Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Экономическая сущность основных средств, их роль и значение в современных условиях хозяйствования

Поиск

 

Для перевозки грузов и пассажиров, нормальной работы многочисленных организаций железная дорога должна располагать необходимыми основными средствами, рационально их использовать, своевременно пополнять и заменять. Основные средства выступают одним из важнейших факторов производства, так как представляют собой совокупность материально-вещественных ценностей, которые используются в качестве средств труда при производстве продукции, выполнении работ или оказании услуг либо для управления организацией в течение периода, превышающего 12 месяцев. Различные мнения ученых по определению понятия «основные средства» («основные фонды») приведены в таблице 1.1.

Таблица 1.1 – Определение понятия «основные средства» («основные фонды») экономистами и учеными

Ученые и экономисты Определение понятий основных средств
Бабаев Ю. А. Основные фонды – это средства труда, которые многократно участвуют в производственном процессе, сохраняя при этом свою натуральную форму и предназначаются для нужд основной деятельности организации и должны иметь срок использования более года [3, с. 124]
Юркова Т.И., Юрков С.В. Основными фондами являются произведенные активы, используемые неоднократно или постоянно в течение длительного периода, но не менее одного года, для производства товаров, оказания рыночных и нерыночных услуг [11, с. 130]
Непомнящий Е.Г. Основные фонды – это материально-вещественные ценности (средства труда), которые многократно участвуют в производственном процессе, не изменяют своей натурально-вещественной формы и переносят свою стоимость на готовую продукцию по частям по мере износа [13, с. 211]
Панков Д. А. Основные средства – это часть имущества, используемая в качестве средств труда при производстве продукции, выполнении работ или оказании услуг либо для управления организацией в течение периода, превышающего 12 месяцев и способная приносить организации экономические выгоды (доход) [21, с. 154]

Состояние и эффективное использование основных средств прямо влияет на конечные результаты хозяйственной деятельности организации. Роль основных средств в процессе производства различна. Часть из них непосредственно воздействует на предмет труда и является активной, другая часть создает необходимые условия для труда и является пассивной. Основные средства неоднородны, выполнение ими разнообразных функций и различное их целевое использование обусловили разделение основных средств на различные группы. Таким образом, основные средства можно классифицировать по различным признакам (рисунок 1.1).

Критерии классификации основных средств  
По отраслевой принадлежности  
промышленности
транспорта
строительства
торговли
По функциональному назначению  
производственные
непроизводственные
По натуральному (вещественному) составу  
здания
сооружения
передаточные устройства
машины и оборудование
транспортные средства
инвентарь
По степени использования
По принадлежности  
в эксплуатации
в запасе
на консервации
в стадии модернизации
реконструкции
собственные
арендованные

 

 


Рисунок 1.1– Классификация основных средств

По отраслевой принадлежности различают основные средства, относящиеся к промышленности, транспорту, сельскому хозяйству, строительству, торговле, здравоохранению, коммунальному хозяйству и другим отраслям.

По функциональному назначению основные средства на железнодорожном транспорте подразделяются на производственные основные средства (основные средства, используемые в перевозочной деятельности Белорусской железной дороги.К ним относятся пассажирские и грузовые вагоны, контейнеры и другие) и непроизводственные основные средства (объекты культурного, жилищно-коммунального назначения, здравоохранения и другие).

По натуральному (вещественному) составу в соответствии с действующим классификатором основные средства подразделяются на несколько видовых групп: здания, сооружения, передаточные устройства, машины и оборудование, транспортные средства, инвентарь.

Здания – это архитектурно-строительные объекты, предназначенные для перевозочного процесса, социально-культурного обслуживания работников железнодорожного транспорта и хранения материальных ценностей. К ним относятся административные здания, производственные корпуса и строения структурных подразделений железной дороги, занятые цехами, мастерскими или установками, выполняющими или обслуживающими процесс перевозки пассажиров, грузов, грузобагажа и почты.

Сооружения – это инженерно-строительные объекты для осуществления перевозочного процесса путем выполнения тех или иных технологический функций, не связанных с изменением предмета труда (насосные станции, арки, мосты, эстакады, железнодорожный путь).

