это. Ибо от Господа мне это совершено». Во-первых, «воскрешать кожу», «воскрешать кожу мою». Это нужно понять. Для обозначения всего телесного состава человека выбрана кожа. Почему? Из дальнейшего можно предположить такую смысловую связь: кожа есть телесный покров человека, но и само тело есть покров. Тело есть покров и прикрытие тайного души. Об этом ещё увидим. Кожа это живые границы тела о воплощении Христа, поэтому говорится в каноне Воскресном. Глас 1й песнь 7я. О воплощении Христа говорится: «иже во адамову кожу оболкся воистину, во всего мя человека в кожу облёкся». Значит облёкся во всего человека, принял всё человеческое естество. Вот, как Бог в Раю одел Адама и Жену в ризы кожаные. А то были кожи первых жертвенных животных – так Христос ради того, чтобы принести Себя в жертву, оделся во адамову кожу, воплотился и вочеловечился. Итак. Воскрешать кожу означает воскрешать всего человека в полноте его состава, включая всю плоть. В масоретском тексте эти стихи 19: 25-26 читаются так же как пророчество о Воскресении. Вот, буквальный перевод: «И я знаю: искупитель мой жив, и Последний (Последний – имя Божье, потому что я первый и Я последний (это из Исайя 44 гл)). И я знаю, Искупитель мой жив. И Последний над прахом встанет и после кожи моей они посекли это. Из плоти моей узрю Бога». Они посекли это – это часть стиха, признаётся всеми испорченым, однако общий смысл стиха ясен. Может быть, ничего не испорчено. После разрушения кожи, телесного состава и насильственного его разрушения «они посекли это» «я из плоти моей узрю Бога». Вот так написано в древнееврейском тексте. Современный исследователь масоретского текста этого признать не хочет. Ну, я всё-таки это мнение приведу по ходу чтения, поскольку это показательно, как мыслит современная наука: «Если бы Иов верил в Воскресаение мёртвых и загробное воздаяние, то он видел бы вполне удовлетворительное решение, мучившие его проблемы: пусть праведный страдает, а нечестивец процветает. И тот и другой получат справедливое воздаяние от Бога после смерти.». То есть, если бы Иов верил в воскресение мёртвых, то и проблемы бы не было, и спора бы не было. Да где же так? Помилуйте. Если человек, например, вот давайте поставим так. Если человек верит в пришествие Мессии, которое будет, вот, например, так верят нынешние иудеи, что оно будет, то разве ему не больно сейчас? Что, решение проблемы, что когда нечто будет, это что, решение проблемы зла и страдания в мире? Разве это так? Иова кстати, не проблема мучила, его мучил дьявол. Что делает переводчик. Это Рижский делает. А он переводит эти стихи в условное предложение, неисполнимое «казусо реалис». С таким смыслом, как он сам говорит, «каким утешением для Иова было бы, если бы он знал, что Бога он мог увидеть после смерти.». Он взял и перевёл «казусо реалис» в условное преодлжение неисполнимого условия. Вот так работает современная наука с текстом. Так. Прочтём последние стихи, чтобы было ясно продолжение. Итак, читаем в переводе с греческого прочтём. 19:25 и далее. «Ведаю. Вечен есть, Кто будет избавлять меня на земле. Воскрешать кожу мою стерпевшую всё это, ибо от Господа мне это совершено. Это я о себе сознаю. Это око моё видело, а не иного. Всё мне совершилось в недре. Это я о себе сознаю.». Иов повторяет, что он говорит о своём воскресении. Это око моё видело, а не иного. Ну, всё ясно. То есть, это не придание, которое Иов слышал от других, это не пророчество, которое Иов воспринял от Бога, это бывшее Иову откровение Божье, которое превосходит всякую мыслимую достоверность. А там, где откровение, которое превосходит всякую мыслимую достоверность, там упоминается око. Помните? «Ныне око видело Тебя». Это в конце Книге Иова так Иов говорит. Вот здесь он в середине свих речей он говорит о Воскресении своём собственном он говорит: «Это око моё видело, а не иного». Всё мне совершилось в недре. Какое же око видело воскресенье? То око, что в утробе, что в недре. На последней глубине души самосознания сокрыты глаголы Божии о воскресении.
|
||
Последнее изменение этой страницы: 2016-08-26; просмотров: 366; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.117.94.77 (0.012 с.) |