Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Основная проблема экономической теории и практики. Ограниченные ресурсы и безграничные потребности. Предмет экономической теории и методы экономического анализа. Микро и макроэкономика

Поиск

Основная проблема экономической теории и практики. Ограниченные ресурсы и безграничные потребности. Предмет экономической теории и методы экономического анализа. Микро и макроэкономика

Эк.теория – наука о том, как люди стремятся использовать ограниченные ресурсы в пр-ве товаров и услуг, рационально распределяя и обменивая их, пытаясь удовлетворить свои безграничные потребности с целью всестороннего развития способностей и расширения возможностей человека. Основная проблема экономической теории и практики состоит в разрешении противоречия между желанием людей удовлетворить свои безграничные потребности и ограниченностью (редкостью) ресурсов, находящихся в их распоряжении и используемых для данной цели. Безграничность потребностей человека обусловлено психологической закономерностью, она никогда не будет удовлетворена в полной мере, т. к. ресурсы, которые необходимы для пр-ва благ ограничены. Следовательно, ограниченность всех эк. ресурсов по мере развития общества остаётся и даже возрастает. Это обусловлено не только истощением невоспроизводимых природных ресурсов, но и тем, что потребление постоянно даёт импульс развитию пр-ва, т.е. создаются новые товары и услуги, меняются их качественные характеристики, возрастает необходимость в потребительских и инвестиционных товарах. И каждый раз общество вынуждено решать, какие их этих благ производить при наличных ресурсах и в каком масштабе. Из этого следует, что основная проблема эк.теории и практики м.б. представлена и как проблема выбора. Т.е., если каждый используемый фактор ограничен, то всегда существует проблема альтернативности его использования и поиска лучшего сочетания факторов пр-ва. Перед обществом, как и перед отдельным человеком, всегда стоит задача выбора направлений и способов использования ограниченных ресурсов в различных конкурирующих целях. Методы решения этой задачи и составляют предмет экономической науки, т.е. предмет эк. теории – решение и изучение основной проблемы эк. теории. Методы эк. теории – это совокупность приёмов, способов и принципов, применяемых при исследовании предмета эк. теории:

1) м. анализа и синтеза. Анализ эк. явления – расчление изучаемого явления на отдельные элементы и, исследование каждого элемента как необходимой составной части целого. Синтез – явление первоначально изучается как состоящее из различных частей, а затем исследуется соединение элементов в единое целое и делается общий вывод.

2) м. индукции и дедукции. Индукция – движение мысли от частных к общим умозаключениям. Дедукция – движение мысли от общих положений к частным определениям.

3) м. единства исторического и логического в развитии. Это методологический принцип, который помогает концентрировать внимание науки на усилении аргументации, обоснованности выводов. Логику исследования надо постоянно контролировать историческим сопоставлением, а факты истории – располагать в логической последовательности, вытекающей из парадигмы эк. науки.

4) м. научной абстракции. Очищение исследования объекта от случайного, временного и определение постоянных, типичных, характерных черт. С помощью метода абстракции формулируются научные критерии, выражаются сущностные стороны исследуемых объектов и строятся эк. модели.

5) м. моделирования. Выявление причинно-следственных связей и постороение на их основе экономико-математических моделей, которые объясняют происходящее и помогают спрогнозировать последствия того или иного действия.

6) м сочетания позитивного и нормативного анализа. Позитивный анализ – это исследование взаимосвязи эк. явлений как они есть (не выдвигаются никакие оценочные суждения, просто происходит констатация фактов). Нормативный анализ – исследование, основанное на вынесении оценок, в частности в сравнении с нормами (т.е. исследование как оно должно быть).

7) м. системно-функциональный анализа. Основан на исследовании эк. явлений как систем и функциональных связей как внутри системы между составляющими систему элементами, так и между различными системами.

8) м. принципа «при прочих равных условиях». Если мы хотим выяснить воздействие на спрос не только одного фактора, нам необходимо позаботиться о «чистоте эксперимента«. Т.е. чтобы отследить влияние какого-либо фактора на изучаемый предмет, необходимо оставить все остальные факторы неизменными.

