Монополизм, его социально-экономические последствия. Антимонопольное регулирование. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Монополизм, его социально-экономические последствия. Антимонопольное регулирование.



Монополизм - тип эк-х отношений, при котором отдельные предприниматели могут навязывать собственные интересы своим конкурентам и обществу, игнорируя их действительные потребности и возможности.

Монополистом м.б. гос-во, регионы, центральные экономические ведомства, министерства, разумеется, государственные и частные предприятия, а также отдельные предприниматели. Монополизм связывают с крупнейшими предпр-ми или корпорациями.

6 типов монополизма:

1. Монополизм, который вырастает из конкуренции и базируется на концентрации и централизации пр-ва и капитала (производственная, сырьевая и финансовая монополия).

2. Монополизм, представленный технологической олигополией (металлургия, электроэнергетика, ж/д транспорт и т.д.). Имеется в виду несколько крупных корпораций, контролирующих производство и сбыт определенного рода продукции.

3. Монополизм, обусловленный дифференциацией продукта. Дифференциация продукта является одним из основных признаков монополист.конкуренции.

4. Монополизм, который воплощают предприятия, лидирующие на тех или иных направлениях современной НТР.

5. Государственный монополизм, связанный с потреблением в масштабе страны таких общественных благ, как национальная оборона, гос.управление, единая энергетическая система, фундаментальные науки и т.д.

6. Монопсония. На рынке выступает лишь 1 поку­патель к-либо товара, услуг или ресурса. Моно­полистом является гос-во, выступая в качестве единственного покупателя.

Негативными последствиями госуд. монополизма являются:

1) на уровне общества — отсутствие эк-й свободы, вырождение экономической системы;

2) на уровне отрасли — возникновение узковедомственных инте­ресов;

3) на уровне предприятия — негибкость, неэффективность произ­водства;

4)на уровне работника — отчуждение от собственности, управления и от результатов собственного труда.

По всем позициям гос. монополизм наносит эк-ке и нар.хозяйству огромный вред.

Антимонопольное законодательство —сложная и разветвленная сеть законов, судебных решений и правовых норм. Меры напр. на регулирование действий фирм и корпо­раций на рынке товаров и услуг, на рынке капиталов, отсекая те из них, которые признаются недобросовестными, некачественными по отношению к правам производителей и потребителей, а также просто вредными для общества.

В РБ антимонопольное регулирование начало развиваться с 1991 г.

Сохранение монополизма в РБ обусловили:

1. высокий уровень концентрации производства;

2. не получила развития диверсификация производства;

3. ряд предприятий не сумел адаптир-ся к новым правовым и эк-м условиям, что сдерживает их переориентацию в соотв-и с потребит.спросом;

4. замедленные темпы приватизации;

5. малый и средний бизнес РБ не составляет серьезной конкуренции гос. предприятиям;

6. нуждается в расширении и совершенствовании нормативно-правовая база, регламентирующая деятельность предприятий-монополистов;

7. ведомственные интересы отраслевых органов управления.

Основными направлениями государственной антимонопольной политики Республики Беларусь на современном этапе являются:

• Совершенствование механизма антимонопольного регулирования и контроля деятельности монополий, включая естественные и государственные;

•Противодействие созданию новых монопольных образований;

• Содействие развитию конкуренции на рынках с монополистической и олигополистической структурой;

• Создание благоприятных условий и ликвидация факторов, затрудняющих проникновение на монополизированные рынки новых производителей, в т.ч. зарубежных.

Важнейшей проблемой антимонопольной политики Республики Беларусь на современном этапе остается демонополизация. Цель демонополизации - формирование конкурентных отношений в сфере производства и обращения товаров, услуг и финансов за счет ограничения, пресечения и предупреждения монополистической деятельности хозяйствующих субъектов на товарных рынках.

 

Экономический механизм функционирования рынка труда, предельная производительность труда, роль государства и профсоюзов. Принципы социальной справедливости.

Рынок труда - совокупность отношений, охватыва­ющих спрос и предложение рабочей силы, ее наем и получе­ние соответствующего вознаграждения.

Основными функциями рынка труда выступают : ценообразующая - установление цены труда; регулирующая -поддержка равновесия между спро­сом и предложением рабочей силы; распределительная - формирование оптимальной про­фессиональной и квалификационной структуры рабочей силы; стимулирующая - обеспечение и сохранение эффек­тивной и рациональной занятости; информационная.

Основные компонен­ты современного рынка труда: субъекты и объекты рынка труда; спрос и предложение рабочей силы; законодательное обеспечение функционирования рын­ка труда; рыночную инфраструктуру, бирж труда и т. п; цена.

Трудовые отношения в процессе хозяйственной деятельности регулируются преимущественно договорами и строятся на контрактных началах. Контракт – это договор, заключенный между нанимателем и нанимаемым на определенный срок, и оговаривающий условия, которые обязана соблюдать каждая из договаривающихся сторон.

Спрос на труд – это потребность в рабочей силе, которая определяется степенью развития экономики и технологического оснащения производства. Спрос на рабочую силу - готовность предпринимательской фирмы предоставить рабочие места на определенных условиях.

Общая производительность — это выраженное в физических едини­цах количество продукта, которое может быть создано при ис­пользовании заданной технологии и определенного количества труда. Пре­дельная производительность труда — это дополнительное количество произведенной продукции в результате использования дополнительной единицы данного ресурса (например, час труда).

Профсоюзы объединение работников, обладающее правом на ведение переговоров с предпринимателем от имени и по поручению своих членов. Цель профсоюза – максимизация зарплаты своих членов, улучшение условий их работы и получение дополнительных выплат и льгот. Государство создает законод. базу, активно вли­яет на процессы занятости населения, контролирует режим и условия труда, оказывает поддержку безработным.

Принцип социальной справедливости находит свое выраж-е в адресной соц. политике проводимой руководством Республики Беларусь, социальных гарантиях, особенно по отношению к молодежи, старикам, жителям территорий, пострадавших от последствий Чернобыльской катастрофы.

Важную роль в реализации планомерного курса на обеспечение благополучия людей играет выполнение в социальной сфере минимальных государственных стандартов, предусматривающих снабжение граждан продовольствием, теплом, коммуникациями, транспортом, бытовыми услугами, нормальную работу учреждений образования, здравоохранения, культуры.

В Беларуси сложилась эффективно действующая система справедливого распределения вознагр-я за труд, соц. защищ-ти малоимущих граждан и повышения социальной защиты населения в целом.

Социальные гарантии в рамках белорусской модели развития выражаются в:

-гарантиях равенства мужчин и женщин в образовании и трудовой деятельности;

-гарантиях права молодежи на духовное, нравственное и физическое развитие;

-гарантиях права на труд, как наиболее достойный способ самоутверждения эк-го, морального и соц-го содержания жизнед-ти человека;

-гарантиях справедливой доли вознаграждения в эк-х результатах труда, но не ниже уровня, обеспечивающего гражданам и их семьям свободное и достаточное существование;

-гарантиях права на охрану здоровья, включ. бесплатное лечение в гос. учреждениях здравоохранения;

- гарантиях права на соц. обеспечение в старости, по болезни и другим причинам.

 

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-16; просмотров: 498; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.19.31.73 (0.006 с.)