Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Ухудшение экономической ситуацииСодержание книги
Поиск на нашем сайте
Под влиянием всех этих факторов к концу 1986 г. экономическая ситуация в стране стала стремительно ухудшаться. Курс на "ускорение" в 1986 г. полностью провалился: четвертая часть предприятий не выполнила производственные планы, 13% из них были убыточными. По итогам года возник небывалый для СССР бюджетный дефицит, который составил 17 млрд руб. и продолжал стремительно увеличиваться. Инвестиции в народное хозяйство стали производиться за счет скрытого повышения цен и роста эмиссии. В январе 1987 г. начался спад производства, который так и не удалось преодолеть и который стал началом глубочайшего экономического кризиса. "Новое мышление" Одновременно с противоречивыми процессами внутри страны, существенное влияние на ее развитие оказывали внешнеполитические факторы. Изменения, происходившие в Советском Союзе весной 1985 г. и в 1986 г., с большим интересом были встречены на Западе. Почти во всех европейских странах и США огромными тиражами выходили сборники статей и выступлений нового советского лидера. Одна из таких книг получила название "Перестройка и новое мышление для нашей страны и для всего мира". Термин "новое мышление" с тех пор прочно укоренился в исторической литературе, главным образом применительно к внешнеполитической деятельности Горбачева. Его суть состояла в однозначно заявленном приоритете общечеловеческих ценностей над классовыми. Это означало радикальную смену незыблемых долгие годы основ коммунистической идеологии и инициировало качественно новые процессы внутри страны, в корне меняло содержание всей духовной жизни общества. Внутри страны был смягчен цензурный режим, прекратилось преследование инакомыслия. Из мест заключения были освобождены диссиденты. В декабре 1986 г. Горбачев лично позвонил Сахарову в Горький и сообщил ему о том, что он может вернуться в Москву. Вместе с тем на первом этапе в 1986—1987 гг. речь не шла об изменении природы существующего строя, отказе от основных принципов советской власти. Провозглашались только те перемены, "которые укрепляют социализм, делают его политически богаче и динамичнее". Курс на "перестройку" и построение "социализма с человеческим лицом" Уже к концу 1985 г. стало очевидно, что только одними административными мерами в экономике дело уже ограничиться не может. В феврале 1986 г. очередной XXVII съезд КПСС пришел к выводу, что "концепция ускорения" должна распространяться и на общественные отношения. Прежде всего имелось в виду преодоление причин, препятствующих динамичному развитию экономики, борьба с бюрократизмом, беззаконием и другими явлениями. В январе 1987 г. состоялся пленум ЦК партии, подтвердивший нарастание кризисных явлений в обществе и решимость Горбачева и его "команды" продолжать преобразования, которые теперь получили название "курса на перестройку". В качестве перспективы рассматривалось совершенствование социализма с опорой на широкие массы трудящихся, интенсификацию экономики на основе достижений науки и техники. Стержень преобразований должна была составлять "демократизация всех сторон жизни советского общества", реформирование всех политических институтов и на этой основе создание новой модели общества — "социализма с человеческим лицом". Именно тогда был выдвинут новый лозунг "Больше демократии, больше социализма!". Первым шагом в контексте этих деклараций должно было стать проведение выборов в Советы всех уровней с участием нескольких кандидатов. Альтернативные тайные выборы должны были также стать и нормой партийной жизни. Наряду с демократизацией общественной жизни не менее важной частью "социализма с человеческим лицом" была перестройка экономики, расширение хозяйственной самостоятельности на уровне предприятий. Именно демократизация должна была привести к здоровой конкуренции во всех сферах жизни, стать своеобразной "пружиной" динамичного развития общества и демонтировать в конечном счете административно-командную систему управления. В средствах массовой информации начинается широкое обсуждение рыночных идей, велись дискуссии о различных типах рыночных отношений при социализме. Экономисты Л.Абалкин, Г.Попов, П.Бунич, Н.