Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Классификация услуг в зарубежных странах

Поиск

1)По характеру производителя выделяются услуги: предоставляемые людьми;предоставляемые машинами и механизмами. 2)По критерию присутствия выделяются услуги: требующие присутствия клиента во время оказания услуги;не требующие присутствия клиента.

Первая группа разрыв в цепочке «потребитель — производитель» неизбежен в случае выполнения услуг по предварительным заказам или при длительном производственном процессе (например, разработка рекламной компании; поиск литературы, заказанной в библиотеке; ремонт бытовых приборов, офисов, квартир и т.п.). Но и в этом случае услуга полезна не как вещь, а как определенная деятельность, и неотделима от производителя. 3) По принадлежности к той или иной отрасли различают услуги здравоохранения, образования, коммунальные, бытовые и т.д. Активно развиваются новые нетрадиционные отрасли услуг: туризм, коммуникативно-информационные, услуги в области недвижимости и др. 4) По ассортиментному признаку (принадлежность к той или иной группе товарного ассортимента) подразделяются услуги в различных отраслях.

Типы услуг Сферы услуг
Производственные Инжиниринг, лизинг, обслуживание (ремонт) оборудования, зданий и др.
Распределительные Торговля, транспорт, связь
Профессиональные Банки; страховые, финансовые, юридические, консультационные, рекламные и другие фирмы
Потребительские (массовые) Услуги, связанные с домашним хозяйством и времяпровождением, отдыхом и т.д.
Общественные Телевидение, радио, образование, культура, спорт, туризм

В мировой статистике применяется иное деление услуг: фрахт (включая страхование); таможенные и портовые сборы и услуги;транспортные услуги;туризм;прочие услуги. В обществе появляется потребность в новых видах услуг: 1) в сфере деловых (профессиональных) услуг: торговля недвижимостью; размещение временно свободных средств; информационные, маркетинговые и рекламные услуги; составление бухгалтерских балансов и отчетов, электронный секретарь; 2) в сфере воспитания и обучения детей: услуги гувернантки, частных садов и школ; 3) услуги по уходу за животными: уход, лечение, кормление, прогулки, временное содержание.

Классификация услуг в тех или иных странах осуществляется на основе сложившихся традиций сбора государственной статистики или решения задач, встающих в конкретной ситуации перед обществом. В качестве примера приведем модель классификации услуг, принятую на Североамериканском континенте, в которой отражена историческая практика развития сервисной деятельности в США и Канаде. Эта модель исходит из содержательно-функциональных критериев и включает в себя следующие крупные области сервисной деятельности: транспорт (железнодорожный, авиационный, грузовой, автотранспорт); коммуникации (телефон, телеграф, радио и т.п.); общественно полезные услуги (электро-, водо- и газоснабжение, пр.); массовая деятельность (оптовая и розничная торговля); финансирование, страхование, в том числе работа с недвижимостью; непосредственно сервис (отели, услуги, имеющие личностный характер, консультации по организации массового предпринимательства, ремонт автомобилей, ремонт различных предметов, прокат кинофильмов, развлечения и отдых и др.); прочие виды сервиса.
В мировой практике изыскиваются способы преодоления сложностей, связанных с разночтением и несопоставимостью классификационных схем анализа, принятых в разных регионах и странах мира. Так, имеет место обращение к анализу услуг, которые в развитых странах учитываются статистическими органами, что позволяет использовать сопоставимые статданные относительно этих услуг для сравнительного изучения. Вот эти услуги: деловые услуги; услуги связи; строительные и инжиниринговые услуги; дистрибьюторские услуги; общеобразовательные услуги; финансовые услуги, включая страхование; услуги по охране здоровья и социальные услуги; туризм и путешествия; услуги в области организации досуга; транспортные услуги; прочие услуги.

Качество услуг

Проблема кач-ва – важнейшая составная часть экон-ской стратегии гос-ва на долговременную перспективу, ибо потребительная стоим-ть продукта «возрастает не посредством увеличения количества продукта, а вследствие повышения его кач-ва». Все большее теор-кое и прак-кое знач-е она приобр-ет и для сферы обслуж-ия.

