Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Человеческая природа как данность↑ ⇐ ПредыдущаяСтр 10 из 10 Содержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
Антропология свидетельствует — вид человека остается неизменным вот уже не сколько сотен [? – В.М.] тысяч лет, со времен кроманьонцев. Другими словами, биологическая эволюция человечества завершена. Этот вывод не опровергается современной наукой. Психология, в частности, не располагает данными о том, что от поколения к поколению улучшается или ухудшается память, воображение, мышление, угасают старые или появляются новые формы эмоциональной жизни, обостряется или притупляется действие анализаторов. Культурные антропологи объясняют: человек не растворяется в культуре. Иначе представители разных культур просто не понимали бы друг друга. Тот или иной этнический социум, если он отграничен от других групп, естественно, может сохранить своеобразные черты. Но как только исчезают социальные дистанции, эти различия стираются. Не только биологическая конституция человека, не только культурная символика наводят на мысль о некоей единой человеческой природе. Несомненно, общей чертой служит также высокая гибкость поведения, которая в свою очередь связана с человеческой способностью включаться в символическую коммуникацию. У всех людей есть какой-то язык. Человек повсеместно обнаруживает дар к рефлективному мышлению. Следовательно, ему присуща возможность предвидеть последствия своего поведения. О единстве человеческой природы может свидетельствовать и тот факт, что люди обнаруживают чувства, которые носят типически распространенный характер. Человек способен принять на себя социальную роль в другой культуре, несмотря на присущее ей своеобразие и известную отстраненность от других культур. Типические чувства как раз и составляют фундамент универсальной основы человеческого общества. Кажется, что люди действуют непредсказуемо и сугубо индивидуально. Но типы поведения все же оказываются сходными. Формы межличностных отношений, по-видимому, одинаковы. Причины, которые вызывают вражду внутри общества, различны. Однако способы ориентации, которые характеризуют поведение союзников, противников, предателей, выглядят похожими. Во всех культурах матери обнаруживают обостренный интерес к судьбе своих отпрысков. Соперников огорчают доблести противников, любящие страдают, когда не могут завладеть вниманием и чувствами любимых. Универсальны страсти людей. Во всех обществах существуют клики, семьи, кружки соседей и молодежные группы. Люди проявляют сходное любопытство к другим — к их эмоциональным реакциям, эротическим авантюрам, чертам характера. Итак, человеческая природа сохраняет свою внутреннюю устойчивость. Противоположное положение, о котором мы говорили («человеческая природа беспредельно мобильна и не фиксирована»), наталкивается на определенные парадоксы. Идея безграничного формообразования человека может привести к далеким и неожиданным следствиям. Представим се бе, что человек как существо безграничен и бесконечно подвижен Он создал некие институты, которые вполне отвечают его благополучию Дальнейший импульс к пересотворению утрачен. Человек вполне доволен общей жизненной ситуацией. Не означает ли это, что человек полностью выявил собственный потенциал? Разумеется, нет. В таком случае человек оказался бы заложником или марионеткой определенных жизненных обстоятельств. Именно эти обстоятельства стали бы его лепить. Формообразование человека стало бы прерогативой общества, истории. Внутренняя способность человека к изменениям не получила бы реализации. Подытожим. Человеческая природа как некая данность, безусловно, существует. Мы не в состоянии представить ее конкретную расшифровку, ибо она раскрывает себя в различных культурных и социальных феноменах. Человеческая на тура, следовательно, не сводится к перечню каких-то устоявшихся признаков. Наконец, сама эта природа не является беспредельно косной. Сохраняя себя в качестве определенной целостности, она тем не менее подвержена изменениям. Философская антропология пытается прежде всего ос-
нии поведать прибывший из потусторонней тьмы? «Не надо вынимать меня из гроба», — молил шекспировский Лир. Угасший разум, как предполагалось, гаснет в небытии. «Дальнейшее — безмолвие...» — говорит умирающий Гамлет. Не только искусство, но и традиционная наука исходила из представления, что за чертою смерти тело становится бездыханным, разрушается и растворяется в биосфере. bместе с ним исчезает и дух... Никому из врачей не приходило в голову записать исповеди тех, кто вернулся к жизни после смерти. Затем в 80-х годах многие американские реаниматоры стали записывать исповеди тех, кто прошел опыт клинической смерти. Выяснилось, что рассказы бывших усопших фантастически схожи. Независимо от религиозных, культурных, цивилизационных различий они, в сущности, рассказывают о том, как после смерти могли воспринимать, чувствовать, видеть и слышать... Подобного рода наблюдения проводились и в нашей стране. Теперь можно утверждать, что факт существования странных состояний сознания доказан. К началу 90-х годов накоплен огромный и уникальный материал. Он неопровержимо доказывает, что речь идет не о частных примерах, исключительных ситуациях или патологических случаях. «Покойный» действительно сохраняет связь с земным бытием... Но что тому причиной? Выдвинуты и проанализированы самые различные версии —религиозные, психологические, биологические, фармакологические... Но достоверность посмертных видений, связанных с земным существованием, не поколеблена. Проведенные исследования радикально изменили современные представления о смерти. Ее признаки оказались изменчивыми, а верительные грамоты сомнительными. Когда она наступает? При угасании клинически определенных проявлений жизни? После распада мозга? Или только отделение души от тела может свидетельствовать о роковом мгновении? Современные исследователи все чаще приходят к мысли, что жизнь вообще существует в разных формах. Об этом писал в нашем столетии К.