Шмелев и другие выступали за внедрение максимально широкой модели хозяйственного расчета на основе самофинансирования, самоокупаемости и самоуправления предприятий. Такой тип экономических отношений должен был превратить предприятия в субъекты рыночной экономики, действующие на основе конкуренции и рыночных механизмов определения цен. Вместе с тем хозяевами предприятий должны были оставаться трудовые коллективы, что не вело к изменению социалистической формы собственности. Трудовые коллективы в этой ситуации получали гораздо более широкие права в решении социальных вопросов, а также могли выбирать администрацию. Эти идеи были подтверждены в июне 1987 г. на пленуме ЦК, посвященном экономическим вопросам. Правовой базой этой новой стратегии развития экономики стал Закон о государственном предприятии (объединении), вступивший в силу с 1 января 1988 г. Новый закон качественным образом менял соотношение полномочий на всех этажах управления народным хозяйством. Функции министерств сводились к разработке стратегии развития отрасли, определению контрольных цифр по основным показателям и госзаказа, который на 1988 г. должен был составить 85% от планируемого уровня производства. Всю продукцию, которую предприятия производили сверх госзаказа, они имели право реализовывать по рыночным ценам. Объем госзаказа с каждым годом предполагалось уменьшать, сфера же действия рыночных механизмов должна была, соответственно, увеличиваться. Как это бывало и в прежние годы, хорошо смотревшиеся на бумаге типы хозяйственных связей в реальной экономической действительности не сработали. Хотя предприятия и получили возможность свободно выбирать партнеров по экономической деятельности, необходимая инфраструктура в виде посреднических организаций, товарно-сырьевых бирж, маркетинговых и других структур отсутствовала. Даже к той ограниченной свободе хозяйственных отношений рыночного типа предприятия оказались не готовы. Началась борьба за получение госзаказа всеми средствами, лоббирование министерств, превращающих значительное число неэффективно работающих предприятий в тяжелую обузу для и без того убыточного госбюджета. Масштабы этого явления были весьма значительными: в 1988 г., по расчетам экономистов, около 30% предприятий в СССР были убыточными. Новыми возможностями предприятия тоже воспользовались своеобразно. Главным образом они повышали цены на продукцию и прекращали выпуск дешевых товаров, совершенно не стремясь к повышению производительности труда и эффективности производства. Экономические реалии 1988—1989 гг. привели к дисбалансам в системе управления народным хозяйством СССР. "Гласность" На начальном этапе горбачевских преобразований в 1985—1988 гг. стержнем демократизации общественной жизни стала "гласность". Следует заметить, что в этом неоднозначном и многоплановом явлении власть в противоречивой форме пыталась впервые в советской истории соединить экономические реформы с политическими. Развитие "гласности", начатое сверху, довольно быстро стало вбирать в себя разные социальные силы и превратилось в мощный поток, удержать который в определенных рамках Горбачев и его окружение уже не смогли. Поначалу "гласность" казалась очередной пропагандистской кампанией, своеобразным "подвохом", в который мало кто верил. Сам Горбачев вкладывал в это понятие приблизительно тот же смысл, который прежние партийные идеологи вкладывали в "расширение критики и самокритики". Все сводилось к открытому разговору о недостатках, мешающих развитию социалистической системы и "бросающих тень" на социалистические ценности. Однако процесс демократизации общества стремительно набирал обороты. Стали выходить на поверхность мнения, которые раньше обсуждались исключительно в кругу "своих". Возникали неформальные клубы и объединения, где велись дискуссии практически по всем вопросам политической и общественной жизни, обсуждались различные варианты экономического развития страны. Среди таких объединений наибольшую известность получили клуб "Перестройка" и "Фонд социальных инициатив" в Москве, "Диалектик" в Ленинграде и ряд других. Большинство их участников ориентировалось на идеи "социализма с человеческим лицом", экономическую практику широкого хозяйственного расчета. В подавляющем большинстве они выступали в поддержку "перестройки", стремились расширить авторитет и влияние этих идей на низовом уровне. Была существенно ограничена роль цензурных органов, которые теперь занимались только охраной "государственной тайны". Оживлению деятельности творческой интеллигенции способствовало обновление руководства творческих союзов, начавшееся в августе 1986 г. на съезде Союза кинематографистов. Главными редакторами "толстых журналов" тогда же стали активные поборники изменений в общественной жизни. Так, главным редактором "Нового мира" стал С.