Практическое занятие на тему «влияние мероприятий по совершенствованию организации труда на рост его производительности». 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Практическое занятие на тему «влияние мероприятий по совершенствованию организации труда на рост его производительности».



Теоретические положения

Организация труда является важнейшим фактором роста производительности труда и улучшения всех экономических показателей деятельности предприятия, таких как затраты на 1 рубль продукции, прибыль, рентабельность, коэффициент использования мощности, фондоотдача и пр.

Обеспечение рациональной организации труда персонала важнейший элемент в работе любого менеджера и экономиста. При этом работа по совершенствованию организации труда проводится по следующим направлениям:

· совершенствование структуры трудового процесса;

· внедрение передовых приемов и методов труда;

· внедрение рациональных форм разделения и кооперации труда;

· совершенствование организации и обслуживания рабочих мест;

· улучшение условий труда;

· внедрение передовых режимов труда и отдыха.

Анализируя состояние труда и разрабатывая мероприятия по ее совершенствованию, менеджер должен ставить перед собой задачи, которые можно классифицировать как экономические, психофизиологические и социальные.

Экономические задачи — рост производительности труда, повышение качества продукции, снижение затрат на 1 рубль продукции, уменьшение брака, повышение прибыли и рентабельности и пр.

Психофизиологические задачи — сохранение здоровья и повышение работоспособности человека за счет обеспечения комфортности трудовой деятельности, улучшение психологического микроклимата, оптимизации условий труда, их «гуманизации».

Социальные задачи — раскрытии творческих способностей работников, формирование у них интереса к своему труду, активизация «человеческого фактора».

Необходимо стремиться к комплексному решению этих задач при работе по каждому из перечисленных ранее направлений рациональной организации труда.

Более подробно с технологией работы по совершенствованию организации труда можно ознакомиться в Учебно-практическом пособии или других литературных источниках.

При разработки мероприятий по совершенствованию организации труда менеджеру необходимо уметь рассчитывать индивидуальную производительность труда, т.е. производительность труда отдельных работников.

При определении производительности труда на конкретных рабочих местах обычно пользуются натуральным и трудовым методами.

Расчет проводится соответственно по формулам (1) и (3). Если определяем индивидуальную производительность труда, формулу (1) можно представить следующим образом:

ПТ = Vn, если n = 1, (9)

то есть производительность труда одного рабочего равна объему выпущенной им продукции.

Рассмотрим, как определяется этот показатель, от чего он зависит.

(10)

где: To — время основной работы в фактическом балансе рабочего времени, мин;

tоп — время, затраченное на изготовление единицы продукции или операцию, мин (фактически).

To определяется на основе фотографии рабочего времени, tоп рассчитывается на основе хронометражных наблюдений.

Очевидно, что производительность труда каждого рабочего тем выше, чем ниже tоп и выше To.

Как же добиться увеличения To и уменьшения tоп?

Как уже было выяснено ранее, To входит в состав фактического баланса рабочего времени, который можно представить формулой:

Тсм = Тпз + То + Тв + Тоб + ТоТл + ТрТп + Тср + Тпнд + Тпо, (11)

где: Тсм — время смены, мин;

Тпз — время подготовительно-заключительной работы, мин;

То — время основной работы, мин;

Тв — время вспомогательной работы, мин;

Тоб — время работы по обслуживанию рабочего места, мин;

ТоТл — время на отдых и личные надобности, мин;

ТрТп — регламентированные технологические перерывы,

мин;

Тср — случайная работа;

Тпнд — простои, связанные с нарушением трудовой дисцип-

лины, мин;

Тпо — организационно-технические простои, мин.