Циолковский. Сегодня к такому выводу склоняются многие физики, биологи, философы. Вполне возможно, что душа, покинув тело, получает иное облачение. Большинство западных ученых отнюдь не считают слово «душа» метафорой, они пытаются дать новому по- нятию естественнонаучное объяснение. Согласно версиям многих ученых, каждый человек имеет три тела; во-первых, это плотное внешнее физическое тело; вo вторых, латентноэфирная субстанция и, в-третьих, духовная сущность. Все три тела вполне реальны, но имеют различную природу. Что же происходит с индивидом после смерти? Он освобождается от своей физической оболочки, но продолжает жить в эфирном теле, постепенно переселяясь в астральный, то есть запредельный, мир. Осмысление смерти имеет огромные историко-философские, духовные истоки и традиции. С истолкованием этого феномена связаны разносторонние бытийственные проблемы Названная проблема по-разному оценивается в разных культурах, порождая различную символику и способы психологической защиты от угрозы физического уничтожения. Человечество выработало множество способов, с помощью которых обеспечивается символическое бессмертие. Так, например, форма психологического выживания через надежду на сохранение определенных генетических свойств прослеживается в патриархальных восточных культурах. Другим способом символического увековечения можно считать творческое бессмертие. Оно воплощается в передаче унаследованных традиций, в беспрерывном созидании. Древние учили: помни о смерти. Мы убеждаемся сегодня в мудрости этого завета. Помни, то есть не пытайся утонуть в забвении. Не почитай себя бессмертным, ибо вытесненные страхи все равно прорвут плотину... * * * Современная культура, судя по всему, стоит на пороге грандиозных открытий, связанных с тайнами бытия и смерти Огромный этнографический, философский, естественнонаучный материал, который накоплен учеными, позволяет значительно расширить рамки обсуждаемой темы. Пора объединить усилия специалистов разных профилей для осмысления тех загадок, которые поставлены современной наукой. — ищет одухотворяющую силу интенциональной жизни не направленности человеческого сознания к объекту (Гуссерль) или к «ничто» (Хайдеггер. Сартр), а в обращенности человека к другой субъективности, наделенной не только теоретическим сознанием, но и полнотой душевной жизни» 31. Итак, в современной философии идея «близости близкого» (Левинас) созвучна многим версиям персоналистски ориентированной рефлексии. Но обращаясь к наследию Бахтина мы видим, что русский философ не только выстраивает богатейший мир межсубъективного общения, беспредельного трансцендирования человека. Сохраняя идеи диалога и коммуникации, усматривая в полифонизме рождение новой культурно-исторической интуиции, Бахтин, что немаловажно, обращает внимание и на другую сторону проблемы, на деструктивные последствия монологизма. Бахтин рассматривает предельную зависимость индивида от того, как воспринят и «впитан» им образ Другого. Понятие «Ты» связано в европейской философии с христианской традицией. Общее концептуальное содержание этого понятия на протяжении всей эволюции западной мысли не менялось, сохраняло свою специфичность. Однако оно развивалось, углублялось, становилось все более разносторонним по мере развития общей концепции «Я» и «Ты». Отталкиваясь от различных философских традиций, осмысливая различные эпохи, философы придали понятию «Ты» ключевой и универсальный смысл. ————————————————— Вдовина И. С. Проблема человеческого общения в этической феноменологии Э Левинаса // Проблема человека в современной религиозной и мистической литературе — М, 1988 — С. 61 ГЛАВА ХІІІ ЧЕЛОВЕЧЕСКАЯ СУБЪЕКТИВНОСТЬ Понятие человеческой субъективности. Структура субъективности: разум, воля, эмоции. Субъективность и экзистенция. Экзистенциалы. "Неповторимость" человека. Под человеческой субъективностью понимается богатство внутреннего мира человека, разнообразие и глубина его интеллекта, воли и чувств. Это понятие выражает неповторимость человеческой индивидуальности, выступающей в качестве носителя уникальных человеческих воззрений, переживаний и побуждений В современной литературе содержание человеческой индивидуальности, уникальность личности нередко обозначают другими понятиями, например духовность человека, его личностный мир и т.д.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-09-05; просмотров: 513; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.117.188.105 (0.012 с.) |