Классификация видов гимнастики 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Классификация видов гимнастики



Все многообразие гимнастических упражнений в зависимости от их специфической направленности объединяется в самостоя­тельные виды гимнастики. На Всесоюзной конференции 1984 г.


утверждена следующая классификация: оздоровительные, обра­зовательно-развивающие и спортивные виды гимнастики.

Оздоровительные виды гимнастики

Оздоровительные виды гимнастики предусматривают выпол­нение упражнений в режиме дня в виде утренней гигиенической (зарядка) и вводной гимнастики, физкультпаузы, физкультми­нутки в учебных заведениях, на производстве; сюда включены также лечебная и ритмическая гимнастика. Главное назначение их состоит в том, чтобы укреплять здоровье человека, поддерживать на высоком уровне его физическую и умственную работоспособ­ность в учебе, труде, повышать активность в трудовой и обще­ственной деятельности.

Гигиеническая гимнастика — используется для сохранения и ук­репления здоровья, поддержания на высоком уровне физической "и умственной работоспособности, трудовой и общественной ак­тивности, для отдыха после большого физического, умственного и эмоционального напряжения, продолжительной адинамии. За­нятия проводятся в индивидуальной и групповой формах с деть­ми из детских садов, школьниками, учащимися средних и высших учебных заведений; в оздоровительных лагерях, в домах отдыха, санаториях и с военнослужащими Российской Армии.

В комплексы гигиенической гимнастики включаются ходьба и бег, общеразвивающие и прикладные упражнения. Заканчивается ком­плекс упражнениями в глубоком дыхании и в расслаблении мышц.

После упражнений принимаются водные, воздушные, солнеч­ные процедуры. Упражнения и дозировка нагрузки подбираются с учетом возраста, пола, состояния здоровья, уровня физической подготовленности и других индивидуальных особенностей зани­мающихся.

Гигиеническая гимнастика может проводиться в любое время дня: утром — для более быстрого вхождения в режим дня; днем — для снятия накопившегося утомления. Перед сном очень полезны упражнения в виде напряжений и последующих расслаблений ос­новных мышечных групп в сочетании с глубоким дыханиемда пси­хическим настроем на глубокий сон, на восстановление сил, ис­траченных за день, с мысленной благодарностью судьбе (Вселен­ной) за достойно прожитый день и с надеждой на успехи в дне грядущем. В армии этот вид гимнастики проводится после ночного сня с целью более быстрого вхождения в рабочее состояние, повы­шения физической подготовленности и закаливания военнослу­жащих.

Вводная гимнастика направлена на быстрое вхождение зани­мающихся в предстоящую учебную или трудовую деятельность. По форме организации это «гимнастика до занятий» в школе и «гим-


 




настика до работы» на производстве. Здесь применяются упражне­ния по структуре движений, энергетическому и сенсорному обес­печению близкие к профессиональным двигательным действиям. В ходе выполнения упражнений достигается физиологический и психологический настрой на активную и высокопроизводитель­ную учебную или производственную деятельность. Продолжитель­ность выполнения упражнений от 5 до 10 мин.

Физкультурная минутка, или физкультурная пауза, применя­ется для поддержания физической и умственной работоспособно­сти на высоком уровне в течение всего учебного или трудового дня, предупреждения нарушения осанки, локального физического утомления. Она проводится при появлении признаков утомления (отвлечение внимания, нарушение позы, чувство усталости и др.) во время учебных занятий или работы. Комплекс может состоять из 5 — 10 упражнений и выполняться в течение 2 — 5 мин.

Лечебная гимнастика основа лечебной физической культуры (ЛФК). Она помогает восстановлению временно утраченных от­дельных функций организма после травмы, ранения, болезни, хирургической операции и др. Применяется в комплексе с другими лечебными средствами при самых различных заболеваниях. Она осо­бенно эффективна при лечении опорно-двигательного аппарата.

Комплексы лечебной гимнастики для школьников составля,-ются врачом совместно с учителем физкультуры в зависимости от индивидуальных отклонений в состоянии их здоровья. В лечебных учреждениях упражнения подбираются с учетом характера забо­левания и индивидуальных особенностей больного. В комплексы включаются дозированная ходьба, бег, строевые и общеразвива-ющие упражнения без предметов и с предметами: палки, ганте­ли, эспандеры, мячи, скакалки, упражнения на гимнастической стенке и скамейке и др. Основной формой занятия является урок или процедура продолжительностью 30 — 60 мин. Разновидностью лечебной физической культуры на современном этапе являются нетрадиционные виды оздоровительной гимнастики: коррекци-онная, релаксационная, восстановительная, дыхательная, сустав­ная и т.д.

