Глава 8. Типы экономического развития



Мы поможем в написании ваших работ!


Мы поможем в написании ваших работ!



Мы поможем в написании ваших работ!


ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Глава 8. Типы экономического развития



8.1. Закрытый и открытый тип развития.В литературе выделяют следующие типы развития: закрытый (самодостаточный) и открытый типы экономического развития.

Закрытый тип предполагает отказ от вовлечённости в международные хозяйственные отношения

В рамках закрытого от внешнего мира типа развития целесообразно выделить два близких, но всё-таки полностью не совпадающих по содержанию подвида: автаркическое и самодостаточное. Отличия между ними в возможностях реализации политики изоляционизма и главным образом в ожидаемых результатах. Если автаркический вид развития решает задачу максимального ограничения хозяйственных контактов с внешним миром, реализуя защитную функцию, то самодостаточный, опираясь на значительно больший его внутренний потенциал, претендует на выработку альтернативного пути развития.

Политика изоляционизма имела многократные прецеденты в мировой истории. В новейшее время известен опыт Албании, которая несколько десятилетий жила, отгородившись от внешнего мира, а также печальный опыт Кампучии. В этом случае можно говорить об изоляции без развития.

Если в доиндустриальную эпоху развития это было возможным и не имело фатальных последствий для «отгородившееся» экономики, то в индустриальную, а тем более постиндустриальную эпоху реализовать его практически невозможно из-за множества причин, ведущих к большим потерям от такого рода попыток. Во-первых, практически невозможно во всей полноте и на длительный срок какой-либо стране, особенно богатой ресурсами, обеспечить самоизоляцию своей экономики от внешнего мира. Глобализация экономики означает рост возможностей всемирного характера влиять на национальные экономики и втягивать последние в глобальные процессы и проблемы (например, экологические). Во-вторых, при таком курсе неизбежно экономическое, техническое и культурные отставание.

Попытки закрытого развития предпринимаются не самыми передовыми странами, и этот путь лишает их возможности опираться на международное разделение труда, конкуренцию, сотрудничество, интеграцию. Как показала история, в индустриальную и постиндустриальную эпохи значительно более высокий динамизм экономическому развитию придаёт мировой, а не внутренний рынок.

Разумеется рост вовлечённости в мирохозяйственные связи имеет и другую сторону: подчинение национальных экономик с самобытным устройством потребностям всемирного хозяйства и его ведущих держав. И чем сильнее потребительский характер участия страны в мировой торговле преобладает над потребностями производства, тем хуже условия для экономического развития и слабее позиции в международном разделении труда.

При открытом типе экономического взаимодействия возникают разные его подвиды: догоняющий, характерный для стран с поздним (запаздывающим) развитием; опережающий, свойственный странам лидерам; промежуточный – в той или иной комбинации совмещающий основные видовые характеристики открытого типа развития. Последний демонстрирует страны, преодолевшие основной разрыв и стремящиеся к занятию выгодных позиций в международном разделение труда.

8.2. Догоняющее развитие. Выделенный тип характеризует существенные отличия между странами-лидерами и странами запаздывающего (позднего) развития. Вырвавшиеся вперед страны стали пожинать преимущества лидеров, присваивая монопольную ренту, кото­рую оплачивают остальные участники мирового рынка. Сложившаяся ситуа­ция ставит различные группы стран в неравные торговые условия. Естественно, менее удачливые участники мирового рынка стремятся переместиться на более выгодные позиции. Но для этого необходим прорыв конкурентоспособности товаров, который, в свою очередь, предполагает прорыв в технологиях.

Догоняющий сценарий развития, одним из современных вариантов которого выступает догоняющая модернизация, отражает объективную потребность сократить разрыв с ушедшими вперёд странами. С этой стороны он обусловлен тем реальным положением, в котором оказались страны более позднего развития, и теми первоочередными экономическими задачами, которые они должны решать.

