Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Персонал организации как объект управления. Определение понятия персонал. Структура персонала. Показатели, используемые для характеристики персонала.↑ Стр 1 из 25Следующая ⇒ Содержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
Управление персоналом Персонал организации как объект управления. Определение понятия персонал. Структура персонала. Показатели, используемые для характеристики персонала. Персонал – штатный состав раб-в, выполн. произв.-хоз. Функцию(наемные работники,собстве-ки и совладельцы) для достиж-я целей. Персонал харак-ся показателями: числ-ть, стр-ра (статика, динамика), проф. пригодность, компетентность. Числ-ть персонала –это кол-во занятых на п/п людей. 1)Списоная числ-ть-,число сотр-ов, кот офиц-но работают в О. в данный момент,.в нее вкл-я фактически работающие и отсутствующие на работе по разным причинам, но не расторгнувшие с О.трудовых отношений. 3 категории раб-ов: 1. Пост-е,принятые бессрочно либо на срок более 1 года по контракту. 2. Врем,принятые на срок до 2мес.а для замещения временно отсутств-го лица - до 4 мес. 3. Сезонные,- на срок до 6 мес. В спис числ-ть не вкл-ся: внешние совместители, лица, привлеченные для разовых работ, работающие по гражданско-правовому договору. 2) Среднеспис.числ-ть рассч-я — числ-ть раб-ов в среднем за опред-ый период. 3) Явочная числ-ть –коли-во присутствующих на раб. месте раб-ов, за исключением наход-ся больничном, в командировке и проч. Структураперсонала- соотнош-е числ-ти раб-ов различных категорий на пп. Персонал состоит из раб групп, кт образ-ся из неск взаимодейств. сотр-ков. Стр-ра раб. силы анализируется по: категориям занятых(произв-ые/администре);соц.статусу,полу;возрасту,нац-ти;профессиям,уровню квалификации,уровню образ-я, стажу. Анализ стр-ры рук-ей решает задачи диф-ции раб-ов управления по группам: а) функц.-технич. должности (высший ур. рук-ва, директор, президент), б) общ. администрация, в) наблюдение (набл. совет), а также для установления сложности и ур. квалификации по каждой группе для соответствия занимаемой должности и з/п. Анализ соц. структуры выполняется для прогнозирования поведения раб-ов и их удовлетв-ти трудом и уровнем з/п. Персонал как объект упр-я имеет собств-е св-ва (организационно-структурные, психологические, социальные и другие), требующие умелого учета в практической работе. Анализ показателей кач-ва (по категориям и структуре) и числ-ти персонала, необходим для осущ-я планир-я числ-ти, производит-ти труда, затрат на персонал, для опред-я продуктивности вложений. 1) Списочн числ-ть = число сотр-ов, кот официально раб-ют 2) Среднеспис. числ-ть = сумма явок и неявок за все дни периода/ число календарных дней периода 3) Оборот по приему представляет собой число лиц принятых в орг-ю за период. 4) Оборот по выбытию – число лиц, уволившихся из орг-и за период. 5) Коэф. оборота по приему = количество принятых на работу/ среднеспис. численность 6) Коэф. оборота по выбытию = количество уволившихся/ среднеспис. численность 7) Коэф. текучести = число уволившихся /среднис числ-ть 8) Коэф. постоянства = число работников, проработавших весь период/среднеси числ 9) Коэф. внутр. мобильности персонала = число сотр-ов, сменивших долж-ти в теч периода /среднеспис. Числ-ть 10) Коэф. закрытия штат. расписания = факт. числ-ть/ план. числ-ть. 11) Коэф. замещения = число принятых за период = Коэф. оборота по приему/ число уволенных за период коэф. оборота по выбытию 12) По категориям и структуре 13) Произв-ть труда 1 работника 14) Доля ФОТ в структуре затрат 15) Средн. Начисл з/п 16) Доля затрат на обучение персонала в структуре затрат
Оценка персонала: направления и задачи. Основные методы оценки персонала. Этапы аттестации персонала.
