Кафедра организации производственной и коммерческой деятельности 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Кафедра организации производственной и коммерческой деятельности



ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ

МОСКОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

ТЕХНОЛОГИЙ И УПРАВЛЕНИЯ

(образован в 1953 году)

_______________________________________________________________

Кафедра организации производственной и коммерческой деятельности

Дистанционное

обучение Орган.-13.11.080503.зчн.плн.

Орган.-13.11. 080503.зчн.скр.

Орган.-13.11. 080507.зчн.плн.

Орган.-13.11. 080507.зчн.скр.

В.А. Скляревская

 

УПРАВЛЕНИЕ ПЕРСОНАЛОМ

Практикум для студентов специальности 080503(3510) и 080507(0611) всех форм обучения

www.msta.ru

Москва – 2007

 

 

Скляревская В.А. Управление персоналом: Практикум - МГУТУ,2005.

 

Практикум профессора Скляревской В.А дополняет Учебно-практическое пособие по управлению персоналом. (автор Скляревская В.А.) Цель Практикума - приобретение студентами практических знаний и навыков в области управления персоналом. Практикум включает следующие разделы: оценка эффективности работы по управлению персоналом, определение потребности в персонале, совершенствование организации и нормирования труда персонала, отбор персонала, управление трудовой адаптацией и мотивацией, управление конфликтами. В каждом разделе приводятся основные теоретические положения, даются необходимые формулы, тесты, вопросы для обсуждения, задачи, практические задания.

Практикум предназначен для студентов специальностей 080507 и 080503 полной и сокращенной форм обучения.

 

 

Автор-составитель: канд.эк.наук, профессор Скляревская Виктория Александровна.

 

 

Рецензент: д..э.н. профессор Хубулава Н.М..

 

Редактор: Свешникова Н.И.

 

 

 

 

Содержание

Введение 4

Тема 1.Управление персоналом: основные принципы, методы и подходы. 4

1.1 Методические указания 5

1.2 Семинар на тему: «Персонал предприятия как объект управления» 5

1.3 Практическое занятие на тему: «Оценка эффективности работы по управлению персоналом» 5

1.4 Тесты по теме 1 10

 

Тема 2.Определение потребности в персонале. 12

2.1 Методические указания 12

2.2 Практическое занятие на тему: «Влияние мероприятий по совершенствованию организации труда на рост его производительности» 13

2.3 Практическое занятие на тему: «Расчет норм труда для оптимизации численности персонала» 22

2.4 Практическое занятие на тему: «Оптимизация численности персонала на основе трудовых нормативов» 31

2.5 Тесты по теме 2 34

 

Тема 3.Технология управления персоналом предприятия. 38

3.1 Методические указания 38

3.2 Семинар на тему: «Набор и отбор персонала» 38

3.3 Практическое занятие на тему: «Составление психологического портрета кандидата». 39

3.4Семинар на тему: «Управление адаптацией работников» 61

3.5 Семинар на тему: «Управление трудовой мотивацией» 61

3.6.Семинар-практикум на тему: «Управление конфликтами» 62

3.6.1. Тесты 62

3.6.2. Конфликтные ситуации 68

3.7 Тесты по теме 3 72

 

Литература 74


Введение

 

Дисциплина «Управление персоналом» предусмотрена Государственным образовательным Стандартом и имеет непосредственное отношение не только к профессиональной деятельности менеджеру по персоналу, но также и к деятельности руководителя любого уровня и ранга.

Управление человеческими ресурсами является одним из важнейших направлений в деятельности организации и считается основным критерием её экономического успеха. И если раньше главное внимание уделялось развитию и совершенствованию технического прогресса, внедрению прогрессивных технологий, модификации организационных структур, то в настоящее время сделан крен в сторону человеческого фактора, иными словами, сущность и эффективность деятельности любой организации определяют люди.

Сегодня практически каждый менеджер понимает, что сила его организации, прежде всего в человеческом капитале.

Однако, осознания необходимости решения данной проблемы недостаточно, чтобы она была решена на самом деле. Необходимо еще и знание о том, как это сделать, умелое и уместное использование соответствующих технологий и методов управления персоналом. Иначе говоря, каждому, кто имеет дело с человеческими ресурсами, в той или иной мере, руководит ими, необходимы не только теоретические знания, но и практические навыки. Приобретению и закреплению этих навыков и посвящён данный Практикум.

