Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Организационно-правовые формы предприятий (организаций)

Поиск

Хоз. деятельность в РБ может осущ-ся в форме индивидуального предпринимателя и юридического лица.

Предприятиеэто самостоятельный хозяйствующий субъект, обладающий правами юрид. лица, созд. в порядке, установленным законом, для произв-ва продукции, выполнения работ и оказания услуг в целях удовлетворения обществ. потребностей и получения прибыли.

в РБ могут созд-ся след. организ.-правовые формы предприятий:

Хозяйств. товарищества м.б.: полными и коммандитными.

Полным явл-ся товарищество, все участники которого в соответствии с заключенным между ними договором занимаются предпринимат. деят-ю и несут по его обязательствам полную ответст-ть.

Коммандитным явл-ся товарищество, в котором наряду с участниками, отвечающими по обязательствам товарищества всем своим имуществом (полными товарищами), имеются участники-вкладчики, кот. несут риск убытков в пределах внесенных ими вкладов и не принимают участия в осущ-и товариществом предприним. деят-ти. Миним. размер уставного фонда хоз. товарищества в РБ сост. 200 евро. Товарищество создается и действует на основании учредительного договора. Управление деят-ю товарищества осущ. по общему согласию всех участников. Прибыль и убытки товарищества распределяются можду его участниками как правило пропорционально их долям в уставном капитале.

Хозяйственные общества м.б.:

Общество с огранич. ответственностью - предприятие, имеющее уставный фонд, разделенный на доли. Размер доли опред-я учредит. документами. Участниками общества м.б. и физ., и юрид. лица, которые несут ответств-ть только в пределах их вкладов в уставный фонд. Уставной фонд ООО – не менее 800 евро.

общество с дополн. ответст-ю участники отвечают по его долгам своими вкладами в уставный фонд, а при недостаточности этих сумм несут дополнит. ответст-ть принадлежащим им имуществом в одинаковократном для всех участников размере. При банкротстве 1 из участников его ответств-ть распределяется между остальными участниками пропорционально их вкладам. Уставной фонд ОДО – не менее 200 евро. Высшим органом управления ООО и ОДО является общее собрание его участников.

Акционерное общество - общество, уставный капитал которого разделен на определенное число акций. Участники общества не отвечают по его обязательствам и несут риск убытков в пределах стоимости принадлежащих им акций.

Акционерное общество, участники которого могут свободно продавать принадлежащие им акции без согласия других акционеров, признается ОАО.

Акционерное общество, акции которого распределяются только среди его учредителей или иного заранее определенного круга лиц, признается ЗАО.

Основ. учредительный договор - устав. Высшим органом управления АО явл-ся общее собрание акционеров. Управление осущ-ся 2- или 3-звенной структурой органов: - высший орган (общее собрание акционеров); - совет директоров (наблюдательный совет) (создается в обществе, где число акционеров более 50); - исполнительный орган может быть коллегиальным (правление) или единоличным. Миним. размер уставного фонда для ОАО – 6250 евро, для ЗАО – 1500 евро.

Производственные кооперативы - это добровольное объединение граждан на основе членства для совместной производ. или иной хоз. деят-ти, основанной на их личном трудовом или ином участии и объединении его членами (участниками) имущественных паевых взносов. Минимал. размер уставного фонда для производств. кооператива – 200 евро. Учредительным документом производст.кооператива явл-ся его устав. Высшим органом упр-я кооператива явл-ся общее собрание его членов.

Унитарное предприятие – коммерч. организ-я, не наделенная правом собственности на закрепленное за предприятием имущество. Имущество унитарного предприятия явл-ся не делимым и не м.б. распределено по вкладам (долям, паям), в т.ч. между работниками пред-я. В форме унитарных предприятий м.б. созданы государ. или частные предприятия. Минимал. размер устав. фонда для унитар.пред-я – 400 евро.

