Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Тема: рубежный контроль по разделу: «основы молекулярной биологии»
2. Цель: Определить уровеньусвоения и пониманиястудентами материалалекций ипрактических занятий по структурной организации и функционированию генетического материала на молекулярном уровне. 3. Задачи обучения: Путем устного опроса, тестирования и решения типовых задач определить уровень усвоения и понимания студентами данного раздела. 4. Задания по теме: 4.1. Предмет и задачи молекулярной биологии и генетики. 4.2. Основные этапы развития молекулярной биологии и генетики. 4.3. Объекты и методы молекулярно-генетических исследований. 4.4. Достижения зарубежных и отечественных ученых в области молекулярной биологии и генетики. 4.5. Роль молекулярно-генетических знаний в медицине. 4.6. Нуклеиновые кислоты, виды, строение и функции. 4.7. Строение нуклеотида. Образование полинуклеотидной цепи. 4.8. Нуклеотидный состав ДНК. Видовая специфичность. Правило Чаргаффа. Биологическое значение. 4.9. РНК. Виды РНК, функции. 4.10. Ген –молекулярно – биологическое определение. 4.11. Мутон, рекон, цистрон – определение, понятие. 4.12. Молекулярно – генетическое строение гена прокариот. 4.13. Молекулярно – генетическое строение гена эукариот. 4.14. Кодирующие и регуляторные последовательности, определение, функции. 4.15. Классификация генов. 4.16. Направления и типы переноса наследственной информации в живых организмах 4.17. Принципы репликации ДНК. 4.18. Особенности репликации лидирующей и отстающей цепей ДНК. 4.19. Основные ферменты, уч аствующие в репликации и их функции 4.20. Причины, механизмы возникновения и устранения ошибок репликации 4.21. Строение и функции теломерной ДНК и особенности ее репликации 4.22. Биологическое и медицинское значение ошибок репликации и недорепликации теломерных участков линейных молекул ДНК 4.23. Транскрипция, определение, стадии. 4.24. Матричный принцип синтеза и- РНК. 4.25. Транскрипция прокариотических генов. 4.26. Транскрипция эукариотических генов. 4.27.Постранскрипционная модификация ядерной и-РНК. Созревание (процессинг) ядерной РНК. Сплайсинг, альтернативный сплайсинг, генетическое значение. 4.28. Трансляция, определение, стадии. 4.29. Генетический код, определение, свойства. 4.30. Рибосомы, строение, функции 4.31. Характеристика стадий инициации, элонгации и терминации трансляции
4.32. Особенности биосинтеза белков у про- и эукариот. 4.33. Значение нарушений трансляции в медицине. 4.34. Регуляция активности генов, понятие, сущность,значение в жизнедеятельности организмов (клеток). 4.35. Оперонная модель регуляции активности генов у прокариот. 4.36. Типы регуляции активности генов (негативный, позитивный, репрессибельный). 4.37. Уровни регуляции активности генов, характеристика 4.38. Особенности регуляции активности эукариотических генов. 4.39. Нарушения регуляции активности генов и их связь с патологическими процессами. 4.40. Изучение последовательности ДНК с использованием биоинформационных программ. 4.41. Значение результатов биоинформатических исследований в медицине. 4.42.Локализация генетического материала в клетке (ядерная, цитоплазматическая). 4.43. Уровни структурно- функциональной организации ядерного генетического материала клетки и механизмы их формирования. 4.44. Нуклеогистонная организация генетического материала у эукариот. 4.45. Структурные компоненты и химический состав хромосом. 4.46. Хроматин: эу- и гетерохроматин, характеристика. 4.47. Значение изменений клеточных стуктур в медицине. 4.48.Типы хромосом и их характеристика. 4.49. Классификация хромосом. Денверская и Парижская номенклатура. 4.50. Кариотип определение. Методика изучения кариотипа человека. 4.51. Медико-генетическое значение кариотипа для диагностики хромосомных болезней 5. Методы обучения: комбинированный метод обучения (беседа, решение ситуационных задач) 6. Литература: 6.14. Айала Ф., Кайгер Дж. Современная генетика. М., 1988. 6.15. Албертс Б. и др. Молекулярная биология клетки М., 1986, 1994. 6.16. Гинтер Е.К. Медицинская генетика. М., 2003. 6.17. Генетика. Под ред. Иванова В.И. М., 2006. 6.18. Жимулев И.Ф. Общая и молекулярная генетика. Новосибирск, 2006. 6.19. Заяц Р.Г. и др. Общая и медицинская генетика. Ростов-на-Дону, 2002. 6.20. Инге-Вечтомов С.Г. Генетика с основами селекции. М., 1989. 6.21. Коничев А.С., Севастьянова Г.А. Молекулярная биология. М., 2005. 6.22. Льюин Б. Гены. М., 1987. 6.23. Мушкамбаров Н.Н., Кузнецов С.Л. Молекулярная биология. М., 2003. 6.24. МуминовТ.А.,Е.У.Куандыков Основы молекулярной биологии (курс лекций). А., 2007.
