Сущность и место услуг в национальной экономике 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Сущность и место услуг в национальной экономике



Сущность и место услуг в национальной экономике

Высокий уровень потребления услуг в индустриально развитых странах отличает экономику второй половины ХХ века. Еще в начале 1970-х гг. авторы в экономике США, дали развернутое определение сфере услуг: «...к услугам относятся все виды труда, непосредственно не занятые изменением и преобразованием форм материи и сил природы и производящие особую потребительную стоимость, которая выражается в общественно полезной деятельности самого труда в различных отраслях общественного хозяйства (наука, образование, здравоохранение, органы управления хозяйством, труд в предприятиях развлечения, отдыха...). К услугам относятся также и те виды труда, которые, будучи заняты собственно в материальном производстве, не овеществляются в предметно-осязаемом, обособленном продукте труда (транспорт, связь), или такие виды труда, которые посредством обслуживания самого потребления вещей направлены на удовлетворение разнообразных запросов населения (розничная торговля, общественное питание, гостиницы, мотели, мастерские по ремонту одежды, часов, обуви, домашней утвари, а также прачечные и химчистки). Услуги могут быть определены как экономический вид деятельности. Они способствуют: 1) экономии времени за счет выполнения домашней работы (услуга горничной, повара); 2) повышению эффективности деятельности менеджера (информационные агентства, юридические консультации, служба маркетинга); 3) обеспечению психологического восстановления сил в течение рабочей недели (вечера отдыха в театре, кафе, оздоровительном комплексе или видеозале)

Отличительные характеристики услуг

1) неосязаемость -действия, направленные на сознание человека действия с осязаемыми активами(образовательные, юр, развлекательные: радио- и телевизионное вещание, информационные услуги, театры, музеи; Банки, юр и консультационные услуги, страхование, операции с ценными бумагами) Потребитель такой услуги после ее приобретения располагает знаниями, впечатлениями, ощущениями; 2) неотделимость от производителя. В отличие от товара, в своей материально-вещественной форме существующего независимо от производителя, услуга не может отчуждаться от него. Тесная связь услуг и их источников не позволяет потреблять многие услуги в отсутствие производителя, что накладывает ограничения на развитие сбытовой деятельности. Сбытовые подразделения в сфере услуг объединяются с органами рекламы и пропаганды; 3) несохраняемость. При этом потребитель часто оплачивает стоимость услуги заранее, до того как получает возможность оценить уровень удовлетворения своей потребности. Это требует укрепления доверия потребителей к производителю услуг и широкой рекламы услуг; 4) невозможность складирования и транспортировки. Это свойство услуг обусловлено двумя предыдущими — их несохраняемостью и неотделимостью от производителя. 5) непостоянство качества. Качество услуг колеблется в широких пределах и зависит от качества труда, профессионализма, компетентности, коммуникабельности, доброжелательности, вежливости и других личных качеств производителей, а также от времени и места предоставления услуг. Например, качество услуг, оказываемых передвижными предприятиями непроизводственной сферы в районах, пострадавших от аварии на ЧАЭС, обычно ниже, чем качество услуг постоянно действующих предприятий.

 