Основные виды объединений: Корпорации (хоз. объединения предприятий) созд. с целью расширения их возможностей в производст., коммерч., научно-техн. и социал. развитии, координации деят-ти, защиты прав и общих интересов в государ., обществ.х и междунар. организациях.В зав-ти от целей совместной деят-ти корпорации могут создаваться в различных формах:

Хозяйственная ассоциация – добровольное объединение пред-й, принадлежащих различным отраслям промыш-ти для решения крупных научно-техн. проблем, представления своих интересов перед государ. органами.

Концерн - объединение предприятий, осущ. совместную деят-ть на основе добровольной централизации многих функции производст., научно-техн. развития, инвестиционной, финансовой и внешнеэкономической деят-ти. Концерны м.б. отраслевыми (например: "Беллегпром", "Беллеспром", Белгоспищепром") и межотраслевыми.

Консорциум – временное объединение предприятий, созд. на паевой основе, для совместной реализации целевых комплексных программ, проектов, государств. заказов.

Холдинг - головная компания, которая обладает контрольным пакетом акций предприятий, объед. в единую структуру, обеспечивает управление ими и контроль над их деят-ю.

В РБ холдинговые компании и их дочерние пред-я созд. только в форме ОАО. Различают: чистый (или финансовый) холдинг, создаваемый с целью финансового контроля и управления дочерними компаниями; смешанный холдинг, занимающийся предприним., промышленной, транспортной, финанс. и др. видами деят-ти. Финансово-промышленная группа (ФПГ) – это объединение производственных и банковских структур, иногда различных государств. Создаются ФПГ с целью обеспечения бесперебойной работы промышленности и ускорения расчетов.

Транснациональная корпорация (ТНК) – являются международными концернами, построенными на акционерной форме собственности с юрид. независимыми дочерними предприятиями за границей.

 

4. Экономическая среда функционирования организации (предприятия): сущность, основные свойства, факторы и субъекты.

Экон. среда функционир-я предпр-я – совок-ть внешних и внутр. факторов, оказ. влияние на производственно-хоз. деят-ть предприятий.

Экон. среда функц-я предпр-я - обобщенная характеристика совок-ти субъектов, их взаимосвязей, инфраструктурных звеньев и условий их деят-ти, направленных на реализацию общих эк-ких интересов.

Основные параметры внешней среды:

1) взаимосвязанность факторов внешней среды – это уровень силы, с которой изменение 1 фактора воздействует на другие факторы внешней среды;

2) сложность внешней среды - число факторов, на которые производств-я система обязана реагир-ть в целях своего выживания, а также уровень вариаций каждого фактора;

3) подвижность (динамичность) среды – скорость, с которой происходят изменения в окружении орг-и.;

4) неопределенность внешней среды является функцией, зависящей от количества информации, которой располагает организация по поводу конкретного фактора внешней среды, а также функцией уверенности в точности располагаемой информации.

Для экон-й среды характерно наличие множества связей между ее элементами, кот.условно подразделяются на:

1) "Вертикальные" связи возникают с момента гос. регистрации субъекта хоз-я и включения его в хоз. систему.

2) "Горизонтальные" связи обесп. непрерывность процессов произ-ва и реализ-и продукции, отражают взаимоотношения производителей с поставщиками матер. ресурсов, с покупателями продукции, с деловыми партнерами и конкурентами.

В составе экон-й среды выделяется две группы факторов:

1) среда прямого воздействия:госуд-во;поставщики;потребители;конкуренты.

2) среда косвенного воздействия:технические;экономические;социальные.

Во внешней экон-й среде функционирования субъектов хозяйствования различают два уровня: макроуровень (макросреда) и микроуровень (микросреда).

