Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Текст-описание. Схема построения описательного текста

Поиск

Знакомство с текстом

Учитель-логопед выставляет предметную картинку «Волк», текст записан на доске.

Волк — мощный зверь. Он похож на крупную собаку.

Тело волка покрыто серой шерстью. У него большие и длинные лапы. Хвост опущен вниз. Глаза у волка внимательные и зоркие. Уши торчат, как у овчарки. У волка большая пасть и длинные острые зубы. Нюх у хищника очень хороший.

Волк легко может выследить и настигнуть добычу.

— Прочитайте текст. (Чтение текста вслух 2—3 учени­
ками.)

Анализ текста

— Докажите, что это текст.

— Определите тему текста. (Текст о волке.)

— Определите основную мысль текста. (Описание волка.)

— Над каким типом текста мы сегодня будем работать?
Докажите.

— Как строится текст-описание? Назовите части текста-
описания.

— Озаглавьте. (Волк.) (Запись заголовка текста в тетрадь,
на доске.)

Беседа по содержанию. Составление плана текста. Язы­
ковые средства связи

— Сколько в этом тексте частей? Объясните свой ответ.

— Составим план.

— Прочитайте первую часть рассказа.


— Сначала выделен общий признак предмета. (Учитель-л огопед прикрепляет на доске опорную таблицу).

ОБЩИЙ ПРИЗНАК

— Предложите название этой части. (Мощный зверь.) (За­
пись в тетрадь, на доске.)

— Назовите опорные слова этой части. (Мощный, похож.)
(Учитель-логопед записывает опорные слова на доске.)

— Прочитайте вторую часть текста.

— Эта часть содержит признак частей предмета. (Учитель-
ло гопед прикрепляет на доске опорную таблицу).

[признак частей

Перечислите по порядку, что описывается во второй ча­сти? (Тело, лапы, хвост, глаза, уши, пасть.)

Уточнение лексического значения слова:

Пасть — зев, рот зверя, рыбы.

Как описывается каждая часть предмета? Назовите опор­ные слова. (Запись в тетрадь, на доске по ходу чтения и раз­бора текста.)

Признак частей:

1) тело покрыто шерстью

2) лапы большие, длинные

3) хвост опущен вниз

4) глаза внимательные, зоркие

5) уши торчат, как у овчарки

6) пасть большая, острые зубы

— Прочитайте третью часть.

Итогом текста является оценка предмета. (Учитель-лого­пе д прикрепляет на доске опорную таблицу).

[оценка предмета 1

— Прочитайте оценку предмета автором.

— Предложите название этой части. (Опасное животное.)
(Запись в тетрадь, на доске.)

— Назовите опорные слова этой части. (Легко выследить,
настигнуть добычу.)

(Учитель-логопед записывает опорные слова на доске.)

— Прочитайте текст еще раз. Как предложения связаны
друг с другом?

— Назовите языковые средства связи. (Волкзверь, он, у
него, хищник.
Используются имена существительные, обозна­
чающие части целого: тело, хвост, глаза, уши, нюх у хищника.)


       
 
   
 

ТЕМА.
ЦЕЛИ;
ОБОРУДОВАНИЕ:

«Текст»

Образец записи на доске:

ВОЛК.

План.

Мощный зверь.

ОБЩИЙ ПРИЗНАК

Мощный, похож

а) тело б) лапы в) хвост г) глаза А) уши е) пасть
ПРИЗНАК ЧАСТЕЙ

покрыто шерстью большие, длинные опущен вниз внимательные, зоркие торчат, как у овчарки большая, острые зубы

ОЦЕНКА ПРЕДМЕТА Опасное животное Легко выследить,

настигнуть добычу

Устный пересказ текста по плану, опорным словам

— По плану, опорным словам перескажите текст.
Учащиеся пересказывают. Логопед помогает учащимся

использовать при пересказе план, опорные слова; редактиру­ет высказывания учащихся. Оценивание устных пересказов учащихся.

• Обобщение.

Прочитайте опорные слова текста-описания. Определи­
те часть речи. (Коллективная работа.)

Сделайте вывод, какие слова чаще всего являются опор­
ными в текстах-описаниях? (Имена прилагательные.)

