Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Сущность рыночной экономики.Содержание книги Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
План. Эволюция рынка. Структура рынка. Основные законы рынка. Функция рынка. Виды рынков. 1.Эволюция рынка. Рынок – одна из самых распространенных в экономической теории категорий, одно из понятий хозяйственной практики и экономической теории. Понятие «рынок» многогранно и многолико, и по мере развития общественного производства и обращения оно неоднократно менялось: - рынок появился в период разложения первобытного общества, когда обмен между общинами начал приобретать форму товарного обмена; - после выделения ремесла из с/х обмен ещё больше усилился, и впоследствии появились люди, которые предлагали посреднические услуги по обмену товаров (торговцы, купцы); - развитие обмена привело к переходу от натуральных отношений к товарно-денежным, за рынками закреплялись определённые места (ярмарки), рыночные площади; - по мере углубления общественного разделения труда и развития товарного производства обменные отношения приобретают всеобщий характер, и рынок становится особой формой хозяйствования; Развитие рынка было связано с общественным разделением труда, которое складывается в результате качественной дифференциации трудовой деятельности в процессе развития общества, приводящей к обособлению и сосуществованию различных её видов. Можно выделить следующие исторические стадии разделения труда: - первая стадия: разделение труда по половому признаку (между мужчиной и женщиной) – эпоха палеолита; - вторая стадия: разделение труда между скотоводами и земледельцами – эпоха ранних государств; - третья стадия: разделение на умственный и физический труд, выделение ремесла как самостоятельной отрасли, выделение купеческого капитала – эпоха зрелых государств; - четвёртая стадия: разделение труда внутри предприятия (специализация), между предприятиями, в масштабах общества (промышленность и с/х, умственный и физический труд, квалифицированный и неквалифицированный, ручной и машинный); С разделением труда связан процесс специализации. Специализация представляет собой сосредоточение усилий, знаний, навыков, квалификации на определённом виде деятельности. Специализация как результат углубления труда характеризуется сужением сферы деятельности. С другой стороны, чем глубже специализация, тем сильнее взаимозависимость специализированных производителей и тогда формируются условия для кооперации трудовых усилий. Видами специализации труда усилий: - попредметная; - подетальная; - пооперационная; Рынок – место обмена товаров и услуг на деньги и наоборот, взаимодействие производителя и потребителя в масштабе региона, страны или всего мира.
2.Структура рынка. Рынок – это форма функционирования экономики, при которой обеспечивается взаимодействие производства и потребления через обмен, куплю-продажу товаров и услуг. Рынок – социально-экономическая саморегулирующая система, решающая основные экономические вопросы: что производить? (выгодные товары и услуги), как производить? (с наименьшими затратами), для кого производить? (учёт покупательной способности). Материальная основа рынка – движение товаров и денег. Суть рыночных отношений – возмещение затрат продавцов и получение ими прибыли, удовлетворение платёжеспособного спроса покупателей. Субъекты рынка: - домашнее хозяйство – экономическая единица, ориентированная на потребление товаров и услуг и обеспечивающая воспроизводство «человеческого капитала», которая на рынке оценивается как совокупный потребитель; - фирма – экономическая производительная единица, имеющая своей целью получение максимальной прибыли и являющаяся на рынке производителем; - государство – система различных правительственных учреждений, ориентирующих юридическую и политическую власть для обеспечения контроля над хозяйством; Объекты рынка: - товары и услуги; - земля; - труд; - капитал (деньги, ценные бумаги, валюта); - информация; Основные элементы рынка: * продавцы с неограниченным предложением; * покупатели с неограниченным спросом; * неограниченная цена; * конкуренция; * частная собственность; * мотив прибыли – движущая сила рынка;