 

 

Тема 1.Управление персоналом: основные принципы, методы и подходы.

Цель данной темы – ознакомить студентов с принципами, методами управления персоналом и основными подходами к решению этой проблемы.

После изучения данной темы студент должен:

- знать, из каких категорий работников состоит персонал предприятия;

- разбираться в путях использования трудовых ресурсов предприятия;

- знать основные принципы и методы управления персоналом;

- разбираться в методике оценки эффективности работы по управлению персоналом;

- уметь рассчитывать показатели эффективности управленческой деятельности;

Методические указания

 

При изучении данной темы следует воспользоваться теоретическим материалом, изложенным в теме 1 Учебно-практического пособия. При этом закрепление теоретического материала осуществляется в виде семинара и в виде практических занятий

1.2 Семинар на тему «Персонал предприятия как объект управления».

 

На семинаре проводится обсуждение следующих вопросов:

1. Из каких функциональных групп состоит персонал предприятия?

2. Каковы основные пути использования трудовых ресурсов?

3. Каковы основные принципы управления персоналом предприятия?

4. Сравнительный анализ основных методов управления персоналом.

5. Какие показатели используются для оценки эффективности управления персоналом предприятия?

6. Каковы основные факторы эффективного использования трудовых ресурсов?

7. Службы управления персонала и их функции.

8. Управление персоналом в России: особенности и тенденции.

9. Управление персоналом в странах с развитой рыночной экономикой.

Задачи

Задача 1.1. Определить уровень производительности труда различными методами, если объем производства продукции «А» за год 30000 тонн. Цена 1 тонны — 5000 руб.,объем производства продукции «Б» за год- 20000 тонн, цена 1 тонны- 7000 руб.Численность работников — 200 чел. Режим работы — двухсменный. Время смены — 8 часов. Количество рабочих дней одного работника в год — 259.

 

Задача 1.2. Предприятие выпускает продукцию «А» в количестве 10000 тонн по цене 10 тыс. руб., продукцию «Б» в количестве 20000 тонн по цене 25 тыс. руб. и продукцию «В» в количестве 30000 тонн по цене 30 тыс. руб. Численность работников предприятия 170 человек. Рассчитайте уровень производительности труда натуральным и стоимостным методом.

 

Задача 1.3. В 2004 году предприятие выпустило 100 тонн продукции по цене 10 тыс. руб. за тонну, в 2005 году объём выпускаемой продукции составил 80 тонн по цене 12 тыс. руб. за 1 тонну. Численность работников как в 2004 году, так и в 2005 году составила 100 человек. Рассчитайте изменение производительности труда в 2005 году по сравнению в 2004 г. натуральным и стоимостным методами.

Задача 1.4. Найти ошибку в расчете трудоемкости продукции, если численность работников — 20 чел., баланс рабочего времени одного работника за год — 2000 чел.-ч, объем производства продукции — 20000 т.

Тр =

Задача 1.5. Определить трудоемкость продукции, выпущенной в октябре ___ г., если режим работы — 5 дней в неделю, односменный, время смены — 8 ч, объем производства продукции за месяц составлял 200 тонн, численность работников — 20 человек.

 

Задача 1.6. Определите трудоёмкость обслуживания производства, если общая численность персонала составляет 80 человек. Баланс рабочего времени одного работника составляет 260 рабочих дней. Время смены 8 часов. Трудоёмкость управления составляет 6400 чел. Час. Технологическая трудоёмкость составляет 140000 чел час.

 

Задача 1.7. Определите трудоёмкость управления единицы продукции, если предприятие выпускает 5000 тонн продукции в год. Общая численность персонала составляет 90 человек количество рабочих дней в году – 260 дней. Время смены 8 часов. Режим работы?. Технологическая трудоёмкость единицы продукции составляет 28,5 чел. Час., трудоёмкость обслуживания единицы продукции 6,5 чел. Час.

