Роль экономики в жизни общества. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Роль экономики в жизни общества.



Лекция № 14

Экономика как наука.

План.

Экономика: история понятия.

а) история понятия;

б) история развития экономической теории;

Структура экономики.

3.Основные вопросы экономики.

Роль экономики в жизни общества.

Современный работник.

1.Экономика: история понятия.

Экономика – это наука, изучающая совокупность отношений между людьми в сфере производства, распределения, обмена и потребления продуктов труда на данной ступени развития общества.

Экономика – это хозяйство, хозяйственный комплекс, включающий совокупность отраслей производственной и непроизводственной сферы.

а) история понятия;

- «экономика» - это греческое слово, означающее «искусство ведения домашнего хозяйства» (Ксенофонт, Аристотель);

- 1615 г. – Антуан Монкретьен де Ваттевиль опубликовал «Трактат о политической экономии», где рассматривал политэкономию как науку о правилах хозяйственной деятельности в рамках национального государства;

- вторая половина XIX века Альфред Маршалл конкретизировал характеристику деятельности людей в ходе производства и обмена, рассмотрел теорию развития цен, теорию занятости;

- современная экономическая наука создала целую экономическую теорию – науку о поведении людей в процессе производства, распределение, обмена и потребления благ, услуг и информации в условиях ограниченности ресурсов, характеризующихся многовариантностью использования, Экономические категории – понятия, отражающие в обобщённом виде наиболее существенные стороны экономических процессов и явлений (рынок, цена, спрос, собственность и др.), экономические законы – установленные на основе опыта практической деятельности, выявленные путём научных исследований наиболее существенные, устойчивые, постоянно повторяющиеся, причинно-следственные связи и взаимозависимости в экономических процессах и явлениях.

Экономика

Микроэкономика Макроэкономика

Анализ экономической деятельности отдельных субъектов экономики, а также взаимодействие этих субъектов в процессе производства, распределения, обмена, потребления товаров и услуг. Функции экономики и хозяйства страны в целом, а также мировое хозяйство и законы его развития. Материальным фундаментом макроэкономики является национальное богатство.

Эргономика – изучает человека и его производственную деятельность, имея своей целью оптимизацию орудий, условий и процесса труда.

 

Экономика

в узком смысле в широком смысле

Отдельные процессы в различных сферах хозяйства (экономика с/х, экономика текстильной промышленности и т.п.). Система общественного производства, т.е процесс создания материальных благ, необходимых человеческому обществу для его нормального существования и развития.

б) история развития экономической теории;

- меркантилизм – первая школа политэкономии (XVI-XVIII вв.), представителями которой в Англии были А.Монкретьен, Т.Мен, во Франции – Жан-Батист Кольбер. Они создали науку о торговом (денежном) балансе страны, главным источником богатства являлась внешняя торговля. Меркантилизм стал в дальнейшем основой для протекционизма;

- физиократы видели главный источник прироста богатства нации в земледелии и с/х производстве (Франсуа Кенэ, Анн Тюрго);

- классическая политэкономия видела источник богатства в сфере промышленного производства, управляемой «невидимой рукой рынка» (А.Смит, Д.Рикардо, Дж.Милль);

- марксистская политэкономия основана на трудовой теории стоимости и теории прибавочной стоимости;

- маржинализм – учение о предельной полезности как фундаменте микроэкономике (К.Менгер, Э.Бем-Баверк, Джон Бейтс Кларк);

- институцианолизм – главная движущая сила общественного развития не рынок, а разнообразные институты – правила и нормы, ограничивающие поведение людей: семью, государство, профсоюзы, обычаи, традиции, привычки (Т.Веблен, Дж.Комонс, У.Митчелл);

- кейнсианство – необходимость государственного регулирования рыночной экономики в условиях экономического кризиса (Дж.Кейнс), неокейнсианство – органическое соединение методов рыночного и государственного регулирования (Р.Харрод, Е.Домар, Э.Хансен);

- монетаризм – ограничение государственного вмешательства в хозяйственную жизнь, только через поддержания стабильного темпа роста денежной массы (М.Фридман);

 

2.Структура экономики.