Залыгин, известный своей бескомпромиссной борьбой за сохранение озера Байкал и против переброски стоков сибирских рек в Среднюю Азию. Невиданную популярность в эти годы получил прежде неприметный журнал "Огонек", который возглавил В.Коротич. Резко возросли тиражи "Московских новостей", "Аргументов и фактов", "Советской России". Со второй половины 1986 г. со страниц этих изданий на общество пролился настоящий дождь сенсаций. Обсуждались практически все ранее закрытые темы: роль КПСС в обществе, привилегии и возможности номенклатуры, диссидентство в СССР.Одновременно набирал силу процесс возвращения в литературу имен и произведений писателей, творчество которых по разным причинам было ранее недоступно. Огромными тиражами печатались произведения В.Набокова, В.Ходасевича, А.Платонова, М.Булгакова, О.Мандельштама. В 1988—1989 гг. историко-литературная "гласность" достигла своей высшей точки. Вся страна буквально взахлеб читала роман А.Рыбакова "Дети Арбата", где героями были не только молодые москвичи 1930-х годов, но и Сталин, Ежов, Ягода. Процесс приобрел новое качество после публикации произведений писателей "третьей волны" — И.Бродского, А.Галича, В.Некрасова. Советские люди наконец-то смогли прочитать роман Солженицына "Архипелаг ГУЛАГ". Тогда же увидело свет первое собрание сочинений писателя на русском языке. Постепенно дух гласности стал проникать в кино, средства массовой информации. Появляются режущие своей остротой документальные фильмы о воинах-афганцах, о Чернобыльской трагедии. Сенсационными репортажами были насыщены такие передачи, как "Пятое колесо", "До и после полуночи", но главным образом "Взгляд", молодые ведущие которого вели ожесточенную борьбу за "прямой эфир". Переосмысление истории Центральной темой общественной жизни второй половины 1980-х годов стало переосмысление советского исторического опыта. Этот процесс находился в исключительно тесной взаимосвязи с направлением, характером и глубиной собственно горбачевских преобразований. Поэтому можно сказать, что на историческом поле развернулась настоящая битва за будущее советского социализма. Основная дискуссия сводилась к проблемам сталинизма, репрессий и в более широком смысле советской политической истории. От природы сталинизма перестроечные публицисты выстраивали мостик к созданной Сталиным системе власти, возникновению в экономике административно-командной системы. Логическим следствием и порождением всего этого становилась эпоха "застоя", ее кризис, предопределивший необходимость "коренной перестройки". Фигура Сталина постепенно стала вбирать в себя вообще все советское. Таким образом, в общественном сознании формировалась четкая зависимость между глубиной перестроечных процессов и радикальным отказом от советского прошлого. То что Горбачев назвал "белыми пятнами" истории, постепенно теряло многоцветность, последовательно закрашивалось в несколько основных цветов тогдашнего политического спектра. Событием в этих исторических баталиях стала публикация 13 марта 1988 г. в газете "Правда" статьи Н.Андреевой "Не могу поступиться принципами". Преподавательница из Ленинграда гневно разоблачала тех публицистов и литераторов, которые призывали к пересмотру истории партии и советского общества. За спиной публикации статьи стоял Е.К.Лигачев, который все сильнее ассоциировался с консервативной частью высшего руководства страны. Ответом стала редакционная статья "Правды" от 5 апреля, в которой на основе исключительно исторических фактов доказывалось, что защита Сталина и его взглядов является крайне реакционной, нацелена на прекращение перестроечных процессов. Таким образом, антисталинизм стал идеологическим курсом Горбачева, окончательно вытеснив хрущевскую оценку Сталина типа "с одной стороны, с другой стороны", названную в литературе "концепцией золотой середины". Наряду с этой волной политизированных исторических баталий, новые возможности получили также историки, пытавшиеся разобраться в действительной логике событий, профессионально переосмыслить советский опыт. В прессе, в сборниках статей "Иного не дано", "Историки спорят" появились дискуссионные оценки не только Сталина и его эпохи, но также и Октябрьской революции, роли Ленина и партии большевиков в первые годы советской власти. Было снято табу на упоминание репрессированных деятелей оппозиции. В сентябре 1987 г. была