Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Организация скс как хозяйствующий субъект: общие и специфические черты

Поиск

Хозяйствующий субъект — юридическое или физическое лицо, ведущее от своего имени хозяйственную деятельность.

Организация культуры как хозяйствующий субъект.

Подчинение деятельности организаций культуры общим зако­номерностям развития экономики страны.

Примеры: 1919 год — огосударствление, т. е. национализация организаций культуры (театры, музеи, библиотеки, архивы и т.д.), период военного коммунизма — начало становления системы госу­дарственного управления организациями культуры, период нэпа - -возрождение частного сектора в культуре и т.п.

Общие признаки, объединяющие организации культуры с другими хозяйствующими субъектами:

— обладают правами юридического лица (см. ниже)

— ставят перед собой определенную цель деятельности;

— производят продукт, способный удовлетворять конкретные

запросы людей;

— осуществляют в процессе производства соответствующие за­траты (понимаемые как ресурсы, выраженные в денежной форме);

— возмещают затраты, обеспечивают рациональное расходова­ние средств, соизмеряют затраты и полученные результаты;

— организуют продвижение своей продукции (с использовани­ем маркетинговых коммуникаций).

Специфика организаций культуры как хозяйствующихсубъектов.

· Приоритет социально-культурных целей над экономическими,выполнение социальной миссии.

· Сочетание творческой (культурной) и производственно-хозяйственной сторон деятельности.

Сходство и различие творческой и культурной деятельности.

В ст. 3 «Основ законодательства РФ о культуре» творческая деятельность определена как создание культурных ценностей и их интерпретация, а культурная деятельность трактуется как деятель­ность по сохранению, созданию, распространению и освоению (по­треблению) культурных ценностей и благ.

Реализация производственно-хозяйственных функций охваты­вает деятельность по техническому обеспечению творческой (культурной) деятельности, эксплуатации здания, привлечению и исполь­зованию финансовых средств.

Различные стороны деятельности осуществляются определен­ными структурными подразделениями организации культуры.

Понятие юридического лица дано в ст. 48 ГК РФ.

Юридическим лицом признается организация, которая имеет и собственности, хозяйственном ведении или оперативном управле нии обособленное имущество и отвечает по своим обязательствам этим имуществом, может от своего имени приобретать и осуществ лить имущественные и личные неимущественные права, нести обя занности, быть истцом и ответчиком в суде.

Юридические лица должны иметь самостоятельный баланс или смету.

Основные признаки юридического лица.

К основным признакам юридического лица относятся: Организационное единство — проявляется в определенной ие­рархии, соподчиненности подразделений, составляющих его струк­туру, в четкой регламентации отношений между участниками. Орга­низационное единство закрепляется учредительными документами и нормативными актами, регулирующими правовое положение того или иного вида юридических лиц.

Имущественная обособленность — объединение зданий, соору­жений, оборудования, денежных средств и др. в единый имуществен­ный комплекс и отграничение его от имущества, принадлежащего другим лицам.

Юридическое лицо в течение какого-то периода времени может вообще не обладать никаким имуществом. Вся имущественная обо­собленность таких организаций заключается в их способности и принципе обладать обособленным имуществом.

Степень имущественной обособленности различается у разных видов юридических лиц. Так, учреждения и казенные предприятия распоряжаются имуществом на праве оперативного управления, унитарные предприятия — на праве хозяйственного ведения (см. тему 6), все остальные организационно-правовые формы коммерче­ских и некоммерческих организаций обладают правом собственно­сти на принадлежащее им имущество.

Участие в гражданском обороте от собственного имени — способность приобретать и осуществлять от своего имени имуществен­ные и личные неимущественные права и нести обязанности. Право высту­пать истцом и ответчиком в суде (народном, арбитражном и т.д.).

Самостоятельная гражданско-правовая ответственность — способность отвечать по своим обязательствам имеющимся имуще­ством. Учредители (участники) или собственники имущества юриди­ческого лица не отвечают по обязательствам юридического лица, а юридическое лицо не отвечает по обязательствам первых. Сущест­вующие исключения указаны в п.З ст.56, п.5 ст. 115, п.2 ст.120 ГК РФ. В этом случае ответственность вышеперечисленных субъектов по долгам юридических лиц (в частности, бюджетных учреждений) яв­ляется субсидиарной.

