Человек — «политическое животное». 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Человек — «политическое животное».



Итак, ни совершенство биологической природы, ни разум. Что еще7 Может быть, социальность, дар общения7 Че­ловек — существо общественное, как считал Аристотель, в гораздо большей степени, нежели пче­лы и всякого рода стадные животные 14 Это свойство (социальность) отличает человека от остальных живых су­ществ 15 Из всех форм общечеловеческого общения антич­ный философ выделял общение политическое, которое «является наиболее важным из всех и обнимает собой все остальные общения» 16

Разумеется, нет оснований оспаривать такой признак че­ловека, как социальность, его готовность жить в коллективе Но этот признак мало что говорит о природе человека То, что в нем заключено и так ясно человек скорее стадное, чем одиноко живущее животное Однако многие философы полагали, что человек по определению не приспособлен для об­щественной жизни. Он слишком эгоистичен. Именно так рассуждал, например, Т Гоббс, полагая, что только общественный договор может обеспечить человеку нормальное су­ществование. Конечно, Т Гоббсу и Дж. Локку возражали. Так, Э Шефтсбери доказывал, что человек по природе существо об­щественное, что общество неизбежно и естественно для него. Как раз противоестественно именно то, что описано Гоббсом и Локком Только человек способен создать социум с его

Аристотель Политика // Мир философии Книга для чтения — М, 1991 -С 8

Там же

Аристотель Указ соч — С 376. V

разветвленной системой отношений. Означает ли это вместе с тем, спрашивали оппоненты, что человек, скажем, разумен. Ведь модель человеческого коллектива — диктатура, а не демократия. Человек не способен построить свое общежитие по законам разума.

Возможно, человек — уникально коммуникативное суще­ство9. Не тут ли разгадка? «Человеческий мир в первую оче­редь характеризуется, собственно, тем, что здесь между существом и существом происходит что-то такое, равное чему нельзя отыскать в природе» 17, — свидетельствует Мартин Бубер.

Нельзя ли в связи с этим выстроить, скажем, такую по­следовательность мысли человеку от природы свойственна общительность. Он тянется к себе подобным, чтобы совмест­ными усилиями решить какую-то жизненную проблему или создать нечто, превышающее возможности человека. Из этой поразительной соучастности возникла и культура Ведь ни одно животное не создало «второй природы», то есть феномена культуры.

Но в природе немало примеров поразительной общитель­ности живых особей. Муравьи или те же пчелы. Вспомним лебедей, выражающих друг другу взаимную привязанность Не мешает ли нам человеческое высокомерие понять, что и в животном царстве между существом и существом происхо­дит «что-то такое»9

К тому же мысль о том, что животные тоже способны создавать «вторую природу», неоднократно рождалась в исто рии человеческой мысли Ведь, хотя паук и творит по меркам своего вида, но сотканная им паутина не является фрагмен­том природного пейзажа Она становится своеобразным до­полнением к нему Пчела строит восковые ячейки в качестве своеобразного архитектора

Или еще одно определение — человек созидающий Но оно также носит слишком общий характер. Важны сущест­венные уточнения, чтобы правильно осмыслить такой при знак Только ли человек производит9 Нет, пчелы делают со ты для хранения меда Конечно, сфера, где творит человек, достаточно широка, он создал орудия труда, освоил энергию, производит такие устройства, которые заменяют самоощущение неразгаданности человека. Лабиринты одиночества — М, 1989 — С 94 77

(кибернетика, информатизация) Однако можно чи считать способность человека к созиданию уникальным свойством 9

Мы считаем нашу культуру выражением уникальности человека Но может быть, это мираж9 Вполне логично пред положить, что наши города — это те же муравейники Потребность в общении, безусловно, редкий дар Но какова ме ра уникальности человека именно в этом даре?

«ЧЕЛОВЕК—ТОЧКА ПЕРЕСЕЧЕНИЯ ДВУХ МИРОВ»

В философской антропологии схвачены некоторые существенные черты, говорящие о своеобразии человека как земного творения. Это создание, у которого есть разум и ценностные ориентации Его бы­тие социально Человек развивается В нем сильна драма между сознанием и бессознательным Ему присуща общи­тельность Он возвышается над природным царством.

Но ни одно из этих суждений не выражает существо чело­веческой природы, ее целостность «Только библейско-христианская антропология, — пишет Н А.Бердяев, — есть учение о целостном человеке, о его происхождении и его на значении Но библейская антропология сама по себе недоста­точна и неполна, она ветхозаветна и строится без христологии И из нее одинаково может быть выведено и возвышение и унижение человека.» 18

Из логики приведенных рассуждений вытекает следую­щее: трудно выделить такое человеческое качество (телесную организацию, разум или иную субстанцию), которое, являясь каким-то задатком, выражает всю меру самобытности чело­века Отсюда и возникает догадка возможно, нетривиаль­ность человека вообще не связана с самой человеческой при­родой, а проступает в нестандартных формах его бытия.

