Экономическая система общества: понятие, элементы. Основные типы экономических систем: традиционная экономика, административно-командная, рыночная, смешанная. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Экономическая система общества: понятие, элементы. Основные типы экономических систем: традиционная экономика, административно-командная, рыночная, смешанная.



ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ТЕОРИЯ

Экономическая система общества: понятие, элементы. Основные типы экономических систем: традиционная экономика, административно-командная, рыночная, смешанная.

Экономическая система - совокупность механизмов и институтов для приня­тия и реализации решений, касающихся производства, распределения доходов и по­требления врамках определенной географической территории.

В экономических системах есть элементы, которые отличают их друг от друга: социально-экономические отношения;организационно-правовые формы хозяйственной деятельности;хозяйственный механизм;система стимулов и мотиваций участников;экономические связи между предприятиями и организациями.

Основные типы экономических систем:

1. Традиционная экономическая система- базируется на отсталой технологии, широком распространении ручного труда. Это экономическая система, основанная на традициях, обычаях, как правило это экономика натурального хозяйства, обслуживающая себя за счет собственных ресурсов и имеющая замкнутый характер.

Преимущества традиционной экономики: стабильность; предсказуемость;

добротность и большое количество благ.

Недостатки традиционной экономики: беззащитность перед внешними воздействиями; неспособность к самосовершенствованию, к прогрессу.

2. Административно-командная система –эта система, основанная на господстве общественной собственности, в которой товарно-денежные отношения имеют формальный характер, а движение ресурсов производства и само производство определяется административным центром на основе системы планов и команд.

Государство полностью контролирует производство и распределение продукции, в результате чего исключаются свободные рыночные взаимосвязи между отдельными хозяйствами. Гигантские монополии, утвердившиеся во всех областях народного хозяйства и поддерживаемые министерствами и ведомствами, при отсутствии конкуренции не заботятся о внедрении новинок техники и технологии.

3. Рыночная экономика — экономика, основанная на принципах свободного предпринимательства, договорных отношений между хозяйствующими субъектами. Обладает следующими свойствами: 1) в любой экономике присутствует многообразие форм собственности, как минимум две: государственная и частная; 2) рыночное ценообразование не предполагает какого-либо вмешательства государства; 3) любое вмешательство государства в экономику является ограниченным.

4. Смешанная экономика представляет такую экономическую систему, где и государство, и частный сектор играют важную роль в производстве, распределении, обмене и потреблении всех ресурсов и материальных благ в стране. Можно выделить пять основных задач, решаемых смешанной экономикой:обеспечение занятости;

полное использование производственных мощностей;стабилизация цен;параллельный рост заработной платы и производительности труда;

равновесие платежного баланса.

Отличительные черты:приоритетность рыночной организации экономики;

многосекторность экономики;социальная защита населения.

 

Производство и его цели. Факторы производства: земля, труд, капитал и предпринимательская способность. Принцип ограниченности экономических ресурсов.

Производство это процесс по преобразованию, трансформации экономических ресурсов, человеческого труда, капитала, земли и предпринимательского фактора с целью получения определенного экономического продукта.

Производство подразделяется на производство, создающее материальные блага и создающее услуги. В материальном производстве создаются вещные блага (пища, одежда и т.д.) Услуги могут быть материальными (ремонт квартир, пошив одежды) и нематериальными (социальные, духовные).

Факторыэто параметры, определяющие характер и результативность экономической деятельности.предопределяющие количество и качество производимого продукта. Согласно современной экономической теории выделяются четыре основные группы факторов, обеспечивающих производ­ство материальных благ и услуг: земля, труд, капитал, пред­принимательская деятельность.

Труд представляет собой целесообразную деятельность человека по созданию экономических благ, проявление совокупности умственных и физических способностей человека в целом.

Капитал включает в себя совокупность созданных прошлым трудом человека благ: здания, сооружения, станки, машины, инструменты и др. Акции, облигации, деньги, банковские депозиты не относятся к данному фактору производства.