Основные элементы макросреды:

- экон-я среда – инфляция сокращает покупательную способность потребителей, новые налоги могут изменить распределение доходов, уровень процентных ставок на капитал может сделать выгодными или невыгодными инвестиции в новые предприятия;

- политич. обстановка – изменения в правительстве могут повлиять на степень поддержки частного предприним-ва, изменить отнош-е к обществ.сектору, политич. нестабильн-ть может привести к тому, что долгосроч. инвестиции окажутся рискованными;

- юрид. среда – изменения в законод-ве, касающиеся деятельности предприятий, могут поощрять или, наоборот, угнетать те или иные направления предпринимательства;

- технологич. среда – новые технологии могут привести к повыш-ю конкурентосп-ти или ее снижению, если успеха в разработке новых технологий добился конкурент;

- соц.-культ. среда – появление новых фасонов, новой моды может созд. новые возможности.

- природно-климатич., географическая обстановка – хороший или плохой урожай сразу же отражается на уровне цен;

- демографич. ситуация – переселение людей, изменения в показателях рождаемости и смертности оказывают соответ. воздействие на уровень спроса.

Основные элементы микросреды: организ. структура; структура функциональных обязанностей; структура обмена услугами; информац. структура; ресурсно-технологическая структура; структура трудовых ресурсов;организационная культура, понимаемая как совок-ть норм и правил, регулир. взаимод-я между членами трудового коллектива и являющихся выражением их коллективных знаний и опыта.

 

5. Организация (предприятие) - объект государственного ре­гулирования. Формы и методы государственного регулирова­ния деятельности организации.

Гос. регулирование производственно-хоз. деят-тиорганизаций – комплекс мероприятий форм и методов гос. влияния на деят-ть субъектов предприним-ва с целью создания норм.условий их функционир-я и развития, ослабления отрицат. тенденций, вызываемых коммерч. деятельностью осущ. предприятиями в условиях рын. отношений.

Гос-во определяет приорит. направления развития эк-ки, концентрирует ресурсы на этих направлениях, выделяет субсидии, предоставляет льготы пред-м, регулирует внешне-эконом. деят-ть производителей продукции.

Основные принципы гос. регулирования экономики:

- минимал. вмешательство государст. органов в экономические процессы;

- влияние на развитие соц.-экон. процессов, установ. гос-вом экон-х регуляторов и нормативов.

Функции гос-ва в области регулирования экономики:

- разработка хоз. закон-ва, определяющего порядок формир-я и функционирования элементов рыночного механизма;

- стратег. планирование экономического развития народного хозяйства;

- регулирование инновац.й и инвестиц. деят-ти предприятий, определение основных направлений научно-техн. прогресса;

- созд. государ. системы финансирования, кредитования, налогообложения и ценообразования; нормирование амортиз.отчислений;

- перераспределение централизов. доходов и ресурсов, стабилизация эк-ки и соц. защита населения (установление миним. размеров з/платы, пенсий, стипендий; предоставление налог.льгот; регулир-е допустимых границ размеров инфляции и безработицы; бюджетное финансир-е образования, науки, культуры, здравоохранения, вооруженных сил и т.п.);

-регулирование процессов воспроизводства и охраны окруж.среды, гарантирование экологической безоп-ти, разработка и реализация экологич. программ.

Необх-ть воздействия на производ.-хоз. деятельность пред-я возникает в виду:

- обеспечения эффективности функционирования рыночной экономики;

- создания экономической стабильности и расширенного воспроизводства;

- решения экономических и социальных проблем государства в целом.

Основ. целями воздействия гос-ва на производ.-хоз. деят-ть предприятий функционирующих в условиях рынка явл-ся:

– повышение эффективности рыночной экономикигосударства в целом;

- возможность законного регулир-я самих условий произв.-хоз. деятельности;

- эффективная научно-техн.,промышл. и социал. политика проводимая государ. структурами.

Основ. формами воздействия на производст.-хоз. деят-ть предприятий явл-ся:

– поддержание и регулир-е путем законодательных и нормат.-правовых актов, стимулирование производителя путем снижения налогового бремени, усовершенствования таможенного и налогового закон-ва.