Тайна человека как будто отступает под натиском натура­листических объяснений. И вместе с тем рождается парадок­сальное видение проблемы. Вроде бы в человеке нет ничего уникального, провозвестие всех его качеств есть в животном мире И все же он принципиально не сводим к набору этих качеств. Человек все-таки нечто «другое» Обилие натурали­стических версий в конечном счете еще больше усиливает мысль. 18

Бердяев Н А Указ соч. — Ч 2. — С 57.78

На наш взгляд, человеческая природа, как уже отмечалось, отличается разнообразием и непостоянством Мы можем, по-видимому, указать на одно поистине уникальное свойство человека открытость, незавершенность его как создания В отличие ог других существ он способен преодолевать собственную видовую ограниченность, быть неотторжимой частью живого мира и возвышался над ним В этой особенности — удивительное и существенное своеобразие человека

Философ эпохи Возрождения в «Речи о достоинстве человека» обрисовал человеческое существо как создание по природе неуловимо и безгранично пластичное Человек, по мысли Пико делла Мирандолла, своего рода «хамелеон», способный имитировать все живые формы как вверху, так и внизу, как ангельские, так и демонические Человек, говорит нам мыслитель, это не закрытый сосуд, но открытая дверь.

«Тогда согласился бог с тем, что человек — творение неопределенного образа, и, поставив его в центр мира, сказал «Не даем мы тебе, о Адам, ни своего места, ни определенно­го образа, ни особой обязанности, чтобы и место, и лицо, и обязанность, ты имел по собственному желанию, согласно своей воле и своему решению Образ прочих творений определен в пределах установленных нами законов Ты же, не стесненный никакими пределами, определишь свой образ по своему решению, во власть которого я тебя предоставляю Я ставлю тебя в центре мира, чтобы оттуда тебе было удобнее обозревать все, что есть в мире» 19.

Для Пико состояние бытия — отнюдь не то, чем оно было всегда для ортодоксального христианства и ортодоксального гуманизма жестко предписанным выбором между двумя не­проницаемыми отсеками — абсолютной добродетели и абсолютного зла Природы — против милосердия, разума — про­тив иррационального, здоровья — против болезни Пико призывает нас взглянуть на себя как на гигантский спектр возможностей, неизученные сферы которых включают богоподобное столь же, как и дьявольское

Идея человеческой природы как незавершенной возможности, проявляющейся в бесконечных вариациях необычного, специфического бытия, жизни как приключения саморазви-

19 Эстетика Ренессанса В 2т — М, 1981 — Т 1 — С 249. 79

тия, в ходе которого несовершенство оказывается благодат ным свойством, изъян превращается в достоинство, а несо­мненное благо оборачивается злом, — таков, на наш взгляд. возможный подход к осмыслению проблемы уникальности человека

Именно в этом теологическом смысле человека можно назвать венцом природы как богоподобного существа «Человек стоит в средине между двумя противоположными бесконечностями, бесконечностью в великом и бесконечностью в малом Он есть средоточие обоих миров — великого и малого, он первенец и венец природы Для чего же возникло это уди­вительное существо? Какова цель человеческого существования9. В чем состоит задача или загадка человеческой жизни?»20

Человеческое самосознание двойственно Он ощущает се­бя великим и ничтожным, царственным и зависимым, благородным и низким. Не случайно Н.А Бердяев говорил о че­ловеке как о «точке пересечения двух миров» 21 По мнению этого философа, официальная рационалистическая филосо­фия никогда не раскрывала подлинной антропологии Она блуждает по пустыням отвлеченного мышления

Но как подойти к тайне человека9 Познавая бытие человека, мы получаем представление не только о нем Перед нами раскрывается иная реальность, которая не может сравниться с другими реальностями, стать с ними в один ряд. Сам факт существования человека — это разрыв в природном мире Творческий акт человека в природе имеет космогоническое значение

Итак, человек — поразительное совмещение конечного и бесконечного Будучи микрокосмом, он дает представление о макрокосме. «Человек-микрокосм есть, по словам Н А Бердяева, столь же многосложное и многосоставное бы­тие, как и макрокосм, в нем есть все — от камня до Божест­ва. Во всех оккультных учениях скрыта, в сущности, все та же таинственная истина о человеке-микрокосме. Осмысливается эта тайна лишь в церковном сознании Лишь микрокосм

20 Антонович М А Единство физического и нравственного космоса // Мир философии Книга для чтения — М, 1991 — Ч 2 — С 40

21 Бердяев Н А Смысл творчества // Бердяев Н А Философия свободы. Смысл творчества. — 1991 — С 296.82



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-09-05; просмотров: 629; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.90.205.166 (0.007 с.)