 

С каким животным сравнивается волк? Прочитайте
предложения, в которых содержится это сравнение. (Он по­
хож на крупную собаку. Уши торчат, как у овчарки.)

Какие слова помогают сделать сравнение: (Похож на.;.
...; торчат, как...........)


9-10 занятия

Текст-рассуждение. Характерные признаки текста -рассуждения. Схема построения рассуждения.

формировать умения конструировать сложно­
подчиненные предложения, анализировать при­
чинно-следственные связи;

• познакомить с особенностями текста типа «рас­
суждение», схемой построения те кета-рассужде­
ния;

• формировать умения определять особенность
текста-рассуждения;

■• совершенстврвать слоговой анализ слов.

набор опорных таблиц «Текст-рассуждение», кар­точки с текстом (см. приложение 2, карт.), запись на доске.

ХОД ЗАНЯТИЯ:

Организационный момент

— Ребята, вы все читали книгу о веселых приключениях
Незнайки. Как называется кита.*! («Приключения Незнайки
и его друзей»)

— Сядет тот, кто вспомнит имена друзей Незнайки. Опре­
делите в имени героя количество слогов.

Знайка, Торопыжка, Авоська, Небоська, поэт Цветик, доктор Пилюль-кин, художник Тюбик, изобретатели-механики Винтик и Шпунтик, слад­коежка Пончик, Растеряйка, Сиропчик, охотник Пулька, музыкант Гусля.

Кто написал эту замечательную книгу? (Николай Нико­
лаевич Носов.)

— Вы знаете, какое слово на свете самое беспокойное, са­моё любознательное? Оно, как сказал замечательный сказоч­ник Джанни Родари, «гуляет по всему свету, оно забирается

Вступительная беседа


«Текст»


11-12 занятия


 


во все, что мы с вами видим, слышим, трогаем, нюхаем. Оно заставляет людей, не только маленьких, но и взрослых, зада­вать массу полезных и нужных вопросов». Кто догадался, о каком слове идет речь? (Почему.)

— Конечно, это слово «почему»! Когда-то оно жило в слова­
ре, а потом ему стало скучно «сидеть» без дела и пошло «по­
чему» гулять по белу свету. А к вам оно заглядывало? Вы лю­
бите задавать вопрос «почему»?

— Чтобы ответить на этот вопрос, нужно что-то объяснить, |
доказать. Сегодня на занятии мы познакомимся с предложе­
ниями и текстами, в которых что-то объясняется или доказы­
вается.

 

3. Запись числа, темы занятия

4. Конструирование сложноподчиненных предложений.
Смысловой анализ составляющих частей предложения

 

— Составьте полный ответ на вопрос: «Почему жителей
Цветочного города звали малышами?» (Жителей Цветочно­
го города звали малышами, потому что они были маленького
роста.)

— Повторите предложение-ответ. (1—2 ученика.)

— Как называется такое предложение? (Это сложное пред­
ложение.)
Объясните свой ответ.

Запись предложения (орфографическая диктовка, уточ­нить постановку знака препинания). Составление схемы сложного предложения, обозначение главного предложения.

КОЛЛЕКТИВНАЯ РАБОТА.

— Прочитайте из предложения то, что объясняется? (Жи­
телей Цветочного города звали малышами.)

— А теперь прочитайте само объяснение? (Потому что
они были маленького роста.)

— С каких слов начинается объяснение? (Потому что). Об­
ратите внимание на постановку знака препинания перед эти­
ми словами!

Вывод. Это сложное предложение отвечает на вопрос по­чему? В нем содержится рассуждение, где дается объясне­ние какому-либо явлению, предмету, факту, событию и т. д. Предложение состоит из двух частей. Первая часть пред­ложения — это то, что объясняется, а вторая часть предло-


жения — это само объяснение. В объяснении могут использо­ваться слова: во-первых, во-вторых, так как, поэтому, потому что, значит, кроме того, итак, следовательно.

— Послушайте.

Шел Сережка по траве, Бил цветы по голове, Бил панамкой, бил ладошкой. Не хотим играть с Сережкой!

— Дайте полный ответ на вопрос: «Почему ребята не хотят
играть с Сережкой?» (Дети составляют устный ответ — пол­
ное сложноподчиненное предложение.)

