Экономическое пространство социокультурной сферы: объекты, субъекты, функции и тенденции развития на современном этапе. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Экономическое пространство социокультурной сферы: объекты, субъекты, функции и тенденции развития на современном этапе.



Содержание и отличительные особенности социокультурной сферы.

Экономика СКС – наука о закономерностях взаимодействие людей в процессе создания сохранения распространения и потребления культурных благ и ценностей, а также рационального использования ограниченных ресурсов с целью наиболее полного удовлетворения постоянно растущих социокультурных потребностей членов общества.

Экономика СКС начала формироваться в 80-е годы 20 века. Огромный вклад внесла возникновение этой науки работа американских ученных У.Б.аумоль и Боэн, в 1966г. Вышла работа «Зрелищное искусство. Эконом. дилемма». Главная идея книги: издержки растут быстрее, чем цены на конечный продукт. Производственность труда отстает от общего роста производственности труда в экономике (растут издержки).В 1973г. – журнал «Экономика культуры», 1973 г – кафедра экономики и организации театра в Ленинргаде, в МГУ- каф. Экономики непроизводственной сферы.

Характерные черты социокультурной сферы: 1) Представляют блага в основном в форме услуг, предметом воздействия, которых являются люди, их материальные, физические, духовные взаимодействия. 2) Наличие четко выраженных внешних эффектов от потребления благ (услуг) теми, кому они непосредственно адресованы. 3) выступают объектом ценностных оценок со стороны гос-ва и общества. 4) Характеризуется высокой долей участия гос-ва в финансировании и в представлении производимых в них благ (услуг) Например, в 2009 г. Объем финансирования из бюджета Москвы 23,8 млд руб., а объем реализации от платных услуг населению составил 4,2 млд рублей.

Сфера нематериального производства делится на сферу коллективных и бытовых услуг (наука и научное обслуживания, кредит и страхование, управление, природоохранительная де-сть, бытовое обслуживание, туризм) и на социальную сферу (образование, здравоохранение, соц. защита, обеспечение, культура и искусство, СМИ, ЖКХ, физ-ра и спорт).

 

2.Планирование предпринимательской (коммерческой) деятельности организаций и учреждений социокультурной сферы. Сущность и структура бизнес-плана (проекта) организации социокультурной сферы.

Коммерческие организации – организации, преследующие извлечение прибыли в качестве основной цели своей деятельности. Организационно-правовые формы коммерческих организаций культуры: Хозяйственные товарищества – полные товарищества и товарищества на вере; Хозяйственные общества – ООО – общества с ограниченной ответственностью; ОАО; ЗАО); Производственные кооперативы; Государственные и муниципальные унитарные предприятия, в том числе казенные.

Достоинства: возможность получения значительной прибыли; хозяйственная самостоятельность; более высокий уровень оплаты работников.

Недостатки: отсутствие ощутимой государственной поддержки; нестабильность, риск, зависимость от запросов и платежеспособности потребителя; налоговый статус, не предусматривающий существенных льгот при уплате налогов.

Основные направления экономической деятельности организации социокультурной сферы: хозяйственная; планирования; нормирование и оплата труда; финансовая; предпринимательская (коммерческая); бухгалтерский и налоговый учет и отчетность; статистическая отчетность.

Организация планирования учреждения культуры. Организация культуры самостоятельно разрабатывает и утверждает план своей деятельности. Основные разделы общего плана деятельности учреждения культуры: 1) Мероприятия, направленные на реализацию творческо-производственной и самостоятельной хозяйственной деятельности, укрепление материально-технической базы и социальное развитие организации культуры. 2) Объемы основной деятельности, определяемые спецификой организации культуры и региональными условиями. 3) Объемы финансовых средств и направления их использования в соответствии с уставом (положением).

Обязательным документом при ежегодном планировании деятельности организации культуры является смета доходов и расходов организации культуры.Планирование предпринимательской деятельности организации культуры и учет средства, полученных от ее осуществления, ведутся обособлено.Бюджетные и автономные государственный муниципальные учреждения культуры (с 1.01.2012) составляют планы финансово-хозяйственной деятельности учреждения культуры в соответствии с требованиями Приказа Министерства Финансов РФ от 21 июля 2010 г №81 «О требованиях к плану финансово-хозяйственной деятельности государственного (муниципального) учреждения.

