Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Регулирование частных монополий. Естественная монополия. Регулирование естественных монополий.

Поиск

В наиболее развитой форме антимонопольное законодательство существует в США, где оно называется антитрестовским.

Первым антитрестовским законом был акт Шермана 1890 г., согласно которому незаконным является создание монополии и ограничение свободы торговли. Акт Клейтона (1914) устанавливает запрет на контракты по продаже товаров с принудительным ассортиментом, ценовую дискриминацию, ограничение сбыта продукции. В 1914 г. была организована федеральная торговая комиссия (ФТК), предназначенная для борьбы с «нечестными» методами конкурентной борьбы и антиконкурентными слияниями компаний. В 1950 г. закон Селлера-Кефовера дополнил акт Клейтона. поправка Селлера-Кефовера была направлена против любого слияния, уменьшающего конкуренцию и ведущего к созданию «монополии». В 1976 г. конгресс США принял Акт антитрестовских усовершенствований Харта-Скота-Родино, согласно которому компании, желающие осуществить слияние, обязаны предоставить уведомление и информацию о готовящейся сделке в Министерство юстиции и ФТК за 30–40 дней. После чего решается вопрос о возможности передачи дела в окружной суд. В 1982-84 гг. Министерство юстиции приняло новые правила регулирования слияния фирм.

В марте 1991 г. Верховный совет РСФСР принял закон «О конкуренции и ограничении монопольной деятельности на товарных рынках» и был учрежден Государственный Комитет Российской федерации по антимонопольной политике и поддержке новых экономических структур (ГКАП). Решением ГКАП от 29 декабря 1991 г. был утвержден государственный реестр Российских федеральных объединений и предприятий – «монополий». В него включены предприятия, производящие более 35% продукции на каком-либо товарном рынке. Для предприятий включенных в реестр, устанавливают обязательную декларацию повышения свободных цен, государственное регулирование цен (республиканскими или местными органами) а также предоставление статистической отчетности по объему производства, удовлетворению спроса на рынке сбыта и качеству продукции.

Естественная монополия. Естественная монополия - состояние товарного рынка, при котором удовлетворение спроса на этом рынке эффективнее в отсутствие конкуренции в силу технологических особенностей производства (в связи с существенным понижением издержек производства на единицу товара по мере увеличения объема производства), а товары, производимые субъектами естественной монополии, не могут быть заменены в потреблении другими товарами, в связи с чем спрос на данном товарном рынке на товары, производимые субъектами естественных монополий, в меньшей степени зависит от изменения цены на этот товар, чем спрос на другие виды товаров. Субъект естественной монополии - хозяйствующий субъект (юридическое лицо), занятый производством (реализацией) товаров в условиях естественной монополии.

Основные сферы деятельности субъектов естественных монополий:

· транспортировка нефти и/или нефтепродуктов по магистральным трубопроводам;

· транспортировка газа и/или газового конденсата по трубопроводам;

· специализированные услуги транспортных терминалов, портов, аэропортов;

· услуги общедоступной электрической и почтовой связи;

· услуги по передаче и/или распределению электрической и/или тепловой энергии;

· услуги по оперативно-диспетчерскому управлению в электроэнергетике;

· услуги пользования инфраструктурой железнодорожного транспорта;

· услуги централизованного водоснабжения и водоотведения;

· услуги по хранению газа;

· управление воздушным движением.

Можно выделить две основные формы государственного регулирования естественных монополий при сохранении в них преобладания частного капитала:

· организация конкурсов за вход на монопольный рынок,

· ценовое регулирование деятельности непосредственно на рынке

Так же как инструмент регулирования можно использовать полное государственное участие в предприятиях естественных монополистах.

55. Олигополия - это рыночная структура,при которой в реализации какого-либо товара доминирует очень немного продавцов,а появление новых продавцов затруднено или невозможно.Товар,реализуемый олигополистическими фирмами,может быть и дифферинцированным и стандартизированным. На олигополистических ранках,по меньшей мере,некоторые фирмы могут влиять на цену благодаря их большим долям в общем выпускаемом кол-ве товара.

Можно выделить следующие черты олигополистических рынков.:
1.Всего несколько фирм снабжают весь рынок.Продукт может быть как дифференцированым,так и стандартизированным.
2.По крайней мере, некоторые фирмы в олигополистической отрасли обладают крупными рыночными долями.Следовательно,некоторые фирмы на рынке способны влиять на цену товара,варьируя его наличие на рынке.
3.Фирмы в отрасли сознают свою взаимозависимость.
.Естественная олигополия существует,когда несколько фирм могут поставлять продукцию для всего рынка при более низких долгосрочных издержках,чем были бы у множества фирм.

Можно выделить следующие черты олигополистических рынков.:

1.Всего несколько фирм снабжают весь рынок.Продукт может быть как дифференцированым,так и стандартизированным.

2.По крайней мере, некоторые фирмы в олигополистической отрасли обладают крупными рыночными долями.Следовательно,некоторые фирмы на рынке способны влиять на цену товара,варьируя его наличие на рынке. 3.Фирмы в отрасли сознают свою взаимозависимость. Нет единой модели олигополии,хотя разработан целый ряд моделей.

Если предположить,что на местном рынке существует только горстка продавцов,реализующая стандартизированный товар,то можно рассмотреть модель “сознательного соперничества”.Каждая фирма на рынке стремиться максимизировать прибыль и допустим,каждая предполагает,что ее конкуренты будут твердо придерживаться изначальной цены.
Ценовая война - цикл последовательных уменьшений цены соперничающими на олигополистическом рынке фирмами.Она является одним из многих возможных последствий олигополистического соперничества.Войны цен хороши для потребителей,но плохи для прибылей продавцов.

ценовые войны обычно недолговечны.Олигополистические фирмы испытывают искушение всиупить между собой в сотрудничество,чтобы устанавливать цены и делить рынки таким образом,чтобы избежать перспективы ценовых войн и их неприятного воздействия на прибыль

Картель - это группа фирм,действующих совместно и согласующих решения по поводу объемов выпуска продукции и центак,как если бы они были единой монополией.В некоторых странах,например в США,картели запрещены законом.Фирмы,обвиняемые в сговорах для совместного установления цены и контроля над объемами выпускаемой продукции,подвергаются санкциям.
Но картель - это группа фирм,следовательно он сталкивается с трудносятями при установлении монопольных цен,которых не существует у чистой монополии.Основной проблемой какртелей является проблема согласования решений между фирмами - членами и установления системы ограничений (квот) для этих фирм.

Фирмы на олигополистических рынках могут устанавливать цены таким образом,что потенциальным новым производителям на рынке было невыгодно начать на нем торговлю.Для достижения этой цели фирмы на рынке могут устанавливать цены,которые не максимизируют их текущие прибыли.Вместо этого они устанавливают цены с таким расчетом,чтобы удержать новых производителей от входа на рынок и оказания понижающего воздействия на будущие прибыли.

В общем там несколько похожих моделей.
Одна в условия дуополии при равных противниках.
Другая - когда один более слабый.

и формулы расчета оптимальных цен меняются...

Общее одно - цены ниже чем при чистой монополии, но выше чем при рынке чистой конкуренции.

расчет ведется исходя из издержек - раз, т.е. насколько это выгодно вообще...
Из ценовой политики конкурентов - два...

лидер устанавливает цену на которой ему удобнее всего и прибыль максимизируется, а все остальные подстраиваются под нее.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-14; просмотров: 153; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.148.115.43 (0.018 с.)