Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Изучение и развитие способностей у гимнастов

Поиск

На предварительном этапе начального отбора к испытаниям допускаются дети, обладающие по заключению врача полноцен­ным здоровьем. Испытания начинаются с оценки физического развития и телосложения детей. При этом ориентируются на то, что будущие гимнасты (мальчики и девочки) должны быть ниже ростом и иметь меньшую массу тела, чем их сверстники. Для 6-летних мальчиков длина тела предпочтительна в пределах 110 — 118 см, масса тела — 18 — 22,5 кг; для девочек — соответственно 107 —112 см и 16 — 17,5 кг; для 7-летних мальчиков рост — 118 — 127 см, масса тела — 21 —25,6 кг, для девочек — соответственно 118 — 125 см и 19,5 — 23 кг. У них должны быть тонкие кости, без выраженных эпифизов суставов, узкий таз (заметно уже плеч), длинные руки (средний палец при вытянутых вдоль тела руках заходит за линию середины бедра), прямые сухие ноги. Тело в общей сложности должно быть гармоничным, иметь красивые очертания.

Оценка способностей может осуществляться с помощью конт­рольных физических упражнений и систематических наблюдений. Каждое упражнение должно быть приспособлено для оценки од­ной из способностей (валидность), обладать устойчивостью при повторных измерениях (воспроизводимость) и независимостью от индивидуальных особенностей экспериментатора (объективность). В качестве контрольных упражнений берутся простые по технике исполнения упражнения. Они выполняются 2 — 3 раза. Окончатель­ный результат выводится по среднему показателю. Упражнения не должны дублировать друг друга. Испытания проводятся соревно­вательным методом. При повторном испытании соблюдаются все условия предыдущего.

Оценка и развитие координации движений — способности согла­совывать движения различными звеньями тела, соразмеряя их во времени, в пространстве и по величине мышечного усилия; соче­тать напряжения и расслабления работающих мышц; сохранять статическое и динамическое равновесие. Контрольные упражне­ния, в зависимости от возраста и двигательного опыта исследуе­мых лиц, составляются из симметричных однонаправленных (ноги!в стороны, руки в стороны и т.д.), разнонаправленных (ноги в.стороны, руки вперед и т.д.), из последовательных (правую руку


 




на пояс, левую руку на пояс, правую руку к плечу, левую руку к плечу и т.д.) и асимметричных согласований движений различ­ными звеньями тела. Каждое контрольное упражнение составля­ется не более чем на 8 счетов. Оно предварительно разучивается со всеми испытуемыми по одинаковой методике, а затем выполня­ется на оценку как можно точнее (балл) и быстрее (время). Выс-читывается коэффициент координации (К). Чем меньше его вели­чина, тем лучше развита координация движений:

Об уровне развития координации движений можно судить по способностям выполнять упражнения в заданное время, с задан­ной амплитудой, с заданной длиной прыжка, метания, ходьбы, бега и с заданным мышечным усилием; соразмерять движения во времени, в пространстве и по величине мышечного усилия (быст­рее, дальше, на заданную величину; в полную силу, в полсилы, в четверть силы и т.д.). Этот компонент координации движений срав­нительно быстро усваивается занимающимися, поэтому о ней чаще судят по способности согласовывать движения руками, ногами, головой и туловищем.

Способность сохранять равновесие оценивается: по времени удержания стойки на одной ноге, другая — стопой на подколенке опорной ноги, колено развернуто в сторону, руки вперед, глаза закрыты; по времени удержания стойки на пятках, на полупаль­цах одной и обеих ног, равновесия на одной на ограниченной и повышенной опоре.

О способности сочетать напряжения с расслаблениями судят по показателям миотонометра, по данным систематических визу­альных наблюдений за максимальным напряжением и предель­ным расслаблением мышц.

Координация движений развивается путем обогащения зани­мающихся разнообразным двигательным опытом, овладения но­выми для них упражнениями, систематического выполнения спе­циальных упражнений на координацию движений в обычных и усложненных условиях (после упражнений на силу, выносливость, умственного или физического утомления, эмоционального воз­буждения или угнетения и др.).