Формальные признаки юридического лица.

Юридическое лицо имеет и формальные признаки: юридический адрес, расчетный или лицевой счет, печать, свидетельство о госу­дарственной регистрации и т.д.

Правоспособность юридического лица возникает с момента вне­сения соответствующей записи в единый государственный реестр юридических лиц.

Учредители и учредительные документы юридического лица.

Учредитель — основатель организации, участвующий в образо­вании имущества юридического лица и принявший на себя обяза­тельства согласно учредительным документам.

Учредителями юридического лица могут выступать федераль­ные органы власти, органы государственной власти субъектов РФ, органы местного самоуправления, физические и (или) юридические лица.

Учредительные документы — документы, на основании кото­рых образуется и действует юридическое лицо.

Юридическое лицо действует на основании устава либо учреди­тельного договора и устава, либо только учредительного договора. В случаях, предусмотренных законом, юридическое лицо, не являю­щееся коммерческой организацией, может действовать на основании общего положения об организациях данного вида.

Учредительный договор юридического лица заключается, а ус­тав утверждается его учредителями (участниками).

Юридическое лицо, созданное одним учредителем, действует на основании устава, утвержденного этим учредителем. Исключение составляют учреждения — для них, помимо устава, необходимо ре­шение собственника о создании.

В учредительных документах юридического лица должны опре­деляться наименование юридического лица, место его нахождения, порядок управления деятельностью, а также содержаться другие сведения, предусмотренные законом для юридических лиц соответ-ствующего вида. В учредительных документах некоммерческих ор-ганизаций и унитарных предприятий, а в предусмотренных законом спучаях и других коммерческих организаций, должны быть опреде­лены предмет и цели деятельности юридического лица. Предмет и определенные цели деятельности коммерческой организации могут быть предусмотрены учредительными документами и в случаях, ко­гда по закону это не является обязательным.

В учредительном договоре учредители обязуются создать юри­дическое лицо, устанавливают порядок совместной деятельности по его созданию, условия передачи ему своего имущества и участия в его деятельности. Договором определяются условия и порядок рас­пределения между участниками прибыли и убытков, управления деятельностью юридического лица, выхода учредителей (участни­ков) из его состава (см. ст. 52 ГК РФ).

Наименование юридического лица.

Использование юридическим лицом собственного наименова­ния позволяет отличить его от всех иных организаций.

Юридическое лицо, являющееся коммерческой организацией, должно иметь фирменное наименование (ст. 51, 54, 1473 ГК РФ).

Юридическое лицо, являющееся некоммерческой организаци­ей, имеет наименование, а также вправе иметь бланки со своим наименованием и эмблему (ст. 3, 4 ФЗ «О некоммерческих органи­зациях»).

Юридическое лицо, фирменное наименование (наименование), а также эмблема которого зарегистрированы в установленном поряд­ке, имеет исключительное право их использования.

Лицо, неправомерно использующее чужое зарегистрированное фирменное наименование (наименование, эмблему), по требованию обладателя права на фирменное наименование (наименование, эмб­лему) обязано прекратить его использование и возместить причи­ненные убытки.

?41.Содержание и специфика взаимоотношения рынка и социокультурной сферы. Развитие социокультурной сферы в условиях рыночных отношений на федеральном и региональном уровнях

Рынок – совокупность отношений производства и обмена товаров при помощи денег на основе конкуренции.

Специфика рыночных отношений в СКС: ограниченность использования конкурентно-рыночного механизма и принципа платности в СКС; увеличение прибыли в некоторых отраслях СКС не является решающим мотивом; во многих отраслях СКС велика система морально-этических критериев, которые трудно совместимы с денежными оценками; в роли продавца и покупателя может оказаться каждый из субъектов рынка; наличие пространственной и дифференцированной локализации в ходе реализации продукции; для вступления на рынок СКС есть определенные ограничения для новых производителей: затраты на подготовку персонала; барьеры связанные с ресурсом уникальных способностей; правовые барьеры; преимущества у учреждений культуры

 

Функции рынка:

- воспроизводственная; - регулирующая;

- посредническая; -стимулирующая;

- ценообразующая; - оздоровительная(санирующая)

- информационная;

 

 

Положительная роль рынка:

-формирует оптимальные структурные пропорции в экономике;

- создаёт мощные стимулы экономического развития;

- способствует эффективному использованию факторов производства;

- позволяет осуществлять социальную ориентацию производства.