6.25. Фаллер Д..М., Шилдс Д. Молекулярная биология клетки. М., 2006. 6.26. Ярыгин В.Н. и др. Биология. Кн. 1, М., 2001. 7. Контроль: Оценка компетенций – знание. 7.1.1. Устный опрос по вопросам темы. 7.1.2. Тестовый контроль –12 варианта по 10 вопросов. Оценка компетенций – практические навыки. Перечень вопросов по оценке практических навыков 1. Изобразить и объяснить строение и функции гена на молекулярном уровне 2. Изобразить и объяснить направления и типы переноса наследственной информации в живых системах 3. Изобразить и объяснить строение и функции гена прокариот 13. Изобразить и объяснить строение и функции гена эукариот 14. Изобразить и объяснить принципы репликации ДНК 15. Изобразить и объяснить репликацию лидирующей и отстающей цепей ДНК 16. Изобразить и объяснить причины недорепликации и механизмы удлинения концов линейных молекул ДНК 17. Изобразить и объяснить процесс транскрипции, охарактеризовать стадии и ферменты, участвующие в транскрипции 18. Изобразить и объяснить механизмы процессинга и-РНК 19. Изобразить и объяснить механизмы альтернатиного сплайсинга 20. Изобразить и объяснить процесс трансляции гена 21. Перечислить, изобразить и объяснить свойства генетического кода 13. Изобразить и объяснить оперонную модель регуляции активности генов у прокариот 14.Изобразить и объяснить механизмы формирования различных уровней организации генетического материала клетки 15.Изобразить и объяснить механизмы формирования нуклеосомной организации генетического материала Задачи: Подготовиться к решению задач на принципы репликации, транскрипции, трансляции и свойства генетического кода. Оценка компетенций – коммуникативные навыки. 7.3.1. Умение правильно изложить материал в беседе, умение работать в команде.
. Разработчик: Таракова К.А. Занятие № 23 Тема: Митоз 2. Цель: Сформировать у студентов знание о сущности пролиферации клеток, как одного из фундаментальных процессов онтогенеза, ее общебиологического и медицинского значения.
3. Задачи обучения: - раскрыть сущность митоза как основы репродукции эукариотических клеток; - разъяснить роль и значение кариокинеза и цитокинеза; - разъяснить последовательность и стадии митоза; - разъяснить роль и значение генетической стабильности популяции клеток; - разъяснить деление соматических клеток (митоз); - разъяснить роль нарушений процесса деления в возникновении патологических клеток. 4. Форма проведения: решение типовых задач, зарисовка схем.
5. Задания по теме: 5.1. Пролиферация клеток – цитологические основы процессов размножения (размножения, возникновения многоклеточности, процессы дифференцировки, регенерации и старения). 5.2. Этапы и регуляция пролиферации клеток. 5.3. Стадии митоза и их характеристика (кариокинез, цитокинез). 5.4. Динамика структуры и функции хромосом в митозе. 5.5. Общебиологическое, генетическое и медицинское значение митоза.
6. Раздаточный материал: нет. 7. Литература: Основная: 7.1. Генетика. Под.ред. Иванова В.И. М., 2006 с.23-24. 7.2.Гинтер Е.К. Медицинская генетика. М., 2003.с. 168-175. 7.3. Медицинская биология и генетика. Учебное пособие под ред. проф. Куандыкова Е.У. Алматы, 2004, с.53-77.
7.4. Куандыков Е.У. Основы общей и медицинской генетики (курс лекций). Алматы, 2009, с. 72-81. 7.5.Муминов Т.А., Куандыков Е.У. Основы молекулярной биологии (курс лекций). Алматы, 2007, с. 115-116. 7.6.Мушкамбаров Н.Н., Кузнецов С.Л. Молекулярная биология. М., 2003, с. 405-412.