Теоретические и практические проблемы в эк. системе могут рассматривать и разрешать на микро – и макроуровнях.

Индикаторы денежного рынка

Количественным показателем является объем предложе­ния денежных активов.

Имеющееся в экономике количество денег на данный моментнт времени называется предложением денег.

Показателем, отражающим объем предложения денежных активов, является денежная масса.

Денежная масса (М) — совокупность выпущенных в обращение металлических монет и бумажных денежных знаков, а также депозитных денег: М = Си +D.

В качестве денег используются активы различной степени ликвидности, поэтому объем денежной массы характеризуют Несколько денежных агрегатов, методика расчета которых в разных странах различна. Для обеспечения сопоставимости показателей денежного обращения различных стран международ­ные финансовые организации, в частности Международный валютный фонд, разрабатывают международные стандарты рас­чета денежных агрегатов.

В соответствии с методикой ЦБ России при расчете де­нежных агрегатов учитываются следующие компоненты:

Мо - наличные деньги в обращении. Данный денежный агрегат не включает наличные деньги, находящиеся в БС.

М1 = М0+Средства на расчетных, текущих и специальных счетах предприятий, населения и местных бюджетов + Срочные депозиты населения и предприятий в КБ + Депозиты населения до востребования в сберегательных банках + Средства Госстраха.

М2=М1+Срочные депозиты населения в сберегательных
банках.

М3 = М2 + Сертификаты и облигации госзайма.

Важной составной частью денежной массы является де­нежная база.

Денежная база (Н) — совокупность созданных ЦБ и вы­пущенных в обращение денежных активов.

Денежная база в широком определении включает денеж­ный агрегат Мо (наличные деньги в обращении), наличные день­ги в сейфах КБ, обязательные резервы КБ в ЦБ и их средства на корреспондентских счетах в ЦБ. Н =Си +R.

Денежная база в узком определении включает наличные деньги в обращении и обязательные резервы КБ.

Денежная масса больше денежной базы на величину фи­нансовых активов, которыми располагают КБ:

M = Cu + D (Н = Сu + R) / (M – H = D – R = AКБ)

3.Теоретико-идеологические основы плановой эк-ки.Основные черты.Последствия реализации плановой модели.+ и – админ.-командной эк-ки. Идеологическим базисом командно-административной системы была социалистическая доктрина. Основные черты плановой эк-ки: 1.Доминирует гос.собств-ть(К.Маркс утверждал,что все права собств-ти принадлежат гос-ву,а частная собств-ть ликвидируется и переходит в руки гос-ву). 2.Цены фиксированы,устанавливаются гос-вом. 3.Централизованное управление эк-кой на основе директивных плановых заданий(Центр берёт на себя ответственность решать основные экономические проблемы общества: что производить, как производить и для кого производить,невыполнение плана каралось законом). 4.Уравнительное распределение доходов предприятий(через изъятие гос-вом прибыли и финансирование расходов);(заводы в СССР не были одинаково прибыльны,все п\п управлялись гос-вом,все ср-ва сначала объединялись,а потом гос-во распределяло их на з\п,новое оборудование. Получается,что нек-рые п\п были донорами). 5.Уравнительное распределение доходов населения(все доходы примерно были равны,гос-во как единственный работодатель устанавливало единый размер оплаты труда;был дефицит благ,поэтому наличие денег не говорило о том,что можно купить любой товар;предлагалось только то,что планировало гос-во). 6.Гос-ная монополия на внешнеэк-кую деят-ть (между иностранным партнером и гос-вом был посредник,только эта организация имела право заключить договор с иностр.партнером). Достоинства плановой системы:1.Концентрация ресурсов на важнейших направлениях(из единого гос.центра можно мобилизовать ресурсы на проекты в стране,например,на строительство БАМ,электрификацию,освоение космоса). 2.Высокая инвестиционная активность(в СССр одна из самых высоких норм накопления;Маркс разделил эк-ку на 2 раздела:пр-во ср-в пр-ва и пр-во предметов потребления;если человек накапливает деньги,то возможность приобретения ср-в увелич. в след.периоде). 3.Стабильность(была обеспечена полная трудовая занятость и не было неравенства в распределении доходов населения). 4.Централизованный контроль за эк-кой деят-ю общества(не было вывоза капитала). Недостатки: 1.Низкая адаптивность к меняющимся условиям. 2.Неспособность к интенсивному росту(эк-ка росла,но она была приспособлена к экстенсивному росту:т.к все ресурсы в эк-ке ограничены,то рано или подно экстенсивный рост исчерпается) 3.Бюрократизм(большое число чиновников,каждый хотел показать свою значимость,это могло также привести к установлению тоталитарного режима и агрессивной внешней политике). 4.Отсутствие стимулов к личной инициативе. 5.Отсутствие конкуренции(гос-во при планировании пр-ва решало,что легче построить1,но крупное п\п). 6.Акцент на объеме выпуска,а не на качестве и эффективности пр-ва. Последствия реализации плановой эк-ки: 1.Низкое качество и утрата конкурентоспособности пр-ва большинства товаров и услуг. 2.Дефицитность потребительского рынка. 3. Снижение уровня реального благосостояния населения. 4.Падение эффективности пр-ва. 5.Высокий уровень милитаризации(военное пр-во-до 50%). 6.Доля ВВП:с\х-14%,пром-ть-39%,услуги-47%. Во Франции: с\х-3%,пром-ть-33%,услуги-64%

