Сущность рыночной экономики. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Сущность рыночной экономики.



План.

Эволюция рынка.

Структура рынка.

Основные законы рынка.

Функция рынка.

Виды рынков.

1.Эволюция рынка.

Рынок – одна из самых распространенных в экономической теории категорий, одно из понятий хозяйственной практики и экономической теории.

Понятие «рынок» многогранно и многолико, и по мере развития общественного производства и обращения оно неоднократно менялось:

- рынок появился в период разложения первобытного общества, когда обмен между общинами начал приобретать форму товарного обмена;

- после выделения ремесла из с/х обмен ещё больше усилился, и впоследствии появились люди, которые предлагали посреднические услуги по обмену товаров (торговцы, купцы);

- развитие обмена привело к переходу от натуральных отношений к товарно-денежным, за рынками закреплялись определённые места (ярмарки), рыночные площади;

- по мере углубления общественного разделения труда и развития товарного производства обменные отношения приобретают всеобщий характер, и рынок становится особой формой хозяйствования;

Развитие рынка было связано с общественным разделением труда, которое складывается в результате качественной дифференциации трудовой деятельности в процессе развития общества, приводящей к обособлению и сосуществованию различных её видов.

Можно выделить следующие исторические стадии разделения труда:

- первая стадия: разделение труда по половому признаку (между мужчиной и женщиной) – эпоха палеолита;

- вторая стадия: разделение труда между скотоводами и земледельцами – эпоха ранних государств;

- третья стадия: разделение на умственный и физический труд, выделение ремесла как самостоятельной отрасли, выделение купеческого капитала – эпоха зрелых государств;

- четвёртая стадия: разделение труда внутри предприятия (специализация), между предприятиями, в масштабах общества (промышленность и с/х, умственный и физический труд, квалифицированный и неквалифицированный, ручной и машинный);

С разделением труда связан процесс специализации.

Специализация представляет собой сосредоточение усилий, знаний, навыков, квалификации на определённом виде деятельности. Специализация как результат углубления труда характеризуется сужением сферы деятельности. С другой стороны, чем глубже специализация, тем сильнее взаимозависимость специализированных производителей и тогда формируются условия для кооперации трудовых усилий.

Видами специализации труда усилий:

- попредметная;

- подетальная;

- пооперационная;

Рынок – место обмена товаров и услуг на деньги и наоборот, взаимодействие производителя и потребителя в масштабе региона, страны или всего мира.

 

2.Структура рынка.

Рынок – это форма функционирования экономики, при которой обеспечивается взаимодействие производства и потребления через обмен, куплю-продажу товаров и услуг.

Рынок – социально-экономическая саморегулирующая система, решающая основные экономические вопросы: что производить? (выгодные товары и услуги), как производить? (с наименьшими затратами), для кого производить? (учёт покупательной способности).

Материальная основа рынка – движение товаров и денег. Суть рыночных отношений – возмещение затрат продавцов и получение ими прибыли, удовлетворение платёжеспособного спроса покупателей.

Субъекты рынка:

- домашнее хозяйство – экономическая единица, ориентированная на потребление товаров и услуг и обеспечивающая воспроизводство «человеческого капитала», которая на рынке оценивается как совокупный потребитель;

- фирма – экономическая производительная единица, имеющая своей целью получение максимальной прибыли и являющаяся на рынке производителем;

- государство – система различных правительственных учреждений, ориентирующих юридическую и политическую власть для обеспечения контроля над хозяйством;

Объекты рынка:

- товары и услуги;

- земля;

- труд;

- капитал (деньги, ценные бумаги, валюта);

- информация;

Основные элементы рынка:

* продавцы с неограниченным предложением;

* покупатели с неограниченным спросом;

* неограниченная цена;

* конкуренция;

* частная собственность;

* мотив прибыли – движущая сила рынка;

 

Продавец Товар Покупатель

Конфликт: торг

Компромисс: цена

Товар – это продукт труда, способный удовлетворить какую-либо человеческую потребность и предназначенный для обмена. Товар имеет два свойства – полезность и стоимость.

Стоимость – внутреннее свойство любого товара, которое включает в себя количество затрат для производства и реализации продукции.

Потребительная стоимость – это способность товара удовлетворять определённую потребность индивида. Потребительная стоимость является вещественным свойством товара, а стоимость – общественным свойством.

