Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Экономическая политика государства.Содержание книги Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
Государственный бюджет и государственный долг. Фискальная политика. Налоги. Показатели экономического развития государства. Экономические циклы. 1.Цели и функции государства. Государство – это политический институт общества, который на современном этапе выполняет экономические функции. Современная экономика представляет собой смешанную экономическую систему, в которой рыночный механизм дополняется государственным регулированием хозяйственной деятельности в различных формах. По мере развития рыночного хозяйства возникали и обострялись экономические и социальные проблемы, которые невозможно решить на основе частной собственности и капитала. Необходимость предотвращения спада производства и смягчение экономических кризисов, сокращение масштаба безработицы, стимулирование экономического роста, устранение нарушений в денежном обращении, конкуренция на мировых рынках явились объективными причинами вмешательства государства в экономику. Цели экономической политики государства: - обеспечение макроэкономической стабильности: выравнивание экономического цикла и достижение экономического роста; - поддержание определённого уровня занятости и повышение жизненного уровня населения; - стабилизация уровня цен и инфляции; - проведение политики поддержания равновесного сальдо платёжного баланса; - регулирование внешнеэкономических отношений с зарубежными странами: государственный долг, валютный курс, торговые отношения; - регулирование денежного обращения и движения платёжных средств; - социальными целями является уменьшение неравенства в доходах и социальная защита населения, повышения жизненного уровня населения, производство общественных благ; Функции государства: - защита прав собственности и создание условий, способствующих эффективному функционированию рыночной системы, условий для развития конкуренции; - производство общественных благ; - перераспределение доходов и сокращение социального неравенства; - обеспечение занятости и естественного уровня безработицы; - проведение антиинфляционной политики при колебаниях рыночной коньюктуры, а также экономического роста; - обеспечение национальной экономической безопасности; - регулирование денежного хозяйства страны; - формирование законодательной основы экономики, судебная защита граждан и фирм; - охрана интересов потребителей, контроль за качеством товаров и услуг; - охрана природных ресурсов и контроль за использованием природных ресурсов; - контроль за внешней торговлей и валютными операциями, а также защита экономических интересов страны на международной арене; - сбор и распространение достоверной экономической информации;
2.Экономическая политика государства. Экономическая политика – это совокупность действий государства по обеспечению нормального функционирования хозяйственного комплекса страны, нормализации денежного обращения, поддерживания экономических отношений с другими странами. Методы экономической политики: - правовые: государство принимает законы, призванные упорядочить взаимоотношения участников рыночных отношений. Особое место среди них занимает антимонопольное законодательство, законы, направленные на поддержку мелкого и среднего бизнеса; - финансово-экономические: налоги, денежная политика (бюджет, кредиты, эмиссия), пошлины; - экономическое программирование: государство составляет примерные планы развития на некоторый период, которые в условиях рыночной экономики носят рекомендательный характер; Антимонопольное регулирование: * установление антимонопольного законодательства: - охрана и поощрение конкуренции; - контроль над фирмами, занимающими доминирующее положение на рынке; - контроль за процессом концентрации производства (слияниями, поглощениями фирм и т.п.); - контроль над ценообразованием; - защита интересов потребителей; - защита интересов и содействие операциям мелкого и среднего бизнеса; * методы антимонопольного регулирования: - прямые методы: административные меры, устраняющие или предупреждающие монопольное положение отдельных субъектов на рынке (запретительные меры, экономические санкции, меры уголовной ответственности); - косвенные методы: финансово-кредитные методы предупреждения и преодоления монопольных явлений в экономике (прямое регулирование цен, налогообложение); * политика демонополизации; * политика содействия конкуренции: налоговые и таможенные льготы, льготное кредитование предприятий, впервые вступающие на монополизированные рынки); Государственная политика в области занятости: - регулирование уровня занятости и устранение негативных последствий безработицы: создание центров занятости в каждом городе и районе, выплата пособий по безработице, помощь безработным найти работу, переобучение новым профессиям, психологическая помощь людям, оставшихся без работы; - финансовая поддержка тем предприятиям, где планируется массовое увольнение, с целью сохранения или модернизации рабочих мест; - налоговые льготы для тех предприятий, которые принимают на работу менее защищённые группы населения (инвалиды, многодетные матери, «чернобыльцы», «афганцы»); Методы государственного регулирования доходов: - государство устанавливает верхний предел увеличения номинальной заработной платы; - государство использует методы добровольного согласия работодателей и работников; - введение гарантированного минимума заработной платы; - защита денежных доходов (заработной платы, пенсий, пособий) от инфляции, для этого проводится политика индексации – увеличение номинальных доходов в зависимости от роста цен; - социальная поддержка малообеспеченных слоёв населения: предоставление различных выплат, льгот и компенсаций, поддержание размера доходов малообеспеченных групп населения на уровне прожиточного минимума, развитие системы охраны труда на производстве, страхование от безработицы (создание новых рабочих мест, стимулирование инвестиций); Антиинфляционная политика государства: - политика нейтрализации инфляции: индексация доходов, активная стратегия ликвидации инфляции (увеличение государственных расходов и удешевление кредита приводят к росту инвестиций и дальнейшему росту производства), конфискационная денежная реформа при сокращении бюджетного дефицита;