Режим догоняющего развития опирается на заимствование готовых и отработанных технологий, форм хозяйствования, экономических институтов, когда предпочтение отдаётся всеобщему и универсальному в хозяйственном развитии. К этому сводится суть догоняющего сценария и тех рекомендаций, которые вырабатываются для обоснования экономического курса стран, его выбравших. Основная надежда при реализации такого сценария связана с тем, что накопленный международный опыт хозяйствования, возможность получения содействия и помощи со стороны наиболее богатых стран, привлечение иностранных инвестиций – всё это является достаточным для проведения крупных системных изменений в народном хозяйстве, для адаптации к мировому рынку и в конечном итоге приведёт к ускорению развития экономики. В свою очередь, благодаря такому форсированию можно сократить время нахождения на предшествующих (ранних) фазах развития и преодолеть отставание.

Такие проблемы уже решались отдельными странами. Пионерами или чемпионами этого направления стали послевоенная Япония, а теперь Китай.Неудачным вариантом решения такого рода проблем был курс развития СССР, который проводил индустриализацию, по­давляя рынок. Поэтому развитие с самого начала приобрело несба­лансированный характер. Однако оно доказало свои возможности решать в короткий срок серьёзные задачи. В долгосрочном же пе­риоде надежды технологического прорыва на планово-централизо­ванной основе оказались несостоявшимися. Им помешали низкая эффективность производства и нарастающая диспропорциональ­ность хозяйства.

Другие страны рыночной экономики не стремились решать проб­лемы ускоренного развития, подавляя рыночные силы. Они пыта­лись направить рынок на решение долгосрочных стратегий структур­ной и промышленной модернизации реального сектора экономики. Подобные задачи решались на основе трёх стратегических направле­ний: получение необходимых технологий, повышение уровня квали­фикации кадров и национальной науки, использование мобилизаци­онного потенциала государства.

Первая ключевая проблема, которую решают страны, поставив­шие себе цели ускоренной модернизации, – это получение недостаю­щих технологий.

Модель догоняющего развития призвана разрешить противоре­чие между потребностью в новых технологиях и отсутствием ресур­сов для её реализации. Заполучить необходимые технологии можно за счёт трёх источников:

• покупки лицензий;

• покупки оборудования;

• привлечения прямых зарубежных инвестиций.

Япония ориентировалась на лицензии. Это было дешевле, чем по­купка оборудования, так как по одной лицензии можно наладить по­ток производства и удовлетворить не единичную, а массовую потреб­ность.

Такой вариант развития имитирует производство, которое уже имеется в других странах (диффузия инноваций, о которой писал Й. Шумпетер, но в масштабах мировой экономики, а не национальной). Лидерство на мировом рынке монополи­стической конкуренции обеспечивается не тиражированием извест­ного производства, а опережением конкурентов в предложении но­вой продукции или нового качества. Для того чтобы опередить конкурентов, следует хотя бы к ним приблизиться. Подтягивание технологического уклада создавало базу для дальнейших шагов дого­няющего развития.

Китай избрал для себя другой способ заполучить недостающие технологии через прямые иностранные инвестиции (ПИИ). ПИИ привели в страну не только недостающие финансовые ресурсы, но и технологии, и «ноу-хау», в том числе и рыночный менеджмент. Та­кой путь оказался очень эффективным, так как он резко расширил внутренний рынок, внутренний спрос, перевёл страну на новую сту­пень промышленной трансформации. Сегодня ПИИ в Китае наби­рают новую силу. Страна, добившаяся успехов на этом пути, стала ак­тивно притягивать иностранный капитал.

Вторая ключевая проблема догоняющего типа развития предпо­лагает необходимость вложения в человеческий капитал и националь­ную науку. Такого рода затраты необходимы для освоения нового тех­нологического уклада. Без них приобретенная техника превращается в груду мёртвого металла. Приобретенная технология подвержена мо­ральному старению. Человеческий же капитал становится мощным зарядом дальнейшего развития. Знания инициируют дальнейшее экономическое развитие. Понимание этого заставляет все страны, желающие про­двинуться вперёд, инвестировать в человеческий капитал. Когда-то это сделал и СССР, что стало его лучшим вкладом в позитивный ход истории страны.

