Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Сущность и классификация социокультурных потребностей. Факторы, влияющие на их развитие в современных условиях.

Поиск

Социокультурные потребности – потребности в искусстве, творчестве, красоте, живописи, духовных ценностях, в общении с людьми, развлечениях.

Сущность СКС потребностей: 1) эти потребности являются вторичными по отношению к базовым (физиологическим), поэтому СКС потребности не мотивируют поведение человека, если хотя бы частично не удовлетворены базовые потребности; 2) характерно отсутствие прямой экономической выгоды для потребителя; 3) определённая часть СКС потребностей относится к предметам роскоши (коллекционирования); 4) СКС потребности носят многогранный и комплексный характер (потребление культ. благ помимо эстетического наслаждения социализируют человека как личность); 5) СКС потребности относятся к общественнозначимым.

Классификация СКС потребностей: * базовые (недифференцированные): образоват., худ-эстетические, зрелищные, рекреационные. * дифференцированные: к онкретные, худ-эстетические (в литре, музыке). * специфические (в определённом жанре театра – драмат, оперный, балетный. * отдельные – потребность в услугах конкретного драматического театра, определённого режиссёра, актёра и т.д.

Факторы: - духовный мир человека, - природно-климатические условия; - уровень развития производства; -биологическая природа человека

26. Бюджетное финансирование организаций и учреждений социокультурной сферы: основные способы, порядок формирования и направления использования бюджетных средств.

Каналы финансирования: — прямое бюджетное финансирование; — косвенное бюджетное финансирование; — внебюджетные средства.

А) Прямое бюджетное финансирование — бюджетные ассигнова­ния, выделяемые из соответствующих бюджетов на оказание госу­дарственных (муниципальных) услуг. Бюджетные ассигнования — предельные объемы денежных средств, предусмотренных в соответствующем финансовом году для исполнения бюджетных (расходных) обязательств.

Государственные (муниципальные) услуги физическим и юриди­ческим лицам — услуги, оказываемые физическим и юридическим лицам в соответствии с государственным (муниципальным) задани­ем органами государственной власти (органами местного само­управления), бюджетными учреждениями, иными юридическими лицами безвозмездно или по ценам (тарифам), устанавливаемым в порядке, определяемом органами государственной власти (органами местного самоуправления).

Бюджетные ассигнования на оказание государственных (муни­ципальных) услуг распадаются на гарантированную и негарантиро­ванную части.

Гарантированные бюджетные ассигнования направляются на: — обеспечение выполнения функций бюджетных учреждений (выделяются по смете); — предоставление субсидий автономным учреждениям, вклю­чая субсидии на возмещение нормативных затрат по оказанию ими государственных (муниципальных) услуг (выделяются единой сум­мой без разбивки по статьям).

Объем бюджетных ассигнований определяется на основе расчетно-нормативных затрат для бюджетных учреждений и нормати­вов финансовых затрат для автономных учреждений. В условиях отсутствия нормативов финансовых затрат устанавливаются прин­ципы определения величины бюджетных ассигнований.

Негарантированные бюджетные ассигнования выделяются по конкурсу на: — осуществление бюджетных инвестиций в объекты государст­венной (муниципальной) собственности, т.е. новое строительство, реконструкцию зданий, техническое перевооружение; — реализацию культурных программ и проектов и др.

Прямое бюджетное фин-е – перевод фин-я по конечному рез-ту. Осущ. тремя осн методами: - бюджетное сметное финанс-е - программынй способ финан-я - целевое бюджетное финан-е

В сметном финан-и выдел з вида бюджетных распорядителей: главные, распорядители, получатели.

1.Глав. Распорядители: - они форм сводную смету доходов и расходов на СКС - опр целевые значения показателей, т е нормативы фин затрат, харак объемы и качество осн кул услуг, которые предполаг достичь при заданном объеме бюджет финан-я - сост бюджетную роспись и распр лимиты бюджетных средств по подведомств распорядителям и получателями.

2.Распорядитель бюджетных средств. (орган гос. власти или местное самоуправление, а так же бюджетные учреждения) Обязанности: управление, комитет, отдел культуры, орган местного самоуправления.

