Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Инновации: сущность, виды. Понятие и элементы инновационной инфраструктуры.

Поиск

Инновация — внедренное новшество, обеспеч. качественный рост эф-ти процессов или продукции, востребованное рынком. Является конечным результатом интеллект.деят-ти человека, его фантазии, творческого процесса, открытий, изобретений и рационализации. Примером инновации является выведение на рынок продукции (товаров и услуг) с новыми потребит.свойствами или качественным повышением эф-ти производственных систем.

Инновация — это не всякое новшество или нововведение, а только такое, которое серьезно повышает эффективность действующей системы.

Инновация — это результат инвестирования интеллект.решения в разработку и получение нового знания, ранее не применявшейся идеи по обновлению сфер жизни людей (технологии; изделия; обслуживание, наука, информатизация и т. д.) и последующий процесс внедрения (производства) этого, с фиксированным получением дополнительной ценности (прибыль, опережение, лидерство, приоритет, коренное улучшение, качественное превосходство, креативность, прогресс).

Таким образом, необходим процесс: инвестиции — разработка — процесс внедрения — получение качественного улучшения.

Понятие инновация относится как к радикальным, так и постепенным изменениям в продуктах, процессах и стратегии организации (инновационная деятельность). Исходя из того, что целью нововведений является повышение эф-ти, экономичности, качества жизни, удовлетвор-ти клиентов орг-и, понятие инновационности можно отождествлять с понятием предприимчивости — бдительности к новым возможностям улучшения работы орг-и (коммерческой, гос., благотворительной, морально-этической).

Инновация — это такой процесс или результат процесса, в котором:

§ используется частично или полностью охраноспособные результаты интеллектуальной деятельности; и/или

§ обеспечивается выпуск патентоспособной продукции; и/или

§ обеспечивается выпуск товаров и/или услуг, по своему качеству соответствующих мировому уровню или превышающих его;

§ достигается высокая экономическая эффективность в производстве или потреблении продукта.

В зависимости от технологических параметров инновации подразделяются на продуктовые и процессные.

Продуктовые инновации включают:- применение новых материалов;- новых полуфабрикатов и комплектующих;- получение принципиально новых продуктов.

Процессные инновации означают новые методы организации производства (новые технологии). Процессные инновации могут быть связаны с созданием новых организационных структур в составе предприятия (фирмы).

По типу новизны для рынка инновации делятся на:- новые для отрасли в мире;- новые для отрасли в стране;- новые для данного предприятия (группы предприятий).

Если рассматривать предприятие (фирму) как систему, можно выделить:

1. Инновации на входе в предприятие (изменения в выборе и использовании сырья, материалов, машин и оборудования, информации и др.);

2. Инновации на выходе с предпр-я (изделия, услуги, технологии, информация и др.);

3. Инновации системной структуры предприятия: - управленческой;- производственной;- технологической.

В зависимости от глубины вносимых изменений выделяют инновации: - радикальные (базовые);- улучшающие;- модификационные (частные).

Перечисленные виды инноваций отличаются друг от друга по степени охвата стадий жизненного цикла.

Сучетом сфер деятельности предприятия инновации:- технологические;

- производственные;- экономические;- торговые;- социальные;- в области управления.

Инновационную инфраструктуру можно разложить на 4 составляющие:

1. Правовая инфраструктура:

- комплекс законов об охране объектов интеллектуальной деятельности и защите прав;

- правовые акты, стимулирующие НИОКР в интересах промышленности и регулирующие процессы передачи результатов исследований в сферы их использования;

- комплекс законодательных актов, определяющих условия создания и деятельности институтов поддержки предпринимательского бизнеса;

- правовое обеспечение деятельности малого и среднего бизнеса.

2. Информационная инфраструктура: - справочная, патентная, конъюнктурная, аналитическая, техническая и рекламная информация.

Основные информационные потребности - при решение вопросов, связанных с патентованием новшеств и проведением маркетинговых исследований.

3. Специализированные инновационные центры: - бизнес-инкубаторы, технопарки, инновационные центры, центры поддержки предпринимательства и др.

