Природоцентризм (космоцентризм) 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Природоцентризм (космоцентризм)



Философы натуралистической ориентации исходят из культа природы, космоса. Человек воспринимается в основном как живое вещество, наделенное рядом отличи­тельных особенностей «Судьбы вещей, — пишет Ф. Бэкон, — поистине являются сестрами их природы. Ведь понятие судьбы охватывает и происхождение вещей, и их существование, и их гибель, равно как и упадок и возвы­шение, страдание и счастье, наконец, вообще любое состоя­ние индивидуума, которое, однако, за исключением каких-го выдающихся индивидуумов (будь то человек, или город, или народ), вообще не поддаются наблюдению и познанию Но источником всех этих столь разнообразных состояний инди­видуумов является Пан, т.е. природа вещей, так что по от­ношению к индивидуумам природные связи и нити Парок представляют собой по существу одно и то же» 7Бэкон Ф О достоинстве и приумножении наук // Мир философии Книга для чтения —М.,1991 —4.1 —С 249

Философия вовсе не начиналась с вопроса «Что такое че­ловек9 (Р. Дж Сингх История, общество и человек: взгляд гандиста. Доклад на XVIII Всемирном философском конгрессе // Бжегодник философского общества СССР. — М.. 1990. — С. 136.)» Первоначальное удивление, одухотворившее фило­софию, касалось прежде всего космоса, протяженности Все­ленной Почитание космоса, свойственное натуралистиче­скому пантеизму, весьма характерно для греческого мышле­ния Космология по существу не имеет никакого отношения к человеку как таковому, поскольку в своем первоначальном варианте рассматривает его лишь в качестве осколка приро­ды.

Как отмечал на XVIII Всемирном философском конгрессе (Брайтон, 1988) Р.Дж.Сингх, люди прими­тивных культур, возможно, не проводят различия между собой и миром, для них существуют только постоян­ная и истинная связь — взаимодействие. Доисторические ци­вилизации Древней Азии пытались подвести мир под катего­рии тотальности 8.

В античную эпоху человек видел себя частью существую­щего порядка, которым в основном определялось его бытие(С. 26) При этом элементы вечного, космического, объективной це­ли, всеобщей нормы возвышались над элементами субъек­тивно-волюнтаристского. исторически преходящего Соотно­шение микро- и макрокосмоса (минералы, растения, животные, люди) в восточных цивилизациях выражалось различ­ными способами. Арабы считали, что существует связь меж­ду Луной, серебром и человеческим мозгом. Доафинские греки были достаточно равнодушны к этим связям Для ки­тайцев отдельные элементы единой системы не имели зна­чения Ценным было только целое В древней классике, та ким образом, человеческая история связана с космической Для нее человек лишь часть космоса

Натуралистические тенденции отчетливо проявляются в пантеистических концепциях, авторы которых растворяют Бога в природе Особенно явственно эти тенденции обнару­жились в эпоху Возрождения Так, Николай Кузанский приближал Бога к природе как ограниченному максимуму В ХУ1-ХУП вв пантеизм лег в основу большинства натурфило­софских учений В следующем столетии эти установки под влиянием Спинозы развивали Гете и Гердер «Природа' Ок­руженные и охваченные ею, мы не можем ни выйти из нее, ни глубже в нее проникнуть, - писал Гете, — непрошенная, нежданная, захватывает она нас в вихрь своей пляски, и не­сется с нами, пока, утомленные, мы не выпадем из рук ее» 9 Гете И В Избранные сочинения по естествознанию // Мир философии Книга для чтения — М, 1991 — 41 — С 254

Природа, по мнению Гете, едина, но она творит вечно новые образы

СОЦИОЦЕНТРИЗМ

Социоцентрическая установка в фило­софии устанавливает приоритет социу­ма, культуры Ею была одушевлена в целом древняя китайская философия легизма и конфуцианства, которые рассматривали человека как элемент государственных родственных отношений В античной философии ее видные представители Платон и Аристотель обращали внимание на формы человеческого общежития, которые оказывают воздействие на поведение человека «Для какой цели возникло государство и сколько видов имеет власть, управляющая человеком в его (С. 27) общественной жизни"?» 10 (Аристотель Политика // Мир философии Книга для чтения — М, 1991 - Ч II - С 232), — спрашивал Аристотель

Этот подход получил своеобразное преломление в кон­цепции «соборности» христианского вероучения, в соответст­вии с которой личность и спасение и самоосуществление могла получить только через связь с другими, «собор», цер­ковь Это, несомненно, предваряло идеи социальной фило­софии Нового времени