 

 

Стабилизационный фонд.

Стабилизационный фонд (СФ) — специальный государственный фонд Российской Федерации, создаваемый и используемый в целях стабилизации экономики.

Стабилизационный фонд выполняет следующие функции:

· является встроенным стабилизатором (наряду с такими общеизвестными и общеупотребительными, как прогрессивный налог и пособие по безработице);

· обеспечивает дополнительную устойчивость государственным финансам;

· может служить источником финансирования инвестиционных программ, обеспечивающих снижение бюджетных расходов будущих периодов.

По сути это финансовые активы, которыми напрямую распоряжается правительство, а не Федеральное Собрание по средствам бюджета.

С 1 февраля 2008 года стабилизационный фонд был разделён на две части: Резервный фонд (3 069 млрд руб.) и Фонд национального благосостояния (782,8 млрд руб.). Общий объём средств, которые будут зачисляться на счёт нефтегазового трансферта, установлен бюджетным законодательством и привязан к размеру валового внутреннего продукта (ВВП): на 2008 год — 6,1 % ВВП, на 2009 год — 5,5 %, на 2010 год — 4,5 %, а после 2010 года данный объём фиксируется в размере 3,7 % ВВП.[1]

1. Источниками формирования Стабилизационного фонда являются: дополнительные доходы федерального бюджета, образуемые расчетным путем за счет превышения цены на нефть над базовой ценой в соответствии с пунктом 2 настоящей статьи; остатки средств федерального бюджета на начало соответствующего финансового года в порядке, определяемом в соответствии с пунктом 3 настоящей статьи, включая доходы, полученные от размещения средств Стабилизационного фонда.
2. Дополнительные доходы федерального бюджета, подлежащие зачислению в Стабилизационный фонд в текущем месяце, определяются как сумма: фактических поступлений в федеральный бюджет средств вывозной таможенной пошлины на нефть сырую в текущем месяце, умноженная на отношение разности действующей в текущем месяце ставки вывозной таможенной пошлины на нефть сырую и расчетной ставки указанной пошлины при базовой цене на нефть к действующей в текущем месяце ставке вывозной таможенной пошлины на нефть сырую; фактических поступлений в федеральный бюджет средств налога на добычу полезных ископаемых (нефть) в текущем месяце, умноженная на отношение разности действующей в текущем месяце ставки налога на добычу полезных ископаемых (нефть) и расчетной ставки указанного налога при базовой цене на нефть к действующей в текущем месяце ставке налога на добычу полезных ископаемых (нефть). Расчет и перечисление в Стабилизационный фонд средств, указанных в настоящем пункте, производятся в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.
3. В Стабилизационный фонд в срок до 1 февраля года, следующего за отчетным, зачисляются остатки средств федерального бюджета на начало финансового года, за исключением остатков, по которым федеральным законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год или международным договором Российской Федерации установлен иной порядок использования, а также свободных остатков средств федерального бюджета, необходимых Министерству финансов Российской Федерации для покрытия временных кассовых разрывов, возникающих в течение года при исполнении федерального бюджета, в объеме, равном одной двадцать четвертой утвержденных на соответствующий финансовый год расходов федерального бюджета, включая платежи по погашению государственного внешнего долга Российской Федерации, без учета средств, направляемых в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации на выплату базовой части трудовой пенсии. Правительство Российской Федерации по итогам рассмотрения им отчета об исполнении федерального бюджета за предыдущий финансовый год до 1 июня текущего года уточняет объемы остатков средств федерального бюджета, подлежащих использованию в соответствии с федеральным законом о федеральном бюджете на соответствующий финансовый год.

