Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Страхование в современной экономике.Содержание книги Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
1.Потребности и потребители. Любую экономическую деятельность, в том числе и экономическую, мотивируют потребности. Потребности развивают производство. Человек является носителем и выразителем потребностей. В рыночной экономике именно потребитель оценивает работу производителя. В качестве потребителей в экономике могут выступать: - домохозяйства и индивиды как потребители товаров и услуг (личное потребление); - фирмы (производители) как потребители инвестиционных товаров (производственное потребление); - государство как потребитель товаров и услуг с целью удовлетворения потребностей всего общества в товарах общественного назначения (общественное потребление); В мире рыночных отношений потребители, привыкшие ценить время и деньги, стремятся к рациональному поведению, которое сводится к решению проблемы выбора. Выбор потребителя заключается в максимизации полезности от потребления благ и услуг. Рациональное поведение потребителя основано на компромиссе потребления альтернативных товаров при ограниченности денежных ресурсов. Главным фактором потребительского выбора является полезность товара. Факторы, влияющие на потребительский выбор: - ограниченность ресурсов; - мода и динамика социального спроса; - полезность благ; - период потребления (товары кратковременного потребления и длительного пользования); Потребителю следует тщательно изучать факторы, влияющие на потребительский выбор, способы получения информации о продуктах и услугах, влияние различных товаров на здоровье, воздействие потребления на окружающую среду и планирование потребительского бюджета.
Типология потребностей (по А.Маршаллу): - потребности в товарах для потребителя (потребительские потребности); - потребности в товарах для производителей (производственные или промежуточные потребности), которые нацелены на косвенное удовлетворение потребностей, обеспечивая производство потребительских товаров; Общая классификация потребностей: * по назначению: личностные и производственные: * по сфере формирования: материальные, социальные, духовные; * по уровню осознания потребителем: осознанные и неосознанные; * по принципу рациональности: рациональные и иррациональные; * по необходимости: подлинные и мнимые; * по уровню потребления: индивидуальные, коллективные, групповые, общественные; Потребности человека безграничны и постоянно растут. В экономической теории эту тенденцию отражает закон возвышения потребностей. Рост потребностей постоянно стимулирует производство. С другой стороны, развитие производства, технологические изменения в обществе не только расширяют круг наших желаний и предпочтений, но и изменяют структуру потребностей.
2.Экономические и свободные блага. Благо – это всё то, что человек использует для удовлетворения своих потребностей (хлеб, платье, стул, солнечный день, знания, новости). Использование человеком этих благ в целях удовлетворения своих потребностей называется потреблением. Среди множества благ выделяют первичные (воздух, вода, продукты питания, одежда, жильё) и вторичные (все остальные). Блага, как и ресурсы, ограничены и делятся на две группы в зависимости от ограниченности – свободные и экономические. Свободные блага – это блага, которые доступны любому потребителю и не требуют отказа от других благ, т.е. могут потребляться в неограниченном количестве (воздух, солнечный свет, река). Свободные блага называют ещё неэкономическими благами, поскольку в их создании не использован человеческий труд. Экономические блага – это блага, потребление которых требует отказа от некоторого количества других благ и поэтому они не могут потребляться в неограниченном количестве (драгоценности и всё, что мы потребляем). Эти блага созданы человеком и нигде в природе не встречаются. Экономическая природа благ определяется их стоимостью (ценностью). Классификация экономических благ: - долговременные, предполагающие многократное использование (товары длительного пользования); - недолговременные блага разового потребления (продукты питания); - взаимозаменяемые блага; - взаимодополняемые блага; - настоящие и будущие; - прямые (потребительские) и косвенные (производственные); Свойства благ: Полезность – удовольствие, удовлетворение, которое получает человек от потребления товара или услуги. Общая полезность – это совокупная, суммарная полезность от всего объёма потребляемых благ. Чем больше количества блага потреблено, тем выше их полезность для потребителя, но меньше ценность, т.