Оценка и развитие мышечной силы — способности гимнаста раз­вивать напряжение нужными группами мышц для преодоления внешнего сопротивления или противодействия ему при выполне­нии заданного упражнения. О силе мышц рук судят по количеству подтягиваний на перекладине, сгибанию и разгибанию рук в упо­ре на брусьях; о силе мышц ног — по количеству приседаний на одной ноге; о силе мышц передней поверхности тела — по коли-


честву подниманий прямых ног из виса до касания перекладины, по времени удержания виса углом; о силе мышц задней поверхно­сти тела — по времени удержания горизонтального положения туловища при упоре бедрами о поверхность гимнастического коня с закрепленными ногами. Способность выполнить контрольное уп­ражнение 1—2 раза характеризует максимальную мышечную силу, от 2 до 10 раз — отражает ее с точностью до 80%, более 10 раз — силовую выносливость.

Для оценки относительной силы исследуемой группы мышц результат выполнения контрольного упражнения делят на вес гимнаста. Этот показатель по сравнению с другими в большей мере отражает способность гимнаста овладевать силовыми упражнени­ями.

Скоростную силу оценивают по времени бега на 20 м, прыжку в длину, в высоту; подтягиванию, сгибанию и разгибанию рук в упоре на время (берут 50 % от максимального исходного результа­та); метанию набивного мяча из-за головы, через голову из раз­личных исходных положений и др.

Для развития мышечной силы используются: упражнения с преодолением веса собственного тела; подтягивание в висе, сги­бание и разгибание рук в упоре; лазание по канату, шесту, лест­нице; прыжки в длину, в высоту, в глубину с последующим от­скоком, безопорные и опорные прыжки; поднимание прямых ног в висе до касания носками ног перекладины; наклоны и прогиба­ния в упоре на бедрах с закрепленными ногами; статические уп­ражнения для всех мышечных групп.

При развитии мышечной силы у начинающих юных гимнастов применяются отягощения, равные 20—40% от максимального, но выполняются упражнения с большой скоростью и до утомле­ния (до предела); постепенно переходят к нагрузкам, равным 40 — 60 % от максимальной, и лишь в отдельных случаях, по мере уве­личения мышечной силы, применяются отягощения, равные 60% и более от максимального. В процессе тренировки можно ориен­тироваться на уровень развития мышечной силы юных гимнастов 6 — 8 лет. Показатели приведены в таблице 5.

Максимальная статическая сила оценивается по времени вы­полнения статического упражнения (позы). В том случае, когда гимнаст оказывается способным удержать статическое положение тела или его звеньев не более 10 с, это принято считать за макси­мальную статическую силу; если же гимнаст удерживает статичес­кую позу более 10 с — за статическую выносливость к мышечным напряжениям. Статические упражнения являются эффективными при развитии не только статической, но и динамической мышеч­ной силы, а динамические силовые упражнения развивают стати­ческую мышечную силу. Динамические упражнения можно пред­ставить как разорванные статические упражнения. Кроме того,




у максимальной динамической, статической и скоростной разно­видностей мышечной силы наряду с различиями есть и общие морфологические, биохимические, физиологические и психоло­гические механизмы. Их необходимо знать при оценке и развитии этих разновидностей мышечной силы.

 

Оценка и развитие гибкости — способности гимнаста выпол­нять движения с максимальной амплитудой. Различают пассив­ную и активную гибкость. Оценивают гибкость путем выполнения шпагатов, моста, наклона вперед из седа ноги вместе и из поло­жения стоя согнувшись (табл. 6). При развитии гибкости сначала укрепляют сухожилия, прикрепляющие мышцы к костям, путем медленных безнагрузочных движений в суставах с максимальной амплитудой.


Пассивную гибкость развивают выполнением упражнений с отягощениями весом собственного тела, отдельных его звеньев, набивных мячей, гантелей и других предметов или прибегают к помощи партнера. В качестве упражнений применяют пружиня­щие покачивания в шпагате, взмахи ногами, наклоны в положе­нии седа, прогибания в висе, стоя на гимнастической стенке и др. Для развития активной гибкости применяют взмахи ногой с удер­жанием ее в конечной точке маха, медленные движения руками, ногами, туловищем по максимальной амплитуде против действия силы тяжести или преодолевая сопротивление резинового амор­тизатора. Перед выполнением упражнений на гибкость надо хоро­шо разогреть мышцы, связки и суставы.

