Культура и искусство как отрасль национального хозяйства.



Мы поможем в написании ваших работ!


Мы поможем в написании ваших работ!



Мы поможем в написании ваших работ!


ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Культура и искусство как отрасль национального хозяйства.



Культура и искусство как отрасль национального хозяйства.

Деление национального хозяйства на отрасли связано с обособле­нием видов деятельности в системе общественного разделения труда. В наиболее общем виде национальное хозяйство подразделяется на мате­риальное производство и социальную сферу, в которой, в свою оче­редь, выделяется сфера культуры.

Обособление видов культурной деятельности в качестве сферы культуры связано с характером выполняемых ими функций. Сфера культуры осуществляет преимущественно социальные функции: интегративную, воспитательную, образовательную, просвети­тельную, эстетическую, аккумулятивную, коммуникативную, информа­ционную, развлекательную, идеологическую и др.

Виды деятельности, включаемые в сферу культуры, подразделяют на четыре большие группы:

1. Художественное творчество:

Литературное творчество.

Изобразительное и прикладное искусство.

Исполнительское искусство.

2. Сохранение культурного наследия:

Реставрация и охрана недвижимых памятников истории и культуры.

Музейное дело. Архивное дело. Библиотечное дело.

3. Клубная и развлекательная деятельность:
Клубная деятельность.
Аттракционы.

Шоу-бизнес. Казино.

4. Массовое создание и распространение культурных благ:Пресса.Книгоиздание.

Производство аудиовизуальной продукции:

кинематограф;производство видеопродукции;производство аудиопродукции.
Радио.Телевидение.

Интернет.В России в сфере культуры выделяют две отраслевые системы - "культура и искусство" и "средства массовой информации" (СМИ), объединяющие прессу, радио, телевидение Ин­тернет и т.п.

Под отраслью "культура и искусство" понимают совокупность ор­ганизаций, основная деятельность которых связана с сохранением, соз­данием, распространением и представлением культурных благ и ценно­стей, а также органов управления культуры.

Основное звено отрасли "культура и искусство" — организации

культуры и искусства.

Организация культуры— организация, основная деятельность ко­торой направлена на сохранение, создание, распространение и освоение культурных ценностей, предоставление культурных благ населению.К организациям культуры относятся театры, кинотеатры, концерт­ные организации и коллективы, цирки, библиотеки, музеи, клубные (культурно-досуговые) учреждения, парки культуры и отдыха, (город­ские сады), зоопарки (зоосады) и т.д.

Функции отраслевого управления осуществляют следующие орга­ны исполнительной власти:

— на федеральном уровне — Министерство культуры и массовых коммуникаций РФ;

— на региональном уровне — управления, комитеты, департамен­ты, министерства культуры субъектов РФ;

— на муниципальном уровне — отделы, управления, комитеты, департаменты культуры администраций муниципальных образований.

Отрасль "культура и искусство" состоит из двух крупных блоков: "организации культуры" и "организации искусства". Они имеют общие цели, однородные принципы деятельности и единообразный хозяйст­венной механизм, однако отличаются друг от друга составом решаемых задач, техническими средствами и методическими приемами.

К организациям культуры относятся библиотеки, музеи, клубные (культурно-досуговые) учреждения, парки культуры и отдыха (сады), зоопарки (зоосады) и др.

В блок "организации искусства" входят театры, кинотеатры, цир­ки, концертные организации и коллективы, другие зрелищные органи­зации и учреждения искусств.Отраслевая характеристика организаций культуры. Библиотеки подразделяются на публичные (муниципальные), учебные, научные, специальные (по отраслям знаний) и специализирован­ные, предназначенные для обслуживания определенных категорий на­селения.

Клубные (культурно-досуговые) учреждения подразделяются на Дворцы и Дома культуры, городские и сельские клубы, социо-культурные комплексы, центры досуга и т.п.

Среди музеев выделяют краеведческие, историко-архитектурные, исторические и военно-исторические, литературно-мемориальные, ес­тественно-научные, художественные и т.п.