· Составляется бюджетная роспись Утверждает сметы доходов и расходов подведомственных бюджетных учреждений. Бюджетные ассигнования – предельные лбъемы ёденежных средств,предусмотренных в соотв. Финансовом году для исполнению бюджетных обязательств Обеспечение вып-ия функций учреждений на основе сметы – предоставление субсидий автономным учреждениям, включая субсидии.на возмещение нормативных затрат по оказанию им госуд.(муницип) услуг физическими или юрид. Лицам. Предоставление субсидий некоммерческим организациям, не являющихся бюджетными и автономными учреждениями, в том числе в соответствии с договорами – осуществление бюджетных инвестиций в объекты госуд. Собственности. Определяет задания по предоставлению государственных или муниципальных услуг для подведомственных получателей бюджетных средств. Предельные цены на оплату соотв услуг физ или юрид лицами – Порядок оказания соотв услуг. Выработка перечня услуг, оказываемых учреждениями Скс.

3. Получатель бюджетных средств. Тот, кто получает и использует их.

Обязанности или задачи: Опр. Задачи.составляет и исполняет бюджетную смету.

· Смета – документ, опред лимиты бюджетных обязательств.Составляются на основе приказа министерства финансов от 20 ноября 2007 года №112 «Об общих требованиях…»

· Принимает и исполняет бюджетные обязательства;Обеспечивает результативность и целевой характер использование бюджетных ассигнований;

Направления расходования бюджетных средств:

· Оплата труда;Командировочные и другие оплатыв соответствии с трудовыми договорами; Оплата постановок товаров, выполнения работ, оказания услуг для государственных нужд; Уплата налогов, сборов и иных обязательных платежей в бюджетную систему РФ; Возмещение вреда, причиненного бюджетными учреждениям при осуществлении его деятельности; Использование бюджетных средств осуществляется через лицевые счета. Казначейство минфина.; Вносит предложения по изменению бюджетной росписи (ежеквартальное распределение бюджетных средств); Формирует и предоставляет бюджетную отчетность; Исполняет иные полномочия (устанавливаются распорядителями бюджетных средств)

Бюджетная обеспеченность - минимально-допустимая стоимость госуд или муницип услуг в денежных отношениях, представленная в расчете на душу населения.

Нормативы финансовых затрат устанавливаются для учреждений культуры, объединенных в соответствующие группы, предоставляющие однотипные услуги. Например нормативные расходы на содержание и организацию работы театров, концертных и др организаций исполнительских искусств; нормативные расходы на содержание и организацию работы дворцов, домов культуры и др учреждений клубного типа; на организацию работы и установок; библиотеки, музеи и выставки.

Нормативы: нормативно-подушевые и нормативно-расходные.

Нормативно-расходные – расходы, связанные с содержанием,оплату транспортных услуг, на ремонт здания, оплата коммунальных услуг, оплата услуг связи, на оплату труда.

Нормативно-подушевые – расходы с учетом количества человек.

Нормативы финансирования = (норм.расх. + уровень инфляции.): норм.подушевой.

Б) Косвенное бюджетное финансирование.

Налоговые льготы. - льготы, предоставляемые учреждениям культуры по уплате на­логов на федеральном уровне.

Права органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления по предоставлениюучреждениям культуры дополнительных налоговых льгот в преде­лах сумм налогов, подлежащих зачислению в их бюджеты. Возмож­ность установления дополнительных льгот по налогам связана с на­полняемостью бюджетов территорий.

Иные финансово-экономические льготы:

— закрепление имущества на праве оперативного управления, в отдельных случаях— передача в безвозмездное пользование или ограничения на ставки арендной платы;

— льготные тарифы на коммунальные услуги.

27. Основные модели и тенденции финансирования организаций и учреждений социокультурной сферы в современных условиях.

Существуют 4 модели финансирования:

1) Государство-Вдохновитель: Государство не вмешивается в содержательные процессы культурной деятельности, а с помощью налоговых льгот стимулирует финансирование культуры отдельными лицами и корпорациями. Таким образом, госбюджет в основном опосредованно участвует в финансировании культуры, недополучая часть налоговых средств. Инструменты управления в данном случае ограничены определением размеров налоговых льгот.

2) Государство – Патрон: Государство финансирует культуру «на расстоянии вытянутой руки». Оно определяет лишь общий уровень поддержки культуры, выделяя соответствующие финансовые средства. Их распределением между конкретными организациями ведает независимая от правительства организация (Совет, Фонд и т.п.).