Экономическая наука исследует важнейшую область жизнедеятельность людей – сферу производства, обмена, распределения и потребления жизненных благ в условиях ограниченных ресурсов.

Субъекты экономики – это физические и юридические лица, осуществляющие экономическую деятельность (рабочий, покупатель, предприниматель, фирмы, фабрики и заводы, кооперативы, государство).

Объекты экономики – это то, на что направлена экономическая деятельность субъекта (факторы производства, продукты, товары и услуги).

 

Экономика

производство распределение обмен потребление

матери- производ- товаров факторов ресурсов нату- денеж- личное производство

альное ство товаров и услуг производства ральный ный

Производство – это процесс создания экономических благ и услуг, исходный пункт экономической деятельности, имеет решающее значение для экономики.

 

Производство

Производительные силы Производственные отношения

рабочая сила технология средства отношения формы формы

человека производства собственности распределения обмена

предмет средства

труда труда

Производительные силы – средства производства и люди, приводящие их в действие, благодаря трудовым навыкам, знаниям и производственному опыту.

Предмет труда – это всё на что направлены усилия человека, которые он видоизменяет при помощи средств труда. Предметы труда подразделяются на природное вещество (угольный пласт, руда) и сырьё (уголь, руда в печи).

Средства труда – это то, с помощью чего люди создают материальные блага. В состав средств труда входят естественные условия труда (водопады, солнечная энергия), техника, орудия труда.

Технология – это способ воздействия на предмет труда. В истории известны несколько изменений в технологии, которые называются технологическими революциями: неолитическая революция (переход от присваивающего хозяйства к производящему), аграрно-ремесленная революция (переход к городскому образу жизни), индустриальная революция (промышленная революция), информационно-компьютерная революция. Каждый технологический способ производства характеризовался специфическими, только одному ему присущими орудиями труда и системой его организации.

Технологические отношения – это складывающиеся на определённой технической основе отношения производителя материальных благ к предмету и средствам своего труда, а также к людям, с которыми он взаимодействует в технологическом процессе.

Производительность труда – количество произведённой продукции за единицу времени.

Интенсивность труда – это расход физической и умственной энергии за единицу времени.

Разделение труда – это распределение и закрепление определённой технологической операции между участниками трудового процесса.

Экономические ресурсы – это совокупность всех природных, социальных и духовных средств, которые могут быть использованы в процессе создания товаров, услуг и иных ценностей. Экономические ресурсы подразделяются на природные, материальные (созданные человеком), трудовые и финансовые. Все экономические ресурсы обладают одним общим свойством: они редки и имеются в ограниченном количестве. Существуют абсолютно ограниченные ресурсы и относительно ограниченные.

Факторы производства – это экономические ресурсы, вовлечённые в производство, то без чего невозможно само производство. Чтобы назвать производство, необходимо наличие тех, кто будет производить и того, из чего будут производить (человеческий и вещественный факторы).

 

Факторы производства

Труд Земля Капитал Предпринимательство

заработная рента процент прибыль

плата

Труд – это человеческие ресурсы производства, физические и умственные усилия, которые человек затрачивает в процессе производства.

Заработная плата – это цена, выплаченная за труд.

Земля – это природный ресурс производства.

Рента – это доход того, кто владеет землёй, плата за пользование землёй.

Капитал – это всё, что характеризует средства производства. Капитал подразделяется на вещественный и денежный, основной (здания, станки, оборудование, используется в течении ряда лет, затраты возмещаются постепенно) и оборотный (сырьё, материалы, энергетические ресурсы, расходуются за один цикл, затраты возмещаются после реализации продукции).

Процент – это плата за использование чужих денег или капитала.

Амортизация – это процесс учёта физического и морального износа средств производства.

Предпринимательство – это целенаправленная деятельность, направленная на получение прибыли и связанная с организацией и управлением производства.

Распределение – разделение произведённого продукта, дохода между участвующими в его производстве факторами производства, распределение зависит от сложившихся в обществе отношений собственности.

Обмен – стадия воспроизводства, в процессе которой взамен произведённого продукта экономический субъект получает деньги или другой продукт (бартер).