Ритмическая гимнастика считается разновидностью оздорови­тельной гимнастики. Комплекс упражнений составляется из обще-развивающих упражнений, элементов художественной гимнастики и хореографии, стилизованных форм ходьбы, бега, прыжков и дру­гих несложных по технике исполнения упражнений. Важным эле­ментом ритмической гимнастики является музыкальное сопровож­дение. С помощью этих средств можно дозировать величину физио­логической нагрузки на организм, управлять психологическим со­стоянием занимающихся, повышать их активность на занятии.

В ритмической гимнастике можно выделить достаточное коли­чество разновидностей, отличающихся друг от друга содержани-


ем и построением урока. К оздоровительным направлениям рит­мической гимнастики относятся: классическая аэробика, гимнас­тика с использованием базовых шагов, танцевальная, где исполь­зуются различные современные танцевальные стили и направле­ния (салса, рок, диско, фанк, хип-хоп); аэробика с использова­нием предметов и приспособлений (степ, слайд, фитбол и др.). Характерной чертой оздоровительных видов ритмической гимна­стики является наличие аэробной части занятия, на протяжении которой поддерживается работа кардиореспираторной системы на определенном уровне, что и дает оздоровительный эффект.

В последнее время появился ряд новых, нетрадиционных в мас­совом оздоровительном движении видов двигательной активности.

Стретчинг (гимнастика поз) включает в себя комплекс поз, обеспечивающих наилучшие условия для увеличения подвижно­сти определенных мышечных групп и суставов.

Калланетика — это гимнастика статических упражнений. В сис­тему данного вида оздоровительной гимнастики входит тридцать упражнений, нагрузку которых повышают за счет увеличения вре­мени удержания определенной позы.

Шейпинг-система — это гармоничное соединение влияния фи­зических упражнений, определенного режима питания и специ­ального компьютерного тестирования на организм занимающих­ся. Шейпинг — одна из самых популярных систем, получивших распространение в нашей стране. Существует несколько видов шей­пинг-систем: шейпинг-классик, шейпинг-терапия, шейпинг-юни, шейпинг для беременных, шейпинг-про, шейпинг тонких тел.

Восточные оздоровительные системы гимнастики позволяют использовать резервы человеческого организма, обладающего уни­кальными возможностями для самосохранения и восстановления. Специфичной чертой комплексов восточных видов гимнастики является единство внутренней и внешней деятельности организ­ма, достигнутое при ведущей роли сознания.

Образовательно-развивающие виды гимнастики

К этим видам гимнастики относятся: основная, женская, атле­тическая и профессионально-прикладная.

Основная гимнастика располагает большими возможностями для решения оздоровительных, образовательных и воспитатель­ных задач. Они могут быть реализованы за счет многоструктурно-сти упражнений и многофункциональности каждого из них. Это открывает перед педагогом неисчерпаемые возможности творчес­кого подхода к обогащению занимающихся системой специаль­ных знаний, умений и навыков. Такими знаниями в области гим­настики могут быть сведения о ней как о спортивно-педагогичес­кой дисциплине: о ее содержании, социальной значимости, ис-


 




тории, технике исполнения упражнении и законах, лежащих в ее основе; о возможности использования упражнений в оздорови­тельных, образовательных и воспитательных целях; о воздействии на отдельные органы и системы организма с целью повышения их функциональных возможностей, развития двигательных и пси­хических способностей к избранному виду учебной, спортивной или профессиональной деятельности, обогащения учащихся раз­носторонним опытом, обучения прикладным упражнениям и др. Упражнения основной гимнастики в сочетании со словом педаго­га и музыкальным сопровождением являются эффективным ком­плексным средством и методом воспитания у занимающихся лич­ностных свойств: добросовестного, глубоко осознанного и активно­го отношения к занятиям гимнастикой, к учебе, трудовой и обще­ственной деятельности.

Широкие возможности использования основной гимнастики в целях гармонического физического и духовного развития лич­ности сделали ее самостоятельным средством и методом физичес­кого воспитания всех возрастных категорий занимающихся. По­этому она положена в основу государственных программ физи­ческого воспитания детей дошкольного и школьного возраста, учащихся средних и высших специальных учебных заведений, а так­же лиц среднего и пожилого возраста. Систематические занятия в зрелом возрасте способствуют поддержанию высокой физичес­кой и умственной работоспособности на долгие годы.