3) Государство-Архитектор. Эта роль предполагает ещё большую меру воздействия государства на культуру. Архитектор поддерживает культуру и искусство через министерства или отделы культуры других ведомств. Государство финансирует культуру в соответствии с выработанными социальными стандартами.

4) Государство-Инженер. Государство финансирует культуру для образования и эстетического воспитания населения. Как и Архитектор, Инженер поддерживает культуру и искусство с помощью аппарата чиновников, который принимает решения о размерах и получателях выделяемых бюджетных средств.

Тенденции финансирования культуры в России:а ) централизованное финансирование (движение денежных потоков сверху вниз); б) планирование средств на культуру в общей сумме затрат на «соцкультбыт»; в) остаточный принцип финансирования (база на представлении о тратах на культуру как непроизводительных расходах общества.

Тенденции финансирования культуры обусловлены разграничением форм собственности, введением местного самоуправления.

А) Децентрализация финансирования культуры. Разграничение организаций культуры в качестве объектов финансирования и их закрепление за бюджетами разных уровней (федеральным, регио­нальными, местными). Из средств федерального бюджета финанси­руются федеральные культурные программы и проекты, а также ор­ганизации культуры, находящиеся в федеральном ведении.

Финансирование остальных организаций, культурных программ и проектов осуществляется за счет средств региональных и местных бюджетов.

Положительные стороны процесса децентрализации финанси­рования:

— усиление адресности поддержки культурной деятельности; — появление у регионов и муниципалитетов возможности про­водить самостоятельную политику, более полно учитывающую их культурную и национальную специфику.

Отрицательные стороны: — локализация социально-культурного развития, что может при­вести к разрушению единого культурного пространства страны; — зависимость развития культуры от возможностей региональ­ных и местных бюджетов, а нередко и от отношения соответствую­щих органов власти.

С 2005—2006 годов — переход от разделения бюджетов к раз­граничению доходных и расходных полномочий между органами власти разных уровней. Проблема несоответствия расходных пол­номочий и реальных источников для их реализации на региональном и муниципальном уровнях.

Перераспределение части средств федерального бюджета меж­ду регионами через дотации из Федерального фонда финансовой поддержки субъектов РФ. Конечная цель перераспределения средств на нужды культуры — реализация конституционных прав граждан на пользование услугами культуры независимо от места их проживания. Основные задачи: обеспечение минимального уровня бюджетного финансирования культуры в регионах; вырав­нивание бюджетной обеспеченности, снижение дифференциации в уровне расходов на культуру в субъектах РФ при сохранении многообразия их национальных, культурных и исторических тра­диций.

«Неокрашенность», отсутствие фиксированной доли бюджет-пых ассигнований, направляемых на культуру, в общем объеме до­таций субъектам РФ и муниципальным образованиям.

Б) Обособление бюджетных ассигнований, выделенных на культуру, при формировании бюджетов всех уровней. Появление в классификации расходов бюджетов отдельной строки — «Культура, кинематография, средства массовой информации».

В) Попытка преодоления остаточного принципа финансирова­ния культуры. Закрепление в «Основах» норматива бюджетных ас­сигнований, направляемых на финансирование культуры, — не ме­нее 2% средств из федерального бюджета и не менее 6% средств из региональных и местных бюджетов. Сохранение остаточного под­хода к финансированию культуры, невыполнение указанных нор­мативов как на стадии формирования бюджетов, так и на этапе рас­пределения бюджетных средств24. Приостановка действия нормати­ва ассигнований на культуру из федерального бюджета в 2001 — 2004 годах путем ежегодного внесения изменений в «Основы». Изъятие формулировок о нормативах финансирования культуры из бюджетов разных уровней (август 2004 г.).

Тенденция постоянного недофинансирования культуры, как на федеральном, так и на региональном и муниципальном уровнях, усугубившаяся в условиях кризиса (с 2009 г.).

Начало 2000-х годов — перевод сферы культуры на казначей­ское исполнение бюджетов. Первоначальные потери бюджетных ассигнований, выделенных на культуру, на этапе их получения из органов казначейства в связи с отсутствием надлежащих навыков работы со сметами доходов и расходов.

Г) Переход к многоканальной системе финансирования. Возможность объединения средств бюджетов разных уровней для финансирования культурных проектов.

Появление альтернативных, внебюджетных источников финан­сирования культуры.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-09-05; просмотров: 1351; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.135.184.27 (0.009 с.)