Земля относится к природным ресурсам. Как фактор производства охватывает все сельскохозяйственные угодья и городские земли, которые отведены под жилищную или промышленную застройку, а также совокупность природных условий, необходимых для производства товаров и услуг.

Предпринимательский талант предполагает особые способности человека, заключающиеся в его умении:организовывать производство и выпуск товаров и услуг путем соединения всех необходимых факторов производства;принимать основные решения по управлению производством и ведению бизнеса;рисковать денежными средствами, временем, трудом, деловой репутацией, поскольку деятельность на рынке связана с большой неопределенностью, а результат не гарантирован;быть новатором, то есть внедрять новые технологии, новые продукты, методы организации производства.

Проблема ограниченности экономических ресурсов

Дело в том, что все виды экономических ресурсов, находящихся в распоряжении человечества в целом, отдельных стран, предприятий, семей, ограничены и в количественном и в качественном отношении. Их заведомо недостаточно для удовлетворения всей гаммы человеческих потребностей. В этом и заключается принцип ограниченности, редкости ресурсов.Пахотные земли и земельные массивы для размещения экономических объектов, водные ресурсы, воздушный бассейн, полезные ископаемые, животный и растительный мир — все это имеет конечные пределы использования, во многом относится к невозобновляемым природным ресурсам.

Труд людей ограничен их количеством, возможностью и способностью трудиться, трудовой отдачей, количеством рабочего времени.

 

Товарные излишки и дефицит

Планирование закупок на основе неточных данных может привести к неправильному определению необходимых запасов товаров. Управление излишками товаров повышенного потребительского спроса не представляет особой сложности и решается путём сокращения объёмов закупок и доведения, таким образом, товарных запасов до нормального уровня. Излишки товаров, не пользующихся потребительским спросом, увеличивают издержки предприятия на их хранение и требуют разработки специальных мероприятий по их реализации.

Неритмичность в поставках товаров ведёт к дефициту товарных запасов на складе и создаёт значительные трудности по удовлетворению потребностей покупателей. При дефиците товаров оптовое предприятие либо отказывается от обслуживания потребителей, либо изыскивает способы удовлетворения их потребностей, делая специальные закупки, требующие дополнительных вложений капитала.

Неритмичные поставки товаров требуют создания резервных запасов, достаточных для удовлетворения потребностей товарополучателей в период между поставками.

 

Этапы становления мировой экономики. Современные формы международных экономических отношений.

Этапы:

Возникновение мирового рынка

2. Возникновение мирового хозяйства.

ЭКОНОМИКА ОРГАНИЗАЦИИ (ПРЕДПРИЯТИЯ).

ПЛАНИРОВАНИЕ НА ПРЕДПРИЯТИИ

 

1. Понятие, признаки, условия формирования отраслей промышленности и их классификация.

Промышл. комплекс — основа производств. потенциала РБ.

Осн. назначение промышл-ти – производство товаров. По хар-ру произв-ва и предметам труда промышл-ть делится на добывающую и обрабатывающую. К добывающей промыш-ти относ. пред-я по добыче горно-хим.сырья, руд чёрных и цвет.металлов и нерудного сырья, неметаллических руд, нефти, газа, угля, торфа, сланцев, соли, нерудных строит. материалов, а также гидроэлектростанции, водопроводы, пред-я лесоэксплуатации, по лову рыбы и добыче морепродуктов.

К обрабатывающей промыш-ти относ. пред-я машиностроения, пред-я по производству чёрных и цвет.металлов, проката, хим. и нефтехим. продуктов, машин и оборудования, продуктов деревообработки и целлюлозно-бумажной промыш-ти, цемента и др. строител.материалов, продуктов лёгкой и пищевой промышленности, местная промышленность.

В РБ выделяют след. отрасли: 1) электроэнергетику, 2) топливную промышл-ть, 3) черную металлургию, 4) машиностроение и металлообработку, 5) химич. и нефтехим. промышл-ть, 6) лесную, деревообрабат. и целлюлозно-бумажную промыш-ть, 7) промыш-ть строит. материалов и конструкций, 8) легкую промышл-ть, 9) пищевую пром-ть, 10) другие отрасли промышл-ти.

