ЧАСЫ СО СТРУННО-ГИРЕВЫМ ЗАВОДОМ



Мы поможем в написании ваших работ!


Мы поможем в написании ваших работ!



Мы поможем в написании ваших работ!


ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

ЧАСЫ СО СТРУННО-ГИРЕВЫМ ЗАВОДОМ



 

Наряду с настенными часами, где заводная пружина приводит в действие часовой механизм, существуют настенные часы с так называемым струнно-гиревым заводом (как с боем, так и без боя) (рис. 204). Эта система подвеса гири в настоящее время встречается редко — в часах устаревших конструкций, а также в современных первичных электрических часах. Струна уложена в спиральный желоб блока 1 и одним концом прикреплена к нему, а другим концом — к крючку, вдел айн-ому в мост механизма 2. Гиря подвешена к блоку на крючке. Барабанное колесо свободно установлено на оси 3. Блок 1 у своего основания имеет храповое колесо 4.

Рис. 204. Детали часов со струнно-гиревым! заводом

На барабанном колесе укреплена собачка, прижимаемая пру­жинкой ко второму храповому колесу 5. Ось барабанного колеса имеет квадратный выступ для заводки часов. Во время заводки часов ключ вращает барабанное колесо, струна навивается на блок и поднимает гирю.

Удобство такой конструкции заключается в том, что путь гири при опускании сокращается наполовину, а продолжительность хода часов увеличивается вдвое, по сравнению с ходиками, где гиря висит без блока.

Принцип осуществления боя и стрелочная часть механизма та­кие же, как и в настенных часах; ход в большинстве случаев имеет стальной цельный якорь.

Наиболее распространенной конструкцией настенных часов отечественного производства являются часы типа ЧМС.

Эти часы имеют двухнедельный пружинный завод; одна пру­жина является двигателем механизма хода часов, другая — меха­низма боя.

Платины часов квадратной формы сопряжены с колонками и закреплены заклепкой; передняя платина при сборке механизма закрепляется на колонках гайками.

Рычажная система механизма боя вынесена под циферблат, где также размещены стрелочный механизм и храповики с собач­ками валов барабанов заводных пружин.

В механизме ЧМС применена система боя с гребенкой. Мо­лотки боя ударяют по гонгам — звуковым стержням.

Механизм хода не отличается какими-либо особенностями. В часах применена скобочная система пуска.

Применение лаковых покрытий (цапон-лак) для коррозионной защиты платины, барабанов и некоторых других латунных дета­лей требует некоторой осторожности, так как чистить подобные детали жесткой щеткой, мелом, спиртом невозможно; промывать их нужно только в бензине.

При повреждениях лакового покрытия рекомендуется очистить деталь мелкой наждачной бумагой, соблюдая прежнее направле­ние декоративных рисок, после чего на поверхность слегка подо­гретой детали мягкой кистью -нанести тонкий слой цапон-лака. От­верстия в деталях после просушки лака необходимо тщательно очистить.

Типичными дефектами рассматриваемого механизма является износ опорных отверстий платин, износ цапф, а также поломка резьбовой части центральной оси, наиболее часто происходящая при переводе стрелок.

Наиболее сложны по конструкции напольные часы, выпускае­мые отечественной промышленностью, с боем четвертей часа.

Механизм этих часов отличается высоким качеством отделки деталей: платины имеют никелевое покрытие, трибы делают с фрезерованными зубьями, спуск типа Грахама снабжен сталь­ными или рубиновыми палетами.

Кинематически механизм этих часов состоит из трех самостоя­тельных групп: механизма, хода, механизма боя четвертей и меха­низма боя полных часов, сопряженных через рычаги, регулирую­щие моменты включения этих механизмов.

Бой часов осуществляется ударами молотков по гонгам. Чет­верти отбивают четыре раздельно действующих молотка; бой часов производится четырьмя одновременно действующими мо­лотками.

Включает механизмы боя четырехзубая звездочка, установлен­ная на центральной оси. Один зуб звездочки, соответствующий включению боя четвертой четверти и целых часов, удлинен.

В описываемых часах применены своеобразные регуляторы скорости в механизмах боя. Эти регуляторы выполнены в виде ветряков, лопасти которых при вращении могут под воздействием центробежной силы радиально отклоняться от оси, увеличивая тем самым момент инерции. В результате скорость вращения их достаточно постоянна, поскольку момент инерции ветряка пропор­ционально увеличивается изменению момента, развиваемого за­водной пружиной.

В исходное положение лопасти ветряков возвращаются с по­мощью пружины, закрепленной она оси ветряка.

Конструкция напольных часов обеспечивает им большую проч­ность и надежность в работе, и эти часы редко выходят из строя. Характерным дефектом является поломка пружин маятникового подвеса.

 

РАЗБОРКА ЧАСОВ

 

Разборку механизма настенных часов .начинают с маятника и подвесной пружины.

Затем снимают стрелки и циферблат. При снятии стрелок следует проверить надежность посадки минутной стрелки на ми­нутном трибе. Также нужно проверить, соответствует ли положе­ние стрелки времени включения боя, т. е. стоит ли она на цифре 12 или 6. Если втулка в стрелке проворачивается или очень сво­бодно садится на квадрат минутного триба, то в этом случае при­меняют три способа ремонта: заклепывание, стягивание отверстия, приточка новой втулки.

