Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Возникновение национальных систем гимнастики

Поиск

Конец XVIII в. и первая половина XIX в. характеризуются даль­нейшим развитием капитализма. В этот период происходят буржу­азные революции во Франции, Испании, Португалии. Армия На­полеона покорила ряд европейских стран и совершила поход про­тив России, что оказало огромное влияние в том числе и на раз­витие военного дела.

Для успешного ведения захватнических и оборонительных войн нужны были массовые регулярные армии, хорошая вневойсковая военно-физическая подготовка молодежи. Эти обстоятельства сти­мулировали создание национальных систем гимнастики, отвеча­ющих требованиям капиталистического производства, военного дела, национальным и культурным особенностям народов.

Французская система гимнастики стала развиваться под влия­нием массового увлечения французской молодежи военно-физи­ческой подготовкой. Члены юношеских спортивных команд зани­мались гимнастикой, участвовали в туристских походах и воени­зированных играх. Наполеон преобразовал юношеские команды в школьные батальоны и сделал их резервом армии.

После поражения Франции в наполеоновских войнах работу по гимнастике во французской армии возглавил полковник Дон Франциско Аморос (1770 — 1848). В 1830 г. он издал «Руководство по воспитанию физическому, гимнастическому и моральному» и атлас, включавший 53 таблицы упражнений. Он организовал гражданскую и военную школы гимнастики. Его система гимнас­тики была естественно-прикладной и основывалась на идеях Лок-ка, Руссо, Песталоцци, военно-прикладной практике физичес­кой подготовки солдат и офицеров того времени.

С помощью гимнастических упражнений у солдат развивались мышечная сила, выносливость, гибкость, способность чувство­вать (развитие органов чувств), думать и действовать решительно и смело, формировались умения и навыки, необходимые в жизни и военных условиях. Для этого применялись ходьба, бег с пре­одолением препятствий, прыжки, метания, переноска грузов или «раненого», плавание и ныряние, фехтование и вольтижировка,


 




верховая езда, танцы, лазание, перелезание с применением ле­стниц, шестов, канатов и других приспособлений. При обучении упражнениям использовался соревновательный метод. Кроме того, предусматривалось: а) физиологическое обоснование отдельных упражнений; б) врачебный и педагогический контроль за зани­мающимися; в) развитие у них не только двигательных способ­ностей, но и моральных, волевых качеств; г) хорошее знание индивидуальных особенностей учеников; д) развитие самостоя­тельности и творческой активности в учебно-воспитательной работе.

Военно-прикладной характер французской системы гимнасти­ки сохранился до XX в. Пользуясь положением хозяев II Олим­пийских игр 1900 г., французы настояли, чтобы в программу сорев­нований были включены прикладные упражнения: прыжки в дли­ну, с шестом, через препятствия, лазание по канату, поднима­ние тяжести массой в 50 кг и перетягивание каната.

Немецкая система гимнастики сложилась под влиянием пере­довой части немецкой буржуазии. Наибольший вклад в развитие гимнастики внесли ученые Фит, Гутс-Мутс, Ян, Шписс.

Герхард Ульрих Антон Фит (1763 — 1836) обобщил и система­тизировал все, что было сделано в области физических упражне­ний до него, и изложил в «Опыте энциклопедии физических уп­ражнений». Этот труд состоит из трех частей: «Данные к истории физических упражнений» (1794), «Система физических упражне­ний» (1795), «Приложения к первой и второй частям» (1819). Он дал определение понятия «Физическое упражнение»: это все дви­жения и применение физических сил человеческого организма, имеющие своей целью совершенствование последнего. С помощью гимнастических упражнений, по Фиту, педагог может: а) сохра­нить и укрепить здоровье занимающихся; б) развить красивые формы тела; в) увеличить силу, быстроту движений; г) развить точность и уверенность в движениях, придать бодрость и реши­тельность духу; д) развить потребность в умственной работе, в по­лезном проведении свободного времени; е) отвлечь от раннего появления половых потребностей.

Фит предложил ряд правил и методических указаний к прове­дению занятий: а) необходимость специально оборудованных мест занятий; б) высокая профессиональная подготовленность педаго­га; в) учет индивидуальных особенностей учеников при подборе упражнений (здоровье, конституциональные особенности, ука­зания врача).

На высокой технической основе Фит разработал упражнения в вольтижировке на деревянном коне и брусьях.

Он считал, что школьные экзамены можно было бы сделать публичными в виде соревнований в науке, искусстве и гимнасти­ческих упражнениях.


Иоганн Христофор Гутс-Мутс (1759 — 1839) в начале своей педагогической деятельности пытался приспособить идеи Руссо о физическом воспитании, его призыв к возврату на «лоно при­роды», идеализацию первобытного дикаря для воспитания силь­ного, мужественного молодого поколения, образцом которому дол­жен стать старый (средневековый) немец.