образована Комиссии Политбюро ЦК КПСС по дополнительному изучению материалов, связанных с репрессиями 1930—40-х — начала 1950-годов. В результате ее работы были реабилитированы около миллиона репрессированных граждан, а также Бухарин, Рыков, Зиновьев, Каменев и др. Особый интерес вызывала фигура Бухарина, его экономические взгляды, в связи с которыми обсуждались возможные альтернативы административно-командной системе. В поле широкого общественного интереса оказался опыт нэпа, работы о кооперации Чаянова и Кондратьева. Экономическая ситуация Экономическая жизнь стала не только отставать от намеченного январским 1987 г. пленумом уровня, но и резко ухудшаться буквально с каждым месяцем. Горбачев искал "механизмы торможения" в нежелании среднего управленческого звена работать по-новому, обвинил часть номенклатурных кадров в консерватизме. 28 мая 1987 г. в Москве прямо на Красной площади приземлился немецкий летчик-любитель Матиас Руст. То что это стало в принципе возможным, показывало, что "не все в порядке в Датском королевстве". Действительно, войска ПВО "вели" Руста с самой границы, но к крайним мерам прибегать боялись, еще свежа была память о корейском гражданском самолете 1983 г. Из-за Руста был снят с поста министр обороны, около 150 генералов и офицеров были разжалованы, часть отдана под суд. Пока Горбачев искал виновных, экономическое положение становилось почти катастрофическим. Хозрасчет, введенный на предприятиях, носил половинчатый характер и по существу не способствовал распространению рыночных отношений. Цены на сырье и ресурсы оставались по-прежнему фиксированными и существенно заниженными, обузой для бюджета становились социальные программы. Все требовало решительных и радикальных изменений. В июле 1988 г. был опубликован закон о кооперации. Кооперативы можно было создавать практически везде, в том числе и на базе государственных предприятий. Только за 1988 г. количество кооперативов увеличилось в 6 раз. Вместе с тем развитие негосударственного сектора все время упиралось в отсутствие инфраструктуры, государственную монополию на сырье и ресурсы, их дефицит. Главным препятствием были административные решения и чиновничий произвол. Но если для производственной деятельности эти препоны были практически непреодолимы, то в торговле кооператорам было гораздо проще. Кооперативы довольно быстро сориентировались в ситуации и все в меньшей степени стремились к производственной деятельности, работая главным образом в посредническо-торговой сфере. Возникла сеть так называемых "коммерческих" магазинов, где цены на товары были запредельными. Все чаще дешевые государственные товары скупались и перепродавались в таких магазинах в несколько раз дороже. Это вызывало социальное напряжение в обществе, вело к поляризации социальных сил. Между тем в производстве никаких сдвигов не было. Отсутствие каких-либо действенных мер крайне пагубно сказывалось на бюджете страны, и без того подорванном антиалкогольной кампанией, падением мировых цен на нефть и Чернобыльской катастрофой. Надеясь на восстановление конъюнктуры нефтяного рынка и на успех реформ, Горбачев стал брать кредиты у Запада. Это вело к стремительному увеличению государственного долга в иностранной валюте в условиях падения реальной стоимости рубля. Так, если задолженность СССР по кредитам составляла в 1985 г. 27,2 млрд долл., то в 1988 г. — уже 40,8 млрд долл., а в 1990 г. — 57,6 млрд долл. В такой экономической и социальной ситуации возможностей для плавного вхождения народного хозяйства СССР в рынок оставалось все меньше. Политические реформы В обстановке "гласности" и ухудшавшейся экономической ситуации набирал обороты процесс радикализации политических сил. Отступление от обещанных изменений политической системы было невозможно. Летом 1987 г. выборы в местные Советы народных депутатов в ряде избирательных округов проходили в порядке эксперимента на альтернативной основе. Обнаружилось, что так называемый протестный электорат (голосовавшие против и неявившиеся) составляет довольно значительную часть избирателей. На бюллетенях были надписи, призывавшие вывести войска из Афганистана, разрешить многопартийную систему, перейти, наконец, от слов к делу. На протяжении 1987 г. развивается конфликт между Горбачевым и Б. Н. Ельциным. Ельцин был переведен в Москву из Свердловска, где руководил обкомом партии, в апреле 1985 г. и стал заведующим отделом строительства ЦК КПСС.