Вопрос 9.Экономическая характеристика, классификация и методы измерения объемов услуг. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Вопрос 9.Экономическая характеристика, классификация и методы измерения объемов услуг.



 

Услуга связи – это результат деятельности по приему, обработке, хранению, передаче и доставке различного рода сообщений электросвязи или почтовых отправлений. Основными особенностями услуг связи, оказывающими наибольшее влияние на экономику и организацию деятельности организаций связи и отрасли в целом, являются невещественный характер создаваемого продукта, совпадение во времени процесса производства и потребления услуг, участие в их создании, как правило, нескольких самостоятельных предприятий.

Невещественный характер конечного продукта деятельности организаций связи обусловил применение для его характеристики термина «услуга». Понятие «услуга» в отличие от понятий «товар», «изделие» возникает и применяется тогда, когда потребительная стоимость выступает не в форме вещи, имеющей материальную оболочку.

Участие в передаче многих видов информации нескольких самостоятельных хозяйствующих субъектов или их филиалов приводит к тому, что процесс создания услуги состоит из нескольких взаимосвязанных этапов: исходящего, транзитного и входящего, на каждом их которых отдельный оператор связи выполняет конкретные производственные функции, обусловленные технологией создания сетевых услуг. Учет трафика по отдельным этапам производственного процесса необходим для определения требуемой величины производственных ресурсов.

На сети связи общего пользования потребителям оказываются только лицензируемые услуги, перечень которых утверждается Правительством Российской Федерации. В настоящее время в перечень наименований услуг связи, вносимых в лицензии, включено 20 групп. Перечень оказываемых услуг составляет их отраслевую номенклатуру, в которой отражены конечные с точки зрения потребителей результаты деятельности операторов по передаче информации соответствующего вида или предоставление потребителям технических устройств доступа к сети или каналов связи в аренду. Такая номенклатура формируется каждым оператором в соответствии с полученной лицензией (или лицензиями), и ее позиции, как правило, совпадают с перечнем платных услуг.

Услуги связи классифицируются по различным признакам, которые в наибольшей степени отражают особенности процессов их производства и потребления. Наиболее часто встречающиеся классификационные признаки и соответствующие им характеристики услуг представлены в таблице 4.1.

Таблица 4.1. Классификационные признаки услуг связи и их характеристики

Признаки классификации услуг Классификационные характеристики услуг
  По характеру создаваемого потребительского эффекта Услуги в форме передачи единичных сообщений
Предоставление абонентского устройства доступа к сети или технических средств в пользование (аренду)
  По потребительским свойствам Основные
Дополнительные
  По виду передаваемой информации Текст
Голос
Изображение
Мультимедиа
  По виду доступа Доступ в течение определенного времени
Фиксированный доступ
Подвижный доступ
  По территориальному охвату пользователей   Услуги местной связи
Услуги внутризоновой связи
Услуги междугородной связи
Услуги международной связи
  По способу обмена информацией Односторонний
Двухсторонний (интерактивный)
  По скорости обмена Простые
Срочные
Низкоскоростные
Высокоскоростные
  По уровню доступности потребителям Общедоступные
Универсальные
  По характеру использования Услуги конечным потребителям
Услуги доступа и передачи трафика
  По стадии (фазе) жизненного цикла Традиционные
Новые (инновационные)
  По используемому механизму ценообразования Услуги, тарифы на которые регулируются государством
Услуги, тарифы на которые устанавливаются операторами самостоятельно
Бесплатные услуги

 

Для характеристики объемов услуг связи используются натуральные, условно-натуральные и стоимостной (денежный) измерители.

Несмотря на обширную сферу применения натуральных показателей услуг связи, их бывает недостаточно для решения всех аспектов планово-экономической работы. Это объясняется тем, что номенклатура услуг связи очень широка, а натуральный измеритель не дает возможности сведения (соизмерения) различных потребительных стоимостей в один агрегированный показатель. Для этой цели применяется стоимостной (денежный) измеритель, универсальность которого состоит в том, что он позволяет всю совокупность разнообразных услуг связи выразить в едином измерителе – денежных единицах.

