Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Книга Иова 32 (глава 32. Теодицея).

Поиск

Итак, Иов закончил свою последнюю 9ю небывалую речь, и как сказано, «упокоился Иов в словах». Так. Упокоился Иов в словах.

«Умолчали же и три друга его.». Иов упокоился, ибо он был разгневан. Вот, если помните, первую речь Иов закончил словами «не умирился, не умолчал, не упокоился, пришёл ко мне гнев». Иов выговорил свой гнев. Теперь, после исповедания, Иов упокоился, а его друзья умолкли (умолчали) ибо не знали что сказать.

Итак, вот на чём завершился диалог Иова и его трёх друзей. В греческом тексте. «Умолчали же и три друга его ещё пререкать Иову, ибо Иов был прав пред ними». Всё-таки, богословы. Когда Иов произнёс своё исповедание, когда он предъявил своё сердце, друзья умолчали пререкать Иову, ибо Иов был прав пред ними.

Так Елифаз, Вилдад и Софар оценили последнюю речь Иова. Он убедил их в своей правоте. То есть, после его необыкновенной речи они уже не могли говорить. Вот так по Септуагинте. Это в Септуагинте так, и в Сирийском переводе так и у Симаха так. И один из еврейских манускриптов дают именно этот смысл. Масоретский текст даёт противоположный смысл. Смысл тот, что Иов был прав в глазах своих. Вот масоретский текст: «И упокоились те три человека отвечать Иову ибо он был прав в глазах своих». То есть, они сочли бесполезным с Иовом спорить, потому что он упрямый.

Вот, однако Елиуй свидетельствует далее, что друзья Иова ужаснулись от его речи и не нашли, что отвечать ему. Это будет сейчас сказано. «Они ужаснулись, не ответили уже, отпали от словес своих». Вот, о тех, кто ужаснулся как можно сказать, что они упокоились? Или, выслушать 9ю речь Иова можно с пониманием и почить, то есть.

В масоретском тексте завершающая оценка диалога Иова и трёх его собеседников имеет тенденцию, которую мы наблюдали уже в последней 42й главе в развязке. То есть, это принижение правоты Иова и соответственное ослабление неправоты его друзей.

То есть, по Септуагинте ещё раз: «Умолчали же и те три друга его ещё пререкать Иову ибо Иов был прав пред ними». Вот так. Нечего не можно было сказать.

Вступает новое действующее лицо. Вступает с гневом. Потому что такое напряжение, такой диалог. Разгневался же Елиуй, сын Ворахиила, вузитянин из племени Рама офсетидийской страны. Вот, какой-то объявился вдруг после того, когда все… один упокоился, другие умолчали, вот объявляется какой-то Елиуй, вот сына Ворахииля вузитянена офсетидийской страны. Вот, вопрос, который волновал всех исследователей книги Иова: кто такой Елиуй, откуда он взялся. Ведь до этого он нигде не упомянут.

Рассмотрим этот вопрос. Елиуй. «Элиху» по-еврейски. Имя, которое встречается в истории Израиля.Таков был предок Самуила, такое вот имя упоминается в первой книги царств, в 1й главе и в 1м стихе. «Элиху» означает «Бог мой он». Имя отца Елиуя «Барахел» больше нигде не встречается, но он был вузитянин. То есть, Елиуй мог происходит от Вуза, а Вуз был племянником Авраама. То есть, Вуз был сыном Нахора, брата Авраама. А старшим братом Вуза был Уц, по имени которого названа страна – земля Уц или усетида офсетида, то есть где проиходит действие Книги. Елиуй таким образом мог быть родственником Иову и его земляком. Вот это вот зафискируем, да. То есть, Елиуй мог быть, вот судя по тем сведениям, которые даёт нам Книга, он мог быть родственником Иову и его земляком.

Вот, поскольку Елиуй жил в той же стране, что и Иов, Книга не упоминает о его приходе наряду с царями и властителями других стран. Вот, Елифаз, Вилдад, Софар – они откуда-то пришли, а Елиуй здесь жил. О нём и не упомянуто. Если Елиуй не упоминается в начале книги, поскольку он был жителем земли Уц или Офсетиды, то можно предполагать, что кроме него рядом с Иовом и тремя царями были и другие слушатели. То есть, спор Иова и трёх друзей мог быть прилюдным. Смотрите, совсем другая обстановка. То есть, если это и был диалог между друзьями, а он таким и был между друзьями, то он мог быть публичным. Вот, Елиуй как раз из публики, которая слушала этот диалог.

Возникали недоумения, откуда Елиуй вообще взялся, его речь читали позднейшей вставкой. Вот это Библейская критика очень любит делать, и имеет смелость различать, что есть оригинальный текст, а что есть вставки. Вот нам предстоит убедиться, что речь Елиуя это органическая часть Книги Иова и никакая не позднейшая вставка. Итак.