Услуги как экономический вид деятельности

Услуги могут быть определены как экономический вид деятельности. Они способствуют: 1) экономии времени за счет выполнения домашней работы (услуга горничной, повара); 2) повышению эффективности деятельности менеджера (информационные агентства, юридические консультации, служба маркетинга); 3) обеспечению психологического восстановления сил в течение рабочей недели (вечера отдыха в театре, кафе, оздоровительном комплексе или видеозале) Сфера услуг — совокупность отраслей, подотраслей и видов деятельности, функциональное назначение которых выражается в производстве и реализации услуг и духовных благ для населения Общее деление народного хозяйства на 2 части: материальное производство и непроизводственная сфера. К сфере материального производства относятся все виды деятельности, создающие материальные блага в виде продуктов, энергии и в форме перемещения грузов, хранения продуктов, сортировки, упаковки и других функций. Остальные виды деятельности, в процессе которых материальные блага не создаются, образуют в своей совокупности непроизводственную сферу деятельности: 1) ЖКХ и бытовое обслуживание населения; 2) транспорт и связь 3) геологию 4)здравоохранение, физическую культуру и социальное обеспечение; 5) просвещение; 6) культуру и искусство; 7) науку и научное обслуживание; 8) финансово-кредитное и страховое обслуживание; 9) управление; 10) общественные организации. По соц признакам непр. сферу можно определить как комплекс отраслей хозяйства, выполняющих функции обслуживания, удовлетворения материальных и духовных потребностей населения, создания наиболее благоприятных условий жизнедеятельности. Цель развития непр сферы — удовлетвор потребностей человека. Но и матер-е производство имеет своей целью удовлетвор человеческих потребностей. Непроизводственная сфера функционирует в условиях совпадения производства и потребления. Ее особенность состоит в том, что она явл элементом, участвующим в формировании соц-экон-их условий. От пропорциональности и уровня развития непроизводственной сферы зависит качество жизни населения, степень его благосостояния. Отраслевая структура непр сферы зависит от функций: распределение и обмен, потребительские услуги, охрана здоровья населения, образование, просвещение, управление и охрана общественного порядка. Отрасли обслуживания можно объединить в 2 группы:1) вкл отрасли, деятельность кот направлена на удовлетв соц-культурных, духовных, интеллектуальных запросов человека, поддержание его нормальной жизнедеятельности: образование, здравоохранение, управление, учреждения банковской сферы, страхование, физкультура, социальное обеспечение, культура, искусство 2) включает отрасли материально-бытового обслуживания: жилищно-коммунальное хозяйство, бытовое обслуживание, пассажирский транспорт, непроизводственная связь, розничная торговля и общественное питание.

 

Качество услуг

Проблема кач-ва – важнейшая составная часть экон-ской стратегии гос-ва на долговременную перспективу, ибо потребительная стоим-ть продукта «возрастает не посредством увеличения количества продукта, а вследствие повышения его кач-ва». Все большее теор-кое и прак-кое знач-е она приобр-ет и для сферы обслуж-ия.

Велика его не только экономи-ая, но и прежде всего соц. роль. Признание ведущей роли соц. аспекта явл-ся одной из отличит-х особен-ей эконо-го под-да к кач-ву услуг. Эффект-сть труда работ-в в сфере обслуж-ия предопределяется прежде всего тем, насколько полно и кач-нно удовл-ся потребности населения в услугах.

Быт.усл. как специфический продукт конкретного труда явля-ся частью совокупного продукта общества. След-но, «кач-во быт.услуги» – частное опред-е экон-ской категории «кач-во прод-ии». Вместе с тем быт.усл., как известно, еще и деят-ть, осущест-мая работ-ми госу-ных предпри-й. В рез-те создается полезный эффект, удовле-щий те или иные чел-кие потреб-ти. Кач-во в службе быта отлич-ся тем, что на него влияет целый комплекс допол-х требований, в том числе зат-ты врем.потреб-ля на получение (ожидание) услуги, сроки обслуживания, возможность у потреб-ля выбора м/у различными спос-ми обслуживания (торг.сеть, бытовое предприятие, услуги частных лиц, традиционное самообслуж-е).Т.о., сущность кач-ва в быт. обслуж-ии исходит из соц.-экон-их особенностей категории «быт.усл.».

Понятие «кач-во бытовой услуги» в значении соответствия технич-м условиям и стандарту хар-ет требования к кач-ву труда при изготовлении данной вещи (выполнение работ, услуг), кач-во ее выполнения. Однако в сфере услуг наряду с решением задачи кач-ва изделий (работ, услуг) требуется обеспечить кач-во обслуживания заказчика – потреб-ля услуг. Если первая задача и в службе быта, и в промышл-м производстве в принципе решается аналогично, то проблема кач-ва обслуживания специфична. Потреб-ли наряду с уровнем кач-ва исполнения работ (услуг) на 1 место ставят зат-ты своего времени на процесс «сдача – получение заказа», ассортимент услуг, комплексность обслуживания, сокращение сроков ожидания заказа и т.д. Кроме того, в сфере услуг необходим постоянный учет индивид-ых особенностей (запросов, вкусов, привычек и др.) каждого данного потреб-ля. Культура обслуживания также характеризует кач-во. След-но, в отрасли бытового обслуживания населения требуются разработка и применение не только стандартов на отдельные изделия (работы), но и нормативов обслуживания.