 

Задача 1.8. Определите производственную трудоёмкость выпущенной продукции, если полная трудоёмкость 1 тонна продукции составляет 45 чел. Час. Предприятие выпускает 8000 тонн продукции в год. Трудоёмкость управления составляет 120 чел. час.

Задача 1.9. Определить полную трудоемкость выпущенной продукции, если технологическая трудоемкость единицы продукции 20 чел.-ч. Объем выпуска продукции за год 5000 тонн. Трудоемкость обслуживания — 10000 чел.-ч в год. Трудоемкость управления — 10000 чел. - ч в год.

Задача 1.10. Определить технологическую и полную трудоемкость единицы продукции, если объем производства продукции — 10 тонн в месяц. Производством продукции заняты 10 основных рабочих, 5 вспомогательных рабочих, управленческий персонал — 3 человека. Количество рабочих дней в месяце — 22. Время смены — 8 час. Какова будет трудоемкость обслуживания производства и трудоемкость управления единицы продукции и всего выпуска?

Задача 1.11. Проиллюстрировать на числовом примере, как можно повысить производительность труда в стоимостном выражении при неизменной численности персонала, неизменных затратах рабочего времени, при неизменной цене за единицу продукции для случая, когда предприятие выпускает несколько видов продукции, общий объем производства которой также остается неизменным.

Задача 1.12. Проиллюстрировать на числовом примере, как можно повысить производительность труда в стоимостном выражении при неизменной численности персонала, неизменных затратах рабочего времени, при неизменной цене за единицу продукции для случая, когда предприятие выпускает несколько видов продукции, общий объем производства которой уменьшается.

Для окончательного закрепления материала и проверки остаточных знаний по данной теме студентам предлагаются следующие тесты.

Тесты по теме 1.

 

Тест 1. О каком пути использовании трудовых ресурсов идет речь, когда объем производства, увеличивается на 5%, а численность персонала возрастает на 3%

а) интенсивном;

б) экстенсивном;

в) интегральном?

 

Тест 2. Какой из перечисленных показателей не имеет прямого отношения к использованию трудовых ресурсов

а) производительность труда;

б) фондовооруженность;

в) фондоотдача?

 

Тест 3.Регулирование ценностной ориентации работников через систему мотивации – это:

а) принципы;

б) методы;

в) пути управления персоналом?

 

Тест 4. О каком пути использовании трудовых ресурсов идет речь, когда объем производства не меняется, а численность уменьшается на 3%

а) интенсивный;

б) экстенсивный;

в) интегральный?

 

Тест 5. О каком пути использовании трудовых ресурсов идет речь, когда объем производства уменьшается на 5%, а численность уменьшается на 7%

а) экстенсивный;

б) интенсивный;

в) интегральный?

 

Тест 6. О каком пути использовании трудовых ресурсов идет речь, когда объем производства не меняется, численность также не меняется

а) экстенсивный;

б) интенсивный;

в) интегральный?

 

Тест 7. Научность, комплексность, непрерывность, заинтересованность, экономичность – это:

а) принципы;

б) методы;

в) пути управления персоналом.

 

Тест 8. Создание системы мотивов и стимулов, побуждающих персонал к эффективному труду – это:

а) методы;

б) принципы;

в) пути управления персоналом.

 

Тест 9. Индивидуализация, демократизация, информатизация кадровой работы – это:

а) пути;

б) методы;

в) принципы управления персоналом.

 

Тест 10. Какой из методов измерения производительности труда не отражает ее действительных изменений

а) натуральный;

б) трудовой;

в) стоимостной?

 

Тест 11. О каком виде трудоемкости идет речь, когда учитываются затраты труда основных рабочих

а) производственная трудоемкость;

б) технологическая трудоемкость;

в) трудоемкость управления?

 

Тест 12. О каком виде трудоемкости идет речь, когда учитываются затраты труда основных и вспомогательных рабочих

а) производственная трудоемкость;

б) технологическая трудоемкость;

в) трудоемкость управления?

 

Тест 13. Совершенствование организации производства, улучшении организации труда, совершенствование системы управления – это:

а) материально-технические;

б) организационно-экономические;

в) социально-психологические факторы эффективного использования трудовых ресурсов.

 

Тема 2 Определение потребности в персонале.