Потребление – заключительная фаза воспроизводства, на которой произведённый продукт используется (потребление предметов длительного пользования) или уничтожается (потребление продуктов).

 

 

3.Основные вопросы экономики.

Что производить? Какой набор товаров более полно удовлетворит потребности общества. Страна может производить только часть необходимой продукции, поэтому надо найти критерий выбора. В слаборазвитых странах, чтобы поднять уровень жизни, необходимо наращивать производство. В развитых странах в основном производятся те товары, которые могут принести максимальную прибыль. Страны с большим природным богатством, используют его для обеспечения высокого уровня жизни.

Как производить? Как должно быть организовано производство и какую применять технологию? Экономическая эффективность является следствием правильно организованной технологии и зависит от:

- какие ресурсы, в каком количестве и по какой цене приобретаются для производства продукции;

- на какой технике и как производится продукция;

- насколько произведённая продукция необходима потребителю и по какой цене он готов её приобрести;

Для кого производить? Кто должен получить эту продукцию? Как должна распределяться данная продукция между индивидуальными потребителями?

 

4.Роль экономики в жизни общества.

Экономика играет огромную роль в жизни общества. Во-первых, она обеспечивает людей материальными условиями существования: продуктами питания, одеждой, жильём и иными предметами потребления. Во-вторых, экономическая сфера жизни общества является системообразующим компонентом социума, решающим в его жизни, определяющим ход всех происходящих в обществе процессов.

Сектора экономики:

- первичный сектор – с/х, лесное хозяйство, добыча полезных ископаемых, охотничьи и рыбные хозяйства;

- вторичный сектор – обрабатывающая промышленность, строительство;

- третичный сектор – торговля, транспорт, сфера услуг, искусство, наука;

- четвертичный сектор – информационное и управленческое обслуживание;

Отрасль хозяйства – совокупность предприятий или учреждений, производящих однородную продукцию, имеющих сходные процессы производства (единое исходное сырьё) или оказывающие однородные услуги.

Уровни производства:

- индивидуальное производство – деятельность в масштабе одной производственной единицы (фирмы, предприятия);

- общественное производство – система общественных связей между фирмами и домохозяйствами;

- производственная инфраструктура включает отрасли и предприятия, не производящие продукты, но обеспечивающие их технологическое движение (транспорт, связь, складские помещения);

 

5.Современный работник.

- профессионализм – мастерство, умелость, грамотность выполнения трудовых функций определённой профессии;

- повышение уровня квалификации – специальная профессиональная подготовка, получение знаний, навыков, умений для выполнения сложных работ;

- соблюдение трудовой дисциплины – сознательное соблюдение работниками правил и порядка поведения в коллективе;

- соблюдение технологической дисциплины – строгое выполнение технологических норм;

- исполнительность и инициатива;

- культура труда и общая культура – научная организация труда (НОТ);

 

Гуманизация труда – процесс очеловечивания труда, который включает в себя устранение опасных для человека функций и операций и замена их автоматизированными системами, интеллектуализацию труда, совершенствования трудовой среды, культуры взаимодействия между работниками.

 

 

Лекция № 15

Типы экономических систем.

План.

Экономическая система.

Традиционная экономика.

Плановая экономика.

Рыночная экономика.

Смешанная экономика.

Лекция № 16

Экономика производителя.

План.

Предпринимательство.

а) основная единица предпринимательства;

б) этапы предпринимательства;

в) виды предпринимательства;

г) риск предпринимательства;

Производство.

а) процесс производства;

б) формы организации производства;

в) показатели производственной деятельности;

1.Собственность и приватизация.

Основой любой экономической системы является та или иная форма собственности.

Собственность – это исторически развивающиеся общественные отношения, которые характеризуют распределение (присвоение) вещей как элементов материального богатства общества между индивидуумами, социальными группами, государством.

Собственность – это система экономических и правовых отношений между людьми по поводу владения, распоряжения и использования жизненных благ.

