ЧИСТКА И СБОРКА НАСТЕННЫХ ЧАСОВ



Мы поможем в написании ваших работ!


Мы поможем в написании ваших работ!



Мы поможем в написании ваших работ!


ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

ЧИСТКА И СБОРКА НАСТЕННЫХ ЧАСОВ



 

Чистка настенных часов. Если механизм часов не очень за­грязнен, то достаточно почистить его бензином, мелом и щеткой. В случае сильного загрязнения нужно применить специальный состав для чистки.

Отверстия для цапф прочищают чуркой; углубления и гнезда для масла должны быть абсолютно гладкими и чистыми. Чурку стачивают в виде сверла, наматывают на нее вату с крокусом и полируют гнездо. Потом чуркой, заточенной на конус, полируют отверстия.

После чистки часов прикасаться пальцами к платинам и коле­сам не следует. Стальные плоские детали после чистки нужно отшлифовать, промыть и отсинить, если на их плоскостях имеется коррозия.

Сборка настенных часов. Сборку настенных часов начинают с того что кладут платину с ножками на специально приготовлен­ную подставку. Затем устанавливают центральное колесо и оба барабана вставляют валики боя, колеса хода и боя. После этого осторожно накладывают другую платину. Пинцетами вставляют в отверстия платины валы барабанов и колес. Сборку следует про­изводить осторожно, чтобы не погнуть цапфы колес.

После сборки платины следует закрепить всеми штифтами, а потом проверить скат колес, вращая барабаны хода и боя. Затем следует проверить, правильно ли собраны колеса боя. После этого вставляют рычаги, пружинки рычагов, счетный диск и про­веряют работу механизма боя.

Сборка механизма боя. Для правильной сборки механизма боя необходимо, чтобы во время остановки боя подъемный выс­туп молотка ни в коем случае не касался штифта или зуба звез­дочки Подъемный штифт нужно установить так, чтобы он во время остановки боя не касался подъемного стержня молотка. Это способствует более легкому подъему молотка, так как колесо успевает приобрести некоторую скорость раньше, чем подъемный штифт коснется выступа молотка. Выступ молотка не должен касаться стенок штифтового колеса. Стержень молотка должен быть хорошо отполирован, чтобы облегчить работу механизма боя Подъемный стержень молотка в валу должен быть плотно закреплен а вал не должен иметь большого осевого зазора. Ко­жаные или замшевые вставки на молотках закреплены столярным клеем Если вставка износилась, то следует вставить новую для мягкости звука боя. Возвратная пружина молотка должна нажи­мать на молоток эластично.

Между моментом падения молотка и остановом боя второе пусковое колесо может сделать до 3/4 оборота. Когда механизм боя перестает работать, штифт второго пускового колеса должен остановиться против или вблизи триба, ветряка или на полобо­рота от рабочею конца двуплечего рычага отпирания. Крылья ветряка должны быть установлены на оси триба плотно, для того чтобы исключить возможность проскальзывания.

Чтобы во время сборки правильно установить штифтовое ко-лeco, используют мост, находящийся на платине; отвинтив его, можно переставить штифтовое колесо в нужном направлении.

В механизме боя встречаются следующие дефекты: рычаг от­пирания еще не опустился, а штифт второго пускового колеса проскакивает мимо конца двуплечего рычага отпирания, а часы бьют без остановки; количество ударов перепутано.

В этих случаях необходимо обратить внимание, правильно ли установлен счетный диск и рычаг отсчета, соединяющийся с ним.

Если ветряк на своей оси сидит слабо или о« мал по размеру, это вызывает ускоренный бой часов. Для устранения дефекта нуж­но или закрепить плотнее фиксаторную пружинку, или увеличить ветряк путем приклепки или припайки дополнительных пластин по бокам ветряка, увеличивая его площадь, но лучше изготовить но­вые лопасти.