Это 32 глава. «Разгневался же Елиуй, сын Варахиила вузитянин из племени Рама офсетитийской страны; разгневался на Иова весьма за то, что он объявил себя правым пред Господом, и на трёх друзей разгневался весьма за то, что не смогли отвечать против Иова.». Я прервусь, потому что иначе вы не поймёте о чём речь. Итак, значит Елиуй разгневался на Иова весьма за то, что он объявил себя правым пред Господом. Масоретский текст сильнее: «за то, что он оправдывал себя, душу свою больше чем Бога (Эллохим)». Так воспринял Елиуй речь Иова. То есть, он не мог не возмутиться. «И на трёх друзей разгневался весьма за то, что не смогли отвечать против Иова, хотя и полагали, что он нечестив». Это так в греческом тексте, и он конечно, вот в данном вот случае греческий текст не годится для понимания того, что происходило. Смысл в другом. В еврейском тексте: «они обвинили Иова». Следует понимать «обвинили Бога». То есть, на письме такого рода словосочетания недопускались. Вот, нельзя было сказать «обвинили Бога». То есть, на письме такого рода словосочетания заменяли имя Бог заменяли на другое имя. Это называлось исправление писцов. Специальные пометки были в еврейских изданиях Библии. То есть, Елиуй разгневался на трёх друзей за то, что они своим молчанием признали правоту Иова в его споре с Богом и тем обвинили Бога. Слово «Бог» взяли и заменили на слово «Иов», и сделали пометочку, что вот так надо понимать, писать так просто нельзя. Вот такой стиль письма и мышления.

«Елиуй же терпел дать ответ Иову ибо трое других были старше его днями. И увидел Елиуй, что нет ответа в устах трёх мужей и возярился гнев его». Вот сейчас вступает Елиуй, вот так сразу возъярился гнев его. И заметим, что возъярился-то возъярился, и гнев-то гнев, но Елиуй в гневе таком яром ведёт себя мудро. Он прямо вдохновлён Богом. Елиуй скажет значительную речь.

Когда Господь разрешал спор Иова и друзей, вот Господь почему-то ни слова не сказал про Елиуя. Мы уже с вами читали, если помните «сказал Господь Елифазу феманитянину: согрешил ты и оба друга твои ибо не глаголали вы предо Мною ничего истинного, как раб Мой Иов». То есть, нечто истинное сказал Иов; ничего истинного не сказали три его друга. А что Елиуй?

Вот почему Господь, в конце уже диалога, уже развязка; почему Господь ничего не сказал Елиую?

Думается, что ответ такой. Если вот правильно вопрос поставить. В связи с какими событиями и какими персонажами священной истории стоит Елиуй и его гневные речи? Вот такая постановка вопроса. И правильный ответ принадлежит исследователю Козыреву. Вот так он просто говорит, и я его процитирую: «Образ теофании (т.е. богоявления) в Книге Иова соответствует порядку самораскрытия Бога в истории. Это тот порядок, который был указан пророку Илии перед явлением ему Господа на Хориве». Вот так написано в 3й книге Царств. Смотрите, значит как Господь Себя являет: «И вот, Яхве пройдёт и ветр (или дух) великий и сильный, раздирующий горы и сокрушающий скалы пред лицом Яхве, и не в ветре Яхве. (это первое). И после ветра землетресение, и не в тресении Яхве (это второе). И после тресения огонь, и не в огне Яхве. И после огня глас тишины тонкой, и там Господь».

То есть, первое явление Божие в книге Иова, если помните, да? Так, давайте вспоминать. Вот Господь явился в Книге Иова дважды, Он два раза начинал с Иовом говорить. Вот первое явление Божие в Книге Иова было «сквозь бурю облака», а второе – из облака. То есть, второе богоявление было тихое. А вот первое, когда вот сквозь бурю облака, оно было грозовое, со трясением и огнём. А до него пред Богом, должен был идти сильный ветер, сокрушающим скалы. Вот этим сокрушителем, предтечей Господней в Книге выступает Елиуй. То есть, он приходит, если угодно, в духе и в силе Илии. То есть, перед тем, как Господь явился грозный, а потом Господь явился тихий, перед этим должен был придти предтеча в духе и силе Илии, это как ветр великий и сильный, раздирающий горы и сокрушающий скалы пред лицом Яхве. Он должен был таким быть. То есть, он должен предществовать явлению Господа. Ивот, в Елиуе также как в Илье и в Иоанне Предтече, в нём преобладает дух ревности о Боге, дух гнева и обличения. И кстати, имя Елиуй (Элиху) означает «Он мой Бог» прямо указывает на имя «Илья» (Элиьях) – «Яхве есть Бог». Элиху и Элиях. То есть, как Илья короче говоря, как предтеча явления Господня является Елиуй. Поэтому, Елиуй он не участник диалога. Он не спорит, не рассуждает, не убеждает.Он… вот хочется вам послушать, как он говорит? Как предтеча, который готовит явление Яхве в его речи.