Торг – это процесс, во время которого каждая из сторон желает максимально извлечь выгоду из товара: продавец как можно дороже продать, а покупатель как можно дешевле купить.

Цена – это количество денег, которое покупатель готов заплатить за товар, а продавец согласен получить. Цены бывают оптовыми и розничными, равновесными, рыночными, демпинговыми, фиксированными и т.д.

Конкуренция – это соперничество между участниками рыночной экономики за лучшие условия производства, купли и продажи товаров. Она выступает в качестве силы, обеспечивающей взаимодействие спроса и предложения, уравновешивающей рыночные цены.

Виды конкуренции:

- ценовая и неценовая;

- внутриотраслевая и межотраслевая;

- между продавцами и между покупателями;

- конкуренция продавцов и покупателей по поводу равновесной цене;

- совершенная и несовершенная;

Неценовая конкуренция – борьба на основе высокого качества и надёжности изделия, более эффективных способов сбыта, использования маркетинга, расширения видов предоставления услуг и гарантий покупателям, улучшение условий оплаты и других приёмов.

Внутриотраслевая конкуренция – соперничество продавцов (производителей) одной отрасли за рынки сбыта и источники сырья на рынке данного товара путём снижения издержек производства, а, следовательно, и цены.

Межотраслевая конкуренция – соперничество производителей за наиболее выгодные сферы приложения ресурсов и господство на рынке. Здесь фирмы ищут такие отрасли, где прибыль была бы выше, чем нормальная норма прибыли. В результате осуществляется постоянный перелив ресурсов из одной отрасли в другую, что сказывается на соотношении спроса и предложения и уровне равновесной цены в отрасли. Такой вид конкуренции лежит в основе процессов вертикальной интеграции и диверсификации производства.

Совершенная конкуренция – это такое состояние рыночной экономики, когда влияние экономического агента на рыночную конъюнктуру настолько мало, что им можно пренебречь, ведь на рынке действует множество мелких продавцов и покупателей однотипного товара при свободном входе на рынок и совершенной информированности продавцов и покупателей. В условиях совершенной конкуренции каждый субъект рыночных отношений при принятии решений исходит из данных рыночных цен и не может своими действиями влиять на ценообразование.

Несовершенная конкуренция – это ситуация на рынке, когда несколько крупных фирм производят основную массу определённого товара. На основе этого фирмы могут диктовать условия другим производителям и покупателям и влиять на цену товара, что формирует ситуацию монопольной власти. Разновидностью несовершенной конкуренции является монополия и олигополия.

Монополия – это ситуация на рынке, когда отдельный производитель занимает доминирующее положение на рынке и контролирует рынок и цену данного товара. В результате на рынке возникает дефицит производства, а цена повышается выше равновесного уровня, таким образом, монополия подрывает конкуренцию и свободный рынок.

Олигополия – рыночная структура, когда несколько крупных фирм владеют рынком и при этом делят его на сферы влияния. Олигополия использует новый способ конкурентной борьбы – неценовую конкуренцию.

Монополистическая конкуренция – такой рынок, где большое количество продавцов предлагают одинаковую, но при этом не совсем идентичную продукцию (рынок конфет, зубной пасты, мороженого, кофе, одежды).

Конкуренция

«+» - ограничивает появление монополии; - создаёт возможность выбора для потребителя; - позволяет гибко реагировать на изменение конъюнктуры; - способствует внедрению технических достижений в производстве; «-» - разорение мелких товаропроизводителей; - безработица; - отвлечение больших средств на рекламу; - использование нечестных методов борьбы;

3.Основные законы рынка.

Конъюнктура рынка – это совокупность складывающихся на рынке в каждый данный момент времени экономических условий, при которых осуществляется процесс реализации товаров и услуг.

а) закон спроса и предложения;

Спрос (D) – количество товара, которое покупатели хотят и в состоянии приобрести по определённым ценам в данный момент времени.

Закон спроса утверждает, что чем ниже цена товара, тем больше его количество покупатели хотят и могут приобрести при прочих равных условиях, и наоборот.

 

Кривая спроса отражает обратно пропорциональную связь между ценой и объёмом покупаемого товара.