Передаточные устройства – устройства, предназначенные для передачи электрической, тепловой или механической энергии. На железной дороге к передаточным устройствам относятся линии электропередачи, тепловой сети, паропроводы.

К транспортным средствам относятся такие средства, которые предназначены для перевозки людей, грузов (электровозы, тепловозы, вагоны, контейнеры, цистерны).

Машины и оборудование включают в себя:

· силовые машины и оборудование – машины-генераторы, вырабатывающие тепловую и электрическую энергию, и машины-двигатели, превращающие разную энергию – воды, ветра, тепловую, электрическую – в механическую, т.е. в энергию движения;

· рабочие машины, аппараты и оборудование, которые с помощью механического, термического или химического воздействия на предметы труда изменяют их состав, форму и состояние;

· измерительные и регулирующие приборы и устройства, лабораторное оборудование, предназначенное для измерения толщины, диаметра, площади, веса, времени, давления, а также приборы для испытания материалов, проведения опытов, анализов и исследований;

· вычислительная техника;

· прочие машины и оборудование.

В состав следующей группы основных средств включаются: инструмент – механизированные и немеханизированные орудия труда общего назначения, а также прикрепляемые к машинам предметы, служащие для обработки материалов, электродрели, гайковерты, а также всякого рода приспособления для обработки материалов, производства монтажных работ; хозяйственный инвентарь – канцелярские столы, вешалки, гардеробы, шкафы, диваны, кресла, сейфы, кровати, ковры и т.п.

По степени использования основные средства делятся на находящиеся в эксплуатации (используемые в деятельности Белорусской железной дороги), основные средства в запасе (резерве), основные средства, находящиеся на консервации (по реше­нию Правительства Республики Беларусь или руководства Белорусской железной дороги) и основные средства в стадии модернизации, реконструкции, частичной ликвидации, дооборудования, достройки, в том числе по результатам проведенного тех­нического диагностирования и соответствующего освидетельствования.

По принадлежности основные производственные средства подразделя­ются на собственные и арендованные. Собственные полностью принадлежат железной дороге, а арендованные являются собственностью других пред­приятий и в соответствии с договором аренды используются на железнодо­рожном транспорте.

Формирование рыночных отношений предполагает конкурентную борьбу между различными товаропроизводителями, победить в которой смогут те из них, кто наиболее эффективно использует все виды имеющихся ресурсов.

Условия перехода к рыночной экономике побуждают трудовые коллективы к постоянному поиску резервов повышения эффективности использования всех материально-вещественных факторов производства, в том числе и основных средств. Выявить и практически использовать эти резервы можно с помощью тщательного экономического анализа.

Состояние и использование основных средств – один из важнейших аспектов аналитической работы, т.к. именно они являются материальным воплощением научно-технического прогресса – главного фактора повышения эффективности любого производства.

Более полное и рациональное использование основных средств и производственных мощностей предприятия способствует улучшению всех его технико-экономических показателей: росту производительности труда, повышению фондоотдачи, увеличению выпуска продукции, снижению ее себестоимости, экономии капитальных вложений.

Все основные средства подвергаются оценке. Поэтому для оценки основных средств применяются натуральные и стоимостные показатели. Натуральные показатели используются для составления графиков планово-предупредительных ремонтов, определения состава и технического уровня основных средств и других количественных величин, для чего на предприятии проводятся инвентаризация и паспортизация оборудования, учет его ввода и вывода.

Стоимостные (денежные) показатели используются для установления износа, начисления амортизации, определения стоимости, динамики, расчета налога на недвижимость и др. Различают следующие виды стоимостной оценки основных средств (рисунок 1.2).

Первоначальная стоимость – это сумма фактических затрат на строи­тельство или приобретение объекта основных средств, включающая расходы по доставке и установке, т.е. это стоимость объекта в момент ввода его в эксплуатацию.