Третья ключевая проблема догоняющей модели развития состоит в мобилизации ограниченных ресурсов страны на решение узкого круга задач, технологического прорыва страны. Её решение предпо­лагает активную роль государства, выполняющего эти мобилизацион­ные функции.

Сегодня очень много говорится о пределах догоняющей модели развития. В качестве примера приводят Японию и ряд Юго-Восточных государств. Юго-Восточные страны, сделавшие рывок в индустриальном разви­тии, заняли своё место в мировом экспорте. Они производят конку­рентные продукты массового производства, используя преимущества своего рынка в виде дешевой рабочей силы. Когда-то и Япония опи­ралась на такие же стратегии. Но затем её стандарты жизни возросли, рабочая сила подорожала – и ей пришлось искать уже другие пре­имущества в завоевании мирового рынка. Она стала проводить иные стратегии, ориентируясь на то, чтобы стать впереди планеты всей по техническому прогрессу. Это значит, что она переросла догоняющую модель и вступила на путь опережения конкурентов по законам мо­нополистической конкуренции. Её путь теперь направлен на инно­вационную модель развития.

Догоняющая модель действительно имеет пределы. Но следова­ние ей даёт возможность для перехода на разработки и освоение собственных технологий.

Экономика России давно и одной из первых опробовала режим догоняющего развития. С одной стороны, он способствовал преодолению хозяйственной замкнутости и изолированности, сделав ставку на развитие международных экономических отношений. Но, с другой стороны, в подавляющем большинстве стран стратегия догоняющего развития не смогла решить главную экономическую проблему – устранить отставание от стран- лидеров.

Всё вышесказанное подтверждает, что успешным или неуспешным может быть любой из вариантов развития.

Очевидно, что догоняющее развитие требует благоприятных экономических, социальных и политических условий не только внутри страны, но и состояния общемировой экономической конъюнктуры (что доказывает опыт нефтедобывающих стран).

8.3. Опережающее развитие.Этот тип развития характерен для стран, способных преодолеть отставание и добиться коренного улучшения своих позиций в международном разделение труда. Чисто экономически такой переход в классическом варианте связан с закреплением специализации догоняющей страны на выпуске продукции (или услуг) с высокой степенью обработки, технологически передовой и сложной. При его завершении, как показывают многочисленные примеры, создаются реальные и самые прочные основы для получения наилучших результатов от участия в международном разделение труда, как оно сложилось под влиянием капиталистически организованного производства с соответствующей системой цен.

Ещё более интересным и на практике значительно более сложным является то, каким образом странам удаётся осуществить переспециализацию. Теоретически можно обозначить три возможных варианта, которые возникают при реализации такого курса.

Первый вариант связан с использованием режима форсированного развития как первоначальной и исторически самой простой формы решения поставленной цели устранения экономического отставания. Как показала историческая практика, этот вариант оказался достаточно успешным для стран, находящихся примерно в той же естественноприродной зоне и с такими же в принципе институциональными характеристиками, как и страны лидирующего эшелона. К ним относятся страны с близким к западноевропейскому типу цивилизационным устройствам или страны переселенческого капитализма (США, Канада, Австралия, Новая Зеландия и др.). При таких исходных условиях проблема устранения разрыва решается за счёт снятия каких-либо внешнеэкономических барьеров и создания более благоприятной внутренней и внешней среды для ускорения. (Так, для Германии важнейшим событием, которое стимулировало образование единого национального рынка и проведения реформ, стало объединение страны). В этом случае догоняющий и форсированный типы развития практически совпадают, и они в равной степени располагают вполне реальными шансами для благополучного вхождения в наиболее привилегированную центральную часть мирового хозяйства.

