Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Трансформационная экономика.Содержание книги
Поиск на нашем сайте
В наст. время эк-ка РБ, также как и ряда других бывших социалистич. стран Восточной и Центр. Европы, приобретает рын. черты. Необх-ть перехода к рын. экономике обусловлена коренными недостатками так называемой социалист. экономики. Принципиальные черты социальной экономики выглядят следующим образом: 1. Отсутствие частной собств-ти, кот. явл-ся главной причиной всех пороков капиталист. системы. Замена частной собств-ти общественной, выступающей эк-кой основой соц. равенства. 2. Существ-е гос-ва допускается только на первонач. переходном этапе от капитализма к социализму. 3. Упр-е нар. хоз-вом осущ-ся из единого центра, который сам решает: что, как и для кого производить. 4. Централизованное планомерное регулирование экономики. 5. Рыночный механизм должен постепенно ликвидироваться. Отмирают товарно-денежные отношения, а вместе с ними и деньги. Мировой опыт показывает, что самой эффективной системой на сегодняшний день является рыночная экономика. Поэтому РБ, как и подавляющее большинство бывших социалистических стран взяла курс на переход к рыночной экономике, в результате чего у нее сложилась особая трансформацион-ная (переходная) экономика. Трансформационная (переходная) эк-ка - особое состояние эк-й системы, когда она функционир-т в период перехода общества от одной сложившейся исторической системы к другой. Трансформац. период - период времени, в теч. которого общество осущ-т коренные экон-е, полит-е и соц. преобразования, а эк-ка страны переходит в новое, качественно иное состояние в связи с кардинальными реформами экон.системы. Белорусская экономическая модель официально характеризуется как модель с соц. ориентир. рын экономикой. Это указывает на ее сходство с моделью экономик развитых европейских стран. Экон. система Беларуси находится в стадии трансформации. В ее основе — создание рын. эк-ки с действенными механизмами гос. и рын. регулирования, рациональным развитием частного сектора наряду с гос. при обеспечении приоритета общенар. интересов, с эффективной властью и сильной соц. политикой. Формирование рыночной экономики требует решения ряда задач: - ограничение прямого вмешательства гос-ва в эк-ку, прежде всего защита формирующейся рын. эк-ки, сохранение стабильности функционир-я нар. хозяйства; - демонополизация эк-ки – ликвидация преобладания на рынке товаров отдельных производителей; -введение института частной собств-ти, гарантир-го законом, в том числе на землю; -обуздание инфляции, неизбежной после проведения либерализации цен; - развитие рынков товаров и услуг, финансового и регулируемого рынка труда; - разв-е предпринимат-ва, малого и среднего бизнеса, формир-е рын. инфраструктуры; -формирование нового, рыночного экономического мышления. Опыт, накопленный Беларусью и другими странами трансформационной группы, показывает, что в переходной экономике можно выделить три стратегические линии поведения государства (см. рис) 1-я стратегическая линия определяется тем, что гос-во уходит из тех сфер социально-экон. жизни, где доказаны неэф-ть и нецелесообразность его присутствия (деэтатизация). Место гос-ва на данном напр-и занимают рыночное саморегулирование и экономическое самоуправление институтов гражданского общества.
Рис. Основные стратегические линии поведения государства в переходный период Благодаря таким изменениям в первую очередь здорово выигрывает налогоплательщик, так как государство становится для него более «дешевым». Общий выигрыш состоит в том, что резко расширяется коридор экономической свободы, выступающей признанным фактором социального прогресса. 2-я стратегическая линия определяется тем, что государство остается в эпицентре экономической жизни. Но при этом происходит дебюрократизация его функций, стиля и методов работы органов гос. управления. Демократическое гос-во начинает кропотливо учиться пользоваться рыночным механизмом, заявляет о себе как о полноценном субъекте рын. отношений. Например, выделим: а) проведение белорусским государством с середины 90-х гг. аукционов и тендеров; б) последовательное использование при подготовке важных решений экономической информации, которую предоставляет рынок; в) воздействие на рыночные цены через спрос (государственные закупки) и предложение (использование товарных резервов, регулирование импорта). 3-я стратегическая линия гос-ва состоит в том, что последнее берет на себя ответственную роль регулировщика эк. жизни страны. По тем направлениям, где: а) рыночные сигналы проявляются недостаточно интенсивно, постоянно возникают проблемы с обеспечением должной экономической ответственности хозяйствующих субъектов и т. п.; б) часть рыночных отношений, утратив внутренние импульсы развития, не обеспечивает необходимый уровень экономической и социальной эффективности. В Основных положениях Программы соц.-экон. развития РБ на 2011 – 2015 годы дана оценка достигнутого уровня социально-эконом. развития в прошедшем пятилетии, отражено положение РБ в мире, определены цели, задачи и приоритеты социально-эконом. развития страны на 2011 – 2015 годы, меры по их реализации, пути совершенствования макроэкономич. условий, формирования эффективных экономич.институтов и ожидаемые результаты выполнения Программы. Курс на построение в Беларуси социальной рын. экономики не должен трактоваться как возврат к командно-административной экономике. Он предполагает создание эф-х институтов и механизмов рын.эк-ки, позволяющих успешно решать соц. задачи.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-08-16; просмотров: 187; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.1.100 (0.008 с.) |