Театры делятся на театры оперы и балета, музыкальной комедии, драматические, юного зрителя, кукол и прочие (пантомимы, теней и т.п.)В состав концертных организаций входят филармонии, самостоя­тельные концертные залы (ГЦКЗ 'Россия", Большой концертный зал "Октябрьский" в Санкт-Петербурге и др.); концертные объединения, в том числе занимающиеся гастрольной и фестивальной деятельностью и пр.Самостоятельные концертные коллективы могут быть филармо­ническими и эстрадными. К филармоническим коллективам относят симфонические оркестры, камерные оркестры и ансамбли, оркестры народных инструментов, духовые оркестры, народные хоры, прочие филармонические коллективы.

Цирки подразделяют на стационарные, передвижные (шапито), зоопарки, группы "Цирк на сцене".

Принципы и факторы размещения организаций культуры.

Главными принципами размещения являются: соблюдение оптимальных пропорций между развитием объектов промышленности и социально-культурного комплекса;

обеспечение максимальной доступности культурных благ для населения;

выравнивание уровней обеспеченности организациями культуры по регионам, включая равноправное развитие национальных культур.

На характер размещения объектов культуры влияют следующие основные факторы:

- тип населенного пункта (город, село);

- административный статус населенного пункта;

- численность населения и его плотность;

- социально-демографическая структура населения (пол, возраст, уровень образования);

- исторические и культурные традиции территорий;

- природно-климатические условия;

- особенности национальных обычаев;

- экономическая ситуация в регионе.

- близость к крупному культурному центру;

- статус курорта всероссийского значения.
Нормативные правовые акты, регулирующие размеще­ние объектов культуры

Отражены в законе РФ "Основы законодательства Российской Федерации о культуре".

Например, профессиональные театры и концертные залы создаются в городах с численностью населения свы­ше 100 тыс. чел.

Для регионов данные нормативы носят ориентировочный, реко­мендательный характер.



Процессы приватизации и разгосударствления в культуре.

Приватизация— передача имущества, находящегося в государст­венной или муниципальной собственности, в собственность граждан и юридических лиц.

Разгосударствление— передача имущества, находящегося в госу­дарственной собственности, в муниципальную собственность, а также в собственность граждан и юридических лиц.

Разгосударствление и приватизация означают уменьшение роли ор­ганов государственной власти и местного самоуправления в содержа­нии объектов культуры.Приватизация не получила распро­странения в культуре из-за отсутствия необходимых нормативных актов. В законодательстве РФ о приватизации до 2001 года разрешено осуще­ствление приватизации в этой сфере только на основе специального законодательства, которое не было разработано.В соответствии со ст. 44 "Основ законодательства РФ о культуре":

не подлежит приватизации культурное наследие народов РФ, в том числе культурные ценности, хранящиеся в фондах государственных и муниципальных музеев, архивов и библиотек, кар­тинных галерей, в ассортиментных кабинетах предприятий художест­венной промышленности и традиционных народных промыслов, вклю­чая помещения и здания, где они расположены.Приватизация объектов культуры, допускается в порядке, устанавливаемом законодательством РФ приусловии:

— сохранения культурной деятельности в качестве основного вида работы;

— сохранения профильных услуг;

— организации обслуживания льготных категорий населения;

— обеспечения сложившегося числа рабочих мест и социальных гарантий работникам (на срок до одного года).

Классификация услуг.

Сфера услуг — это наша среда обитания. Постепенно наши затраты на услуги становятся все более ощутимыми. Скорее всего, в ближайшее время эта тенденция сохранится. В странах с Устоявшимися рыночными отношениями не менее 40% личного бюджета граждан идет на оплату услуг. Известные маркетологи США Д.Эванс и Б.Берман ограничиваются "совместной" классификацией изделий и услуг, не выделяя последние в отдельную группу или класс. Они называют, в частности, "потребительские услуги", "товары и услуги производственного назначения" и "товары производственного назначения". Классификация никогда не проводится ради нее самой. Ее цели иные. Во-первых, необходимо определить наиболее важные характеристики каждого вида услуг, которые отличали бы его от других видов. Во-вторых, рассмотреть, в какой мере эти выделенные характеристики могут быть присущи другим классам и/или группам. В-третьих, классификация позволяет углубить и расширить понимание изучаемого.явления в принципе.