В школе основная гимнастика включена в уроки физической культуры, применяется в группах здоровья, общей физической подготовки. На занятиях используется весь арсенал входящих в нее упражнений.

Женская гимнастика учитывает особенности организма и пси­хологического склада женщин. При подборе упражнений, мето­дических приемов учитываются прежде всего функции материн­ства, поэтому специальное внимание обращается на развитие силы, быстроты, выносливости мышц ног, таза, живота и спины. В за­нятия включаются все виды общеразвивающих гимнастических упражнений: вольные упражнения без предметов и с предметами, упражнения на гимнастической стенке, скамейке и др. В занятиях с женщинами большое место занимают упражнения художествен­ной гимнастики, элементы бальных и народных танцев и музыка. Музыкальному сопровождению занятий уделяется особое внима­ние. С помощью этих упражнений развиваются координация дви­жений, гибкость, плавность, грациозность, красота движений, формируется правильная и красивая осанка, укрепляется здоровье, повышается физическая и умственная работоспособность.

Гимнастика с профессиональной направленностью объединяет упражнения и методические приемы, с помощью которых можно своевременно, до начала профессионального обучения, повышать


функциональные возможности организма, изучать (оценивать) и развивать двигательные и психические способности, воспиты­вать личностные свойства, необходимые занимающимся в избран­ном виде профессиональной деятельности.

Развитию профессиональных способностей и формированию прикладных двигательных навыков большое внимание уделяется при занятиях гимнастикой в средних и высших специальных учеб­ных заведениях. Здесь фактически вся физическая подготовка но­сит прикладной характер, т.е. она ориентирована на развитие спо­собностей, необходимых занимающимся для успешного овладе­ния избранным видом трудовой деятельности и достижения в ней профессионального мастерства.

Атлетическая гимнастика — прекрасное средство и метод раз­вития мышечной силы, силовой выносливости и воли, функци­ональных возможностей организма; приобщения подростков и юно­шей к систематическим занятиям физическими упражнениями; формирования здорового образа жизни; отвлечения от курения, употребления наркотиков и других вредных для здоровья и ста­новления личности привычек; подготовки юношей к труду, а де­вушек к детородной функции и материнству. Атлетическая гимна­стика, являясь продолжением гигиенической, может стать нача­лом спортивной гимнастики.

Спортивные виды гимнастики

К спортивным видам гимнастики относятся: спортивная гимнастика, художественная гимнастика, спортивная акробатика и спортивная аэробика.

Спортивная гимнастика это многоборный вид спорта. В него входят: у мужчин — вольные упражнения, упражнения на коне, на кольцах, на брусьях, на перекладине, опорные прыжки; у жен­щин — опорные прыжки, упражнения на разновысоких брусьях, на гимнастическом бревне и вольные упражнения. В занятия спортивной гимнастикой включаются упражнения художествен­ной и ритмической гимнастики, акробатики, хореографии, игры и др. (см. главу 12). Спортивная гимнастика — олимпийский вид спорта. Ее развитием в нашей стране руководит Федерация спортив­ной гимнастики России.

Художественная гимнастика сугубо женский вид спорта. Основными средствами ее являются упражнения танцевального характера, выполняемые с предметами и без предметов (см. гла­ву 12). Они служат прекрасным средством физического воспита­ния девочек, девушек и женщин. Ряд элементов этого вида спорта включен в школьную программу по физической культуре. В стар­ших классах проводятся самостоятельные занятия художествен­ной гимнастикой. Развитием художественной гимнастики в стра-


 




не руководит Федерация художественной гимнастики России. Ху­дожественная гимнастика является олимпийским видом спорта.

Спортивная акробатика включает в себя три группы упражне­ний: акробатические прыжки, парные (мужская и смешанная пары) и групповые упражнения. К акробатическим относят и упражне­ния на батуте. Широкий диапазон сложности акробатических уп­ражнений позволяет обучать им лиц, различных по возрасту, полу и физической подготовленности.

Для занятий акробатикой не требуется сложное оборудование, достаточно акробатической дорожки, гимнастических матов. За­ниматься ею можно не только в спортивном зале, но и на спортив­ной площадке. Развитием акробатики в стране руководит Федера­ция акробатики России. Она организует и проводит соревнова­ния, включая первенства России.

Спортивная аэробика — это вид спорта, в котором спортсмены выполняют непрерывный и высокоэффективный комплекс уп­ражнений, включающий сочетания сложнокоординационных ациклических движений, различные по сложности элементы раз­ных структурных групп, а также взаимодействия между партнера­ми. Включает в себя следующие виды упражнений: индивидуаль­ные выступления мужчин и женщин, смешанные пары, тройки и шестерки в любом составе. Основу хореографии в этих упражне­ниях составляют «базовые» аэробные шаги и их соединения.