Замедленный бой вызывается следующими причинами:

1) недостаточная смазка работающих частей боя;

2) погнуты цапфы в одном из колес боя;

3) мал зазор в одной из деталей боя или длинен молоток;

4) малый или большой зазор между одним из колес и трибов боя;

5) не отрегулированы рычаги боя;

6) сильный нажим возвратной пружины на вал молотка.

Ход и бой часов могут прекратиться, если штифт второго пус­кового колеса упрется в двуплечий рычаг отпирания.

Сборка механизма боя с гребенкой. Для правильной сборки механизма боя часов с гребенкой нужно обратить внимание на следующее.

1. Оси должны быть плотно запрессованы в рычаги.

2. Должен быть обеспечен надлежащий зазор для перемеще­ния рычагов.

3. До постановки циферблата нужно несколько раз проверить правильность боя на все 12 ударов. Раньше чем опилить или ото­гнуть какую-либо из деталей боя, нужно тщательно проверить весь механизм и убедиться в необходимости выполнения этих опе­раций.

4. Минутный триб на оси центрального колеса должен вра­щаться достаточно туго. Если он закреплен слабо, то трубку триба сжимают круглогубцами.

5. Если триб вексельного колеса или муфта часового колеса проворачивается, необходимо их закрепить, стянув пуансоном.

После окончательной установки механизма боя плотно закреп­ляют штифты платины и регулируют механизм хода. Заведя не­много пружину, устанавливают ход. Глубина хода с налетами должна равняться примерно четвертой части толщины палет. При этом глубина падения обеих палет должла быть совершенно одинакова.

Рис. 206. Виды штифтов:

1 — штифт конический; 2 — штифт гладкий цилиндрический, 3 — шплинт

После сборки смазывают маслом трущиеся поверхности дета­лей механизма, в том числе палеты. Затем устанавливают цифер­блат и стрелки. В часах настенных и напольных в основном при­меняются штифты в качестве крепежных и установочных деталей. Штифты встречаются цилиндрические, конические и шплинты (рис. 206). Для закрепления разных рычагов в настенных и дру­гих крупных часах рекомендуются шплинты. Для других целей, таких как укрепление циферблата и т. п., рекомендуются крепежные штифты с небольшой конусностью. Штифт с большим конусом держится в отверстии ненадежно.

 

ПУСК ЧАСОВ

 

Для лучшей регулировки хода и боя часов рекомендуется устанавливать механизм в корпус до постановки циферблата.

Закрепляя механизм в корпусе, нужно правильно устанавли­вать ход и бой.

Стержень маятника, входя в разрез вилки, не должен касаться ее роликов и должен находиться примерно в середине зазора.

В месте, где стержень маятника соприкасается с вилкой, на стержне могут быть выбоины. Дефект исправляется двумя спо­собами: поворотом стержня вокруг оси на 90°; поднятием стержня и опусканием на такое же расстояние диска маятника.

Корпус часов должен висеть на стене ровно, при этом удары хода должны быть ритмичными.

Наилучшая амплитуда колебания маятника будет в том слу­чае, если импульс наступит в момент прохождения маятником положения равновесия.

Крючок маятника должен легко сниматься с подвеса, но слиш­ком большой вырез крючка может вызвать боковое движение крючка маятника, вследствие чего правильный ход часов будет нарушен. Крючок должен плотно прилегать к штифту, для этого его опиливают соответствующим образом. Если же зазор в крючке слишком велик, крючок сжимают соответственно по толщине под­веса. Маятник должен висеть вертикально. Линза маятника не должна задевать о заднюю стенку корпуса.

Если корпус висит криво, то, задерживая рукой якорь, другой рукой передвигают вилку в ту сторону, в какую смещен корпус. Если вилка изготовлена из проволоки, ее сгибают в ту же сторону.

После установки настенные часы следует закрепить так, чтобы во время завода они не могли произвольно передвигаться из стороны в сторону. Для этого по бокам корпуса имеются винты, упирающиеся в стену.