В качестве стоимостного измерителя общего объема услуг принят показатель доходов от услуг связи, который определяется на основе натуральных показателей платных услуг и усредненных тарифов (средних доходных такс). Однако денежный измеритель услуг связи, как и любой стоимостной показатель, подвержен зависимости от инфляционных процессов. Поэтому при использовании его или показателей, рассчитанных на основе доходов от услуг связи, для изучения динамики за несколько периодов, построения трендов, определения среднегодовых темпов изменения и других планово-аналитических целей, необходимо разновременные значения стоимостных показателей приводить в сопоставимые условия с помощью специальных статистических методик.

Учет и анализ услуг связи на основе различных способов их выражения играет важную роль не только для оценки достигнутых результатов деятельности операторов связи, но и для целей прогнозирования и планирования их производственной программы.

 

Вопрос 10. Основы прогнозирования и планирования объемов услуг.

Эффективность выполнения отраслью своей производственной и социальной миссии во многом определяется сбалансированностью между уровнем развития сетей и потребностями пользователей в передаче конкретных видов информации, обусловленными их платежеспособностью. Поэтому определение объемов услуг в разрезе их номенклатурных позиций на перспективу на основе прогнозирование рынка услуг занимает ведущее место при формировании стратегии развития инфокоммуникационного комплекса.

При прогнозировании объемов услуг используется значительное число методов, область применения которых зависит от особенностей объекта прогноза. Так, при определении прогнозных значений объемов традиционных услуг приоритет отдается количественным методам экстраполяции и корреляционно-регрессионного моделирования, в основе которых лежат оценки достигнутого уровня потребления услуг и учет влияния совокупности факторов, определяющих спрос на них в перспективном периоде.

При определении на перспективу объемов новых услуг, только выводимых на рынок, когда спрос на них не сформирован и отсутствует информация о фактическом потреблении, применяются, как правило, качественные методы прогнозирования (логического моделирования, экспертных оценок, исторических аналогий и др.), которые с достаточной вероятностью позволяют оценить потенциал новых товарных рынков.

Данные, полученные в результате прогнозирования объема услуг, используются при проектировании сетей связи с учетом требуемой пропускной способности, определении производственных ресурсов для своевременной и качественной передачи информации, а также кладутся в основу определения объема услуг в годовых бизнес-планах.

План объема услуг является важнейшим разделом бизнес-плана. Его значение состоит в том, что показатели объема услуг определяют виды и объемы подлежащей передачи информации (сообщений) для удовлетворения нужд общественного производства, сферы обслуживания и населения, являются основой для расчета потребностей в развитии сети связи и производственных ресурсах – материальных, трудовых, финансовых. В конечном итоге объективный план объема услуг позволяет установить равновесие между спросом и предложением в конкретном временном интервале.

На этапе разработки бизнес-плана данные о прогнозируемом объеме услуг на плановый год уточняются исходя из объективных условий работы оператора в рыночной среде. При этом используются определенные методические подходы в зависимости от вида предоставляемых услуг. Процесс планирования объема услуг в форме обмена начинается с определения исходящего платного обмена по всем позициям номенклатуры, в основу которого кладутся достигнутые душевые уровни потребления каждого вида услуг.

В общем случае исходящий платный обмен на плановый год (qисх. пл) может быть определен по следующей формуле: qисх.пл = уисх.баз × Квнеш × Котр × Чпот , где уисх.баз – душевой уровень потребления услуг в базисном (текущем) году; Квшен, Котр – коэффициенты, учитывающие изменение душевых уровней потребления обмена в плановом году соответственно за счет внешних и внутренних (отраслевых) факторов; Чпот – число потенциальных потребителей данной услуги в плановом году.