Сельское хоз-во РБ спец-ся на прод-и животноводства (молоко, мясо), а также на выращ. льна и картофеля, зерновых и овощ. культур, сахар. свеклы, рапса и корм. культур. Агропромышл. комплекс ориентир. на создание многоукладного сельс.хозяйства, сочетающего различные формы собственности и хозяйствования, как колхозы, совхозы, так и фермерские хозяйства.

Внешнеэкономические связи. Основ. торговыми партнерами РБ явл-ся Россия, Украина, Польша, Германия, Литва и др.

Отрасль промышл-ти – совок-ть самостоят-х предприятий, цехов и производств, характ-ся единством на­значения вырабат. продукции, общностью техно­логич. процесса, однородностью перерабат. сырья.

Признаками однородности явл-ся общность назна­чения продукции, технологич. процесса, однород­ность перерабат. сырья. Учет этих признаков позволяет правильно опред-ть границы отрасли с точки зрения их специализ-и, особ-тей пр-ва, ор­ганиз-и труда, наличия устойчивых хоз. свя­зей.

При формир-и отрасли машиностроения учит.признак общ­ности назначения продукции. Все предпр-я, включ. в эту отрасль, произв. продукцию, использ. преимущественно в качестве орудий труда и относящуюся к средствам произв-ва. По такому же признаку формируется пищевая промышл-ть. Объединяемые в этой отрасли пред-я, цеха и производства производят разнообразные виды продукции, явл-ся продуктами питания и относящиеся к предметам потребления. В основу объединения предприятий в текстильную отрасль положен признак общности технологич. процесса, деревообрабат. промышленность - однородность перерабат. сырья.

 

2. Понятие организации (предприятия): цель и задачи создания и функцио­нирования. Классификация организаций.

Организация —целевое объед-е ресурсов. Орг-и, созданные людьми, хар-ся наличием человека как активного ресурса. Для орг-й, созданных человеком, характерно наличие функций упр-я и планир-я. Пред-е — орг-я для предпринимат. деят-ти. Орг-я — это группа людей, работающих совместно, во главе с руководителем и выполняющих определенные планы.

Глав. целью орг-и явл-ся хоз. деят-ть, напр. на получение прибыли для удовлетворения соц. и экон-х интересов членов труд. коллектива и интересов собственника имущества. Удовлетворение обществ. потребностей в её продукции, работах, услугах регулируется гос-м экон. методами.

Задачи созд. и функц-я организации:

- мах возможное удовлетворение спроса покупателей;

- достиж.увеличения доли рынка сбыта;

- созд. условий для самоокупаемости и самофинансирования;

- насыщение рынка высококачественными товарами и услугами;

- содействие повышения культур. уровню и моральн. оздоровлению общества;

- создание условий для реализации творческого потенциала своих сотрудников Предприятие — самостоят., организационно-обособл. хоз. субъект с правами юр. лица, кот. производит и реализует продукцию, выполняет работы, оказывает услуги.

Предпр-е как юр. лицо имеет право заниматься любой хоз. деят-ю, не запрещенной законод-вом и отвечающей целям создания предпр-я, предусмотр.в уставе предпр-я. Предпр-е имеет самостоят. баланс, расч.и иные счета в банках, печать с наименованием.

Предприятие — обособленная специализиров. единица, основанием которой является профессионально организов-й трудовой коллектив, способный с помощью имеющихся в его распоряж-и средств произ-ва изготовить нужную потребителю продукцию (выполнить работы, оказать услуги) соответств-го значения, профиля и ассортимента.

Цели пред-я м.б.: краткосроч. (1 год), среднесроч. (1-3 года), долгосроч. (3-10 лет).

