Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Понятие рынка и рыночного механизма↑ ⇐ ПредыдущаяСтр 5 из 5 Содержание книги Поиск на нашем сайте
Рынок — одна из самых распространенных категорий в экономической теории, одно из основных понятий хозяйственной практики и экономической теории. Зачастую понятие «рынок» применяется как всеми известное и не требующее каких-либо пояснений. В действительности имеется самое различное толкование рынка у нас и за рубежом. Рынок — это конкурентная форма связи между хозяйствующими субъектами. Современная рыночная экономика представляет сложнейший хозяйственный организм, состоящий из огромного количества разнообразных производственных, коммерческих, финансовых и информационных структур, взаимодействующих на фоне разветвленной системы правовых норм бизнеса, и объединяемых единым понятием – рынок. Рынок многолик и разнообразен, он действует по своим собственным законам. Существует множество определений рынка, его сущности большинство из которых можно свести к следующему. Рынок – это совокупность форм взаимоотношений, связей между отдельными самостоятельно принимающими решения хозяйствующими субъектами, взаимодействие которых в качестве покупателей и продавцов приводит к возможности обмена, то есть возможности продавцам продать, а покупателям купить необходимые товары. Рыночная экономика - это такая форма организации хозяйства, при которой индивидуальные производители и потребители взаимодействуют посредством рынка с помощью системы цен, прибылей и убытков, спроса и предложения. В научно – практическом смысле рынок – механизм реализации рыночной экономики, обладающей в обобщенном виде следующими признаками: свободная связь между производителями и потребителями по экономическим мотивам; свободный выбор партнеров по производственным и коммерческим связям; конкуренция между участниками рынка. Государство стремится обеспечить стабильность рынка, не допуская экономических кризисов. Государство следит за эффективностью рыночного механизма, не допуская или ограничивая появления такого порока рынка, как монополия. Также существует смешанная экономика, в которой частное производство, регулируемое рыночным механизмом, дополняется административным регулированием и налоговой системой. А сами фирмы занимаются проблемами рынка, его изучением, иными словами «маркетингом». Связь между степенью выполнения производственного плана предприятия и его финансовым состоянием осуществляется путем контроля деньгами. Каждое предприятие обязано производить все текущие платежи в установленные сроки независимо от выполнения транспортного плана и себестоимости и должно быть заинтересовано в финансовой обеспеченности.
/1/ гл. 1.2 стр. 10-14 Вопросы для самопроверки 1. Сущность рыночной экономики. 2. Что понимаете под рыночной экономикой? 3. Что такое стабильность рынка? Лекция № 15 Деятельность предприятия транспорта в условиях рыночной экономики - 1 час. Цель лекции: Ознакомить студентов с деятельностью предприятий транспорта в условиях рыночной экономики. Ключевые слова: анализ информации, финансы, продукция. Краткое содержание лекции: Высокая динамичность рыночных условий оказывает сильное влияние на хозяйственную деятельность транспортного предприятия и приводит к необходимости построения более гибкой системы экономического управления, основными особенностями которой являются: высокая развитость и организованность системы сбора, обработки и анализа информации о всех звеньях производственной, финансовой, экономической деятельности предприятия, состоянии и тенденции изменения рыночных условий: более детальный и оперативный учет затрат предприятия по каждому виду номенклатуры транспортной продукции, погрузочно-разгрузочных и других видов работ; частая корректировка ранее разработанных планов с изменением экономической ситуации спроса и предложения, ценообразования. Методы анализа хозяйственной деятельности предприятия, основанные на детальном рассмотрении его балансовой отчетности, безусловно, сохраняют свою значимость для экономического управления предприятием в условиях рынка. При этом следует обращать внимание на ряд важных для рыночных условий обстоятельств: обеспечение раздельного учета переменных и постоянных затрат на транспортную работу; методы ценообразования каждой