Оценка и развитие устойчивости функций вестибулярного ана­лизатора к воздействию ускорений, возникающих при выполнении упражнений спортивной, художественной гимнастики и акроба­тики. Вестибулярный анализатор функционально связан со всеми органами и системами организма, поэтому сильные или продол­жительные ускорения могут вызвать сенсорные, соматические и вегетативные реакции.

Сенсорные реакции в виде головокружения возникают в ответ на воздействие углового ускорения. Оно вызывает ток эндолимфы в полукружных каналах, а она раздражает рецепторы, заложен­ные в ампулах каналов. Это — основные вестибулярные реакции. Соматические реакции проявляются в виде тонических рефлек­сов на мышцы рук, ног, туловища в результате раздражения ре­цепторов полукружных каналов и мешочков преддверия.

Вегетативные реакции возникают при воздействии ускорений на рецепторы полукружных каналов и мешочков преддверия. Они проявляются в виде учащения или урежения пульса, покраснения или побледнения кожи, пота, тошноты, рвоты и др.

Сенсорная вестибулярная реакция определяется по длительно­сти иллюзии противовращения (головокружения). При испытани­ях исследуемые лица переступанием выполняют 10 поворотов на 360° за 20 с. Туловище наклонено вперед до горизонтали, руки свободно опущены. Иллюзия противовращения (сенсорная реак­ция) оценивается по времени от остановки вращения до исчез­новения чувства противовращения. О ее исчезновении испытуе­мый сообщает установленным педагогом сигналом («есть»). Для начинающих гимнастов вестибулярная нагрузка может быть умень­шена до 5 поворотов за 10 с.

Соматическая вестибулярная реакция оценивается по длитель­ности нистагма глаз после выполнения поворотов. При этом глаза совершают ряд быстрых ритмических подергиваний, из которых каждое состоит из двух движений — одного быстрого, направлен­ного в сторону вращения, другого — медленного, направленного в противоположную сторону. Вид нистагма (направление движе-


ния глаз) зависит от воздействия ускорений на рецепторы того или иного полукружного канала. Нистагм глаз всегда возникает в плоскости, параллельной тем каналам, рецепторы которых под­вергаются раздражению. После остановки вращения эндолимфа в полукружных каналах перемещается в сторону, противоположную вращению (она возвращается на свое место), и вызывает ритми- • ческие движения глаз, которые называются постнистагмом. Он-то и оказывается более удобным для наблюдения, так как испытуе­мый находится в состоянии покоя. Постнистагм оценивается в секундах. После 10 поворотов за 20 с засекается время от момента прекращения поворотов до исчезновения подергивающих движе­ний глаз. Этим временем и определяется продолжительность пост­нистагма глаз. Другими упражнениями могут быть:

1. Повороты. Для проведения испытаний на полу чертится круг диаметром 75 см и от его окружности проводится 6 параллельных линий на расстоянии 25 см одна от другой длиной 8 м (рис. 264). Испытуемый становится в круг, наклоняет туловище вперед до горизонтали и выполняет 10 поворотов за 20 с. Окончив поворо­ты, выпрямляется и проходит вперед, стараясь не выходить за пределы центрального коридора. В конце пути делает 10 подскоков на месте с сомкнутыми носками и пятками или на одной ноге.

Отклонение тела во время ходьбы и подскоков в пределах цен­трального коридора оценивается как отличная устойчивость, в пределах двух коридоров — хорошая, трех коридоров — удовлет­ворительная и при более значительных отклонениях — неудовлет­ворительная. Это упражнение может выполняться с наклоненной назад головой. Для того чтобы испытуемый во время поворотов не


потерял ориентировку и не вышел из круга, перед его глазами над центром круга помещается какой-либо предмет, например кончик обыкновенной указки. При таком положении головы воз­действие ускорений оказывается значительно сильнее, чем при наклоне туловища вперед, поэтому нагрузка может быть снижена до 5 поворотов за 10 с. Оценка устойчивости осуществляется по той же шкале, что и в первом варианте.

2. Кувырки. Выполняется 5 кувырков за 10 с. После их выполне­ния надо встать в основную (строевую) стойку и устоять в этом положении с сомкнутыми носками и пятками (или на одной ноге) не менее 10 с. Если это испытуемому удастся, то его устойчивость может быть признана отличной; если же происходит схождение с места до одного шага (50 см) — хорошей; от 1 до 2 шагов — удовлетворительной и при более значительных отклонениях — неудовлетворительной. Кувырки удобно выполнять на гимнасти­ческих матах (на одном мате один кувырок) или на акробатичес­кой дорожке.