Организ.-правовые формы организаций

Классифик. признак Виды организаций
Форма собственности 1. Государственные, 2. Частные
Организационно-правовой статус 1. Коммерческие организации 1.1. Товарищества: полные, коммандитные 1.2. Общества: ОАО, ЗАО, общества с огран. ответ-ю, общества с допол. ответ-ю, дочерние и зависимые общества 1.3. Производственные кооперативы 1.4. Единоличные (унитарные) 2. Некоммерческие организации: потребит. кооперативы, общественные и религиозные орг-и (объединения), фонды, учреждения, объединения юрид. лиц (ассоциации и союзы)
Цель деятельности 1. Коммерческие, 2. Некоммерческие
Отраслевая принадлежность 1. Промышленные, 2. Сельскохозяйственные, 3. Транспортные 4. Пред-я связи, 5. Пред-я торговли, 6. Пре-я здравоохранения
Вид деятельности 1. Орг-и материального произв-ва: добывающие; перерабат.; пред-я грузового транспорта; складские; торговые 2. Орг-и сферы услуг: банки; страховые компании; орг-и пассажирского транспорта; консалтинговые фирмы; орг-и здравоохранения, образования, орган-и досуга и др.
Продолжительность производств. цикла 1. С постоянным технологическим циклом 2. С прерывным технологическим циклом
Потребляемое сырье 1. Сельскохозяйственное, 2. Природное, 3. Повторное
Кол-во видов произв. продукции (состав типов прод-и) 1. Многопрофильные (универсальные) 2. Специализированные, 3. Комбинированные (смешанные) 4. Узкоспециализированные (произв. огранич. число товаров)
размер 1. Крупные, 2. Средние, 3. Малые
Характер возд-я на предмет труда 1. Добывающие, 2. Перерабатывающие (обрабатывающие) - перерабатывающие сырье промышленного происхождения - перерабат. сырья сельскохозяйственного происхождения
Экон.назначение продукции 1. Производственные (производящие средства производства) 2. Непроизводственные (производящие ТНП)
Участие иностранного капитала 1. Совместные 2. Иностранные 3. Зарубежные
Возм-ть круглогод. работы 1. Сезонные 2. Несезонные (круглогодичного действия)
Характер продукции 1. Товар (материальное изделие) 2. Работа (ремонт помещений, предметов домашнего обихода) 3. Услуги (мед. обслуживание, орг-я спортивных мероприятий)
вид затрат 1. Трудоемкие, 2. Материалоемкие, 3. Энергоемкие, 4. Капиталоемкие,5. Наукоемкие и т.д.

 

ОРГАНИЗАЦИЯ ПРОИЗВОДСТВА

 

 

МЕНЕДЖМЕНТ

 

1. Понятие «менеджмент», его содержание и роль в системе общественных отношений. Менеджмент как наука, практика и искусство управления.

Основная цель менеджмента — достижение высокой эф-ти производства, лучшего использования ресурсного потенциала предприятия, фирмы, компании.

М – это воздействие субъекта упр-я на объект.Общее опред-е М – это достижение цели орг-и благодаря трём составляющим:

1) выполнение ф-й упр-я

2) лидерские качества менеджера

3) контроль на орг.ресурсами.

Основные подходы: 1) процессный, 2) системный – представляет собой сис-му упр-х принципов, законов, к-е хар-ны для орг-и в целом.Орг-я представляет собой сис-му, состоящую из взаимосвяз-х эл-в.3) ситуационный – внешняя среда изменчива и М подстраивается под эту среду, 4) комплексный 5) интеграционный 6) маркетинговый 7) функциональный 8) воспроизводственный 9) нормативный 10) количественный 11) административный.

Методы – это сис-ма способов управленческого воздействия суб-та на об-т упр-я для достижения результата. 3 группы: 1) эк.методы – основаны на соц-эк законах развития общества и рынка. 2) распорядительные – основаны на правах, обязанностях и ответственности м/у рук-м и подчин-м, 3) соц-психологические.

Предметом М яв-ся управленческая деят-ть и управленч-е отношения.

Объектом М яв-ся: 1) формы орг-и и формы собств-ти на предприятии 2) структура орг-и 3) внешн и внутр среда орг-и 4) инфрастуктура М 5) деловые коммуникации 6) функции М.