Понятие собственности включает в себя следующие моменты:

- объект (материальный и нематериальный) собственности – блага, в полной мере или частично принадлежащие субъекту;

- субъект собственности – физические или юридические лица, имеющие возможность и право обладания объектом собственности;

- права собственности;

- отношения собственности – совокупность санкционированных обществом отношений между людьми по поводу использования объектов собственности;

Структура отношений собственности

Присвоение Отчуждение

Владение Распоряжение

Пользование

Присвоение – как элемент системы отношений собственности выражается в том, что никто не может использовать имущество, не вступая в отношения с его собственником.

Отчуждение – это лишение данного лица возможности использовать некий предмет в производстве и потреблении, что и происходит в процессе продажи объекта собственности.

Владение – представляет собой неполное присвоение, позволяющее владельцу (например, арендатору) присваивать часть дохода от использования не принадлежащего ему блага.

Пользование объектами собственности – это применение объекта собственности, например, использование работником капитала (оборудования) в производственном процессе. Владение и пользование могут соединяться у субъекта (например, арендатора-фермера) или быть разделёнными, например, наёмный работник использует средства производства, не будучи их владельцами.

Под распоряжением объектами собственности понимается управление использованием собственности, которое осуществляется менеджерами, а также создание условий для реального присвоения результатов использования объектов собственности – распределения доходов. Распоряжение предполагает право и возможность определение судьбы блага, имущества – передачи другому лицу, преобразования в другой объект, продажи, уничтожения и др.

Итак, собственность – это сложная система отношений, выполняющая системообразующую роль и определяющая сущность экономической системы. Отношения собственности определяют тот или иной тип экономической системы, составляют ядро системы экономических отношений. Экономически собственность существует там, где она реализуется.

Формы реализации собственности:

- присвоение дохода со своих факторов производства;

- участие в управлении производством.

Формы собственности:

Различаются по формам присвоения дохода.

Форма присвоения дохода Форма собственности
Индивидуальное присвоение дохода Индивидуальная частная собственность
Групповое закрытое присвоение Партнёрская: паевая, долевая, кооперативная
Групповое открытое присвоение Акционерная
Присвоение в интересах общества Государственная Собственность субъектов Федерации Муниципальная

Более обобщённая классификация форм собственности: личная, частная, общественная, смешанная.

Источники собственности: трудовые доходы, наследство (клад), доходы с капитала (дивиденды с акций, проценты в банке, выигрыш), доходы с земли.

Собственность не только экономическая категория, но также одна из базовых юридических категорий.

Право собственности – это совокупность отношений, санкционированных обществом по поводу использования людьми экономических благ:

- право владения, физического контроля над вещью;

- право личного использования;

- право управления, т.е. право решать, как вещь будет использована;

- право на доход от эксплуатации вещи;

- право на продажу вещи;

- право на безопасность от экспроприации;

- право на передачу вещи по наследству;

- бессрочность прав собственности;

- запрет использовать вещь вредным для неё способом;

- возможность изъятия вещи в уплату долга;

- право на восстановление нарушенных прав собственности;

Любая хозяйственная деятельность предполагает обладание экономическим субъектом, определённым набором прав собственности. Собственность является наиболее значимым мотивом высокоинтенсивного труда и в целом экономической активности.

Приватизация – передача государственного или муниципального имущества (земельных участков, промышленных предприятий, банков, средств связи, транспорта, массовой информации, зданий, акций, культурных ценностей) за плату или безвозмездно в собственность отдельных лиц или коллективов.

В России процесс приватизации начался в 1992 году в соответствии с Федеральным законом РФ «О приватизации государственного имущества и об основах приватизации муниципального имущества в РФ»

Цели приватизации:

- создание слоя частных собственников;

- аккумулирование средств в госбюджет;

- обеспечение экономической и имущественной самостоятельности;

- повышение эффективности экономики;

Способы приватизации:

Продажа предприятий по коммерческому конкурсу (в настоящее время – на аукционе;

- продажа пакетов акций акционерных обществ (АО) по конкурсу;

- продажа имущества предприятий по конкурсу и на аукционе;

- выкуп имущества, сданного в аренду;

- продажа акций работникам;

- внесение госимущества в уставной капитал;

- отчуждение государственных акций владельцам государственных ценных бумаг;

Наиболее распространенный способ приватизации в РФ – акционирование. Выделяют несколько этапов приватизации:

- доваучерная приватизация (до июня 1992г.) – проводилась до принятия Закона «О приватизации» преимущественно в форме выкупа арендованного имущества;

- чековая приватизация – с июня 1992 г. по 1 июля 1994 г.;

- денежная приватизация – с июля 1994 г. по настоящее время;

 

2.Предпринимательство.