 

Цель данной темы – ознакомить студентов с методикой оптимизации численности персонала на основе совершенствования организации и нормирования труда.

После изучения данной темы студент должен:

- знать содержание, задачи и направления работы по совершенствованию организации труда на предприятии;

- уметь выявлять недостатки в существующей организации труда и разрабатывать рекомендации по ее совершенствованию;

- знать содержание, принципы и значение работы по совершенствованию нормирования труда на предприятии;

- уметь рассчитывать нормы труда на основе мероприятий по совершенствованию организации труда;

- овладеть методикой расчета численности персонала на основе технически обоснованных и опытно-статистических норм труда.

 

Методические указания

Определение необходимого количественного и качественного состава работников предприятия – важнейший элемент управленческой деятельности.

На стадии формирования предприятия эта работа осуществляется на основе прогрессивных среднеотраслевых нормативов, либо, исходя из штатного расписания «типового предприятия», либо опытно-статистическими методами, о которых речь пойдет ниже.

Но для действующего предприятия этой работе должны предшествовать анализ существующего состояния организации труда, разработка мероприятий по ее совершенствованию, расчет технически обоснованных норм и нормативов, которые затем служат основой для определения нормативной численности персонала по цехам, отделам, службам, участкам, отдельным рабочим местам.

Иначе говоря, работа по оптимизации численности персонала осуществляется в несколько этапов:

1. Анализ состояния организации труда и разработка рекомендаций по ее совершенствованию.

2. Расчет технически обоснованных норм труда с учетом рекомендаций по совершенствованию организации труда.

3. Расчет численности персонала на основе технически обоснованных норм труда.

Ниже приводятся основные теоретические положения и формулы, необходимые для проведения работы по каждому этапу.

Задачи

Задача 2.1. Определить прирост производительности труда и снижение трудоемкости продукции в результате совершенствования структуры трудового процесса на операции «укладка конфет в коробки», если To = 400 мин, а tоп определяется как сумма всех элементов операции (см. таблицу 1).

 

Описание операции: укладчица снимает движущиеся по транспортеру пустые коробки, перекладывает их на рабочий стол, укладывает конфеты в коробку, упаковывает коробку и перекладывает коробку с конфетами с рабочего стола на транспортер.

 

Решение.

1. Расчленим операцию на элементы.

2. Классифицируем элементы операции.

3. Определим с помощью хронометражных измерений длительность каждого элемента.

4. Результаты сведены в таблицу.

Наименование Вид элемента Индекс Длитель-
элемента операции по назначению по способу выполнения элемента ность элемента, сек
1. Перемещение коробки по транспортеру (эл. 1) вспомога-тельная машинная t1
2. Перекладка коробки с транспортера на рабочий стол (эл. 2) вспомога-тельная ручная t2  
3. Укладка конфет (эл. 3) основная ручная t3  
4. Накрывает конфеты бумагой вспомога-тельная ручная t4  
5. Накрывает коробку крышкой вспомога-тельная ручная t5  
6. Перекладка коробки с конфетами с рабочего стола на транспортер (эл. 7) вспомога-тельная ручная t7  
7. Перемещение коробки по транспортеру вспомога-тельная машинная t8
И т о г о        

 

 

Таблица 1

 

5. Рассмотрим возможность совершенствования структуры трудового процесса с позиции поставленных ранее задач.

Для начала проанализируем целесообразность выделенных элементов операции. Учитывая, что конфеты в коробки можно укладывать прямо на транспортере, элементы 2 и 6 представляются лишними.

6. Рассчитаем возможное повышение производительности труда за счет устранения элементов 2 и 6.

Для этого сначала определим производительность труда до внедрения мероприятия: (см. формулу 10)

800 коробок в смену.

В этом случае tоп = t1 + t2 + t3 + t4 + t5 + t6 + t7 + t8 = 30 сек.

Затем определяем производительность труда после устранения элементов t2 и t7. (так же по формуле 10)

В этом случае tоп = t1 + t3 + t4 + t5 + t6 + t8 = 28 сек.

857 коробок в смену.

Прирост производительности труда рассчитывается по формуле 7 и составит:

7,12%.

