Транспорт как отрасль экономики. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Транспорт как отрасль экономики.



Экономика Казахстана как материальная база проводимого общественного переустройства представляет собой сложный комплекс отраслей.

Отрасль – совокупность предприятий и производств, обладающих общностью производимой продукции, технологии и удовлетворяемых потребностей.

Классификация отраслей по экономическому состоянию:

Отрасль, переживающая упадок – та отрасль, которая приносит не прибыль, а убытки и в которой сокращается объем производства по мере того как предприятия ее покидают.

Отрасль с возрастающими издержками – отрасль, расширение производства в которой обусловлено вступлением в нее новых предприятий и повышением в связи с этим цен на потребляемые ресурсы, а следовательно и ростом издержек производства.

Отрасль с постоянными издержками – отрасль, в которой расширение производства вследствие вступления в нее новых предприятий не оказывает влияния на цены потребляемых ресурсов.

Транспорт – одна из ведущих отраслей производства.

В условиях масштабных экономических и социальных потрясений, к ко­торым вполне можно отнести современную ситуацию в Казахстан, очевидна за­висимость интегральной структуры хозяйства от наиболее устойчивых эле­ментов - воспроизводства необходимых жизненных благ: пищи, одежды, жилья, энергии. Причем критическим, пороговым уровнем является их про­стое воспроизводство. Транспорт и энергетика, накопившие потенциал, до­статочный для расширенного воспроизводства, дают возможность экономике временно удовлетворительно функционировать и в условиях вынужденного перехода к условиям простого воспроизводства, что еще раз подчеркивает важнейшую роль транспорта в народном хозяйстве.

Но это существенный, хотя и не всеми усматриваемый факт. Более за­маскированным является многообразное влияние транспорта на саму интег­ральную систему хозяйства,

В основополагающих понятиях функционирования и развития общества транспорт проявляется в качестве:

а) территориального фактора - скорость, надежность сообщений позволяют оформляться на местности конкретным социально-экономическим общностям;

б) временной границы передвижения: структура бюджета времени (суточного, недельного, годового) на транспорте фиксирует конкретные пространственно временные границы городов, агло­мераций, региональных систем;

в) потенциала социально-информационного разнообразия: соединение транспортом отдельных элементов в расширяю­щихся территориальных границах создает эффект экспоненциального роста социально-информационного разнообразия.

Наиболее существенно, что транспорт, соединяя отраслевую и территориальную структуры, обеспечивает системное единство народного хозяйства и общества в целом.

В общих взаимосвязях транспорта с другими подсистемами народного хозяйства особенно важно выявление сдвигов в видовой структуре транспорта и видовой структуре перевозок. При изучении структурных сдвигов на самом транспорте в видовом аспекте наиболее ощутима социально-пространственная роль его автомобильной составляющей; именно автомобильный транспорт наиболее приближен к повседневным потребностям и действиям людей.

Дело в том, что средства транспорта, ориентированные главным образом на дальние магистральные связи и перевозки, обеспечивают в основном ресурсно-производственную сферу функционирования общества. Автомобильный транспорт, кик и другие его виды, как бы вовлекает в этот процесс явную производительную силу - человека. Под влиянием автотранспорта меняются формы расселения, ежедневные передвижения населения. Автотранспорт все в большей степени становится социально-техническим сред­ством самоорганизации населения и хозяйства.

Транспортный потенциал.

Одной из важнейших составляющих инфраструктуры страны является транспортная система. Транспорт представляет собой не просто одну из отраслей хозяйства страны и нашего региона, но и одно из наиболее существенных условий успешного функционирования всей экономики, оказывающее активное воздействие на формирование территориальных пропорций развития производства страны и регионов.

В процессе материального производства транспорт удовлетворяет потребности отраслей народного хозяйства в перевозках различного типа: внутрипроизводственных, межотраслевых внутри региона, межрегиональных, перевозках работников и т. д.