 

Предпочтительным вариантом стерилизации эмиссии является направление ресурсов, поступающих в Стабилизационный фонд, на досрочное погашение внешнего государственного долга. С точки зрения обеспечения дополнительных доходов бюджета такой вариант обладает существенно большей эффективностью по сравнению с предлагаемым правительством вариантом инвестирования средств в высоконадежные зарубежные финансовые инструменты (суверенные обязательства стран–первоклассных заемщиков).

И спользование средств, аккумулируемых в Стабилизационном фонде, для досрочного погашения внешнего долга требует реализации следующих мер:

· запуск переговорного процесса с основными держателями российских долгов по досрочному погашению задолженности;

· фиксация в рамках Федерального закона "О бюджете" возможности направления средств, поступающих в Стабилизационный фонд, на досрочное погашение государственного внешнего долга (после достижения фондом объема 500–600 млрд. руб.).

Достоинства этого варианта использования средств Стабилизационного фонда:

· позволяет решить стратегические задачи снижения долговой нагрузки на бюджет и сокращения удельного веса внешнего долга в структуре государственной задолженности;

· не требует кардинальных изменений в законодательстве, определяющем принципы формирования и использования Стабилизационного фонда.

Недостатки. Основные недостатки данной схемы — значительные трудности и/или риски, сопряженные с осуществлением досрочного выкупа (погашения) по наиболее крупным видам внешней задолженности Российской Федерации.

В ыделяются два наиболее крупных вида этой задолженности (см. табл. 7):

а) государственные ценные бумаги в валюте, обращающиеся на открытом рынке (еврооблигации, ОГВВЗ — с общим объемом 45.2 млрд. долл. по бюджетному прогнозу на 1 января 2005 г.);

б) задолженность Парижскому клубу кредиторов (46.1 млрд. долл. по бюджетному прогнозу на 1 января 2005 г).

В случае негласного выкупа Российской Федерацией своих ценных бумаг, обращающихся на рынке, велик риск негативных последствий для репутации Российской Федерации как рыночного агента. В случае объявления публичного тендера на покупку объем предложения со стороны инвесторов может оказаться недостаточно большим. Кроме того, как при открытом, так и при негласном выкупе существенно возрастут цены на внешние долговые обязательства России, что снизит эффективность такой операции.

В озможность досрочного погашения задолженности Парижскому клубу кредиторов ограничивается необходимостью достижения комплексного соглашения о новации с большинством участников клуба (Парижский клуб исповедует принцип "один за всех, и все за одного").

В месте с тем вероятность проведения досрочного погашения на выгодных для России условиях по данной категории долга существенно выше, чем по еврооблигациям и ОГВВЗ.

Р яд европейских стран–крупных кредиторов заинтересованы в досрочной продаже (монетизации) долга Российской Федерации. Такая заинтересованность объясняется ростом бюджетных дефицитов в странах еврозоны, что вступает в противоречие с рядом основополагающих положений Маастрихтского соглашения. Монетизация внешнего долга Российской Федерации может стать одним из инструментов, способствующих решению данной проблемы. Это показал, в частности, успешный опыт такой монетизации, осуществленной в текущем году Германией посредством выпуска Aries-облигаций.