Предпринимательство – это инициативная, новационная деятельность экономических субъектов, принимающих на себя риск, направленная на получение прибыли.

Предпринимательство – это:

- процесс создания нового, обладающего ценностью;

- процесс, предполагающий принятие на себя финансовой, моральной и социальной ответственности;

- процесс, приносящий в результате денежный доход и личное удовлетворение;

- процесс возможный только в условиях личной свободы предпринимателя и конкурентного рынка;

Общие черты предпринимателей:

- потребность в научно-технических достижениях, предпочтение быть лично ответственным за решение проблем, поставленных целей и за достижение этих целей своими собственными усилиями;

- склонность к принятию риска (средняя);

- потребность в лидерстве;

- вера в возможность повлиять на ход событий;

Роль предпринимательства:

- ресурсная: соединение факторов производства;

- организаторская: принятие решений;

- творческая: введение новаций;

- несение риска;

- обеспечение тенденций к равновесию;

- увеличение кривой производственных возможностей;

- создание новых продуктов и услуг;

- рост национального богатства;

а) основная единица предпринимательства;

Фирма – основная единица организации предпринимательской деятельности, оптимальный размер которой определяется минимизацией издержек, необходимых для производства единицы продукции.

Организационно-правовые формы предпринимательства:

- государственные предприятия: казённые (федеральные), муниципальные, унитарное предприятие;

- предпринимательство без образования юридического лица;

- хозяйственные общества: общество с ограниченной ответственностью (ООО), общество с дополнительной ответственностью (ОДО), акционерное общество (ОАО, ЗАО);

- хозяйственные товарищества: товарищества на вере, полное товарищество, производственные кооперативы;

б) этапы предпринимательства;

При организации предпринимательской деятельности выделяют следующие этапы, которые необходимо соблюдать, чтобы эта деятельность была более эффективной:

Новаторская идея

Первоначальный капитал

Деятельность,

удовлетворяющая определённые потребности

Прибыль

в) виды предпринимательства;

Типы предпринимательской деятельности – это формы организации предпринимательской деятельности в зависимости от формы собственности и методов хозяйствования.

Государственное предпринимательство – деятельность государственных предприятий на коммерческой или некоммерческой основах по производству товаров или услуг, необходимых для развития национальной экономики.

Индивидуальная трудовая деятельность – общественно-полезная деятельность физических лиц по производству товаров и услуг, не связанная с их трудовыми отношениями с предприятиями любого типа (репетиторство).

Интрапредпринимательство – предпринимательская деятельность, проводимая внутри крупного предприятия;

Малый бизнес – бизнес, опирающийся на предпринимательскую деятельность небольших фирм, малых предприятий, формально не входящих в объединения.

Средний бизнес – товарищества.

Крупный бизнес – корпорации.

Международный бизнес – предпринимательская деятельность, в которой совместно участвуют фирмы разных стран и используется международный капитал.

Совместное предпринимательство – общая предпринимательская деятельность нескольких партнёров, в том числе партнёров разных стран.

г) риск предпринимательства;

Условием функционирования, оборотной стороной предпринимательства является риск.

Риск – это вероятность убытков по сравнению с планируемым доходом.