Исторически каждый вид услуг рассматривался отдельно, как особая сфера деятельности с только ей присущими особенностями. А вся сфера услуг представлялась как совокупность этих видов деятельности и фактически сводилась к их перечислению. Традиционно в мировой практике наиболее полный перечень услуг включает: транспорт, туризм, страхование, банковские и другие финансовые операции, строительство и инжиниринг, связь, информационно-вычислительные услуги, операции с недвижимостью и в области аренды оборудования, услуги по найму рабочей силы, прокат фильмов и телепрограмм, рекламу, бухгалтерское дело, образование, консультирование по вопросам управления, юридические, технические и прочие профессиональные услуги.

Значительная часть услуг относится к среде нематериального производства, иначе говоря, к непроизводственной сфере. Это коммунальное обслуживание, бытовое обслуживание, здравоохранение, социальное обеспечение, физкультура и спорт, образование, культура и искусство, наука и научное обслуживание, кредитование и страхование, государственное управление и оборона, некоммерческие организации, обслуживающие домашнее хозяйство и др.


Поведение посредников.

Руководители организаций социально-культурной сферы должны быть предельно требовательны по отношению к тем, кого они привлекают к сотрудничеству. Это влияет на имидж организации, ее репутацию в глазах общественности.

Методы распределения.

С учетом охарактеризованных выше факторов выбирается один из трех методовраспределения товаров: интенсивное распределение, эксклюзивное распределение или селективное распределение.

Интенсивное распределениеосуществляется в тех случаях, когда потребители невзыскательны к условиям и сервису, когда мы имеем дело с массовым рынком при низких доходах населения, когда экономия средств возникает за счет крупных поставок, когда предприятие располагает достаточными ресурсами и производственными мощностями для расширения сбыта, наконец, когда существует высокая степень замещаемости товаров со стороны покупателей. Эксклюзивное распределениеприменяется при небольшом числе посредников или при полном их отсутствии. За ценами осуществляется контроль. Посредники не работают одновременно на несколько хозяев. В социально-культурной сфере товарами эксклюзивного распределения могут выступать здания и сооружения, светотехническое оборудование и громоздкие музыкальные инструменты (концертные рояли, органы), кинопроекционная техника, автотранспорт, сдаваемые в аренду площади и участки и др.Селективное распределениепроявляется в более широких пределах рынка, но при более жестком контроле и при сохранении оптимального уровня сервиса. В социально-культурной сфере — это обслуживание социально незащищенных слоев и групп населения: пенсионеров, беженцев, участников чеченских событий, некоторых маргинальных групп.

Товародвижение— деятельность по планированию и контролю за физическим перемещением материалов и готовых изделий от мест их происхождения к местам использования с целью удовлетворения нужд потребителей и с выгодой для производителя.Организациям социально-культурной сферы сравнительно редко приходится выступать в роли производителя и/или товаровладельца, что-либо отгружающего, хранящего на складах, сопровождающего на пути следования товаров до конечных потребителей. Однако и организациям культуры случается выступать в роли покупателей: приобретать театральное и цирковое оборудование; заказывать и перевозить органы, рояли и другие музыкальные инструменты, закупать строительные и ремонтные материалы, компьютерные классы и лингафонные кабинеты; подвозить и монтировать крупногабаритные конструкции парковых аттракционов (колесо обозрения, детская железная дорога, американские горки и пр.). Так что, и руководителям организаций социально-культурной сферы необходимо иметь соответствующие представления о технологии товародвижения.Товародвижение включает в себя такие функции, как использование, хранение, транспортировка, складирование, грузовая обработка и др. Произведенный и/или приобретенный товар необходимо надежно упаковать. Чем упаковка надежнее тем она дороже.