Вегетативные вестибулярные реакции можно изучать с помощью приведенных выше упражнений. До и после выполнения поворо­тов, кувырков или комплекса из сочетания поворотов и кувырков у исследуемых измеряют пульс, наблюдают за цветом их лица, по­явлением пота на лбу, признаков тошноты, рвоты, головокруже­ния и самочувствием. Контрольное упражнение может включать четыре поворота на 360°, четыре кувырка и 20 подскоков на месте. Сначала выполняются два поворота по часовой стрелке с накло­ненной назад головой, затем два кувырка вперед, снова два пово­рота, но уже против часовой стрелки, и два кувырка вперед.

Лица с явно выраженными сенсорными, соматическими и ве­гетативными реакциями должны пройти медицинское обследова­ние. Устойчивость функций вестибулярного анализатора к воздей­ствию ускорений и податливость к развитию индивидуально раз­личны.

Для повышения устойчивости вестибулярных реакций гимнасти­ческие упражнения и способы их выполнения подбираются таким образом, чтобы воздействие создаваемым ускорением оказывалось на рецепторные приборы всех отделов вестибулярного аппарата.

Функции сагиттальных каналов можно совершенствовать путем систематического выполнения наклонов головы и туловища, ку­вырков, переворотов, оборотов на перекладине вперед и назад.

Функции фронтальных каналов улучшаются при выполнении наклонов головы, головы и туловища, переворотов боком вправо и влево, поворотов на 360° и более в положении наклона вперед и

назад.

Функции горизонтальных каналов можно развить выполнением поворотов головы, головы и туловища вправо и плево, прыжков с поворотом на 180°, 360° и более.


Для воздействия на рецепторные приборы полукружных кана­лов могут применяться и другие упражнения, создающие ускоре­ния в соответствующих плоскостях пространства.

Функции отолитового прибора развиваются при выполнении: прыжков, стоек на голове, на руках; переворотов боком, вперед, назад; кувырков с последующим прыжком вверх, наклонов и при­седаний с последующим прогибанием и других упражнений, свя­занных с быстрой сменой положений головы и туловища в про­странстве.

Комплексное воздействие на рецепторные приборы всех отделов вестибулярного аппарата достигается сочетанием перечисленных выше упражнений. Так, например, повороты можно сочетать с наклонами головы, головы и туловища вперед и назад, вправо и влево, а кувырки выполнять в комплексе с поворотами и перево­ротами. Выполнение этих упражнений в значительной степени связано с воздействием ускорений Корнолиса, являющихся силь­ным раздражителем рецепторов вестибулярного анализатора.

Для повышения устойчивости вестибулярных реакций при дли­тельном действии ускорений большое значение имеет укрепление мышц брюшного пресса и подвздошно-поясничных мышц. Это уменьшает болтанку внутренних подвижных органов и поступле­ние в центральную нервную систему, особенно в кору головного мозга, дополнительных нервных импульсов, ослабляющих ее ре-гуляторные способности. Оптимальное же воздействие ускорени­ями на вестибулярный анализатор повышает функциональные возможности подкорковых образований (мозжечок и др.) и коры головного мозга, а через них положительно сказывается на про­явлении двигательных и психических способностей гимнастов. Поэтому перечисленные выше упражнения нужно включать в под­готовительную часть учебно-тренировочных уроков и в разминку I на спортивных соревнованиях.

Оценка и развитие внимания — способности выделять сознани­ем воспринимаемые или вспоминаемые объекты с одновремен­ным отвлечением от остальных. Сознание направляется на инте­ресующие гимнаста объекты, явления окружающей действитель­ности, на его собственный внутренний мир: движения, действия, поступки, мысли, чувства, переживания и др. По образному вы­ражению К.Д.Ушинского, внимание является той единственной дверью нашей души, через которую проходит все, что есть в со­знании.

Внимание может быть непроизвольным, произвольным, пос-лепроизвольным, внутренним и внешним. Каждый из этих видов внимания включает в себя объем, интенсивность, устойчивость, распределение и переключение.