Риски классифицируются:

- по источнику возникновения – хозяйственный, личностный, природный, плановый, коммерческий;

- по причине возникновения – неопределённость будущего, непредсказуемость поведения партнёров, недостаток информации;

Способы уменьшения риска:

- диверсификационный – распространение хозяйственной деятельности в разных сферах (холдинговые компании);

- страхование рисков различными способами;

- самострахование за счёт создания резервных фондов;

Большую роль в уменьшении риска предпринимательской деятельности играет государство. Меры государственной поддержки малого бизнеса подразделяются на:

- политическая поддержка означает провозглашение и разработку государственной политики поддержки малого предпринимательства в целом и по отдельным направлениям;

- законодательная поддержка включает разработку законов, закрепляющих государственную политику в нормах права, и определяющих практические мероприятия по их реализации;

- финансовая поддержка заключается в предоставлении малому бизнесу финансовых (субсидии, гарантии, целевые программы) и других материальных ресурсов (недвижимость, оборудование), в ряде случаев – нематериальных ресурсов (технологий, патентов);

- информационно-консультационная поддержка включает провозглашение открытости государственной политики поддержки малого бизнеса и практических мер по её реализации;

- институциональная поддержка - это создание и функционирование институтов, прежде всего специализирующихся на поддержке малого бизнеса некоммерческих организаций;

3.Производство.

Производство – это процесс создания экономических благ и услуг, исходный пункт экономической деятельности, имеет решающее значение для экономики.

В процессе производства используются природные, трудовые, капитальные ресурсы, которые в экономике каждой станы ограничены. Используемые ресурсы становятся факторами производства

а) процесс производства;

Маркетинг

Производственный процесс

Реализация продукции и получение прибыли

Маркетинг – это процесс, который прогнозирует потребности потенциальных покупателей и разрабатывает способы удовлетворения этих потребностей путём предложения соответствующих товаров и услуг.

Функции маркетинга:

- комплексное изучение рынка – создание информационной базы;

- выявление неудовлетворённого спроса и потенциальных потребностей – диагностика;

- планирование и осуществление сбыта;

- планирование товарного ассортимента;

- разработка мероприятий по удовлетворению потребностей;

Виды маркетинговой деятельности:

- маркетинговое исследование (социальный опрос, анкетирование);

- ценообразование;

- распространение товаров и услуг;

- разработка ассортимента товара;

- реклама;

б) формы организации производства;

- крупные компании, созданные за счёт диверсификации производства (результат слияния и поглощения различных предприятий). Компании выпускают широкую номенклатуру продукции и действуют в 20-40 отраслях. Значительный объем ресурсов распределяется внутри фирм, а не через конкуренцию между фирмами, собственность через владение акциями оказалась распылённой;

- специализированное производство – это переход от предметной к подетальной и технологической форме производства;

- средние и мелкие фирмы;

- мелкие фирмы с венчурным капиталом, которые занимаются поиском и внедрением новейших научно-технических достижений;

- многоотраслевые объединения, использующие новейшие технологии, реализуются в условиях интернационализации хозяйственной жизни;

в) показатели производственной деятельности;

Производительность труда – количество произведённой продукции за единицу времени.

Интенсивность труда – это расход физической и умственной энергии за единицу времени.

Экономические издержки – все расходы – фактические (сырьё, ресурсы, технологии) и неявные (рента, нормальная прибыль и процент на капитал) для того, чтобы привлечь и использовать ресурсы в деятельности конкретного предприятия;

Бухгалтерские издержки – равны общей сумме фактических издержек. Экономические издержки больше бухгалтерских на величину неявных издержек фирмы;

Невозвратные издержки – расходы фирмы, которые фирма не сможет возместить;

Постоянные издержки (FC) издержки фирмы, величина которых не зависит от объема выпускаемой продукции (страховые взносы, аренда, оборудование, амортизационные отчисления);

Переменные издержки ( VC) издержки производства, величина которых зависит от объёма выпускаемой продукции;

Общие издержки ( FC +VC =TC) сумма постоянных и переменных издержек;

Общий доход фирмы (TR) - выручка от продажи некоторого количества товара;

Средняя выручка (AR=TR:Q) - доход, приходящийся на единицу проданной продукции;

Экономическая прибыль – равна разности общего дохода и экономических издержек фирмы;

Бухгалтерская прибыль - равна разности общего дохода и фактических издержек. Бухгалтерская прибыль больше экономической на величину неявных издержек фирмы;

Рентабельность предприятия – определяется отношением прибыли к собственному капиталу фирмы и выражается в процентах:

Экономическая прибыль

Рентабельность = -------------------------------------* 100%

Собственный капитал

Инвестиции – это расходы на создание, расширение и техническое перевооружение основных и оборотных фондов. Различают валовые (общий объём введения капитальных товаров в течении определённого периода времени) и чистые (ежегодное увеличение основного капитала, это валовые инвестиции без амортизации) инвестиции;

 

 

Лекция № 17

Экономика потребителя.