Продавец Товар Покупатель Конфликт: торг Компромисс: цена Товар – это продукт труда, способный удовлетворить какую-либо человеческую потребность и предназначенный для обмена. Товар имеет два свойства – полезность и стоимость. Стоимость – внутреннее свойство любого товара, которое включает в себя количество затрат для производства и реализации продукции. Потребительная стоимость – это способность товара удовлетворять определённую потребность индивида. Потребительная стоимость является вещественным свойством товара, а стоимость – общественным свойством. Торг – это процесс, во время которого каждая из сторон желает максимально извлечь выгоду из товара: продавец как можно дороже продать, а покупатель как можно дешевле купить. Цена – это количество денег, которое покупатель готов заплатить за товар, а продавец согласен получить. Цены бывают оптовыми и розничными, равновесными, рыночными, демпинговыми, фиксированными и т.д. Конкуренция – это соперничество между участниками рыночной экономики за лучшие условия производства, купли и продажи товаров. Она выступает в качестве силы, обеспечивающей взаимодействие спроса и предложения, уравновешивающей рыночные цены. Виды конкуренции: - ценовая и неценовая; - внутриотраслевая и межотраслевая; - между продавцами и между покупателями; - конкуренция продавцов и покупателей по поводу равновесной цене; - совершенная и несовершенная; Неценовая конкуренция – борьба на основе высокого качества и надёжности изделия, более эффективных способов сбыта, использования маркетинга, расширения видов предоставления услуг и гарантий покупателям, улучшение условий оплаты и других приёмов. Внутриотраслевая конкуренция – соперничество продавцов (производителей) одной отрасли за рынки сбыта и источники сырья на рынке данного товара путём снижения издержек производства, а, следовательно, и цены. Межотраслевая конкуренция – соперничество производителей за наиболее выгодные сферы приложения ресурсов и господство на рынке. Здесь фирмы ищут такие отрасли, где прибыль была бы выше, чем нормальная норма прибыли. В результате осуществляется постоянный перелив ресурсов из одной отрасли в другую, что сказывается на соотношении спроса и предложения и уровне равновесной цены в отрасли. Такой вид конкуренции лежит в основе процессов вертикальной интеграции и диверсификации производства. Совершенная конкуренция – это такое состояние рыночной экономики, когда влияние экономического агента на рыночную конъюнктуру настолько мало, что им можно пренебречь, ведь на рынке действует множество мелких продавцов и покупателей однотипного товара при свободном входе на рынок и совершенной информированности продавцов и покупателей. В условиях совершенной конкуренции каждый субъект рыночных отношений при принятии решений исходит из данных рыночных цен и не может своими действиями влиять на ценообразование. Несовершенная конкуренция – это ситуация на рынке, когда несколько крупных фирм производят основную массу определённого товара. На основе этого фирмы могут диктовать условия другим производителям и покупателям и влиять на цену товара, что формирует ситуацию монопольной власти. Разновидностью несовершенной конкуренции является монополия и олигополия. Монополия – это ситуация на рынке, когда отдельный производитель занимает доминирующее положение на рынке и контролирует рынок и цену данного товара. В результате на рынке возникает дефицит производства, а цена повышается выше равновесного уровня, таким образом, монополия подрывает конкуренцию и свободный рынок. Олигополия – рыночная структура, когда несколько крупных фирм владеют рынком и при этом делят его на сферы влияния. Олигополия использует новый способ конкурентной борьбы – неценовую конкуренцию. Монополистическая конкуренция – такой рынок, где большое количество продавцов предлагают одинаковую, но при этом не совсем идентичную продукцию (рынок конфет, зубной пасты, мороженого, кофе, одежды). Конкуренция
3.Основные законы рынка. Конъюнктура рынка – это совокупность складывающихся на рынке в каждый данный момент времени экономических условий, при которых осуществляется процесс реализации товаров и услуг. а) закон спроса и предложения; Спрос (D) – количество товара, которое покупатели хотят и в состоянии приобрести по определённым ценам в данный момент времени. Закон спроса утверждает, что чем ниже цена товара, тем больше его количество покупатели хотят и могут приобрести при прочих равных условиях, и наоборот.
