ЧЕЛОВЕЧЕСКАЯ ПРИРОДА КАК НЕИЗМЕННОСТЬ



Мы поможем в написании ваших работ!


Мы поможем в написании ваших работ!



Мы поможем в написании ваших работ!


ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

ЧЕЛОВЕЧЕСКАЯ ПРИРОДА КАК НЕИЗМЕННОСТЬ



Обладает ли человек некоей неизменной, константой или он постоянно преобразует собственное естество'' Стабильна ли человеческая природа9 Идея о том, что человек имеет определенную неизменную природу, поначалу не вызывала в истории философии конкретных дискуссий. Важно было только угадать, что представляет собой эта природа.

«Человек по природе стремится к добру, — пишет древне­китайский философ Мэн-цзы, — так же как вода устремляет­ся вниз И нет среди людей таких, что были бы несклонны к добру, как нет воды, которая бы не текла вниз...» 16. Ему воз­ражает Сен-цзы. «Человек имеет злую природу... Человек от рождения проникнут ненавистью» 17. И далее: «Есть люди, которые спрашивают: если природа человека злая, то откуда же возникают правила ли и справедливость? Отвечаю: все правила ли и справедливость созданы совершенномудрыми,

 

См Человек Мыслители прошлого и настоящего о его жизни, смерти и бессмертии. — М , 1991 — С 26

"Там же - С 27.

///

а вовсе не возникли из изначальной природы человека » 18

По мнению Эпикура, сами обстоятельства принудили че­ловеческую природу делать много разного рода вещей 19 Рас­суждая о природе человека, Немезий Эмесский пытался по­нять, каким образом происходит соединение души и неодушевленного тела 20. «Оставаясь человечески конкретным, единство человечности явно свертывает в себе сообразно своей определенности все в мире», 21 — отмечал Николай Кузанский. О том, что дозволено человеческой природе Богом, размышляет Эриугена 22 В Новое время Ф Бэкон пишет «Природа в человеке часто бывает сокрыта, иногда подавле­на, но редко истреблена» 23. К человеческой природе как не­изменной данности постоянно апеллировали просветители.

Однако идея стабильности человеческой природы оказа­лась подорванной изнутри. Дело в том, что многие философы и политики вкладывали в это понятие диаметрально про­тивоположное содержание. Поневоле рождалось подозрение не есть ли философское определение природы человека нечто условное? Нередко подразумевалось радикально иное значе­ние самого выражения «человеческая природа».

Когда политик или социальный мыслитель пытается оп­равдать господствующий порядок, он, естественно, исходит из убеждения, что человеческая природа неизменна. Говоря, скажем, о неизбежности экономической конкуренции, идео­логи раннего капитализма, естественно, подразумевали, что человек от природы тянется к наживе, стремится к обогащению. В противовес им социалисты изобличали конкуренцию как нечто искусственное, деформирующее человеческую при­роду. Они были убеждены в том, что натура человека позво­ляет воспитать в людях изначально заложенный в них аль­труизм. Последний воспринимался как соприродный челове-

 

Там же

19 Там же -С 124

Человек Мыслители прошлого — С 142

 

ляющие, принципиально значимые Например, разумность свойственна только человеку Он овладел также искусством общественного труда, освоил сложные формы социальной жизни, создал мир культуры. У хомо сапиенс, стало быть, есть постоянные и специфические признаки, но в какой мере они приоткрывают тайну человека в целом?

Человеческая натура проявляется в разном, но в чем то, надо полагать, обнаруживается верховное, державное качество человека Выявить эту главенствующую черту означает постичь сущность человека. Какое качество можно считать специфически человеческим? Одни считают — разум, особым образом организованное сознание, другие — социальность, третьи — общение ., Есть ли вообще в человеке какое-то внутренне устойчивое ядро? Философы отвечают на эти во­просы по-разному. Многое зависит здесь от общей мировоз­зренческой установки, то есть от того, что данное философ­ское направление выдвигает в качестве высшей ценности. Сущность человека, стало быть, не отождествляется с приро­дой, зачастую как бы превосходит природную данность или вообще служит инобытием природы...