Функции М: 1) планирование 2) организация 3) мотивация 4) контроль

 

2. Менеджер как субъект управления: значение и роли ими выполняемые. Классификация менеджеров и требования предъявляемые к ним.

Менеджер - руководитель, наделенный полномочиями и ответственностью,соответствующими его должности.

Качества: профессиональные: 1) компетентность в соответствующей профессии 2) широта взглядов 3)стремление к приобретению новых знаний 4) поиск новых форм и методов работы, помощь окружающим, их обучение 5)умение планировать свою работу.

Личные качества: 1) высокие моральные стандарты; 2)физическое и психологическоездоровье; 3) высокий уровень внутр. кулътуры; 4) отзывчивость, заботливость; 5)оптимизм, 6)уверенность в себе.

Деловые: 1) честолюбие, стремление к власти, личной не­зависимости, 2) коммуникабельность, убедить в правильности своей точки зрения, повести за собой; 3)инициативность, оперативность в решении проблем;4)стремление к преобразованиям, нововведениям, готовность ид­ти на риск.

Менеджер использует должностную основу власти и источники, ее питающие. Лидерство основывается больше на процессе психологического воздействия. В отличие от управления лидерство предполагает наличие в организации последователей, а не подчиненных.

Классификация менеджеров.

Менеджеров можно разделять по специализациям: менеджеры по продажам, по управлению персоналом, по логистике, финансовые менеджеры и пр.

Можно разделять менеджеров по уровням иерархии:менеджеры верхнего звена (топ-менеджеры), менеджеры среднего звена и менеджеры низшего звена.

 

3. Внешняя и внутренняя среда организации. Характеристика факторов внешней среды прямого и косвенного воздействия. Элементы внутренней среды.

В нут-ей среде присуще внут-е факторы, влияющие на действующую сис-му управ-я: четко разработанные цели, рацион-я структура, уровень развития техники и технологий и профес-ная подготоленность кадров.

Анализ внутренней среды проводят по следующим направлениям:

· производство: объем, структура, темпы производства; номенклатура продукции предприятия; обеспеченность сырьем и материалами, резервные мощности, техническая эффективность мощностей; наличие инфраструктуры; экология производства; контроль качества, патенты и т.п.;

· персонал: структура, квалификация, количественный состав работников, производительность труда, текучесть кадров;

· организация управления: организационная структура, система управления; уровень менеджмента, престиж и имидж фирмы;

· маркетинг: доля на рынке; каналы распределения и сбыта; маркетинговые планы и программы; реклама, ценообразование;

· финансы и учет: финансовая устойчивость и платежеспособность; прибыльность и рентабельность, формирования бюджета, планирования прибыли.

Внешняя среда включает перечень элементов: потребитель, конкуренты, гос органы, поставщики, финан-е организации, трудовые рес-сы, технологии, культура, демография, ревалентных по отнош-ю к орг-и.

Среда прямого воздействия включает факторы, которые непосредственно влияют на операции организации. К этим факторам следует отнести поставщиков, трудовые ресурсы, законы и учреждения государственного регулирования, потребителей и конкурентов.

Под средой косвенного воздействия понимаются факторы, которые могут не оказывать прямого воздействия на операции, но сказываются на них:состояние экономики, научно-технический прогресс, политические изменения.

 

4. Миссия и цели организации. Миссия организации и ее функции и элементы. Сущность целей организ-и, характеристика видов и их взаимосвязь. Треб-я к системе целей организ-и. Процесс установления целей организ-и, его этапы и их содержание.

Миссия — это основная цель организации — четко выраженная причина ее существования. Цели вырабатываются для осуществления этой миссии.

Функции миссии:превращает компанию в систему;является базой для формирования целей,стратегии,процессов;позволяет разумно распределить ресурсы и усилия;повышает качество взаимодействия подразделений между собой и с окружающей средой;является носителем идеологических ценностей и т.д.