3.Государственный бюджет и государственный долг. Государственный бюджет представляет собой важное звено финансовой системы любой страны, объединяя главные доходы и расходы страны. Государственный бюджет – это основной финансовый план государства на текущий год, представляющий собой роспись его денежных доходов и расходов, имеющих силу закона (принимается парламентом, и правительство несёт ответственность за его выполнение). Государственная бюджетная система России включает федеральный бюджет, бюджеты субъектов РФ и местные бюджеты. Бюджетный процесс в РФ регламентирован Конституцией и законодательством Российской Федерации. Он состоит из пяти стадий: I стадия – составление проекта бюджета Правительством РФ; II стадия – рассмотрение проекта бюджета Государственной Думой и Советом Федерации Федерального Собрания РФ, Счётной палатой РФ; III стадия – утверждение бюджета, принятие закона о бюджете Федеральным Собранием РФ, подписание его Президентом РФ; IV стадия – исполнение бюджета, которое осуществляют органы исполнительной власти с 1 января по 31 декабря ежегодно (этот период называют бюджетным годом); V стадия – составление отчёта об исполнении бюджета и его утверждение (обычно в течении первых 5 месяцев следующего года); Доходная часть бюджета: - налоги с физических и юридических лиц; - доходы госпредприятий, сдача в аренду госимущества; - продажа лицензий, концессий, валюты, сырья; - эмиссия государственных ценных бумаг; - займы; Расходная часть бюджета: - расходы на содержание государственного аппарата; - военные расходы; - расходы на социальную сферу; - расходы по финансированию некоторых отраслей хозяйства; - расходы по представлению субсидий и кредитов другим странам и обслуживание долгов государства (внутренний и внешний); - охрана окружающей среды; - государственное потребление (закупки); - стабилизационный фонд; Разновидности государственного бюджета: * Сбалансированный бюджет; * Профицитный бюджет при положительном сальдо, когда доходы превышают расходы; * Дефицитный бюджет при отрицательном сальдо, когда расходы превышают доходы; Бюджетный дефицит может возникнуть в результате экономической политики государства или быть вызван какими-либо чрезвычайными обстоятельствами. Преодолеть его можно несколькими способами: - сократить (секвестировать) бюджетные расходы; - изыскать дополнительные источники доходов (продажа ресурсов, повышение и введение новых налогов); - организовать эмиссию денег; - взять заём у населения (облигации, ГКО) или других государств и международных финансовых организаций; Государственный долг – сумма непогашенных обязательств государства перед банками-кредиторами, физическими и юридическими лицами, владельцами государственных ценных бумаг, перед внебюджетными фондами, зарубежными правительствами или международными финансовыми институтами. Государственный долг Внутренний Внешний задолженность государства долг гражданам, организациям и гражданам, предприятиям и правительствам других стран организациям своей страны По срокам погашения государственный долг различают как краткосрочный (до 1 года), среднесрочный (от 1 года до 5 лет) и долгосрочный (свыше 5 лет). Международную кредитную политику контролирует Лондонский и Парижский клубы. 4.Фискальная политика. Налоги. Фискальная политика – это политика в области доходов и расходов государства с целью повлиять на общее состояние хозяйства. Доходы государства – это, в основном, налоги, а расходы осуществляются через государственный бюджет. Поэтому фискальная политика включает налоговую и бюджетную политики государства. Налоги - обязательные, безвозмездные платежи, взимаемые с организаций и граждан в целях обеспечения деятельности государства (п.1 ст.8 НК РФ). Сборы – это обязательный взнос, взимаемый с организаций и физических лиц, как условие совершения государством юридически значимых действий, включая предоставление определённых прав и выдачу разрешений (лицензий) (п.2 ст.8 НК РФ). Объектами налогообложения являются операции по реализации товаров и услуг, имущество, прибыль, доход, стоимость реализованных товаров и услуг. Функции налогов: - фискальная (аккумуляция средств в госбюджет); - регулирующая (стимулирование или торможение производства тех или иных товаров); - контролирующая (наблюдение за деятельностью экономических субъектов); - социальная (перераспределение); - экономическая (стимулирование развития экономики, активизация предпринимательской деятельности за счёт ослабления налогового бремени); Принципы налогообложения: - равномерность, т.е. общность для всех налогоплательщиков правил и норм изъятия налога; - определённость, означающая чёткость, ясность, стабильность норм и ставок налогообложения; - простота и удобство взимания налогов для налогоплательщиков; - неотягощённость, т.