Часто возникает необходимость в охране товаров. Правильное размещение товаров, поддержание оптимальной температуры и влажности воздуха при их хранении, наличие достаточного освещения и вентиляции, исключение нежелательного соседства одних товаров с другими.

Обработка заказов включает ряд операций:1. Информирование потенциальных потребителей о наличии имеющихся товаров, их ассортименте и отпускных ценах;

2. Подача организациями своевременных и грамотных заявок на товар;

3. Подготовка платежной документации;

4. Оплата счетов и оформление доверенностей на получение;

5. Решение вопроса о сроках и способах транспортировки;6. Своевременная отгрузка закупленного;7. Получение товара потребителем;8. Адаптация товара (установка, размещение, наладка).

Маркетинговая логистика- это определение стоимости ассортимента товаров при их движении до потребителю, а также приобретение товаров или его отдельных элементов в рамках "маркетинга заготовок". Цели маркетинговой логистики можно обозначить следующим образом: при наличии соответствующего спроса предоставить требуемый товар к определенному времени, в хорошем состоянии, в нужном количестве, в назначенное время и с минимальными издержками.Таковы общие подходы к проблемам товародвижения всоциально-культурной сфере.

21.Продвижение как составная часть маркетинга в СКС: сущность, каналы, способы.Продвижение — совокупность мероприятий по доведению информации о достоинствах товара до потенциальных потребителей и стимулированию у них желания купить его.Субъекты маркетинговой среды:

Потребители (зрители, пользователи, посетители, участники, покупатели);

Партнеры (субъекты рынка, с которыми организации социально-культурной сферы заключают взаимовыгодные соглашения);Смежники (субъекты рынка, выполняющие работу, совпадающую по миссии, целям и задачам);Спонсоры (физические и юридические лица, помогающие проведению культурных акций финансовыми средствами, материалами и т.п.);Инвесторы (организации и частные лица, субсидирующие важные социально-культурные проекты);

Меценаты (как правило, состоятельные граждане, покровительствующие искусствам, передающие в дар организациям культуры денежные средства, культурные ценности, личные библиотеки, антикварные коллекции и пр.);Поставщики (предприятия, снабжающие в установленном порядке организации социально-культурной сферы материальными, кадровыми и иными ресурсами);

Конкуренты (организации социально-культурной сферы и сопредельных областей деятельности, предлагающие рынку те же или родственные товары, по тем же или более выгодным для потребителей ценам);

Коммерческие предприятия (промышленные, сельскохозяйственные, транспортные, строительные, торговые и иные предприятия, работающие на основе рыночных технологий);

Государственные предприятия (заводы, фабрики, комбинаты, отделения железных дорог, строительные организации, предприятия связи и пр.);Государственные органы (органы культуры, образования, правоохранительные органы, органы социального обеспечения, налоговая инспекция, органы финансового управления и пр.);Общественные организации (разнообразные общества, союзы, ассоциации, фонды, партии, движения, комитеты содействия и т.п.);

Средства массовой информации (радио, печать, телевидение, в том числе местное и кабельное);

Международные организации и их представительства (фонды, комитеты, посольства, консульства, ассоциации, лиги и т.п.).Теоретически любая организация социально-культурной сферы может найти поводы и основания для контактов с перечисленными субъектами.

Практически же многие организации социально-культурной сферы — театр и музей, клуб и парк, филармония и детская школа искусств—достаточно часто обращаются к услугам названных выше субъектов маркетинговой среды и, в меру своих представлений о маркетинге, сотрудничают или конкурируют с ними, выполняют их требования или предлагают свои условия, делятся опытом работы или хранят до поры до времени свои ноу-хау, изучают спрос на возможные товары и стремятся в меру имеющихся возможностей удовлетворить его.