 

Закономерности и принципы функционирования экономики социокультурной сферы.

Принципы экономики СКС: общедоступность, социальная справедливость, гос. регламентация дея-сти учреждения культуры, применение соц. нормативов для обеспечивания населения социокультурнами услугами, законодательно закрепленный порядок объема финансирования, преобладание гос. сектора в культурной сфере, плотность представления частных соц.культур. благ, установление гос. соц.кцльтур. законов.

Распоряжение Правительства РФ от 3 июня 1996г. - №1069

 

6.Характеристика ценообразующих факторов в социокультурной сфере. Практика ценообразования на продукцию и услуги российских организаций и учреждений культуры в современных условиях.

Ценообразование — процесс формирования и изменения цен, определение их уровней, соотношений, структуры.

Цена представляет собой один из важнейших экономических инструментов хозяйствования организаций культуры, интегриро­ванный в общую систему финансового регулирования. Бюджетные ассигнования — это особый вид цен, обусловленный социальной полезностью услуг культуры. Они взаимосвязаны с розничными ценами, по которым услуги культуры оплачивает население.

Согласно классическому определению, цена является денеж­ным выражением стоимости товара или услуги.

В сфере культуры отсутствует прямая, непосредственная связь между ценой и стоимостью. Связь цены со стоимостью опосредова­на потребительной стоимостью услуги, которая и выступает в каче­стве ценовой базы. Потребительная стоимость существует в единст­ве двух форм — индивидуальной и социальной полезности.

Услуги культуры предоставляются как в платной, так и в бес­платной форме, часто по льготным ценам, устанавливаемым ниже уровня их индивидуальной полезности.

Отличие льготных цен от низких заключается в том, что низ­кие цены не обеспечивают условий расширенного воспроизводст­ва, но возмещают затраты; а льготные цены не обеспечивают ус­ловий простого воспроизводства, т. е. не полностью возмещают затраты.

Виды цен: по характеру обслуживающего персонала:оптовые; розничные; по времени действия:; постоянные; временные (летние, дневные и т.д.).

по характеру их установления: фиксированные (предельные цены, тарифы); договорные (на основе контрактов); свободные; льготные;

Экономическое содержание цены наиболее полно раскрывается в ее функциях.

Как правило, выделяют следующие функции цены: — учетная (позволяет измерять затраты на производство и реа­лизацию продукции); — регулирующая (уравновешивает спрос и предложение); — перераспределительная (обеспечивает перераспределение до­ходов между секторами экономики, отраслями, регионами, хозяйст­вующими субъектами, группами населения); — стимулирующая (оказывает поощрительное и сдерживающее воздействие на производство и потребление продукции).

Специфика функций цен на услуги культуры определяется суще­ствованием двух форм их потребительной стоимости— индивиду­альной и социальной полезности. Поэтому функции цен в культуре реализуются в единстве и взаимосвязи розничных цен и бюджетных ассигнований.

В целом цены на услуги культуры служат регулятором отноше­ний между их производителями, потребителями и государством (муниципалитетом).

 

Возникновение и развитие экономики социокультурной сферы как науки.

Смотри вопрос 1.

Требования к объему экономических знаний менеджера социокультурной сферы в современных условиях.

Менеджер СКД должен знать: 1) предмет, методы и задачи курса «экономики СКС», его роль и место в системе общепрофессиональных дисциплин; 2) сущность экономической политики государства и систему соц. защиты населения в условиях рынка; 3) сущность и структуру экономического пространства СКС; 4) нормативно-правовую базу эконом. деятельности организаций и учреждений СКС; 5) теорию и технологию экономической деятельности организаций СКС; 6) источники и способы финансирования организаций и учреждений СКС, их налогообложение; 7) уметь анализировать состояния и особенности конкурентно-рыночного механизма в СКС; 8) анализировать трудовые отношения и применять современные системы оплаты труда.

12.Государственные (муниципальные)учреждения социокультурной сферы: виды, проблемы функционирования и тенденции развития в современной России.