В случае, если другие европейские страны решат воспользоваться опытом Германии по монетизации российского долга, правительство РФ получит возможность заключить специальные соглашения о прямом выкупе собственного долга. Заключение соглашений о прямом досрочном выкупе долга будет отвечать интересам как стран-кредиторов, так и страны-заемщика (России). Кредиторы смогут реализовать задолженность по более высокой стоимости, чем в случае секьюритизации долга и последующего размещения соответствующих инструментов на рынке. Россия получит возможность выкупа большого объема внешнего долга, также не оказывая воздействия на рынок.

7. закон спроса. Эластичность спроса по цене, по доходу, перекрестная.

Спрос- это зависимость между ценой (P) и количеством товара (Q), которое покупатели могут и желают купить по строго определенной цене, в определенный промежуток времени. Полным спросом на товар является совокупность спросов на этот товар по различным ценам.

Эластичность спроса зависимость числа продаж от изме­нения цены на данный товар, доходов покупателей, цен това­ров-субститутов и других. Различают следующие виды эластичности спроса:

Ценовая эластичность спроса характеризует степень из­менения величины покупательского спроса в зависимости от изменения цены товара (табл. 1).

где Q/Q — относительное изменение спроса; ∆Р/Р тельное изменение цены.

>1 Эластичный спрос. При снижении цены резко возрастет ко­личество продаж и общая выручка увели­чивается; =1 Единичная эластичность. Снижение цены компенсируется ростом продаж и общая выручка остается неиз­менной; <1 Неэластичный спрос. Снижение цены незначительно меняет объем продажи, общая выручка снижается

2. Эластичность спроса по доходу характеризует степень из­менения величины покупательского спроса в зависимости от из­менения величины дохода потребителей определяется соотноше­нием между относительными изменениями объема спроса на то­вар и доходом потребителей:

где R — доход потребителя.

3. Перекрестная (косвенная) эластичность спроса характе­ризует степень изменения величины спроса на продукт а в зави­симости от изменения цены на продукт Ь и определяется по формуле

где AQa — изменение (бесконечно малое приращение) спроса на продукт а; АРЬ — изменение цены продукта Ь

>1 Продукты а и b — взаимозаменяемые товары
=1 Продукты a н b — взаимодополняемые товары
<1 Продукты а н b — независимы друг от друга

Режим fix обменного курса

Если спрос на валютном рынке больше предложения, то цена ин.валюты приобретает потенциальную энергию роста. При данном режиме ЦБ гасит эту потенциальную энергию роста обменного курса с помощью валютных интервенций.Чтобы восстановить равновесие на валютном рынке ЦБ продает ин.валюту из резервов следовательно ден.база и ден.масса снижаются. Запасы ден.активов у эк.субъектов снижаются, поэтому они продают имеющиеся у них ФА, предложение ФА увеличивается, цена снижается и доходность, следовательно LM смещается влево. Объем нац.доходаснижается, т.к. рост % ставки ведет к снижению инвест.спроса, и совокупный спрос на товарном рынке снижается, а вместе с тем и выпуск. Кредитно-ден. политика не эффективна в условиях FIX обменного курса.

Бюджетное ограничение. Эффект дохода и эффект замены. Максимизация полезности в рамках бюджетного ограничения. Общее условие равновесия потребителя (принцип равной полезности).

Бюджетное ограничение (линия цен, прямая расходов). Оно показывает, какие потребительские наборы можно приобрести за данную сумму денег. Если I — доход потребителя, Рх — цена блага X, Р — цена блага Y, а X и Y составляют соответственно купленные количества благ, то уравнение бюджетного ограничения можно записать следующим образом: I = РхХ + PyY или в более привычном виде:

Y= I/Py - Рх/Ру где -Рх/Ру — угловой коэффициент прямой расходов, который измеряет

наклон этой прямой к оси абсцисс. При Х=0, Y=I/P, то есть весь доход потребителя расходуется на благо Y. Его количество легко подсчитать, разделив доход на цену этого блага. При Y=0, Х=1/Рх, то есть мы находим количество блага X, которое потребитель может купить по цене Рх (рис.)