Если показания минутной стрелки неправильны, следует осто­рожно повернуть втулку стрелки. Для этого квадратный стержень закрепляют в тисках и, насадив втулку стрелки на стержень, пово­рачивают стрелку, после чего закрепляют втулку.

При слабой посадке часовой стрелки необходимо стянуть от­верстие. Если ножка слабо держится на циферблате, следует снять циферблат с подциферблатной пластины и заклепать ножку.

Продолжая разборку часов, снимают молоток и исправляют его, если в нем ослаблено крепление рычага или винта или осла­бело крепление стержня в оси. Эти недостатки можно устранить заклепыванием, исправлением резьбы, подборкой или изготовле­нием нового винта.

Прежде чем снять стрелочные колеса и рычаги, предваритель­но проверяют их работу и отмечают дефекты, подлежащие исправ­лению.

Далее полностью опускают пружину, для чего -ключ устанавли­вают на заводном валу и правой рукой немного поворачивают его, а левой поднимают собач-ку и освобождают храповое колесо. Затем ключ поворачивают .на один оборот влево, отпускают со­бачку и вновь повторяют описанное до полного спуска пружины. До спуска пружины нужно осмотреть, как собран механизм боя и учесть все недостатки хода и боя. Особенно это относится к ча­сам со сложным боем.

Спустив пружину, снимают вилку и штифт, укрепляющий счетный диск. Затем разбирают оставшиеся под циферблатом детали, для чего, отвернув гайки или вынув штифты, снимают пла­тины. Ударом молотка по оси снимают счетный диск.

После разборки часов необходимо осмотреть все детали меха­низма хода и боя, .колеса, зубья, цапфы и т. д. и выявить их не­исправности. Следует отполировать и выровнять цапфы, повреж­денные заменить новыми, выровнять колеса, стянуть отверстия, выровнять или вставить зубья.

Шлифуют и полируют трибы чуркой с набранным на нее мас­лом, снятым с точильного камня. Когда будут выведены все риски и следы коррозии, трибы чистят бензином и приступают к оконча­тельной полировке тем же способом с применением диамантина или крокуса, а затем снова промывают в бензине.

Если в цельном трибе сломан зуб, а заменить триб нечем, то на месте поломанного зуба необходимо ка,к можно глубже про­сверлить несколько отверстий, нарезать в них резьбу, затем наре­зать резьбу на отрезках стальной проволоки и, ввинтив их в от­верстия, пропаять серебряным припоем. После этого триб нужно очистить от окалины, придать штифтам форму смежных зубьев, закалить, отпустить до синего цвета и отполировать.

После проделанной работы необходимо проверить, правильно ли происходит зацепление колеса и исправленного триба. Осевой зазор осей колес настенных часов должен быть возможно мень­шим (не больше 0,1 мм).

При осмотре якоря надо тщательно закрепить слабо сидящие палеты, а также закрепить на оси слабо сидящий якорь. Вилка также должна быть закреплена на оси так, чтобы она поворачи­валась с некоторым трением.

Если рабочие поверхности палет или стальной скобки разъе­дены или имеют риски, их шлифуют и полируют на стекле с кро­кусом. Поверхность палет после полировки должна быть зер­кальной.

 

БАРАБАН С ПРУЖИНОЙ

 

До разборки барабана рекомендуется нанести метки на бара­бане и на крышке для того, чтобы крышку при сборке поставить на старое место.

Рис. 205. Способ стягивания отверстия хра­пового колеса пуансоном:

1 — пуансон для стягивания отверстия; 2 — стянутое отверстие храпового колеса

Плоскости квадрата вала барабана при необходимости следует исправить плоским напильником и отполировать его пятки. После удаления пружины нужно отполировать отверстия в барабане и крышке. Вынимать пружину из барабана следует осторожно, чтобы пружина не получила воронкообразную форму, что увели­чит трение о дно и крышку барабана, отрицательно влияющее на ход и бой часов. Воронкообразную пружину следует обязательно выровнять. До вставки пружины в барабан нужно протереть ее с обеих сторон масляной тряпкой, не оставляя следов засохшего масла.

После чистки, вставки и смазки пружины и вала собирают оа-рабан. При этом крышку закрывают, зажимая барабан в тисках между двумя дощечками, или плотно заворачивают в чистую тряпку, чтобы губки тисков не повредили барабан и его зубья. После сборки барабана проверяют правильность зацепления пру­жины за крючок вала барабана и самого барабана. Для этого, обернув тряпкой квадрат .вала, его зажимают в настольные тиски и поворачивают барабан до отказа.

Подбирая новую пружину, нужно обеспечить зазор на 0,5 - 1 мм до торца барабана.

Исправление крючка барабана или крючка вала, или изготов­ление новых крючков, а также исправление сломанной пружины производится так же, как в наручных или карманных часах.

На квадрате заводного вала плотно, без зазора устанавли­вают храповое колесо. Если зазор большой, то подбирают готовое колесо или изготовляют новое. При использовании старого храпового колеса следует разработанное отверстие стянуть спе­циальным пуансоном (рис. 205). Ширина пуансона должна быть равна стороне квадратного отверстия храпового колеса.

Сработанные зубья храпового колеса поправляют треугольным напильником, а собачку — плоским и полукруглым напильниками.

 



Последнее изменение этой страницы: 2016-09-05; просмотров: 198; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.212.120.195 (0.017 с.)