Конечная цель взаимодействия с этими контактными аудиториями и группами — активизация производственно-сбытовой деятельности и поддержание на оптимальном уровне имиджа (образа) организации, как в глазах общественности, так и в оценке потребителей.В теории маркетинга рассматривается деятельность, именуемая продвижением товара на рынок.

Функции продвижения вытекают из того, что оно:

- создает образ престижности низких цен или инновационности для организации ее продукции;

- информирует о параметрах товаров;

- порождает узнавание новых товаров;

- сохраняет популярность существующих товаров;

- может изменять образы или использование теряющих свои позиции товаров;

- создает энтузиазм среди участников каналов сбыта;

- объясняет, где могут приобретаться товары;

- убеждает потребителей переходить от одних товаров к более дорогим;

- информирует потребителей о продаже;

- отвечает на вопросы потребителей;

- завершает сделки;

- обеспечивает послепродажное обслуживание потребителей;

- создает благоприятную информацию об организации, ее товарах относительно конкурентов.Реализация комплекса продвижения товаров, в том числе и в социально-культурной сфере, как раз и достигается путем осуществления многообразных коммуникаций конкретной организации с различными субъектами маркетинговой среды. При этом принято различать личные коммуникационные каналы и неличные коммуникационные каналы. Те и другие успешно используются при реализации товаров, предлагаемых организациями культуры, искусства и досуга. Используемые при этом инструменты продвижения товаров существенно друг от друга отличаются. В первом случае это непосредственные контакты, телефон, почта, обмен информацией между членами семьи, соседями, сослуживцами и т.д. Во втором — печать, радио, телевидение, рекламная продукция, сети Интернет. Практикуются также массовые мероприятия: презентации, выставки, ярмарки, аукционы, пресс-конференции, Дни открытых дверей, творческие отчеты и т.п.

Организации социально-культурной сферы в полной мере используют весь инструментарий продвижения.

Деятельность по продвижению товаров включает в себя такие компоненты, как информация и реклама, паблисити, паблик рилейшнз и ФОССТИС.

22. Информационно-рекламная деятельность в сфере культуры: сущность, задачи и особенности" Реклама это неличная форма передачи сообщений, передаваемых через платные средства распространения информации и исходящих от определенного лица или организации""Реклама это убеждающее средство информации о товаре или фирме; коммерческая пропаганда потребительских свойств товара и достоинств деятельности фирмы, готовящая реального и потенциального покупателя к покупке"

В США и других странах термин «реклама» означает рекламные объявления в средствах массовой информации (в прессе, по радио, телевидению, на щитовой рекламе) и не распространяется на мероприятия, способствующие продажам. В отечественной практике, в отличие от западной, понятие рекламы шире. К ней относят выставочные мероприятия, коммерческие семинары, упаковку, печатную продукцию (проспекты, каталоги, плакаты и т.д.), распространение сувениров и другие средства стимулирования торговой деятельности.

Любой производитель стремится сбыть произведенный им товар; любой мастер, оказывающий услуги, заинтересован в том, чтобы о нем знало как можно большее число людей. Деятельность того и другого нуждается в информировании о ней населения. Потребность в рекламировании тем острее, чем шире и разнообразнее рынок.

Рекламная деятельность начинается с поиска и сбора информации о рынке. Уже на этой стадии проектируется программа рекламных мероприятий. Выходу новых изделий или появлению новых видов услуг на рынок должна предшествовать соответствующая их качеству и характеру разъяснительная деятельность среди потребителей, цель которой — заблаговременно сформировать спрос, психологически настроить покупателя именно на эти, а не какие-либо иные, изделия и услуги. И работа эта должна вестись тем активнее и предметнее, чем в меньшей мере потребитель расположен что-либо из производимого и/или предлагаемого приобрести.

Рекламные идеи должны быть с самого начала убедительными и привлекательными, они должны не просто возбуждать любопытство у населения, но формировать устойчивый интерес к предлагаемым изделиям, идеям, территориям.