Но уже 23 января 1986 г. после снятия одиозного Гришина, руководившего столицей все брежневские годы, Ельцин возглавил московскую партийную организацию. Его стиль отличался популизмом, который в те годы неискушенные москвичи принимали "за чистую монету". Ельцин запросто мог войти в магазин, проехать в троллейбусе, но вместе с тем и учинить разнос нерадивым исполкомовским чиновникам. Все это превращало его в "своего", в борца против привилегий, против засилья "гришинской торговой мафии". Широкие слои горожан искренне ему симпатизировали. Осенью 1987 г. на заседании Политбюро Ельцин выступил с резкой критикой темпов реформ. За такой "волюнтаризм" пленум московского горкома партии, на котором с уничижающей критикой выступил Горбачев, снял Ельцина с поста первого секретаря МГК КПСС.Ельцин обратился к делегатам XIX партийной конференции с просьбой о "политической реабилитации", которую они не поддержали. Конфликт Горбачева и Ельцина приобрел открытую форму, симпатии же основной массы "зрителей" были на стороне Ельцина. После этих событий будущий Президент России формально на некоторое время уходит в тень, стремительно "набирая очки" как потенциальный лидер всех оппозиционных общественных сил. ХIХ партийная конференция Важным событием в политическом развитии второй половины 1980-х годов стала XIX партийная конференция КПСС, состоявшаяся в июне — июле 1988 г. Горбачев в своем докладе подчеркнул, что экономические неудачи реформ напрямую связаны с косностью партаппарата, бюрократизмом административно-командной системы. Эти "механизмы торможения" требовалось преодолеть с помощью радикального реформирования политической системы страны. Прежде всего речь шла о разграничении функций партийных и советских органов. В идею Советов предлагалось вдохнуть новую жизнь, сформировав их на альтернативной основе. На конференции была предложена новая структура высших органов власти. Она включала Съезд народных депутатов и действующий на постоянной основе Верховный Совет СССР, сформированный на съезде из числа депутатов. Эта схема была далеко не идеальна, поскольку сфера компетенции и функции этих новых политических институтов переплетались и дублировали друг друга, но именно эта конструкция была несколько позже включена в Конституцию 1977 г. в качестве дополнения. Вместе с тем на фоне набиравшего силу кризиса доверия людей к Горбачеву и партии в целом, которая вот уже три года буквально топталась на месте и не могла добиться решительного повышения уровня жизни, были предприняты необходимые шаги по сохранению ведущего положения КПСС.С этой целью было решено избрать на съезд 2250 народных депутатов. При этом две трети должны были избираться населением по территориальным округам, а треть — представлять различные общественные организации. Среди общественных организацией наряду с творческими союзами, профсоюзами, комсомолом была также КПСС, которую должны были представлять 100 народных депутатов. В декабре 1988 г., реализуя решения XIX партконференции, внеочередная сессия Верховного Совета СССР внесла все эти новшества в Закон "Об изменениях и дополнениях Конституции (Основного закона) СССР". Новые выборы в Советы Подготовка к выборам народных депутатов СССР, назначенным на март 1989 г., проходила в обстановке беспрецедентной активности подавляющего большинства взрослого населения страны. Действовали различные политические клубы, неформальные движения и объединения, которые сразу же стали инициативными группами по выдвижению кандидатов в депутаты. В ходе выборов главным вопросом, от которого в наибольшей степени зависел успех кандидата, был вопрос об отношении к партаппарату, номенклатурным привилегиям; впервые возник вопрос об отмене 6-й статьи Конституции, закреплявшей монополию КПСС на власть. Около 30 партийных работников вместе с тем не были выбраны на съезд. На волне критики народными депутатами стали мало кому известные А.А.Собчак, Ю.Н.Болдырев, С.Б.Станкевич. От общественных организаций получили мандаты А.Д.Сахаров, Д.С.Лихачев, Е.А.Евтушенко, Г.Х.Попов. Но поистине небывалую поддержку получил Ельцин, собравший по Московскому национально-территориальному округу свыше 80% голосов избирателей. Все это свидетельствовало о том, что почва быстро уходит из-под ног Горбачева и его "команды", а партия в целом стремительно теряет авторитет в глазах народа.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-08-26; просмотров: 246; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.221.192.248 (0.017 с.) |