Учреждение — основная организационно-правовая форма не­коммерческой организации культуры на современном этапе. Учреждением признается некоммерческая организация, соз­данная собственником для осуществления управленческих, соци­ально-культурных или иных функций некоммерческого характера. Специфика учреждения определяется ст. 120 ГК РФ. Учреждения могут быть государственными, муниципальными и частными. Государственные и муниципальные учреждения в свою очередь подразделяются на два типа — бюджетные и автономные. Виды государственных и муниципальных учреждений: Казенное учреждение – государственное (муниципальное) учреждение, осуществляющее оказание государственных (муниципальных) услуг, выполнение работ и (или) исполнение государственных (муниципальных) функций в целях обеспечения реализации предусмотренных законодательством РФ полномочий органов государственной власти (государственных органов) или органов местного самоуправления, финансовое обеспечение деятельности которого осуществляется за счет средств соответствующего бюджета на основании бюджетной сметы. Автономное учреждение – государственное (муниципальное) учреждение, которому учредитель устанавливает задание на предоставление государственных (муниципальных) услуг и осуществляет финансовое обеспечение его выполнения за счет средств соответствующего бюджета. Бюджетное учреждение – некоммерческая организация, созданная Российской Федерацией, субъектом Российской Федерации или муниципальным образованием для выполнения работ, оказания услуг в целях обеспечения реализации предусмотренных законодательством Российской Федерации полномочий соответственно органов государственной власти (государственных органов) или органов местного самоуправления в сферах науки, образования, здравоохранения, культуры, социальной защиты, занятости населения, физической культуры и спорта, а также в иных сферах.

 

Виды конкуренции в СКС

Рынки совершенной и несовершенной конкуренции.

Рынок соверш конкуренции в сфере культуры: его черты:

· много производителей

· объемы производства каждого участника невелики

· поэтому цена устанав самим рынком

· продукция, продаваемая на таком рынке явл однородной

· полная информированность участников рынка

· вход и выход на такой рынок свободны

В этой сфере он в чистом виде не существует, но элементы его мы можем увидеть в отдельных элементах, а именно предоставление услуг на основе индивидуального предпринимательства: организаторы праздников, учителя музыки, танцев, пения, на котор механизм ценообразования явл свободным, отсутствуют барьеры для бизнеса, вход свободный.

Писателей и художников можно назвать людьми свободных профессий в значительной степени условно. На стадии производства творческого продукта действительно можно говорить об определенных организациях независимости их труда, малая часть художников занимается продажей своих произведений самостоятельно. Это связано с книгоиздательствами, галереями.

Рынок несовершенной конкуренции представлен спец рыночными структурами:

- рынок монополистической конкуренции (дифферинцированность товаров)

Черты: -множество мелкий предприятий; -разнородная продукция; -вход и выход свобожны; -доступность информации затруднена

Дифференциация продукта может быть осуществлена на основе качества условий продаж, информированная доступность его свойств для потребителя, доп услуги, предостав во время и после продажи, местоположение продавца относительно потребителей

Олигополия

Черты:

-небол количество крупных мероприятий

-каждый продавец оказывает значительное влияние на рынок в целом

-продукты диф-ны торговой маркой

-вход и выход свободны

Эта рыноч структура характерна для музейных и выставочных услуг бол городов. Так Русский музей и Эрмитаж, Третьяковская галерея и пушкинский музей образуют олигополистические группы, для поведения которых характерны:

А) борьба за лидерство на рынке

Б) взаимозависимость в определении ценовой политики

В) стратегическое взаимодействие (например, в случае обслуживания орг-циями культуры льготных категорий посетителей, в случае разнице в ценах на утренние и вечерние спектакли)

Монополия –

Черты:

-одно предприятие

-уникальная продукция

-неоднородные барьеры при входе

-информированность ограничена

Характерна:

А) для рынка местных организаций культуры

Б) рынок оперных и балетных театров в городах регионального и краевого значения

В) рынок услуг орг-ций имеющих статус национальных (Большой театр, Мариинка)

Г) рынок «звезд» пугачева явл своеобразым естественным и правовым монополистом современного российского рынка культуры

Д) используется ценовая дискриминация и контроль цен на свою продукцию.

