Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Природоцентризм (космоцентризм)Содержание книги
Поиск на нашем сайте
Философы натуралистической ориентации исходят из культа природы, космоса. Человек воспринимается в основном как живое вещество, наделенное рядом отличительных особенностей «Судьбы вещей, — пишет Ф. Бэкон, — поистине являются сестрами их природы. Ведь понятие судьбы охватывает и происхождение вещей, и их существование, и их гибель, равно как и упадок и возвышение, страдание и счастье, наконец, вообще любое состояние индивидуума, которое, однако, за исключением каких-го выдающихся индивидуумов (будь то человек, или город, или народ), вообще не поддаются наблюдению и познанию Но источником всех этих столь разнообразных состояний индивидуумов является Пан, т.е. природа вещей, так что по отношению к индивидуумам природные связи и нити Парок представляют собой по существу одно и то же» 7Бэкон Ф О достоинстве и приумножении наук // Мир философии Книга для чтения —М.,1991 —4.1 —С 249 Философия вовсе не начиналась с вопроса «Что такое человек9 (Р. Дж Сингх История, общество и человек: взгляд гандиста. Доклад на XVIII Всемирном философском конгрессе // Бжегодник философского общества СССР. — М.. 1990. — С. 136.)» Первоначальное удивление, одухотворившее философию, касалось прежде всего космоса, протяженности Вселенной Почитание космоса, свойственное натуралистическому пантеизму, весьма характерно для греческого мышления Космология по существу не имеет никакого отношения к человеку как таковому, поскольку в своем первоначальном варианте рассматривает его лишь в качестве осколка природы. Как отмечал на XVIII Всемирном философском конгрессе (Брайтон, 1988) Р.Дж.Сингх, люди примитивных культур, возможно, не проводят различия между собой и миром, для них существуют только постоянная и истинная связь — взаимодействие. Доисторические цивилизации Древней Азии пытались подвести мир под категории тотальности 8. В античную эпоху человек видел себя частью существующего порядка, которым в основном определялось его бытие(С. 26) При этом элементы вечного, космического, объективной цели, всеобщей нормы возвышались над элементами субъективно-волюнтаристского. исторически преходящего Соотношение микро- и макрокосмоса (минералы, растения, животные, люди) в восточных цивилизациях выражалось различными способами. Арабы считали, что существует связь между Луной, серебром и человеческим мозгом. Доафинские греки были достаточно равнодушны к этим связям Для китайцев отдельные элементы единой системы не имели значения Ценным было только целое В древней классике, та ким образом, человеческая история связана с космической Для нее человек лишь часть космоса Натуралистические тенденции отчетливо проявляются в пантеистических концепциях, авторы которых растворяют Бога в природе Особенно явственно эти тенденции обнаружились в эпоху Возрождения Так, Николай Кузанский приближал Бога к природе как ограниченному максимуму В ХУ1-ХУП вв пантеизм лег в основу большинства натурфилософских учений В следующем столетии эти установки под влиянием Спинозы развивали Гете и Гердер «Природа' Окруженные и охваченные ею, мы не можем ни выйти из нее, ни глубже в нее проникнуть, - писал Гете, — непрошенная, нежданная, захватывает она нас в вихрь своей пляски, и несется с нами, пока, утомленные, мы не выпадем из рук ее» 9 Гете И В Избранные сочинения по естествознанию // Мир философии Книга для чтения — М, 1991 — 41 — С 254 Природа, по мнению Гете, едина, но она творит вечно новые образы СОЦИОЦЕНТРИЗМ Социоцентрическая установка в философии устанавливает приоритет социума, культуры Ею была одушевлена в целом древняя китайская философия легизма и конфуцианства, которые рассматривали человека как элемент государственных родственных отношений В античной философии ее видные представители Платон и Аристотель обращали внимание на формы человеческого общежития, которые оказывают воздействие на поведение человека «Для какой цели возникло государство и сколько видов имеет власть, управляющая человеком в его (С. 27) общественной жизни"?» 10 (Аристотель Политика // Мир философии Книга для чтения — М, 1991 - Ч II - С 232), — спрашивал Аристотель Этот подход получил своеобразное преломление в концепции «соборности» христианского вероучения, в соответствии с которой личность и спасение и самоосуществление могла получить только через связь с другими, «собор», церковь Это, несомненно, предваряло идеи социальной философии Нового времени В концепции Гоббса люди создают государство, которое выступает как новая, более значимая по отношению к индивиду сущность Можно определенно сказать, что вся традиция Просвещения была тесно связана с аналогичной социальной ориентацией Концепция «естественного человека» исходила из — пусть негативного — но признания особого значения социального