Элементы миссии: Товар или услуга, Целевая аудитория, Стратегический ориентир, Заинтересованные группы, Основа конкурентоспособности.

Можно выделить шесть типов целей:

1. Достижение определенных значений показателя рыночной доли.

2. Инновационные цели.

3. Ресурсные цели: привлекать наиболее ценные ресурсы: квалифицированных сотрудников, капитал, современное оборудование.

4. Цели повышения эффективности деятельности.

5. Социальные цели.

6. Цели получения определенной прибыли.

Требования к целям:- цели должны быть достижимыми, гибкими, измеримыми, конкретными, совместными, приемлемыми.

Процесс целеполагания в организации состоит из трех стадий: 1осмысление результатов анализа среды, 2выработка соответствующей миссии, 3непосредственно вырабатываются цели организации.

Процесс выработки целей предполагает четыре фазы:

· выявление и анализ тех тенденций, которые наблюдаются в окружении;

· установление целей для организации в целом;

· построение иерархии целей;

· установление индивидуальных целей.

 

5. Функции менеджмента: сущность и классификация, характеристика общих и специальных функций управления и их взаимосвязь.

Процесс управления имеет пять взаимосвязанных функций: планирование; организовывание; мотивация; контроль; координация.

1) Планирование (формулир-т стоящие перед ней цели и задачи, разрабатывает стратегию действий, составляет необходимые планы и программы).

2) Организовывание (формир-е структуры организации, обеспечение персоналом, материалами, оборудованием, зданиями, денежными средствами, создания реальных условий для достижения запланированных целей)

3) Мотивация (эк-кое и моральное стимулирование, создаются условия для проявления творческого потенциала работников и их саморазвития).

4) Контроль (обнаружения и разрешения возникающих проблем, установка стандартов, проведение корректировок).

5) Координация (согласов-ть в работе всех звеньев организации путем установления рациональных связей (коммуникаций) между ними).

Общие функции управления: планирование, организация, мотивация и контроль.

Конкретные функции управления –воздействуют не на всю организацию, а на ее определенные стороны или части.Являются комлексными по содержанию и включают в себя общие ф-ции.

Специальные функции являются подфункциями конкретной функции (например, специальной функцией управление основным производством является оперативно-календарное планирование основного производства).

6. Методы менеджмента: понятие, классификация и их характеристика.

Методы менеджмента – это способы воздействия на объект управления для достижения поставленных перед ним целей, позволяют оптимально организовать деятельность.

1) Командный,механизмы: Административные (приказ, распоряжение, указание), Нормативные (закон, положение, инструкция), Экономические (зарплата, материальные санкции), Социально-психологические (награждение грамотой). Отношения субъекта и объекта - власти и подчинения. Достоинства метода: 1) единство воли руководства в достижении цели; 2)не требует крупных материальных затрат; 3)в малых организациях оперативно достигаются цели. Недостатки: 1)подавляется инициатива; 2)отсутствуют действенные стимулы труда; 3)в крупных организациях: а)менеджеры не заинтересованы в повышении компетентности; б) требуется громоздкая система контроля.

2) Экономический, механизмы: (договорная зарплата, материальные санкции, предусмотренные договором). Отношения субъекта и объекта - договорные - товарно-денежные. Характеризуются: 1)свободой субъекта и объекта для реализации их интересов; 2)выполнение договорных обязательств. Достоинства: стимулируется проявление инициативы, реализуется творческий потенциал работников. Недостатки: остаются неудовлетворенными многие потребности, лежащие вне сферы материального интереса, что снижает мотивацию.

3) Соц-но-психологический,механизмы:(убеждение,критика,информирование).

Отношения субъекта и объекта - договорные без материальной основы. Условия реализации: одна из сторон инициирует договорной процесс, вторая не отвергает его. Достоинства: 1)включаются механизмы трудовой мотивации, не связанные с удовлетворением материальных потребностей; 2)практически не требуются материальные затраты. Недостатки: 1)не используются стимулы, опирающиеся на материальные потребности людей; 2)трудно прогнозировать результаты.

