ПОНЯТИЕ ФИЛОСОФСКОЙ АНТРОПОЛОГИИ



Мы поможем в написании ваших работ!


Мы поможем в написании ваших работ!



Мы поможем в написании ваших работ!


ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

ПОНЯТИЕ ФИЛОСОФСКОЙ АНТРОПОЛОГИИ



Что такое «философская антропология»? Чем она отличается от антропологии и от философии человека? Когда она возник­ла? Как естественнонаучное знание соот­носится с философским постижением человека?

Философская антропология — это раздел философии, в котором изучается человек как особый род сущего, осмыс­ливаются проблемы человеческой природы и человеческого бытия, анализируются модусы человеческого существова­ния, выявляется потенциал антропоцентрической карти­ны мира.

Как самостоятельная отрасль философского знания ан­тропология возникла в XVIII веке. Однако размышление о человеке вовсе не является привилегией только этого столе­тия. С тех пор как человек стал раздумывать об устройстве окружающего мира, он начал постигать и самого себя. Кто я и кто мы? Откуда взялись? К чему и куда идем в бесконеч­ном (так ли?) историческом развитии? Что выделяет нас из (С.21) пестрого, многоликого сонма живых существ, населяющих Землю, и что роднит с ними7 Меняется ли человек как био­логический вид по мере своего интеллектуального и нравст­венного совершенствования? Каким путем развивается его дух — к познанию мира и себя в нем или к саморазрушению9 Может ли он изменить окружающий мир или, напротив, яв­ляется рабом обстоятельств9

Любой феномен может бьпь осмыслен, по-видимому, двояким способом- либо через сопоставление его с другими существами или явлениями, либо через раскрытие его собст венной уникальной природы Изучение человека «извне» предполагает истолкование его отношений с Богом, природой (космосом), обществом (культурой), логосом (ментальностью) и другим человеком Приближение к тайне человека «изнутри» сопряжено с постижением его телесного, эмоционального, вопящего, нравственного, духовного и со­циального бытия

Все многообразие философских подходов к окружающему миру может быть, как нам кажется, типологизировано В ис­тории мировой философии можно проследить различные ми­ровоззренческие установки, в зависимости от того, какому феномену отдается безусловный приоритет — Богу, природе, социуму. Логосу, человеку. Назовем в этой связи природоцентризм (космоцентризм), теоцентризм, социоцентризм (культуроцентризм), логоцентризм и антропоцентризм Вполне понятно, что эти различные подходы не всегда суще­ствуют в идеальном выражении. Они, как будет показано да лее, дополняют друг друга, вызывают потребность в выра­ботке общей, синтезирующей позиции.

ТЕОЦЕНТРИЗМ

Религиозные философские направления рассмат­ривают в качестве высшей ценности —Бога Главная проблема христианской теологии, как это очевидно, постиже­ние божественного. Характеризуя эту философскую установку, Авгу­стин Блаженный отмечает: «.. если же мудростью является Бог, кото­рым все сотворено, как удостоверяют божественные авторитет и истина, то истинный философ любит Бога» 1Августин Блаженный. О граде Божием // Мир философии. Книга для чтения.- М . 1991 - Ч 1. С.14).

Тайна человека в этой системе размышления оказывается (С.22) принципиально непостижимой (как, впрочем, и тайна Бога), как соотнесенная с сущностью божественного. «Есть какие-то истины о Боге, — пишет Фома Аквинский, — которые пре­восходят всякую способность человеческого рассудка, как, например, о том, что Бог троичен и един. Однако есть какие-то истины, которые может достичь и естественный рассудок, как, например, о том, что Бог есть, что Бог един и т.п.; эти истины о Боге наглядно доказали и философы, ведомые све­том естественного рассудка...» 2.(Фома Аквинский. Сумма против язычников. // Мир философии' Кни­га для чтения. - М., 1991 -4.1.-С 15.)

По его мнению, «рассмотрение почти всей философии предполагает к позна­нию Бога» 3(Там же.) Древняя философия основывалась на религиозном созна­нии. Это относится к философской мудрости Гераклита и Пифагора. Вот почему, по мнению Н.А. Бердяева, в досократовской философии было много здорового реализма 4 (Бердяев Н.А. Философия свободы // Бердяев Н.А. Философия свобо­ды. Смысл творчества. — М., 1989. — С. 19.). Муд­рость божественного Платона, по его словам, связана, быть может, с посвящением в Элевсинские мистерии. Средневеко­вью мистики также были посвящены в тайны христианства Однако новая философия, начиная с Декарта, перестает быть сакральной и подвергается обмирщению.