Y

I/Py

 

 

-Рх/Ру X

 

 


Рис. Бюджетное ограничение

Основной задачей модели потребительского выбора является объяснение того, как на выбор потребителя влияют его предпочтения. Модель позволяет установить условия, при которых потребитель максимизирует полезность. Для того, чтобы определить, при каких условиях потребитель получает максим. удовлетворение своих потребностей, необходимо совместить в одной системе координат карту кривых безразличия потребителя и его бюджетную линию. (см. рис 2.4) Критерий потребительского выбора – это получение максимальной полезности. Точки, расположенные ниже бюджетной линии в треугольнике АОВ, не являются точками потребительского выбора, т.к. доход в этом случае расходуется не полностью. Точки F, C также не являются точками выбора, согласно третьему предположению (большое количество товара предпочитается меньшему). Точка потребительского выбора – это точка касания бюджетной линии и кривой безразличия, т.е. точка Е. Точка Е соответствует наиболее высокому уровню полезности при данном доходе и ценах товаров. Поскольку в Е наклон бюджетной линии равен наклону кривой безразличия, то: - наклон бюджетной линии, следовательно: . Отсюда следует: - принцип равной полезности. MRS показывает то количество товара у, от которого потр-ль желает отказаться ради дополнительной единицы товара х. (Равновесию потребителя соответствует такой комбинации покупаемых товаров, которая максим. полезность при данном бюдж. ограничении.) Принцип равной полезности показывает, что потр-ль максим. полезность, покупая два товара, что их предельные полезности в расчёте на цену равны. Эффект замены. Первая причина сокращения потребления при повышении цены вполне очевидна. Если цена на чай растет, в то время как другие цены остаются неизменными, чай становится относительно более дорогим. Сл-но, для того чтобы поддерживать уровень жизни с наим.з-ми, имеет смысл заменить чай какими-либо другими товарами. Т.о, чай становится относительно более дорогим ср-вом, чем раньше, и его потребление сокращается, тогда ЕЗК потребление кофе и какао растет. Эффект дохода. С др. стороны, если вы вынуждены покупать какой-либо товар по более высокой цене, чем. раньше, то это, по сути дела, даже при неизменном денежном доходе, равносильно снижению вашего реального дохода или покупательной способности. А имея более низкий реальный доход, вы уже окажетесь вынуждены покупать меньше чая и других товаров.

 

 

20. Модель экономического роста Р. Солоу. «Золотое правило» накопления капитала в модели Солоу. Анализ последствий экономической политики, направленной на выполнение «золотого правила» накопления капитала.

ИНВЕСТИЦИОННАЯ ФУНКЦИЯ

Специфическое воздействие инвестиций на экономичес­кую конъюнктуру состоит в том, что в момент их осуществле­ния возрастает спрос на блага, а предложенное благ увеличива­ется лишь через некоторое время, когда в действие вступят новые производственные мощности.

Любые инвестиции осуществляются по заранее разрабо­танному проекту, при этом условием их осуществления явля­ется превышение чистого дохода над инвестиционными затра­тами.

Однако сложность сопоставления дохода с инвестицион­ными затратами состоит в том, что затраты и доходы относят­ся к разным временным периодам. Это делает их неравноцен­ными потому, что любая сумма денег, использованная на осу­ществление инвестиционного проекта либо полученная от его реализации, может быть инвестирована и принести доход, например, в форме процентов по банковскому вкладу. Эти проценты, в свою очередь, могут быть также инвестированы. Неравноценность денежных потоков, относящихся к разным моментам времени, делает их несопоставимыми.

Решить проблему несопоставимости возможно путем приведения денежных потоков (инвестиционных затрат и доходов) к одному моменту времени. Таковым является момент завер­шения инвестиционных затрат.

Таким образом, привести инвестиционные затраты к моменту их завершения, то есть к некоторому моменту времени в будущем, возможно путем наращения на них процентов. Предположим, что проектом предусмотрено строительство завода в течение 3 лет, причем затраты в первый год составят I1, во второй I2, в третий — I3 Процентная ставка неизменна в течение трех лет и составляет г. Тогда приведенная величина инвестиционных затрат составит: Iпр = I1(1 + г)3 + I2(1 + r)2+ I3(1 + г).

