Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Ознакомление с приемами выделения предложений из сплошного текста. Обозначение границ предложений на письме

Поиск

• Восприятие сплошного непунктированного текста.

Учитель-логопед предлагает учащимся непунктированный текст на карточках (см. приложение 1).

Радуются лету лесные жители чистыми голосами поют соловьи стреко­чут кузнечики весело жужжат шмели урчат и квакают лягушки.

— Послушайте. (Учитель-логопед читает текст на карточ­
ке, интонируя конец каждого предложения).

— Прочитайте текст. (Учащиеся читают сначала про себя,
затем вслух. 1—2 ученика.)

— Что напечатано на карточках?

— Все ли правильно в этом тексте? Объясните свой ответ.

— О ком прочитали сначала? (О лесных жителях.)

— О ком говорится дальше? (О соловьях.)

— О ком сообщается потом? (О кузнечиках.)

— О ком говорится затем? (О шмелях.)

— О ком сообщается потом? (О лягушках.)

— В тексте высказаны разные мысли: о том, как лесные
жители радуются лету — соловьи поют, кузнечики стрекочут,
шмели жужжат, лягушки урчат, квакают. В каждом предло­
жении сообщается одна мысль.

 

— Сколько здесь высказано мыслей? Сколько предложе­
ний в этом тексте?

— О чем говорится в этом тексте?

— Озаглавьте текст. Запишите заголовок.

• Нахождение границ каждого предложения по смысло­
вым вопросам.

— О ком говорится в первом предложении? (О лесных жи­
телях.)


«Предложение»


12 занятие


 


Что говорится о лесных жителях? Прочитайте первое
предложение.

— О ком узнали из второго предложения? (О соловьях.) '

— Что узнали о соловьях? Прочитайте второе предложе­
ние.

— О ком сообщается в третьем предложении? (О кузнечи­
ках.)

— Что сообщается о кузнечиках? Прочитайте третье пред­
ложение.

— О ком говорится в четвертом предложении? (О шме­
лях.)

— Что говорится о шмелях? Прочитайте четвертое предло­
жение.

— О ком узнали из пятого предложения? (О лягушках.)

— Что узнали о лягушках? Прочитайте последнее предло­
жение.

— Прочитайте, разделяя текст на предложения. Соблю­
дайте интонацию понижения голоса в конце каждого предло­
жения. Между предложениями делайте паузы. (Читают 3—4
ученика.)

— Прочитаем предложения текста по цепочке.

— Прочитайте 1 (4, 2, 5, 3) предложение текста.

Обозначение границ предложений.

— Как исправить этот текст, чтобы правильно, без ошибок
записать его в тетрадь?

— Какие слова надо писать с заглавной буквы? Прочитай­
те их.

— Как мы произносили предложения? (С интонацией по­
нижения голоса к концу предложения.)

— Какой знак нужно поставить в конце каждого предло­
жения?

Запись текста. Обозначение границ предложений на
письме

— Запишем предложения (орфографическая диктовка
учениками по цепочке).

— Прочитайте и проверьте записанное. (Читает 1 уче­
ник.)

— Можно ли назвать предложения текстом? Объясните
свой ответ.


7. Итог занятия

Повторите те утверждения, которые вы считаете правиль­ными:

— Предложение выражает законченную мысль.

— Предложение не может состоять из одного слова.

— Первое слово в предложении пишется с большой буквы.

— Предложение — это одно или несколько слов, не связанных
между собой по смыслу.

 

— В конце предложения ставится точка, вопросительный или
восклицательный знак.

— Текст — это группа предложений, связанных между собой по
смыслу, расположенных по порядку.

(Материал для закрепления по теме: «Деление сплошного текста на предложения. Обозначение границ предложений на письме» дан в приложении 1.)

ЗАНЯТИЕ

ТЕМА.

Развитие восприятия и понимания сложных син­таксических конструкций. Аналитико-синтаксичес-кие упражнения со сложносочиненными предло­жениями.