Дополнительная: 7.1. Айала Ф., ДЖ. Кайгер Современная генетика. М., 1987, т.1, с.22-33. 7.2. Биология. Под ред. Ярыгина В.Н. М., 2001, т. 1, с.192-206 7.3. Жимулев И.Ф. Общая и молекулярная генетика. Новосибирск 2007, с.118. 7.4. Медицинская генетика: учеб.пособие/ Роберт Л. Ньюссбаум, Родерик Р. Мак- Иннес,Хантингтон Ф. Виллард: пер.с англ. А.Ш. Латыпова; под.ред. Н.П.Бочкова. – М.: ГЭОТАР-Медиа, 2010, с.26-27. 7.5.Фаллер Д. М., Шилдс Д. Молекулярная биология клетки. М., 2006, с. 126-129,139-144. 7.6. Щипков В.П., Кривошеина Г.И. Общая и медицинская генетика. М., 2003, 85-97. 7.7. Қуандықов Е.Ө., Нұралиева Ұ.Ә. Негізгі молекулалық –генетикалық терминдердің орысша- қазақша сөздігі А., 2012. 8.1. Контроль: 8.1.1.Решение типовых задач: - Клетка до деления имела 18 хромосом. Сколько хромосом будет в дочерних клетках после митотического деления? - После митотического деления дочерние клетки имеют по 16 хромосом, определите содержание генетического материала в материнской клетке. - Как достигается равномерное распределение хромосом между дочерними клетками? - Почему при световой микроскопии хромосомы не видны в интерфазе, но обнаруживаются во время митоза.
8.1.2. Зарисовка схем: - Изобразить нарушений процесса деления клеток в возникновении патологических.
- Распределить гомологичные пары хромосом и содержащиеся в них неаллельные гены во время митоза.
Ключевые слова темы на трёх языках:
Разработчик: Таракова К.А. Занятие № 24 Тема: Мейоз 2. Цель: Сформировать знания об особенностях образования половых клеток с гаплоидным набором хромосом и общебиологическом и медицинском значении мейоза. 3. Задачи обучения: - разъяснить роль и значение гаметогенеза как основы сохранения генетической стабильности клетки в ряду поколений; - раскрыть сущность мейоз как основы поддержания жизни организмов в ряду поколений; - разъяснить последовательность и стадии гаметогенеза; - разъяснить последовательность и стадии мейоза; - разъяснить уникальности гамет и механизмах перекомбинации генетического материала; - разъяснить роль нарушений процесса деления клеток в возникновении патологических клеток. 4. Форма проведения: решение типовых задач, заплонение таблиц, зарисовка схем. 5. Задания по теме:
5.1. Гаметогенез, характеристика. 5.2. Оогенез, сперматогенез. 5.3. Мейоз - основа полового размножения и комбинативной изменчивости организмов. 5.4. Динамика структуры и функции хромосом в мейозе. 5.5. Общебиологическое, генетическое и медицинское значение мейоза. 6. Раздаточный материал: нет. 7. Литература: Основная: 7.1. Генетика. Под.ред. Иванова В.И. М., 2006 с.25-28. 7.2.Гинтер Е.К. Медицинская генетика. М., 2003.с. 168-175. 7.3. Медицинская биология и генетика. Учебное пособие под ред. проф. Куандыкова Е.У. Алматы, 2004, с.53-77. 7.4. Куандыков Е.У. Основы общей и медицинской генетики (курс лекций). Алматы, 2009, с. 72-81. 7.5.Муминов Т.А., Куандыков Е.У. Основы молекулярной биологии (курс лекций). Алматы, 2007, с. 115-116. 7.6.Мушкамбаров Н.Н., Кузнецов С.Л. Молекулярная биология. М., 2003, с. 405-412. Дополнительная: 7.1. Айала Ф., ДЖ. Кайгер Современная генетика. М., 1987, т.1, с.22-33. 7.2. Аманжолова Л.Е. Жалпы және медициналық генетиканың биологиялық негіздері. А., 2006, б. 78-95. 7.3.Биология. Под ред. Ярыгина В.Н. М., 2001, т. 1, с.192-206 7.4. Жимулев И.Ф. Общая и молекулярная генетика. Новосибирск 2007, с.118. 7.5. Медицинская генетика: учеб.пособие/ Роберт Л. Ньюссбаум, Родерик Р. Мак- Иннес,Хантингтон Ф. Виллард: пер.с англ. А.Ш. Латыпова; под.ред. Н.П.Бочкова. – М.: ГЭОТАР-Медиа, 2010, с.26-28. 7.6.Фаллер Д. М., Шилдс Д. Молекулярная биология клетки. М., 2006, с. 126-129,139-144. 7.7. Щипков В.П., Кривошеина Г.И. Общая и медицинская генетика. М., 2003, 85-97. 7.8. Қуандықов Е.Ө., Нұралиева Ұ.Ә. Негізгі молекулалық –генетикалық терминдердің орысша- қазақша сөздігі А., 2012. 8.1. Контроль: 8.1.1. Зарисовка схем: - Изобразить и объяснить изменение содержания генетического материала клетки в мейозе; - Распределить гомологичные пары хромосом и содержащиеся в них неаллельные гены во время митоза и мейоза
А а В в
8.1.2. Изобразить и объяснить стадии спермато- оогенеза и дать характеристику периодов и содержания генетического материала в этих клетках.