И поэтому в финале Господь ничего не сказал об Елиуе. Елиуй – не участник диалога.

Так, читая вот речь Елиуя, обратим внимание на то, что в ней нет ничего координально нового. То есть, Елиуй движется в кругу идей, которые уже были высказаны, и прежде всего Иовом. Елиуй, как предтеча, грозен. Елиуй – пророк, но и он человек. Прежде чем явится Господь, в речи Господа 1-е – сквозь бурю и облака грозная, вторая – из облака тихая. Но прежде чем явится Господь, человек должен сказать. Но человек вот в этом каком-то особом качестве, как предтеча Господень.

Перед Господом человек будет обличать человеков. То есть, Богу угодно, чтобы человек научался от человека. Это важная мысль. Перед тем как начнёт говорить Господь, должен ещё какой-то быть ну особый человек, который придёт и скажет, то он предтеча. Человек научается от человека.

И в речи Елиуя нет ничего координально нового, но обратим внимание на то как говорит Елиуй. Вот сейчас я по нашему обычаю, я перескажу кратко содержание его речи, а потом будем её читать.

Первое. Елиуй говорит наученный мудрости не от опыта жизни. Вот, можно быть наученным мудрости от опыта жизни, от времени, от старших, от традиций. Нет. Елиуй говорит от Господа, от дыхания Господа, от духа Господа, что в человеке.

Дальше. Елиуй говорит от такой полноты сердца, что не говорить ему нельзя; но между прочим также как Иову. Вот, Иов говорил из недра кипящего. Елиуй говорит из кипящей утробы, что грозит прорваться. То есть, просто не говорить нельзя.

Так. Дальше. Вот, интересный момент. Всё истинное, что Иов говорил, может быть повторено с другим чувством и смыслом и другим человеком. Но то же говорил Иов и то же повторит другой человек, но с другим чувством и отчасти другим смыслом. Почему? Потому что истина должна ещё раз прозвучать. Ибо только там где двое или трое говорят истинное там премудрость. В одиночку, когда Иов говорит, его слова не имеют значения, а вот когда другой человек говорит то же самое, спорит с ним, эти слова вдруг приобретают другой объём, потому что там, в этих словах живёт Премудрость.

Дальше. Елиуй Иову не уступает в дерзновении. Он как бы говорит: ты искал посредника чтобы судиться с Богом, вот судись со мной. Ты чист в словах и я чист в своих словах, вот давай поговорим.

Дальше. Иов говорил со страхом Божьим, а Елиуй… Да, Елиуй тут идёт дальше как бы, он предлагает теодицею совершенно особого рода. Теодицея это оправдание Бога, особая богословская дисциплина. Теодицею, как восхваление Бога перед лицом Аввадона. Вот восхвали Бога перед лицом Аввадона. То есть, это самая бездна преисподни.

Дальше. Елиуй говорит как лично спасённый Богом. Вот когда это всё Елиуй скажет, тогда происходит какой-то необыкновенный прорыв и Елиуй начинает пророчествовать, и на этом он закончит. Вот такое содержание речи Елиуй. Вот нам предстоит это прочитать.

Начнём читать речь Елиуя.

32гл 7 ст. Значит, когда Елиуй слушал речи старших, он думал так: «я сказал (имеется в виду про себя) это время говорит. Во многих годах они ведали мудрость.». То есть, это очень важный момент. Так или иначе, в той или другой степени все участники ссылаются на традицию, на то что мудрость передаётся от рода к роду. Так говорил Вилдад: «вопроси род первый, исследуй мудрость по роду отцов.». Иов также говорит: «Во многом времени мудрость, во многом житии знание». Ну, есть такой способ умудряться, то есть быть приобщённым в традицию. То есть человеку необходимо знать своё родословие до первого рода, как Вилдад говорит: «Вопроси же род первый». Значит до Адама и других сынов Божьих. То есть, надо уметь хранить предание отцов. Это как бы опора для человека для того, чтобы он научился мудрости.