Гутс-Мутс написал ряд работ по гимнастике: «Гимнастика для юношества» (1804); «Игры для развития и отдыха тела и духа» (1796); «Гимнастическое руководство для сынов отечества» (1817) и др. Они были переведены на французский, английский, дат­ский языки и способствовали распространению идей автора в Ев­ропе.

После захвата Германии наполеоновской армией взгляды Гутс-Мутса на физическое воспитание изменились, этой перемене со­действовало национально-освободительное движение, развитие ка­питализма. Педагог считал, что с гимнастическими упражнения­ми надо знакомить студентов высших учебных заведений, буду­щих учителей. Ко всем остальным сословиям гимнастика, по его мнению, имела еще более близкое отношение, ибо их тело долж­но служить государству. Гимнастика тогда считалась основой на­циональной системы физического воспитания немецкого народа.

В систему гимнастики Гутс-Мутса входили следующие упраж­нения: прыжки в длину, высоту, в глубину и с шестом, ходьба и бег с препятствиями, метания различных предметов, лазания, перелезания, упражнения в равновесии (бревно, горизонтальный канат и др.), переноска тяжестей, маршировка со специальными военными упражнениями, плавание и др. Обучение проводилось наглядным методом, применялись соревнования, закладывался гимнастический стиль исполнения упражнений.

В целях организации борьбы за освобождение отечества от На­полеона в 1808 г. в Кенигсберге возник «Тугенбунд» («Союз доб­родетели»). В его работе принимали участие государственные и об­щественные деятели. Гимнастика рассматривалась как одно из важ­ных средств подготовки молодежи к освобождению родины. В 1809 г. этот союз по приказу Наполеона был закрыт. Однако под влияни­ем идей «Тугенбунда» националистами-патриотами в Браунсберге (Пруссия) был основан первый открытый плац как обществен­ное заведение для занятий гимнастикой.

Идеи Гутс-Мутса легли в основу немецкого турнена и швед­ской системы гимнастики.

Основателем, отцом немецкой гимнастики принято считать Иоганна Фридриха Людвига Кристофора Яна (1778 — 1852), край­него националиста-тевтономана. Слово «гимнастика» он заменил словом турнен, что означает изворотливость. Ян организовал гим­настические союзы, где готовились бойцы за освобождение Прус­сии от французской оккупации, пропагандировал мысль о вели-


 




чии и историческом призвании немецкого народа, его великого духа, языка и обычаев.

Занятиями гимнастикой Ян пытался восстановить утраченное равновесие человеческого образования, поставить рядом с одно­сторонней духовной деятельностью деятельность телесную, чрез­мерной утонченности противопоставить мужественность.

В свою систему Ян включил 24 группы упражнений. Многие из них заимствованы у Фита, Гутс-Мутса. Особое внимание уделя­лось упражнениям на гимнастическом коне, козле, параллельных брусьях, турнике (перекладине), упражнениям со скамейкой и об­ручем, акробатике, танцам. Применялись и военно-прикладные упражнения: стрельба из лука и огнестрельного оружия, перенос­ка тяжестей, верховая езда и др.

Упражнения без гимнастических снарядов и со снарядами ста­ли более интересными, привлекательными для молодежи из-за того, что их выполнению придавался состязательный характер. Ян поощрял достижения своих учеников, большое значение он при­давал форме движений и технике исполнения упражнений. Он требовал от воспитанников прямого положения головы, оттяну­тых носков ног, прямых линий в движениях и военной выправки. Зарождался гимнастический стиль выполнения упражнений.

Курс гимнастики был рассчитан на два периода. В первом пери­оде применялись сравнительно простые упражнения: ходьба, бег, прыжки, лазание, упражнения на снарядах, игры. Соблюдался прин­цип постепенности, последовательности, правильного сочетания нагрузки с отдыхом. Большое внимание уделялось развитию воли, изучению индивидуальных способностей занимающихся. Во вто­ром периоде гимнасты выполняли более сложные упражнения.

Занятие состояло из двух частей. В первой части ученики рабо­тали самостоятельно, каждый сам себе выбирал, чем заниматься. В это время старосты и преподаватели обеспечивали порядок, стра­ховку, оказывали помощь и наблюдали за склонностями, стрем­лениями и способностями учеников. Во второй части занятия вы­полнялись обязательные для всех упражнения. Ученики делились на отделения по возрасту. Им показывались основные и подводя­щие упражнения, которые они должны были повторять вслед за учителем. Изученное упражнение повторялось многократно (до 100 и более раз). Главное внимание уделялось развитию мышечной силы, выносливости и воли.

В учебнике «Немецкая гимнастика», изданном Яном совмест­но с Ф. Эйзеленом, дано описание упражнений в ходьбе, беге, прыжках, на гимнастическом коне, козле и подробно на брусьях и турнике.

В 1811 г. Ян открыл гимнастическую площадку на воздухе в Гес-сенгайдене, недалеко от Берлина. Это содействовало дальнейше­му развитию гимнастики.


