Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Попытки децентрализации экономики
Не меньше, чем на научно-технический прогресс, Хрущев рассчитывал на административно-бюрократические реорганизации. Именно в них в полной мере проявились противоречия и непродуманность его экономических решений. События в Венгрии и Польше, трудности с выполнением плана шестой пятилетки и, как следствие этого, ослабление позиций Хрущева в Президиуме ЦК стали причиной его энергичных усилий по выводу экономики из сложной ситуации. В феврале 1957 г. на Пленуме ЦК он аргументировал свою идею децентрализации экономики. Его доводы сводились к необходимости ослабить монополию ведомств, передать хозяйственное руководство в регионы и укрепить связи внутри них. Это должно было способствовать ликвидации абсурдных бюрократических порождений: многочисленных дублирующих производств, нелепых грузопотоков и огромной армии чиновников, управляющих из центра без должного учета региональных особенностей. Оставив принятие долгосрочных решений за Госпланом, Хрущев предлагал передать все оперативное руководство хозяйством вновь создаваемым местным органам — советам народного хозяйства автономных республик, краев и областей. Союзные промышленные и строительные министерства следовало ликвидировать, а их служащих командировать на периферию. По решению пленума была развернута дискуссия в прессе. Хрущев совершал многочисленные поездки по стране, где напрямую обращался к трудящимся, используя широкие антибюрократические настроения, инициированные еще в 1954 г. сокращением аппарата министерств и ведомств на 1 млн человек. 10 мая 1957 г. Верховный Совет СССР проголосовал за создание совнархозов и упразднение 10 промышленных министерств. Реформа привнесла некоторые положительные моменты в экономическую жизнь страны: активизировалась местная промышленность, находившаяся до этого "в загоне", хозяйственные связи внутри регионов стали гораздо разумнее. Однако республики, края и области все больше обособлялись, напоминая "удельные княжества", замыкая весь хозяйственный цикл на своей территории. Единая техническая политика внутри бывших отраслей отсутствовала. Эти недостатки реформы попытались ликвидировать новой реорганизацией: над местными совнархозами были надстроены вертикальные этажи управления — с 1960 г. региональные, республиканские совнархозы в РСФСР, на Украине и в Казахстане, а с 1963 г. — Высший Совет народного хозяйства СССР.Разбухший бюрократический аппарат снижал возможности оперативного управления экономикой. Количество управленцев в начале 1960-х годов превысило уровень 1954 г. и свело на нет массовые сокращения начального периода реформ.
Административные реформы должны были спасти и находившееся в кризисе сельское хозяйство. Проведя серию антиколхозных мер, в 1962 г. Хрущев предпринял попытку реорганизации управления колхозной системой на территориальном уровне. В районах были созданы колхозно-совхозные управления (КСУ), а в областях и республиках аналогичные вышестоящие органы. Но и этого показалось мало. Уповая на всесильность партийного руководства сельским хозяйством, Хрущев передал КСУ функции сельских райкомов партии, а сами райкомы ликвидировал. Из Москвы и областных центров для партийного руководства сельским хозяйством направлялись парторги ЦК, обкомов и райкомов. В областных центрах "децентрализация партии" превратилась в полный абсурд: обкомы КПСС были разделены по производственному принципу на промышленные и сельскохозяйственные. В некоторых городах сельский обком находился на одной стороне площади, а промышленный — напротив. Замедление темпов промышленного развития Промышленное производство продолжало расти, хотя и не так быстро, как раньше. В первой половине 1960-х годов его рост составил 51%, а соответствующий показатель по сельскому хозяйству — 11%. Наиболее ощутимым негативным моментом была потеря положительной динамики развития народного хозяйства. В начале 1960-х годов темпы экономического развития стали неуклонно снижаться. Об этом свидетельствует постоянное падение роста промышленного производства, составившее с 1955 по 1965 г. 34%. Объяснение этого явления исключительно хрущевскими "кампаниями" и административными увлечениями несколько упрощает сложившуюся ситуацию. В большей степени стали проявляться системные черты индустриальной модели. Ставка на приоритетное развитие группы "А" вызывала постоянную социальную напряженность в обществе, вызванную дефицитом элементарных вещей. Это в свою очередь вело к нарушению денежного обращения, особенно на фоне постоянного увеличения заработной платы. Само же развитие средств производства отличалось крайностями и перекосами: с одной стороны, процветали гиганты энергетики и индустриальные монстры, с другой — убогий по организации рутинный труд в "неприоритетных" отраслях.