7. Рассчитаем возможное снижение трудоемкости продукции.

Для этого сначала определим трудоемкость продукции (1 коробки) до внедрения мероприятия:

0,6 мин.

Затем определим трудоемкость единицы продукции после совершенствования структуры трудового процесса

0,56 мин.

6,7%.

Задача 2.2. На основании данных, приведенных в таблице 1, определить возможность совмещения элементов операции и рассчитать прирост производительности труда от внедрения этого мероприятия, To = 400 мин, а tоп = 28 сек.

Задача 2.3. По аналогии с рассмотренными выше примерами, предложить пример нерациональной структуры трудового процесса, дать рекомендации по ее совершенствованию и рассчитать прирост производительности труда. Пример может быть из любой сферы трудовой деятельности.

Задача 2.4. На основании исходных данных, приведенных в задаче 2.1., рассчитать прирост производительности труда от внедрения передовых методов труда на операции «укладка конфет в коробки».

Применяемый метод укладки конфет: работница берет по 2 конфеты и затрачивает на этот элемент операции 25 сек. Предлагаемый метод труда: работница берет по 4 конфеты и затрачивает на этот элемент 12 сек. Продолжительность остальных элементов берем из задачи 2.1. (таблица 1).

Задача 2.5. Определить снижение трудоемкости единицы продукции при внедрении передовых методов труда, если То = 384 мин, длительность элементов операции: t1 = 2 сек, t2 = 2 сек, t3 = 1 сек, t4 = 5 сек, t5 = 6 сек. При внедрении более передовых методов труда элемент 2 будет осуществляться за 1 сек, элемент 3 будет устранен, а элемент 5 будет осуществляться за 5 сек. Время смены (Тсм) = 8 часов.

Задача 2.6. Привести пример из любой сферы трудовой деятельности, иллюстрирующий экономический и социальный эффект от внедрения прогрессивных приемов и методов труда (согласно изложенной выше методике).

Задача 2.7. Макаронные изделия «перья» в торговую сеть направляются в крафт-пакетах массой по 20 кг. Заполнение крафт-пакетов упаковщицей выполняется в следующей последовательности: берет порожний крафт-пакет, раскрывает и подставляет его под желоб бункера-накопителя; заполненный продукцией пакет переставляется на десятичные весы; доводит массу продукции до требуемой; отставляет крафт-пакет с продукцией в сторону.

Другая упаковщица, работающая в паре с первой, закрывает крафт-пакет, сшивает его шпагатом, переносит в штабель, находящийся рядом с транспортером, по которому упакованная продукция периодически отправляется в склад экспедиции.

Изучение затрат рабочего времени на выполнение элементов операции «ссыпка» с помощью хронометража позволило установить следующие нормативы (в сек):

1. Взять порожний крафт-пакет, раскрыть и подставить под желоб бункера-накопителя 7,8

2. Заполнить крафт-пакет продукцией 18,6

3. Поставить крафт-пакет с продукцией на весы 4,0

4. Довести массу продукции до требуемой 9,4

5. Отставить крафт-пакет с продукцией в сторону 7,2

6. Закрыть крафт-пакет 4,6

7. Зашить крафт-пакет шпагатом 10,8

8. Отнести крафт-пакет с продукцией в штабель 8,0.

Требуется:

1. Проанализировать структуру процесса труда.

2. Предложить рациональную структуру процесса труда.

3. Доказать эффективность предлагаемой структуры процесса труда, имея в виду изменение часовой производительности ссыпщиц. Задача 2.8. Глазированные конфеты типа «Птичье молоко» должны быть уложены в коробку в 5 рядов по 8 целых конфет в каждом. Общая масса конфет должна быть 600 г. Максимальное отклонение в массе одной конфеты — 0,3 г. Работница, укладывающая конфеты в коробку, находится на сдельной оплате труда.

Операция выполняется работницей в следующем порядке: берет и раскрывает коробку; укладывает в коробку 40 шт. конфет; ставит коробку с конфетами на весы; снимает коробку с весов; закрывает, завязывает и отставляет коробку с конфетами в штабель.

Требуется:

1. Установить, нет ли противоречий в приведенных выше условиях выполнения процесса труда.