Из этой формулы видно, что То будет увеличиваться, если будут уменьшаться все прочие затраты рабочего времени: Тпз, Тв, Тоб, Тнз, Тпо, Тпнд, ТрТп. Часть из этих затрат, таких как Тпнд, Тпо и Тнз, должна быть исключена совсем за счет более рациональной организации трудового процесса. Это достигается в результате комплексной работы по совершенствованию организации труда: совершенствования структуры трудового процесса, совершенствования приемов и методов труда, внедрения рациональных форм разделения и кооперации труда, улучшения условий труда, совершенствования организации и обслуживания рабочих мест и пр.

Для закрепления этого раздела студенту предлагается решить следующие задачи.

 

Задачи

Задача 2.1. Определить прирост производительности труда и снижение трудоемкости продукции в результате совершенствования структуры трудового процесса на операции «укладка конфет в коробки», если To = 400 мин, а tоп определяется как сумма всех элементов операции (см. таблицу 1).

 

Описание операции: укладчица снимает движущиеся по транспортеру пустые коробки, перекладывает их на рабочий стол, укладывает конфеты в коробку, упаковывает коробку и перекладывает коробку с конфетами с рабочего стола на транспортер.

 

Решение.

1. Расчленим операцию на элементы.

2. Классифицируем элементы операции.

3. Определим с помощью хронометражных измерений длительность каждого элемента.

4. Результаты сведены в таблицу.

Наименование Вид элемента Индекс Длитель-
элемента операции по назначению по способу выполнения элемента ность элемента, сек
1. Перемещение коробки по транспортеру (эл. 1) вспомога-тельная машинная t1
2. Перекладка коробки с транспортера на рабочий стол (эл. 2) вспомога-тельная ручная t2  
3. Укладка конфет (эл. 3) основная ручная t3  
4. Накрывает конфеты бумагой вспомога-тельная ручная t4  
5. Накрывает коробку крышкой вспомога-тельная ручная t5  
6. Перекладка коробки с конфетами с рабочего стола на транспортер (эл. 7) вспомога-тельная ручная t7  
7. Перемещение коробки по транспортеру вспомога-тельная машинная t8
И т о г о        

 

 

Таблица 1

 

5. Рассмотрим возможность совершенствования структуры трудового процесса с позиции поставленных ранее задач.

Для начала проанализируем целесообразность выделенных элементов операции. Учитывая, что конфеты в коробки можно укладывать прямо на транспортере, элементы 2 и 6 представляются лишними.

6. Рассчитаем возможное повышение производительности труда за счет устранения элементов 2 и 6.

Для этого сначала определим производительность труда до внедрения мероприятия: (см. формулу 10)

800 коробок в смену.

В этом случае tоп = t1 + t2 + t3 + t4 + t5 + t6 + t7 + t8 = 30 сек.

Затем определяем производительность труда после устранения элементов t2 и t7. (так же по формуле 10)

В этом случае tоп = t1 + t3 + t4 + t5 + t6 + t8 = 28 сек.

857 коробок в смену.

Прирост производительности труда рассчитывается по формуле 7 и составит:

7,12%.

7. Рассчитаем возможное снижение трудоемкости продукции.

Для этого сначала определим трудоемкость продукции (1 коробки) до внедрения мероприятия:

0,6 мин.

Затем определим трудоемкость единицы продукции после совершенствования структуры трудового процесса

0,56 мин.

6,7%.

Задача 2.2. На основании данных, приведенных в таблице 1, определить возможность совмещения элементов операции и рассчитать прирост производительности труда от внедрения этого мероприятия, To = 400 мин, а tоп = 28 сек.

Задача 2.3. По аналогии с рассмотренными выше примерами, предложить пример нерациональной структуры трудового процесса, дать рекомендации по ее совершенствованию и рассчитать прирост производительности труда. Пример может быть из любой сферы трудовой деятельности.

Задача 2.4. На основании исходных данных, приведенных в задаче 2.1., рассчитать прирост производительности труда от внедрения передовых методов труда на операции «укладка конфет в коробки».