ЦЕЛИ:

• развивать восприятие сложных синтаксических
конструкций;

• учить понимать пассивные инвертированные
конструкции;

• формировать умение сопоставлять простые и
сложные предложения;

• учитьвыделять грамматические основы в каждой
части сложного предложения;

• учить составлять сложносочиненные предложе­
ния из простых предложений, расчленять слож­
носочиненные предложения на простые предло­
жения;

• совершенствовать слоговой анализ и синтез слова.

ОБОРУДОВАНИЕ:

сюжетные картинки, запись на доске.


«Предложение»


с


12 занятие


 


           
 
 
   
     
 


ХОД ЗАНЯТИЯ:  
1. Организационный момент  
На доске:  
ря... на -тик
ма... на -цисс
ка... на -дыш
чер... ка -пан
еже... ка -ЛИЯ
земля... ка -шинка

— Учитель объясняет, а ученики внимательно слушают.

Замок откроется тогда, Когда составишь ты слова, Попробуй разгадать быстрее всех! Уверена, что ждет тебя успех!

— Сядет тот, кто вставит пропущенный слог и произнесет
слово по слогам.

— Что обозначают слова первого столбика? {Ягоды.)

— Что обозначают слова второго столбика? {Цветы.)

 

2. Запись числа, темы занятия

3. Выделение простых предложений

в составе сложносочиненного предложения

Учитель объясняет, а ученики внимательно слушают.
Учитель-логопед выставляет сюжетную картинку (рис. 9.1)


Повторите предложение.

Запись предложения (орфографическая диктовка учите­лем-логопедом, обратить внимание на постановку знака пре­пинания.)

О ком говорится в этом предложении? {Об учителе.
Об учениках.)

Что говорится об учителе? {Учитель объясняет.)

— Это первая часть предложения.

— Обозначим подлежащее и сказуемое.

— Что сообщается об учениках? {Ученики внимательно
слушают.)

— Это вторая часть предложения.

— Обозначим грамматическую основу.

— Сколько простых предложений в составе сложного пред­
ложения?

— Прочитайте первую часть предложения. Обозначим на
схеме.

— Прочитайте вторую часть предложения. Какой союз
соединяет простые предложения? Обозначим союз и вторую
часть предложения на схеме.

Схема предложения:

Запятая отделяет простые предложения в составе слож­ного предложения. Сложные предложения состоят из двух или нескольких простых предложений, которые связаны по смыслу и по интонации.

Учитель-логопед выставляет сюжетную картинку (рис. 9.2)


       
 
   
 



 

  ж".  
   
Р1 11,  
м   *-
   

«Предложение»


12 занятие


 


Андрей уезжает, его провожают друзья.

— Повторите предложение. (1— 2 ученика. Орфографиче­
ское повторение, уточнение постановки знака препинания.)

— Запишите предложение по памяти.

— Прочитайте и проверьте свою запись.

— Прочитайте первую часть предложения.

— Подчеркните грамматическую основу. (Коллективное
обозначение первой части предложения на схеме.)

— Прочитайте вторую часть предложения.

— Подчеркните подлежащее и сказуемое. (Коллективное
обозначение второй части предложения на схеме.)

— Какой знак препинания показывает, что первая часть
предложения закончилась?

Схема предложения:

— Как называется такое предложение? (Сложное предло­жение.) Почему?

Учитель-логопед выставляет сюжетную картинку (рис. 9.3)

— Придумайте по картинке сложное предложение.

— Запишем предложение (орфографическая диктовка,
уточнить постановку знака препинания).

— Прочитайте и проверьте свою запись.

— Прочитайте первую часть предложения. Подчеркните
грамматическую основу. (Коллективное обозначение первой
части предложения на схеме.)


 

— Прочитайте вторую часть предложения.

— Подчеркните грамматическую основу.

— Какой союз соединяет простые предложения? Обозначим
союз и вторую часть предложения на схеме.

— Какой знак препинания показывает границы простых
предложений в составе сложного?

4. Устное составление сложносочиненного предложения из
простых предложений. Работа по слуховому образцу

— Послушайте простые предложения. Составьте из двух про­
стых предложений одно сложное, используя союзы: И, А, НО.

Образец:



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-16; просмотров: 388; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.137.221.114 (0.006 с.)