Велика его не только экономи-ая, но и прежде всего соц. роль. Признание ведущей роли соц. аспекта явл-ся одной из отличит-х особен-ей эконо-го под-да к кач-ву услуг. Эффект-сть труда работ-в в сфере обслуж-ия предопределяется прежде всего тем, насколько полно и кач-нно удовл-ся потребности населения в услугах.

Быт.усл. как специфический продукт конкретного труда явля-ся частью совокупного продукта общества. След-но, «кач-во быт.услуги» – частное опред-е экон-ской категории «кач-во прод-ии». Вместе с тем быт.усл., как известно, еще и деят-ть, осущест-мая работ-ми госу-ных предпри-й. В рез-те создается полезный эффект, удовле-щий те или иные чел-кие потреб-ти. Кач-во в службе быта отлич-ся тем, что на него влияет целый комплекс допол-х требований, в том числе зат-ты врем.потреб-ля на получение (ожидание) услуги, сроки обслуживания, возможность у потреб-ля выбора м/у различными спос-ми обслуживания (торг.сеть, бытовое предприятие, услуги частных лиц, традиционное самообслуж-е).Т.о., сущность кач-ва в быт. обслуж-ии исходит из соц.-экон-их особенностей категории «быт.усл.».

Понятие «кач-во бытовой услуги» в значении соответствия технич-м условиям и стандарту хар-ет требования к кач-ву труда при изготовлении данной вещи (выполнение работ, услуг), кач-во ее выполнения. Однако в сфере услуг наряду с решением задачи кач-ва изделий (работ, услуг) требуется обеспечить кач-во обслуживания заказчика – потреб-ля услуг. Если первая задача и в службе быта, и в промышл-м производстве в принципе решается аналогично, то проблема кач-ва обслуживания специфична. Потреб-ли наряду с уровнем кач-ва исполнения работ (услуг) на 1 место ставят зат-ты своего времени на процесс «сдача – получение заказа», ассортимент услуг, комплексность обслуживания, сокращение сроков ожидания заказа и т.д. Кроме того, в сфере услуг необходим постоянный учет индивид-ых особенностей (запросов, вкусов, привычек и др.) каждого данного потреб-ля. Культура обслуживания также характеризует кач-во. След-но, в отрасли бытового обслуживания населения требуются разработка и применение не только стандартов на отдельные изделия (работы), но и нормативов обслуживания.

Быт.усл. более каче-на, если она удовлетворяет потребности с наименьшими затратами общественного труда. Игнорирование этой стороны деят-ти предпр-й бытового обслуживания искажает рез-ты работы отрасли, ибо ее соц.ценность в том и состоит, что зат-ты внерабочего времени населения при потреблении быт.услуг должны быть значительно меньшими, чем при домашнем обслуж-ии или пользовании услугами частных лиц.

9. Отраслевые особенности рынка быт. услуг

Фонд.ооруж-сть труда в быт. обслуживании в 2-3 раза ниже, чем в соответствующих отраслях пром-ти. Часть производ-х площадей – временно приспособленные или арендованные. Активная часть осн-х фонд. не превышает 25 %. На предпр-х немало оборудования морально устаревшего или физически изношенного, многие средства механизации и автоматизации не отвечают специфике отрасли и современным требованиям. Рассм-м на примере конкретных отраслей.

Инд.пошив и ремонт обуви. Степень механизации труда здесь не превышает 35 %. Особенно велика доля ручного труда на операциях формования заготовок обуви на колодках (обтяжка, затяжка и др.). Для значительного повышения уровня механизации и автоматизации произв-ва и труда намечается проектирование, изготовление и внедрение комплекса современных технических средств.

Индпошив и ремонт одежды требует знач-х затрат труда, неточен процесс снятия мерок с фигуры заказчика. Несовершенна технология конструирования изделий, не эффективен процесс приема, оформления и выдачи заказов.