Применяемый метод укладки конфет: работница берет по 2 конфеты и затрачивает на этот элемент операции 25 сек. Предлагаемый метод труда: работница берет по 4 конфеты и затрачивает на этот элемент 12 сек. Продолжительность остальных элементов берем из задачи 2.1. (таблица 1).

Задача 2.5. Определить снижение трудоемкости единицы продукции при внедрении передовых методов труда, если То = 384 мин, длительность элементов операции: t1 = 2 сек, t2 = 2 сек, t3 = 1 сек, t4 = 5 сек, t5 = 6 сек. При внедрении более передовых методов труда элемент 2 будет осуществляться за 1 сек, элемент 3 будет устранен, а элемент 5 будет осуществляться за 5 сек. Время смены (Тсм) = 8 часов.

Задача 2.6. Привести пример из любой сферы трудовой деятельности, иллюстрирующий экономический и социальный эффект от внедрения прогрессивных приемов и методов труда (согласно изложенной выше методике).

Задача 2.7. Макаронные изделия «перья» в торговую сеть направляются в крафт-пакетах массой по 20 кг. Заполнение крафт-пакетов упаковщицей выполняется в следующей последовательности: берет порожний крафт-пакет, раскрывает и подставляет его под желоб бункера-накопителя; заполненный продукцией пакет переставляется на десятичные весы; доводит массу продукции до требуемой; отставляет крафт-пакет с продукцией в сторону.

Другая упаковщица, работающая в паре с первой, закрывает крафт-пакет, сшивает его шпагатом, переносит в штабель, находящийся рядом с транспортером, по которому упакованная продукция периодически отправляется в склад экспедиции.

Изучение затрат рабочего времени на выполнение элементов операции «ссыпка» с помощью хронометража позволило установить следующие нормативы (в сек):

1. Взять порожний крафт-пакет, раскрыть и подставить под желоб бункера-накопителя 7,8

2. Заполнить крафт-пакет продукцией 18,6

3. Поставить крафт-пакет с продукцией на весы 4,0

4. Довести массу продукции до требуемой 9,4

5. Отставить крафт-пакет с продукцией в сторону 7,2

6. Закрыть крафт-пакет 4,6

7. Зашить крафт-пакет шпагатом 10,8

8. Отнести крафт-пакет с продукцией в штабель 8,0.

Требуется:

1. Проанализировать структуру процесса труда.

2. Предложить рациональную структуру процесса труда.

3. Доказать эффективность предлагаемой структуры процесса труда, имея в виду изменение часовой производительности ссыпщиц. Задача 2.8. Глазированные конфеты типа «Птичье молоко» должны быть уложены в коробку в 5 рядов по 8 целых конфет в каждом. Общая масса конфет должна быть 600 г. Максимальное отклонение в массе одной конфеты — 0,3 г. Работница, укладывающая конфеты в коробку, находится на сдельной оплате труда.

Операция выполняется работницей в следующем порядке: берет и раскрывает коробку; укладывает в коробку 40 шт. конфет; ставит коробку с конфетами на весы; снимает коробку с весов; закрывает, завязывает и отставляет коробку с конфетами в штабель.

Требуется:

1. Установить, нет ли противоречий в приведенных выше условиях выполнения процесса труда.

2. Как изменится структура процесса труда в случае изменения условий его выполнения.

Задача 2.8. Маркировка коробов под «карамель насыпью» выполняется двумя работницами, одна из которых подвозит короба к месту взвешивания, наносит на них маркировку, отвозит к месту упаковки готовой продукции, а другая взвешивает порожние короба, выполняя операцию в такой последовательности: берет короб и ставит на весы (2 сек); взвешивает, то есть ожидает, когда стрелка весов успокоится и покажет точную массу (4 сек); снимает короб с весов и записывает на нем массу карандашом (3 сек); отставляет короб в стопку по 6 шт. (3 сек). Средняя масса короба 600 г.

Требуется проанализировать структуру процесса труда работницы, выполняющей операцию взвешивания, и предложить более рациональную структуру, доказав ее преимущества, рассчитать прирост производительности труда от совершенствования структуры трудового процесса.