К важнейшим внешним факторам при бизнес-планировании относятся численность населения, количество занятых в общественном производстве, объем валового внутреннего продукта, доходы потребителей. В числе внутриотраслевых факторов особое внимание необходимо уделять качеству и доступности услуг связи, величине действующих и планируемых тарифов, темпам развития взаимозаменяемых и взаимодополняемых услуг, уровню конкуренции на соответствующем товарном и региональном рынках. Набор учитываемых внешних и отраслевых факторов и методика их учета при планировании объема услуг специфичны для каждого вида обмена.

Величина входящего обмена может быть достаточно точно определена на основе его объема в базисном году и среднегодового темпа изменения за предыдущие два-три года, либо по соотношению между входящим и исходящим обменом в базисном году, которое переносится на плановый период. При определении величины транзитного обмена необходимо учитывать изменения в схемах построения сетей связи, в том числе маршрутов перевозки почты, схемах направления телеграмм и т.д.

Методика определения объема услуг в форме предоставления потребителям технических устройств различается в зависимости от особенностей услуг данного вида и характера их потребления. С этой точки зрения все услуги данного вида можно разделить на две группы:

услуги, измеряемые числом предоставляемых каналов (телефонных, телеграфных) или абонентских устройств доступа к сети (телефонов, радиоточек, абонентских установок);

услуги, выражаемые числом канало-часов работы средств радиосвязи, радиовещания и телевидения.

В первом случае определяется среднегодовое количество технических устройств, предоставляемое в пользование потребителям и обслуживаемое данным оператором. Необходимость среднегодового исчисления показателей обусловлено тем, что не все они находятся в эксплуатации с начала планового года. Те технические устройства, которые предоставлены абонентам в предыдущем периоде, будут обслуживаться весь год, а те, которые вводятся в действие в плановом году, будут предоставлены абонентам в зависимости от времени их ввода в эксплуатацию. Поэтому вначале определяется количество технических устройств, ожидаемое на начало планового года (N1.1), а затем в соответствии с планом развития находится среднегодовой прирост в плановом году (D пл). Величина среднегодового прироста рассчитывается исходя из сроков ввода объектов в эксплуатацию (по кварталам или месяцам) и величины вводимой в соответствующем временном интервале производственной мощности (DNt). При равномерном поквартальном вводе технических устройств их среднегодовой прирост рассчитывается по формуле:

D пл = (3,5DN1 + 2,5DN2 + 1,5DN 3 + 0,5 DN4) ¤ 4,

где 3,5; 2,5; 1,5 и 0,5 – числовые коэффициенты характеризуют время нахождения технических устройств в эксплуатации в кварталах, а DNt – общее число технических устройств, введенных в соответствующем квартале.

Общий объем услуг в форме предоставления технических устройств в плановом году будет равен: пл = N1.1 + D пл.

Особую методику имеет расчет объема услуг по подключению (установке) абонентских устройств доступа к сети связи. Их количество определяется не в среднегодовом измерении, а общим числом по фактически выполненному количеству их подключений, установок или перестановок.

При планировании объема услуг присоединения и передачи трафика можно использовать вышерассмотренные методические подходы, учитывая при этом количество действующих договоров о присоединении с другими операторами сети общего пользования и возможность заключения новых в плановом году.

Определение объема услуг, измеряемых временем действия каналов в организациях радиосвязи, радиовещания и телевидения, основано на учете заявок потребителей (телерадиокомпаний, телеграфных агентств, Гидрометеослужбы, коммерческих пользователей). При этом расчеты требуемого числа канало-часов работы за год ведутся по каждому виду технических средств в зависимости от их мощности.

Данные об объеме услуг в натуральном выражении кладутся в основу планирования доходов связи и связанных с ними показателей производственной деятельности и эффективности использования ресурсов.

 

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-06; просмотров: 737; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 54.196.248.93 (0.016 с.)