В 1995 г. Международным олимпийским комитетом (МОК) аэро­бика была признана официальной дисциплиной и вошла в Между­народную федерацию гимнастики (FIG). У нас в стране руководят развитием и проводят соревнования Федерация и Ассоциация спортивной аэробики России при поддержке Федерации спортив­ной гимнастики России в соответствии с правилами Междуна­родной федерации аэробики.

1.3. Гимнастика как учебно-педагогическая и научная дисциплина

Гимнастика является дисциплиной педагогической. Она имеет свое содержание, теорию, историю, методы преподавания, об­ласть научных исследований.

Содержанием гимнастики являются специфические для нее средства и методы физического воспитания занимающихся. В об­щих чертах о них было сказано выше, более подробно они излага­ются в следующих главах.

Гимнастика как педагогическая дисциплина предъявляет к педа­гогу специфические требования. Он должен хорошо знать ее оздо­ровительные, образовательные и воспитательные возможности, историю; уметь пользоваться гимнастической терминологией, обеспечивать предупреждение возможных травм на занятиях, фи-


зических и психологических перегрузок; хорошо владеть метода­ми обучения, проведения различных форм занятий гимнастикой, особенно урока; уметь использовать гимнастические упражнения для изучения (оценки) и развития психомоторных способностей, необходимых для успешного овладения гимнастикой как видом спорта, другими спортивными дисциплинами, трудовыми, воен­но-прикладными двигательными действиями и др.

Важное значение имеет умение подбирать наиболее эффектив­ные гимнастические упражнения, методику их исполнения, музы­кальное сопровождение, использовать имеющиеся в распоряжении педагога средства восстановления работоспособности, повышения интереса к занятиям, тщательно подбирать слова, правильно фор­мулировать мысли и выражать их четко, доходчиво и эмоционально.

Для того чтобы успешно преподавать гимнастику, необходимо не только хорошо знать ее содержание, владеть средствами и ме­тодами, но и добротно изучить смежные науки, входящие в курс обучения: механику и биомеханику гимнастических упражнений, биохимию мышечного сокращения, анатомию, физиологию, пси­хологию, педагогику, уметь использовать их в учебно-трениро­вочном и воспитательном процессе.

Гимнастика тесно связана с музыкой, изобразительным ис­кусством, с хореографией и театром. Эта связь была блестяще по­казана в 1980 г. на XXII летних Олимпийских играх в Москве, когда ее участники и зрители получили потрясающее впечатление от церемоний открытия и закрытия, на Играх Доброй Воли в Мос­кве (1986) и Санкт-Петербурге (1994), на Всемирных юношеских играх в Москве (1998).

Теория гимнастики рассматривает вопросы, связанные с содер­жанием гимнастики как спортивно-педагогической дисциплины, как предмета познания и практической деятельности, с ее зада­чами, местом и значением в системе физического и духовного воспитания людей. По всем изучаемым в курсе гимнастики темам проводится научная и научно-методическая работа. Изучаются потенциальные возможности гимнастики в подготовке человека к здоровому образу жизни, к учебной трудовой деятельности и во­инской службе.

История гимнастики раскрывает основные этапы ее развития на основе общих законов развития общества, культуры и физической культуры. В научной разработке теории и методики гимнастики боль­шое значение имеет изучение не только опыта прошлого, но и со­временной теории и практики, предвидение путей дальнейшего развития гимнастики и отдельных ее видов, их оздоровительных и прикладных, образовательных, воспитательных возможностей.

Методика преподавания гимнастики является частью методики физического воспитания, изучает общие основы обучения и воспи­тания применительно к гимнастике, к отдельным ее видам и груп-


 




пам упражнений. Частные разделы этой проблемы — методика урока и других форм занятий гимнастикой, методический разбор отдельных групп упражнений, разрядных нормативов, методы и приемы обучения и спортивной тренировки, классификацион­ные программы и другие вопросы.

Научно-исследовательская и научно-методическая работа по гим­настике может проводиться по всем изучаемым темам, включая особенности питания гимнастов, закаливание, массаж, исполь­зование сауны, фармакологических и других восстанавливающих средств, а также оборудования гимнастических залов, площадок, инвентаря, применение тренажеров, средств ТСО, вычислитель­ной техники и др.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-26; просмотров: 4449; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.133.131.168 (0.02 с.)