номенклатуры транспортной продукции; уровень затрат на материальные ресурсы; фондоемкость каждого вида транспортной продукции; общую рентабельность, длительность одного оборотных средств, фондоотдачу основных фондов. Основной хозяйствующей структурной единицей в условиях рыночной экономики является предприятие. Именно предприятие является основным производителем товаров и услуг, основным рыночным субъектом, вступающим в различные хозяйственные отношения с другими субъектами. Предпринимательская деятельность (предпринимательство) – инициативная самостоятельная деятельность юридических лиц или граждан, направленная на получение прибыли. Основной формой организации предпринимательства является предприятие. Предприятия – экономические агенты или лица, действующие в рыночной экономике, занятые производством, реализацией товаров и услуг с целью получения прибыли и ее максимизации. Под производством в рыночной экономике подразумеваются любые виды деятельности, приносящие доход независимо от того, происходят они в сфере материального производства или в сфере услуг. Предприятие представляет собой имущественно обособленную хозяйственную единицу, организованную для достижения какой-либо хозяйственной цели, т.е. это экономическая единица, которая; • самостоятельно принимает решения; • реально использует факторы производства для изготовления и продажи продукции; • стремится к получению дохода и реализации других целей. Предприятие является коммерческой организацией, т.е. организацией, нацеленной на получение прибыли. Этим предприятие существенным образом отличается от некоммерческих организаций, т.е. организаций, не преследующих цели извлечения прибыли. Обычно к ним относятся благотворительные и иные фонды, ассоциации, общественные объединения, религиозные организации и др. Типы предприятий Предприятия различны по условиям, целям и характеру функционирования. Для более глубокого изучения предпринимательской деятельности предприятия обычно классифицируются по виду и характеру хозяйственной деятельности, формам собственности, принадлежности капитала и контролю над ним, правовому положению и другим признакам. Классификация по виду и характеру деятельности Прежде всего, предприятия отличаются друг от друга отраслевой принадлежностью. Они подразделяются на предприятия производственной и непроизводственной сферы, далее – по менее крупным подразделениям (промышленные, сельскохозяйственные, кредитно-финансовые, транспортные и т.п.). Например, промышленные предприятия в основе своей деятельности имеют производство товаров (обычно к промышленным предприятиям относят те, у которых более 50% оборота приходится на производство промышленной продукции). Торговые предприятия занимаются осуществлением в основном операций по купле-продаже товаров. Они могут либо входить в систему сбыта крупных промышленных предприятий, либо существовать независимо юридически и в хозяйственном отношении от других фирм и осуществлять торгово-посреднические операции. Транспортно-экспедиторские предприятия специализируются на осуществлении операций по доставке товаров покупателю, выполняя поручения промышленных, торговых и других фирм. Функции этих предприятий весьма многообразны. Сюда входит проверка состояния тары, упаковки и маркировки, оформление товаросопроводительных документов, оплата стоимости перевозки по поручению грузовладельца, осуществление погрузочно-разгрузочных работ, хранение, страхование, подбор и комплектация мелких отправок, информация грузополучателя о прибытии груза, получение акта об ущербе, если таковой был, осуществление таможенных формальностей, организация контейнерных перевозок, обеспечение грузовых поставок документами карантинного, санитарного и ветеринарного надзора и др. Далее, основываясь на типе или виде производимых предприятием продуктов или услуг, можно выделять собственно отраслевые и под отраслевые типы предприятий (например, автомобилестроительные, угледобывающие, страховые и т.п.).
/1/ гл. 5.7. стр. 299-303 Вопросы для самопроверки: 1. Что называется предпринимательской деятельностью? 2. Назовите основные типы предприятий. 3. Какие классификационные признаки являются наиболее важными? 4. Почему мы относим предприятие к сложной системе? 5. Какие методы управления предприятием в условиях рынка вы знаете?