Восстановительная (рыночная) стоимость представляет собой стои­мость воспроизводства основных средств в современных условиях (по дей­ствующим ценам). Обычно вновь поступающие основные средства, напри­мер оборудование, имеют стоимость иную, чем такие же объекты, приобре­тенные несколько лет назад, поэтому в учете одинаковые объекты получают разную оценку. Такой разнобой затрудняет правильное образование источ­ников финансирования воспроизводства основных средств (начисление амортизации) и в конечномитоге искажает себестоимость продукции, а так­же результаты анализа их использования.

 

Виды оценки основных средств
первоначальная  
рыночная  
оценочная  
остаточная  
восстановительная  
амортизационная ликвидационная  

 


Рисунок 1.2 – Виды оценки основных средств

В связи с этим периодически проводят переоценку основных средств по восстановительной стоимости, в результате чего достигается единообразие в оценке одинаковых объектов, введенных в действие в разное время. После переоценки основные средства отражают в учете по восстановительной стоимости.

В процессе эксплуатации основные средства изнашиваются, т.е. их пер­воначальная стоимость постоянно уменьшается. Остаточная стоимость представляет собой первоначальную стоимость за вычетом суммы начис­ленной амортизации. Амортизация основных средств отражается в бухгал­терском учете обособленно от их первоначальной стоимости. Участвующие в процессе производства основные фонды постепенно утрачивают полезные свойства, так как подвергаются физическому и моральному износу.

Физический износ основных фондов связан, прежде всего, с их производственным потреблением (эксплуатационный износ).

Однако неиспользуемые основные фонды также подвергаются физическому износу под воздействием различных внешних природных факторов, например под влиянием атмосферных осадков, температуры, влажности и т.п. (естественный износ).

Моральный износ основных фондов происходит под воздействием: 1) научно-технического прогресса, который ведет к удешевлению воспроизводства средств труда по сравнению с действующими в данный момент; 2) моральный износ имеет место в связи cсозданием и внедрением в производство новых, более экономичных видов техники.

Рыночная стоимость представляет собой вид оценки, отражающий сло­жившееся соотношение спроса и предложения на данный вид основных средств. Для определения рыночной стоимости могут быть использованы данные о ценах на аналогичную продукцию, полученные в письменной фор­ме от организаций-изготовителей; сведения об уровне цен, имеющиеся у органов государственной статистики, торговых инспекций и организаций; сведения, опубликованные в средствах массовой информации и специальной литературе; экспертные заключения о стоимости основных фондов.

Оценочная стоимость – стоимость основного средства, сформированная исходя из цены аналогичного основного средства на момент оценки с учетом его технического состояния.

В процессе эксплуатации основные средства, сохраняя первоначальную вещественную форму, как отмечалось выше, постепенно изнашиваются, то есть теряют свои потребительские и физические качества. Механизм (процесс) постепенного переноса стоимости основных средств на готовую продукцию (работы, услуги) либо на собственные источники организации и накопление средств для замены изношенных внеоборотных активов называется амортизацией.

Для целей начисления амортизации амортизационная ликвидационная стоимость представляет собой оценочную величину в текущих ценах, которую организация планирует получить от реализации объекта основных средств за вычетом предполагаемых затрат, связанных с его реализацией, в конце устанавливаемого срока полезного использования указанного объекта

Таким образом, основные средства – важнейший фактор производства, т.к. эффективное и рациональное их использование влияет на конечные результаты хозяйственной деятельности организации. Организации должны стремиться вовлекать в производственный процесс все имеющиеся основные средства. Все основные средства подвергаются оценки и для этого применяются натуральные и стоимостные показатели. Выделяют следующие виды стоимостной оценки основных средств: первоначальная, восстановительная, оценочная, остаточная, рыночная и амортизационная ликвидационная стоимости. Под воздействием производственного процесса и внешней среды, а также в процессе эксплуатации основные средства изнашиваются, перенося свою стоимость на вновь создаваемый продукт, т.е. их пер­воначальная стоимость постоянно уменьшается. Процесс постепенного переноса стоимости основных средств на готовую продукцию называется амортизацией.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-26; просмотров: 453; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.226.248.88 (0.007 с.)