Быт.усл. более каче-на, если она удовлетворяет потребности с наименьшими затратами общественного труда. Игнорирование этой стороны деят-ти предпр-й бытового обслуживания искажает рез-ты работы отрасли, ибо ее соц.ценность в том и состоит, что зат-ты внерабочего времени населения при потреблении быт.услуг должны быть значительно меньшими, чем при домашнем обслуж-ии или пользовании услугами частных лиц.

9. Отраслевые особенности рынка быт. услуг

Фонд.ооруж-сть труда в быт. обслуживании в 2-3 раза ниже, чем в соответствующих отраслях пром-ти. Часть производ-х площадей – временно приспособленные или арендованные. Активная часть осн-х фонд. не превышает 25 %. На предпр-х немало оборудования морально устаревшего или физически изношенного, многие средства механизации и автоматизации не отвечают специфике отрасли и современным требованиям. Рассм-м на примере конкретных отраслей.

Инд.пошив и ремонт обуви. Степень механизации труда здесь не превышает 35 %. Особенно велика доля ручного труда на операциях формования заготовок обуви на колодках (обтяжка, затяжка и др.). Для значительного повышения уровня механизации и автоматизации произв-ва и труда намечается проектирование, изготовление и внедрение комплекса современных технических средств.

Индпошив и ремонт одежды требует знач-х затрат труда, неточен процесс снятия мерок с фигуры заказчика. Несовершенна технология конструирования изделий, не эффективен процесс приема, оформления и выдачи заказов.

Изготовление и ремонт трикотажных изделий. Расчет конструкции изделия иа трикотажных предпр-х ведется на средний размер изделия базовой основы, то есть на условную усредненную фигуру, а не на конкретного (индивидуального) заказчика. Это снижает качество работ (услуг). Основная задача – повышение уровня технической подготовки произв-ва, использ-е ЭВМ при расчетах конструкций моделей одежды.

Химическая чистка и крашение одежды. Техническое состояние основного технологического оборудования на большинстве фабрик неудовл-ное. Головные предп-ия нуждаются в проведении реконструкции и техническом перевооружении. Требуется более эффек-ое организационно-техническое решение трансп-го конвейера «пункт приема заказов – фабрика химчистки – пункт выдачи заказов». Необходимо ускоренное решение проблемы обеспечения этим видом услуг сельских жителей экологодестабилизированных регионов для сниж.дозовых нагрузок.

Стирка белья. Недостаточны мощности механич-х прачечных, в том числе прачечных самообслуж-я; после установки соврем-о оборуд-я услуги становятся дорогими и недост-ми для большинства насел-я.

Ремонт бытовой техники. На головных заводах этой подотрасли запланировано дальнейшее внедрение поточных и комплексно-механизированных линий. Большое значение имеет орг-ция новых участков централиз-го ремонта узлов и агрегатов быт.машин и приборов. Предп-я нуждаются в соврем-х диагностических стендах и сред-х измерений параметров быт. машин. Все большее развитие получает выпол-е услуг на дому, абонементное обслуж-е.

Изготовление и ремонт мебели. Необходимо более полное использ-е наличных производ-х мощностей, создание в ряде регионов респуб-ки новых предпр-й. Следует улучшить оснащение действующих произв-в современным технологическим оборуд-ем, использовать современные материалы, фурнитуру и дизайн.

Ремонт и техническое обслуж-е транспортных средств граждан. Предпр-я нуждаются в современном оборудо-ии, особенно в средствах диагностики неисправностей и испытания отремонтированных узлов, агрегатов, машин. Эффективна узкая специализация цехов (участков) на выполнении ремонта (восст-ия) агрегатов (узлов) машин. В последние десятилетия возросла конкуренция частных фирм и индив.предпринимателей.

Строит-во и ремонт жилищ (квартир). Также отмечается необходимость ускоренного оснащения ремонтно-строительных управлений средствами механизации: специализир-м оборудо-ем, инструментом и различными приспособлениями. Возрос спрос на высококач-ный ремонт и реставрацию жилья с использ-ем прогрессивных европ-х технологий и мат-лов.