Оценка персонала —процесс устан-ия соотв-ия качеств-х характ-ик персонала треб-ям должности или рабместа. Задачи оценки перс: 1.выбор места в орг стр-ре и установление функций оцен-го раб-ка; 2.разработка программы его развития; 3.опред-е степени соотв-я заданным критериям оплаты труда и уст-е ее величины; 4.опред-е способов мотивации раб-ка. 2 вида оценки: оценка кандидатов на вакантную долж-ть при отборе персонала и текущая периодичъ оценка сотр-ов при аттестации персонала(оценка деловых качеств,качества труда,результаты труда). Методы оценки персонала 1.Биографический метод -по биографическим данным 2.Произвольные устные или письменные характеристики 3.Оценка по результатам конкретной работы, выполняемой работником 4.М. групповой дискуссии-обсуждение проблем в группе при кт оцениваются кач-ва раб-ка. 5.М. эталона- Оценка относительно наилучшего работника, выбранного за эталон 6.Матричный м. -Сравнение фактических качеств работника с набором желательных качеств 7.М.суммируемых оценок- проставления по определенной шкале экспертных оценок 8. Тестирование 9. М. заданной балльной оценки-начисление снижение баллов 10. М. самооценок перед коллективом 11.М. упорядочения рангов- Несколько оценок расставляют в ранжированный ряд относительно одного значения 12. М. альтернативных характеристик- работник характеризуется с точки зрения наличия или отсутствия того или иного качества Аттестация персонала— процедура определения квалификации, уровня знаний, практических навыков, деловых и личностных качеств, качества труда и на сколько человек соотв-ет занимаемой должности. Этапы аттестации 1. Подготовка: разработку методики проведения аттестации; издание док-ов по проведению; подготовку материалов аттестации (бланки, формы и т.д.). 2. Проведение аттестации: аттестуемые и руководители самостоятельно готовят отчеты; аттестуемые,руководители, сотрудники и коллеги заполняют оценочные формы;анализ рез-ов;проводятся аттестационная комиссии. 3. Подведение итогов аттестации:подготовка рекоменд-ий по работе с персоналом; утвержд-е рез-тов аттестации. Анализ результатов аттестации включает: 1) Оценка труда —это выявление работников: не удовлетворяющих/удовлетв. стандартам труда; 2) Оценка персонала предполагает: ур-нь развития проф кач-в,оценка перспектив,оценка роста. 3) Сведение и обработка данных проводятся по окончании аттестации.: сост-ся сравнит-е таблицы эф-ти раб-ов; выделяются работники, способных к развитию);готовятся рекоменд-ии по использ-ю данных аттестации 4) Проведение собеседований по рез-ам аттестации 5. Управление деловой карьерой в организации (сущность, виды и этапы карьеры, карьерограмма). Этапы формирования резерва кадров на предприятии.
Карьера - быстрое и успешное продв-е вверх по служ лестнице. Для О важно упр-е деловой карьерой сотр-ов.это дает возм-ть «вырастить» спец-та или рук-ля в стенах своей орг-ции. Виды карьеры Внутриорг-ая -за время проф деят-ти раб-к проходит обуч-е, поступл-е на работу, проф рост, развитие проф спос-ей, уход на пенсию. Эти стадии работник проходит в одной О.. Межорг-я -раб-к в процессе деят-ти проходит все стадии развития в разных О. Специализир-я – сотр-к в процессе деят-ти проходит разл стадии развития в одной, и в разных орг-циях, по одной профессии. Неспециализир-ая – раб-ик должен знать и выполнять разные функции и работать на разных участках,в одной и разных О. вертикальная - подъем на более высокую ступень стр-ры (повыш-е в должности) горизонт-ная- перемещ-е в др функц обл деят-ти, либо вып-е служебной роли на ступени, не закреплена в орг стр-ре. скрытая - доступен огранич кругу раб-ков, имеющих связи вне орг-ции. Приглаш-е раб-ка на недоступные др. сотр-кам встречи, совещания, наличие доступа к скрытой ифно, отдельные важные поручения рук-ва. Ступенчатая- совмещает эл-ты гор и верт видов карьеры.(чередование) Этапы деловой карьеры - отрезки труд. жизни человека в какой-л.