— Повторите предложение-ответ. (1—2 ученика.)

— Что объясняется в этом предложении?

— Какое дается объяснение? С каких слов начинается это
объяснение?

— Послушайте.

Снег кружится над деревней, Снег ложится на деревья, На заборы он ложится И на лысые пеньки. Почему же он боится Теплой маленькой руки?

— Дайте полный ответ на вопрос: «Почему снег боится
руки?» (Дети составляют устный ответ — полное сложнопод­
чиненное предложение.)

— Повторите предложение-ответ. (1—2 ученика.)

— Что объясняется в этом предложении?

— Какое дается объяснение? С каких слов начинается это
объяснение?

5. Физкультминутка

Вот Незнайкина зарядка. Выполняйте по порядку: Встаньте прямо, улыбнитесь. Выше, выше потянитесь. Ну-ка плечи распрямите, Поднимите, опустите. Влево, вправо повернулись, Рук коленями коснулись.


«Текст»


11-12 занятия


 


Сели, встали, сели, встали. Вы, надеюсь, не устали? Надо вам спокойно встать И спокойно подышать.

6. Работа с текстом-рассуждением

• Знакомство с текстом

Учитель-логопед выдает каждому ребенку карточку с тек­стом (см. приложение 2).

С давних пор люди строят из кирпича. Очень он строителям понравился. Почему же так понравился кирпич?

Во-первых, делают кирпич из глины и песка. А они повсюду есть под рукой. Во-вторых, кирпич не горит и воды не боится. В-третьих, в самый сильный мороз кирпич не трескается. Кроме того, в кир­пичном доме тепло зимой и прохладно летом. Поэтому так много во всем мире домов из кирпича.

— Прочитайте текст. (Чтение текста вслух 2—3 учени­
ками.)

• Анализ текста

— Докажите, что это текст.

— Определите тему текста. (Текст о кирпиче.)

— Определите основную мысль текста. (Кирпичудобный
и универсальный строительный материал.)

— Озаглавьте рассказ. (Кирпич.) (Запись заголовка текста
в тетрадь, на доске.)

— Определите тип текста. (Текст-рассуждение.) Докажи­
те. (Текст отвечает на вопрос: почему так много построено из
кирпича?)

■— Запишите определение в тетрадь. (Орфографическая диктовка учителя-логопеда, обратить внимание на постанов­ку знаков препинания.)

Рассуждение — это объяснение событий, фактов, явлений, причин.

• Беседа по содержанию. Составление плана текста. Язы­
ковые средства связи.

— Проанализируем схему построения текста-рассуж­
дения.

— Сколько в нем частей? Объясните свой ответ.


 

— Прочитайте то, что объясняется. (Первая часть текста.)

— Прочитайте ту часть рассказа, которая содержит объяс­
нение.

— Прочитайте вывод. (Третья часть текста.)

— Составим план текста.

— Прочитайте первую часть рассказа.

— Сначала выделен тезис или основная мысль. (Учитель-
логопед прикрепляет на доске опорную таблицу). 1 ТЕЗИС [

— Предложите название этой части. (Почему понравился
кирпич.)
(Запись в тетрадь, на доске.

— Назовите опорные слова этой части. (С давних пор, поче­
му понравился.)
(Учитель-логопед записывает опорные слова
на доске.)

— Прочитайте вторую часть текста.

— Приводятся доказательства тезиса. (Учитель-логопед
прикре пляет на доске оп орную таблицу).

1 ДОКАЗАТЕЛЬСТВА]

Прочитайте, по порядку все доказательства.

— Назовите опорные слова. (Запись в тетрадь, на доске по
ходу чтения и разбора текста.)

Делают, повсюду, под рукой Не горит, не боится Не трескается Тепло, прохладно
Доказательства.

Во-первых,... Во-вторых,... В-третьих,... Кроме того,..

— В конце делается вывод. (Учитель-логопед прикрепляет
на доске опорную таблицу). |ВЫВОД].
Дается полная схема: _________

ТЕЗИС

| ДОКАЗАТЕЛЬСТВА

ВЫВОД

— Прочитайте заключительную часть.

— Предложите название этой части. (Из кирпича много до­
мов.)
(Запись в тетрадь, на доске.)

 

— Назовите опорные слова этой части. (Во всем мире.)
(Учитель-логопед записывает опорные слова на доске.)

— Прочитайте текст еще раз. Как предложения связаны
друг с другом?


«Текст»


11-12 занятия


 


                               
   
     
   
   
 
     
 
 
 
 
 
   
 
   


— Назовите языковые средства связи. (Кирпичон. Ис­пользуются слова: во-первых, во-вторых, в-третьих, кроме, того, поэтому.)

Образец записи на доске:

КИРПИЧ План

ТЕЗИС. [ Почему понравился кирпич. С давних пор, почему понравился

ДОКАЗАТЕЛЬСТВА] Во-первых,... Во-вторых,... В-третьих,... Кроме того,...

Делают, повсюду, под рукой Не горит, не боится Не трескается Тепло, прохладно

ВЫВОД.| Из кирпича много домов. Во всем мире

Устный пересказ текста по плану, опорным словам

— По плану, опорным словам перескажите текст.
Учащиеся пересказывают. Логопед помогает учащимся

использовать при пересказе план, опорные слова; редактиру­ет высказывания учащихся. Оценивание устных пересказов учащихся.

7. Обобщение. Итог занятия

— О чем говорится в тексте-рассуждении? (В текстах-
рассуждениях говорится о причинах событий, фактов, явле­
ний.)

— Из каких частей состоит текст-рассуждение? (В текс­
тах-рассуждениях есть мысль, которая доказывается, дока­
зательства и вывод.)

— Как составить план текста? (Сначала прочитать текст
2
3 раза, разделить на смысловые части. Определить, что
в каждой части самое важное. Озаглавить каждую часть,
записать пункты плана.)


МАТЕРИАЛ ДАЯ ЗАКРЕПЛЕНИЯ

Текст-рассуждение «КОНЕК НА КРЫШЕ»

• Знакомство с текстом

КОНЕК НА КРЫШЕ

В старину избы часто украшали коньками. Кто был первым помощником человека? Конечно, конь!

Конь помогал крестьянину пахать землю, сеять зерно.

Многие века конь служил транспортом. На нем люди ездили и перевозили поклажу.

Без коней не было бы и почты. Почтовые лошади перевози­ли разные вести на большие расстояния.

А кто помогал русскому воину в бою? Конь! Случалось, он выносил с поля боя раненого хозяина, спасал ему жизнь.

Живет конек на крыше. Дождик прольет — станет конь золо­тым. Еще выше поднимает голову, гордится собой.

(Е. Каменева)

— Прочитайте текст. (Чтение текста вслух 2—3 ученика­
ми.)

Анализ текста

— Докажите, что это текст.

— Определите тему текста. (Текст о коньке на крыше.)

— Определите основную мысль текста. (Почему люди поме­
щали на крышу конька?)

— Определите тип текста. (Текст-рассуждение.) Докажи­
те. (Текст отвечает на вопрос: почему люди помещали на
крыши домов конька?)

— Запишите заголовок. (Запись заголовка текста в тет­
радь, на доске.)

Беседа по содержанию. Составление плана текста. Язы­
ковые средства связи

— Проанализируем схему построения текста-рассужде­
ния.

— Сколько в нем частей? Объясните свой ответ.

— Прочитайте то, что объясняется. (Первая часть текста.)

— Прочитайте те части рассказа, которые содержат объяс­
нения или доказательства.


«Текст»


11-12 занятия


 


                   
   
   
 
 
   
     
 
 

Образец записи на доске: КОНЕК НА КРЫШЕ План

Конек на крыше. В старину украшали помощ киком, конечно
• Устный пересказтекста поплану, опорным словам — По плану, опорным словам перескажите текст. Учащиеся пересказывают. Логопед помогает учащимся использовать при пересказе план, опорные слова; редактиру­ет высказывания учащихся. Оценивание устных пересказов учащихся. • Обобщение — Очем говорится в тексте-рассуждении? (В текстах- рассуждениях говорится о причинах событий, фактов, явле­ ний.) — Из каких частей состоит текст-рассуждение? (Тезис, до­ казательства и вывод.)