Фото- и киноуслуги. Измен-ся спрос на эти услуги с распростр-ем портативной фото- и видеотехники. Повыш-е уровня концентрации и специализации может быть достигнуто за счет создания центр-х лабор-ий (цехов) не только в круп., сред. и малых городах, но и в районных центрах респ-ки.

Парикмахерские услуги. В период реформирования экономики и разгосударствления эта подотрасль разв-сь динамичнее других. Увел-е объемов парикм-х услуг, наиболее полное удовл-е потреб-й населения в них требует, прежде всего, расширения сети обслуживания (стационарной и передвижной) на селе, более широкого распространения нов.видов услуг.

Услуги бань и душей. В постчернобыльский период разв-е этих услуг имеет огромное соц.значение для сохр-я здоровья нас-я. Основ.направл-е развития этой подотрасли – создание в круп.и сред.городах соврем-х бань типа спортивно-оздоровительных комплексов (с плавательными бассейнами, кабинетами лечебных процедур, спортивными залами и т.д.), а также повсеместно – финских саун.

Прочие виды быт. услуг. Здесь главн.направлением индустриализации произв-ва услуг является их дифференциация, то есть создание специализир-х произв-в, напр., мастерских по реставрации художесхх издхй (из кости, стекла, металла и т.д.), переплетных мастерских и т.д.

М-ды оц-ки тен эк-ки.

М-ды оц-ки ур-ня: Прямые: а)опрос, наблюд-е, выборочн обследование; б) декларирование доходов; в)фин контроль; г)ан-з актов, ревизий и проверок гос контроля; д)ан-з статистич и социологич инф-ции. Косвенные: 1)м-ды сопоставления: а)отличие дох-в по разн источ-кам инфо; б)различие зарегистрир-х дох-в и убытков; в)сопоставление товарн потоков; г)сальдо импорта и экспорта; д)ЭММ и статистич м-ды расчета основн пок-лей деят-ти. 2)монетарные м-ды: а)ан-з объема ден операций; б)ан-з востребования наличн денег; в)ан-з спроса на иностранн валюту и ц/б

Анализ внешней среды

К факторам макросреды обычно относят: экономическое состояние страны; политико-правовой аспект; социальное и культурное окружение; научно-техническое и технологическое развитие общества.

Изучение экономического состояния позволяет понять действующие законы - темпы инфляции, соотношения валют, нормы налогообложения и их тенденции, уровень безработицы; и увидеть возможности использования природных и человеческих ресурсов.

Анализ политического окружения и правовых аспектов позволит фирме установить для себя допустимые границы действий во взаимоотношениях с другими аспектами правовой системы. Изучение социальной компоненты макроокружения позволяет выяснить уровень жизни населения, его отношение к качеству жизни, разделяемые ими ценности, тенденции и направленности в моде и т.п.

Анализ научно-технического и технологического развития общества позволяет вовремя заметить и начать применять в практике достижения современной науки и техники в области рекламы, управления, доставки, продажи, а также в области информационного обеспечения, что может стать значительным конкурентным преимуществом.

Основу анализа ближайшего окружения фирмы составляет конкурентный анализ среды, который обычно строят на использовании так называемой модели пяти сил М. Портера. Согласно этой теории на деятельность фирмы оказывают влияние пять сил: конкурентная борьба внутри отрасли; угроза появления товаров и услуг-субститутов; способность поставщиков диктовать свои условия; угроза появления новых конкурентов; способность покупателей диктовать свои условия.

анализ внутренней среды представляет собой управленческое обследование функциональных зон организации с целью определения сильных и слабых сторон организации.

Анализ внутренней среды

Изучая внутреннюю среду фирмы необходимо уделить особое внимание организационной культуре организации, т.е. наличию таких норм и правил, как, например, материальное вознаграждение, льготы при покупке собственной продукции, другие социальные гарантии.

Метод, который используют для диагностики внутренних проблем, называется управленческим обследованием. Он включает 5 функций:

·Маркетинг – выделяют 7 элементов исследования:

Ø Доля рынка и конкурентоспособность.

Ø Разнообразие и качество ассортимента.

Ø Рыночная демография.

Ø Рыночные исследования и разработки.