ЧЕЛОВЕЧЕСКАЯ ПРИРОДА КАК НЕИЗМЕННОСТЬ

Обладает ли человек некоей неизменной

константой или он постоянно преобразует собственное естество'' Стабильна ли человеческая природа9 Идея о том, что человек имеет определенную неизменную природу, поначалу не вы зывала в истории философии конкретных дискуссий. Важно было только угадать, что представляет собой эта природа

«Человек по природе стремится к добру, — пишет древне­китайский философ Мэн-цзы, — так же как вода устремляет­ся вниз И нет среди людей таких, что были бы несклонны к добру, как нет воды, которая бы не текла вниз...» 16. Ему воз­ражает Сен-цзы. «Человек имеет злую природу... Человек от рождения проникнут ненавистью» 17. И далее: «Есть люди, которые спрашивают: если природа человека злая, то откуда же возникают правила ли и справедливость? Отвечаю: все правила ли и справедливость созданы совершенномудрыми,

См Человек Мыслители прошлого и настоящего о его жизни, смерти и бессмертии. — М , 1991 — С 26

"Там же - С 27.

///

а вовсе не возникли из изначальной природы человека » 18

По мнению Эпикура, сами обстоятельства принудили че­ловеческую природу делать много разного рода вещей 19 Рас­суждая о природе человека, Немезий Эмесский пытался по­нять, каким образом происходит соединение души и неодушевленного тела 20. «Оставаясь человечески конкретным, единство человечности явно свертывает в себе сообразно сво ей определенности все в мире», 21 — отмечал Николай Кузанский. О том, что дозволено человеческой природе Богом, размышляет Эриугена 22 В Новое время Ф Бэкон пишет «Природа в человеке часто бывает сокрыта, иногда подавле­на, но редко истреблена» 23. К человеческой природе как не­изменной данности постоянно апеллировали просветители.

Однако идея стабильности человеческой природы оказа­лась подорванной изнутри Дело в том, что многие философы и политики вкладывали в это понятие диаметрально про­тивоположное содержание. Поневоле рождалось подозрение не есть ли философское определение природы человека нечто условное? Нередко подразумевалось радикально иное значе­ние самого выражения «человеческая природа».

Когда политик или социальный мыслитель пытается оп­равдать господствующий порядок, он, естественно, исходит из убеждения, что человеческая природа неизменна. Говоря, скажем, о неизбежности экономической конкуренции, идео­логи раннего капитализма, естественно, подразумевали, что человек от природы тянется к наживе, стремится к обогащению В противовес им социалисты изобличали конкуренцию как нечто искусственное, деформирующее человеческую при­роду Они были убеждены в том, что натура человека позво­ляет воспитать в людях изначально заложенный в них аль­труизм. Последний воспринимался как соприродный челове-

18Там же

19 Там же -С 124

20Человек Мыслители прошлого — С 142

21 Николай Кузанский Соч В 2 т - М , 1979 - Т I - С 258 2

22 Эриугена Книга о божественном предопределении // Человек — М , 1991 -Т I -С 166

23 Бэкон Ф Опыты или наставления нравственные и политические // Человек - М . 1991 - Т I - С 265

ку.

Разумеется, из этих констатации можно сделать различные мировоззренческие выводы С одной стороны, можно говорить о том, что люди проживают свою жизнь в условиях медленных или стремительных социальных перемен Иногда поколение успевает оказаться в самых неожиданных обстоя­тельствах, повороты истории погружают их в иную реаль­ность Выходит, человеческая природа способна адаптироваться к различным ситуациям Она вовсе не преображается по мановению рук социальных утопистов

Но с другой стороны не логичнее ли говорить о различ­ном понимании человеческой природы, которое в конечном счете подводит к убеждению, что ее можно преображать9 Ведь многое в человеческом естестве оказывается не врожденным, а благоприобретенным. Уже цитированный Мэн-цзы, констатируя соприродную человеку доброту, добавляет «Человеческая природа подобна стремительному потоку пус­тите его на восток — потечет на восток, пустите на запад — потечет на запад Ей безразличны добро и зло, как воде без­различны восток или запад» v. Сен-цзы, напротив, толкуя о злой природе человека, добавляет «Доброе в человеке — это благоприобретенное» 25



Последнее изменение этой страницы: 2016-09-05; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 35.173.35.159 (0.011 с.)