Объем внимания может оцениваться с помощью бланкового метода и гимнастических упражнений. При бланковом методе ис-


пытуемым предъявляются картинки с изображением хорошо зна­комых им объектов (спортивный зал, дом, домашние животные, птицы и др.); нарисованных на плотном листе бумаги 50x50 см, разлинованном на квадраты. Контрольное гимнастическое упраж­нение может быть предъявлено также в виде картинки с изобра­жением различных положений звеньев тела в пространстве или показано педагогом. Объекты для восприятия предъявляются гим­настам в течение 1 с. За 80 % и более правильно названных и раз­мещенных в своих квадратах объектов или положений звеньев тела в пространстве при показе упражнения — ставится оценка «5»; за 70-79% - «4»; за 60 —69% - «3»; за 59% и менее — «2».

Количество объектов, предлагаемых для восприятия детьми дошкольного возраста, равно 3 — 4, младшего школьного возра­ста — 5 — 6, среднего школьного возраста — 7 —8 и старшего школьного возраста — 9—11.

Интенсивность внимания определяется по точности восприя­тия и отображения деталей объектов, например: не просто дом, а дом с открытой дверью, дымящейся трубой, выкрашенный в са­латный цвет и т.п. При обучении новому упражнению об этом свойстве внимания судят по точности его восприятия и словесно­го или графического отображения, а также по догадке обучаемых о наиболее рациональном способе его исполнения, по способно­сти обнаруживать ошибки в движениях товарищей и у самого себя, находить способы их устранения.

Объем и интенсивность внимания проявляются в тесной взаи­мосвязи и поэтому оцениваются одной оценкой — коэффициен­том объема и интенсивности внимания (К):

количество правильно воспроизведенных объектов количество ошибок

Устойчивость внимания определяется по результатам измене­ния всех видов и свойств внимания с течением времени: в нача­ле, в середине, в конце урока. Наблюдение ведется за частотой отвлечения внимания обучаемых лиц при использовании педаго­гом методов создания представления об изучаемом упражнении, за точностью его исполнения, за способностью плодотворно ра­ботать длительное время в неблагоприятных условиях. Оценивает­ся это свойство внимания по усмотрению педагога.

Переключение внимания и его устойчивость оцениваются путем несложных действий с цифрами. Возможны три способа действий.

Первый способ: сложить две цифры (1 + 2), расположив их одна под другой, и к полученной сумме прибавить 1. Результат (4) написать рядом с верхней цифрой справа, а верхнюю предыду­щую цифру (1) написать снизу. Полученная новая пара опять скла­дывается и т.д. Если сумма выражена двузначным числом, то за-


писывается только цифра, обозначающая единицы, а десятки от­брасываются.

Второй способ аналогичен первому, только из суммы двух чисел единица вычитается.

Третий способ: цифры также складываются, из суммы вы­читается единица, но результат записывается рядом с нижней циф­рой первой пары, а нижняя цифра записывается рядом с верхней.

Оценка: 18 переключений в 1 мин «5»; 14 — 17 — «4»; 10 — 13 — «3»; 9 — 12 — «2»; 8 и меньше — «1».

На каждый способ действий отводится 1 мин. Последователь­ность способов переключения внимания следующая: I —II —III; II — I — III; III — II — I.

Распределение и переключение внимания оценивают также с по­мощью бланкового метода и гимнастических упражнений. Эффек­тивным бланковым методом является использование черно-крас­ной таблицы размером 50x50 см. На ней вперемежку изображены от 1 до 24 красных и столько же черных цифр. При испытании распределения внимания от исследуемых требуется назвать и по­казать указкой как можно быстрее красные цифры от 1 до 24 или черные — от 24 до 1. Оценивается время выполнения задания.

Переключение внимания оценивается по времени нахождения на таблице цифр от 1 до 24 в такой последовательности: сначала называется 1-я красная и 24-я черная, затем 2-я красная и 23-я черная и так далее — одни цифры в возрастающей, а другие в убывающей последовательности.