К осн. методам гос. регулир-я явл-ся:

- административные (базируются на силе госуд. власти, т.е. это мероприятия запрета, разрешения, принуждения при помощи указов ираспоряжений);

- правовые (методы и способы регул-я произв.-хоз. деят-ти предприятий воплощенные с помощью законов, таких какантимонопольное законодательство, закон о рекламе, закон о маломпредпринимательстве и др.);

- экономические методы (основываются на использ. налоговых платежей, денежно-кредитных рычагов регулирующих цены и тарифы).

Методы гос. регулир-я производ.-хоз. деяте-ти предприятий бывают прямыми, т.е. формир-т и используют бюджеты, устан-т миним. ставки по оплате труда сотрудников, регулир-е ценна товары и услуги, защита конкуренции; косвенными: индивидуальное планир-е производства/хозяйствования, целевое программир-е деятельности предприятий, определение норм и правил промышленных, производственных,коммерческих предприятий, регулир-е банковской деят-ти (%ставки., сумма учетных ставок, законное использ-е кредитно-ден.инструментов).

 

6. Концентрация и комбинирование производства: сущность, формы, показатели оценки уровня, методика оценки эффективности.

Концентрация пр-ва – процесс, напр. на увеличение на предприятии выпуска продукции или оказания услуг, выражается в сосредоточении пр-ва на крупных предприятиях, как в рамках каждой отрасли, так и в более широких границах, включающих производств.процессы разных отраслей. Абсолютная концентрация - укрупнение размеров предприятий. Относительная концентрация - распределение общего объёма пр-ва отраслей промышл-ти между предпр-ми разного размера. Преимущества концентрации производства: необходимая предпосылка развития НТП; в условиях концентрации производства растет производит-ть труда; наиболее эффективно использ-ся высокопроизводит. оборуд-е; в крупном производстве возможно внедрение прогрессивной технологии, наиболее экономное использ-е сырья; при увеличении объемов производства происходит непропорционально меньший рост расходов (за счет условно-постоянных расходов), следствием этого является увеличение прибыльности высококонцентрированного производства.

Недостатки: - увеличение транспорт. расходов на подвоз сырья, материалов и комплект-х изделий к предпр-ю и отправку готовой прод-и вследствие возрастания радиуса транспортировки; - нeoбx-ть бoльших инвестиций на сооружение крупных предприятий и продолжит. срок их строит-ва; - усложнение процесса управления с возрастанием масштабов предпр-я; - повышение нагрузки на природн. среду со всеми вытекающими негат. последствиями;-возможность монополизации производства и др.

Формы концентрации промышленного производства:

· концентрация специализированного производства – сосредоточение однородного производства на все более крупных предприятиях, что позволяет применять высокопроизводительные специализированные машины, автоматизированные и поточные линии, современные методы организации производства;

· концентрация комбинированных производств – увеличение предприятий, связанных последовательностью выполнения технологических процессов, комплексную переработку сырья, использование побочных продуктов и отходов, сокращение выбросов вредных веществ в окружающую среду;

· увеличение размеров универсальных предпр-й – осущ-ся концентрация производств, не связанных между собой ни однородностью ни последовательностью технологических процессов, ни комплексной переработкой сырья. Предприятия универсального типа объединяют разнородные автономные и мало связанные между собой производства.

Уровни концентрации:

1) агрегатная концентрация - увеличение единичной мощности оборуд-я т.е. рост максимальной для данного уровня развития техники производит-ти машин и агрегатов и увелич-е доли оборуд-я большой мощности в общем их числе или объеме вырабатываемой продукции;

2) технологическая концентрация - укрупнение цехов, переделов в составе предприятий, достигаемое как за счет качественного совершенствования техники (т. е. агрегатной концентрации), так и путем увеличения количества однотипного оборудования. Соответственно этому растет доля крупных производств в общем объеме данного вида продукции или работ;

3) заводская концентрация выражается в увеличении размеров предприятий, наиболее сложна;

4) организационно-хозяйственная концентрация производства выражается в создании производственных объединений и административном объединении мелких предприятий, - это централизация управления, которая должна создавать предпосылки для концентрации производства в объединяемых предприятиях на базе их реконструкции и технического перевооружения.