Монопсония – это рыноч структура, на которой присутствует один покупатель, т е отсутствует конкуренция покупателей. Покупатель в лице гос и муниц органа управления культуры, котор явл единственным заказчиком общ и соц-значимых благ культурыи источником явл расход гос, рег и местных бюджетов.

Содержание и отличительные особенности социокультурной сферы.

Экономика СКС – наука о закономерностях взаимодействие людей в процессе создания сохранения распространения и потребления культурных благ и ценностей, а также рационального использования ограниченных ресурсов с целью наиболее полного удовлетворения постоянно растущих социокультурных потребностей членов общества.

Экономика СКС начала формироваться в 80-е годы 20 века. Огромный вклад внесла возникновение этой науки работа американских ученных У.Б.аумоль и Боэн, в 1966г. Вышла работа «Зрелищное искусство. Эконом. дилемма». Главная идея книги: издержки растут быстрее, чем цены на конечный продукт. Производственность труда отстает от общего роста производственности труда в экономике (растут издержки).В 1973г. – журнал «Экономика культуры», 1973 г – кафедра экономики и организации театра в Ленинргаде, в МГУ- каф. Экономики непроизводственной сферы.

Характерные черты социокультурной сферы: 1) Представляют блага в основном в форме услуг, предметом воздействия, которых являются люди, их материальные, физические, духовные взаимодействия. 2) Наличие четко выраженных внешних эффектов от потребления благ (услуг) теми, кому они непосредственно адресованы. 3) выступают объектом ценностных оценок со стороны гос-ва и общества. 4) Характеризуется высокой долей участия гос-ва в финансировании и в представлении производимых в них благ (услуг) Например, в 2009 г. Объем финансирования из бюджета Москвы 23,8 млд руб., а объем реализации от платных услуг населению составил 4,2 млд рублей.

Сфера нематериального производства делится на сферу коллективных и бытовых услуг (наука и научное обслуживания, кредит и страхование, управление, природоохранительная де-сть, бытовое обслуживание, туризм) и на социальную сферу (образование, здравоохранение, соц. защита, обеспечение, культура и искусство, СМИ, ЖКХ, физ-ра и спорт).

 

2.Планирование предпринимательской (коммерческой) деятельности организаций и учреждений социокультурной сферы. Сущность и структура бизнес-плана (проекта) организации социокультурной сферы.

Коммерческие организации – организации, преследующие извлечение прибыли в качестве основной цели своей деятельности. Организационно-правовые формы коммерческих организаций культуры: Хозяйственные товарищества – полные товарищества и товарищества на вере; Хозяйственные общества – ООО – общества с ограниченной ответственностью; ОАО; ЗАО); Производственные кооперативы; Государственные и муниципальные унитарные предприятия, в том числе казенные.

Достоинства: возможность получения значительной прибыли; хозяйственная самостоятельность; более высокий уровень оплаты работников.

Недостатки: отсутствие ощутимой государственной поддержки; нестабильность, риск, зависимость от запросов и платежеспособности потребителя; налоговый статус, не предусматривающий существенных льгот при уплате налогов.

Основные направления экономической деятельности организации социокультурной сферы: хозяйственная; планирования; нормирование и оплата труда; финансовая; предпринимательская (коммерческая); бухгалтерский и налоговый учет и отчетность; статистическая отчетность.

Организация планирования учреждения культуры. Организация культуры самостоятельно разрабатывает и утверждает план своей деятельности. Основные разделы общего плана деятельности учреждения культуры: 1) Мероприятия, направленные на реализацию творческо-производственной и самостоятельной хозяйственной деятельности, укрепление материально-технической базы и социальное развитие организации культуры. 2) Объемы основной деятельности, определяемые спецификой организации культуры и региональными условиями. 3) Объемы финансовых средств и направления их использования в соответствии с уставом (положением).

Обязательным документом при ежегодном планировании деятельности организации культуры является смета доходов и расходов организации культуры.Планирование предпринимательской деятельности организации культуры и учет средства, полученных от ее осуществления, ведутся обособлено.Бюджетные и автономные государственный муниципальные учреждения культуры (с 1.01.2012) составляют планы финансово-хозяйственной деятельности учреждения культуры в соответствии с требованиями Приказа Министерства Финансов РФ от 21 июля 2010 г №81 «О требованиях к плану финансово-хозяйственной деятельности государственного (муниципального) учреждения.