В качестве гимнастического упражнения для оценки способно­сти гимнастов распределять и переключать внимание применяет­ся прохождение по двум гимнастическим скамейкам, поставлен­ным одна в продолжение другой. Упражнение состоит из двух за­даний. Первое — пройти по гимнастическим скамейкам как мож­но быстрее (не бежать); второе — прохождение сочетать со счетом по таблице умножения. При прохождении вперед — умножать на 6, обратно — на 7. Под каждое действие умножения выполняется одно перебрасывание мяча (волейбольного, гандбольного) из одной руки в другую. Расстояние между кистями вытянутых впе­ред рук равно 0,5 м. После первого прохождения поворот делается, Не на скамейке, а на полу. Это упражнение может быть усложнено


прохождением по рейке перевернутых скамеек, по низкому или высокому гимнастическому бревну. Сложность задания подбира­ется в зависимости от возраста и подготовленности гимнастов.

Развитие внимания осуществляется во всех частях урока гимна­стики. В подготовительной части применяются подвижные и упро­щенные спортивные игры для развития преимущественно объ­ема, распределения и переключения внимания. В основной части урока при обучении новым упражнениям, при выполнении ком­бинаций в усложненных условиях развиваются главным образом интенсивность и устойчивость внимания.

Управление вниманием в значительной мере зависит от умения педагога организовывать и поддерживать его у занимающихся на достаточно высоком уровне и по возможности более продолжи­тельное время, диктуемое условиями обучения. Организовать вни­мание и поддержать его педагог может путем непосредственного и опосредованного методов воздействия на занимающихся.

Метод непосредственного воздействия реализуется путем обраще­ния к занимающимся. При этом педагог использует свои права руко­водителя: команды, распоряжения, просьбы, инструкции, личный пример, сигналы, разрешения, запреты, убеждение, внушение.

Однако надо все же учитывать, что активное внимание непро­должительно. Оно особенно скоротечно у дошкольников и уча­щихся младших классов. Даже у взрослого человека активное вни­мание длится 30—40 мин. Надо периодически давать возможность переключать внимание.

Метод опосредованного воздействия осуществляется путем по­становки цели и задач занятия перед каждой из его частей, перед изучением отдельного упражнения, его частей и фаз; путем воз­буждения интереса, любопытства занимающихся.

Гимнаст может управлять своим вниманием с помощью систе­матического приучения себя к внимательному выполнению лю­бой по степени сложности и ответственности порученной или самим избранной работы, к целеустремленности, настойчивости в достижении поставленной цели; с помощью напоминания са­мому себе о моментах, при которых надо быть особенно внима­тельным, тщательной подготовки необходимых для успеха дей­ствий. Важно знать, в каких движениях и на что надо обратить внимание, в какой последовательности переводить (переключать) его с одного объекта на другой, на какие объекты распределять его одновременно. Без перечисленных знаний внимание не будет организовано, а сознание не будет концентрироваться на тех объек­тах, на которых следовало бы. В этом случае овладение знаниями, умениями, навыками будет затруднено, учеба непроизводитель­на, труд малоэффективен, появятся неточности, ошибки. Ошиб­ки в технике сложных движений могут затруднить овладение мас­терством, снизить производительность труда и т.п.


Качество управления вниманием занимающихся зависит от теоретической и методической подготовленности педагога, от состава занимающихся и условий, в которых проводятся занятия.

Для управления вниманием учащихся в ходе урока при обуче­нии отдельным упражнениям используются следующие методи­ческие приемы:

1) четкая организация уроков, систематическая требователь­ность педагога к качеству знаний, умений и навыков занимаю­щихся, к их дисциплине и вниманию на уроке;

2) четкая постановка задач перед уроком, перед проведением отдельных его частей, при обучении каждому физическому уп­ражнению;

3) технически правильный и методически хорошо оформлен­ный показ упражнения;

4) доступность для восприятия, краткость, образность объяс­нения техники выполнения упражнения;

5) предельная опора на активную мыслительную деятельность занимающихся с использованием законов механики, сведений из анатомии, физиологии, психологии;

6) включение в активную работу всех занимающихся; органи­зация обсуждения техники исполнения изучаемого упражнения в парах и в группе, а также помощи, взаимопомощи и страховки;

7) систематическая работа педагога над развитием у занимаю­щихся умения видеть показ упражнения и слушать объяснение техники движений, выделять главное и второстепенное;

8) возбуждение интереса и положительных эмоций, сообще­ние интересных, «удивительных» фактов из собственного и чужо­го спортивного опыта;

9) чуткое отношение к вниманию занимающихся.