е. умеренность, ограниченность налога суммами, уплата которых не ложится тяжким бременем на налогоплательщика; Основные виды налогов: - по субъектам: налоги с юридических и налоги с физических лиц; - по механизму формирования: прямые, взимаемые непосредственно с владельцев имущества, получателей доходов), и косвенные, взимаемые в сфере реализации или потребления товаров и услуг (акцизы, НДС); - по источникам обложения: налоги с заработанных доходов, налоги с дивидендов (плата за землю, за право пользования недрами); Налоговая ставка – величина налога, приходящегося на единицу обложения (рубль дохода, гектар земли). * твёрдая налоговая ставка устанавливается в абсолютных суммах на единицу обложения независимо от размера дохода (подушный налог); * пропорциональная ставка устанавливается как фиксированный процент с дохода независимо от его размера (подоходный налог – 13%); * прогрессивная ставка – это увеличивающаяся ставка по мере роста облагаемого дохода; * регрессивная ставка устанавливается как уменьшающаяся по мере роста облагаемого дохода; В России существует трёхуровневая система налогообложения: - федеральные налоги (НДС, акцизы, налог на прибыль банков, от страховой деятельности, таможенные пошлины, налог на прибыль предприятий); - налоги республик в составе РФ и налоги краёв, областей, автономных округов (налог на имущество предприятий, лесной налог, плата за воду); - местные налоги (налог на имущество физических лиц, земельный налог, регистрационный сбор, сбор за право торговли, налог на рекламу, единый местный налог, налог на вменённый доход);
5.Показатели экономического развития государства. Общим показателем динамики экономического роста обычно считается увеличение валового внутреннего продукта (ВВП), валового национального продукта (ВНП) и национального дохода (НД) за год. Валовой внутренний продукт (ВВП) – сумма рыночных цен всех конечных продуктов (товаров и услуг), произведённых внутри страны в течение года и только национальными производителями. При расчёте реального ВВП вычитаются потери от инфляции. ВВП также рассчитывается на душу населения. Валовой национальный продукт (ВНП) – представляет собой макроэкономический показатель, выражающий совокупную стоимость конечных материальных благ и услуг, созданных только национальными предприятиями в течение определённого времени как на территории своей страны, так и за рубежом. Чистый национальный продукт – это часть валового национального продукта за вычетом амортизационных отчислений. Национальный доход – совокупная, вновь созданная стоимость в сфере всего общественного производства конкретной страны. Фактически НД – это сумма доходов всех юридических и физических лиц страны, полученных в сфере производства материальных благ и услуг. НД складывается из заработной платы работников, ренты владельцев земли и других природных ресурсов производства, прибыли предпринимателей и процентных отчислений собственниками капитала. Дополнительные показатели экономического роста – это производительность труда, рост энергопотребления, объёма грузоперевозок. Качественная сторона экономического роста определяется путём сравнения роста экономических показателей с ростом населения страны. На микроэкономическом уровне используются другие измерители экономической активности: валовой доход, издержки и прибыль. Факторы экономического роста: - экстенсивные (количественные) факторы: * увеличение числа занятых работников; * увеличение объема инвестиций при использовании неизменных техники и технологий; * увеличение объёмов потребляемого сырья, материалов, топлива, энергии и других ресурсов; - интенсивные (качественные) факторы: * использование новейших технологий и принципиально новой техники; * повышение уровня образования и квалификации работников; * повышение эффективности использования рабочей силы, капитала, всех экономических ресурсов; * улучшение условий труда и производства; * устранение потерь ресурсов (рабочего времени и др.) и улучшение их использования в рамках возможностей, заложенных в существующем качестве этих ресурсов;
6.Экономические циклы. Экономика постоянно развивается, но развитие это происходит волнообразно, циклически. Цикличность – всеобщая форма развития национальных и мирового хозяйств. Она представляет собой движение от одного устойчивого состояния экономики к другому. Фактически это один из способов саморегулирования рыночной экономики, в том числе и изменения её отраслевой структуры. Циклы – периодические колебания экономической активности. Период между двумя одинаковыми состояниями, представляет собой последовательную смену подъёма экономической деятельности падением уровня основных макроэкономических переменных. Экономический цикл – это повторяющиеся на протяжении ряда лет подъёмы и спады уровней экономической активности, отличающиеся друг от друга продолжительностью и интенсивностью при наличии долговременной тенденции к экономическому росту. Классификация экономических циклов: - по продолжительности: краткосрочные, среднесрочные, долгосрочные; - по сфере действия: промышленные, аграрные; - по специфике проявления: нефтяные, продовольственные, энергетические, сырьевые, экологические, валютные; - по формам развёртывания: структурные, отраслевые; - по пространственному признаку: национальные, межнациональные; Факторы цикличности: - внешние факторы (экзогенные): миграция населения, периодичность географических открытий, научные открытия, периодичность солнечной активности; - внутренние факторы (эндогенные): периодичность обновления основных производственных фондов, закономерности функционирования кредитно-денежной системы, колебания предложения труда и заработной платы, непредсказуемое поведение фондовых рынков и инвестиционной активности; Фазы цикла: - кризис; - депрессия; - оживление; - подъём; Цикличность – естественный, свойственный рыночной системе способ движения, развития производства. Лекция № 21 Мировая экономика. План. Мировое хозяйство.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-08-15; просмотров: 2133; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.116.118.214 (0.008 с.) |