8.1.3. Заполнение таблиц по половым различиям:
8.1.4.Решение типовых задач: - Если у женского организма с генотипом Мм ген – М при мейозе попал в яйцеклетку, куда попадет ген м? - Если у мужского организма с генотипом Аа ген – А при мейозе попал в сперматозойды, куда попадет ген а? Ключевые слова темы на трёх языках:
Разработчик: Таракова К.А. Занятие № 25 Тема: Геномные мутации 2. Цель: сформировать у студентов знания о причинах возникновения и механизмах возникновения геномных мутаций, их роли в развитии хромосомных болезней человека.
3. Задачи обучения: - изучить причины возникновения геномных мутаций, - изучить механизмы возникновения геномных мутаций, - изучить классификацию геномных мутаций, - изучить роль геномных мутаций в развитии наследственной патологии человека.
4. Форма проведения:: работа с группой, беседа 5. Задания по теме: 5.1. Геномные мутации, причины и механизмы их возникновения 5.2. Классификация геномных мутаций. 5.3. Геномные мутации, их роль развитии хромосомных болезней.
6. Раздаточный материал: тестовые вопросы
7. Литература: Основная: 6.6. Жимулев И.Б. Общая и молекулярная генетика. Новосибирск, 2006, с. 51-77, с. 224-233. 6.7. Генетика. Под ред. Иванова В.И. М., 2006,. с. 164-173, 219-267. 6.8. Медицинская биология и генетика под ред. проф. Куандыкова Е.У. Алматы, 2004, с.116- 129. 6.9. Муминов Т.А., Куандыков Е.У. Основы молекулярной биологии (курс лекций). Алматы, 2007, с. 143-169. 6.10. Мушкамбаров Н.Н., Кузнецов С.Л. Молекулярная биология. М., 2003, с. 78-82. Дополнительная: 7.6.Медицинская генетика: учеб. пособие/ Роберт Л.Ньюссбаум, Родерик Р, Мак-Иннес, Хантингтон Ф. Виллард: пер. с англ. А. Ш. Латыпова; под ред. Н. П. Бочкова.- М.: ГЭОТАР-Медиа, 2010. 7.7. Қуандықов Е.Ө., Нұралиева Ұ.Ә. Негізгі молекулалық - генетикалық терминдердің орысша-қазақша сөздігі. Алматы,2012. 7.8. www.hmc-ims.ru
8.1. Контроль: 8.1.1. Тестовый контроль – 2 варианта по 10 вопросов. 8.1.2. Определите типы мутации:
8.1.3. В анафазе митоза у человека не разошлась: а) одна пара хромосом; б) две пары хромосом. Определите количество хромосом в дочерних клетках. 8.2. Контрольные вопросы: 8.2.1. Изобразить типы геномных мутаций и объяснить механизмы их возникновения 8.2.2. Какие факторы окружающей среды вызывают геномные мутации? Как они называются? 8.2.3. Какая геномная мутация приводит к увеличению размеров организмов, интенсификации процессов их жизнедеятельности и повышению продуктивности? 8.2.4. Какие болезни вызывают геномные мутации? Ключевые слова темы на трёх языках:
Разработчик: Кыдырбаева А.К. Занятие № 26
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-08-25; просмотров: 200; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.17.150.163 (0.132 с.) |