Комбинирование - процесс соединения труда определенных органически связанных между собой специализир-х производств в единый хоз. комплекс. Комбинир-е возникает на определенной стадии развития специализации.

Характерные признаки комбинирования:

· наличие тесных производств.-технических и экон-х связей между производствами, включенными в состав комбината;

· пропорцион-ть по производит-ти и пропускной способности объединенных в рамках предпр-я различных технологически связанных производств;

· непрерывность перехода от одного технологического процесса к другому;

· пространственное единство, т. е. располож-е, как правило, на одной территории всех частей комбината, связанных между собой общими коммуникациями;

· единство энергетической системы;

· общие вспомогат. производства и службы, обслуж. основные производства;

· единое управление.

В зав-ти от характера связей между производствами комбинирование делят на:

1) вертикальное комбинир-е – имеет место в том случае, когда осуществляется последовательная переработка сырья в полуфабрикаты или готовую продукцию;

2) горизонтальное – предполагает комплексную переработку сырья;

3) смешанное - когда из 1 вида сырья, последовательно перерабатывая его, получают основн. полуфабрикаты или готовые изделия, а из образовавшихся отходов – побочные полуфабрикаты или готовые продукты.

 

7. Специализация и кооперирование производства: сущность, формы, показатели оценки уровня, методика оценки эффективности.

 

Специализация – процесс сосредоточ-я выпуска опред. видов прод-и в отд. отраслях промышл-ти, на отдельных предпр-х и их подразделениях, т.е. это процесс производства однородной продукции или выполнения отдельных технологич. операций.

Преимущества специализированных предпр-й:

· специализация явл-ся основой для механизации и автоматизации произв-ва;

· на специализир. предпр-х выше качество продукции;

· на специализир. предпр-х больше возможностей для применения более производительной техники и технологии и наиболее эф-го их использования;

· специализ-я позволяет снизить издержки на произв-во прод-и за счет более высокого уровня механиз-и и автоматиз-и труда, использ-я квалифиц. раб.силы и концен-и произв-ва;

· развитие специализ-и обусловливает необх-ть объективного развития стандартиз-и и унификации производства;

· специализация позвол. даже на мелких предпр-х механизировать и автоматизир-ть производство и обеспечить высокую эффективность.

Недостатки специализированных предприятий:

- монотонность в работе, необх-ть в меропр-х по сниж-ю отрицат. возд-я этого явления на работника;

- большая зависимость от поставщиков и покупателей;

- специализированные предприятия подвержены малым коньюктурным колебаниям;

- специализир. пред-я, к. правило, не имеют выхода на конечного потребителя.

Формы специализации:

1. Предметная специализация – сосредоточение произв-ва опред. видов продукции конечного потребления (например, станкоинструментальный или автомобильный завод, швейная фабрика, выпускающие определенные виды и сорта изделий);

2. Подетальная специализация – сосредоточение произв-ва опред. деталей и агрегатов, заготовок и полуфабрикатов, а также выполнение отд. технологич. процессов (в отдельных отраслях она может иметь конкретные разновидности, н-р, в машиностроении – подетальную, агрегатную, узловую.;

3. Технологическая специализация (стадийная) – превращение отдельных фаз производства или операций в самостоят. произв-ва (например: литейный завод; прядильная фабрика, изготовляющая пряжу для ткацких фабрик; отделочная фабрика).

В зав-ти от масштабов выделяют внутриотраслевую, межотраслевую и межгосударственную специализацию.

Кооперирование – установл. длительных производ.связей между специализир-ми пред-ми.

Специализация тесно связана с кооперированием произв-ва, по сути, это две стороны одного процесса, поэтому в эк-ке их необходимо рассматривать в единстве. Повышение уровня специализ-и неизбежно приводит к повышению уровня кооперирования.