 

Несовершенство рынка:

- рынку свойственна неустойчивость производства;

- часть произведённого продукта не находит сбыта;

- не решает проблемы окружающей среды, развитие фундаментальных наук и регионов, поддержания обороны страны;

- рынок не может бороться с монополизмом;

- рынку безразличны социальные проблемы не работающей части населения.

 

Характерные черты и особенности рынка продукции СКС

1. Ограниченность использования конкуретно-рыночного механизма и принципа платности в СКС.

2. Мотивы увеличения прибыли для большинства организаций СКС не являются решающими и не определяют в целом перспективы развития этой сферы.

3. В этой сфере высока система морально-этических оценочных критериев, которые трудно совместить с денежными оценками.

4. Многосубъектность рынка СКС (граждане, организации, государство), при этом который из субъектов рынка может оказаться то в роли продавца, формируя рыночное предложение, то в роли покупателя, определяя рыночный спрос.

 

5. Физическая обособленность и качественная уникальность художественного продукта, создаваемого каждым производителем, их территориальная локализация.

6. Широкая индивидуализация и дифференциация художественного продукта.

7. Для вступления на рынок социокультурной сферы новых производителей есть определенные ограничения.

 

 

Предложение социокультурных благ и его формы

Предложение – совокупность товаров и услуг, предлагаемых производителями на рынок для организации.

Объем предложения – максимальное количество единиц товара (услуг), которое продавцы согласны поставить на рынок в единицу времени при определенных условиях (цене).

Предложение социокультурных благ существует в двух формах: денежной и натуральной. В условиях рыночных отношений вторая форма имеет устойчивую тенденцию к сокращению.

Факторы, влияющие на величину предложения

— Возрастающий характер издержек организаций СКС

— Величина дотаций и субсидий со стороны органов власти и частных благотворительных организаций и физических лиц

— Ограниченность помещений для предоставления услуг социокультурного характера

— Продолжительность и время работы организаций и учреждений СКС

— Объем библиотечных и музейных доходов, наличие квалифицированных кадров, техническая оснащенность и др.

 

Спрос на продукцию культуры и его формы

Спрос – платежеспособная потребность.

Величина спроса – количество товаров и услуг, которое потребители могут приобрести на рынке в определенный период времени, по определенной цене.

Факторы, влияющие на величину спроса в денежной форме

1. Уровень цен на продукцию (услуги) культуры

2. Уровень доходов домохозяйств (граждан)

3. Потребительские вкусы и предпочтения

4. Культурная и бюджетная политика государств и муниципальных образований, которые реализуются в форме государственного и муниципального заказа на общественные и социально-значимые блага (услуги)

5. Внеэкономические факторы (мода, традиции в потреблении, формируемые обществом и семьей, эффект снобизма)

6. Наличие и структура свободного времени потребителей

 

 

Факторы, влияющие на величину спроса в натуральной форме

1. Уровень культуры потребителей

2. Возможности оказания социокультурных услуг учреждениями культуры

3. Режим работы организаций и учреждений социокультурной сферы, оказывающих бесплатные услуги населению

4. Наличие свободного времени у потребителей

 

Способы установления рыночного равновесия на рынке социокультурных благ (услуг)

1. Установление равновесной цены на основе непосредственного взаимодействия спроса и предложения на платные социокультурные блага и услуги.

2. Уравновешивание спроса на социально-значимые социокультурные блага (услуги) и их предложения, на основе бюджетных ассигнований и других источников финансирования.

 

Критерии классификации рынка:

1. По экономическому назначению (товарный признак)

2. По географическому положению

3. По отраслям

4. По характеру продаж

5. По степени ограничения конкуренции

Черты олигопольного рынка в СКС (Третьяковская галерея и Пушкинский музей; усадьбы Подмосковья и др.)

 

— борьба за лидерство на рынке;

— взаимозависимость в определении ценовой политики;

— стратегическое взаимодействие (например, в проведении политики ценовой дискриминации – продажа одного продукта разным покупателям по разным ценам).

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-09-05; просмотров: 1153; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.116.90.57 (0.01 с.)