Транспорт является комплексной отраслью инфраструктуры, в нее входят такие виды транспорта как (железнодорожный, речной, морской, автомобильный, воздушный, трубопроводный и пр.).

Виды транспорта подразделяются на водный (морской речной), наземный (железнодорожный, автомобильный, трубопроводный) и воздушный. Все виды транспорта, кроме трубопроводного, используются для перевозки грузов и пассажиров. Эти виды транспорта относятся к традиционным. Нетрадиционные виды транспорта включают в себя пульпопроводы (Навалочный груз измельчается и вместе с водой перекачивается по трубам), пневмотранспорт, транспорт на магнитной подушке.

У каждого вида транспорта есть своя специфика в отношении его использования для перевозок грузов.

Морской транспорт.

Преимущества:

· Низкие грузовые тарифы;

· Высокая производительность (за счет большой грузоподъемности судов)

· Непрерывность работы (24 часа в сутки);

· Незначительная зависимость от погодных условий;

· Мобильность от спроса (морские суда можно направить в любую точку мира)4

· Практически неограниченная пропускная способность морских путей сообщения.

Недостатки:

· Относительно низкая скорость (для грузовых судов 18-20 узлов);

· Сравнительно небольшая частота движения (могут перевозить только большое количество груза и только сразу);

· Необходимость тщательной упаковки грузов.

Ж/д транспорт

Преимущества:

· Быстрая доставка на большие расстояния;

· Независимость от климатических условий;

· Большая грузоподъемность (3-4 тыс.т – один состав);

· Сравнительно низкие тарифы;

· При наличии подъездных путей у грузополучателя возникают дополнительные удобства (возможно организовать доставку «от двери до двери»);

· Способность перевозить самую широкую гамму различных грузов.

Недостатки:

· Наличие перевалки грузов (пересортировки вагонов);

· Необходимость прочной упаковки;

· Благоприятные условия для хищения;

· Зависимость от географического расположения ж/д путей;

· Необходимость переформирования составов в пути.

Автомобильный транспорт

Преимущества:

· Маневренность – возможность концентрации транспорта там, где требуется;

· Срочность и регулярность доставки;

· Возможность организации современных видов доставки (от двери до двери);

· Большая сохранность грузов;

· Большая экономичность при перевозке на небольшие расстояния (для РФ – до 600 км);

· Применение автотранспорта позволяет ритмичность отправок.

Недостатки:

· Зависимость от дорожной сети;

· Малая грузоподъемность;

· Относительно высокие тарифы.

Воздушный транспорт.

Преимущества.

· Высокая скорость доставки;

· Спрямление пути;

· Высокая сохранность груза в пути;

· Самый высокий уровень сервиса;

· Более простая упаковка;

· Более низкие страховые затраты (из-за минимального времени перевозки).

Недостатки.

· Высокие грузовые тарифы;

· Зависимость от погодных условий;

· Ограничения по размеру и весу;

· Зависимость от наземных служб;

· Удаленность аэропортов от предприятий.

Трубопроводный транспорт.

Преимущества.

· Независимость от погоды;

· Непрерывность подачи транспортируемого груза;

· Низкая себестоимость;

· Высокий уровень автоматизации операций (залив,перекачка,слив).

Недостатки.

· Односторонняя транспортировка;

· Невозможность транспортировки другого рода грузов;

· Высокая себестоимость сооружения.

Речной транспорт

Преимущества.

· Высокая провозная способность по рекам;

· Низкая себестоимость перевозок, особенно массовых грузов и грузов, не требующих срочной доставки;

· Возможность перевозить значительные партии грузов;

· Возможность использования в районах, где не развита автодорожная и ж/д-ая сеть.

Недостатки.

· Необходимость в строительстве гидротехнических сооружений;

· Сезонность работы на большинстве рек мира;

ЛЕКЦИЯ №3

Тема: Основные принципы и особенности управления на транспорте – 1 час.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-06-26; просмотров: 349; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.221.112.220 (0.013 с.)