Помимо цен на количество товаров, которое покупатели хотят и могут приобрести, оказывают влияние неценовые факторы:

- величина доходов потребителей;

- цены на товары-заменители (субституты);

- цены на дополняющие товары;

- ожидаемое изменение цен в будущем;

- демографические факторы;

- вкусы и предпочтения потребителей;

- число покупателей;

Предложение (S) – это количество товара, которое продавцы хотят и могут продать по определённой цене в данный момент времени.

Закон предложения утверждает, что при прочих равных условиях, чем выше цена товара, тем больше желание продавца произвести данный товар и предложить его на рынке. Закон предложения графически отражается кривой предложения.

 

 

Кривая предложения – это кривая, показывающая прямую зависимость между ценой и количеством предлагаемого товара на рынке. К неценовым факторам предложения можно отнести:

- цены на труд, материалы, машины и другие факторы производства;

- ожидаемые в будущем цены на альтернативные товары;

- величину налогов и субсидий производителям;

- число продавцов на рынке;

В результате взаимодействия спроса и предложения устанавливается рыночная цена в точке пересечения кривых спроса и предложения. Это точка называется точкой рыночного равновесия, а цена, сформированная в результате этого взаимодействия, - равновесной ценой.

Равновесная цена демонстрирует оптимальное состояние рынка, при котором достигается максимальная эффективность, как для продавцов, так и для покупателей. В системе рынка равновесная цена выполняет ряд функций:

- распределительную;

- учётную;

- стимулирующую;

- функцию сбалансирования спроса и предложения;

На рынке могут возникать неравновесные ситуации, когда невозможно установление равновесной цены – это ситуация дефицита и избытка. Причиной их возникновения является административное регулирование цен со стороны государства.

 

 

Избыток – ситуация на рынке, когда величина предложения превышает величину спроса вследствие административного установления цены выше равновесного уровня.

Дефицит - ситуация на рынке, когда величина спроса превышает величину предложения данных товаров или услуг в результате введения «потолка цен».

Таким образом, закон спроса и предложения выполняет функцию саморегуляции экономического развития.

 

Спрос Предложение Цена

Расширение производства

Спрос Предложение Цена

Сокращение производства

Спрос Предложение Цена

Стабилизация

Эластичность спроса – это степень чувствительности изменения спроса на какой-либо товар в зависимости от увеличения цены на этот товар.

Эластичность спроса по цене показывает, какое процентное изменение спроса последует за однопроцентным увеличением цены товара.

Эластичность спроса зависит от следующих факторов:

- наличие товаров-заменителей;

- необходимость покупки;

- объём предложения товара;

- период времени покупки;

Эластичность спроса по доходу – соотношение между относительными изменениями объёма спроса на товар и доходы потребителя.

Перекрёстная (косвенная) эластичность спроса показывает, насколько изменится спрос на товар А при изменении цены на товар В.

Эластичность предложения – степень изменения объёма предложения в зависимости от увеличения цены.

б) закон стоимости;

Закон стоимости – это объективный экономический закон товарного производства и обмена, регулирующий взаимоотношения между товаропроизводителями.

 

Хлеб

Сырьё Прибыль

Амортизация Транспорт

Электричество З/плата

Стоимость + посредничество = Цена;

Стоимость Цена - профицитная цена;

Стоимость Цена - дефицитная цена;

Стоимость = Цена - равнозначная цена;

в) закон бизнеса;

Д ---- Т----Д1

*Д = Д1 – Д, где *Д – прибыль.

4.Функции рынка.

- информационная – выявляет платёжеспособность потребителей;

- регулирующая – способствует изменению уровня производства в соответствии со спросом;

- интегрирующая – объединяет различные формы трудовой деятельности;

- стимулирующая – развивает стимулы к снижению затрат труда на единицу продукции и повышения эффективности производства;

- посредническая;

- санитарная – очищает общественное производство от экономически слабых нежизненоспособных хозяйственных единиц;

- социальная – способствует дифференциации общества;

 

5.Виды рынков.

- внутренний и внешний рынок;

- оптовый и розничный;

- рынок товаров и услуг (потребительский рынок);

- отраслевой рынок: автомобильный, нефтяной (рынок сырья);

- фондовый рынок (валюта, акции);

- рынок труда;

- информационный рынок;

- рынок средств производства;

- рынок жилья;

- рынок инвестиций;

 

Лекция № 19



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-15; просмотров: 459; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.191.189.85 (0.07 с.)