Ø Предпродажное и послепродажное обслуживание клиентов.

Ø Сбыт рекламы и продвижение товаров

Ø прибыль

Финансы (включая бухгалтерский учёт) – включают детальный анализ финансового состояния, который помогает выявить уже имеющиеся и потенциальные слабости организации.

·Производство – включает следующие вопросы:

Ø Может ли организация производить свои товары и услуги с меньшими издержками по сравнению с конкурентами?

Ø Зависит ли организация от одного поставщика или у неё есть выбор?

Ø Каковы производственные мощности организации?

Ø На сколько хорошо спланирован и организован процесс производства и можно ли его улучшить?

Персонал – решение много проблем в современной организации зависит от обеспеченности как производства, так и управления высококвалифицированными и энергичными специалистами.

·Организационная культура и имидж организации – подкрепляются или ослабляются репутацией. Имидж организации определяется тем впечатлением, которое создаётся с помощью сотрудников, клиентов, общественного мнения в целом. Это впечатление позволяет организации длительное время сохранять клиентов.

 

63.Предпринимательский риск- риск возникающий при любых видах предпринимательской деятельности, связ. с произв тов и услуг, их реализ-ей; тов-но-ден-ми и фин-ми операциями, а также осущ НТПроектов.

Классификация:

По сфере возникновения: внешние и внутренние. Источником возникновения внешних рисков является внешняя среда по отношению к предпринимательской фирме. Предприниматель не может оказывать на них влияние, он может только предвидеть и учитывать их в своей деятельности. Т. о., к внешним относятся непредвиденные изменения законодательства, регулирующего предпринимательскую деятельность; неустойчивость политического режима в стране. Источником внутренних рисков является сама предпринимательская фирма. Эти риски возникают в случае неэффективного менеджмента, ошибочной маркетинговой политики.

С точки зрения длительности во времени: кратковременные и постоянные. К группе кратковременных относятся те риски, которые угрожают предпринимателю в течение конечного, известного отрезка времени, например транспортный риск, когда убытки могут возникнуть во время перевозки груза, или риск неплатежа по конкретной сделке. К постоянным рискам относятся те. которые непрерывно угрожают предпринимательской деятельности в данном географическом районе или в определенной отрасли экономики, например риск неплатежа в стране с несовершенной правовой системой или риск разрушений зданий в районе с повышенной сейсмической опасностью.

По степени правомерности: оправданный (правомерный) и неоправданный (неправомерный) риски.

В соответствии с возможностью страхования: страхуемые и нестрахуемые. Риск страховой — вероятное событие или совокупность событий, на случай наступления которых проводится страхование.(погодные условия, землетрясения, наводнения,вероятные потери в результате пожаров и других стихийных бедствий; автомобильных аварий).Взятие на себя нестрахуемого риска является потенциальным источником прибыли предпринимателя. Но если потери в результате страхового риска покрываются за счет выплат страховых компаний, то потери в результате нестрахуемого риска возмещаются из собственных средств предпринимательской фирмы.

Выделяют две группы рисков: статистические (простые) и динамические (спекулятивные). Особенность статистических рисков заключается в том, что они практически всегда несут в себе потери для предпринимательской деятельности. При этом потери для фирмы, как правило, означают и потери для общества в целом. В отличие от статистического риска динамический риск несет в себе либо потери, либо прибыль для фирмы. Поэтому их можно назвать «спекулятивными». Кроме того, динамические риски, ведущие к убыткам для отдельной фирмы, могут одновременно принести выигрыш для общества в целом. Поэтому динамические риски являются трудноуправляемыми.

 

Факторы:

- общие (влияющими на ряд показателей)

- частные (специфические для каждого показателя)

- внутренние (Внутренними основными называются факторы, определяющие результаты работы предприятия. Внутренние неосновные факторы: структурные сдвиги в составе продукции, нарушения хозяйственной и технологической дисциплины.)

- внешние (Внешние факторы – это те, которые не зависят от деятельности производственного коллектива, но количественно определяют уровень использования производственных и финансовых ресурсов данного предприятия.)