фактора для индивидуума «Зависимость человека от среды, от эпохи не подлежит никакому сомнению» 11 (Герцен А И С того берега // Мир философии Книга для чтения — М, 1991 - Ч II - С 246), — пишет А И Герцен Среда, то есть наличная культура, в которой человек родился, эпоха, в которой он живет, заставляет человека поступать определенным образом Следовательно, важно понять прежде всего социум, а затем и человека, который не может «не отражать в себе, собою своего времени, своей среды» 12 (Там же) Примером социоцентрической установки может быть, как это теперь очевидно, марксизм, который родился как антропологическое учение, а затем эволюционировал в сторону такой социальной философии, где действует общий план истории, большие социальные общности «Поразительно, что в XIX и XX веке, — пишет Н А Бердяев, — человек позволил убедить себя в том, что он получил свою нравственную жизнь, свое различение между добром и злом, свою ценность целиком от общества. Он готов отречься от первородства и независимости человеческого духа и совести О Конт, К Маркс, Дюркгейм приняли нравственное сознание первобытного клана за вершину нравственного сознания человечества И они отрицали личность для них есть лишь индиви-(С. 28)дуум, соотносительный с социальным коллективом» 13 АНТРОПОЦЕНТРИЗМ Наконец, многие философы оценивают мир через человека, полагая его главной ценностью мироздания Если обратиться к древнейшей мифологии, то она еще не расчленяет картину мира Природа, божество, человек представлены в мифологии в некоей тотальности Однако истоки антропоцентризма проявляются в антропоморфизме, бессознательном очеловечивании космоса и божества Процесс познания мира с самого начала «отягощен» способностью человека оценивать реальность по уже сложившимся меркам, соотнесенным с «миром» Не случайно в европейской культуре, в частности, в Древней Греции, боги создавались по образу и подобию человека. Антропоцентрическое представление о месте человека в мире характерно для библейских текстов Мировоззренческие сюжеты антропоцентризма порождены иудео-христианским вероучением о человеке как сверхприродном существе и вен це творения Идея антропоцентризма умозрительно увязывалась в научной и философской литературе с геоцентрической концепцией Вселенной, выдвинутой Птолемеем и идеологически осмысленной представителями схоластики В античной философии концепцию антропоцентризма сформулировал Сократ Человек и Вселенная, согласно его точке зрения, пребывают в разумной и целесообразной гармонии, предопределенной божественным замыслом Антропоцентризм исходит из наличия в мире объективных внечеловеческих целей и целесообразности устроения мира для человека В этом смысле он представляет собой одно из наиболее последовательных выражений телеологии «Проблема человека есть основная проблема философии, — писал Н А Бердяев (Бердяев Н А О назначении человека // Мир философии Книга для чтения - М, 1991 - Ч II - С 258), — Еще греки поняли, что человек может начать философствовать только с себя. Разгадка бытия для человека скрыта в человеке. В познании бытия человека есть совсем особая реальность, не стоящая в ряду других реальностей Человек не есть дробная часть мира, в нем заклю-(С.29)чена цельная загадка и разгадка мира Тот факт, что человек, как предмет познания, есть вместе и с тем и познающий, имеет не только гносеологическое, но и антропологическое значение» 14 (Там же -С 56). Антропоцентризм получил развитие в церковном вероучении, которое исходило из того, что мир преходящ, а человек призван выполнить в нем «божественный завет» и помочь осуществлению «нового творения» Эти воззрения развивали дальше представители патристики Средневековье в целом в основном геоцентрично и антропоцентрично. Со времен Ренессанса идея антропоцентризма стала фокусироваться все больше на самом человеке, а не на его связи со сверхприродным Развитие науки было использовано антропоцентризмом для того, чтобы восславить экспансионизм человека, его готовность сорвать с природы присущий ей ореол священности Такие взгляды нашли отражение в гуманизме Ренессанса и пост-Ренессанса Антропоцентрические установки вошли в философскую литературу и содействовали формированию философской антропологии, основу которой заложили Д. Вико, немецкий мыслитель раннего Просвещения Х Вольф, французские материалисты XVIII века «Антропология как специализированное учение о человеке, — отмечает Н С Автономова, — возникает, по-видимому, в XVIII в., и с тех пор ее место в составе философского знания и ее культурное значение не остаются неизменными, раз и навсегда установленными даже самые, казалось бы, очевидные положения проблематизируются в свете новых данных науки и социальной практики, возникает целый ряд новых проблем» 15 (Автономова Н С Структуралистская антропология // Буржуазная философская антропология XX в — М, 1986 — С 120)