Задача 2.9. Рассчитать прирост производительности труда в результате использования аналитического отбора передовых методов труда вместо укрупненного. То = 400 мин. Данные хронометражных наблюдений по элементам операции представлены в таблице 2.

Таблица 2

Элементы Длительность элементов (t2) у работников, сек. Длительность элемента,
операции А. С. Б. принимаемая в расчет, сек
Элемент 1        
Элемент 2        
Элемент 3        
Элемент 4        
И т о г о        

 

Задача 2.10. Определить снижение трудоемкости единицы продукции при внедрении передовых методов труда, если То = 350 мин, длительность элементов операции: t1 = 3 сек, t2 = 3 сек, t3 = 1 сек, t4 = 6 сек, t5 = 7 сек. При внедрении более передовых методов труда элемент 2 будет осуществляться за 2 сек, элемент 3 будет устранен, а элемент 5 будет осуществляться за 5 сек. Время смены (Тсм) = 8 часов.

Задача 2.11. Две работницы, работающие в разных сменах, маркировку коробов для упаковки карамели выполняют разными способами. Средняя масса короба 650 г колеблется в пределах ±40 г. Точность взвешивания должна быть ±25 г.

Первая работница выполняет операцию следующим способом: берет короб и ставит на весы; взвешивает короб; берет кисть, обмакивает ее в клей и смазывает клеем то место короба, куда будет нанесена маркировка; откладывает кисть в сторону; берет соответствующую этикетку с заранее нанесенными на нее реквизитами и наклеивает на короб; снимает с весов и ставит в стопку по 6 шт.

Другая работница выполняет операцию в иной последовательности: берет короб и ставит на весы; взвешивает короб; снимает коробь с весов и ставит в одну из четырех стопок по 6 шт.; берет кисть, обмакивает ее в клей и смазывает на 6 коробах одной и той же стопки то место, куда будет нанесена маркировка; откладывает кисть в сторону; берет 6 этикеток с заранее нанесенными на них реквизитами и наклеивает на короба.

Требуется проанализировать структуру процесса труда обеих работниц по маркировке партии коробов (6 шт.) и выбрать наиболее рациональные способы его осуществления и рассчитать привоз производительного труда.

 

Задача 2.12. При изучении передовых приемов и методов труда укладчиков пачек сигарет в коробки было выявлено, что одна группа рабочих за один прием захватывает 15 пачек сигарет, затрачивая в среднем на его выполнение 2,4 сек, а другая группа рабочих за один прием захватывает только 2/3 пачек по сравнению с первой и затрачивает соответственно на 1/3 времени меньше.

Требуется установить, какой из способов укладки пачек сигарет в коробки при прочих равных условиях более эффективен

Задача 2.13. На операции «Укладка конфет в коробки» в функции работницы, занятой укладкой конфет, входит подноска к рабочему месту лотков с конфетами. Этот вид работы классифицируется как вспомогательный (Тв) и в балансе рабочего времени составляет 40 мин. Остальные затраты рабочего времени соответственно равны: То = 405 мин, Тпз = 10 мин, Тоб = 10 мин, ТоТл = 15 мин, tоп = 30 сек (время на укладку одной коробки). В цехе есть вспомогательный рабочий, коэффициент занятости которого составляет 84%.

Определить возможность передачи функций вспомогательной работы (Тв = 40 мин) от основной работницы к вспомогательной и рассчитать прирост производительности от внедряемого проекта.

 

Задача 2.16. Пользуясь изложенной выше методикой, привести пример из любой сферы трудовой деятельности (торговля, бытовое обслуживание, транспорт, связь), иллюстрирующий экономическую и социальную эффективность внедрения рациональных форм разделения и кооперации труда. Сделать необходимые расчеты, используя условные или приблизительные данные

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-09-05; просмотров: 916; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.222.179.186 (0.049 с.)