 

7. Лидерство, власть и влияние в организации: сущность и значение. Формы власти и влияния. Основные теории лидерства. Характеристика стилей управления.

Влияние -процесс и результат изменения индивидом поведения объекта влияния, его установок, намерений в ходе взаимодействия с ним. Различают направленное и ненаправленное влияния.

Вла́сть — возможность и способность осуществлять свою волю, воздействовать на деятельность и поведение других людей.

Основные формы власти:1) основанная на принуждении; 2) основанная на вознаграждении; 3) экспертная (влияющий обладает специальными знаниями); 4) эталонная (власть примера); 5)законная(влияющий имеет право отдавать приказания).
Лидерство – это способность формировать коллектив и вести его к намеченным целям на основе личного авторитета. Стиль лидерства – это система приемов, способов и принципов управления группой людей.

Авторитарный стиль лидерства: жесткие способы управления, пресечение чьей-либо инициативы и обсуждения принимаемых решений, уместен, когда вы имеете всю необходимую информацию, ограничены во времени, а ваши работники хорошо мотивированы.

Демократический стиль: стиль совместного принятия решения, коллегиальность, поощрение инициативы, лидер определяет окончательное решение, используется, когда лидер обладает лишь частью информации, а его сотрудники другими её частями.

Либеральный стиль: лидер позволяет своим сотрудникам принимать самостоятельные решения, лидер по-прежнему отвечает за принимаемые решения. Используется этот стиль в тех случаях, когда сотрудники самостоятельно могут проанализировать ситуацию и определить, что должно быть сделано, и как это должно быть сделано.

Основные теории лидерства:

1. Теория лидерских качеств (лидерами рождаются, а не становятся).

2.Концепции лидерского поведения (возможность подготовки лидеров по специально разработанным программам)

3.Концепции ситуационного лидерства (поведения лидера зависит от различных ситуаций, последователи теории пытались заранее предсказать реакцию лидера на ту или иную ситуацию).

 

8. Управленческие решения, их классификация и требования предъявляемые к ним. Процесс выработки, принятия и реализации управленческих решений.

Управленческое решение — выбор альтернативы, осуществлённый руководителем в рамках его должностных полномочий и компетенции и направленный на достижение целей организации. В процессе разработки управленческих решений участвуют руководители и специалисты, в том числе рабочие.

Управленческие решения направлены на разрешение проблемных ситуаций. Проблемная ситуация - расхождение между фактическим и желаемым состояниями системы. Управленческие решения принимаются в процессе планирования, для мотивации персонала и организации работ, в ходе контроля исполнения заданий. О принятии решений говорят как о связующей функции управления.

Любое управленческое решение проходит через три стадии:

1. Уяснение проблемы:сбор и анализ полученной информации. 2. Составление плана решения:разработка и оценка альтернативных вариантов решения; разработка и составление детального плана решения. 3. Выполнение решения: доведение решений до конкретных исполнителей; контроль за выполнением решений.

Классификация управленческих решений.

1. По степени влияния на будущее организации: стратегические - определяют долгосрочные цели; тактические.

2. По масштабам: глобальные - охватывают всю организацию в целом; локальные - некоторые стороны деятельности предприятия.

3. По продолжительности периода реализации: долгосрочные (более 5 лет); среднесрочные (1-5 лет); краткосрочные (менее 1 года).

4. По направленности воздействия: внешние, внутренние.

5. По обязательности выполнения: директивные - принимаются высшим руководством, обязательны для исполнения; рекомендательные - принимаются совещательными органами, не обязательны для исполнения; ориентирующие - определяют единое направление деятельности подсистем организации.

6. По функциональному назначению: регулирующие - определяют метод выполнения действий; координирующие - концентрируют усилия вокруг проблемы; контролирующие - направлены на оценку результатов.

7. По широте охвата: общие - распространяются на всю компанию в целом; специальные - отдельные вопросы.