Итак, философская антропология предполагает верховенство человека как субъекта и объекта познания, как первоначало мира Этим она отличается от природоцентризма, лого-центризма, геоцентризма, социоцентризма Разумеется, эти установки можно квалифицировать только как идеальные типы, поскольку они нередко смешиваются, переплетаются. Теоцентризм (культ Бога), как правило, содержит указание на предназначение человека. «В самом деле, — пишет (С. 30) Николай Кузанский, — человек есть бог, только не абсолютно. раз он человек, он — человеческий бог (Ьатапив 1еи5) Человек есть также мир, но не конкретно зсе вещи, раз он человек, он — микрокосм, или человеческий мир Область человечности охватывает, таким образом, своей человеческой потенцией бога и весь мир. Человек может быть человеческим богом, а в качестве бога он по-человечески может быть человеческим ангелом, человеческим зверем, человеческим львом, или медведем, или чем угодно другим внутри человеческой потенции есть по-своему все» 16 В той же мере антропоцентризм (культ человека) зачастую включает в себя тему верховного божества, а возвеличивание верховного божества нередко принимает собственно антропоцентрические формы. Природоцентризм и связанный с ним принцип натурализма оценивает человека как песчинку Вселенной, но вместе с тем пытается воздать должное своеобразию мыслящей материи. «Человек — произведение природы, — пишет П. Гольбах, — он существует в природе, подчинен ее законам, не может освободиться от нее, не может — даже в мысли — выйти из природы Тщетно дух его желает ринуться за грани видимого мира, он всегда вынужден вмещаться в его пределы»17 В истории западной философии названные установки (теоцентризм, логоцентризм, Природоцентризм, социоцентризм, антропоцентризм) нередко чередуются или совмещаются в панораме одной эпохи. Античный космоцентризм уступает место теоцентризму средневековья. Окрашенный в гуманистические тона натурализм Возрождения сменяется возвышением личности в эпоху Просвещения, а затем обостренным интересом к субъективности человека в период романтизма. Представления о ничтожности потомка Адама, сложившиеся в XIX в., замещаются в начале следующего столетия верой в безграничные возможности «мыслящего тростника». И затем столь же безудержным скепсисом по отношению к самой разумности человека и к перспективам его прогресса. Кузанский Н О предположениях // Мир философии' Книга для чтения -М., 1991 -Ч II -С 10 Гольбах П Система природы. // Мир философии- Книга для чтения - М. 1991 - Ч 1 - С 256. ФИЛОСОФИЯ О ЧЕЛОВЕКЕ Философия, как известно, обращается к непреходящим ценностям и вопросам, постигает предельные основания бытия Тайна человека, несомненно, принадлежит к кругу вечных проблем. Это означает, что любовь к мудрости, по-видимому, неразрывно связана с распознаванием загадки мыслящего существа. Разумеется, первоначальные представления о человеке сложились еще до того, как зародилась религия или возникла философия. Но задумавшись однажды о самом себе, человек, надо полагать, никогда не оставит эту тему, пока существует философия и человечество. Человек стал размышлять о том, кто он собственно такой, едва научился выражать свои мысли и чувства посредством знаков и символов. Он издревле пытался понять самого себя. Вероятно, эта глубинная, трудно насыщаемая потребность раскрыть собственную тайну и составляет сущность человеческого. Нелегко представить себе, как мучительно долго, через значительность деяний, через художественное совершенство, через боль и трагедию истории продвигалось человечество к пониманию значимости всечеловеческого От века к веку происходит приращение философских представлений о человеке. Однако при определении предмета философской антропологии тотчас же возникают две трудности Весьма нелегко вычленить собственно антропологическую тему в орбите философского знания. Размышление о человеке неотвратимо захватывает самый широкий круг проблем. Антропологическая рефлексия затрагивает проблемы бытия, космоса, природы, жизни, тайн познания. В свою очередь и осмысление данных тем выводит на проблему человека. Ведь это он пытается разгадать секреты мироздания. Любая внеантропологическая посылка невольно раздвигает и наше представление о человеке. В результате едва ли не все философские сюжеты вовлекаются в пространство философско-антропологической мысли. Ее поле становится безбрежным. Но не меньшая трудность возникает и тогда, когда исследователи хотят предельно ограничить сферу философского осмысления человека. Желание локализовать тему теоретической рефлексии только проблемой специфически человеческого приводит к иному тупику. Объект философской антро-
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-09-05; просмотров: 2116; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.116.86.134 (0.009 с.) |