На объеме и интенсивности внимания сказывается состояние занимающихся, а именно:

• эмоциональное состояние: возбуждение или угнетение, ум­ственное или физическое утомление, переутомление, психичес­кая усталость после многократного повторения одного и того же упражнения без каких-либо вариаций (соединение с другими уп­ражнениями, усложнение условий выполнения и др.);

• отношение занимающихся к изучаемому материалу, к пред­мету в целом (активное, пассивное, осознанное, формальное), к учителю. Мотивы учения;

• предшествующий опыт, привычки, морально-нравственная воспитанность занимающихся;

• интересы (устойчивые и текущие), умение занимающихся ис­пользовать полученные ранее знания, умения и навыки в овла­дении более сложными упражнениями.

Оценка и развитие памяти на движения — способности челове­ка запечатлевать, сохранять, воспроизводить наибольшее коли-


 




чество движений и способов их исполнения, усвоенных в про­шлом. Без этого каждое двигательное действие пришлось бы изу­чать заново. Память на движения проявляется во взаимосвязи с эмоциональной, образной и словесно-логической ее разновидно­стями.

Кратковременное и долговременное запоминание движений зависит от потенциальных возможностей мозга и специфики пред­шествующего испытаниям двигательного опыта гимнаста. Наилуч­шая память на движения и ее способность к развитию у юных гимнастов от 13 до 17 лет.

Из временных, пространственных и силовых параметров дви­жений легче запоминается продолжительность движений во вре­мени, затем в пространстве и труднее — по величине мышечного усилия. Из видов согласования движений звеньями тела легче за­поминаются симметричные однонаправленные, разнонаправлен­ные и последовательные движения. Значительно труднее запоми­наются асимметричные движения руками, ногами, головой, ту­ловищем.

Запоминание движений может быть произвольным и непроиз­вольным. Более продуктивным является произвольное запомина­ние.

Способность запоминать продолжительность движений во вре­мени оценивается путем предложения испытуемым выполнить отдельное упражнение, комплекс или комбинацию в заданное педагогом время и запомнить его. После 1 — 3 пробных попыток выполняется зачетная.

Способность запоминать размер движений может оцениваться с помощью гимнастической палки с нанесенными на нее делени­ями в сантиметрах от середины в обе стороны. Палка держится двумя руками за середину так, чтобы нулевая отметка была между указательными пальцами обеих рук. Скользящими по палке дви­жениями одной или обеими руками одновременно выполняются движения заданного педагогом размера. После 1 — 3 пробных по­пыток, выполненных под контролем зрения с установкой запом­нить заданный размер движения, выполняется зачетное с закры­тыми глазами. Другим доступным измерителем размера движения может быть рулетка. Требуется вытянуть ленту на заданное педаго­гом количество делений 1 — 3 раза под контролем зрения и запом­нить размер движения, а затем воспроизвести его с закрытыми глазами.

Способность запоминать величину мышечных усилий оцени­вается с помощью ручного и станового динамометров. Величина мышечного усилия задается педагогом и делается установка на ее запоминание. После 1 — 3 пробных попыток под зрительным кон­тролем выполняется зачетная с закрытыми глазами. Эту способ­ность можно оценивать и с помощью упражнений, например брос-


ков набивного мяча из различных исходных положений. Конт­рольное упражнение предварительно выполняется с максималь­ным усилием, а затем 1—3 раза в полсилы и запоминается, после этого повторяется с закрытыми глазами на зачет.

Способность запоминать движения, соразмеренные во време­ни, в пространстве и по мышечному усилию, может оцениваться в процентах к абсолютной точности движений: точность 80 % — «5»; 60 —79% - «4»; 40-59% - «3» и менее 40% - «2».

При оценке способности запоминать согласования движений звеньями тела в качестве контрольных упражнений предлагаются: для гимнастов 5 — 6 лет комплексы, состоящие из 6 симметрич­ных одно- и разнонаправленных движений; для гимнастов сред­него школьного возраста — 12 — 16 симметричных, последователь­ных и асимметричных движений; для гимнастов старшего возрас­та — вольные движения III, II и I юношеских спортивных разря­дов.