При установке часов следует еще раз проверить правильность работы механизма боя. Если бой перепутан, то правильный бой можно установить, не извлекая механизм из корпуса, нажимая и отпуская выступающий наружу с правой стороны циферблата хвостовик рычага замыкания до тех пор, пока количество ударов не будет соответствовать показанию стрелок.


Рис. 207. Низкая установка молотка по отношению к пружине

Рис. 208. Бой часов по гонгам:

1 — молоток; 2 — гонг (тонфидер); 3 — стойка, укрепляющая гонг в кор­пусе


При недостаточной громкости и звучности ударов молотка или дребезжащем звуке следует подогнуть молоток вверх. Если моло­ток после удара по пружине касается ее, нужно передвинуть молоток по рычагу ближе или дальше от того места, где закреплена пру­жина. Если молоток боя падает мимо звуковой пружины, необ­ходимо отогнуть его в нужную сторону. При этом молоток должен ударять в пружину своей центральной частью. Если часы во время боя издают дребезжащий звук, причины могут заключаться в сле­дующем: витки пружины соприкасаются друг с другом; витки пру­жины соприкасаются со станком, с вилкой или с корпусом; моло­ток установлен низко, у самой пружины, и после последнего удара он, еще вибрируя, продолжает касаться пружины (рис. 207).

Представление о правильной установке молотка по отношению к гонгам дает рис. 208.

 

ХОДИКИ И ИХ РЕМОНТ

 

Наиболее простые по конструкции часы — ходики — в ремонт почти не поступают, однако часовой мастер должен знать и их конструкцию. Эти часы приводятся в движение тяжестью опускаю­щейся гири, благодаря чему механизм этих часов находится под действием постоянного, равного по величине усилия (кроме мо­мента, когда подтягивают гири вверх). Опускание гири преобра­зуется во вращательное движение на цепное колесо, которое пере­дает вращение на триб промежуточного колеса. Промежуточное колесо в свою очередь сцепляется с трибом ходового колеса. Хо­довое колесо имеет своеобразно устроенные зубья, нажимающие на плоскости скобки, передающей .импульс на маятник. К оси скобки прикреплена изогнутая стальная мягкая проволока, так называемая вилка, через отверстие которой проходит стержень маятника, висящего на качалке (рис. 209).

Колеса ходиков, как и во всех часовых механизмах, латунные, а оси и трибы — стальные. Трибы изготовляют цельные — фрезе­рованные и сборные, из стальных полированных штифтов (так называемое цевочное зацепление).

Рис. 209. Механизм ходиков (вид с задней стороны):

1 — заводное колесо; 2 — вилка; 3 — ходовое колесо; 4 — скобка; 5 — мост анкерной вилки; 6 — гайка, укрепляющая плагину; 7 — промежуточное колесо; 8 — платины нижняя и верхняя; 9 — качалка

Рис. 210. Механизм ходиков (вид спереди и сбоку):

1 — вексельное колесо; 2 — триб вексельного колеса; 3 — часовое колесо; 4 — ми­нутный триб; 5 — звездочка с зубьями, на которые надевается цепь

Цапфы осей вращаются в отверстиях, просверленных в латун­ных платинах (рис. 210).

Барабанное колесо имеет длинную ось, на задней стороне ко­торой свободно насажена вращающаяся звездочка с семью вы­ступами, расположенными на одинаковом расстоянии друг от друга. На выступы надеты звенья цепи. К звездочке прикреплено храповое колесо, которое давит на собачку, расположенную на барабанном колесе, благодаря чему барабанное колесо, само по­ворачиваясь, передает движение остальному механизму.

Вместо собачки на барабанном колесе может быть укреплена скользящая по колесу фрикционная пружинка, проделывая ту же работу, что и собачка.