сфере деят-ти по пути достижения своих жизненных целей. На разных этапах карьерычеловек удовлетворяет разл.е потр-ти. 1.Предварит-й- до25,Учеба, испытания на разных работах,Начало самоутв-я, Безопа-сть существ-я. 2.Становление -до30,Освоение работы, развитие навыков, форм-ие квал спец-та, Самоутв0е, начало достижения независ-ти, Безоп-ть сущ-ия, здоровье ур зарплаты 3.Продвижение до45 Продвиж-е по служ лестнице, рост квалиф-ии, Рост самоутвержд-ия, достиж-е незав-ти, начало самовыражения, Здоровье, высокий ур-нь оплаты труда 4.Сохранение до60 Пригот-е к уходу на пенсию. Подг-ка к смене вида деят-ти., Стабилизация незав-ти, самовыражения, рост уважения., Сохран-ие ур зп и интерес к др источникам дохода. 5.Пенсионный после65, Занятие другими видами деят-ти, Самовыр-ние в нов сфере деят-ти, стабил-ция уважения, Размер пенсии, другие источники дохода, здоровье Карьерограмма – графич-е описание того, что должно происходить или происходит с людьми на различных этапах карьеры. Кадровый резерв - это потенциально активная и подготовленная часть персонала, способная замещать должности, а также часть персонала, проходящая подготовку для занятия рабочих мест более высокой квалификации. Источниками резерва кадров на руководящие должности могут стать: Руководящие работники аппарата, дочерних акционерных обществ и предприятий;Главные и ведущие специалисты;Спец-ты, имеющие соотв-щее образование и положительно зарекомендовавшие себя;Молодые специалисты, успешно прошедшие стажировку. Этапы работы с резервом 1. Анализ потребности в резерве. Для опр-я опт. числ-ти резерва необх-мо уст-ть: -потребность п/п в кадрах в перспективе. -факт. числ-ть подготовленного в дан. момент резерва. -примерный % выбытия из резерва; 2. Формирование и составление списка резерва. По конкр должностям. Необходимо определить когда на до включить в резерв,кто должен пройти обучение,какую форму подготовки применить к каждому кандидату с учетом его индивид особенностей. Задачи: оценка кандидатов; сопоставление качеств кандидата и тех требований; сравнение кандидатов и выбор одного соответств-го. 3. Подготовка кандидатов. - Индивид подготовка под рук-ом вышест рук-ля; -Стажировка в должности на своем и другом п/п; -Учеба в институте и на курсах в зависимости от планируемой должности. Для подготовки резерва разрабатываются и утверждаются администрацией три вида программ. Общая программа вкл. теор. подготовку - обновл-е и пополн-е знаний по отдельн. вопросам науки и практики упр-я пр-вом; повышение образ-я кандидатов; обучение спец. дисциплинам, необходимым для повышения эф-ти упр-я пр-вом. Форма контроля - сдача экзамена (зачетов). Спец программа - разделение всего резерва по спец-тям. Подготовка осущ-ся по след. напр-ям: деловые игры по общетехническим и спец. проблемам; решение конкретных производственных задач по специальностям. Форма контроля - разработка конкретных рекомендаций по улучшению производства и их защита. Инд программа вкл. конк.р задачи по повышению ур. знаний, навыков и умений для кажд. спец-та, по след. напр-ям: произв. практика на передовых отечественных и зарубежных п/п, стажировка на резервной должности. Инновационный менеджмент Основные понятия и положения теории инноватики (длинные волны Н.Д. Кондратьева, деловые циклы Й. Шумпетера, технологические уклады, нововведения-продукты, нововведения-процессы, модификация продуктов, жизненный цикл продукции и жизненный цикл технологии производства, инновационный процесс и его этапы). Инновац менеджмент - сов-ть принципов, методов и форм упр-я инновационными процессами, инновационной деятельностью, занятыми этой деятельностью организационными структурами и их персоналом. Появление теории инноватики обусловлено всем ходом ист развития общ пр-ва, особенно в период его индустр-ции. Знания по инноватике дают возм-ть предвидеть перспективу долгосрочн тех-эк развития общ пр-ва, оказ-ть влияние на изменения в фазах деловых циклов, а за счет инноваций - уменьшать периоды спада пр-ва и содействовать подъему деловой активности в промышленности. Исследовав обширный стат материал, связанный с цикличностью чередования сменяющихся фаз в пром пр-ве, эк-ст Кондратьев установил сущ-ие длинных волн, или больших циклов конъюнктуры протяженностью в 40-60 лет. Исследовались стат данные за период с конца 18века, то есть с начала пром революции. В сферу стат обработки данных вошли индексы товарных цен, курс ренты, з/п с/х и пром рабочих, оборот внешней торговли, а также другие важные эк показатели, включая потребление угля, производство чугуна и стали. Чтобы выявить большие циклы конъюнктуры, Кондратьев обозначил пром-капиталист циклы как средние протяженностью в 9 лет. Это было необх-мо для выравнивания стат данных, кроме того, гасило влияние малых циклов с более короткими колебаниями в 3-3,5 года. По рез-там проведенного исследования Кондратьев установил, что: · перед началом повышательной волны кажд большого цикла происходили глубокие изменения в технике (технологии) пр-ва на осн появления кардинальных изобретений и открытий, радикальных нововведений, · периоды повышательных волн больших циклов сопровожд-ся крупными соц потрясениями в жизни общества, тогда как на понижательном участке эти потрясения незначительны, · депрессия сельского хоз-ва на понижательном участке волны, · больш циклы конъюнктуры выяв-ся в том же ед проц динамики эк разв-я, в к-ом проявляются и ср циклы с их фазами подъема, кризиса и депрессии. Поэтому ср циклы как бы нанизываются на волны больш циклов. Сл-но, хар-р фазы большого цикла не может не отразиться на ходе ср циклов. Так, если наблюдать понижательный период большого цикла, то все повышательные тенденции ср циклов будут ослаблены, а понижательные тенденции будут усиливаться общей понижательной волной большого цикла. Краткие и слабые подъемы ср циклов будут сопровождаться длительными и более глубокими депрессиями. · повышательная волна больш цикла связана с обновлением и расширением осн кап благ, с радикальными изменениями в произв силах общ-ва. Для этого проц треб-ся огромные запасы капитала, в частности, для смены его пассивной части (зданий, сооружений, коммуникаций и др.). Отсюда необх-мо, чтобы кривая роста капитала была выше кривой тек инвестирования на замену активной части капитала в форме станочного оборудования, транспортных средств и т.п. Концентрации капитала способствует система кредита и фондовая биржа. Кривая темпа накопления капитала значительно выше на стадии понижательно-депрессивной волны, так как объем кап вложений снижается. Это создает накопительные условия для очередной повышательной стадии большого цикла экономической конъюнктуры. Деловые циклы Й.Шумпетера Исследуя эк изменения в факторах пр-ва, И. Шумпетер предложил схематическую картину сложной циклической модели. Толчок развитию дают не только внеш факторы, но и внутр, которые изнутри «взрывают» равновесие рын системы. Этими внутр факторами становятся новые произ комбинации, которые и опр-ют динамические изменения в эк-ке. Принципиально новыми комбинациями факторов пр-ва названы следующие: • создание нового продукта; • использование новой технологии производства; • использование новой организации производства; • открытие новых рынков сбыта; • открытие новых источников сырья. Новые комбинации факторов пр-ва получили название нововведений. В терминологии Шумпетера «нововведение» не является синонимом слова «изобретение», поскольку предпринимательская деят-ть связана с применением уже имеющихся средств, а не с созданием новых. Нововведения, реализуемые в разные сроки, приводят к разл изменениям, проявления к-ых усложняются на фоне крупного эк подъема. Шумпетер учитывал одновр-но неск синхронных движений и создал теорию мультицикличности. Деловые циклы Шумпетера для описания