В концепции Гоббса люди создают государство, которое выступает как новая, более значимая по отношению к инди­виду сущность Можно определенно сказать, что вся тради­ция Просвещения была тесно связана с аналогичной социаль­ной ориентацией Концепция «естественного человека» исходила из — пусть негативного — но признания особого значе­ния социального фактора для индивидуума «Зависимость че­ловека от среды, от эпохи не подлежит никакому сомнению» 11 (Герцен А И С того берега // Мир философии Книга для чтения — М, 1991 - Ч II - С 246), — пишет А И Герцен Среда, то есть наличная культура, в которой человек родился, эпоха, в которой он живет, за­ставляет человека поступать определенным образом Следовательно, важно понять прежде всего социум, а затем и человека, который не может «не отражать в себе, собою своего времени, своей среды» 12 (Там же)

Примером социоцентрической установки может быть, как это теперь очевидно, марксизм, который родился как антро­пологическое учение, а затем эволюционировал в сторону та­кой социальной философии, где действует общий план истории, большие социальные общности «Поразительно, что в XIX и XX веке, — пишет Н А Бердяев, — человек позволил убедить себя в том, что он получил свою нравственную жизнь, свое различение между добром и злом, свою цен­ность целиком от общества. Он готов отречься от первород­ства и независимости человеческого духа и совести О Конт, К Маркс, Дюркгейм приняли нравственное сознание перво­бытного клана за вершину нравственного сознания человече­ства И они отрицали личность для них есть лишь индиви-(С. 28)дуум, соотносительный с социальным коллективом» 13

АНТРОПОЦЕНТРИЗМ

Наконец, многие философы оценивают мир через человека, полагая его главной ценностью мироздания Если обратиться к древнейшей мифологии, то она еще не расчленяет картину мира Природа, божество, человек представлены в мифологии в некоей тотальности Однако истоки антропоцентризма проявляются в антропоморфизме, бессознательном очелове­чивании космоса и божества Процесс познания мира с само­го начала «отягощен» способностью человека оценивать ре­альность по уже сложившимся меркам, соотнесенным с «миром» Не случайно в европейской культуре, в частности, в Древней Греции, боги создавались по образу и подобию че­ловека.

Антропоцентрическое представление о месте человека в мире характерно для библейских текстов Мировоззренческие сюжеты антропоцентризма порождены иудео-христианским вероучением о человеке как сверхприродном существе и вен це творения

Идея антропоцентризма умозрительно увязывалась в на­учной и философской литературе с геоцентрической концеп­цией Вселенной, выдвинутой Птолемеем и идеологически осмысленной представителями схоластики В античной фи­лософии концепцию антропоцентризма сформулировал Со­крат Человек и Вселенная, согласно его точке зрения, пре­бывают в разумной и целесообразной гармонии, предопреде­ленной божественным замыслом Антропоцентризм исходит из наличия в мире объективных внечеловеческих целей и це­лесообразности устроения мира для человека В этом смысле он представляет собой одно из наиболее последовательных выражений телеологии

«Проблема человека есть основная проблема философии, — писал Н А Бердяев (Бердяев Н А О назначении человека // Мир философии Книга для чтения - М, 1991 - Ч II - С 258), — Еще греки поняли, что человек может начать философствовать только с себя. Разгадка бытия для человека скрыта в человеке. В познании бытия человека есть совсем особая реальность, не стоящая в ряду других ре­альностей Человек не есть дробная часть мира, в нем заклю-(С.29)чена цельная загадка и разгадка мира Тот факт, что человек, как предмет познания, есть вместе и с тем и познающий, имеет не только гносеологическое, но и антропологическое значение» 14 (Там же -С 56).

Антропоцентризм получил развитие в церковном вероуче­нии, которое исходило из того, что мир преходящ, а человек призван выполнить в нем «божественный завет» и помочь осуществлению «нового творения» Эти воззрения развивали дальше представители патристики Средневековье в целом в основном геоцентрично и антропоцентрично.

Со времен Ренессанса идея антропоцентризма стала фоку­сироваться все больше на самом человеке, а не на его связи со сверхприродным Развитие науки было использовано ан­тропоцентризмом для того, чтобы восславить экспансионизм человека, его готовность сорвать с природы присущий ей ореол священности Такие взгляды нашли отражение в гума­низме Ренессанса и пост-Ренессанса

Антропоцентрические установки вошли в философскую литературу и содействовали формированию философской ан­тропологии, основу которой заложили Д. Вико, немецкий мыслитель раннего Просвещения Х Вольф, французские ма­териалисты XVIII века «Антропология как специализирован­ное учение о человеке, — отмечает Н С Автономова, — воз­никает, по-видимому, в XVIII в., и с тех пор ее место в со­ставе философского знания и ее культурное значение не ос­таются неизменными, раз и навсегда установленными даже самые, казалось бы, очевидные положения проблематизируются в свете новых данных науки и социальной практики, возникает целый ряд новых проблем» 15 (Автономова Н С Структуралистская антропология // Буржуазная философская антропология XX в — М, 1986 — С 120)

 

Итак, философская антропология предполагает верховен­ство человека как субъекта и объекта познания, как первона­чало мира Этим она отличается от природоцентризма, лого-центризма, геоцентризма, социоцентризма Разумеется, эти установки можно квалифицировать только как идеальные ти­пы, поскольку они нередко смешиваются, переплетаются.