В 1863 г. на гимнастическом празднике в Лейпциге присутствова­ли 19921 представитель от различных гимнастических округов, ко­торые объединяли 134506 человек, занимавшихся гимнастикой.

Прусское правительство использовало гимнастику как один из рычагов мобилизации населения для решения государственных за­дач. С этой целью организуются гимнастические общества и союзы, гимнастика вводится в систему школьного обучения.

Основателем школьной гимнастики в Германии считается Адольф Шписс (1816 — 1858) — преподаватель гимнастики, ис­тории и пения. Опираясь на работы своих предшественников, он разработал систему школьной гимнастики и обосновал не­обходимость преподавания ее в качестве обязательного предме­та. В четырехтомном труде «Учение о турненском искусстве» он дал описание строевых и вольных упражнений, разработал уп­ражнения в висах и упорах. Идею Песталоцци о формировании способностей у детей к трудовой деятельности с помощью гим­настических упражнений он фактически развил до необходи­мости преподавания дисциплинирующих, муштрующих воль­ных упражнений. Основными из них были ходьба, бег, прыж­ки, подпрыгивания, повороты, упражнения для рук, туловища и ног. Упражнения выполнялись под музыкальное сопровожде­ние, сочетались с пением и демонстрировались на гимнасти­ческих праздниках.

Шписс увеличил размеры перекладины и брусьев, чтобы мож­но было заниматься на них по 4 —6 человек одновременно, и при­способил их для занятий со школьниками. Упражнения были сис­тематизированы в порядке возрастающей сложности. При подбо­ре упражнений и дозировке нагрузки осуществлялся дифферен­цированный подход к мальчикам и девочкам, сильным и слабым ученикам. Урок гимнастики начинался с выполнения строевых упражнений на месте и в движении, затем выполнялись вольные упражнения и упражнения на снарядах. Заканчивался урок под­вижными играми и массовыми упражнениями.

Основным недостатком метода Шписса было то, что упражне­ния выполнялись всеми учениками одновременно. Это затрудняло индивидуальный подход, индивидуальность подчинялась формаль­ным требованиям дисциплины и порядка. Строевые и вольные упражнения, действительно располагавшие огромными возмож­ностями всестороннего воздействия на человека, служили лишь средством дисциплинирования и муштры.

Шписс завершил создание немецкой системы гимнастики.

Шведская система гимнастики. Ее основателем был Пер Ген­рих Линг (1776 —1839). Он окончил богословский факультет Упсаль-ского университета, Институт для детей и взрослых в Копенгаге­не (Дания) — первое учебное заведение в Европе по физическо­му воспитанию. Линг был высокообразованным человеком, увле-


 



£• Гимнастика



кался поэзией. За успехи в этой области он был избран членом Шведской академии.

Яльмар Линг, сын П.Линга, разработал и ввел новые шведские снаряды: стенку, скамейку, двойной бум, плинт и др. Им приме­нялись упражнения и на уже известных в других системах гимна­стики снарядах (канат, шест, лестница, козел, конь, брусья, пе­рекладина и др.). Однако здесь снаряды лишь помогали лучше выполнить упражнения, предусмотренные планом урока. Их при­менение могло быть заменено помощью товарища. Большое зна­чение придавалось исходным положениям.

Урок гимнастики состоял из 16 частей. Упражнения выполня­лись в строго установленной последовательности: построение груп­пы или перестроение для занятий, подготовительные упражне­ния для ног, упражнения для формирования правильной осанки, упражнения в равновесии, для мышц живота, отвлекающие уп­ражнения для ног, подтягивания, дыхательные упражнения.

П. Линг и Я. Линг совместно с учеными Браттингом, Тернгре-мом и др. подробно разработали педагогическую гимнастику, счи­тая, что высшая цель гимнастики — забота о гармоническом раз­витии человеческого тела.

Военная гимнастика в армии была направлена на подготовку послушного, дисциплинированного солдата с хорошей военной выправкой и красивой осанкой.

Шведскую гимнастику выгодно отличали ее оздоровительный характер, подбор упражнений в зависимости от анатомических возможностей, строгая направленность на вовлечение в работу определенных мышц, многообразие упражнений, внедрение но­вых снарядов и методик обучения. Эта система гимнастики быстро стала популярной во многих странах Европы. Однако и она имела ряд недостатков, на которые указывали П.Ф.Лесгафт и Ж.Деме-ни, а именно: упражнения не соответствовали строению тела че­ловека, не согласовывались с его физиологическими процесса­ми, не использовались для решения образовательных задач.

Если проанализировать все рассмотренные системы, то следу­ет сказать, что их авторы недооценивали такие средства воздей­ствия на человека, на его личностные свойства, как слово педаго­га, музыка, условия проведения занятий. Не всегда учитывались образовательно-воспитательные возможности не только отдель­ных групп упражнений, но и гимнастики в целом.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-26; просмотров: 514; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.116.89.70 (0.012 с.)