всех явлений опр-ся волновыми колебаниями. В каждый большой цикл конъюнктуры входит неск средних циклов, а в каждый средний - неск коротких циклов. В длинные волны входят циклы периодом в 55 лет (цикл Кондратьева). Со средними циклами (10 лет) связаны замена активной части капитала в форме станочного оборудования, транспортных средств и др. Короткие циклы в 2 года 4 месяца распространены Шумпетером на рыночные конъюнктурные изменения по отношению к опр видам продукции. В теории инноватики деловые циклы принято в наст вр связывать со сменой технол укладов в общ пр-ве. Уклад - обустройство, установившийся порядок орг-ции чего-л. Жизн цикл технол-го уклада имеет 3 фазы развития: 1 фаза приходится на его зарождение и становление в эк-ке предш-щего технол уклада. 2 фаза связана со структурной перестройкой эк-ки на базе новой технол-и пр-тва и соотв-ет периоду доминирования нового технол уклада в теч-е примерно 50 лет. 3 фаза приходится на отмирание устаревшего технол уклада. В тесной взаимосвязи со сменой фаз в жизн цикле технол уклада принято различать в совр концепции инноватики нововведения-продукт, нововведения-процессы и модификацию продуктов. Нововведения-продукты первичны. Они появ-ся в недрах эк-ки предшествующего технол уклада. Появление неординарных нововведений-продуктов означает фазу зарождения нов технол уклада. Одн, его медленное развитие на опр отрезке вр объясн-ся монопольным положением отдельн компаний, к-ые первыми применили нововведения-продукты. Они успешно развив-ся, добиваясь высокй прибыли, так как находятся под защитой законов об интеллектуальн собств-ти. Одн, монопольное положение на товарном рынке м закончиться из-за конкуренции др товаропроизв-лей, к-ые б стремиться произвести более совершенный нововведение-продукт. Поэтому орг-ция-монополист в период стабилизации пр-ва нов пр-ции приступает к продаже лицензий на технологию пр-ва своих изделий. В рез-те происходит распространение нововведений-процессов, сопровождаемое массовым перераспределением капиталов в технологической цепи нового технологического уклада в общественном производстве. В свою очередь, орг-ция, к-ая продала лицензию, получает в итоге доп средства для проведения ИДпо созданию новой и более конкурентоспособной продукции. Отсюда берет начало очередной деловой цикл, предупреждающий спад в промышленном производстве (очередная средняя волна, по Н.Д. Кондратьеву). Конъюнктурные изменения (короткие волны) вызываются на рынке товаров многими, часто непредсказуемыми причинами. Однако наиболее часто конъюнктурные изменения опр-ся таким фактором, как модернизация выпускаемой пр-ции со стороны отдельных предприятий. Это вызывает дополнительный спрос на рынке товаров, продлевает жизненный цикл продукции как инновации. Нововведения-процессы улучшают кач-во пр-ции, способствуют снижению издержек пр-ва и обеспечивают устойчивый потребительский спрос на рынке товаров. Согласно теории длинных волн Кондратьева выделяют 5 технол укладов или волн, протяженностью примерно 50 лет: 1.1785-1835 - новые технологии в текстильной промышленности, использование энергии воды. 2.1830-1890 - развитие ж/д-го транспорта и мех пр-ва во всех отраслях на основе парового двигателя. 3.1880-1940 - исп-ие в пром пр-ве электроэнергии, развитие тяжелого машиностроения и электротехнической пром-ти, открытия в обл химии. (радиосвязь, телеграф, автом-ль, самолет; прим-ия цв мет; появление крупн фирм, картелей, трестов; госп-во монополии и олигополии; концентрация банк и фин капитала). 4.1930-1990 - развитие энергетики с использованием нефти, газа, средств связи, нов синт материалов (массовое пр-во автомобилей, самолетов, вооружения, товаров народного потр-ия; использование атома). 