Научно-техническая революция, как и индустриальное развитие в целом, развивалась на "магистральных" направлениях, где сосредоточивались лучшие кадры и ресурсы. Однако системных сдвигов, делающих науку неотъемлемой частью производственного процесса, а ее достижения — желанными для производства — не произошло. Внедрение одного изобретения и экономический эффект от него превозносились на всю страну, а сотни тысяч запатентованных работ невостребованными лежали на полках. Система директивного планирования постепенно подходила к исчерпанию своих возможностей. Она не могла оперативно и компетентно реагировать на многоцелевой характер экономики, более сложные условия хозяйствования и проблемы постиндустриального развития. Именно это обстоятельство и было в основе замедления темпов индустриального развития страны. Поскольку речь тогда не могла идти об изменении сложившейся системы, поиски выхода из кризиса шли по линии ее "совершенствования".
4. ПРОТИВОРЕЧИЯ "ОТТЕПЕЛИ" Общество и власть Процесс десталинизации в обществе проходил исключительно сложно и противоречиво. Его главная особенность состояла в том, что он был инициирован "сверху" и начался в высшем эшелоне политического руководства. Сразу же десталинизация стала важнейшим инструментом борьбы за власть между основными претендентами на "наследие вождя", которые опирались на более или менее оформленные группировки. В ходе этой борьбы проблема "вины и ответственности" сталинского окружения начинает играть все большую роль. При этом внутри политического руководства не было единства и четкой системы мер, направленных на преодоление издержек прошлого. Это стало следствием тесного переплетения двух факторов: искренней убежденности в правильности и неизбежности прежнего курса и страха ответственности за участие в преступлениях 1930-х — начала 1950-х годов. Названные обстоятельства послужили консолидирующей почвой для возникновения консервативного слоя в номенклатуре всех уровней. Консерваторов объединяло и то, что, несмотря на разницу в положении, они были в ментальном смысле единым поколением: оно сформировалось в период "больших чисток" второй половины 1930-х годов и в большей или меньшей степени вольно или невольно участвовало в массовых репрессиях. В свою очередь, сторонники десталинизации и прежде всего ее вдохновитель Хрущев, чувствуя сопротивление консерваторов, постоянно апеллировали к широким общественным слоям, ища у них поддержку своим идеям и стремясь с их помощью усилить свое влияние и авторитет наверху. Это вело к стремительному распространению десталинизации сверху вниз, в нее все активнее втягивалась партийная и хозяйственная номенклатура среднего и низшего звена и, в конечном счете, все общество. Дискуссии в разных социальных слоях шли по нарастающей и превратились в самостоятельную и неожиданно мощную силу. Таким образом, основным фактором десталинизации становилась возрастающая общественная поддержка.
Постепенно обозначились две главные проблемы, которые представляли непосредственную угрозу для самой номенклатуры. Обсуждение прошлой вины и ответственности носило наиболее острый характер и зачастую выплескивалось на уровень комсомольских и партийных собраний. С ним был органично связан поиск объективных причин, породивших сталинский режим. Возникала новая ситуация: общество в процессе десталинизации стихийно пошло дальше, чем это было нужно наверху. Именно в этот момент из уст вчерашних наиболее рьяных критиков "культа личности" стали все чаще слышаться призывы против "огульного охаивания" прошлого, недопущения "самотека" в этом процессе и т.п. Таким образом, десталинизация почти сразу же стала регулироваться самими ее инициаторами. Это вызывало в обществе недоумение и разочарование, социальная поддержка Хрущева начала сужаться. Кроме того, раздражение от "критики культа личности" у консервативных представителей номенклатуры все более усиливалось, а хозяйственные трудности начала 1960-х годов стали благодатной почвой для этого. Последовательно происходило ужесточение идеологического пресса, усиление контроля за духовной жизнью общества. Иллюзии, порожденные "оттепелью", стали постепенно исчезать. Такой расклад политических и социальных сил лег в основу противоречий этого периода.
|
|||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-08-26; просмотров: 771; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.218.172.249 (0.006 с.) |