4. План самостоятельной работы студентов (СРС). Самостоятельное изучение и составление студентами конспекта по темам: 1. Роль дисциплины «Экономика транспорта» в подготовке специалистов – 1 ч. 2. Виды управления на транспорте – 1 ч. 3. Планирование на транспорте в условиях рыночной экономики - 1ч. 4. Задачи повышения эффективности транспортного процесса – 1 ч. 5. Городские пассажирские перевозки – 1ч. 6. Роль основных фондов на транспорте – 1 ч. 7. Показатели эффективности работы транспортного предприятия–1ч 8. Роль оборотных фондов на предприятиях транспорта – 1 ч. 9. Направления совершенствования труда на транспорте – 1ч. 10. Тарифная система оплаты труда – 1ч. 11. Материально – техническое снабжение на транспорте – 1ч. 12. Калькуляция себестоимости – 1ч. 13. Прибыль и рентабельность на транспорте – 1ч. 14. Роль экономики в условиях рынка – 1ч. 15. Деятельность транспорта в условиях рынка – 1ч.
5. Экзаменационные вопросы. 1. Что изучает дисциплина «Экономика транспорта»? 2. Роль экономики на транспорте. 3. Продукция и работа транспорта. 4. Влияние транспорта на работу других отраслей. 5. Основы управления на транспорте. 6. Задачи совершенствования планирования. 7. Виды планов и их содержание. 8. Методы планирования 9. Характеристика грузовых перевозок транспорта 10. Динамика перевозок по видам транспорта 11. Рационализация перевозок. 12. Планирование грузовых перевозок. 13. Производственная программа по эксплуатации. 14. Значение пассажирских перевозок. 15. Виды пассажирских перевозок. 16. Пассажиропоток, их изучение. 17. Планирование пассажирских перевозок. 18. Основные средства, их сущность. 19. Оценка стоимости основных фондов. 20. Амортизация основных фондов. 21. Износ основных фондов. 22. Технический прогресс на транспорте. 23. Совершенствование структуры автомобильного парка. 24. Оборотные фонды, их структура. 25. Планирование оборотных фондов. 26. Материально – техническое снабжение. 27. Расчет потребности топлива. 28. Расчет потребности шин. 29. Организация труда на транспорте. 30. Учет и использование рабочего времени. 31. Нормирование труда. 32. Планирование численности работников. 33. Производительность труда. 34. Формы и системы оплаты труда. 35. Расчет заработной платы. 36. Структура эксплуатационных расходов. 37. Планирование эксплуатационных расходов. 38. Понятие о стоимости и себестоимости продукции. 39. Себестоимость грузовых перевозок. 40. Калькуляция себестоимости. 41. Пути снижения себестоимости перевозок. 42. Понятие о хозяйственном механизме. 43. Прибыль, ее образование. 44. Рентабельность, пути ее повышения. 45. Сущность рыночной экономики. 46. Основные положения о деятельности предприятия. 47. Расчет эффективности внедрения новой техники. 48. Оперативное планирование на транспорте. 49. Доходы на транспорте. 50. Себестоимость обслуживания и ремонта транспорта.
Список рекомендуемой литературы.
Основная. 1. Жданов С.А. «Основы теории экономического управления предприятием», М., Финпресс, 2000 г. 2. Борисов Е.Ф. «Экономика», М., Финансы и статистика, 1998 г. 3. Анисимов А.П. «Экономика, организация и планирование работы автомобильного транспорта» М., Транспорт, 1980 г. 4. Голованенко С.Л. «Справочник инженера – экономиста автомобильного транспорта», М., Транспорт, 1984 г. 5. Рогова Р.Н. «Задачник по экономике, организации и планированию автомобильного транспорта», М., Транспорт, 1977 г.
Дополнительная.
1. Броштейн Л.А. «Экономика автомобильного транспорта», М., Транспорт, 1978 г.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-06-26; просмотров: 395; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.225.254.81 (0.011 с.) |