4. Финансовые институты: - банки, инвестиционные институты, индивидуальные инвесторы, венчурные фонды, бюджет и др.

 

 

22.Научно-технологический потенциал организации (пред­приятия) и его составляющие, показатели оценки НТП, инновационная политика предприятия.

Научно-технический потенциал - это обобщенная характеристика уровня развития науки, инженерного дела, техники в организации, возможностей и ресурсов, которыми располагает общество для решения научно-технических проблем.

Научно-технический потенциал включает:· материально-техническую базу;· научные кадры;· информационную составляющую;· организационно-управленческую структуру.

Материально-техническая база - это совокупность средств научно-исследовательского труда, включая научные организации, научное оборудование и установки, экспериментальные заводы, цехи и лаборатории, вычислительные центры и т.д. На уровне отрасли, фирмы или компании речь идет, как правило, о материально-технической базе прикладных научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ (НИОКР). Их цель - быстрое и эффективное воплощение научных идей в конкретные технические и технологические новшества.

Информационная составляющая в научно-техническом потенциале играет особую роль. В качестве специфического предмета труда здесь выступает информация об итогах предшествующих исследований, разработок и освоение нововведений. Ее носителями являются тематические карты о начатых и отчеты о законченных исследованиях и разработках, публикации и диссертации, содержащие новые теории, гипотезы, рекомендации, описания, формулы, схемы, чертежи и т.д.

Организационно-управленческая структура научной сферы - это структура научно-исследовательских организаций и ее гибкость, т.е. возможность быстрого формирования научно-исследовательских групп для решения срочных задач; система управления научными исследованиями в масштабах компании или страны.

Эффекты НТП различаются по содержанию, уровню и этапам процесса. По содержанию выделяются информационный (научно-технический), экономический, ресурсно-экологический и социальный эффекты НТП.

Информационный эффект НТП – непосредственный результат исследований, разработок и освоения нововведений, связанных с накоплением новых знаний, передового технического и организационного опыта и трудовых навыков. Он развивает научный, научно-технический и интеллектуальный потенциал общества, отдельных трудовых коллективов и регионов.

Экономический эффект НТП – результат использования и распространения нововведений, выражающихся в приросте конечного общественного продукта и национального дохода. Э кономический эффект НТП определяется как превышение стоимости оценки результатов над затратами за весь научно-производственный цикл. Совокупные затраты на НТП – единовременные и текущие расходы на создание и освоение соответствующих нововведений.

Ресурсный эффект НТП связан с его способностью возмещать дефицитные ресурсы народного хозяйства, высвобождать их для расширенного производства, а также вовлекать в оборот ранее неиспользованные ресурсы. Его показателями являются высвобождение рабочей силы, экономия и замена дефицитных материалов и сырья, а также вовлечение в народнохозяйственный оборот новых ресурсов, комплексность использования сырья. Тесно связан с ресурсами экологический эффект НТП – изменение состояния окружающей среды.

Социальный эффект НТП заключается в создании более благоприятных условий для применения творческих сил работников, для всестороннего развития личности. Это проявляется в улучшении условий и охране труда, сокращении тяжелого физического труда, увеличении свободного времени, повышении материального и культурного уровня жизни трудящихся.

Если научно-технический потенциал характеризует способность организации к производству новых знаний и технических решений (изобретений, промышленных образцов, ноу-хау), то инновационный потенциал – степень готовности предприятия к реализации новшества (инновационного проекта) как «своего» (созданного своими силами в подразделениях НИОКР), так и «чужого» (приобретенного в виде патентов, лицензий на изобретения и ноу-хау и т. д.).

Выбор способа и направления инновационной деятельности предприятия зависит от ресурсного и научно-технического потенциала предприятия, требований рынка, стадий жизненного цикла техники и технологии, особенностей отраслевой принадлежности.

При проектировании, разработке и внедрении инноваций следует определить необходимые затраты для их реализации, возможные источники финансирования, оценить экономическую эффективность от внедрения инноваций, сравнить эффективность различных инноваций путем сравнения доходов и затрат.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-16; просмотров: 616; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.136.22.184 (0.011 с.)