План.

Потребности и потребители.

Уровень и качество жизни.

Лекция № 18

План.

Эволюция рынка.

Структура рынка.

Основные законы рынка.

Функция рынка.

Виды рынков.

1.Эволюция рынка.

Рынок – одна из самых распространенных в экономической теории категорий, одно из понятий хозяйственной практики и экономической теории.

Понятие «рынок» многогранно и многолико, и по мере развития общественного производства и обращения оно неоднократно менялось:

- рынок появился в период разложения первобытного общества, когда обмен между общинами начал приобретать форму товарного обмена;

- после выделения ремесла из с/х обмен ещё больше усилился, и впоследствии появились люди, которые предлагали посреднические услуги по обмену товаров (торговцы, купцы);

- развитие обмена привело к переходу от натуральных отношений к товарно-денежным, за рынками закреплялись определённые места (ярмарки), рыночные площади;

- по мере углубления общественного разделения труда и развития товарного производства обменные отношения приобретают всеобщий характер, и рынок становится особой формой хозяйствования;

Развитие рынка было связано с общественным разделением труда, которое складывается в результате качественной дифференциации трудовой деятельности в процессе развития общества, приводящей к обособлению и сосуществованию различных её видов.

Можно выделить следующие исторические стадии разделения труда:

- первая стадия: разделение труда по половому признаку (между мужчиной и женщиной) – эпоха палеолита;

- вторая стадия: разделение труда между скотоводами и земледельцами – эпоха ранних государств;

- третья стадия: разделение на умственный и физический труд, выделение ремесла как самостоятельной отрасли, выделение купеческого капитала – эпоха зрелых государств;

- четвёртая стадия: разделение труда внутри предприятия (специализация), между предприятиями, в масштабах общества (промышленность и с/х, умственный и физический труд, квалифицированный и неквалифицированный, ручной и машинный);

С разделением труда связан процесс специализации.

Специализация представляет собой сосредоточение усилий, знаний, навыков, квалификации на определённом виде деятельности. Специализация как результат углубления труда характеризуется сужением сферы деятельности. С другой стороны, чем глубже специализация, тем сильнее взаимозависимость специализированных производителей и тогда формируются условия для кооперации трудовых усилий.

Видами специализации труда усилий:

- попредметная;

- подетальная;

- пооперационная;

Рынок – место обмена товаров и услуг на деньги и наоборот, взаимодействие производителя и потребителя в масштабе региона, страны или всего мира.

 

2.Структура рынка.

Рынок – это форма функционирования экономики, при которой обеспечивается взаимодействие производства и потребления через обмен, куплю-продажу товаров и услуг.

Рынок – социально-экономическая саморегулирующая система, решающая основные экономические вопросы: что производить? (выгодные товары и услуги), как производить? (с наименьшими затратами), для кого производить? (учёт покупательной способности).

Материальная основа рынка – движение товаров и денег. Суть рыночных отношений – возмещение затрат продавцов и получение ими прибыли, удовлетворение платёжеспособного спроса покупателей.

Субъекты рынка:

- домашнее хозяйство – экономическая единица, ориентированная на потребление товаров и услуг и обеспечивающая воспроизводство «человеческого капитала», которая на рынке оценивается как совокупный потребитель;

- фирма – экономическая производительная единица, имеющая своей целью получение максимальной прибыли и являющаяся на рынке производителем;

- государство – система различных правительственных учреждений, ориентирующих юридическую и политическую власть для обеспечения контроля над хозяйством;

Объекты рынка:

- товары и услуги;

- земля;

- труд;

- капитал (деньги, ценные бумаги, валюта);

- информация;

Основные элементы рынка:

* продавцы с неограниченным предложением;



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-15; просмотров: 808; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.94.251 (0.249 с.)