 

 

Процессы кооперирования:

1) поставки комплект-х, полуфабр. и выполн-е работ для потреб-тей опред. произ-ва;

2) связь поставщика с опред. покупателями данного вида продукции;

3) работа поставщиков на опред. потребителей, изготовляющих готовую продукцию или же продолжающих обрабатывать полуфабрикат.

В соответ. с формами специал-и в промышл-ти различ. 3 формы кооперирования:

- предметное, заключ. в том, что ряд предпр-й поставляет разные изделия (электромоторы, генераторы, редукторы и др.) головным заводам, выпуск. машины и оборудование;

- подетальное кооперирование, когда ряд специализир. предприятий поставляет головному заводу узлы и детали (подшипники, втулки, поршневые кольца и т.д.);

- технологическое, или стадийное, кооперир-е, выраж. в поставках одними предпр-ми полуфабрикатов головным заводам (пряжи – ткацким фабрикам; отливки – машиностроит. заводам).

С т.зр. отрасл. принадл-ти и территориал.располож-я различ. 4 вида кооперирования.

По отраслевому признаку кооперирование делится на:

· внутриотраслевое, когда кооперируются предприятия одной отрасли;

· межотраслевое – при кооперировании заводов разных отраслей.

По территориальному признаку кооперирование делится на:

· внутрирайонное (кооперируются предприятия, расположенные в одном эконом. (административном) районе, вне зависимости от отраслевой принадлежности;

· межрайонное (кооперируются пред-я в разл. эконом. (администрат.) районах.

Показатели уровня специализации производства:

· удельн. вес основной продукции в общем объеме производства;

· удельн. вес стандартизир-х, унифицир-х узлов, деталей, агрегатов в общем объеме изготавливаемой продукции;

· удельн. вес покупных комплектующих изделий и полуфабрикатов в их общем объеме или в объеме изготавл. продукции.

Унификация – устранение неоправд-го многообразия изделий одинак. назнач-я и разнотипности их частей, приведение к возмож-му единообразию способов их изгот-я.

Стандартизация – более высокий уровень униф-и, предпол-т единые требования к сырью, материалам, полуфабрикатам, комплектующим изделиям, методам контроля и испытания готовых изделий и продуктов, условиям их транспортировки, хранения и потребления. Изделия выпускаются на основе единых требований на всех предприятиях.

Экон. эф-ть специализации (и кооперирования) – результат организационно–плановых мероприятий и повышения технич. уровня производства. Для определения экон. эф-ти специализации и кооперирования производства используется показатель:

Условно – годовой (сравнительный) экономический эффект (ЭГ) специализации (кооперирования), который определяется по формуле приведенных затрат с учетом изменения себестоимости и транспортных расходов: ЭГ = [(С1 + ТР 1) – (С2 + ТР 2)]А2,

где А2 – годовой объём выпуска продукции (фактич.) после проведения специализ-и; ТР1 и ТР2 – трансп. расходы по доставке готов.продукции до и после проведения специализации.

С целью более достоверного обоснования эф-ти специал-и (кооперирования) могут приниматься в расчет и др. частные показатели эф-ти: среднегод. выработка на одного работающего, трудоемкость, материалоемкость, фондоотдача, рентаб-ть и др.

 

8. Персонал организ-и (предпр-я): сущность, состав, структура, клас­сификация. Пок-ли оценки персонала, основные методы расчета числ-ти работников.

Трудовые ресурсы – часть населения республики, обладающая необходимым физич. развитием, знаниями и практическим опытом для работы в народном хоз-ве.

Труд.ресурсы предпр-я (персонал) – часть трудовых ресурсов страны, занятых на данном предприятии. Кадровый потенциал – важнейшая интегральная хар-ка персонала, предст. собой его максимальные возможности по достижению целей предприятия.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-16; просмотров: 243; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.216.95.197 (0.017 с.)