Для общего случая: Iпр = I(t-j)(1+r)f+1 где j- количество временных периодов до завершения ка­питальных затрат; t - количество временных периодов, в течение кото­рых осуществляются капитальные затраты.

Привести доходы от инвестиционного проекта к определенному моменту времени в прошлом возможно путем дисконтирования. Для этого ожидаемый доход в i-и год после завершения вложений Rt+i нужно разделить на (1 + г)i. Полученная таким образом величина характеризует тот исходный (базовый) финансовый поток, начисление процентов на кото­рый дает ожидаемый доход от инвестиционного проекта в определенный момент времени в будущем. Ожидаемый доход в размере Rt+i в год i после завершения инвестиций оценивается в момент завершения вложений в Rt+i/(1+r)i; так как сумма денег Rt+i/(1+r)i, будучи вложенной в момент завершения проекта, превратится в Rt+i в год i-й после завершения строительства.

Теперь условие осуществления инвестиционных проектов, сформулированное вербально ранее, можно записать в формализованном виде:

Rt+i/(1+r)i> It-j (1+r)J+1

Чем ниже процентная ставка на финансовом рынке, тем выше при прочих равных условиях оценивается ожидаемый доход от инвестиций, тем ниже оценивается затратная часть про­екта, а следовательно, тем выше вероятность выполнения ука­занного неравенства и осуществления инвестиций. Таким обра­зом, можно утверждать о существовании обратной зависимости
инвестиций от процентной ставки. Эту зависимость отражает ин­вестиционная функция: Id = I(r)

График инвестиционной функции представлен на рисунке 6.

 

Рис. 6. График инвестиционной функции

Алгебраическая форма функции инвестиций: I = Ia –br, где b - коэффициент чувствительности инвестиций к про­центной ставке. Он показывает, на сколько изме­нится размер инвестиций при изменении ставки процента на один процентный пункт.


 

27.Денежно-кредитное регулирование. Российские инструменты и методы. Де-нежно-кредитное регулирование - одно из основных средств воздействия государства на экономические процессы. Д.-к.р. эконо-мики РФ осуществляется ЦБ РФ. В порядке указанного регулирования он определяет нормы обязательных резервов, учетных ставок по кредитам, устанавливает эконо-миические нормативы для коммерческих банков, проводит операции с ценными бу-магами. Основополагающей целью кредит-но-денежной политики является помощь экономике в достижении общего уровня производства, характеризующейся полной занятостью и отсутствием инфляции. Ме-тоды ден.- кредит. политики делятся на две группы: общие (влияют на рынок ссудных капиталов в целом) и селективные (пред-назначены для регулирования конкретных видов кредита или кредитования отдельных отраслей, крупных фирм и т.д.). Охаракте-ризуем общие методы денежно-кредитной политики. Учетная (дисконтная) полити-ка - это условия, на которых центральный банк покупает векселя у коммерческих бан-ков. Учетная политика относится к прямым методам регулирования и представляет со-бой вариант регулирования качественного параметра рынка, а именно стоимости бан-ковских кредитов. В России под операция-ми на открытом рынке понимается купля-продажа Центральным банком РФ госу-дарственных ценных бумаг, которые вплоть до финансового кризиса, разразившегося в августе 1998 г., обладали высокой степе-нью ликвидности и доходности. Коммер-ческие же банки являются основными ин-весторами на рынке ценных бумаг, что рас-ширяет регулирующее воздействие ЦБ РФ на их кредитные возможности. Установле-ние норм обязательных резервов коммер-ческих банков, с одной стороны, способст-вует улучшению банковской ликвидности, а с другой — эти нормы выступают в ка-честве прямого ограничителя инвестиций. Контроль по отдельным видам кредитов. Он часто практикуется в отношении кре-дитов под заклад биржевых ценных бумаг, потребительских ссуд на покупку товаров в рассрочку, ипотечного кредита. Регулиро-вание потребительского кредита обычно вводится в периоды напряжения на рынке ссудных капиталов, когда государство стре-мится перераспределить их в пользу от-дельных отраслей или ограничить общий объем потребительского спроса. Регулиро-вание риска и ликвидности банковских опе-раций. Риск банковской деятельности опре-деляется не через оценку финансового по-ложения должников, а через соотношение выданных кредитов и суммы собственных средств банка. Размер кредитов, выданных одному клиенту или группе «породненных» клиентов, должен составлять данный про-цент от суммы собственных средств банка.