Однако, так вот пишет греческий богослов современный, совершенно справедливо пишет: «Традиция не просто передаётся от поколения к поколению. Она всякий раз проживается заново, вновь обретается в действии духа.». Вот тогда традиция живёт. Она всякий раз проживается заново, вновь обретается в действии духа. А вот традиция, которая придерживается мудрости отцов, предание старцев, не просто сама по себе недостаточна; эта традиция отвергнет Мессию. Так Христос ответил на вопрос фарисеев: зачем ученики твои преступают предание старцев? Христос ответил: «вы устранили заповедь Божью преданем вашим.». И вот, Елиуй начинает с того, что «я молчал потому что думал, что говорит мудрость, что традиция живая, что в вас не просто говорит форма, а что вы всё это прожили и пропустили через себя». Так вот, говорит Елиуй, я буду говорить не от мудрости старцев и не от предания. Он прямо начинает от создания человеков. Это его отправная точка.

Ну, чтоб вы поняли его слова, откуда начинает Елиуй, надо с Книгой Бытия справиться. Это Бытие 2 гл 7 ст. «И слепил Бог человека – прах от земли, и вдунул в лицо его дыхание жизни, и бысть человек душёю живою». Вот дыхание жизни «ншама» это действие в человеке духа животворящего. Вот дыхание жизни есть в человеке, и оно от Бога. То есть, от сотворения человек принял животворящее и вразумляющее словесное действие Духа Божьего. И в Ветхозаветных текстах, которые говорит о сотворении человека, везде читается мысль, что Бог – создатель, животворящий дуй и Божественное слово – эти три действовали совместно. Бог – создатель, дух животворящий и Божественное слово. Эти действовали совместно. Но в Христианстве эта истина прямо утверждается. В Ветхом Завете она прочитывается.

И вот, откуда черпает Елиуй: «Но дух (руах)»… Ещё раз смотрите. Говорит: традиция – да. Я терпел и ждал. И я ей привержен сам. Но с этого нельзя отправляться в таком разговоре. Он говорит теперь о том, откуда он говорит. Но он говорит как предтеча. «Но дух – он в человеке, и дыхание (шамма) Шаддая вразумляет человеков.». Дух есть в человеках, дыхание Вседержителя научающее. «Я полон словес ибо дух утробы убивает меня. Утроба же моя как мех завязанный вина бродящего, или как дыхало кузнечное прорвано. Возглаголю, да упокоюсь открыв уста. Да не постыжусь человека, ниже и бренного посрамлюсь. Не ведаю лицеприятия. А если нет – да именя моль поест.».

Что тут можно сказать. «Да и меня моль поест». Ну давайте прокомментируем это. В книге Иова моль это символ эфемерности. У пророка Иссайи поедение молью это такое вот совершенное истление, то есть превращение в труху. Вот: «все вы как ризы обветшаете будто моль поела вас.». «Да упокоюсь» - говорит Елиуй. То есть настала очередь Елиуя говорить во гневе до тех пор, пока он не достигнет упокоения.

Интересный смысл в еврейском тексте: «да возглаголю, и продых мне будет». Вот такой продых кстати имел Саул. Продых ему бывал, когда от него отступал мучивший его дух. То есть, смотрите, какая мощь живёт в Елиуе словестная. Когда слова давят его изнутри. Вот, он продыха ждёт. Нельзя человек не говорить. И он вступает в поединок с Иовом, Елиуй. Иов говорил: молитва моя чиста. Елиуй уравнивает себя с Иовом. Он говорит: я чист сердцем, в этих словах, которые говорю, потому что они от Духа. Вот что говорит Елиуй: «Чисто сердце моё в словах. Знание уст моих уразумеет чистое. Дух Божий, сотворивший меня дыхание Вседержителя, поучающее меня. Стань Иов против меня и я против тебя. Из брения ты устроен – так и я.» От того же самого вещества мы устроены. «Ни страх мой тебя не сметёт ниже рука моя тяжела на тебе будет. Ты говоришь: чист есмь, не согрешающ, непорочен есьм ибо небеззаконывал, однако Он, Бог, укорение на меня нашёл». Господь полагает меня как противника Себе. Ну, собственно говоря, что происходит на наших глазах: вызов на поединок, вызов на суд. То есть, Иов судился с Богом зная, что он не прав. А Елиуй говорит: судись со мной.

Вот когда мы слушаем речь Елиуя против Иова, мы должны понимать, что это речь не против Иова. Ещё раз. Иов судился с Богом и знал о себе, что не прав. И стоило ему помыслить, что нет того, кто взвесил его страдания, как Иов, только такое помышлял, так Иов тут же уязвлялся страхом Божьим. То есть, посмотрите, речь Елиуя это поток согласных с Иовом речей, направленных против Иова. Вдумайтесь, да? Что говорит Елиуй. Это речи, которые направлены против Иова и согласны с тем, что говорил Иов. Вот мудрые так иногда разговаривают друг с другом пред Богом. То есть, энергия речей Иова встретилась сама с собой. Его мысль обрела настоящий объём, потому что где двое или трое собранны во имя Божье, там Премудрость.


 

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-26; просмотров: 473; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.22.181.81 (0.011 с.)