к. потребитель насыщается. Предельная полезность – дополнительная полезность, получаемая в результате потребления ещё одной единицы блага. Т.о., по мере потребления предельная полезность снижается, в экономической теории эта закономерность характеризуется законом убывающей предельной полезности. 3.Экономические основы прав потребителей. Рациональное поведение потребителя на рынке возможно не только благодаря структурированию удовлетворения своих потребностей, но и прежде всего, благодаря знанию своих прав. Нормативно-правовые стороны поведения потребителей на рынке регулируются Законом «О защите прав потребителей». Данный Закон регулирует отношения, возникающие между потребителями и изготовителями, исполнителями, продавцами при продаже товаров (выполнении работ, оказании услуг), устанавливает права потребителя на приобретение товаров надлежащего качества и безопасных для жизни и здоровья, получение информации о товарах и об их изготовителях, просвещение, государственную и общественную защиту их интересов, а также определяет механизм реализации этих прав. Основными разделами Закона «О защите прав потребителей» являются: - защита прав потребителей при продаже товаров; - защита прав потребителей при выполнении работ или оказании услуг; - государственная и общественная защита прав потребителей; Знание потребителями закона и своих прав позволит значительно повысить культуру потребления, ответственность производителей за производство товаров, а, следовательно, и общий уровень конкурентоспособности российских производителей. Один из аспектов заботы государства о потребителе является потребительский кредит. Он предоставляется торговыми компаниями, банками, специализированными кредитно-финансовыми институтами для приобретения населением товаров и услуг с рассрочкой платежа. Потребительский кредит предоставляется на условиях срочности, платности и возвратности. 4.Роль домашних хозяйств в экономике. В экономике семья является не только элементом социальной общности людей, связанных родовыми отношениями, но и выступает субъектом экономических отношений. а) характеристика домашнего хозяйства; В экономической теории семьи характеризуются как потребительские домашние хозяйства. Они имеют разное значение: - хозяйство, которое ведётся одним или несколькими индивидами, проживающими совместно и имеющими общий бюджет; - первичная экономическая ячейка общества, обеспечивающая средства существования своим членам; - институциональная единица, представляющая собой небольшую группу людей, которая характеризуется совместным проживанием, потреблением товаров и услуг, совместным формированием доходов и имущества; Домашнее хозяйство трактуется как потребительская экономическая единица, включающая одно или нескольких лиц (семей), которая: - самостоятельно принимает решения; - является собственником каких-либо факторов производства; - стремиться к максимальному удовлетворению своих потребностей в рамках имеющихся бюджетных средств; - обеспечивает экономику ресурсами (труд, предпринимательские способности, капитал, земля); - участвует в движении денежных потоков в экономике, формируя потребительские расходы и сбережения; Всего в России, по данным переписи населения, насчитывается примерно 50 миллионов домашних хозяйств. Классификация домашних хозяйств: - по территориально-региональной принадлежности: расположенные в городской или сельской местности; - по доходам: бедные, малообеспеченные, состоятельные, богатые; - по демографическим признакам: семейные и несемейные; - по экономической характеристике и трудовому потенциалу: домохозяйства, занятые общественно-полезной деятельностью, занятые в личном подсобном хозяйстве; - по социальному статусу: уровень образования, профессиональная принадлежность, сфера занятости, социальный статус, уровень накопленного хозяйства; б) роль домашнего хозяйства; - домашнее хозяйство выступает элементом системы рыночных отношений, участвует в создании благ и услуг; - является потребителем благ и собственником факторов производства; - домохозяйства связаны определёнными экономическими связями с государством (получение субсидий, плата налогов); - домохозяйства формируют потребности и направления платёжеспособного спроса, участвуют в создании совокупного спроса; - осуществляют предложение факторов производства; - создают сбережения, являющиеся одной из составляющих финансового рынка; - выплачивают налоги, формируя доходы государственного бюджета; в) семейный бюджет; Семейный бюджет – это финансовый план доходов и расходов семьи за определённый период. Номинальный доход – количество денег, полученное отдельными в течении определённого периода. Реальный доход – количество товаров и услуг, которое можно приобрести за номинальный доход в течение определённого периода, т.