2. Как изменится структура процесса труда в случае изменения условий его выполнения.

Задача 2.8. Маркировка коробов под «карамель насыпью» выполняется двумя работницами, одна из которых подвозит короба к месту взвешивания, наносит на них маркировку, отвозит к месту упаковки готовой продукции, а другая взвешивает порожние короба, выполняя операцию в такой последовательности: берет короб и ставит на весы (2 сек); взвешивает, то есть ожидает, когда стрелка весов успокоится и покажет точную массу (4 сек); снимает короб с весов и записывает на нем массу карандашом (3 сек); отставляет короб в стопку по 6 шт. (3 сек). Средняя масса короба 600 г.

Требуется проанализировать структуру процесса труда работницы, выполняющей операцию взвешивания, и предложить более рациональную структуру, доказав ее преимущества, рассчитать прирост производительности труда от совершенствования структуры трудового процесса.

Задача 2.9. Рассчитать прирост производительности труда в результате использования аналитического отбора передовых методов труда вместо укрупненного. То = 400 мин. Данные хронометражных наблюдений по элементам операции представлены в таблице 2.

Таблица 2

Элементы Длительность элементов (t2) у работников, сек. Длительность элемента,
операции А. С. Б. принимаемая в расчет, сек
Элемент 1        
Элемент 2        
Элемент 3        
Элемент 4        
И т о г о        

 

Задача 2.10. Определить снижение трудоемкости единицы продукции при внедрении передовых методов труда, если То = 350 мин, длительность элементов операции: t1 = 3 сек, t2 = 3 сек, t3 = 1 сек, t4 = 6 сек, t5 = 7 сек. При внедрении более передовых методов труда элемент 2 будет осуществляться за 2 сек, элемент 3 будет устранен, а элемент 5 будет осуществляться за 5 сек. Время смены (Тсм) = 8 часов.

Задача 2.11. Две работницы, работающие в разных сменах, маркировку коробов для упаковки карамели выполняют разными способами. Средняя масса короба 650 г колеблется в пределах ±40 г. Точность взвешивания должна быть ±25 г.

Первая работница выполняет операцию следующим способом: берет короб и ставит на весы; взвешивает короб; берет кисть, обмакивает ее в клей и смазывает клеем то место короба, куда будет нанесена маркировка; откладывает кисть в сторону; берет соответствующую этикетку с заранее нанесенными на нее реквизитами и наклеивает на короб; снимает с весов и ставит в стопку по 6 шт.

Другая работница выполняет операцию в иной последовательности: берет короб и ставит на весы; взвешивает короб; снимает коробь с весов и ставит в одну из четырех стопок по 6 шт.; берет кисть, обмакивает ее в клей и смазывает на 6 коробах одной и той же стопки то место, куда будет нанесена маркировка; откладывает кисть в сторону; берет 6 этикеток с заранее нанесенными на них реквизитами и наклеивает на короба.

Требуется проанализировать структуру процесса труда обеих работниц по маркировке партии коробов (6 шт.) и выбрать наиболее рациональные способы его осуществления и рассчитать привоз производительного труда.

 

Задача 2.12. При изучении передовых приемов и методов труда укладчиков пачек сигарет в коробки было выявлено, что одна группа рабочих за один прием захватывает 15 пачек сигарет, затрачивая в среднем на его выполнение 2,4 сек, а другая группа рабочих за один прием захватывает только 2/3 пачек по сравнению с первой и затрачивает соответственно на 1/3 времени меньше.

Требуется установить, какой из способов укладки пачек сигарет в коробки при прочих равных условиях более эффективен

Задача 2.13. На операции «Укладка конфет в коробки» в функции работницы, занятой укладкой конфет, входит подноска к рабочему месту лотков с конфетами. Этот вид работы классифицируется как вспомогательный (Тв) и в балансе рабочего времени составляет 40 мин. Остальные затраты рабочего времени соответственно равны: То = 405 мин, Тпз = 10 мин, Тоб = 10 мин, ТоТл = 15 мин, tоп = 30 сек (время на укладку одной коробки). В цехе есть вспомогательный рабочий, коэффициент занятости которого составляет 84%.