28.Взаимозамещаемость факторов производства Предельная норма технологического замещения. Замещение труда капиталом в предпринимательстве.

Замещение одних факторов производства другими не имеет абсолютного характера, поскольку каждый фактор делает то, что не может делать другой. Поэтому следовало бы говорить не о взаимозаменяемости, а, скорее, о взаимодополняемости факторов.

Существует предельная норма технологического замещения факторов производства. Мы ограничимся рассмотрением процессов индустриализации производства, когда происходит замещение затрат ручного труда работой машин и механизмов. В этом случае предельной нормой технологического замещения физическим капиталом, т.е. машинами, называют величину труда, которую может заменить каждая единица работы машин, не вызывая при этом ни увеличения, ни уменьшения объема производства. Такую комбинацию двух факторов производства можно изобразить изоквантой.

 

по оси абсцисс отложены часы работы машин (физического капитала К), а по оси ординат - затраты ручного труда. В каждой точке изокванты предельная норма технологического замещения равна наклону касательной в этой точке, умноженной на минус единицу, ибо уменьшение затрат труда требует увеличения работы машин. В нашем случае она будет равна - ΔL/ΔА Замещение одних факторов производства другими не имеет абсолютного характера, поскольку каждый фактор делает то, что не может делать другой. Поэтому следовало бы говорить не о взаимозаменяемости, а, скорее, о взаимодополняемости факторов. Для достижения наименьших издержек путем замещения более дорогих факторов производства менее дорогими необходимо продолжать этот процесс до тех пор, пока физические предельные продукты, получаемые с помощью этих факторов, не станут пропорциональны ценам соответствующих факторов. ПРЕДЕЛЬНАЯ НОРМА ТЕХНОЛОГИЧЕСКОГО ЗАМЕЩЕНИЯ — количество одного ресурса (фактора производства), которое требуется для замены единицы другого ресурса без изменения объема выпуска (т. е. при движении вдоль изокванты). П. н. т. з. определяется угловым коэффициентом изокванты, вдоль которой происходит замещение одного фактора производства другим.

 

29. Общий и первичный бюджет правительства. Дефицит и профицит государственного бюджета. Способы финансирования дефицита бюджета и их макроэкономические последствия.

Кобб-Дуглас

Деятельность фирм в условиях рыночного ценообразования на ф-ры пр-ва строится на эконом. расчетах предельной эффективности затрат и выпуска продукции. Критерием здесь выступает предельная доходность ресурсов. Она измеряется пок-ми изменения доходов фирмы от продажи выпускаемой продукции, произведенной с помощью использования дополнительной единицы каждого ресурса. Каждая фирма осуществляет эконом. расчеты объема выпуска продукции и кол-ва необходимых для этого ресурсных затрат. В наиб. общем виде это расчет фирмой собственной пр-ой ф-ии. Её можно представить в следующем виде:

Q = Y (L,K)

где Q - объем выпуска продукции;

L - количество используемого труда;

К - объем капитала (технических средств) фирмы.

Наиболее известным примером может служить ф-ия Кобба-Дугласа, которая задает выпуск (Y) в виде следующей функции от затрат капитала (К) и труда (L):

 

где А, а и b - это положительные константы.

 

Рис.1. Структура бюджетной системы РФ.

Показатели доходов и расходов консолидированных бюджетов используются при анализе экономической политики государственной власти и экономического роста территории. Поскольку Россия является федеративным государством, то бюджетная система РФ имеет многоуровневую структуру (рис.1). В нашем государстве существует несколько уровней публичной власти - федеральный, региональный и местный, каждый из которых



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-14; просмотров: 896; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.222.20.30 (0.021 с.)