Изготовление и ремонт трикотажных изделий. Расчет конструкции изделия иа трикотажных предпр-х ведется на средний размер изделия базовой основы, то есть на условную усредненную фигуру, а не на конкретного (индивидуального) заказчика. Это снижает качество работ (услуг). Основная задача – повышение уровня технической подготовки произв-ва, использ-е ЭВМ при расчетах конструкций моделей одежды.

Химическая чистка и крашение одежды. Техническое состояние основного технологического оборудования на большинстве фабрик неудовл-ное. Головные предп-ия нуждаются в проведении реконструкции и техническом перевооружении. Требуется более эффек-ое организационно-техническое решение трансп-го конвейера «пункт приема заказов – фабрика химчистки – пункт выдачи заказов». Необходимо ускоренное решение проблемы обеспечения этим видом услуг сельских жителей экологодестабилизированных регионов для сниж.дозовых нагрузок.

Стирка белья. Недостаточны мощности механич-х прачечных, в том числе прачечных самообслуж-я; после установки соврем-о оборуд-я услуги становятся дорогими и недост-ми для большинства насел-я.

Ремонт бытовой техники. На головных заводах этой подотрасли запланировано дальнейшее внедрение поточных и комплексно-механизированных линий. Большое значение имеет орг-ция новых участков централиз-го ремонта узлов и агрегатов быт.машин и приборов. Предп-я нуждаются в соврем-х диагностических стендах и сред-х измерений параметров быт. машин. Все большее развитие получает выпол-е услуг на дому, абонементное обслуж-е.

Изготовление и ремонт мебели. Необходимо более полное использ-е наличных производ-х мощностей, создание в ряде регионов респуб-ки новых предпр-й. Следует улучшить оснащение действующих произв-в современным технологическим оборуд-ем, использовать современные материалы, фурнитуру и дизайн.

Ремонт и техническое обслуж-е транспортных средств граждан. Предпр-я нуждаются в современном оборудо-ии, особенно в средствах диагностики неисправностей и испытания отремонтированных узлов, агрегатов, машин. Эффективна узкая специализация цехов (участков) на выполнении ремонта (восст-ия) агрегатов (узлов) машин. В последние десятилетия возросла конкуренция частных фирм и индив.предпринимателей.

Строит-во и ремонт жилищ (квартир). Также отмечается необходимость ускоренного оснащения ремонтно-строительных управлений средствами механизации: специализир-м оборудо-ем, инструментом и различными приспособлениями. Возрос спрос на высококач-ный ремонт и реставрацию жилья с использ-ем прогрессивных европ-х технологий и мат-лов.

Фото- и киноуслуги. Измен-ся спрос на эти услуги с распростр-ем портативной фото- и видеотехники. Повыш-е уровня концентрации и специализации может быть достигнуто за счет создания центр-х лабор-ий (цехов) не только в круп., сред. и малых городах, но и в районных центрах респ-ки.

Парикмахерские услуги. В период реформирования экономики и разгосударствления эта подотрасль разв-сь динамичнее других. Увел-е объемов парикм-х услуг, наиболее полное удовл-е потреб-й населения в них требует, прежде всего, расширения сети обслуживания (стационарной и передвижной) на селе, более широкого распространения нов.видов услуг.

Услуги бань и душей. В постчернобыльский период разв-е этих услуг имеет огромное соц.значение для сохр-я здоровья нас-я. Основ.направл-е развития этой подотрасли – создание в круп.и сред.городах соврем-х бань типа спортивно-оздоровительных комплексов (с плавательными бассейнами, кабинетами лечебных процедур, спортивными залами и т.д.), а также повсеместно – финских саун.

Прочие виды быт. услуг. Здесь главн.направлением индустриализации произв-ва услуг является их дифференциация, то есть создание специализир-х произв-в, напр., мастерских по реставрации художесхх издхй (из кости, стекла, металла и т.д.), переплетных мастерских и т.д.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-15; просмотров: 578; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.147.75.217 (0.01 с.)