 

— Прочитайте вывод. (Последняя часть текста.)

— Составим план текста.

— Прочитайте первую часть рассказа.

— Выделите тезис или основную мыс ль. (Учит ель-логопед
прикрепляет на доске опорную таблицу). [ТЕЗИС]

Продолжите название этой части. (Конек на крыше.)
(Запись в тетрадь, на доске.)

— Назовите опорные слова этой части. (В старину укра­
шали, помощником, конечно.)
Учитель-логопед записывает
опорные слова на доске.)

— Прочитайте те части рассказа, которые содержат объяс­
нения или доказательства тезис а. (Учитель-логопед пр икреп-

ляет на доске опорную таблицу). | ДОКАЗАТЕЛЬСТВА

— Прочитайте, по порядку все доказательства тезиса. На­зовите опорные слова. (Запись в тетрадь, на доске по ходу чте­ния и разбора текста.)

|ДОКАЗАТЕЛЬСТВА.! Помощник человека:

а) на земле; Крестьянину, пахать, сеять

б) транспорт; Служил, ездили, перевозили

в) почта; Не было бы, почтовые вести,

расстояния

г) на войне. Помогал русскому воину,

случалось, выносил раненого хозяина, спасал

— Прочитайте вывод. (Учител ь-логопед прикрепляет на
доске опорную таблицу). [ВЫВОД[

— Предложите название этой части. (Золотой конь.) (За­
пись в тетрадь, на доске.)

— Назовите опорные слова этой части. (На крыше, про-
льет, станет, выглянет, поднимает, гордится.) (Учитель-
логопед записывает опорные слова на доске.)

— Прочитайте текст еще раз. Как предложения связаны
друг с другом?

— Назовите языковые средства связи. (Коньна нем, он,
лошади. Используются вопросительные предложения. (Кто
был первым помощником человека? А кто помогал русскому
воину в бою?)).


ТЕЗИС

[ДОКАЗАТЕ ЛЬСТВА! Помощник человека:

а) на земле;

б) транспорт;

в) почта;

г) на войне.

ВЫВОД

Золотой конь.


Крестьянину, пахать, сеять

Служил, ездили, перевозили

Не было бы, почтовые вести,

расстояния

Помогал русскому воину,

случалось, выносил раненого

хозяина, спасал.

На крыше, прольет, станет, выглянет, поднимает, гор­дится.


«Текст»


13 занятие


 


               
   
   
 
     
 
 

ТЕМА,

Составление плана текста с обозначенными частями,

ЦЕЛИ:

• формировать умения определять тип текста, срав­
нивать тексты на одну тему;

• закреплять знания о схеме построения текста-пове­
ствования, текста-описания, текста-рассуждения;

• формировать умения составлять план текста по
обозначенным частям.

ОБОРУДОВАНИЕ:

наборы опорных таблиц «Текст-повествование», «Текст-описание», «Текст-рассуждение», лист с тек­стами (см. приложение 2), памятка «Типы текстов» (см. приложение 2), запись на доске.

ХОД ЗАНЯТИЯ;

1. Организационный момент. Беседа-повторение

На доске:

(описание) (повествование) (рассуждение)

пи, ни, са, о, е

по, ва, е, вест, во, ни

е, рас, де, суж, ни

Замок откроется тогда, Когда составишь ты слова. Попробуй разгадать быстрее всех! Уверена, что ждет тебя успех!

— Сядет тот, кто из слогов составит слово.

Учитель предлагает детям пользоваться памятками. (Дать таблицу «Типы текстов»). Логопед может попросить учащих­ся в процессе беседы-повторения воспроизвести схему постро­ения того или иного типа текста на доске, пользуясь наборами опорных таблиц типов текстов.

— Назовите типы текстов.

— Каково содержание текста-повествования?

— Как строится текст-повествование?

— Каково содержание текста-описания?


 

— Как строится текст-описание?

— Каково содержание текста-рассуждения?

— Как строится текст-рассуждение?

— Что такое план текста?

— Для чего нужен план текста?

— Как составить план текста?

 

Запись числа, темы занятия



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-16; просмотров: 932; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 13.59.82.60 (0.01 с.)