5.1985-2035 - микроэл-ка, информ-ка, генная инженерия; нов виды энергии; освоение космоса; спутн связь; Интернет. В связи с ускорением НТП в будущем продолжительность волн будет сокращаться. Жизненный цикл продукции - сов-ть процессов создания и использования (потребления) продукции опр вида от начала исследования до ее утилизации или уничтожения включительно. Осн составляющие ЖЦ люб изделия следующие: маркетинговые исслед-ия потр-тей рынка; генерация идей и их фильтрация; тех и эк экспертиза проекта; научно-исслед работы по тематике изделия; опытно-конструкт работа; пробный маркетинг; подготовка пр-ва изделия на заводе-изготовителе серийной продукции); пр-во и сбыт; эксплуатация изделий; утилизация изделий. Стадии 4 - 7 - предпроизв-ные, и их можно рассм-ть как комплекс научно-тех подготовки пр-ва. Осн содерж-е целевых исследований в процессе упр-я ЖЦ изделия: анализ прогноз-го сост-ия об-тов, опр-е ожидаемых и факт рез-тов, оц приоритетности в реш-и локальных задач, выявление предпочтит направлений использования ресурсов Целесообразно в ходе упр-я жизн циклом изделия опираться на систему контр точек цикла. На всех контр точках анализируют отклонения кач и колич пар-ров изделия от проектных значений по тех и эк критериям и вырабатывают соотв-щие решения по критерию "эффект-затраты". Кол-во КТ зависит от хар-ра изделия. Длит-ти всех стадий ЖЦ изделия влияют на его эк эф-ть. Особое значение им сокращение сроков научно-тех подготовки пр-ва, в том числе и обеспечение опр параллельности выполнения отдельных этапов. Для этого необходимо: - снизить до мин все изменения, вносимые в изделие после передачи рез-тов от одного этапа к другому; - определить и реализовать рациональную параллельность работ, фаз, стадий цикла; - обеспечить сокращение затрат времени на выполнение отдельных этапов. Решение первой задачи обесп-ся инжен-тех методами (стандартизация, унификация). Решение второй задачи осуществляется путем применения планово-координационных методов. Решение третьей задачи состоит в использовании орг методов (развитие тех обесп-я, автоматизации, средств планирования, функционально-стоимостного анализа, опытного производства и т.д.). Практ-ки в больш-ве КТ жизн цикла обесп-е и оц качества изделия - 1 из первоочередных задач. Поскольку кач-во опр-ет эф-ть изделия и ур рын цены на него, то огромное значение приобретает комплексный подход к обеспечению качества. Качество продукции - это сов-ть св-в и хар-к изделия, к-ые придают ему спос-ть удовл-ть потребности. Инновац проц - уник явл-е, в к-ом достижения науки и тех-ки тесно переплетаются с развитием эк-ки, п/п-ва и упр-я. Профессор Ильенкова предлагает такую схему инновационного процесса: ФИ фундаментальные исследования - ПИ прикладные исследования - Р разработка - ПР проектирование - С строительство - ОС освоение - ПП промышленное производство - М маркетинг - СБ сбыт. Основой инновац процесса яв-ся процесс созд-я и освоения нов техники, к-ый начинается с фунд исследований, направленных на получение нов научн знаний и выявление наиболее существенных закон-тей. Второй стадией яв-ся прикладные исследования, направленные на исследование путей практ прим-ия открытых ранее явлений и процессов. Научно-исслед работа прикладного хар-ра ставит своей целью решение тех проблемы, уточнение неясных теор вопросов, получение конкр научн рез-тов, к-ые в дальнейшем будут использованы в опытно-конструкторских работах. В результате разработок (Р) создаются конструкции новых машин и оборудования и процесс плавно переходит в фазы: проектирование (ПР), строительство (С), освоение (ОС) и промышленное производство (ПП). Фазы маркетинг (М) и сбыт (СБ) связаны с коммерческой реализацией результатов инновационного процесса. Гл особ-тями инновац процесса яв-ся его цикличность, поэтапная реал-ция нововведений и выс степень риска. 3 формы инновационного процесса: Простой внутриорганизационный, Прост межорг-ный, Расширенный инновац Субъектов инновац процесса можно разделить на следующие группы: Новаторы, Пионерские орг-ции, Раннее больш-во, Отстающие.