 

Экономическое пространство социокультурной сферы: объекты, субъекты, функции и тенденции развития на современном этапе.

Экономич. Пространство СКС – экономич. Взаимодействие орга-ции и учреждения СКС, ее субъектов, и объектов, обеспечивающие условия для всестороннего интеллектуального, эстетического, нравственного воспитания членов общества, оптимального удостоверения их социокультурных потребностей и реализаций творческого потенциала личности.

Объекты эконом. Прост-ва: личность, семья, трудовой коллектив, общность, группа, гос-во, общество.

Субъекты: органы федеральной, региональной и муниципальной власти, организации и учреждения СКС, общественные организации (не коммерческие), некоммерческие организации, религиозные и благотворительные организации.

Противоречия эконом. Пространства: 1)постоянный рост социокультурных потребностей и ограниченность ресурсов для их удовлетворения. 2) все элементы действуют во многом самостоятельно. 3) в этом пространстве во многом действует закрытая экономика. 4) Эконом. эффективность дея-сти учреждения культуры трудно рассчитать по основному критерию эффективности (эффект. = результат (затраты)).

Исходя из этого дея-сть многих учреждений культуры оценивается косвенным путем. Для библиотек – по числу косвенных читателей, школы- по кол-ву участников и работников. Понимая экономику СКС как сферу чел-ой дея-сти и ее результат в эконом. плане представлены в виде благ (услуг (посещение библиотеки, чтение книги и т.д.), которые признаны удовлетворять разнообразие социокультурные потребности. При этом рассмотрении СКД с эконом. точки зрения должно обязательно соотноситься с рассмотрением этой деятельности с других т. Зрения: с организационно- технических, с социально-организационной, с политической.

 

 

4.Сущность и особенности формирования ценна услуги (блага) организаций социокультурной сферы.

Непосредственным результатом дея-сти организации СКС является создание соц.культур. благ для удовлетворения с.к.потребностей. По возможности их производства потребления и социальной значимости выделяют: частные общественные блага: частные блага, смешанные блага.

Общественные блага – блага, обладающие одновременно свойствами неисключимости и несоперничества в потреблении и удовлетворении потребностей. Признаки обществ. благ: неисключимость (невозможно исключить чел-ка из круга потребителей данного блага), неконкуренстность (потребление блага одним чел-ком не уменьшает возможностей потребления его другим), неделимость (блага нельзя разложить на отдельные единицы).

Частными являются блага (ЧБ), каждая единица которого может быть продана потребителю за определенную плату. Свойства: 1) ЧБ приобретаются в индивидуальном порядке, в соответствии со вкусом и спросом конкретных потребителей (избирательное свой-во) 2) все ЧБ представлены отдельными товарными единицами. Потребление 1 единицы ЧБ каким-то потребителем делает невозможным потребление для другого потребителя в отношении этой единицы блага (делимость). 3) любое ЧБ имеет цену. Даже самая низкая цена делает невозможным потребление для какой-то части потенциальных потребителей, т.е. цена исключает благо из потребителей каких-то лиц(исключительность). 4) любая цена должна окупать затраты на производство благ (окупаемость затрат). Таким образом, ценообразование на частные блага имеет рыночный механизм.

Социальный индекс Вейсбора, коффициэнт соц. рентабельности. Он отражает взаимосвязь между видами финансовых поступлений предприятия и хар-ром представляемых им услуг или производимой продукции. Pi = Доход от выпуска общ. благ / доходы от выпуска ЧБ.

К выпуску ЧБ относятся реализация товаров, услуг и работ, а также частные и спонсорские взносы.

Соц. индекс используется для оценки уровня самофинансирования организации культуры. Если индекс равен 0, то орг-ция культуры находится на полном самофинансировании. Чем больше значение соц. индекса, тем ниже уровень самофинансирования.

Мериторные блага – блага, спрос на некоторые со стороны индивидуальных потребителей отстают от потребителей общества и поддерживаются стимулируются гос-вом.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-09-05; просмотров: 1549; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.238.233.189 (0.058 с.)