Теоцентризм (культ Бога), как правило, содержит указа­ние на предназначение человека. «В самом деле, — пишет (С. 30) Николай Кузанский, — человек есть бог, только не абсолют­но. раз он человек, он — человеческий бог (Ьатапив 1еи5) Че­ловек есть также мир, но не конкретно зсе вещи, раз он чело­век, он — микрокосм, или человеческий мир Область чело­вечности охватывает, таким образом, своей человеческой по­тенцией бога и весь мир. Человек может быть человеческим богом, а в качестве бога он по-человечески может быть чело­веческим ангелом, человеческим зверем, человеческим львом, или медведем, или чем угодно другим внутри чело­веческой потенции есть по-своему все» 16

В той же мере антропоцентризм (культ человека) зачастую включает в себя тему верховного божества, а возвеличивание верховного божества нередко принимает собственно антропо­центрические формы. Природоцентризм и связанный с ним принцип натурализма оценивает человека как песчинку Все­ленной, но вместе с тем пытается воздать должное своеобра­зию мыслящей материи. «Человек — произведение природы, — пишет П. Гольбах, — он существует в природе, подчинен ее законам, не может освободиться от нее, не может — даже в мысли — выйти из природы Тщетно дух его желает ри­нуться за грани видимого мира, он всегда вынужден вме­щаться в его пределы»17

В истории западной философии названные установки (теоцентризм, логоцентризм, Природоцентризм, социоцентризм, антропоцентризм) нередко чередуются или совмеща­ются в панораме одной эпохи. Античный космоцентризм ус­тупает место теоцентризму средневековья. Окрашенный в гуманистические тона натурализм Возрождения сменяется возвышением личности в эпоху Просвещения, а затем обост­ренным интересом к субъективности человека в период ро­мантизма. Представления о ничтожности потомка Адама, сложившиеся в XIX в., замещаются в начале следующего столетия верой в безграничные возможности «мыслящего тростника». И затем столь же безудержным скепсисом по от­ношению к самой разумности человека и к перспективам его прогресса.

Кузанский Н О предположениях // Мир философии' Книга для чте­ния -М., 1991 -Ч II -С 10

Гольбах П Система природы. // Мир философии- Книга для чтения - М. 1991 - Ч 1 - С 256.

ФИЛОСОФИЯ О ЧЕЛОВЕКЕ

Философия, как известно, обращается к непреходящим ценностям и вопросам, по­стигает предельные основания бытия Тайна человека, несомненно, принадлежит к кругу вечных проблем. Это означает, что любовь к мудрости, по-видимому, неразрывно связана с распознаванием загадки мыслящего существа. Разумеется, первоначальные представ­ления о человеке сложились еще до того, как зародилась ре­лигия или возникла философия. Но задумавшись однажды о самом себе, человек, надо полагать, никогда не оставит эту тему, пока существует философия и человечество.

Человек стал размышлять о том, кто он собственно такой, едва научился выражать свои мысли и чувства посредством знаков и символов. Он издревле пытался понять самого себя. Вероятно, эта глубинная, трудно насыщаемая потребность раскрыть собственную тайну и составляет сущность челове­ческого. Нелегко представить себе, как мучительно долго, через значительность деяний, через художественное совер­шенство, через боль и трагедию истории продвигалось чело­вечество к пониманию значимости всечеловеческого

От века к веку происходит приращение философских представлений о человеке. Однако при определении предмета философской антропологии тотчас же возникают две трудно­сти Весьма нелегко вычленить собственно антропологиче­скую тему в орбите философского знания. Размышление о человеке неотвратимо захватывает самый широкий круг про­блем. Антропологическая рефлексия затрагивает проблемы бытия, космоса, природы, жизни, тайн познания. В свою очередь и осмысление данных тем выводит на проблему че­ловека. Ведь это он пытается разгадать секреты мироздания. Любая внеантропологическая посылка невольно раздвигает и наше представление о человеке. В результате едва ли не все философские сюжеты вовлекаются в пространство философско-антропологической мысли. Ее поле становится безбреж­ным.

Но не меньшая трудность возникает и тогда, когда иссле­дователи хотят предельно ограничить сферу философского осмысления человека. Желание локализовать тему теорети­ческой рефлексии только проблемой специфически человече­ского приводит к иному тупику. Объект философской антро-



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-09-05; просмотров: 2007; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.222.37.169 (0.012 с.)