Определить возможность передачи функций вспомогательной работы (Тв = 40 мин) от основной работницы к вспомогательной и рассчитать прирост производительности от внедряемого проекта.

 

Задача 2.16. Пользуясь изложенной выше методикой, привести пример из любой сферы трудовой деятельности (торговля, бытовое обслуживание, транспорт, связь), иллюстрирующий экономическую и социальную эффективность внедрения рациональных форм разделения и кооперации труда. Сделать необходимые расчеты, используя условные или приблизительные данные

 


Задачи

Задача 2.16. Определить технически обоснованную норму выработки на операции «Укладка карамели в короба». Емкость короба 7,5 кг. Нормативы Тпз = 15 мин, Тв = 30 мин, Тоб = 10 мин, ТоТл = 5% от оперативного времени (Топ), tоп = 137,4 сек, или 2,3 мин. (Данные взяты из раздела 2.1.)

Решение.

1. Подставляем известные нам величины в формулу нормального баланса рабочего времени (17):

480 = 10 + То + 30 + 10 +

2. Находим величину То:

480 - 10 - 30 - 10 - 1,5 = То + 0,05 То

или 1,05 То = 423,5. То = = 403 мин.

3. Находим норму выработки по формуле (16):

Нвыр = = 188 коробов.

Задача 2.17. Определить норму времени на упаковку одного короба двумя способами по формулам (15) и (16).Данные взять из задачи 2.5.

Задача 2.18. Проиллюстрировать на числовом примере преимущества аналитически-исследовательского метода нормирования для случая, когда уровень организации труда на участке выше среднеотраслевого. Цифры можно взять из задачи 2.15.

Задача 2.19 Проиллюстрировать на числовом примере недостатки аналитически- расчетного метода для предприятия, уровень организации труда на котором выше среднеотраслевого. Цифры условные или из задачи 2.5

Задача 2.20. Определить норму выработки суммарным методом нормирования (фотохронометражным) на операции «Расфасовка карамели в короба». Данные берутся из фотографии рабочего времени (фактический баланс) и результатов хронометражных наблюдений (без их обработки) и составляют Тпз = 20 мин, Тв = 40 мин, Тоб = 20 мин, ТоТл = 40 мин, Тср = 20 мин, Тпнд = 30 мин, Тпо = 40 мин, tоп = 3 мин.

 

Задача 2.21. Определить технико-экономическую норму производительности оборудования, если регламентированные тери мощности равны 5%, а регламентированные потери рабочего времени в течение смены 10 мин. Техническая норма производительности оборудования 12000 бут./ч.

Задача 2.22 Печь ФТЛ-2 оборудована 24 люльками размером 1920х350 мм и выпекает нарезные батоны массой 0,5 кг. Размеры батонов (в мм): ширина 140, длина 320; расстояние между двумя изделиями 10 мм.

В течение двухдневного наблюдения за работой печи фактическая продолжительность подооборота по наблюдениям составила (в мин.):

1 — 15; 17; 19; 14; 16; 14; 20; 17; 19; 20

2 — 16; 18; 20; 15; 17; 14; 15; 17; 19; 29.

Процент возвратных отходов

1 — 1,2; 1,4; 1,1; 2,4; 1,3; 1,8; 1,1; 1,8; 1,3; 1,6

2 — 1,1; 1,3; 1,5; 1,7; 1,4; 1,8; 1,3; 1,5; 1,2; 1,6.

Требуется рассчитать суточную техническую и технико-экономическую нормы производительности печи по нарезным батонам.

Задача 2.23. Машина для зачистки и смазки противней работает со скоростью 15 м/мин. Противень имеет размеры 1х1 м. Работница, обслуживающая машину, выполняет операции в следующем порядке:

Наименование операции Количество, шт. Продолжитель-ность, сек
Подвозит противни в тележке    
Выкладывает противни на стол    
Закладывает противни в машину    
Укладывает противни в тележку    
Отвозит противни к месту укладки полуфабриката    

Требуется определить производительность машины (технико-экономическую норму), если время на подготовительно-заключительную работу равно 35 мин, а перерыв на отдых и личные надобности рабочего (включая перерыв на прием пищи) — 40 мин. Продолжительность смены 8 ч.