Второй вариант перехода на орбиту опережающего развития относится к странам, обладающим какими-либо уникальными по своим масштабам особо благоприятными условиями для быстрого экономического подъёма. Вторая половина ХХ в. дала самый яркий образец его использования рядом нефтеэкспортирующих и капиталоизбыточных государств (Кувейт, ОАЭ, Саудовская Аравия, Иран, и др.). Шанс у этих стран покинуть периферийную зону в мировом хозяйстве появился тогда, когда, создав свою международную организацию в 1960 г. (ОПЕК), они смогли за счёт скоординированной политики в области производства, торговли, цен добиться резкого укрепления своих внешнеэкономических позиций в торговле нефтью с основными её импортёрами – развитыми капиталистическими странами. Огромные прибыли, которые образовались в результате «нефтешоков» (более чем двукратного повышения цен на нефть в каждом случае) – в 1973–1974, 1980–1981, 2003–2007 гг. – они смогли использовать в своих интересах.

Кроме того, нефтедобывающие страны, будучи в основном малонаселёнными и не располагая другими благоприятными возможностями развёртывания индустриального сектора, выработали свою специфическую стратегию развития, которая оказалась эффективной. Речь идёт о таком её нетрадиционном компоненте, как использование колоссальных доходов, избыточных с точки зрения прибыльного вложения внутри этих стран, в виде обратного экспорта капитала (государственного) в развитие страны. Благодаря ему эти страны получили дополнительную возможность проникнуть в наиболее привилегированную часть мирового хозяйства не через специализацию на производстве товаров с высокой степенью обработки, а через прямое вхождение в международную финансовую элиту, в значительной степени контролирующую мирохозяйственные связи.

Такие ситуации появляются нечасто и сохранить их за собой непросто. Только природные богатства, выгодное местоположение той или иной страны и другие уникальные условия могут превратиться в достаточный и надёжный ресурс рентного типа для собственного развития.

Третий вариант перехода на стратегию опережающего развития характерен для стран, которые, не располагая ресурсным потенциалом для экономического подъёма, тем не менее смогли успешно создать сектор производства, выпускающий конкурентоспособную готовую продукцию. К таким странам относится Япония, а также так называемые новые индустриальные страны (НИС) – Южная Корея, Тайвань, Гонконг, Сингапур. В настоящее время к данной категории уже близки другие страны Юго-Восточной Азии, Латинской Америки. Особенно впечатляет успех Тайваня, Тайланда, Южной Кореи, которые в 1950 г. входили в число наименее развитых стран, занимая по величине среднедушевого ВВП соответственно 130,133, 142 места из 152. Тайвань и Южная Корея продвинувшись более чем на 100 ступеней вверх, доросли до статуса промышленно развитых государств.

Экономический рывок, совершённый НИС, часто связывают с их экспортной стратегией производства. Её эффективность ранее продемонстрировала Швеция и другие скандинавские страны. Через переориентацию национального производства на мировой рынок, постепенное освоение новых технологий, совершенствование своих конкурентных преимуществ (относительную дешевизну рабочей силы на начальном этапе, ориентацию на качество продукции и др.) этим странам удалось проникнуть на мировые рынки готовой продукции и закрепиться на них.

Такая стратегия развития национальных экономик с нацеленностью на мировой рынок и освоение новых технологий сыграла важную роль. Сохраняет она своё значение на современном этапе. Однако было бы ошибочным сводить всё содержание «формулы опережения». Поэтому для обеспечения устойчивости собственного экономического развития со временем происходит соответствующее усилие внутриориентированного производства.

Так ослабление зависимости экономики Японии от конъюнктуры мирового рынка потребовало резкого увеличения потенциала внутреннего рынка за счёт роста потребительского спроса благодаря беспрецедентному повышению заработной платы.

Для экономического успеха Японии и НИС более значимым оказалось действие другого фактора. Они нашли варианты приспособления своего цивилизационного и формационного устройства к современным механизмам рыночной экономики, т.е. ускорение развития осуществлялось за счёт использования передовой западной технологии при сохранении своей культуры и традиций. Япония сделала ставку не на разрушение своих исторических корней и насильственное внедрение западных хозяйственных форм и либеральных ценностей, так же как и не на консервацию и стремление оставить в неизменности самобытные черты, а на приспособление к современным условиям рыночной экономики и обеспечение высокой конкурентоспособности.

Это означает, что указанные страны не пошли путём догоняющего развития, заимствуя чужие формы хозяйствования и разрушая свои.