Не следует, однако, руководствуясь желанием во что бы то ни стало реализовать товар, наделять последний качествами и свойствами, которыми тот не обладает. Если даже первая волна возникшего интереса и приведет к удовлетворению потребностей в этих изделиях или услугах, то есть покупатель приобретет их, прибегнет к ним, то в дальнейшем этот интерес может быть утрачен и в этом случае производителю не в состоянии будет помочь никакая, даже самая броская и яркая реклама.

Очень важным моментом рекламной деятельности является ее адекватность продолжительности пребывания конкретного товара на рынке. Спрос на изделия и услуги, в силу тех или иных обстоятельств (слухи, влияние моды, отсутствие лучших товаров, изменение режима работы общественного транспорта, погодных условий и т.п.) может либо нарастать, либо ослабевать. Важно постоянно поддерживать и при необходимости активизировать рекламную деятельность, варьируя ее формы, место и способы осуществления.

Классификация рекламы:

1. Реклама в прессе

а) газеты (международного, национального, местного распространения — популярные, общеделовые, специализированные);

б) журналы (международного, национального, местного распространения — популярные, общеделовые, специализированные)

2. Печатная реклама

а) проспекты, каталоги;

б) справочники;

в) листовки, информационные письма, пресс-релизы и т.д.

3. Реклама средствам вещания

а) по радио (международному, национальному, местному);

б) по телевидению (международному, национальному, местному, кабельному).

4. Почтовая реклама

а) прямая почтовая рассылка печатных рекламных материалов;

б) прямая почтовая рассылка видеокассет и видеоклипов

5. Наружная реклама

а) крупногабаритные плакаты (массовые — выполненные типографским способом или рисованные — индивидуального исполнения);

б) газо­светные установки;

в) роллеры;

г) малогабаритные плакаты;

д)электронное табло;

е) бегущая строка;

ж) световые короба.

6. Кино (видео) реклама

а) кинофильмы;

б) видеофильмы;

в) слайд-фильмы;

г) полиэкранные фильмы

7. Реклама на транспорте

а) транспаранты;

б) надписи и наклейки на наружной поверхности подвижных средств;

в) плакаты и наклейки в салонах (в вагонах метро); г) звуковая реклама в салонах

8. Реклама на местах продажи

а) витрины;

б) вывески, надписи, знаки;

в) упаковка;

г) этикетки

9. Другие виды рекламы

а) выставки;

б) ярмарки;

в) аукционы;

г) встречи;

д) семинары;

е) конференции;

ж) сувениры;

з) соревнования, конкурсы, лотереи и упаковочная бумага, календари, значки.

Три функции рекламы:

Пропагандистская функция. Здесь имеется в виду убеждение потребителей фактами и аргументами, пропаганда лучших образцов продукции, как отечественной, так и зарубежной. В социально-культурной сфере найдется достаточно товаров разных типов, о которых можно было бы убедительно и ярко поведать потенциальным потребителям.Экономическая функция. Это содействие современной реализации товаров, денежному обращению, получению доходов и прибыли.

Социальная функция. Она направлена на охрану здоровья населения, пропаганду здорового образа жизни, культуры питания, всестороннее развитие личности, в том числе благодаря приобщению к миру культуры и искусства.

Рекламуподразделяют на товарную и престижную.Основная задача товарной рекламы — формирование и стимулирование спроса на товары. Реклама престижная — фирменная реклама. Это реклама достоинств организации, отличающих ее от других.

В практике социально-культурной деятельности встречается как непосредственнаяреклама, так и косвенная. Непосредственная реклама осуществляется на коммерческих условиях и указывает рекламодателя, прямо выполняя рекламную функцию по отношению к конкретному товару или организации, его предлагающей.

Но возможно привлечь внимание будущих зрителей косвенным способом: например, сообщение о готовящейся театральной премьере может прозвучать во время какого-либо массового мероприятия.