Задача 2.24. Рассчитать скорость движения подающего транспортера глазировочной машины, если известно, что:

1) продольных рядов конфет на транспортере 18;

2) конфет в одном ряду на 1 м длины транспортера 25 шт.;

3) в 1 кг 100 конфет;

4) коэффициент заполнения ленты транспортера 0,945;

5) коэффициент, учитывающий количество нестандартной продукции, 0,96;

6) регламентированные перерывы при 8-часовом рабочем дне 38 мин;

7) потери времени при переходе с одного сорта на другой 1 мин на случай;

8) ежесменно глазируются конфеты в такой последовательности: «Красная Москва», «Грильяж», «Ромашка», «Мишка косолапый», «Ягодная смесь», «Солнышко». За смену общая выработка составляет 10,7 т.

Задача 2.25. При производстве томатного сока используются автоклавы, вмещающие по 4 сетки, в каждой из которых по 50 стеклянных баллонов. В сезон автоклавы работают непрерывно круглые сутки. Цикл стерилизации (работы автоклава) установлен 100 мин. Производительность закаточной машины составляет 30 банок в минуту.

Требуется определить число автоклавов и закаточных машин, если известно, что ежесменно должно отгружаться 12900 банок томатного сока, а коэффициенты использования мощности автоклавного отделения и закаточных машин установлены на уровне 0,9.

Задача 2.26. Печенье «К чаю» выпекается в одноленточной печи длиной 25 м за 2,8 мин. На 1 м ленты умещается 168 шт., а в 1 кг насчитывается 83 шт.

Требуется определить, как изменится производительность печи, если количество печенья в 1 кг увеличится до 112 шт., а продолжительность выпечки при этом снизится на 0,1 мин?

Коэффициент заполнения ленты и коэффициент, учитывающий величину возвратных отходов и потери, принять соответственно равными 0,99 и 0,97.

Задача 2.27. Бисквитный цех оборудован одноленточными печами с длиной пекарного пространства 25 м, выпекающими однородные изделия. Продолжительность выпечки 2,7 мин, в 1 кг печенья содержится 96 шт., на 1 м печи умещается 165 изделий.

Стремясь повысить производительность труда, работники цеха пошли по линии увеличения толщины печенья, в результате чего содержание печенья в 1 кг уменьшилось до 85, а продолжительность выпечки увеличилась до 2,8 мин.

Доведение качества продукции до уровня лучших мировых образцов заставило работников цеха пересмотреть технологию в сторону уменьшения толщины бисквитов, в результате чего содержание печенья в 1 кг было увеличено до 115 шт., а продолжительность выпечки снизилась до 2,6 мин.

Требуется установить, как менялась часовая производительность бисквитных печей, если потери во всех случаях составили 2,5%, коэффициент заполнения ленты 1,0, а возвратные отходы — соответственно 3,0; 2,5 и 4,0%.

Задача 2.28. Из склада тарного цеха ящики регулярно доставляются в основное производство автомашиной, которая по территории фабрики перемещается со скоростью 15 км/ч. Расстояние между цехами 500 м. Продолжительность загрузки автомашины 16 мин, разгрузки — 15 мин.

Требуется определить, сколько ящиков может перевезти машина за смену, если за одну ездку перевозится 80 шт., а нормативное время оперативной работы равно 410 мин.

Задача 2.29. Картонажное отделение находится на расстоянии 150 м от основного производства. Коробки в основное производство доставляются на автокаре, который перемещается со скоростью 5 км/ч и за одну ездку доставляет 200 коробок. Продолжительность загрузки автокара 25 мин, разгрузки 20 мин. Нормальным балансом использования рабочего времени на оперативную работу предусмотрено 390 мин, норма выработки водителя автокара 1666 коробок в смену.

Требуется установить причину невыполнения водителем автокара нормы выработки.

Задачи

Задача 2.30. Определить оптимальную численность рабочих на участке расфасовки карамели в короба, если норма выработки в смену составляет 188 коробов. Емкость 1 короба — 7,5 кг. Объем продукции, подлежащей расфасовке — 4200 кг.

Решение.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-09-05; просмотров: 423; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.50.83 (0.151 с.)