Стратегический менеджмент Антикризисное управление Экономическая теория Сущность спроса Спрос, как экономическая категория, отражает потребности людей, но не все, а лишь ту их часть, которая может быть оплачена потребителями. Можно дать два определения термину «спрос»: Во-первых, спрос – это желание покупателей, подкрепленное их возможностью, приобрести определенное количество товаров и услуг по различным ценам в определенном месте и в определенное время. Во-вторых, спрос – это зависимость между количеством товара, который покупатели хотят и могут купить, и ценами на этот товар. Максимальная цена, по которой покупатель согласен купить определенное количество данного товара, называется ценой спроса. Спрос не следует отождествлять с величиной спроса, которая определяется уровнем цены. Величина спроса - это количество товара (услуг), которое покупатели готовы купить по данной цене в определенное время в определенном месте. Основное свойство определяется законом спроса, который гласит:величина спроса возрастает при снижении цены и уменьшается при повышении цены товара, или, другими словами, чем больше количество товара, которое необходимо продать, чем ниже должна быть назначаемая на него цена и наоборот. Т.е. существует отрицательная (обратная) связь между величиной спроса и ценой. Это объясняется следующими причинами: 1. Цена представляет собой барьер, мешающий совершить покупку. Цена осуществляет «естественный отбор» покупателей в зависимости от их покупательных возможностей. 2. Потребление подвержено действию универсального принципа убывающей предельной полезности, согласно которому каждая последующая единица данного продукта меньшее удовлетворение и потребители готовы покупать дополнительную единицу продукта только при условии, что цена на него снижается. 3. Действие закона спроса можно объяснить эффектом дохода и эффектом замещения. Эффект дохода – воздействие, оказываемое изменением цены товара на реальный доход потребителя и на приобретаемое им количество товара. При более низкой цене потребитель может позволить себе купить больше данного продукта, не отказывая себе в приобретении альтернативных товаров. Т.е. снижение цены на потребляемый товар означает относительное увеличение дохода потребителя. Эффект замещение – изменение величины спроса на товар в результате замещение (замены) более дорогих товаров менее дорогими. При более низкой цене у потребителя появляется стимул приобрести дешевый товар вместо аналогичных товаров, которые теперь становятся относительно дороже. Зависимость величины спроса от цены может быть представлена одним из трех способов: 1. Табличный (шкала спроса); 2. Аналитический (функция спроса); 3. Графический (график спроса). Шкала спроса – изображение в табличной форме зависимости величины спроса от различных цен. Функция спроса показывает математическую зависимость величины спроса от цены и других переменных факторов. Если рассмотреть зависимость величины спроса на i -ый товар от цены этого товара , при условии, что все другие факторы постоянны, функция спроса будет иметь вид:
В развернутом виде в функции спроса учитывается ряд неценовых факторов, и она имеет следующий вид:
где - объем спрос на i -ый товар; Рi - цена за единицу i -го товара; P 1, Р 2 ,…,Рj- 1 - цены на другие связанные товары; Y - денежный доход потребителей; U - вкусы и предпочтения потребителей; О - ожидания изменения цен; Z - количество покупателей на рынке.
Зависимость между величиной спроса и ценой можно представить в виде графика спроса (рисунок 5.2). Изображенная на графике кривая спроса D [1] является некоторой моделью реагирования потребителя на изменение товара. График имеет отрицательный наклон, иллюстрируя действие закона спроса. В некоторых случаях наблюдается невыполнение закона спроса и аномальная реакция на возрастание цен, выражающаяся в увеличении величины спроса при увеличении цен. В условиях всеобщего роста цен и отставания индексации доходов населения, растет величина спроса на товары первой необходимости (в частности продукты питания: картофель, хлеб, молоко и т.д.) со стороны низкодоходных слоев населения, что объясняется эффектом Гиффена. На величину спроса оказывает влияние временная составляющая. Чем продолжительнее ценовые изменения, тем большими будут количественные изменения спроса, так как в среднесрочном, а особенно в долгосрочном временном периоде появляется возможность рассмотрения альтернативных вариантов удовлетворения потребностей. Временная реакция спроса представлена на рисунке 5.3.
При анализе спроса необходимо различать два разных по своей сути эффекта: 1. Передвижение по (вдоль) кривой спроса вследствие изменения цены на данный товар определяется изменением величины (объема, количества) спроса. 2. Отклонение кривой, которое может иметь место при изменении неценовых детерминант (факторов) спроса, определяется изменением спроса.