Русские религиозные философы отвергали идею, согласно которой философия должна стать прислужницей теологии Вместе с тем они рассматривали философию как органиче­скую функцию религиозной жизни. «Весь ход человеческой культуры, все развитие мировой философии, — отмечает Н А. Бердяев, — ведет к осознанию того, что вселенская ис­тина открывается лишь вселенскому сознанию, т.е. сознанию соборному, церковному» 5 (Там же. - С. 27.)

ЛОГОЦЕНТРИМ Логоцентрическая картина мира связана с утверждением приоритета Логоса, кото­рый был назван В. фон Вейцзеккером рабовладельцем Запа­да. В логоцентризме сплетены две концепции: мир понима­ется как система, связанная логикой и методом, и как струк-(С. 23)тура, состоящая из задач, которые заставляют людей неус­танно и систематически заботиться о порядке в этом мире. Тяготение к порядку в теории и на практике находит свое вы­ражение в иерархическом мышлении. Построение иерархий по принципу времени и ранга — руководящая нить данной концепции мира.

По мнению Ганса Буркхарда, такая иерархическая струк­тура представлений имеет множество корней. Некоторые из существующих здесь связей поддаются обозначению, и то лишь поверхностному. Она восходит к монотеистической картине мира, которая излагается в Ветхом Завете. Первона­чальной модель» логоцентрической картины мира послужил теоцентризм. «Каждый христианин и каждый иудей пред­ставляет Вселенную как монархию», — писал А. Уоттс. Вы­сокоразвитая способность к абстрактному мышлению, к ко­торому народы, населяющие пустынные географические ре­гионы, были предрасположены с самого начала, разрушила представления о чувственной жизни богов. С точки зрения теоцентризма и логоцентризма, человеческое бытие равно­значно некой миссии. Сущность ее — подчиняйте себе зем­лю .

«В божественном организме Христа, — писал В С.Соловьев, — действующее единящее начало, начало, вы­ражающее собою единство безусловно-сущего, очевидно, есть Слово, или Логос» 6 (Соловьев В.С Чтения о Богочеловечестве // Соловьев В С Сочине ния В 2 т - М , 1989 - Т 2 - С 108). Логос есть тот же Бог, но Бог, прояв­ляющийся по отношению к чему-то Такое понимание Бога предполагает человека, перед которым и развертывается бо­жественная сущность

Истоки логоцентрической картины мира — в античной философии. В ней первоначальное бытие чувственно живых феноменов было заменено мыслительными абстракциями послегераклитовых столетий. Мифическая стадия сознания оказалась замененной умственно-рациональной. В эпоху эл­линизма произошел резкий поворот к дуалистической карти­не мира в пользу логоса и оценки чувственной жизни как са­танинской. В эпоху христианской миссионерской деятельно­сти эти течения были впитаны первоначально более откры­тым христианским учением о спасении. (С. 24)

Логоцентризм укоренен в западном сознании и благодаря тому типу мышления и деятельности, который создал Рим­ское государство Лучшего примера конструктивной активно­сти при устранении фантазии нельзя отыскать в мировой культуре Римское представление о порядке имело для като­лической церкви такое же важное значение, как камень свя­того Петра. Римское мышление — это стратегическое мыш­ление, Отцовское право, подчинение мира линейному созна­нию

Мир, который не поддается упорядочению и выпрямле­нию, выглядит при этом как нечто подозрительное: власт­вующий ненавидит его, а подвластный боится. В мире язычества, подчеркивает Г.Бурхгардт, с богами Гомера никакая система не могла бы ничего сделать. Также чужды какой бы то ни было системе германские боги. Их очертания терялись в полумраке Языческий мир исходил из того, что природа гораздо сильнее человека Европейский север оставался в те­чение столетий и остается до сих пор в основном чуждым ие­рархии, церкви, государству, системе, власти.

Мессианские концепции были развиты, затем идеалисти­ческой философией. А.Камю отмечал, что в мировой исто­рии никогда не проливалось столько крови, сколько после то­го, как философия захватила власть над человечеством. На фоне убийств во имя великих идей завоеватели и тираны прежних эпох выглядят скорее наивными и сравнительно безобидными.

Под знаком сконструированного на философской основе системного мышления человек все дальше уходит от смысла открытого бытия. Наступила эра бытия без любви и свободного выбора. Со времен Гегеля системное мышление завла­дело исторической перспективой. Человек, согласно Марксу, это просто историческое существо. Стало быть, жизнь чело­века не может иметь никакого иного смысла, кроме подго­товки будущего. Таким образом, древняя мессианская идея получила секуляризированную интерпретацию. За счет логоцентрических систем человек создает себе иное существова­ние и, как отмечал С. Кьеркегор, смешивает себя со своим временем, своим столетием, человечеством в целом. Он не­редко отождествляет себя с логосом государства.

 



Последнее изменение этой страницы: 2016-09-05; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.236.51.151 (0.012 с.)