Кривая спроса отражает обратно пропорциональную связь между ценой и объёмом покупаемого товара. Помимо цен на количество товаров, которое покупатели хотят и могут приобрести, оказывают влияние неценовые факторы: - величина доходов потребителей; - цены на товары-заменители (субституты); - цены на дополняющие товары; - ожидаемое изменение цен в будущем; - демографические факторы; - вкусы и предпочтения потребителей; - число покупателей; Предложение (S) – это количество товара, которое продавцы хотят и могут продать по определённой цене в данный момент времени. Закон предложения утверждает, что при прочих равных условиях, чем выше цена товара, тем больше желание продавца произвести данный товар и предложить его на рынке. Закон предложения графически отражается кривой предложения.
Кривая предложения – это кривая, показывающая прямую зависимость между ценой и количеством предлагаемого товара на рынке. К неценовым факторам предложения можно отнести: - цены на труд, материалы, машины и другие факторы производства; - ожидаемые в будущем цены на альтернативные товары; - величину налогов и субсидий производителям; - число продавцов на рынке; В результате взаимодействия спроса и предложения устанавливается рыночная цена в точке пересечения кривых спроса и предложения. Это точка называется точкой рыночного равновесия, а цена, сформированная в результате этого взаимодействия, - равновесной ценой. Равновесная цена демонстрирует оптимальное состояние рынка, при котором достигается максимальная эффективность, как для продавцов, так и для покупателей. В системе рынка равновесная цена выполняет ряд функций: - распределительную; - учётную; - стимулирующую; - функцию сбалансирования спроса и предложения; На рынке могут возникать неравновесные ситуации, когда невозможно установление равновесной цены – это ситуация дефицита и избытка. Причиной их возникновения является административное регулирование цен со стороны государства.
Избыток – ситуация на рынке, когда величина предложения превышает величину спроса вследствие административного установления цены выше равновесного уровня. Дефицит - ситуация на рынке, когда величина спроса превышает величину предложения данных товаров или услуг в результате введения «потолка цен». Таким образом, закон спроса и предложения выполняет функцию саморегуляции экономического развития.
Спрос Предложение Цена Расширение производства Спрос Предложение Цена Сокращение производства Спрос Предложение Цена Стабилизация Эластичность спроса – это степень чувствительности изменения спроса на какой-либо товар в зависимости от увеличения цены на этот товар. Эластичность спроса по цене показывает, какое процентное изменение спроса последует за однопроцентным увеличением цены товара. Эластичность спроса зависит от следующих факторов: - наличие товаров-заменителей; - необходимость покупки; - объём предложения товара; - период времени покупки; Эластичность спроса по доходу – соотношение между относительными изменениями объёма спроса на товар и доходы потребителя. Перекрёстная (косвенная) эластичность спроса показывает, насколько изменится спрос на товар А при изменении цены на товар В. Эластичность предложения – степень изменения объёма предложения в зависимости от увеличения цены. б) закон стоимости; Закон стоимости – это объективный экономический закон товарного производства и обмена, регулирующий взаимоотношения между товаропроизводителями.
Хлеб Сырьё Прибыль Амортизация Транспорт Электричество З/плата Стоимость + посредничество = Цена; Стоимость Цена - профицитная цена; Стоимость Цена - дефицитная цена; Стоимость = Цена - равнозначная цена; в) закон бизнеса; Д ---- Т----Д1 *Д = Д1 – Д, где *Д – прибыль. 4.Функции рынка. - информационная – выявляет платёжеспособность потребителей; - регулирующая – способствует изменению уровня производства в соответствии со спросом; - интегрирующая – объединяет различные формы трудовой деятельности; - стимулирующая – развивает стимулы к снижению затрат труда на единицу продукции и повышения эффективности производства; - посредническая; - санитарная – очищает общественное производство от экономически слабых нежизненоспособных хозяйственных единиц; - социальная – способствует дифференциации общества;
5.Виды рынков. - внутренний и внешний рынок; - оптовый и розничный; - рынок товаров и услуг (потребительский рынок); - отраслевой рынок: автомобильный, нефтяной (рынок сырья); - фондовый рынок (валюта, акции); - рынок труда; - информационный рынок; - рынок средств производства; - рынок жилья; - рынок инвестиций;
Лекция № 19
|
||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-08-15; просмотров: 500; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.133.152.189 (0.01 с.) |