Движение стрелкам передается тремя зубчатыми колесами, помещенными между нижней платиной и циферблатом. Одно из них — минутный триб — туго напрессовано на длинную наружную ось барабанного колеса; рядом с ним на стойку надевается век­сельное колесо, сцепленное с минутным трибом. На ось барабан­ного колеса надето часовое колесо, сцепляющееся с зубьями триба вексельного колеса.

Ниже описаны только те виды ремонта, которые являются спе­цифическими для ходиков.

Ремонт ходиков следует начинать с осмотра всех узлов и де­талей и с выявления дефектов. Чистка деталей механизма — по­следняя операция.

Обязательно следует осмотреть все звенья цепи, сжимая каж­дое разжатое кольцо плоскогубцами для того, чтобы цепь не сры­валась с блока; блок, который может срываться, вследствие неис­правности собачки; качалку, и если она стерлась, поставить новую, изготовив ее из проволоки такой же толщины.

Если на плечиках скобки имеются глубокие царапины, риски или скобка покрыта коррозией так, что исправить ее нельзя, в этом случае следует изготовить новую скобку.

При изготовлении новой скобки следует плотно вбить продол­говатую стальную пластинку в пазы оси, плоскогубцами и напиль­ником придать требуемую форму и размеры обоим плечикам скобки, тщательно отполировать рабочие поверхности скобки.

После окончательной установки и регулировки новой скобки можно изгибать ее в нужном направлении, при этом между пле­чиками скобки должно помещаться не больше 2,5 зубьев ходо­вого колеса.

Заранее следует проверить ходовое колесо и, если имеются погнутые зубья, то выправить их плоскогубцами с гладкими губ­ками, или тупыми пинцетами, а затем отполировать рабочие плоскости зубьев.

Если минутный триб упирается в платину вследствие малого осевого зазора блочного колеса, необходимо отодвинуть блочное колесо внизу легким ударом молотка по плоскогубцам, приложен­ным к колесу настолько, чтобы образовался достаточный зазор между платиной и трибом.

Во время сборки механизма ходиков необходимо проверить, нет ли дефектов в деталях и узлах, по мере необходимости их устранить.

После сборки механизма необходимо смазать гнезда цапф, трущиеся поверхности скобки, рабочие места качалки и вилки.

Ходики после ремонта проверяют без циферблата, чтобы легче было определить и устранить недостатки.

После установки циферблата надо проверить, достаточен ли зазор у часового колеса и нет ли трения его о циферблат.

ПРИСТАВНОЙ ХОД ЧАСОВ

 

Некоторые настольные и настенные часы отечественного произ­водства (ЧБН и ЧМС) снабжены приставными ходами, представ­ляющими собой легкоотделяемый от механизма блок, содержащий ходовое колесо, вилку и баланс. Прист-авные хода существуют не­скольких типов (Х-3, Х-5 и др.)» отличающихся в основном разме­рами баланса.

Все детали приставного хода смонтированы на отдельной пря­моугольной платине, снабженной тремя пазами, для закрепления винтами платины на механизме часов. Пазы позволяют регулиро­вать глубину зацепления секундного колеса механизма с ходовым грибом приставного хода путем смещения платины приставного хода в радиальном направлении.

Особенностью приставного хода является удлиненный триб хо­дового колеса, выведенный через отверстие в платине на сторону, лритивоположную балансу, и поддерживаемый колонкообразным консольным мостом.

Приставной ход подвержен тем же повреждениям, что и обыч­ный. Специфичность регулировки приставного хода в процессе ре­монта состоит в том, что зацепление ангренажа проверяется уста­новкой платины хода, несущей только ходовое колесо на основной механизм часов, после чего платина с колесом снимается с меха­низма и производится полная сборка хода.

Цапфы осей баланса и вилки смазывают маслом в процессе сборки узла приставного хода, цапфы оси ходового колеса — пе-ред установкой узла в механизме часов.

 

ГЛАВА VIII



Последнее изменение этой страницы: 2016-09-05; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.229.142.91 (0.011 с.)