Равновесие по Вальрасу Суть: равновесие на рынке складывается под влиянием давления избытков спроса и избытков предложения. Диаграмма равновесия (рисунок 5.12 а) показывает, что при цене Р1 объем спроса превышает объем предложения на величину (), определяя тем самым дефицит (I) данного товара. И наоборот, при цене Р2 объем предложения превышает объем спроса на величину (), предопределяя избыток (II) товара. Таким образом, равновесие – это такая комбинация «количество-цена», при которой нет превышения объема спроса над объемом предложения и наоборот. Равновесная цена РЕ – цена, при которой количество товара (услуг), предлагаемого продавцами, совпадает с количеством товаров (услуг), которое готовы купить покупатели, т.е. соблюдается равенство: при Р = РЕ. При равновесной цене количество находящихся в обращении товаров достигает своего максимального объема. При равновесной цене рынок сбалансирован, так как приобретают все, что продавцы собирались продать. Из-за изменения неценовых факторов спроса и предложения состояние равновесия может быть нарушено, однако механизм взаимодействия спроса и предложения возвращает систему в равновесное состояние. Если будет установлена цена выше равновесной (P2 > PE), то часть товара будет не продана. Для реализации остатка продукции продавцы будут вынуждены снизить цену до равновесной цены РЕ. Если будет установлена цена ниже равновесной (P1 < PE), то товар будет распродан мгновенно, причем часть запросов покупателей останется неудовлетворенной. В результате чего цена будет подниматься до уровня равновесной цены РЕ. Равновесие по Маршаллу Суть: равновесие на рынке складывается под влиянием превышения цены спроса и цены предложения (или соответственно наоборот), на что продавцы реагируют увеличением или уменьшением объема предложения. Равновесие по Маршаллу иллюстрирует рисунок 5.12 б).
Если объем предложения ниже равновесного уровня (Q1 < QE), цена спроса выше цены предложения (), что побуждает продавцов увеличивать объем предложения. Если объем предложения превышает равновесный уровень (Q2 > QE), цена предложения выше цены спроса (), что заставляет продавцов снижать объем предложения. Условие равновесия по Маршаллу: . Маршалл рассматривал величину спроса и величину предложения как независимые переменные, от которых зависят «цена спроса» и «цена предложения». Равновесие по Маршаллу обеспечивается изменением (уменьшением или увеличением) объема предложения, что показано на рисунке 5.12 б) стрелками.
Рис. 6.2. Закон Оукена В условиях полной занятости объем производства равен , а норма безработицы . Если занятость будет снижаться, а безработица расти, то объем производства также уменьшится. Таким образом, график отражает убывающую зависимость объема производства от нормы безработицы. В практике изучения безработицы в России сложились три основных подхода к изучению этого явления. Определенная группа экономистов исследует безработицу как недоиспользование части экономически активного населения в общественном производстве. Для других исследователей безработица выступает как ситуация, когда гражданин не имеет возможности трудоустроиться по независящим от него обстоятельствам. Третьи оценивают безработицу как следствие функционирования хозяйственного механизма, которому свойственны внутренние противоречия рыночной экономики. Все эти подходы имеют право на существование. В каждом из них раскрыт авторский подход к сущности этого явления. Для исследования причин безработицы используют различные концепции (о них говорилось в теоретической части моей работы). Нельзя не обратить внимания на то, что в концепциях, объясняющих безработицу, раскрывающих ее причины, анализируются общества с развитыми рыночными отношениями, стабильно функционирующим рынком труда. Россия же находится на стадии становления рыночной экономики, перехода от административно-командной экономики к рыночной. Это обстоятельство учитывается очень редко. Специфика ситуации в России обусловлена отличием ее социально-экономических условий, предшествующих рыночной экономике. В большинстве стран капитализм зарождался в недрах феодализма, и, следовательно, этот процесс носил эволюционный характер. В России происходит процесс перехода от "социализма" к рыночной экономике. Оценивая сегодняшнюю экономическую ситуацию в России, нельзя не иметь в виду, что подавляющая масса экономически активного населения сформировалась как работник в доперестроечный период. А в тех условиях в стране деятельность людей была преимущественно связана с материально-вещественным производством. Такая занятость считалась престижной и более выгодной. Работники получали сравнительно высокую заработную плату, были лучше обеспечены жильем, базами отдыха, детскими садами, пионерскими лагерями и т.д. При этом экономике не был присущ инновационный характер, что сохранилось и сегодня. В новых условиях отраслевая и профессиональная структуры занятости населения оказались практически несовместимыми с рыночной экономикой. Эти структуры нуждаются не просто в совершенствовании, а в кардинальной перестройке. В доперестроечный период практически отсутствовала проблема трудоустройства. В обществе господствовал принцип всеобщности и обязательности труда. При этом экономика постоянно испытывала дефицит рабочей силы. В результате работники имели определенные возможности диктовать руководству предприятий свои условия труда и его оплаты, угрожая увольнение
|
||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-08-16; просмотров: 419; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 13.59.82.60 (0.015 с.) |