Маркетологи утверждают: эффективность рекламы зависит от умелой подачи. Например, когда сделан акцент на ту особенность, которая для потенциального потребителя наиболее желательна; найдена та черта, которая присуща рекламируемой услуге, а информация подана убедительно и ярко.Рекламная деятельность должна заранее планироваться и осуществляться целенаправленно, последовательно. Этапы рекламной деятельности:

Сбор, систематизация и анализ информации об ассортименте предлагаемых к реализации товаров.Сбор и изучение информации об интересах, спросе потребителей, о возможных объемах рынка.Уточнение целей рекламирования, выбор приемлемых форм и средств. Разработка конкретного плана рекламной кампании: место, время, формы, продолжительность и пр.Сценарно-эскизная разработка рекламных форм.Составление сметы на рекламную кампанию.Организация непосредственного рекламирования.

Осуществление контроля за ходом рекламных мероприятий.

Подведение итогов кампании, подсчет эффективности.

Анализ позитивного опыта и допущенных просчетов.

Эффективность рекламы:

- экономическая – т.е. в какой мере затраты на рекламу повлияли на выполнение плана по доходам и планировавшимся прибылям.

- психологическая – как расширяется спектр потребностей населения и его динамика в процессе реализации разрекламированных товаров. Средства повышения эффективности рекламы:

Информация должна быть новой и неожиданной.Особенно активно реклама должна быть использована на стадиях внедрения товара на рынок и роста объема продаж.Реклама должна подчеркивать такие особенности и черты товаров, которые потребитель сам чаще всего не замечает.Наиболее интенсивную рекламу надо использовать в моменты, когда у людей улучшается экономическое положение.


23. Понятие об интеллектуальной собственности. Собственность — основа системы экономических отноше­ний.

Собственность интеллектуальная— исключительное право гра­жданина или юридического лица на результаты интеллектуальной дея­тельности и приравненные к ним средства индивидуализации продук­ции, выполняемых работ или услуг (наименование или фирменное на­именование, товарный знак, знак обслуживания и т.п.).Объекты интеллектуальной собственности:

- произведения науки, искусства и литературы, включая программы для электронных вычислительных машин и базы данных;

- исполнения, фонограммы, передачи организаций эфирного или кабельного вещания;

- изобретения;

- полезные модели;

- промышленные образцы;

- открытия;

- рационализаторские предложения;

- селекционные достижения;

- топологии интегральных микросхем;

- фирменные наименования;

- товарные знаки и знаки обслуживания;

- наименования мест происхождения товаров;

- сведения, составляющие служебную или коммерческую тайну;

- иные результаты интеллектуальной деятельности и приравненные к ним средства индивидуализации, охраняемые в соответствии с законами и международными договорами Российской Федерации.

Создателем объекта интеллектуальной собственности, имеющего творческий характер (результата творческой деятельности), признается гражданин (автор, исполнитель), которым создан такой объект.

Товарный знак— зарегистрированные в официальном порядке обозначения, способные отличать товары и услуги одних юридических или физических лиц от однородных товаров и услуг других юридиче­ских или физических лиц.

Авторское право— раздел права, регулирующий отношения, воз­никающие в связи с созданием и использованием произведений науки, литературы и искусства.

Смежные права— права, регулирующие отношения, возникающие в связи с созданием и использованием фонограмм, исполнений, поста­новок, передач организаций эфирного или кабельного вещания.

Авторскими правами признаются права авторов,

смежными пра­вами — права исполнителей и производителей фонограмм, организа­ций эфирного или кабельного вещания.Автор— физическое лицо, творческим трудом которого создано произведение науки, литературы и искусства.

Исполнитель— актер, певец, музыкант, танцор или иное лицо, которое играет роль, читает, декламирует, поет, играет на музыкальном инструменте или иным образом исполняет произведения литературы или искусства (в том числе эстрадный, цирковой или кукольный но­мер), а также режиссер-постановщик спектакля и дирижер.Права автора и исполнителя охраняются законом РФ "Об автор­ском праве и смежных правах" (1993 г.).

Международные конвенции в области авторских прав.