Вместе с тем необходимо рассмотреть и препятствия для догоняющего развития, которые в литературе часто называют «ловушками развития» – «барьеры» (препятствия), которые не позволяют закрепить успехи, придать им необратимый характер и являются преодолимыми.

Самой известной является циклическая ловушка. Рыночная экономика развивается циклически. Во время спада закладываются предпосылки для нового витка бурного роста – внедрение инноваций и перестройка отраслевой структуры производства, что изменяет и международное и региональное разделение труда. Центры роста сдвигаются к новым отраслям, некогда передовые отрасли утрачивают своё ведущее значение, а вместе с ним и страны, в которых они концентрировались, оказываются на обочине развития. Очень редко странам догоняющего развития удавалось выиграть в результате сдвигов в технологическом цикле. В результате подобных сдвигов отставшие страны попадают в порочный круг догоняющего развития.

В заключение можно представить классификацию типов развития в виде схемы (рисунок 8.1)

8.4. Эшелоны модернизации.Приоритеты и перспективы развивающихся стран связаны в конечном счёте с их ускоренной модернизацией. Модернизация рассматривается как переход от традиционного общества к современному на базе научно-технического прогресса. "Современное общество", или индустриальное общество, – это те страны, которые уже прошли различные этапы промышленного развития, осуществили на том или ином уровне индустриализацию. На основании всего вышеизложенного очень полезной для понимания закономерностей развития различных стран и регионов мира является теория «эшелонов развития» А. Гершенкрона.

В силу как естественноисторических различий между Западной Европой, с одной стороны, и обществами Азии, Африки, Америки и даже Восточной Европы, с другой стороны, разные страны втягивались в процесс модернизации в разных формах и на разных скоростях. Это привело к образованию трёх эшелонов модернизации.

Первый эшелон − те страны, где модернизация была органичной, вытекала из самого хода повседневной жизни общества: Англия, Франция, Голландия, Северная Германия, отчасти Северная Италия, Швейцария, впоследствии США и Канада.

В этих странах все стороны общества: повседневная жизнь, экономика, политика, духовная сфера и т.д. − развивались более ли менее равномерно, дополняя друг друга. Эти страны и образовали «ядро» мировой цивилизации, центры мировой системы капитализма.

Формировалось международное разделение труда, но оно было таким, что модернизация, развиваясь в одних странах, оборачивалась торможением модернизации, укреплением докапиталистических порядков в других. (В частности включение в европейский рынок на основе экспорта зерна надолго затормозило развитие индустрии в раздробленной Германии).

Даже если страна поначалу долгое время отставала в капиталистическом развитии от стран первого эшелона модернизации, но в социокультурном отношении принадлежала к западноевропейской цивилизации, со временем она занимала в этом эшелоне своё место.

В странах второго эшелона модернизации внутренние (в том числе социокультурные) предпосылки капитализма не могли или не успели сложиться. Однако на них влияло развитие стран Запада, которое стимулировало процессы модернизации, активизировало внутренние предпосылки капиталистического развития, если они существовали хотя бы в зачаточном состоянии. Слабость или отсутствие внутренних предпосылок делали модернизации в странах второго эшелона неорганичными (экзогенными). Это были главным образом вынужденные модернизации. Однако страны второго эшелона всегда были политически независимыми. Основным субъектом модернизации, инициатором и организатором преобразований в них было государство. Этот эшелон включал страны Восточной и Юго-Восточной Европы, Японию, Турцию, Россию. Правящую элиту или сменявшие её группы в этих странах побуждали к модернизации самые разные причины: обострение конкуренции на мировых рынках, угроза независимости, и даже поражение в войне.