е. с учётом изменения уровня цен. Располагаемый доход – часть номинального дохода, оставшаяся после выплаты налогов и обязательных платежей. Источники доходов: - доход от профессиональной деятельности; -факторные доходы; - государственные программы субсидирования (пенсии, стипендии, пособия); - доходы, получаемые через кредитно-финансовую систему (государственное страхование, проценты по вкладам, ссуды, выигрыши, компенсации); - доходы от личного подсобного хозяйства; Расходы семьи зависят от величины семейных доходов (закон Эрнста Энгеля). Два основных направления расходов домашних хозяйств: потребление и сбережение. Объём и структура потребления зависят от: - уровня дохода потребителя; - уровня цен; - типа общества, в котором он живёт; - от жизненных привычек; - представлений о будущей экономической ситуации; Для России характерна следующая структура потребительских расходов домохозяйств: - расходы на продукты питания; - расходы на покупку непродовольственных товаров; - расходы на оплату услуг, в том числе коммунальных; - налоги; Динамика расходов населения не устойчива и зависит от: - уровня инфляционного роста цен; - насыщенности рынка потребительскими товарами; - уровня доверия населения банковскому сектору экономики; - динамика популярности у населения хранения денег от инфляции (покупка иностранной валюты); - уровня получаемых доходов; Процесс составления семейного бюджета: - постановка финансовых целей; - оценка доходов; - планирование расходов;
5.Уровень и качество жизни. Получаемые населением страны доходы являются основой их экономического благосостояния и формирования определённого уровня жизни. Уровень жизни – это обеспеченность населения необходимыми для жизни материальными и духовыми благами, а также степень удовлетворения потребностей людей в этих благах. Уровень жизни – это количественная мера благосостояния людей. Качественная характеристика выражается в качестве жизни. Уровень и качество жизни характеризуются следующими факторами: - состояние трудовых ресурсов; - развитие социальной сферы; - развитие сферы услуг; - качество и доступность системы образования; - качество и доступность медицинского обслуживания; - размер минимальной заработной платы и её соответствие прожиточному уровню; - средний размер располагаемого дохода; Прожиточный минимум – уровень потребления товаров и услуг, являющийся минимальным и достаточным для обеспечения жизнедеятельности человека. Существует социальный минимум и физиологический минимум. Потребительская корзина – минимальный набор продуктов питания, непродовольственных товаров и услуг (коммунальных, транспортных, медицинских), необходимых для сохранения здоровья человека и обеспечения его жизнедеятельности. Бедность – характеристика уровня жизни, структуры и качества потребления, возможности удовлетворить основные физиологические и социальные потребности. Существует абсолютная бедность и относительная. 6.Страхование в современной экономике. Страхование – образование за счёт взносов страхователей специального фонда средств и использование его для возмещения ущерба от стихийных бедствий и других случайностей, а также оказание гражданам (или их семьям) помощи при наступлении определённых событий в их жизни (потеря трудоспособности, старость, смерть). Страхование имеет две стороны: коммерческую и социальную. Страхование осуществляется в обязательной (социальное и медицинское страхование) и добровольной форме. Страхование подразделяют на четыре сферы: имущественное, страхование уровня жизни граждан, страхование ответственности, страхование предпринимательских рисков. Страхование жизни граждан имеет две подотрасли: личное страхование (жизни, от несчастных случаев) и социальное страхование (пособия, пенсии, льготы). Страховые услуги – множество страховых продуктов, позволяющих гражданам сохранить достигнутый ими уровень жизни. Лекция № 18
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-08-15; просмотров: 446; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.221.192.248 (0.008 с.) |