Предъявление движений для запоминания может осуществлять­ся одним из следующих способов: по слову, по показу, выполне­ние по разделениям или проводкой с одинаковым числом повто­рений (1 — 3), после чего комплекс упражнений выполняется на зачет. Учитывается количество точно воспроизведенных, пропу­щенных и неправильно выполненных движений. Высчитывается коэффициент памяти на движения (К):

количество точно воспроизведенных движений

К = -------------------------------------------------------------- •

количество пропущенных и неправильных движении

При развитии памяти на движения вновь изученные упражне­ния сводятся в комплексы, комбинации с заданной целевой на­правленностью (оздоровительной, прикладной, спортивной и др.). Гимнастам дается установка на длительность и прочность запоми­нания движений. Упражнения для запоминания могут предъяв­ляться методом «проводки» по разделениям, по показу, по слову. В последнем случае движения запоминаются труднее, но зато они лучше, чем при других методах предъявления, развивают мышле­ние гимнастов.

Качество и прочность запоминания движений проверяются после выполнения упражнений на силу, на выносливость к мы­шечной работе, в конце урока, через день, через несколько дней и т.д. Сложность комплексов движений подбирается в соответ­ствии с возрастом, со способностями гимнастов запоминать дви­жения.

Проверяется оценка управления эмоциями — специфическими реакциями гимнаста на трудности, которые приходится преодо­левать ему в процессе спортивной деятельности. Значение эмоций


 




 

3. Формирование у занимающихся умений и навыков произ­вольно управлять своим дыханием в сочетании с напряжением и расслаблением мышц и приводить себя в спокойное эмоциональ­ное состояние. 4. Внушение занимающимся безопасности изучаемых упражне­ний, внесение в их сознание уверенности в успешном овладении ими. Обучение гимнастов самостоятельному управлению своими эмоциями: самоприказ, самоободрение, самоуспокоение, само­убеждение, самонастрой на качественное выполнение упражне­ния; приемам психорегулирующей тренировки; переключению сознания с неприятных чувств и мыслей на приятные эмоцио­нальные переживания; трезвому объективному анализу причин неудачных действий, поступков, выступлений на соревнованиях. 5. Убеждение каждого занимающегося в том, что он вполне подготовлен к овладению технически сложным, требующим ре­шительности и смелости упражнением. Применение игрового, со­ревновательного метода обучения упражнениям, индивидуально­го и личностного подхода. 6. Создание комфортных условий быта, хорошее питание, полно­ценный сон — универсальное средство снятия эмоционального на­пряжения. Музыка успокаивающего или возбуждающего характера. Проверяется оценка развития воли — способности гимнаста мо­билизовать свои силы на преодоление трудностей, управлять сво­им поведением. Она обеспечивает переход от познания и пережи­ваний, от эмоций к практической деятельности, является важ­ным условием достижения высоких спортивных результатов. В струк­туру воли входят следующие волевые способности: целеустрем­ленность (она формирует структуру воли), инициативность и са­мостоятельность, настойчивость и упорство, решительность и сме­лость, выдержка и самообладание. Ведущими из них для гимнаста являются выдержка, самообладание, решительность и смелость. Изучаются волевые способности методом наблюдения в про­цессе учебно-тренировочных занятий и спортивных соревнований. Для изучения решительности и смелости применяются специаль­ные гимнастические упражнения и методические приемы. К их числу относятся: 1. Прыжок спиной вперед через планку, установленную на вы­соте одной трети роста испытуемого. 2. Прыжок в глубину: залезть по канату на возможно большую высоту или установленную педагогом и спрыгнуть на маты, уло­женные в два слоя, при наличии надежной страховки. Выполнить то же самое, но без страховки на маты, уложенные в один слой. 3. Прыжок в глубину с гимнастической стенки с высоты, уста­новленной педагогом, спрыгнуть на маты. Выполнить то же са­мое, но спрыгнуть с поворотом на 90° или 180° в обруч, который держит педагог на высоте 1 м от пола.

в деятельности гимнаста велико. Они проявляются в качестве ве­гетативных, соматических и психологических реакций и самоот­четов гимнастов, их устойчивость индивидуальна.

Вегетативными реакциями могут быть: изменение частоты сер­дечных сокращений, продолжительность задержки дыхания, по­краснение или, наоборот, побледнение кожных покровов, холод­ный пот и др.

Соматические реакции проявляются в виде и



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-26; просмотров: 382; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.136.26.156 (0.02 с.)