Бернская конвенция об охране литературных и художественных произведений от 9 сентября 1886 года (в редакции 1971 г.).

Всемирная конвенция об авторском праве, заключенная в Женеве 6 сентября 1952 года (в редакции 1971 г.).

Конвенция об охране интересов производителей фонограмм от не­законного воспроизводства их фонограмм 1971 года.

Римская конвенция 1961 года и др.

 

24. Особенности ресурсного потенциала в сфере культуры. Основные виды ресурсов.Слово "ресурс"в переводе с французского языка означает вспомо­гательное средство, источник.

В качестве ресурсов культуры можно рассматривать средства, возможности, которые используются для создания культурных ценно­стей и благ.

Виды ресурсов.Ресурсы культуры подразделяют на ресурсы творческого произ­водства и духовного восприятия.

Ресурсы духовного восприятия определяются: свободным временем;

доходами населения и уровнем цен; уровнем культуры.

Ресурсы творческого производства.
Экономические ресурсы:

трудовые;капитал (материальные, денежные и интеллектуальные средст­ва);

природные;предпринимательская способность.
Иные ресурсы:

временные;творческие;

информационные;правовые;

специфика места;ресурсы публичности.

Трудовые ресурсы— люди, занятые в отрасли "культура и искус­ство". Высокий уровень образования, преимущественно умственный, интеллектуальный характер труда.Материальные ресурсы— основные и оборотные фонды.

Основные фонды — часть имущества организаций, которая используется неоднократно или постоянно в неизменной натурально-вещественной форме, постепенно перенося свою стоимость на созда­ваемые продукты.Оборотные фонды — часть имущества организаций, целиком потребляемая в одном производственном цикле и полностью переносящая свою стоимость на изготовляемый продукт.

Денежные ресурсы— совокупность всех денежных средств, нахо­дящихся в распоряжении организации и представленных в виде бан­ковской и кассовой наличности, средств в расчетах и т.д. Природные ресурсы— естественные ресурсы, которые использу­ются в процессе создания культурных благ. К ним относят земельные участки, зеленые насаждения (в ПКиО, ландшафтных музеях-заповед­никах и т.д.), воду и др.

От имени органов государственной власти и местного самоуправ­ления землей уполномочены распоряжаться соответствующие земельные комитеты. Организации культуры, расположенные в отдельно стоящих зданиях, оформляют специальные документы — акты землеотвода.

Предпринимательская способность — набор качеств, умений и способностей человека, позволяющих находить и использовать лучшее сочетание ресурсов для создания культурных благ, принимать разум­ные, последовательные решения, создавать и применять новшества, идти на допустимый, оправданный риск.

Временные ресурсы:период (сезон) и режим работы организаций культуры. Важное значение имеет время начала и окончания меро­приятия, его "возраст". Необходимость внедрения современных социо­-культурных и управленческих технологий. Связь временного ресурса с фактором моды. Творческие ресурсы:творческий потенциал создателей культурных ценностей и благ, культурное наследие, традиции. Уникальный, "стра­тегический" характер творческих ресурсов. Их воздействие на эмоцио­нальное состояние человека.Информационные ресурсывключают музейные и библиотечные фонды, архивы и базы данных организаций культуры, статьи и рецен­зии в СМИ, афиши, буклеты и др. Предпосылки к созданию единого информационного пространства. Использование электронных инфор­мационных ресурсов, в частности, Интернета.

Правовые ресурсы— совокупность законодательных и иных нор­мативных правовых актов, включающая:

международные акты;

Конституцию РФ;

федеральные конституционные законы;

федеральные законы (общие и специальные);указы Президента РФ;постановления Правительства РФ;акты федеральных органов исполнительной власти (мини­стерств, госкомитетов и т. п.);

конституции (уставы), законы и иные нормативные право­вые акты субъектов РФ;акты органов местного самоуправления;

учредительные документы и локальные нормативные акты организаций.Р



Последнее изменение этой страницы: 2016-09-05; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.80.3.192 (0.018 с.)