8. По сфере реализации: научные и маркетинговые исследования, производств о, реализация товаров (услуг), работа по кадрам и т. д.
10. По способам принятия: интуитивные - на основе способности предвидеть результаты; адаптивные - принимаются в соответствии с профессиональными и личными знания; рациональные - опираются на научный анализ проблемы.

ТРЕБОВАНИЯ К УПРАВЛЕНЧЕСКИМ РЕШЕНИЯМ: эффективность, своевременность, непротиворечивость, конкретность, полномочность (наличие у менеджера соответствующих прав).

 

9. Организационная структура управления: сущность, типы организационных структур, характеристика, преимущества и недостатки основных типов организационных структур управления.

Организационная структура управления – совокупность специализированных функциональных подразделений, взаимосвязанных в процессе обоснования, выработки, принятия и реализации управленческих решений. Графически изображается в виде диаграммы, показывающей состав и подчиненность структурных единиц организации.

Различают связи: линейные (административное подчинение), функциональные (по сфере деятельности без прямого административного подчинения), межфункц-е (между подразд-ми одного и того же уровня).

Типы:

В линейной структуре управления каждый руководитель обеспечивает руководство нижестоящими подразделениями по всем видам деятельности. Достоинство - простота, экономичность, предельное единоначалие. Основной недостаток - высокие требования к квалификации руководителей. Сейчас практически не используется.

Функциональная организационная структура реализует тесную связь административного управления с осуществлением функционального управления.

Линейно-функциональная структура - ступенчатая иерархическая. При ней линейные руководители являются единоначальниками, а им оказывают помощь функциональные органы. Линейные руководители низших ступеней административно не подчинены функциональным руководителям высших ступеней управления.

Дивизиональная. Дивизионы (филиалы) выделяются или по области деятельности или географически.

Матричная структура характерна тем, что исполнитель может иметь двух и более руководителей (один - линейный, другой - руководитель программы или направления).

Множественная структура объединяет различные структуры на разных ступенях управления. Например, филиальная структура управления может применяться для всей фирмы, а в филиалах - линейно-функциональная или матричная.

10. Адаптация персонала: сущность и цели. Виды адаптации персонала и их характеристика. Факторы, определяющие эффективность адаптации персонала. Организация процесса адаптации персонала на предприятии.

Адаптация персонала — процесс ознакомления, приспособления работников к содержанию и условиям трудовой деятельности, а также к социальной среде организации. Цели: 1.уменьшение стартовых издержек, т.к. новый работник работает менее эффективно и требует дополнительных затрат; 2.снижение неопределённости у новых работников; 3.развитие удовлетворённости работой. Задачи: организация семинаров, курсов, проведение индивидуальных бесед; использование метода постепенного усложнения заданий; выполнение общественных поручений, подготовка замены при ротации кадров.

Типы адаптации: Производственная: профессиональная, психофизиологическая, социально-психологическая, организационно-административная, экономическая, санитарногигиеническая. Внепроизводственная: адаптация к внепроизводственному общению с коллегами.

Виды адаптации: 1. первичная – приспособление молодых кадров. 2. вторичная - приспособление работников имеющих опыт профессиональной деятельности.

Разновидности адаптации персонала: Отрицание (новый сотрудник не принимает ценности организации); Приспособленчество (полностью принимают все правила и нормы организации); Маскировка (демонстрирует принятие второстепенных правил при одновременном «отрицании» основных; Адаптивный индивидуализм (принятие основных правил и норм организации при полном «несогласии» с второстепенными ценностями).

Этапы адаптации: оценка уровня подготовленности работника; ориентация (практическое знакомство с обязанностями и требованиями); действенная адаптация (приспособление к статусу, включение в межличностные отношения с коллегами); функционирование (постепенное преодолением проблем, переход к стабильной работе).

Элементы системы адаптации: welcome-тренинг (первоначальное ознакомление сотрудника с общими сведениями о компании); программа адаптации (отвечает за то, каким навыкам и в какой последовательности обучается работник, какие обязанности начинает выполнять в первую очере



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-16; просмотров: 236; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.138.141.202 (0.099 с.)