- объективные (стихийное бедствие)

- субъективные (зависят от деятельности отдельных людей, предприятий)

- Общие (действуют во всех отраслях экономики)

- Специфические (действуют в условиях отдельной отрасли экономики)

- постоянные (беспрерывно на протяжении всего времени)

- переменные (периодически)

- интенсивные (качественный показатель)

- экстенсивные (количественный показатель)

72. Критерии и показатели экономической эффективности сферы услуг. Сущность социальной эффективности

1. Балансовая прибыль = выручка от реализации – себестоимость

2. Себестоимость = издержки / объем производства

3. Уровень рентабельности = прибыль/ затраты

4. Затраты на 1 руб продукции = себестоимость/ стоимость тов.продукции

5. Объем реализованной продукции= стоимость произв. и реализ. продукции

6. Фондоотдача = товарная продукция/стоимость основных фондов

7. Фондовооруженность = год стоимость основных фондов/ среднеспис численность

8. Фондоемкость = стоимость основных фондов/ стоимость товарной продукции

9. Производительность труда= объем выпущенной продукции/ общ численность работников

Социальная эффективность — как удовлетворение интересов и потребностей сотрудников (оплата труда, его содержание, возможность личностной самореализации, удовлетворённость общением с товарищами и т.д.)

Социальная эффективность проявляется в степени достижения индивидуальных целей работников и характеризует удовлетворение в процессе руководства ожиданий, желаний, потребностей и интересов сотрудников. Кроме того, социальная эффективность имеет два основных измерения: ориентация на работу и ориентация на отношения с другими людьми.

Показатели:

- установки на труд (удовлетворённость трудом, инициатива, доля потерь рабочего времени, жалобы, способность брать на себя ответственность и др.);

- установки на отношения с другими индивидами (восприятие влияния, готовность к кооперации, дружба, согласие, уважение, доверие, групповая сплочённость и др.).

75 -Зарубежный опыт формирования и развития корпоративного стиля управления.

Практика показывает, что наличие в компании эффективной системы корпоративного управления зачастую становится основной для привлечения инвестиций, улучшения финансовых показателей и повышения качества управленческих решений.. Руководство корпорацией осуществляется через Совет директоров, который избирается акционерами и подотчетен им. Основными участниками корпоративных отношений являются владельцы корпорации и ее менеджеры. В настоящее время среди сложившихся различных систем корпоративного управления можно выделить четыре модели, наиболее ярко характеризующие различные подходы к корпоративному руководству: англо-американскую, немецкую, японскую и семейную. Несмотря на наметившуюся в последнее время тенденцию к сближению этих моделей, можно выделить существенные различия между ними. У каждой модели существуют свои особенности, а также сильные и слабые стороны. В каждой отдельно взятой страны корпоративное управление вполне обладает определенными характеристиками и отличительными свойствами. Это понятно и по-другому быть не может.

Сущность и место услуг в национальной экономике

Высокий уровень потребления услуг в индустриально развитых странах отличает экономику второй половины ХХ века. Еще в начале 1970-х гг. авторы в экономике США, дали развернутое определение сфере услуг: «...к услугам относятся все виды труда, непосредственно не занятые изменением и преобразованием форм материи и сил природы и производящие особую потребительную стоимость, которая выражается в общественно полезной деятельности самого труда в различных отраслях общественного хозяйства (наука, образование, здравоохранение, органы управления хозяйством, труд в предприятиях развлечения, отдыха...). К услугам относятся также и те виды труда, которые, будучи заняты собственно в материальном производстве, не овеществляются в предметно-осязаемом, обособленном продукте труда (транспорт, связь), или такие виды труда, которые посредством обслуживания самого потребления вещей направлены на удовлетворение разнообразных запросов населения (розничная торговля, общественное питание, гостиницы, мотели, мастерские по ремонту одежды, часов, обуви, домашней утвари, а также прачечные и химчистки). Услуги могут быть определены как экономический вид деятельности. Они способствуют: 1) экономии времени за счет выполнения домашней работы (услуга горничной, повара); 2) повышению эффективности деятельности менеджера (информационные агентства, юридические консультации, служба маркетинга); 3) обеспечению психологического восстановления сил в течение рабочей недели (вечера отдыха в театре, кафе, оздоровительном комплексе или видеозале)



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-15; просмотров: 467; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 44.211.117.101 (0.086 с.)