Для стран второго эшелона модернизации было характерно очень быстрое, форсированное прохождение того пути социально-экономического развития, который страны первого эшелона преодолевали за десятилетия и даже столетия. Благодаря чужому опыту, заимствованию многих форм производства и социальной организации у более развитых стран. Правда, иногда оно было чисто внешним, без соответствующих перемен в культуре и социальных институтах, и тогда эффект от него резко снижался или вовсе приводил к печальным результатам (насаждение Петром I мануфактур). Большинство стран второго эшелона модернизации выходило на ту же дорогу развития, по которой следовали страны первого эшелона − дорогу индустриального роста, развития науки и техники, массового образования, политической демократии и верховенства закона, хотя бы на словах, самоценности человеческой личности. Одной из стран второго эшелона − Японии удалось позже войти в группу стран первого эшелона (вторая половина ХХ в.).

Третий эшелон модернизации включает подавляющее большинство стран Азии, Африки и Латинской Америки. Модернизация этих стран начиналась путём колонизации и втягивания в систему мировой торговли: им отводилась роль поставщиков колониальных товаров. Их модернизация была подчинена задаче обеспечения поставки этих товаров на рынки развитых стран. Ради этого создавалась необходимая инфраструктура: порты, дороги, склады, жилье.

Такая модернизация обычно была весьма поверхностной и мало затрагивала уклад жизни основной массы населения. Но её результатом явилось возникновение «островков» современности, в результате чего формировалось дуалистическое общество. В ходе модернизации стран третьего и даже второго эшелонов там возникала многоукладность хозяйства (капиталистическое, мелкотоварное кустарное производство, более или менее современная сфера услуг, патриархальный аграрный сектор). На старую, традиционную социальную и даже социально-этническую структуру (сословия, касты, кланы, племена) накладывалась новая, похожая на структуру классового гражданского общества Запада. Между различными формами экономических и социальных связей не возникало того соответствия, которое характерно для них в странах органичной модернизации. Например, отношения здесь отнюдь не исключали иерархических отношений господства и подчинения между людьми, хотя рынок предполагает равные отношения. Главным результатом модернизации в странах третьего эшелона стала их зависимость от более развитых стран, которая в дальнейшем определяла все развитие их хозяйства, общественной жизни, культуры и политики. Зависимость же способствовала «консервации» отсталости их от передовых стран.

Выводы. В зависимости от выбранного критерия можно выделить несколько типов экономического развития. Закрытый тип предполагает отказ от вовлечённости в международные хозяйственные отношения. Открытый тип предполагает участие страны в международных экономических отношениях: международной торговле, перемещении ресурсов. Выделяют разные его подвиды: догоняющий, характерный для стран с поздним (запаздывающим) развитием; опережающий, свойственный странам лидерам; промежуточный – совмещающий основные видовые характеристики открытого типа развития.

Догоняющее развитие отражает объективную потребность сократить разрыв с ушедшими вперёд странами. Оно требует благоприятных экономических, социальных и политических условий не только внутри страны, но и состояния общемировой экономической конъюнктуры. Опережающий тип развития предполагает способность страны преодолеть отставание и добиться коренного улучшения своих позиций в международном разделение труда. Такое развитие возможно только при активной и эффективной внутренней и внешней экономической политике государства

В ходе развития мировой экономики, сложились три «эшелона развития» («эшелоны модернизации»). В странах первого эшелона, которые сформировали Центр мировой экономической системы, модернизация была органичной. В странах второго эшелона модернизация носили вынужденный характер, происходили под влиянием более развитых стран. В странах третьего эшелона модернизация была неорганичной, поверхностной, проходила под влиянием и в интересах более развитых стран.

 

Контрольные вопросы

1. Какие типы развития можно выделить?

2. Каким образом и когда произошло расслоение стран на страны «опережающего развития» и страны «догоняющего» развития?

3. Как сказывается это расслоение на возможностях развития стран «догоняющего» развития?

4. Есть ли успешные примеры перехода стран из «второго» и «третьего эшелонов» развития в «первый»? Каковы предпосылки такого перехода?

5. В постиндустриальной экономике упрощается или усложняется проблема «догоняющего развития» отставших стран? Почему?

6. Как вы определите воздействие процесса глобализации на мировую экономику в целом и на характер взаимоотношений между развитыми и развивающимися странами?

 



Последнее изменение этой страницы: 2016-12-12; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.206.177.17 (0.011 с.)